Глиняный сосуд под смоленском

Глиняный сосуд под смоленском thumbnail

    1. “Рис. 7. Сосуд с древнейшей русской надписью” // См. Первое отдельное издание о гнездовских курганах: Д.А. Авдусин, 1952 г. , стр.21.

.

    2. Е.А. Шмидт «Гороушна» – амфора с древнейшей русской надписью», Культурное наследие земли Смоленской, Музеи в городе Смоленске > Сокровища смоленских музеев, 13 December, 2009

.

.

….«“ГОРОУШНА” – древнейший памятник русской письменности: надпись на глиняном сосуде-амфоре.
    Обнаружена в 1949 г. во время раскопок языческих погребений в курганах у пос. Гнездово Смоленского района, произведенных археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Д.А. Авдусина.
    Среди остатков кремации купца-воина и вещей, сопровождавших умершего, найдена разбитая глиняная амфора (корчага), на верхней части которой была процарапана надпись, первоначально прочитанная как “гороухща”, но при дальнейшем детальном анализе надписи языковедами прочтение ее уточнено как “гороушна”, что означает горчица или горчичное семя.

    Однако в литературе предлагаются и др. прочтения и толкования надписи: “Гороух пса (л)”, или же при чтении “гороухща” сосуд де содержал горючую жидкость – нефть, но эти последние предположения недостаточно аргументированы. Надпись сделана владельцем амфоры при наполнении сосуда семенами горчицы, чтобы не путать амфоры, содержащие другие товары.
    По найденным в остатках погребения арабским монетам – диргемам и другим вещам установлено, что погребение совершено по языческим обрядам и курган насыпан около середины Х в.
….Таким образом, “гороушна” является самой древней русской надписью, известной к настоящему времени. Оно однозначно дает основание считать, что на Руси грамотность была еще до принятия христианской религии. …». 

Дополнено 16.08.2014 г.

    3. Емкости для хранения в Х в., Блог проекта «Один в прошлом», 13 марта 2014, Александр Фетисов, эксперт.
    «… Самая большая коллекция амфорной тары Х в. найдена в Гнездово. На сегодняшний день здесь известно более 50 фрагментов амфор, и помимо этого, — две целых. Самая известная из них — сосуд из кургана Л-13 с надписью «Горушна» или «Горуна». Это богатое скандинавское сожжение в ладье (мужчина, две женщины, конь), куда среди погребального инвентаря были помещены меч, гривна с молоточками Тора, белоглиняный византийский поливной кувшин, стеклянная лампа, костяные гребни, овальные фибулы, туалетный пинцет и многое другое. …».

    «Амфора из кургана Л-13. Гнездово. Вторая четверть — середина Х в».
    [Оригинал: 2533×3695 px, 2.1 MB].
 

    4. Краткий Проект музеефикации Гнездовского археологического комплекса и окрестностей, Смоленский историк и журналист Владимир Марков, личный блог, January 15th, 2011, 04:06 pm

    «Византийская амфора X в. c надписью гороухша или горуна. СМЗ».

См. также:
Академик РАН О.Н. Трубачев о надписи на гнездовской амфоре-корчаге.
П.Я. Черных, 1950 г.: “Слова “гороухща” не существовало в древнерусском языке …”
.А.А. Медынцева: Надписи на тарной амфорной керамике и находка из Гнездова.
Древнее Гнездово в “Православной энциклопедии”.
Чудинов В.А.: Надпись на гнездовской корчаге более содержательна, чем это видно на общеизвестных снимках.
Откуда известно, что «гнездовская надпись» – на древнерусском языке?

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой:

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Гончарное искусство на Смоленщине

Гончарное искусство на Смоленщине Презентацию подготовила ученица 9а класса В...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Гончарное искусство на Смоленщине Презентацию подготовила ученица 9а класса В

Описание слайда:

Гончарное искусство на Смоленщине Презентацию подготовила ученица 9а класса Васильева Полина По материалам историко-краеведческого музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново Смоленской обл.

2 слайд

Гончарное искусство на Смоленщине Гончарство – одно из древнейших ремёсел в С

Описание слайда:

Гончарное искусство на Смоленщине Гончарство – одно из древнейших ремёсел в Смоленском крае. В Гнездове найдены отдельные фрагменты глиняной посуды, относящиеся к отрезку времени между V и VIII вв. н. э.. Фрагмент выставки в историко-краеведческом музее. г. Смоленск.

3 слайд

Гончарное искусство на Смоленщине Предметом особой гордости является корчага-

Описание слайда:

Гончарное искусство на Смоленщине Предметом особой гордости является корчага-амфора с надписью «гороухща», датирующаяся первой половиной 10 века. О значении слова ученые спорят до сих пор, но большинство склоняется к мысли, что это «горчица», а сосуд использовали для ее хранения. Смоленский исторический музей

4 слайд

Гончарное искусство на Смоленщине Слово «гончар» на Руси произошло от названи

Описание слайда:

Гончарное искусство на Смоленщине Слово «гончар» на Руси произошло от названия обжиговых печей «горны». Мастеров работающих с глиной называли «горнчарами», но в последствии буква «Р», затрудняющая произношение, была утрачена и умельцы стали называться «гончарами».

5 слайд

В верховьях Днепра, на землях, богатых поделочными глинами, во многих деревня

Описание слайда:

В верховьях Днепра, на землях, богатых поделочными глинами, во многих деревнях делали кирпич и гончарную посуду – «в лепку» и на «кругу». В Дорогобуже, в конце XIX века, были заводы по изготовлению кирпича и поливной посуды. Глиняный карьер  Гончарное искусство на Смоленщине

Читайте также:  Наибольшая скорость движения крови в сосудах

6 слайд

(по материалам музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново) Крынка(кринка) Глиняный сосуд

Описание слайда:

(по материалам музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново) Крынка(кринка) Глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол . Характерной особенностью кринки является высокое , довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла , его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть , а при прокисании дает толстый слой сметаны. В русских деревнях крынкой часто называли также глиняные чаши , миски , кружки, используемые для молока. Крынка. Историко-краеведческий музей МБОУ «СОШ №3»  г. Сафоново Гончарное искусство на Смоленщине

7 слайд

Глиняный , стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковат

Описание слайда:

Глиняный , стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом , с ручкой и носком , иногда с крышкою , урна , ваза. (по материалам музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново) Гончарное искусство на Смоленщине Кувшин

8 слайд

Кувшин с ручкой. Глина, глазурь. Глечик, глек — высокий узкогорлый горшок для

Описание слайда:

Кувшин с ручкой. Глина, глазурь. Глечик, глек — высокий узкогорлый горшок для молока, то же, что и кринка. Часто имеет слив и ручку. (по материалам музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново) Гончарное искусство на Смоленщине

9 слайд

Глиняный сосуд круглой формы с широким туловом, иногда с ручкой. Наши предки

Описание слайда:

Глиняный сосуд круглой формы с широким туловом, иногда с ручкой. Наши предки использовали кубышку для хранения масла, а иногда и денег, из-за чего это слово стало синонимом копилки. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губерния. Кубышка (по материалам музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново) Гончарное искусство на Смоленщине

10 слайд

Глиняный сосуд различного вида , выжженный на огне. Низкий устойчивый сосуд с

Описание слайда:

Глиняный сосуд различного вида , выжженный на огне. Низкий устойчивый сосуд с широким горлом , имеет разное предназначение. Им пользовались в царских и боярских поварнях , на кухнях горожан ,в избах крестьян . Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда. Горшок (по материалам музея МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново) Гончарное искусство на Смоленщине

11 слайд

Современное гончарное искусство на Смоленщине В 1990–е годы на Смоленщине поя

Описание слайда:

Современное гончарное искусство на Смоленщине В 1990–е годы на Смоленщине появляются частные керамические мастерские. Подсвечник. Работа Смоленских гончаров. 90-е годы XX века Кружка. Подглазурная роспись ангобом. Елена Ильюшонок. 90-е годы XX века

12 слайд

Современное гончарное искусство на Смоленщине В современное время на Смоленщи

Описание слайда:

Современное гончарное искусство на Смоленщине В современное время на Смоленщине керамическое производство вновь набирает свою силу. В различных районах Смоленской области есть заводы по производству кирпича. В поселке Гнёздово беспрерывно работает керамический завод по производству посуды, фаянсовых изделий и сувениров. Керамические мастерские мастеров – умельцев работают в разных городах Смоленщины Кружка «Гнездовская». Майолика ООО “Гнездово”

13 слайд

Современное гончарное искусство на Смоленщине Подсвечник. Майолика. Работа См

Описание слайда:

Современное гончарное искусство на Смоленщине Подсвечник. Майолика. Работа Смоленских гончаров. 90-е годы XX века Декоративное панно. Роспись ангобом. Работа Смоленских гончаров. Начало 2000-х гг.

14 слайд

Татьяна Малинина. 30 января 1970 г. – 15 декабря 2018 г. Современное гончарно

Описание слайда:

Татьяна Малинина. 30 января 1970 г. – 15 декабря 2018 г. Современное гончарное искусство в городе Сафоново Сувениры Татьяны Малининой для призов детских творческих конкурсов.

15 слайд

Людмила Лавровская выполняет сувениры с использованием различных техник: лепн

Описание слайда:

Людмила Лавровская выполняет сувениры с использованием различных техник: лепнина, прорезь, тиснение. Современное гончарное искусство в городе Сафоново

16 слайд

Современное гончарное искусство в городе Сафоново Костицин Иван. выполняет ди

Описание слайда:

Современное гончарное искусство в городе Сафоново Костицин Иван. выполняет дизайнерские работы на основе древних и современных традиций

17 слайд

Спасибо за внимание! В презентации использованы слайды работы Малининой Т.Н.

Описание слайда:

Спасибо за внимание! В презентации использованы слайды работы Малининой Т.Н.

Глиняный сосуд под смоленском

Курс повышения квалификации

Глиняный сосуд под смоленском

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Глиняный сосуд под смоленском

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-552905

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Глиняный сосуд под смоленском

« Глиняный сувенир Смоленщины» (История и современность)
Представила:
Малинина Т.Н.
Педагог дополнительного образования
высшей категории
МБОУ ДОД Дом детского творчества

Читайте также:  Остаточное давление в сосуде

Слайд 2

Глиняный сосуд под смоленском

Керамические промыслы на Смоленщине.
Гончарство – одно из древнейших и важных ремёсел в Смоленском крае. Во время археологических раскопок, проводившихся под Смоленском (в Гнёздове) самыми частыми находками были черепки разбитых глиняных сосудов (кухонные горшки, небольшие глиняные сковородки и мисочки), в 1940-ые годы, были обнаружены глиняные сосуды, датируемые десятым веком.
 

 
 
 

 

Слайд 3

Глиняный сосуд под смоленском

Древние находки
А начиная примерно с середины X века – сосуды изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой.
Поверхность горшков чаще всего украшалось узором в виде параллельных или волнистых линий, иногда образующих различные сочетания. Форма Гнёздовских горшков типична для славянской керамики этого времени.
При раскопках древних курганов также было найдено множество гончарных изделий, среди них – погребальные урны, а самой значимой находкой является амфора с надписью «горо(у)хща», то есть «горчица».
Это древнейшая славянская надпись. Амфору не назовёшь изящной, формовка несколько грубовата, возможно, она ромбического и свастического орнаментов.

 

Слайд 4

Глиняный сосуд под смоленском

«не боги горшки обжигают»
В Смоленском музее-заповеднике хранятся уникальные коллекции по народному искусству: собрание создательницы художественного центра Талашкино
М.К. Тенишевой,
краеведа Е.Н. Клетновой,
М.И. Погодина.
Помимо материальных памятников имеются фотографии «Кустарные промыслы Смоленской губернии», выполненные в начале века. На фотографиях представлены различные печи для обжига.
 
 
 

Слайд 5

Глиняный сосуд под смоленском

Экспонаты старины
Известны многочисленные археологические находки гончарных изделий в Дорогобужском районе. XVIII-XIX вв. это время рассвета сельских и городских ремёсел, среди которых заметное место занимало гончарство.
 
 

 
 

 
Гончарные промыслы, в силу востребованности, не утрачивали своего значения до 1950-х годов. Едва ли не в каждом районе Смоленской губернии были гончары, обслуживающие население округи. При сходстве ассортимента изделия гончаров в каждой местности разнились, что объясняется особенностями глин, техник изготовления, характером декора и пр. Широкую известность получили гончарные центры в Демидовском, Руднянском и Дорогобужском районах. Демидовские гончары везли свою посуду в Смоленск, у Руднянских покупали чёрную керамику (синенькие).

Слайд 6

Глиняный сосуд под смоленском

Дорогобужские гончары
Славились изделия и дорогобужских мастеров.
Здесь в верховьях Днепра, на землях, богатых
поделочными глинами, во многих деревнях делали
кирпич и гончарную посуду – «в лепку» и на «кругу».
Есть сведения, что в самом Дорогобуже,
в конце XIX века, были заводы,
где изготовляли кирпич и поливную посуду.

Один из крупных гончарных центров расположен в 8-ми километрах от Дорогобужа. Это ветвь деревень – Молодилово, Мартынково, Жажково, Полибино. Здесь делали кирпич и гончарную посуду, которую продавали в ближайших крупных сёлах и Дорогобуже. Дорогобуж в прошлом был торговым центром, куда во время ярмарок прибывали товары со всей губернии и даже с соседних регионов. Наиболее крупные ярмарки проходили в последнюю пятницу перед Петровым днём («Светлая»), 27 ноября («Знаменская»), «сборная» – на второй неделе Великого Поста и весенняя («Афанасьевская»). На Афанасьевской ярмарке особенно активно шла торговля предметами крестьянского ремесла, главным образом гончарной посудой «различных сортов». 

Гончарное производство в Дорогобужском районе не прекращалось и в первые десятилетия советской власти и во время оккупации в годы Великой Отечественной войны некоторые из мастеров продолжали делать посуду, сбывая свои изделия в ближайших сёлах и городах.

Слайд 7

Глиняный сосуд под смоленском

«Сапелки»
Старинная сапелка «Коник»

Попутно с гончарными изделиями каждый мастер изготавливал глиняные игрушки «сапелки.

Лепили различных животных, сказочных персонажей, молодцев и барыней, солдатиков на конях, а также невиданных, фантастических зверей.

Сапелки изготавливали как взрослые, так и дети.

Как говорили очевидцы, тех довоенных времён, жительницы деревни Молодилово – Анастасия Александровна Орлова и её соседка, подруга и родственница – Прасковья Григорьевна Орлова :

– «Сапелки» (игрушки-свистульки) любой делал. Их из красной глины делали – солдатов, коней, всадников, кошек, собачек, птичек, а то сидит солдат на сапелке – солдат на коне сидит и свистит. Делали ручку сзаду, протыкали гладкой палочкой и сбоку дырочки, чтобы на разный лад свистела. Сапелки поливали свинцом и на базар, а там меняли на яйцо – одна «сапелка» – одно яйцо!».

Гончарные изделия мастеров Мартынково и Молодилово сохранились в единичных экземплярах, а «сапелки» – те и вовсе остались в воспоминаниях. И всё же некоторые экземпляры люди до сих пор находят в земле при обработке своих земельных участков.

Читайте также:  Больше всего шума создают пустые сосуды

(старинная сапелка – «Коник»).

Слайд 8

Глиняный сосуд под смоленском

«Духовное наследие»
Сегодня гончарные изделия и глиняные игрушки Смоленской области перешли в разряд памятников народной культуры. Так например Гнездовский археологический комплекс является всемирно известным памятником IX-XVII вв, который отнесён к памятникам
федерального значения.

Ю.И. Ходуненков,
председатель
Совета общественного
движения
«Духовное наследие»).

Изделия современных гнездовских мастеров

Слайд 9

Глиняный сосуд под смоленском

«Возрождение древнего ремесла»
В современное же время на Смоленщине керамическое производство вновь набирает свою силу. В различных районах Смоленской области есть заводы по производству кирпича, в п. Гнёздово беспрерывно работает керамический завод по производству посуды, фаянсовых изделий и сувениров. Открываются частные керамические мастерские мастеров – умельцев.

Слайд 10

Глиняный сосуд под смоленском

«Совершенство гончарных форм»
Владимир Рекуненко
Изготавливает утварь, используемую в быту в VII-начале XX вв. применяет различное декорирование:
молочение, тиснение, процарапывание. Совершенствует современные гончарные формы, основываясь на традициях смоленской керамики.

Слайд 11

Глиняный сосуд под смоленском

Керамисты современности
Тамара Макаренкова – изготавливает сувенирную продукцию: игрушки, колокольчики, бижутерию, тарелки, рельеф – в технике лепной керамики, декорирует глазурями, эмалями, акриловыми красками.

Сувенирная страна

Слайд 12

Глиняный сосуд под смоленском

Гончар – керамист
Екатерина Эстрина
занимается гончарной керамикой с ручной лепниной, изготавливает сувениры, декорируя молочением, вощением, глазурью.

Оригинальные решения с высоким уровнем исполнения

Слайд 13

Глиняный сосуд под смоленском

Современная майолика
Галина Федюнина – изготавливает сувениры в технике майолики с ручной росписью, с использованием разнообразной символики.

Тщательность исполнения и художественная выразительность

Слайд 14

Глиняный сосуд под смоленском

Народная игрушка в современном стиле
«Потешные сапелки».

Слайд 15

Глиняный сосуд под смоленском

Дизайнерские решения
Костицин Иван – гончар-керамист, выполняет дизайнерские работы на основе древних и современных традиций (г. Сафоново).

Слайд 16

Глиняный сосуд под смоленском

Керамическое кружево
Людмила Лавровская
выполняет сувениры
с использованием
различных техник:
лепнина, прорезь,
тиснение.

Слайд 17

Глиняный сосуд под смоленском

Искусство мастеров – детям
Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и в объединениях дополнительного образования, используя вполне доступные традиционные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную технологию.
в творческом объединении
«Художественная керамика»

Слайд 18

Глиняный сосуд под смоленском

Назначения керамических изделий
Трудно сейчас найти человека, не сталкивающегося с керамическими изделиями. Ими украшают общественные интерьеры и дома, а также жилые помещения, скверы и городские парки. Возрастает роль керамики как самостоятельного вида искусства; ведь она вбирает в себя элементы живописи, скульптуры и графики. Ей всё чаще посвящаются специальные выставки и издания.
Элементы оформления

Слайд 19

Глиняный сосуд под смоленском

Возрождение древних ремёсел
Интерес к возрождению древних ремёсел, овладение мастерством художественной керамики, как самостоятельного вида искусства, растёт, а использование народного ремесла предполагает выражение своего творчества и воплощение своих идей в практике, а также – направлена на формирование духовной культуры, чувства сопричастности к истории своей страны и в частности своего региона. Занятия в творческих объединениях позволяют попробовать различные технологии в создании керамических изделий, используя разнообразные приёмы, отработанные веками мастерами народных промыслов.
Занятия декоративно прикладным творчеством способствуют эстетическому развитию, учат – видеть красоту, в реальной действительности и создавать вещи, которые несут две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают мышление, творческое воображение, эстетический вкус, чувство гармонии с природой, расширяет кругозор и формирует представление о роли искусства в жизни общества.
Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах, объединениях и студиях не вызывает сомнений.
Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают особое чувство формы, материала. Понимание законов декоративного искусства, а также понимание основных принципов национальной художественной культуры. 
  Сегодня постепенно возрождаются исконно смоленские традиции в народном художественном творчестве. Продолжателями старых ремесленных традиций Смоленщины уже стали более 300 организаций и с каждым годом их количество преумножается.
Своими руками

Слайд 20

Глиняный сосуд под смоленском

Здесь и сейчас
Современная керамика Смоленского края в основном основана на примерах старины, но фантазия и творчество позволяют нам создавать всё более новые произведения.

Слайд 21

Глиняный сосуд под смоленском

Фантазия и творчество

Слайд 22

Глиняный сосуд под смоленском

литература
1. Народные промыслы и ремёсла Смоленской области». Издательство «Свиток» – ИП Флиманкова И.А., Смоленск,
ул. Н.-Неман, 33/216, 2007г.
2. «Гнёздовский археологический комплекс». Издательство «Свиток» – ИП Флиманкова И.А., Смоленск, ул. Н.- Неман, 33/216, 2006г.
3. Научно-популярный журнал «Народное творчество» №3, 1996г.
Н. М. Ведерникова, М. А. Полищук «Дорогобужские гончары».

Слайд 23

Глиняный сосуд под смоленском

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
«И возродится старинный промысел на Смоленской земле»
г. Сафоново
Смоленская область 2013г.

Источник