Глиняные сосуды древний египет

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.
Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, – сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле – на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.
Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, – встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.
Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.
Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.
Источник
Если изучать древнеегипетские технологии не по учебникам, то они подкидывают много вопросов и загадок. Эта статья позволит Вам убедиться в том, что древние египтяне обладали знаниями о минералах, их свойствах и технологиях работы с ними на большем уровне, чем современные мастера, которые специализируются на работе с поделочными камнями и керамикой.
Что мы в наше время называем фаянсом? Это керамика, покрытая глазурью, которая обжигается в печах при высокой температуре:
Источник: wikipedia
Если из качественной глины посуду изготовить не проблема, то вот рецепт глазури для нее – та еще задача. Это целое искусство и глубокие знания. Особенно в области получения цвета покрытия и оттенков. Фаянс в современном его виде появился лишь в 17 в.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Глазурь
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Глазурь
Интересный вопрос по температуре прокаливания фаянса!
Подобрать ту или иную глазурь – нужно знать: какой минерал или оксид металла при обжиге даст в каолиновом растворе определенный цвет. Судя по этой информации, мастера русской Гжели знали оксид кобальта. А для этого нужно было выделить сам кобальт из кобальтовых руд или минералов, его содержащих. Сам металл был получен лишь в 1735 г.
Но это все вступительное слово перед описанием уникальной технологии древних египтян. Фаянс в Древнем Египте тоже был, но особенный:
Источник: https://vk.com/wall-55273640_8471
Источник: https://vk.com/wall-55273640_8471
Делали его египтяне не из керамики! Они делали его из камня, покрывая изделия глазурью. Эту глазурь сейчас мы называем египетский синий:
Кратко о том, как они получали этот пигмент. Целая технология. Получена методом проб или ошибок или им ее подарили Боги, как утверждал А.Скляров? Ведь додуматься до такого как и до технологии выплавки металлов (восстановления металлов из руды) – нужны очень глубоки знания в области материаловедения, химии, физики. И как минимум знать свойства минералов и химических элементов в отдельности.
А что за камень использовали древние египтяне как замена керамике? Кстати, зачем такие сложности? Глины не было или она была плохого качества? Тем более, любой камень не любит нагрев. Например, гранит при нагревании рассыпается в песок. Это происходит по той причине, что минералы, входящие в его состав имеют разные температуры плавления. Диоксид кремния – одна температура, а полевой шпат – другая.
Но все проще. Египтяне использовали стеатит (или по современном – талькохлорит)! Минерал – разновидность талька, который не боится нагревания, а наоборот, при нагревании становится лишь крепче. Банный или мыльный камень – другие названия породы.
Свойство минерала.
Древнеегипетская статуэтка из стеатита
Т.е. египтяне вырезали из минерала изделия: статуэтки, посуду, окунали в раствор глазури и обжигали их в печах. Это и есть древняя технология фаянса от египтян.
Изделия из египетского фаянса.
Но на этом чудеса древнеегипетского фаянса не заканчиваются. Оказывается, они умели лепить изделия из песка и сплавлять песок в сосуды и статуэтки. Спросите, как можно лепить из песка, если он рассыпается? Кратко они делали так: использовали толченый кварц. Его песчинки имели более острые края и хорошо цеплялись друг с другом. В порошок добавляли соду и соль (в очень насыщенном растворе). Получался цементирующий состав.
Вылепив изделие, его обжигали. Сода и соль переходили в другие соединения и испарялись. А кварц сплавлялся в монолит.
Вероятно перед этим изделии покрывали глазурью и все это запекалось вместе.
Но и это еще не все. Есть информация. что глазурь расплавляли и кратковременно окунали в расплав кварцевые изделия. Получался фаянс на стекле. Вот такие древнеегипетские технологии. А может и не древние? Сторонники версии Фоменко утверждают, что Древний Египет – это по технологиям и есть 16-18 вв.
***
Картинки и фотографии взяты из открытых источников: сервиса Яндекс.Картинки
Кому интересны мои публикации – > Подписывайтесь на канал и заносите его в закладки браузера (Ctrl+D).
Использование материалов журнала для youtube-каналов – только с разрешения и согласования с автором (с).
Источник
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Гжельский государственный университет»
(ГГУ)
Сообщение
по дисциплине:
История искусств
на тему:
«Додинастический период в египетском искусстве, его значение. Расписная керамика и произведения мелкой моторики. Палетка фараона Нармера»
Выполнил:
студент группы – ПО ИЗО-БЗ-17
Александрова Анжела
пос. Электроизолятор
2019
В этот период в древнеегипетском искусстве так же, как и во многих культурах первобытного общества на стадии его разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.
Поразительны каменные сосуды того времени изготовленные из гранита, мрамора, алебастра, горного хрусталя, диорита. они делались круглые и овальные, бокалообразные вытянутые и чашеобразные плоские. Единая текучая линия силуэта нарушается только маленькими, едва заметными ручками, через которые продевался шнурок для подвешивания и ношения сосуда. Тулово сосуда оканчивается плоским дискообразным венчиком. Этот приём доведённой до предельного лаконизма формы спустя несколько столетий ляжет в основу художественного образа больших пирамид Древнего царства, всей архитектуры и изобразительного искусства Египта.
Одним из древнейших производств Египта, появившимся еще в конце 5-го тысячелетия до н. э., было гончарное дело. Ранние глиняные египетские сосуды напоминали форму страусиного яйца. Возможно, что в ранние исторические времена страусиные яйца использовались в качестве сосудов. С развитием гончарного дела сосуды стали изготовляться разнообразной формы, но наиболее распространёнными были яйцевидные и шарообразные сосуды с двумя ручками, остродонные и туподонные кувшины и плоские чашки.
Большинство сосудов раскрашивалось вначале белой (имитация цвета яиц), а позднее красной краской. Затем рисунок стал воспроизводить корзиночное плетение. Воследствии получил распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, и, наконец, сосуды стали расписывать ландшафтными и бытовыми сценами.
Повествовательность – одна из характерных черт египетского искусства, которая особенно проявилась в рельефе. Примером тому могут служить плитки второй половины 4-го тысячелетия до н. э., служившие для растирания и перемешивания красок, применявшихся для нанесения татуировок во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов, прямоугольников. Некоторые воспроизводят форму животных, т. е. в них нашли отражение пережитки древних тотемных верований и охотничьих обрядов.
К концу Додинастического периода плитки стали делать овальными и больших размеров, до полуметра в длину. Поверхность их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициям, которые рассказывали теперь не только о верованиях, но и об исторических событиях. Эти плитки как бы обобщают достижения в искусстве, которые сложились в доклассовый период.
Важное место в изображении занимает образ человека. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать стихию жизненного потока, закрепить её в определённых правилах. Так возникает обязательный в каждом древнем искусстве канон, который определяет круг сюжетов, композиционные построения, пропорции изображаемого, отсекающий неглавноое, подчиняющий необязательное обязательному, временное вечному.
Важнейшим с этой точки зрения памятником искусства является плитка фараона I династии Нармера. Она как бы подытоживает всю историю развития искусства древнейшего, додинастического Египта и в то же время закладывает основу для его дальнейшей истории, являясь первым каноническим произведением Древнего Египта.
Рельефная построчная композиция, перечисляющая в строгой последовательности один эпизод за другим, совмещает их на одной плоскости, соблюдая тем самым канон единства времени и пространства.
Художник всё видимое изображает не так, как оно воспринимается глазом, а так, как оно ему представляется. Он ещё не знает перспективного сокращения и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Этот древний приём совмещения разноплановых частей в пределах одной композиции канонизируется в плите Нармера, приобретая уже в эпоху Додинастического периода своеобразную убедительность и перейдя в последующее египетское искусство.
Всё должно быть идеально ясным и понятным. Поэтому лицо фараона изображено в профиль, глаз же оставлен в фас. Грудь так же повёрнута в профиль, плечи же очерчены в фас. Нижняя часть тела воспроизведена в повороте три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Фигура фараона как бы сплющена.
Композиция развёрнутой человеческой фигуры в рельефе и настенной росписи очень характерна для египетского искусства, его стиля, его монументального облика. Она существовала затем во все времена исторического развития египетского искусства.
Ещё одна черта, характерная для этого раннего классового общества, получила в плите Нармера своё законченное и зрелое решение. Фигура Нармера на лицевой стороне плиты занимает почти всю её длину. Тем самым идея значительности подчёркивается размером, соотносительностью масштабов. Отныне фараон показывается намного выше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей.
Палетка, которая пережила пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была найдена в составе других артефактов в Иераконполе, древней додинастическиой столице, расположенной на юге Египта, британскими археологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином, во время экспедиции 1897 — 1898 г.г..
Палетка представляет собой пластину в форме щита или стелы высотой 63,5 см, шириной 42 см и толщиной 2,5 см. Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зеленого алевролита. Материал часто ошибочно идентифицируют как шифер или сланец. Шифер слоистый и имеет склонность к шелушению. У сланцев большое содержание случайным образом распределенных зерен минерала. Оба они отличаются от мелкозернистого, жесткого алеврита. Этот материал широко использовался во время додинастического периода и часто применялся при создании скульптур в эпоху Древнего царства. Статуя 2-й династии фараонов Хасехемуи, так же найденная в Иераконполе, была сделана из того же материала.
Обе стороны пластины оформлены высеченным на повышение рельефом. Верхний регистр оформлен практически одинаково.
В центре расположена иероглифическая надпись с именем Нармера, вписанным в Серех, и представляет собой Хорово имя. Имеется различие между аверсом и реверсом в стилизованном изображении фасада дворца.
По краям обеих сторон расположены изображения двух стилизованных человеческих лиц с коровьими ушами и сильно изогнутыми рогами. Они отождествляют богиню неба Хатхор, покровительницу фараонов, и богиню коровы Бат, покровительницу седьмого нома Верхнего Египта.
Рельефы на обеих сторонах палетки представляют пять сцен.
Аверс
Смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы (серпопарды), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны. В верхнем регистре над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп.
Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками.
В нижнем регистре изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.
Реверс
На обратной стороне палетки царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счета означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников. За головой пленника Справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».
В нижнем регистре палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, могут так же изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.
Благодаря этой палетке, исследователи считают Нармера основателем Египта. Он объединил враждовавшие между собой Верхний и Нижний Египет в единое государство. Однако, ранее мнения египтологов по поводу сюжета разделялись. Одни ученые считали, что палетка представляет собой запись реальных событий, другие утверждали, что это объект, предназначенный для создания единой мифологии господства Нармера над Верхним и Нижним Египтом.
Долгое время считалось, что на палетке либо изображено объединение с Нижнем Египтом царем Верхнего Египта, или записаны последние военные успехи над ливийцами, или разгром последнего оплота династии Нижниего Египта в Буто.
Источник
В Лондоне, в Университетском колледже размещен Музей египетской археологии Питри. Назван в честь его создателя. Основан в конце 19 в. В нем выставлены около 80 тыс. экспонатов из Египта и Судана. Возможно, на публичном обозрении лишь часть из них.
Мне попалась интересная фото подборка одного из посетителей этого музея, сделанные в 2014 г. Но выложил он фотографии без своих комментариев (ссылка в конце статьи). Предлагаю посмотреть и подумать над некоторыми самыми яркими и непонятными в изготовлении изделиями древних мастеров Египта.
Подпись под экспонатом: базальтовый бур для изготовления полости ваз. На базальте видны следы обработки, возможно от сверления. Да, не исключено, что им шлифовали внутреннюю полость каменных фаз. Но это лишь предположение, сделанное по внешним признакам, следам на камне.
А вот явная отливка из камня из храма в Хефрене. Подпись под экспонатом прямо об этом и говорит: сечение отливки шарнирного отверстия, выполненного трубчатым сверлом в граните. А потом, как видим, внутрь залили жидкий камень. Был ли это расплав или какой-то раствор как бетон? Проводился ли анализ породы этой отливки? Это яркий пример того, что египтяне отливали изделия из камня. Была ли это технология петрургии (плавление камня) или они знали рецепты жидких гранитов – пока вопрос. Не исключено, что кто-то знает на него ответ.
Чаша и кувшин из базальта. Как вынимали породу из внутренней полости базальтовой вазы? Она внутри расширяется и просто сверлением таким же базальтовым материалом (базальтовым стержнем) – не сделать!
1. Сосуды из кальцита. Вернее, кальцитовый алебастр. Порода хрупкая. Но вопрос в технологии изготовления внутренней полости. Как через узкое горлышко можно изготовить полость внутри?
2. Расколотый базальтовый сосуд. Сейчас возможно такое изготовить только петрургией – отливкой. Возможно, из базальта так и делали.
3. Заготовки для ваз из кальцита.
Обработать кувшин из такого кальцитового алебастра, наверное, не так сложно. Как из мрамора, например. А вот как все-таки вынимали внутреннюю полость в кувшине? Да, еще и под 90 градусом!
1. Блюдо из кальцита с очень тонкими стенками. Риск сломать такое есть на каждом этапе обработки. Может это и случилось, судя по трещинам (собрано из осколков реставраторами).
2-4 слайды – недоделанная кальцитовая чаша. Даже по фотографии складывается впечатление, что породу чем-то вытравливали, растворяли. Если так, то египтяне были еще и химики, знали с чем вступает в реакцию минералы кальцита. Но это лишь предположение.
Сосуд из базальта с качественной обработкой. Самое удивительное – на втором слайде. Был допущен скол. И туда искусно вставили каменную «вставку» из иной породы. И такое впечатление, что эту вставку залили по технологии, когда мы восстанавливаем что-то эпоксидной смолой. Зазоров и намеков на щели между породой сосуда и вставкой нет.
В Древнем Египте было стекло? Или он не такой уж и древний Египет? Обратите внимание на цветные камни на переднем плане. Они похожи на переплавленный гранит – риолиты. Именно такой красивый узор получается при его переплавке. А плавится гранит в среднем при 950-1250 гр.
Обратите внимание слева на втором слайде виден сосуд из базальта с то ли раскрашенным орнаментом, то ли он вплавлен в его структуру. Фотография на третьем слайде доказывает, что сосуды и чаши из стекла были не единичны.
Интересный ковш из базальта. Он же хрупкий! Им невозможно пользоваться. Символизм или карго-культ? А представьте все трудности для его изготовления! Или он тоже отлит из расплава?
Еще одни базальтовые сосуды. На втором и третьем слайде видно, что внутренность выбирали каким-то вращающимся инструментом. Либо сами сосуды вращались. Пятый слайд – выборка породы вращением видна отчетливо.
Экспонаты из металла. По всей видимости – из бронзы и серебра. Но качество – на высоте. Технология чеканки?
Еще больше фотографий в источник фотографий по ссылке здесь: https://laiforum.ru/viewtopic.php?f=172&t=4575 или здесь https://yadi.sk/a/pfs94C003YZARc
Как видно, находки, сделанные в Египте в конце 19 в., начале 20 в. – разбрелись по музеям мира. И в каждом находятся очень интересные экспонаты, заставляющие подумать: как это делали. На какие-то вопросы можно дать ответ. А какие-то остаются еще открытыми.
***
Картинки и фотографии взяты из открытых источников
Кому интересны мои публикации – > Подписывайтесь на канал и заносите его в закладки браузера (Ctrl+D).
Источник