Глиняные сосуды эпохи бронзы
Наиболее важный момент, не только как и каким образом было открыто гончарство, но данная статья показывает , для чего собственно, и в каких целях, для решения каких насущных задач люди открыли технологию обжига керамики.
В современной российской науке существуют два известных и широко применяемых, но методологически и методически разных подхода к изучению древнего гончарства:
1) формально-классификационный, для которого характерно широкое привлечение методов естественных наук.
2) историко-культурный, основанный на методике А. А. Бобринского (Бобринский 1978, 1999; Цетлин 2012)
Термин «керамика» произошел от греческого слова «керамос», что означает глина. Изделия, полученные из глины с разными добавками и, обожженные до камнеподобного состояния, называют керамическими. В работе постоянно упоминается термин «ленточный способ лепки», «ленточный спиральный способ». что это такое? В гончарстве объективно существуют три способа наращивания строительных элементов: кольцевой, спиральный, бессистемный или комковатый (для лоскутного налепа). Строительные элементы — это ленты, жгуты, лоскуты (оторванные фрагменты от жгута) и комки. жгуты можно навивать по кольцу и спирали, ленты — в основном только по кольцу.
Существует два предположения о происхождении гончарства. Первое, что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из гибких веток, скорее плюща, и обмазанная для прочности и как считается водостойкости глиной. Эта гипотеза происхождения гончарства получила название «корзиночной» и долгое время была основной. Этому способствовали многочисленные примеры из жизни «примитивных» народов Африки, Азии, Южной Америки. Но в ходе специальных экспериментов было доказано, что плетеный сосуд, обмазанный глиной, при обжиге часто растрескивался и не держал форму, потому как обмазывать можно эффективно только изнутри.
Согласно другой гипотезе, первым пластическим сырьем для изготовления емкостей послужила не глина, а природные материалы органического происхождения, такие как навоз животных, птичий помет, в которых глина использовалась как связывающий компонент. Такие сосуды не обжигались, а лишь высушивались, так как были предназначены для хранения или переноса продуктов. Постепенно доля глины в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем. Когда такие сосуды попадали в огонь, его органические части сгорали, а глина приобретала особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя только глину, без плетения каркаса из веток или лыка. Только после обжига глина превращалась в новое, искусственное вещество — керамику. Вначале не удавалось идентифицировать пластичное сырье этой керамики, пока не была выдвинута гипотеза об использовании илов (Васильева 1994, 1999а). Что касается термической обработки изделий, то в рамках протогончарных производств происходит постепенное освоение гончарами новых и развитие старых технологических приемов. Это проявляется сначала в применении режимов низкотемпературного обжига изделий (то есть менее450–470°С) в условиях восстановительной или полу восстановительной среды с выдержкой при такой температуре от 30 минут и суток и более. Проведенные А.А. Бобринским специальные полевые эксперименты показали, что такой термический режим может создаваться в тех случаях, когда обжигаемые сосуды перекрыты достаточно толстым слоем золы . Дерево не будет гореть, если не будет нагрето до температуры воспламенения. Эта температура у каждого типа древесины своя. Для большинства же твердых материалов она колеблется около 300 °С.
Позднее И.Н. Васильевой эти опыты продолжены. Она использовала четыре мягкие корзины, сплетенные из стеблей рогоза. Первая была обмазана илом изнутри, вторая –глиной изнутри, третья – глиной снаружи и четвертая – глиной с обеих сторон. По мере высушивания на поверхности возникали трещины, наиболее значительные в четвертом случае, которые замазывались тем же материалом, из которого была сделана первоначальная обмазка.
После высыхания все корзины были обожжены в кострище под слоем сухого навоза примерно в течение двух часов. Первая и вторая корзины сохранились полностью, и совершенно не имели наружных и внутренних повреждений и при постукивании издавали звон. Третья корзина сохранилась полностью , но имела поверхностные, так и сквозные трещины, а четвертая – полностью разрушилась во время обжига. То есть возможным представляется способ нанесения материала именно изнутри, а не снаружи, тем более тело, теряющее при нагревании часть объема, за счет потери части воды (глина и ил) объем, а следовательно физические размеры уменьшаются, и как следствие, сосуд разрушается при соприкосновении с каркасом даже из гибких ветвей. То есть по опытам вероятнее всего изначально сосуды создавались путем обмазывания корзин именно изнутри. Но исследователи забывают важнейшую функцию данных сосудов, и как вероятно, произошел обжиг изнутри.
Важно отметить, что при горении эти материалы значительно повышают температуру, что способствует переходу процесса горения в автоматический режим. Так, например, древесина загорается при температуре примерно 300 °С, а температура пламени горящей древесины колеблется в пределах 600–1000 °С., в зависимости от типа древесины. Тополь горит при температуре около 500 градусов, а горящий граб и дуб дают температуру до 1000 градусов.
Керамика ленточной культуры
Все дело было в сохранении огня, особенно при миграции людей. Огонь, в виде древесного угля , укладывали в корзину, покрытую изнутри слоем негорючего ила, и ,очевидно, люди заметили, что хотя слой углей прилегающий к илу(глине) гаснет, но в центре сохраняются полноценные угли, из которых несложно раздуть огонь. А огонь, вне всякого сомнения в те времена был ценнейшим ресурсом, обладание которым гарантировала общине больший шанс на выживание. И такое устройство было удобно переносить, не обжигая рук и не рискуя сжечь скарб. Позднее, когда даже люди отошли от того, что такого рода посуда изготовлялась не только для ухода за огнем, но и в бытовых целях, огонь в таком многослойном сосуде было легко переносить, особенно при миграциях людей в начале бронзового века.
Сосуд Поздняковской культуры.ГИМ Москва
Сосуды покрывались специфическим узором, который сначала возникал спонтанно, как отпечаток материала плетения, особенно специфические крестообразные и свастичные рисунки на дне, а потом, согласно традиции, эти узоры наносили специально, даже при изготовлении на гончарном круге. До открытия железа, когда железо и кремень стали легким способом добычи огня, транспортировка углей в сосуде, оплетенном лозой, была легким способом сохранения огня в дороге, и с этим связаны и находки керамики с изображением свастики или крестообразных узоров на дне сосуда в захоронениях, то есть огонь давали умершим в дорогу. В Древней Греции остались следы этого культа в культе Диониса, где Зевс является Семеле в виде огня, а плющ (материал для оплетки сосуда) спасает юного бога, а в мифе о походе Диониса в Индию Гефест сопровождает Вакха, и по всей очевидности, это иносказание, то есть первоначально Гефест это сосуд с горящими углями, оплетенный лозой для удобства. Слово Гефест состоит из двух составляющих – Земля и светящийся, пылающий. То есть дословно , пылающая Земля. В Древнем Риме существовал культ Весты, как культ сохранения священного огня, и очевидно, это подобное верование. Культ Гефеста на Афинском Акрополе был частью культа Афины –Паллады, как и культ Диониса, где согласно Павсанию, был камень, посвященный этому божеству.
Ритуальная чаша с острова Рюген
Таким образом, керамический сосуд, а именно обожженный сосуд, первоначально сделанный путем обмазывания илом внутри корзины возник как средство сохранения огня, что нашло отражение в символах, покрывающих эти сосуды.
Сосуд с острова Крит, начало II тыс.до н.э. Видно плетение на сосуде.
КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА, СДЕЛАННАЯ ПУТЕМ ОБМАЗЫВАНИЯ ИЛОМ (ГЛИНОЙ) ИЗНУТРИ КОРЗИНЫ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ОГНЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ
CERAMIC WARE MADE BY COVERING WITH SILT (CLAY) FROM INSIDE THE BASKET, WHICH AROSE FOR THE PRESERVATION AND TRANSPORTATION OF FIRE IN THE STONE AGE
https://synergy-journal.ru/archive/article4157
Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход
https://www.litres.ru/sergey-urevich-solov/krito-mikenskaya-kultura-i-religiya-kak-chast-indoevr/chitat-onlayn/page-2/
Источник
Бронзовый век — период в истории человечества, когда в хозяйстве преобладали орудия из бронзы, делится на ранний, средний и поздний.
Ранний охватывает период с XXXV — XXXIII вв. до н.э. по XXVI — XXV вв. до н.э. В это время распространяются добыча медной руды и переплавка меди в бронзу на Южном Кавказе, в Малой Азии, на Балканском полуострове и в Карпатах, на островах Эгейского моря. Весь этот весьма обширный регион, где впервые распространились бронзовые изделия, называется условно Циркумпонтийской (т.е., расположенной кругом около Средиземного и Черного морей) металлургической провинцией.
Поскольку бронза — материал, хорошо сохраняющийся, мало поддающийся временнóму химическому разрушению, производство химического анализа древнейших бронзовых изделий очень затруднено. Поэтому точно нельзя сказать, какие из бронзовых археологических находок самые древние. По одной версии — это находки, сделанные в Ираке и Иране, по другой — это некоторые изделия Майкопской культуры, племена которой населяли Северный Кавказ, степи Поднепровья, Крым и северо-западное побережье Черного моря. Таким образом, сейчас неизвестно, в каком именно регионе впервые была изобретена бронза. Возможно, ее начали производить самостоятельно сразу в нескольких регионах.
Наиболее высокое культурное развитие в эпоху ранней бронзы получило население юго-запада Азии и юга Европы. Это и понятно: здесь был более благоприятный для хозяйствования круглогодично теплый климат, имелись обширные площади удобной для орошения лишенной густых лесных массивов земли. Площадь пустынь в то время была меньше, и многие области, где сейчас простираются безжизненные пустыни, тогда покрывали саванны. Здесь особенно интенсивно шел процесс формирования человеческих этносов, общины людей, связанные необходимостью масштабного коллективного труда по орошению земель и охране хозяйственных угодий от врагов, особенно тесно сплачивались, образуя многотысячные политические объединения.
шумеры
Здесь появились города, письменности, Харрапская цивилизация в Индии и первые государства шумеров в Месопотамии, а на соседствующей территории Африки — древнее египетское царство. В северных же степях Евразии в эпоху ранней бронзы сложилась другая — менее развитая, но тоже богатая и влиятельная культурная область: область расселения племен воинственных скотоводов-кочевников, простиравшаяся от Карпат до Алтая.
С XXVI — XXV по XX — XIX вв. до н.э. добыча меди, олова, выплавка из них бронзы и изготовление бронзовых изделий распространяются в более северные области Евразии, хотя наибольшая плотность разрабатываемых медных и оловяных рудников сохраняется в Восточном Средиземноморье и на Кавказе. Это — период средней бронзы. В это время происходит расцвет ближневосточных цивилизаций, в частности, Аккадского царства в Месопотамии, которое затем сменяется Вавилонским царством.
Вавилонское царство
На рубеже III — II тысячелетий до н.э. медных и оловяных рудников и кузниц становится так много, что в Средиземноморье и на Кавказе формируется ряд уже независимых друг от друга районов металлургии. Новые мощные центры производства бронзы и изделий из нее появляются в Западной Европе, в Восточной Азии. Это — период поздней бронзы. В Евразии появляются новые цивилизации: государство Шан-Инь в Китае, Минойская, Элладская и Микенская цивилизации на Балканском полуострове — архаичные прототипы древнегреческой культуры. Был изобретен кузнечный мех.
Но затем некоторые народы сделали удивительное открытие: оказалось, что из гораздо более распространенной в природе, чем медная, железной руды с помощью кузнечного меха можно выплавлять железо — другой металл, доселе неизвестный человечеству. И потом его обрабатывать как медь. Железо не только было более доступным: изделия из него получались несравненно прочнее, чем из меди и бронзы. Да, оно было более тугоплавким, чем медь, но эта проблема с распространением кузнечного меха была устранена. Использовавшие его народы стали постепенно переходить с бронзовых орудий на железные. А затем стали изготовлять железное оружие: мечи, наконечники копий, латы. Против вооруженных железом воинов соперники с бронзовым оружием были бессильны: прочные и тяжелые железные мечи легко рассекали бронзовые доспехи. И народы, в быту которых железо получило широкое распространение, отправились покорять мир, искать себе новые территории для расселения.
В первую половину XII в. до н.э. многочисленные народы, жившие прежде, вероятно, по берегам Эгейского моря на Балканском полуострове и в Малой Азии (народы моря) двинулись с железным оружием в руках завоевывать богатые государства Ближнего Востока и балканского юга. Под их ударами рушится Микенская цивилизация в Древней Греции, исчезает Хеттское царство, а могущественный Древний Египет теряет былую славу и лишается своих позиций на восточном побережье Средиземного моря. Один из народов моря — филистимляне, сражавшиеся с населением находившегося в Восточном Средиземноморье Израильско-Иудейского царства, упоминается в Библии. Время этих разрушительных завоеваний, продолжавшееся около половины столетия, называется катастрофой бронзового века.
К середине I тысячелетия до н.э. железные орудия вытесняют бронзовые на большей части территории Евразии, а также в Африке. Бронзовый век заканчивается, и наступает эпоха, известная как железный век.
Прочитать полную версию и оставить комментарий можно здесь : https://history-thema.com/istoriya-epohi-bronzyi/
Если вам понравилось, нажмите слева «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.
Источник
Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана.
»
История Казахстана
»
Древнейшая история Казахстана.
» Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана.
Особенности эпохи бронзы.
В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.
Эпоха бронзы делится на три периода:
1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.
2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.
3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.
В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.
В конце 2-го – нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.
В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).
Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.
Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.
В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.
Андроновская культура эпохи бронзы.
В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры , охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.
В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов.
Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.
Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.
Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье). Одно из них г. Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары. В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.
Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.
Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.
Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.
1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.
2) Строительство особого типа надгробных сооружений.
3) Своеобразный погребальный обряд.
4) Появление новых форм глиняной посуды.
5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.
Хозяйство.
Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.
Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.
В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.
Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.
Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления
орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она оличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.
Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.
В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.
В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.
Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.
Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.
Общественный строй.
В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.
К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.
Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.
По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи
неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно – угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики археологических материалов.
Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.
Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессее повседневного труда человека.
Источник