Глиняный сосуд эпохи бронзы

Глиняный сосуд эпохи бронзы thumbnail

Наиболее важный момент, не только как и каким образом было открыто гончарство, но данная статья показывает , для чего собственно, и в каких целях, для решения каких насущных задач люди открыли технологию обжига керамики.

В современной российской науке существуют два известных и широко применяемых, но методологически и методически разных подхода к изучению древнего гончарства:

1) формально-классификационный, для которого характерно широкое привлечение методов естественных наук.

2) историко-культурный, основанный на методике А. А. Бобринского (Бобринский 1978, 1999; Цетлин 2012)

Термин «керамика» произошел от греческого слова «керамос», что означает глина. Изделия, полученные из глины с разными добавками и, обожженные до камнеподобного состояния, называют керамическими. В работе постоянно упоминается термин «ленточный способ лепки», «ленточный спиральный способ». что это такое? В гончарстве объективно существуют три способа наращивания строительных элементов: кольцевой, спиральный, бессистемный или комковатый (для лоскутного налепа). Строительные элементы – это ленты, жгуты, лоскуты (оторванные фрагменты от жгута) и комки. жгуты можно навивать по кольцу и спирали, ленты – в основном только по кольцу.

Существует два предположения о происхождении гончарства. Первое, что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из гибких веток, скорее плюща, и обмазанная для прочности и как считается водостойкости глиной. Эта гипотеза происхождения гончарства получила название «корзиночной» и долгое время была основной. Этому способствовали многочисленные примеры из жизни «примитивных» народов Африки, Азии, Южной Америки. Но в ходе специальных экспериментов было доказано, что плетеный сосуд, обмазанный глиной, при обжиге часто растрескивался и не держал форму, потому как обмазывать можно эффективно только изнутри.

Согласно другой гипотезе, первым пластическим сырьем для изготовления емкостей послужила не глина, а природные материалы органического происхождения, такие как навоз животных, птичий помет, в которых глина использовалась как связывающий компонент. Такие сосуды не обжигались, а лишь высушивались, так как были предназначены для хранения или переноса продуктов. Постепенно доля глины в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем. Когда такие сосуды попадали в огонь, его органические части сгорали, а глина приобретала особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя только глину, без плетения каркаса из веток или лыка. Только после обжига глина превращалась в новое, искусственное вещество – керамику. Вначале не удавалось идентифицировать пластичное сырье этой керамики, пока не была выдвинута гипотеза об использовании илов (Васильева 1994, 1999а). Что касается термической обработки изделий, то в рамках протогончарных производств происходит постепенное освоение гончарами новых и развитие старых технологических приемов. Это проявляется сначала в применении режимов низкотемпературного обжига изделий (то есть менее450-470°С) в условиях восстановительной или полу восстановительной среды с выдержкой при такой температуре от 30 минут и суток и более. Проведенные А.А. Бобринским специальные полевые эксперименты показали, что такой термический режим может создаваться в тех случаях, когда обжигаемые сосуды перекрыты достаточно толстым слоем золы . Дерево не будет гореть, если не будет нагрето до температуры воспламенения. Эта температура у каждого типа древесины своя. Для большинства же твердых материалов она колеблется около 300 °С.

Позднее И.Н. Васильевой эти опыты продолжены. Она использовала четыре мягкие корзины, сплетенные из стеблей рогоза. Первая была обмазана илом изнутри, вторая -глиной изнутри, третья – глиной снаружи и четвертая – глиной с обеих сторон. По мере высушивания на поверхности возникали трещины, наиболее значительные в четвертом случае, которые замазывались тем же материалом, из которого была сделана первоначальная обмазка.

После высыхания все корзины были обожжены в кострище под слоем сухого навоза примерно в течение двух часов. Первая и вторая корзины сохранились полностью, и совершенно не имели наружных и внутренних повреждений и при постукивании издавали звон. Третья корзина сохранилась полностью , но имела поверхностные, так и сквозные трещины, а четвертая – полностью разрушилась во время обжига. То есть возможным представляется способ нанесения материала именно изнутри, а не снаружи, тем более тело, теряющее при нагревании часть объема, за счет потери части воды (глина и ил) объем, а следовательно физические размеры уменьшаются, и как следствие, сосуд разрушается при соприкосновении с каркасом даже из гибких ветвей. То есть по опытам вероятнее всего изначально сосуды создавались путем обмазывания корзин именно изнутри. Но исследователи забывают важнейшую функцию данных сосудов, и как вероятно, произошел обжиг изнутри.

Важно отметить, что при горении эти материалы значительно повышают температуру, что способствует переходу процесса горения в автоматический режим. Так, например, древесина загорается при температуре примерно 300 °С, а температура пламени горящей древесины колеблется в пределах 600-1000 °С., в зависимости от типа древесины. Тополь горит при температуре около 500 градусов, а горящий граб и дуб дают температуру до 1000 градусов.

Керамика ленточной культуры

Все дело было в сохранении огня, особенно при миграции людей. Огонь, в виде древесного угля , укладывали в корзину, покрытую изнутри слоем негорючего ила, и ,очевидно, люди заметили, что хотя слой углей прилегающий к илу(глине) гаснет, но в центре сохраняются полноценные угли, из которых несложно раздуть огонь. А огонь, вне всякого сомнения в те времена был ценнейшим ресурсом, обладание которым гарантировала общине больший шанс на выживание. И такое устройство было удобно переносить, не обжигая рук и не рискуя сжечь скарб. Позднее, когда даже люди отошли от того, что такого рода посуда изготовлялась не только для ухода за огнем, но и в бытовых целях, огонь в таком многослойном сосуде было легко переносить, особенно при миграциях людей в начале бронзового века.

Читайте также:  Глазные капли от покраснения сосудов

Сосуд Поздняковской культуры.ГИМ Москва

Сосуды покрывались специфическим узором, который сначала возникал спонтанно, как отпечаток материала плетения, особенно специфические крестообразные и свастичные рисунки на дне, а потом, согласно традиции, эти узоры наносили специально, даже при изготовлении на гончарном круге. До открытия железа, когда железо и кремень стали легким способом добычи огня, транспортировка углей в сосуде, оплетенном лозой, была легким способом сохранения огня в дороге, и с этим связаны и находки керамики с изображением свастики или крестообразных узоров на дне сосуда в захоронениях, то есть огонь давали умершим в дорогу. В Древней Греции остались следы этого культа в культе Диониса, где Зевс является Семеле в виде огня, а плющ (материал для оплетки сосуда) спасает юного бога, а в мифе о походе Диониса в Индию Гефест сопровождает Вакха, и по всей очевидности, это иносказание, то есть первоначально Гефест это сосуд с горящими углями, оплетенный лозой для удобства. Слово Гефест состоит из двух составляющих – Земля и светящийся, пылающий. То есть дословно , пылающая Земля. В Древнем Риме существовал культ Весты, как культ сохранения священного огня, и очевидно, это подобное верование. Культ Гефеста на Афинском Акрополе был частью культа Афины -Паллады, как и культ Диониса, где согласно Павсанию, был камень, посвященный этому божеству.

Ритуальная чаша с острова Рюген

Таким образом, керамический сосуд, а именно обожженный сосуд, первоначально сделанный путем обмазывания илом внутри корзины возник как средство сохранения огня, что нашло отражение в символах, покрывающих эти сосуды.

Сосуд с острова Крит, начало II тыс.до н.э. Видно плетение на сосуде.

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА, СДЕЛАННАЯ ПУТЕМ ОБМАЗЫВАНИЯ ИЛОМ (ГЛИНОЙ) ИЗНУТРИ КОРЗИНЫ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ОГНЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ

CERAMIC WARE MADE BY COVERING WITH SILT (CLAY) FROM INSIDE THE BASKET, WHICH AROSE FOR THE PRESERVATION AND TRANSPORTATION OF FIRE IN THE STONE AGE

https://synergy-journal.ru//article4157

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход

https://www.litres.ru/sergey-urevich-solov/krito-mikenskaya-kultura-i-religiya-kak-chast-indoevr/chitat-onlayn/page-2/

Источник

Эпоха бронзы

Бронзовый век – один из крупных периодов в истории человечества, когда ведущую роль начинают играть орудия труда и оружие из бронзы.В степной зоне Евразии он датируется концом III – началом I вв. до н.э., т.е. продолжался около полутора тысяч лет. Бронза – сплав меди с другими металлами. Качественная бронза по твердости и прочности превосходит медь и не уступает обычной стали.

Центральный Казахстан был одним из основных районов становления и развития андроновских племен. Скопление различных памятников этого периода на сравнительно ограниченной территории, их внешний вид, техника сооружения, уровень производства свидетельствуют о высокоразвитой культуре, которую можно назвать классической андроновской. «Именно носители андроновской культуры стали основным населением казахских степей в эпоху бронзы». В Карагандинской области выявлены поселения андроновцев и более 500 курганов, датирующихся эпохой бронзы и ранних кочевий.

Глиняный сосуд эпохи бронзы

Наиболее ранние материалы эпохи бронзы (конец III тысячелетия до нашей эры) найдены в могильнике Карагаш в Каркаралинском районе. В одном из погребений этого могильника был захоронен мужчина с медным ножом, бритвой и глиняными сосудами.

С начала II тысячелетия до н. э. и до XIV-XIII веков до н. э. (период средней бронзы) в Казахстане существовали культуры андроновской культурно-исторической общности – атасуская (алакульская) и нуринская (федоровская). Население среднего периода эпохи бронзы условно принято называть андроновским.

Андроновцы создали высокий уровень культуры, их общество возглавлялось военными вождями, имевшими на вооружении боевые колесницы. Остатки такой колесницы были найдены в могильнике Сатан в верховьях реки Талды в Каркаралинском районе. Древний воин был захоронен вместе с колесницей, имевшей пару колес диаметром около метра, обод был деревянным и соединялся со ступицей десятью спицами. На таких колесницах андроновские воины сражались с врагами. Стоя на быстро мчавшейся колеснице, они расстреливали противников из лука.

У андроновцев была сложная общественная организация, реконструируемая по археологическим данным. Высокий социальный статус вождей и старейшин закреплялся и после их смерти, им воздвигали монументальные надмогильные сооружения – курганы. Так, в могильнике Аксу-Аюлы-2 самый большой курган имел диаметр 17,5 метров. Под ним находилась двойная каменная ограда, включавшая две погребальные камеры, обложенные каменными плитами. Аналогичные курганы известны в могильнике Ортау-2 на реке Атасу. Рядовых андроновцев хоронили в оградах небольших размеров. В андроновском обществе важную роль играли металлурги и кузнецы, снабжавшие население металлом.

Андроновцы жили в условиях засушливого климата, осваивая преимущественно территории в поймах рек. Им было известно земледелие, но обеспечивали свои потребности они в основном за счет домашнего скотоводства.

С древнейших времен в степях Казахстана огромная роль отводилась скотоводству. В эпоху бронзы главными хозяйственными животными были овцы и коровы. Лошади были важнейшим транспортным средством.

Культура андроновцев имеет очень много параллелей с культурой древних ариев, известных по источникам – Ригведе и Авесте. Вероятно, из среды андроновцев Казахстана и вышли те арии, которые более трех тысяч лет назад мигрировали на территорию Индостана, где заложили основы древнеиндийской цивилизации. Другая часть андроновских племен осталась на землях Казахстана, приняв участие в сложнейшем формировании культур последующих эпох.

Читайте также:  Если уменьшить объем сосуда что станет с влажностью

Богатые запасы медных руд Центрального Казахстана стали основой для развития мощного очага металлургии андроновской культуры.

На среднем этапе бронзового века население Казахстана придерживалось пастушеской или придомной, формы скотоводства.

Поселение Кент. Каркаралинский район

В период поздней бронзы (XIII-IX вв. до н.э.) в Центральном Казахстане существовала бегазы-дандыбаевская культура, которая сформировалась на основе андроновской культуры. Археологами изучены бегазы-дандыбаевские могильники Дандыбай, Бегазы, Айбас-Дарасы, Бугулы, Сангыру-1 и Сангыру-3; поселения Атасу-1, Акмустафа, Мыржик, Каркаралы-1, Каркаралы-2, Каркаралы-3 (Суыкбулак), Кент, Бугулы-1, Бугулы-2, Шортандыбулак и другие.

Люди бегазы-дандыбаевской эпохи перешли от пастушеского скотоводства к отгонному, которое являлось более эффективной формой экономического развития. Этот переход обеспечил предпосылки и условия формирования своеобразной степной цивилизации, созданной бегазы-дандыбаевским обществом. В эту эпоху появляются особо крупные поселения – прототипы древнейших городов. Лучше всего исследовано древнее поселение Кент в одноименных горах в Каркаралинском районе.

Эта культура получила название по характерным могильникам Дандыбай и Бегазы в Карагандинской области.

Могильник Бегазы находится в 30 км от поселка Актогай на правом берегу реки Бегазы. В комплекс могильника входит большое количество погребений разного времени и характера. Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Особый интерес представляют надмогильные сооружения из камня. Бегазинские монументы представляют собой одно или двухкамерные постройки квадратной формы, стороны которых строго ориентированы по сторонам света. Стены внутреннего квадрата врыты в грунт и облицованы плоскими гранитными плитами, установленными вертикально или горизонтально, выложены из камня.

Племена этой культуры населяли территорию от восточных склонов Уральских гор до предгорий Алтая. Одним из главных признаков бегазы-дандыбаевской культуры является керамика, получившая название валиковая. Валик – налепной поясок из глины, который украшал горловину керамического сосуда. Валик, как хронологический эпохальный признак, был распространен очень широко по Евразийскому степному поясу от Алтая до Балканского полуострова. Валиковая керамика найдена во всех погребениях и поселениях бегазы-дандыбаевской культуры.

На поселениях Кент, Шортандыбулак, Бугулы-2 найдена керамическая посуда, сочетающая признаки ранние (федоровско-нуринские) и поздние (валиковые). Она свидетельствует о происхождении бегазы-дандыбаевской валиковой посуды от андроновской и преемственности андроновского и дандыбаевского населения. Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

В бегазы-дандыбаевскую эпоху произошли существенные изменения в жизни людей. На смену комплексному скотоводческо-земледельческому хозяйству андроновцев пришло отгонное (яйлажное) скотоводство. При этой форме скотоводства пастбища распределяются на зимние и летние, либо зимой скот находится на стойловом содержании в поселке, а летом отгоняется на летовки. При этом способе хозяйствования со скотом на летние пастбища уходит все население поселка или его большая часть.

Жители Сарыарки в бегазы-дандыбаевское время разводили коров, лошадей, мелкий рогатый скот, держали собак. Объектами охоты были сайга, архар, кулан, кабан, марал, лось, волк, корсак, сурок, бобр, крупные птицы. Основу остеологических коллекций поселений составляют кости крупного и мелкого рогатого скота и лошади. Остатки дикой фауны не превышают 2%. Охота имела подсобное значение. Мясомолочной пищей бегазы-дандыбаевцев обеспечивала скотоводческая экономика.

«Не так высока была и подвижность бегазы-дандыбаевцев. Они жили по берегам рек и крупных ручьев в жилищах стационарного типа. Обычно в поселке было от 4-5 до 20 жилищ. Для их постройки выкапывали котлован глубиной около 0,5 м. Его стены укрепляли вертикальными каменными плитами, плиточной кладкой или плетнем из тала.

Очень важные результаты были получены при исследованиях памятников в Кентском горнолесном массиве, где было открыто грандиозное поселение Кент. Его площадь по правому берегу р. Кызылкеныш – 150 000 кв. м. Вместе с поселениями Алат, Алат-1, Алат-2, расположенными на левом берегу напротив Кента, общая площадь составляет 300 000 кв. м.

Кент по своей сути – город эпохи поздней бронзы.

Археологический лагерь

Городской статус древних поселений проявляется в ряде археологически фиксируемых признаков: 1 – площадь не менее 15 га; 2- численность населения не менее 5000 жителей; 3 – монументальная (храмовая) архитектура; 4 – сельскохозяйственная округа; 5 – ремесленное производство; 6 – торговля и обмен; 7 – социальная стратификация у обитателей города и его. Кент существенно превосходит их по размерам и количеству жилых и хозяйственных построек. Предполагаемая численность его обитателей – более 1500 человек.

Сельскохозяйственную округу Кента могли составлять синхронные ему небольшие поселения Акимбек, Домалактас, Кызылтас, Кызылтас-1, Найза, Байшора, Нарбас. На них в зимний период содержался скот под присмотром нескольких семей.

На археологических раскопках

На Кенте найдены великолепные резные изделия из кости и рога, украшенные филигранным орнаментом. Назначение многих предметов не выяснено. Но все изделия производились именно кентскими мастерами, поскольку найдены многочисленные заготовки, отходы косторезного ремесла и косторезные инструменты. Косторезное дело достигло уровня ремесленного производства, рассчитанного на реализацию продукции заказчикам или на рынок. Эти же мастера косторезы, вероятно, вырезали из пирофиллита предметы, назначение которых пока не удается определить однозначно. Они условно названы навершиями. На Кенте пока не удалось открыть местонахождение бронзолитейных мастерских. Видимо, это дело времени, ведь раскопано только около 2% площади памятника. Как и в мавзолеях, на Кенте имеется посуда инокультурного облика, которая составляет около 5% всей керамической коллекции, полученной в ходе раскопок. Найдены фрагменты сосудов, изготовленных на гончарном круге. Это явно привозная посуда. Основной регион нахождения такой керамики – Южный Узбекистан и Туркмения, отдельные экземпляры идентичны иранским прототипам. Другая линия сопоставлений кентской привозной посуды указывает на Восточное Приаралье. Еще один компонент импортной посуды имеет аналогии в керамике еловской и ирменской культур Западной Сибири. Появление импортной посуды на Кенте объясняется торговлей металлом. Многие районы Средней Азии и Западная Сибирь не имеют месторождений медной руды. Но потребности в металле заставляли население без рудных районов приобретать его на стороне. Огромные запасы медных руд Центрального Казахстана позволили бегазы-дандыбаевским горнякам и металлургам производить большое количество металла. Контроль над производством и распределением металла осуществляли вожди объединений, обитавших в горах Кент, Бугулы, Кызыларай и других горнолесных оазисах. Поселения Кент, Бугулы-2, Шортандыбулак были одновременно ставками вождей и торговыми центрами. Наряду с многочисленным скотом, торговля металлом служила средством обогащения правящих кланов. Не случайно Кент, Шортандыбулак, Бугулы-2, как и памятники Атасуского микрорайона (Мыржик, Акмустафа, Сангыру-3) и Улытауских гор – самые богатые по количеству находок. На малых поселениях, где и проживали рядовые пастухи, металлические изделия встречаются редко, нет резной кости и импортной керамики. Напротив, на поселениях городского значения много металла, резной кости, есть привозная посуда. А рядом с этими городскими центрами находились гробницы правящей элиты – мавзолеи. Богатые кланы обеспечивали спрос на предметы роскоши и престижа в виде резной кости и предметов из пирофиллита.

Читайте также:  Протез кровеносного сосуда север

Рудник Алтынтобе. Бухаржырауский район

Таким образом, целый ряд аргументов позволяет предполагать городской статус Кента, что является одним из условий и признаков возникновения цивилизации. Следовательно, цивилизация и государственность в Казахстане зарождаются на рубеже II-I тыс. до н. э.

Появление городских центров в Сарыарке стало возможным благодаря эффективному скотоводству отгонного типа и массовому, товарному производству металла.

Бегазы-дандыбаевское общество состояло из крупных объединений племен-вождеств с сильными вождями во главе и находилось на стадии формирования государственности. Экономическими, административными, политическими и идеологическими центрами объединений вождеств были поселения в ранге города – Кент, Бугулы-2, Шортандыбулак.

Три тысячи лет назад степи Центрального Казахстана стали очагом становления оригинальной и яркой цивилизации.

Литература:

Акишев А.К. Эпоха бронзы Центрального Казахстана. Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1953.

Алексеев В.П. Палеография СССР. /СА, 1972, № 1 Археологическая карта Казахстана. А., 1960.

Аскаров А.А. Типы оседлых поселений бронзового века и истоки урбанизации на юге Узбекистана. /Древние города. Л., 1977.

Ахинжанов С.М., Макарова Л.А., Нурумов Т.Н. К истории скотоводства и охоты в Казахстане. А., 1992.

Варфоломеев В.В. Бегазы-дандыбаевские погребальные сооружения могильника Карагаш. /Вопросы археологии и этнографии Центрального Казахстана. Караганда, 1982.

Варфоломеев В.В. Кент и его округа (некоторые итоги палеоэкономического и социокультурного анализа памятников Восточной Сарыарки). /Степная цивилизация Восточной Евразии. Т. 1. Древние эпохи. Астана, 2003.

Варфоломеев В.В. К вопросу «о мощном миграционном потоке бегазы-дандыбаевских племен. /Социально-демографические процессы на территории Сибири (древность и средневековье). Кемерово, 2003а Геродот. История. Л., 1972.

Варфоломеев В.В. Сары-Арка в конце бронзовой эпохи. Автореф. дисс. канд. ист. наук. А., 1991.

Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Опыт исследования закономерности зарождения и раннего развития этноса. Свердловск, 1970.

Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. 1. Челябинск, 1992.

Грязнов М.П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане. /СА, 16, 1952.

Грязнов М.П. Этапы развития хозяйства скотоводческих племен Казахстана и Южной Сибири в эпоху бронзы. /КСИЭ, вып. 26, 1957.

Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

Евдокимов В.В., Варфоломеев В.В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. Караганда, 2002.

Евдокимов В.В., Ткачев А.А. Работы Карагандинского отряда. /АО – 1978. М., 1979.

Евдокимов В.В. Исследования отряда Карагандинского университета /АО – 1979. М., 1980.

Евдокимов В.В. Работы Карагандинского отряда. /АО – 1980. М., 1981.

Евдокимов В.В. Народонаселение Степного Притоболья в эпоху бронзы. Автореф. дисс… канд. ист. наук. Киев, 1984.

Евдокимов В.В. Историческая среда эпохи бронзы степей Центрального и Северного Казахстана. А., 2000.

Евдокимов В.В. Эпоха бронзы степей Центрального и Северного Казахстана. Автореф. дисс…д-ра ист. наук. А., 2001.

Зданович Г.Б. Периодизация и хронология памятников эпохи бронзы Петропавловского Приишимья. Автореф. дисс…канд. ист. наук. М., 1975.

Итина М.А., Яблонский Л.Т. Мавзолеи Северного Тагискена. Поздний бронзовый век Нижней Сырдарьи. М., 2001.

Кузьмина Е.Е. Древние скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994.

Кукушкин И.А. Культ огня у племен Казахстана в эпоху бронзы: динамика, функции. Автореф. дисс.канд. ист. наук. А., 1993.

Ломан В.Г. Гончарная технология населения Центрального Казахстана второй половины 2-готысячелетия до н. э. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1993.

Маргулан А.X. Главнейшие памятники эпохи бронзы Центрального Казахстана. /Вестник АН КазССР, 1956, №3(132).

Маргулан А.X. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. А., 1979.

Маргулан А.X., Акишев А.К., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. А., 1966.

Маргулан А.X. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. А., 1979.

Массой Е.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976.

Нурумов Т.Н., Макарова Л.А. Домашние и дикие животные эпохи энеолита и бронзы Центрального и Северного Казахстана. /Проблемы палеоэкономики Казахстана по археологическим данным. А., 1988.

Сальников К.В. Бронзовый век Южного Зауралья (андроновская культура). /МИА, 21, 1965.

Ткачев А.А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Ч. 1,2. Тюмень, 2002.

Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980.

Источник