Глиняные сосуды с золотом

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.

На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 1

Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 2

В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 3

Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.

Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 4

В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.

Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 5

Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.

Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 6

В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.

Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.

Ну и напоследок

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 7

Источник

СОСУДЫ

«И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею». (Исход)

Нам многое будет непонятно в Библии, если упускать замечание апостолов, что Писание дано для прообразов. «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он (человек) не получит ее по другому», – говорил апостол Филипп. Множество сказаний и притч Писания о сосудах в той или иной степени отражают характеристику человека, каков – он был, есть и может стать: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и годным на всякое доброе дело», – писал апостол.

Золотые и серебряные сосуды считаются самыми ценными, и потому Аарону сказано положить в золотой сосуд полный гомор манны для хранения в роды и во свидетельство нам, людям последнего времени. Где «гомор» – есть мера измерения хлебного зерна, необходимого для питания человека на один день. И тогда «свидетельство для хранения» – говорит нам о том, что человек всякий день питающийся небесной пищей (манной – словом Божиим), становится драгоценным и почетным сосудом в «большом доме» Творца.

Серебряный сосуд так же ценен, но он уже связан со словом, которое выходит из человеческих уст: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично», – говорится в Притчах. Апостол учил, что можно познать все тайны Слова, которые будут для нас как «золотые яблоки», но если они сказаны без любви, то это кимвал звучащий… Так же не секрет, что при многом знании, можно говорить очень правильные слова, но с примесью раздражения и злобы. И по этому поводу сказано – «что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд». Отделить примесь от серебра и разобраться, что есть «нечистое серебро» – одна из серьезных задач современного человека знания.

Наверное, неплохо помышлять о «золотистости» наших сосудов, но необходимо помнить, что по Библии человеческая плоть определена как сосуд глиняный – «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам», – говорил апостол Коринфянам. А другой апостол говорил так – «Не прячут предмета большой ценности в большом сосуде, но часто мириады (богатств) которые не счесть, бывали брошены в сосуд (стоимостью) в ассарий. Подобным образом с душой – предмет ценный, она заключена в презренное тело (глиняный сосуд)».

Человеку, который пренебрегает словом Божиим и основная забота которого располагается в области земной пищи, сказано в законе: «Глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить. Если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою». Глина впитывает все запахи пищи, а медный сосуд или человек «с медным лбом» – крепкий, упорный, но мягкий и податливый как этот метал, способен очищаться водою знания.

Читайте также:  Непрерывное движение крови по сосудам называют

Вода в сосуде так же является символом жизни человека и он не имеет права ее бессмысленно проливать (убивать). Во время борьбы за власть, когда ночью Давид вошел в спальню своего противника Саула, он не стал его убивать и сказал – «Жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня». Он забрал копье Саула и сосуд с водою, стоявший у изголовья и пошел в свое место. Найти свое место в жизни – достойный поступок человека и примечательная Библейская мысль.

Жизнь человека, как и вода в большом водоеме может быть застойной и перестать приносить ему радость. Так, во время бракосочетания, когда не хватило вина (радости), Иисус сказал служителям – «наполните сосуды водою и несите к распорядителю пира». Претворение воды в вино от застоявшихся иудейских водоемов, было первым и главным чудом всего Евангельского слова, которое все еще продолжается в наше время.

Сосуды с маслом отражают определенную мудрость и помазание маслом, делало человека избранным сосудом: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула), и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего». А вот, военного начальника Ииуя помазывал маслом уже не сам пророк, но некто из сынов пророческих, после чего отроку сказано – «потом отвори дверь, и беги, и не жди». Очевидно, помазывание военных людей на царство, отражает не лучшее помазание, оно заставляет «бежать» по жизни всех людей и, в том числе тех кто приводил вояку к власти. Но при разрешении некоторых проблем общества они помазывались, чтобы поражать бракованные сосуды горшечника – «поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Очень любопытно и знаменательно, что сосуд с елеем стал чаще появляться в руках женщины. Через слово пророка Елисея, но в руках женщины масло увеличивалось во многих сосудах – «Они (сыновья) подавали ей, а она наливала». Мужчина помазывает мужчину на царство и на войну, что влечет к перверсным отношениям между ними, а женщина к любви. Апостол Филипп учил, что масло для помазания происходит от древа жизни, то есть от женщины. Это очень серьезная аксиома Библии и, потому Иисуса помазала маслом именно женщина – «пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову». Это у Луки, не прямого ученика Иисуса и удаленного во времени – женщина представлена рабыней мужчины, когда она обливает ноги Его слезами и отирает волосами головы своей, и целует ноги Его, и только потом «мажет миром» ноги, не разбивая сосуда. У евангелиста Марка, разбитый сосуд женщины и возлияние масла на голову мужчины, признак мудрости женщины и любви к избранному мужчине.

Замечательно сказал апостол Филипп – «Сосуды стеклянные и сосуды глиняные появляются с помощью огня. Но сосуды стеклянные, если они разбиваются, создаются снова, ибо они появляются от дуновения. Сосуды же глиняные, если они разбиваются, уничтожаются, ибо появляются они без дуновения». Вспомним, что и человек появился от «дуновения» Бога – «и вдунул в лице его (человека)», то есть Духа любви. А все те, многочисленные цивилизации, бывшие в прошлом и о которых много говорят эзотерики, очевидно, были сильны и умны, но погибли, как не имевшие этого Духа.

Пустой и разбитый по неосторожности сосуд, отражает незнание и не понимание – как действовать, жить и любить: «Иисус сказал: Царствие подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала, она не поняла, (как) действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю, нашла его пустым». Дороги, которые удаляют человека от Бога и Его царства, делают человека пустым даже тогда, когда он достигает «своего» дома.

В притче о десяти девах, ожидавших жениха, мудрыми оказались именно те, которые «вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих». Ожидать своего мужчину и любить его, есть хороший признак для тех женщин, которые желают попасть на небесный Пир и Брачную вечерю – «пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились».

По Библии – хлеб, масло и вино, являются основной пищей человека и отражают такие качества жизни как – слово, мудрость и радость. Слово, как и хлеб может иметь разное качество – как по способу его говорения так и по способности его восприятия. Чистые слова любви просты и легки в понимании, а слова ветхих пророков сложны и неудобоваримы, но как твердая пища необходимы для нашего взросления. Сложность текстов ветхих пророков определена их служением, у Иезекииля оно выражено так – «Вот, Я возложил на тебя узы… Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней ты будешь есть их». Здесь, в одном сосуде смешана пища для людей и животных, чистая и нечистая, и по числу дней наших мы тоже питаемся ей, даже если это знание нам не очень приятно. Не очень приятно сознавать, что мы как глиняные сосуды, оказавшиеся в «непочетном» употреблении, становимся переливаемы от «жизни в жизнь». Вот, как об этом говорит пророк Иеремия – «Проклят, кто дело Господне делает небрежно… Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся. Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его и опорожнят сосуды его, и разобьют кувшины его». Конечно, чтобы в полноте знать – о чем сказал здесь пророк, необходимо знать суть появление и рождение Моава. Но, для нашей заметки мы сошлемся на другую фразу пророка, которая ярко показывает – куда пойдут те, кто любит воевать и разрушать чужие селения – «и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете. А в землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не возвратятся».

Читайте также:  Ложка меда натощак для сосудов

Не лучшее будущее ожидает и тех людей, которые создают многочисленные законы и правила, препятствующие достижению полноты жизни. Это их «дела идут им вслед» и это им определено быть перелитым в те области жизни, которые они обременили своими не лучшими делами: «Неужели этот человек, есть создание презренное, отверженное? или он – сосуд непотребный? за что они выброшены – он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?». А тем, которые думают обойти закон «переливания», наполнив свой сосуд ягодой из другого виноградника знаний, закон предупреждает – «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади». Этими «виноградниками «ближнего твоего» является множество монахов прошлого, пророчествовавших о неком возрождении земли и стран, но мало говоривших о новых сосудах с новой плотью, которая не ветшает и не разбивается как глиняный сосуд. А этими лакомыми ягодами могут быть эзотерические учения, типа – египетская и тибетская «книга мертвых», где рассказано – как родиться в той или иной стране земли. Или научные гипотезы о том, как избежать смерти или отодвинуть ее в «вечности».

Дорогими и драгоценными сосудами названы люди, которые попадают под определение учителей или пастырей народа. Но тем, кто сидит на старых дрожжах религиозного знания и не желает постигать домостроительство Божие для последних времен, сказано – «ибо у Господа состязание с народами. Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада; ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд. И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада». И теперь понятно, почему религиозная мысль и ее не лучшие представители отвергают учение о «переливании».

Современный человек это все тот же Израиль «борящийся с Богом», который уже давно и много раз перелит в народах – «Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд». Историки все еще продолжают искать тринадцатое колено Израиля, потерянное в народах. Но, по Писанию оно определяется как «два в одном» – Ефрем плюс половина колена Манасии, которое отказалось войти в землю обетованную. Много любопытного о них сказал пророк Осия и в частности, о Ефреме как драгоценном сосуде сказано – «Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех. Муки родильницы постигнут его; он – сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей. Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов». Многие современники находят утешение в учениях о повторных рождениях в «старой» плоти и о таковых сказано «он сын неразумный». И тогда, человек не имеет права спорить о лучшем сосуде, но как сказал апостол – «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?».

Необходимо помнить и понимать, что во времена Иисуса земля горшечника продана за тридцать серебреников, цена, которая прежде была брошена в церковное хранилище. Это «высокая цена, в какую они (священники) оценили» Иисуса как аскета и полная цена женщины, способную к любви по закону Моисея, но так и не состоявшуюся в том из-за множества разбитых горшков. Черепки разбитых горшков покрыли выкупленную землю горшечника толстым слоем так, что она уже не может рождать и новые ростки знания не могут пробиться к жизни. Но, время купли и продажи земли, из которой добывалась глина для горшечников и она-же земля для погребения не понятых странников, прошло. Теперь же, которые «кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного», в Откровении сказано – «и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся».

Единственное, они могут надеяться на чудо о котором апостол сказал – «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» Фраза очень знаменательна, потому что вселяет надежду, что даже «гневные и готовые к погибели сосуды», будут приведены к … Да, у Бога Отца обителей много, в том числе и земных, но которые все так же нуждаются в сосудах разного употребления… А вот здесь – каждому свое!

Источник

Алабастр

Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.

Амфора

Овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

Арибалл

Небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей.

Аскос

Небольшой плоский ритуальный сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью.

Балакиръ

Кувшин, кринка, горлан, горшок для молока.

Блюдо

Большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.

Бо

Древнекитайская чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.

Братина

Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) – сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком;

большая деревянная чашка.

Бутылка

Узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин;

Читайте также:  Перелет с больными сосудами

портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.

Бутыль

Большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.

Ваза

(по В.И. Далю) – сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху,

для украшения покоев и зданий.

Гидрия

Керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Глек

Глек, глечек – кринка, малый горлач.

Горлан

Горлан (по Далю) – кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.

Дискос

(по Далю) – церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену – дископокровец.

Ендова

(по Далю) – широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем.

Канфар

Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

Киаф

Сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на

ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и

как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

Килик

Керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

Кратер

Сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.

Кринка

Кринка, криночка, (по Далю) малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.

Кубан

Кубан (по Далю) – большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.

Кубатка

то же, что и горлач.

Кувшин

Кувшин (по В.И. Далю) – – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.

Кумка

Кумка (по Далю) – чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.

Лебес

Лебес (греч. котел) – большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления

пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.

Лекиф

Лекиф – древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

Лутрофор

Лутрофор – сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом,

широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным

украшением любых могил.

Миса

Миса, миска, мисочка (по Далю) – чаша, чашка; посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол.

Мисник

Мисник (по Далю) – – поставец, судница, полки или шкаф для посуды.

Ойнохоя

Ойнохоя – кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.

Окрин

Окрин (по Далю) – церковный сосуд, чаша; кувшин, горлач; ваза.

Патера

Патера – глубокая или плоская чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.

Пелика

Пелика – расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

Пиксида

Пиксида (греч. самшит) – круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.

Пин

Пин – – древнеяпонская бутыль с округлым горлышком

Посуда

Посуда (по В.И. Далю) – домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.

Псиктер

Псиктер – сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Ритон

Ритон (греч. рог для питья) – – керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

Скифос

Скифос (или котила) – сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался рим-

лянами как мера жидкости (0,27 л).

Сосуд

Сосуд (по Далю) – – посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо,

особенно жидкости. Все содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.

Стамнос

Стамнос – сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.

Стопа

Стопа, коноб – кружка, большой бокал, который обходит в круговую.

Тарелка

Тарелка (по Далю – тарелъ стар, тале(и)рка) столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружек, на котором крошат

мясо.

Урна

Урна – древнеримские сосуды для сбора и захоронения праха умершего. Для особо знатных погребений изготовлялись лицевые и фигур-

ные урны, домашние ларцы для пепла. Часто изящно выполненную урну помещали в более грубо обработанную.

Фиала

Фиала – сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.

Фляга

Фляга, фляжка (по Далю) – бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.

Ху

Ху – древнекитайский высокогорлый кувшин с выпуклым туловом, обычно украшенный рисунками рыб.

Циста

Циста (лат. корзина) – цилиндрический ларец для хранения туалетных принадлежностей.

Чаша

Чаша (по Далю) – сосуд полушаром или около того; братина; миса.

Чашка

Чашка – небольшой округлый сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, мис(к)а, ставец.

Источник: Бугамаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-дону. .”Феникс”, 2000 г.

Источник