Глиняный сосуд 5000 лет


Дзёмон, самая ранняя культура доисторической Японии, этот период известен глиняной посудой украшенной рельефными узорами в виде верёвки. Термин «Дзёмон» (縄 文) означает «узор — верёвка». Характерные отпечатки делались на поверхности сосудов путём вдавливания в неё самой настоящей веревки прежде, чем глина нагреется до температуры 600-900 градусов Цельсия. Эти керамические изделия считаются старейшими на Земле, их появление связано с цивилизацией Айнов, народа, предки которого поселились на японских островах примерно в XIII тысячелетии до н.э. Генетически, Айны родственны коренным народам Сибири и Дальнего Востока.
Долгое время сохранялась некоторая неопределенность относительно хронологии этого периода, особенно времени его начала. Сейчас, дата — около 10500 г. до н.э. обозначена учёными как начало периода. Начальный Дзёмон продлился ориентировочно до 8000 г. до н.э. Другие специалисты предпочитают ориентироваться на более позднюю дату, которая могла наступить примерно с 7500 по 4500 года до н.э., что часто подтверждается данными археологии. В целом, все согласны, что период закончился где то около 300 г. до н.э., когда предки современных японцев стали прибывать из материковой Азии большими группами. Его конец совпал с появлением культуры Яёй.
Глиняные сосуды, начало Самого раннего Дзёмона (около 8000 лет до н.э.). Эти ёмкости использовались рыбаками для засолки рыбы | photo from www.dailymail.co.uk
В Аомори, на острове Хонсю найдена самая старая японская керамика. В конце 90-х годов здесь были проведены раскопки древней стоянки, обнаруженные осколки посуды были датированы 16500-14500 годами до н.э. Это самые ранние гончарные изделия известные в настоящее время. Многие считают, что керамика на японских островах появилась ещё раньше, однако, из-за неоднозначности выводов основанных на различных методах датирования, трудно определить наверняка, как давно была сделана первая японская керамика. Похоже, что гончарное дело возникло благодаря пришедшему в конце плейстоцена потеплению, ледники отступали, климат нагрелся близко к своей нынешней температуре и человек начал производить керамику в гораздо большем количестве.
Итак, эра Дзёмон закончилась примерно в 300 году до н.э., её принято разделять на шесть периодов: Начальный Дзёмон 10500-8000 гг. до н.э., Самый ранний Дзёмон 8000-5000 гг. до н.э., Ранний Дзёмон 5000-2500 гг. до н.э., Средний Дзёмон 2500-1500 гг. до н.э., Поздний Дзёмон 1500-1000 гг. до н.э. и Финальный Дзёмон 1000-300 гг. до н.э.
Сосуды с пламенеобразным орнаментом, период Средий Дзёмон (2500-1500 гг. до н.э.), стоянка Сасаяма | photo from www.apollo-magazine.com
Появление культуры Дзёмон окутано тайной, часто говорится о её сходстве с ранними культурами северо-восточной Азии и даже Америки. Артефакты эпохи неолита (нового каменного века) были обнаружены во многих местах, от северного острова Хоккайдо до южного архипелага Рюкю, но чаще всего они попадаются в центральной и восточной части Хонсю, где культура продержалась дольше всего. Люди жили небольшими общинами, в основном в полуземлянках, вблизи рек или вдоль берега моря, занимались охотой, рыболовством и собирательством. Раскопки показывают, что сельское хозяйство в его ранних формах появилось к концу периода.
Догу (глиняная фигурка) известная как «Богиня в маске», период Поздний Дзёмон (1500-1000 гг. до н.э.), стоянка Накаппара, префектура Нагана | photo from www.apollo-magazine.com
Догу известная как «Венера Дзёмон», Средний Дзёмон (2500-1500 гг. до н.э.), стоянка Танабатаке, префектура Нагана | photo from www.apollo-magazine.com
В начальном периоде керамика делалась из красной и жёлтой глины глины. Поскольку гончарный круг был неизвестен, применялись ручные методы, в частности «метод намотки» (способ наложения глиняных витков). Посуду складывали в кучу и обжигали на открытом огне. Ранние сосуды представляли из себя горшки и миски, позже появились антропоморфные фигурки, которые, вероятно, являются свидетельствами начальных форм религии. Чем дальше, тем эти символические предметы становились более разнообразными по стилю и значению. Статуэтки, относящиеся к среднему, позднему и финальному периодам, демонстрируют рост технического и художественного мастерства, возрастание роли ритуальных практик, они часто во всех аспектах превосходят глиняные артефакты других культур каменного века.
Стоянка Саннай-Маруяма, север о. Хонсю. В 90-х годах здесь были проведены раскопки и обнаружено поселение возраст которого около 7 тысяч лет. На фото: нижняя углублённая часть жилища. Видны места посадки столбов поддерживающих строение. Второе фото: реконструкция хижины. | photos from www.factsanddetails.com
У многих сосудов периода Раннего Дзёмон было округлое дно, их размер довольно мал. Это показывает, что они использовались для варки пищи. Так продолжалось да наступления Среднего Дзёмон, когда гончарные изделия стали более сложными, формы горшков становились изящней, появилось больше украшений. А фигурки Догу (土偶) связанные с культом плодородия, перестали быть плоскими и грубыми, они приобрели объём и красивый рисунок.
Глиняный кувшин, период Поздний Дзёмон (1500-1000 гг. до н.э.), регион Тохоку (север о. Хонсю) | photo from www.metmuseum.org
Фигурка Догу, красная клина (1000-800 гг. до н.э.), регион Тохоку, о. Хонсю | photo from www.sukhasiddhi.blog
Инструменты из камня и кости, деревянные луки, ножи, топоры, камни для шлифовки появились, по крайней мере, ещё в самый ранний период (ок. 8000-5000 лет до н.э.). К Раннему Дзёмону (5000-2500 гг. до н.э.) изготовление тканых корзин, украшений и глиняных сосудов для самых разных нужд стало повсеместным. В это время обитатели Японских островов уже торговали с жителями Корейского полуострова. Остатки предметов обнаруженных в мусорных отвалах, свидетельствуют о том, что к Среднему Дзёмону (ок. 2500-1500 гг. до н.э.) начали появляться постоянные поселения. А в Позднем Дзёмоне (ок. 1500-1000 гг. до н.э.), люди стали переезжать к побережью, появились новые орудия лова: гарпуны и крупные сети. Считается, что в финальный (последний) период (ок. 1000-300 гг. до н.э.), переходящий в Яёй, люди научились выращивать рис во многих районах Японии.
©Великая керамика 31.05.2020
Источники: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-5959495/Pottery-created-early-man-surge-heavy-fishing-end-Ice-Age, https://www.kaen-heritage.com/english/explore/sanjo.php, https://www.apollo-magazine.com/precocious-potters-ancient-japan-jomon/, https://www.metmuseum.org/art/collection/search/50165, https://www.reviewjournal.com/entertainment/arts-culture/, https://sukhasiddhi.blog/2017/11/05/shakoki-dogu/, https://factsanddetails.com/japan/cat16/sub105/entry-5608.html
Источник
Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник
Небольшой рассказ о керамике древних цивилизаций Междуречья. О том, как она появилась, какие существовали стили и какие исторические эпохи она сопровождала.
До того, как в Месопотамии появилась первая керамика, люди изготавливали посуду из камня. Несмортя на то, что технологии были самыми примитивными, многие сохранившиеся образцы – настоящее произведение искусства.
Каменный сосуд, средний Ефрат, 6000 до н. э.
Около 7000 лет до н. э. наряду с каменной посудой начинает появляться первая керамика. У неё простой дизайн и толстые стены.
Притмерно 1000 лет спустя люди впервые поселяются в предгорьях северной Месопотамии. Они изготавливали керамику из светлой глины и наносили на неё узор красной краской. Так появилась керамика хассунского стиля:
Блюдо хассунской культуры. Источник фото: Wikimedia Commons
Фрагмент расписного кувшина хассунской культуры, Ирак. Источник фото: Wikimedia Commons
Самаррская культура существовала в 6000 – 5000 году до н. э. Жители этой культуры первыми начали использовать ирригацию, поскольку жили в неплодородных засушливых областях. Возможно, именно это открытие способствовало появлению “колыбели цивилизации” именно в этих местах. Они первыми начали вырасщивать лён и ячмень. Главная черта этой культуры – изящная расписная керамика с “танцующим” мотивом. На ней изображались фигуры животных и людей в сочетании с геометрическим орнаментом:
Блюдо самаррской культуры с мотивом свастики, птицами и рыбой. Берлинский музей. Источник фото: Wikimedia Commons.
Исключительная по своей красоте керамика появляется в следующей фазе развития древней месопотамии, в халафской культуре.
Эта культура сформировалась в северной Сирии. Кроме расписной керамики известны многочисленные статуэтки, изображающие женщин. В находках уже появляются первые изделия из меди. Типичным элементом орнамента в керамике было изображение бычьих голов.
Блюдо халафской культуры. Источник фото: Wikimedia Commons
Фрагмент расписного сосуда. Источник фото Музей Метрополитен: https://www.metmuseum.org/toah/hd/half/hd_half.htm
Фрагмент расписного сосуда со страусом. Источник фото: Музей Метрополитен https://www.metmuseum.org/toah/hd/half/hd_half.htm
Керамика из поселения Тель-Халаф
Керамика из раскопок Тель-Халаф
Керамика Тель-Халаф
Убейдская культура. В это время появились первые города, вернее их предшественники, которые расцветут в период шумерской культуры. Самым крупным убейдским поселением был Эреду. Согласно шумерским легендам, этот город был первой столицей после того, как люди прибыли из райского острова Дильмун.
Для убейдской культуры харакерна керамика с росписью чёрной краской.
Источник фото: Wikimedia Commons
Источник фото: Wikimedia Commons
Источник фото: Wikimedia Commons
Убейдская керамика. Источник фото: Wikimedia Commons
Урукская культура является последней доисторической культурой Месопотамии. Последней, потому что на конце этого периода появляется письменность, и этоти регион вступает в историческую эпоху. Теперь мы можем узнать историю этой цивилизации из письменных источников, а не только из археологических раскопок.
Именно в этой культуре люди изобретают колесо. Оно тут же находит применение в гончарном производстве – появляется гончарный круг. Это позволяет производить керамическую посуду массово, теперь она становится стандартной и без росписи. Однако находятся и прекрасные образцы расписной керамики.
Урукская керамика. Источник фото: Wikimedia Commons
Урукская керамика Джемсдет-Наср. Источник фото: Wikimedia Commons
Расписная урукская керамика. Источник фото: Wikimedia Commons
Надеюсь, вам понравилась подборка. Ставьте “нравится” и подписывайтесь на канал!
Вы также можете поддержать развитие канала, угостив автора чаем:
Источник
Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.
После появления в Х-ХIII веках первых русских городов, стали создаваться центры ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.
Самая распространенная утварь Древней Руси – глиняная посуда. В конце IX – начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.
На территории Новгорода археологи часто находили практически все необходимые для приготовления еды элементы утвари: тарелки (глубокие и мелкие), миски, ложки, плошки, кринки, кувшины, чаши, корчаги. На раскопках в Суздале обнаружили много изделий из керамики XI-XIV веков. По материалам раскопок ученые пришли к выводу, что видов домашней утвари в X-XI века было очень много.
Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.
В середине XVII века в моду вошли сложные глиняные изделия – “ценинные” сосуды. Они были покрыты глазурью и служили для подачи напитков – меда, кваса и браги.
Для замешивания теста на хлеб или пироги использовали горшки яйцевидной или конусовидной формы. Внутри такие горшки были покрыты поливой (цветной глазурью). Названий для данных горшков было множество, даже в пределах только Вологодской губернии. Их называли кринка, опарница, челпан, квашонка, пекарка, ставок, пирожная, корчага, ставка. На Алтае горшки для замеса теста называли колыванка.
У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. Щи оставляли в печи прямо в горшке, и они упревали, становясь наваристее и вкуснее. Это происходило благодаря специальной форме горшка. Тепло от печи равномерно распределялось по всей посудине и в ней ничего не пригорало. Были в хозяйстве и горшки помельче – для разогрева щей. Но подавали готовую пищу на стол не в горшках, а на большом блюде – глиняном или деревянном. Хозяйки Владимирской губернии имели отдельный горшок для приготовления сладких супов.
Имелись у хозяек и ухваты (северные и центральные губернии) или рогачи (южные губернии). Эти приспособления изготавливались под форму горшка и помогали ставить или вынимать горшок из печи. Ухват, как и чапельник (сковородник) и кочерга, всегда находились на одном месте – у печи. В XIX веке глиняный горшок сменил чугунок (металлический горшок). Жарили и запекали в плоских сковородах, металлических или гончарных (латках, жаровнях, плошках).
Латками пользовались для того, чтобы тушить мясо. Латка представляла собой плоскую невысокую миску с двумя ручками. В Нижегородской губернии латку называли мясницей, в Вологодской – жаровницей, жаровней, тушонкой. В Ярославской губернии для тушения использовали тушку – округлую миску с ручкой. В Тверской губернии для растапливания сала пользовались растворником – небольшим горшком с трубчатым рыльцем.
Латки (глиняные сковороды) использовали для жарки рыбы и овощей. Латки на Кубани называли чапликами.
Кашники (маленькие горшочки из глины) служили для приготовления, разогрева и подачи на стол каши. В Нижегородской губернии кашники называли еще кубанами, по форме они были похожи на репку. В Вологодской губернии их называли накровками, плошками и по форме они были более круглыми.
Глиняная утварь для холодца и заливной рыбы была очень разнообразна – округлой, треугольной, квадратной формы. Такую посуду украшали рисунками сбоку и по дну, покрывали цветной глазурью.
В период сенокоса актуальна была посуда, позволяющая долго хранить тепло пищи. Например, для каши и щей использовали сдвоенные горшки в форме шара, с ручкой посередине. Их называли двоешками в Витебской и Смоленской губернии, двойничками – в Московской, шанками – в Ярославской. Кашу носили в яйцевидном горшке с ручкой, который называли полевик. Таких горшков на севере не делали.
полевик
Для хранения растительного масла использовали елейники или кубышки (небольшие кувшины), которые имели форму шара или яйца. У кувшина была ручка и носик (рыльце).
Носик и горлышко кувшина закрывались пробками из дерева. В Вологодской губернии такие кувшины носили названия рыльничек, носник, кубышка, разливчик, рученька, рыльник. В Калужской губернии для хранения масла использовали бочонок – сосуд цилиндрической формы из белой глины. Он был широкий в центре и сужался к верху. Кумганы – кувшины яйцевидной формы, с ручкой и узким горлышком, которое соединялось с рыльцем пластичной перегородкой, использовали для хранения масла из семян льна в Новгородской губернии. В Московской губернии в подобных кувшинах хранили патоку.
елейник
Для хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду. Корову доили в дойник (подоенка, подойник) из дерева, у которого имелся выдолбленный носик из осины. Иногда его выдалбливали из цельного куска дерева, но к концу XIX века чаще стали делать бондарные дойники. Использовали и маленькие дойники из глины, с горизонтальной ручкой и высоким коротким рыльцем-втулкой (Пермская, Московская, Вологодская губернии). В Нижегородской губернии доили молоко и в цилиндрическое глиняное ведерко с крышкой. В Новгородской губернии использовали сосуд с очень широким горлом и рыльцем – носак.
В Нижегородской губернии процеживали молоко в глиняные кринки через кусок холста, вставленный в деревянную воронку. Кипятили молоко в черпаке – маленьком цилиндрическом сосуде с ручкой и сливом. В Новгородской губернии для сливок использовали сливочник – округлый сосуд с ручкой и изогнутым горлом. Кринки для хранения молочного в Московской губернии называли банками, в Орловской- кубанями, в Тульской – махотками. Северяне пользовались низкими кринками, южане – высокими.
Сливочное масло готовили сбиванием сметаны мутовкой (или руками) в узких кринках или комошницах. В невысокой миске с небольшим рыльцем топили масло. Эту миску называли топтушка, мазильница, рыльник, тпушка, роговик, масляник, рожонка (рожанка). Масло топили в масленке – горшочке с расширяющимся стенками, с ручкой и сливом. Масленки бывали с крышками и без. Хранили масло в небольших широкогорлых кувшинчиках с ручкой. Емкость для сметаны называли сметанник, носушка, латочка.
Готовое масло хранили в больших бочках для продажи на ярмарках, или держали в маленьких глиняных корчагах или туесах (сосудах с вставным дном цилиндрической формы).
Напитки, которые употребляли каждый день, вроде чая и кваса, пили из кандюшек – глиняных цилиндрических кружек. Были и деревянные кружки для кваса, их украшали фигурками коней, знаками, изображающими солнце. Корцы (большие ковши с длинной ручкой, выдолбленные из дерева) служили для зачерпывания питьевой воды из бочек, для розлива жидкостей.
кандюшка
Посудой из стекла до начала ХХ века пользовались совсем мало, зато широко пользовались металлической – медной и чугунной. Кроме того, пользовались стаканами и стопками из цинка.
Процедура чаепития стала распространенной с конца XVIII века, для кипячения воды и заваривания чая использовали чайники из глины и металла. До появления самоваров использовали сбитенники, внешне они похожи на чайники, но с внутренней трубкой для угля и поддувалом. В них варили и сбитень – напиток из меда, шалфея, зверобоя и пряностей. Сбитень продавали прямо на улицах.
Затем появились чайные наборы посуды. Зажиточные семьи использовали фарфоровую посуду, бедные – глиняную. В конце XIX века популярностью пользовался кузнецовский фарфор.
В Нижегородской губернии кофе заваривали в глиняных округлых кофейниках, которые были оснащены подставкой на ножках.
Соль на столе стояла в солонках или солоницах. На Севере пользовались деревянными солонками в форме уточки. Были солонки и в форме стула, с изображением людей и животных. Украшали солонки резьбой. Для дороги и работы иногда плели солонки из бересты. В Смоленской губернии в конце XIX – начале ХХ века начали делать токарные соломки с резьбой. Были в обиходе и солонки из глины, на широкой ножке.
продажа сбитня
Для особых случаев, например, церковных праздников, в доме каждого крестьянина была специальная посуда. На Спас (6 августа) для освящения ржи, гороха, и яблок в Тверской губернии использовался небольшой кувшин из глины с горлом в виде трубочки. Был у каждой семьи и горшок шаровидной формы с рукояткой, в котором готовили кутью. Во время поста пользовались не той посудой, что в обычные дни.
Многую посуду (корчаги, горшки, кувшины и т.д.) освящали одновременно с пищей – ставили на дне утвари крест в окружности.
Была специальная посуда и для приготовления киселей – кисельницы, латки. Внутри такую посуду красили, делали волнистые края, изображения рыб или раков, круги. Кисель после застывания выкладывался на тарелку вверх узором.
Квас готовили в корчагах из глины или в кадках из дерева. Внизу емкостей имелось отверстие для слива сусла. Во Владимирской губернии квас хранили в кваснике из глины. Этот квасник имел необычную дисковидную форму, благодаря которой он долго оставался холодным. В Московской губернии квас хранили в чернолощеном округлом кувшине с высоким горлом. В Вологодской губернии для хранения кваса использовали рученьки – глиняные сосуды с рыльцем, ручкой и крышкой. В Петербургской губернии квас держали в горшке с широким горлом. К столу квас или брагу подавали в кумганах – красивых шаровидных кувшинах.
Пиво было обязательным праздничным напитком, и для его приготовления в доме был целый набор утвари. Для варки пива использовали: русло (длинное корыто), сливальник (круг из дерева с дырочками для процеживания пива), лопатку для перемешивания сусла, железный или деревянный чан, лейку со сливом, ковши для вычерпывания сусла. Пиво варили не только для небольших семейных праздников, но и для коллективных. Дома его готовили в глиняных корчагах, в общественных пивоварнях – в больших металлических чанах. Готовое пиво хранили в больших сосудах, таких как горлач (Тверская губерния, сосуд из красной глины, с узким горлом), корчага (Московская губерния, чернолощеный сосуд яйцевидной формы с высоким горлом), пивной кувшин (Ярославская губерния, сосуд с расширяющимся стенками, большой ручкой и рыльцем).
Квас хранили в небольшом бочонке из дерева с квадратным отверстием сверху- логуне. В Новгородской губернии медовуху хранили в цилиндрическом сосуде из глины, с широкой центральной частью и узким горлом, которое затыкали красивой пробкой. Мед хранился в глиняных банках, которые называли в Нижегородской губернии ставнями.
Реформы Петра I, проведенные им в XVIII веке, способствовали расслоению общества, что привело к значительным изменениям в быту. Выделился особый класс – дворяне. Они стремились подчеркнуть свое отличие от низов общества, сознательно приобретали дорогую посуду, которая в то время была мерилом богатства владельца.
В то время расширились и экономические связи России с Европой, из-за чего в Россию стали попадать различные предметы роскоши, посуда из стекла, фарфора, фаянса. Появилось много новшеств и под влиянием иностранной кухни, особенно французской. В быт русских людей проникло много новых вещей, сервизов примерно в середине XVIII века. Это было связано с производством фарфора в Европе. В 1762 году был издан манифест о вольности дворянства, и дворянство стало окружать себя роскошью.
Пиры и застолья длились несколько дней и требовали большого количества посуды. Часто использовался фарфор мануфактур Западной Европы (венский, мейсенский, берлинский).
В конце XVIII века система питания снова изменилась. Это произошло за счет расширения границ Российской империи, развития земледелия, животноводства. Пища знати становилась все более изысканной, популярными стали зарубежные блюда, много внимания уделялось сервировке стола. Конечно, увеличился и ассортимент посуды. Иногда для приготовления пищи использовали до 56 предметов! Это были и квашни с лоханями, и бочонки с ведрами, и горшки, и корчаги, и ухваты.
Популярность европейской кухни привела к использованию металлических форм для пудингов, венчиков для взбивания сливок и других приспособлений. Очевидной становилась необходимость изготовления своего фарфора.
В 1744 году открылось первое предприятие по производству фарфора в России – Императорский завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ. Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной фарфора, блеском и чистотой красок.
Позже (в 1740-е годы) появился завод Гребенщикова, на котором выпускались майоликовые изделия: тарелки для супа, блюда, судочки с коричневой, синей и белой росписью.
В 1763 году открылся частный фарфоровый завод Гарднера в селе Вербилки (Дмитровский уезд, Московская губерния). Здесь выпускали изделия, доступные всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды. В 1811 году в городе Горбунове того же уезда открылся завод А.Г. Попова.
Большой вклад в историю развития русского фарфора внесли и другие мелкие заводы, особенно Гжельского района. Это заводы братьев Новых, Дунашевых, Квартальных, Кустаревых, Самсоновых, Храпуновых и др. Их продукцию любили и могли себе позволить широкие массы.
Конец XIX – начало XX веков связано с деятельностью огромного концерна “Товарищество М.С. Кузнецова”, которое производило фарфор. Существовало много частных фирм, производивших фарфор, например, в Москве известны были фирмы во главе с братьями Анохиными, Бармиными, Гулиными, Кудиновыми, в Петербурге – с братьями Корниловыми. Мастера этих заводов создавали самобытный, разнообразный фарфор.
Источник
Источник