Гиперактивность сосудов головного мозга

Дата публикации: 02.09.2018
Дата проверки статьи: 02.12.2019
Гиперактивность — это патологически повышенная активность и возбудимость, которая выражается в поведении, поступках, отсутствии сосредоточенности и концентрации внимания. Пациентам с такой болезнью свойственны импульсивность, вспыльчивость, двигательные способности выше нормы. Патология говорит о серьёзных нарушениях нервной системы. Медицинское название заболевания — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чаще проявляется у детей и подростков, что мешает обучению и общению со сверстниками. Появление СДВГ обусловлено преимущественно проблемами во время беременности и родов. Чтобы вылечить недуг, следует обращаться к неврологу.
Синдром ДВГ может возникнуть как у ребёнка, так и у взрослых, независимо от возраста. Часто родители не считают нужным показать малыша специалистам, обосновывая гиперактивное поведение обычной активностью и подвижностью. Рекомендуется обращаться к врачу при появлении таких симптомов у детей:
- неловкие, неуклюжие движения, частые падения;
- желание сломать игрушки, навредить окружающим;
- необоснованная агрессия, вспыльчивость, раздражительность;
- неусидчивость, трудности с выполнением однотипных заданий;
- непослушание, резкая смена настроения и поведения;
- низкая успеваемость в школе;
- невнимательность, плохая память, сниженная концентрация внимания.
У взрослых наблюдаются подобные признаки, а также другие симптомы:
- импульсивность в принятии решений;
- отсутствие собранности;
- перепады эмоционального состояния;
- патологическая забывчивость;
- отсутствие мотивации и стремлений;
- хаотичный ритм жизни;
- регулярная смена места работы или учёбы;
- алкогольная или наркотическая зависимость.
- Наследственная предрасположенность;
- повреждения плода при беременности;
- роды с осложнениями, родовые травмы;
- нервные потрясения у матери во время беременности;
- биполярное расстройство у взрослых;
- умственные нарушения, слабоумие;
- неблагоприятная обстановка в семье;
- неправильное воспитание;
- свинцовые интоксикации;
- острые и хронические инфекции;
- социальные и психологические проблемы;
- частые физические наказания;
- патологические процессы в мозге;
- избыток или нехватка гормонов;
- возраст роженицы старше 40 лет;
- недостаточное питание;
- отравление лекарствами;
- дефицит витаминов и микроэлементов;
- алкоголизм и наркомания родителей.
Стадии развития гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности формируется в детстве. Если болезнь была диагностирована в зрелом возрасте, это значит, что в детстве родители не обратили внимание на симптомы СДВГ. Заболевание развивается в три стадии:
- Начальная. Первые признаки можно обнаружить в возрасте 3-5 лет. Характеризуется излишней болтливостью ребёнка, чрезмерной подвижностью, капризами и приступами агрессии.
- Средняя. Обострение наступает в период полового созревания, что часто списывают на скачки гормонального фона. Выражается в частых переменах настроения, раздражительности, снижении успеваемости в школе.
- Третья. Возникает в зрелом возрасте. Симптомы обостряются после сильного потрясения — психозов, травм, депрессий. Взрослые быстро переключаются между делами, что приводит к нервным расстройствам и нарушениям памяти.
СДВГ разделяют на две классификации. Одна предусматривает три вида заболевания, другая — шесть разновидностей.
Классификация гиперактивности по DSM-IV
- Гиперактивно-импульсивная. Протекает без нарушения внимания. Сопровождается неусидчивостью, шумным активным поведением, громкой речью и повышенной разговорчивостью, внезапными импульсивными поступками и решениями, суетливостью.
- Невнимательная. Проходит без выраженных двигательных способностей, но с нарушением концентрации внимания. Сопровождается частыми ошибками в учёбе, нежеланием искать сложные решения проблем, непониманием элементарных задач, быстрым переключением между делами и разговорами, забывчивостью.
- Комбинированная. Смешанный тип патологии, который сочетает одновременно признаки двух видов СДВГ, отсутствие самоконтроля и организованности.
Классификация гиперактивности по Амену
- Классическая. Стандартная форма болезни, которая легко поддаётся лечебной терапии.
- Невнимательная. Проявляется в делах, требующих усидчивости и внимания.
- Сосредоточенная. Выражается в постоянном несогласии с простыми фактами.
- Лимбическая. Атипичная форма, при которой больной проявляет сниженную активность.
- Огненный пояс. Присутствуют признаки начальной степени биполярного расстройства, проявляется агрессия, вспыльчивость, раздражительность.
- Височной доли. Сочетание огненного пояса с невнимательным типом патологии.
Диагностика
Поставить диагноз может невролог или психиатр. На первой консультации врач оценивает такие характеристики:
- продолжительность выраженности симптоматики;
- сопровождающие проблемы в социальной среде;
- влияние патологии на обучение и профессиональную деятельность;
- наличие других отклонений в психике.
Дополнительно назначают инструментальную диагностику — компьютерную и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Чтобы пройти обследования, обращайтесь в сеть клиник ЦМРТ:
К какому врачу обратиться
При первых признаках болезни обратитесь к терапевту или педиатру, если гиперактивность проявляется у ребенка. Специалист даст направление к врачу более узкой специализации: взрослому или детскому психоневрологу.
Лечение гиперактивности
Для лечения заболевания обычно применяют комплексный курс, который включает медикаментозную и психотерапевтическую терапию. Какие лекарства назначают:
- ноотропные препараты;
- антидепрессанты;
- нейростимуляторы;
- седативные препараты;
- психостимулирующие средства.
Кроме того, полезными станут занятия с психологом и психотерапевтом. Также врач может направить на физиотерапевтические процедуры — электростимуляцию, фонофорез, рефлексотерапию, массаж. Более подробно узнать о методах лечения можно в сети клиник ЦМРТ:
Синдром угрожает нормальной социально-психологической адаптации ребёнка в коллективе, что может впоследствии выражаться в проблемах с успеваемостью, общением со сверстниками, психикой и эмоциональным состоянием. Повышается риск травмирования. Взрослые получают проблемы в личной жизни, на работе, возможно развитие психоэмоциональных отклонений, депрессий, склонности к суициду.
Профилактика гиперактивности
- Не нагружайте себя или ребёнка сразу разноплановыми задачами.
- Тренируйте память, внимание, усидчивость.
- Включите в рацион продукты с витамином D и B.
- Сократите количество ежедневного просмотра телевизора и компьютерных игр.
- Занимайтесь спортом — это поможет выпустить энергию.
- Откажитесь полностью от спиртного и наркотиков.
Отзывы пациентов
Точность диагностики и качественное обслуживание — главные приоритеты нашей работы. Мы ценим каждый отзыв, который оставляют нам наши пациенты.
Источник
Что происходит в головном мозге
Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.
Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.
Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.
Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70 % детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.
Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)
Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).
Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе
При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.
При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.
Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.
Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.
Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.
На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.
Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.
Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.
Мы довольно поверхностно остановились на механизме функционирования основных нейротрансмиттеров, уровни которых достоверно изменены в организме детей с СДВГ. Сейчас известно около 30 таких веществ. Все они работают совместно, формируя наши мысли, ощущения, решения и действия, а мозговые центры образуют систему контроля и сопоставления информации, при этом организационные функции приписывают серотонину.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
III. Что происходит от перепроизводства
Греческий поэт Антипатр, современник Цицерона, воспел изобретение водяной мельницы для размола зерна. По его мнению, она должна была освободить рабынь и восстановить золотой век: «Поберегите ваши руки, мельничихи, и спите
Пути передачи информации в головном мозге
Третий элемент мозаики – это устойчивые пути передачи информации в головном мозге, которые формируются у детей на основе определенного рисунка распределения нейромедиаторов, которые возбуждают или тормозят те или иные клетки.
Механизмы вознаграждения в мозге интроверта и экстраверта
Узнать человека – значит обнаружить его истинный характер и отличить его от всех остальных.
Герман Гессе
Давайте поближе познакомимся с ацетилхолином – нейромедиатором, доминирующим у интровертов.
Что происходит с мамой
Кровотечение после родов – это нормально, и оно будет обильнее, чем во время обычных месячных. Используйте гигиенические прокладки, а не тампоны, чтобы свести к минимуму риск инфекции. Если на прокладке вы заметите сгусток диаметром больше 3 см,
Что происходит с мамой
Есть вероятность, что вы можете неожиданно описаться. Не беспокойтесь: это случается со многими женщинами и должно пройти к шестой неделе. Недержание мочи при кашле или смехе тоже распространено, но может продолжаться до года. Роды ослабляют мышцы
Что происходит с мамой
Если у вас до сих пор есть выделения, то на этой неделе они должны быть уже незначительными. Если это не так, поговорите с вашим врачом.У многих женщин после родов, особенно после кесарева сечения, развивается анемия. Ее признаки – крайняя усталость и
Что происходит с мамой
Во время беременности мышцы живота у вас могли разойтись в середине, чтобы оставить место для ребенка. Это случается более чем у двух третей женщин. После родов эти мышцы остаются в таком же состоянии. Вы даже можете нащупать щель между ними, нажимая
Что происходит с мамой
Сейчас вы перестанете быстро сбрасывать вес. Теперь, чтобы продолжать терять килограммы, вам придется выработать режим питания и физических упражнений, но если вы кормите грудью, то не худейте больше чем на 500 г в неделю, иначе это плохо скажется на
Что происходит с мамой
Если у вас нет никаких осложнений, то в шесть недель вы пройдете последний послеродовый осмотр у гинеколога. Доктор обследует ваш живот, чтобы убедиться, что матка возвращается к своему нормальному состоянию. Также у вас возьмут анализ мочи и
Что происходит с мамой
Если вы кормите грудью, то заметите, что сейчас молоко стало меньше подтекать, а грудь сделалась мягче. Вам может показаться, что выработка молока сократилась, но это не так. На самом деле она подстроилась под запросы ребенка.Матка вернулась к своим
Что происходит с мамой
Очень сложные роды могли сильно травмировать вас душевно, и, возможно, вы ловите себя на том, что до сих пор рассказываете всем о них, переживая ужасные подробности снова и снова, и клянетесь, что больше никогда не будете иметь детей, потому что не
Что происходит с мамой
Во время беременности кальций из вашего организма пошел на формирование костей и зубов ребенка, и вы можете продолжать терять кальций, если кормите грудью. Поэтому обязательно употребляйте продукты, в которых он содержится. Дневную дозу кальция
Что происходит с мамой
Сейчас мышцы вашего живота снова срастаются и становятся крепче. Это первый шаг на пути к плоскому животу. Вы можете ускорить процесс, выполняя легкую гимнастику, но не стоит начинать ее, если разрыв между мышцами все еще больше, чем два пальца. Чтобы
Что происходит с мамой
Теперь ваше тело вернулось к норме, и вы можете приступать к активным тренировкам. Начинайте медленно и увеличивайте нагрузку постепенно, так как может понадобиться до пяти месяцев, чтобы ваши связки полностью вернулись к тому состоянию, в котором
Что происходит с мамой
Если вы кормите грудью, то, возможно, на этой неделе перестанете чувствовать болезненный приход молока. Это совершенно нормально и не означает, что его у вас стало меньше. Вы также заметите, что уже не волнуетесь о том, как давать грудь: теперь вы
Источник