Глиняный сосуд с кавказа
Территория Кавказа обживается человеком уже более трех тысячелетий. И примерно с V в. в этой местности появились зачатки гончарного ремесла, а именно обжиг изделий из глины. Мастера тех времен еще не знали гончарного круга. Изделие могло появиться на свет только благодаря ловкости рук мастера или мастерицы. Технология заключалась в том, чтобы их глиняных жгутиков, изготовленных особым образом, слепить сосуд. Вы только представьте, каким должно было быть чувство формы у мастера, для того чтобы создать геометрически выверенное изделие. При этом древняя кавказская керамика отличается своеобразным живописным характером, наполненным теплом рук ремесленника. На изделия того времени наносили налепное и нарезное украшение в виде полос, штрихов, волн, точек, насечек.
В средние века керамика и глина Кавказа кроме применения в быту используется в ритуальных обрядах и для декора жилища. Ее скульптурность превалирует над функционалом. Многие керамические изделия созданы в образе человека или животного. Например, в Кисловодском историко-краеведческом музее можно увидеть керамического усатого горца с хохолком и задранным кверху большим носом – это не что иное, как старинный кувшин для воды.
Позднее на керамике Кавказа появилась художественная роспись. Роспись глиной более темного цвета по светлому телу сосуда. Традиции в форме и цвете почти не меняются. Изделия становятся менее габаритными, что облегчает их транспортировку при торговле. Узор выполняется красным ангобом и только по верхней части кувшина. Многие изделия начинают украшать элементами лепнины в охотничьих мотивах. Появляется поливная керамика – лощеная красная и зеленая с черной росписью, позднее сменившаяся на желтоватую с росписью бурого цвета.
Мотивы художественной росписи:
Поясной орнамент из геометрических элементов.
Контурная прорисовка птиц, животных, изредка человека.
Сюжеты волчьей (или собачьей) охоты.
Охота хищников на коз в горах.
Предположение о том, что Эдем, который является местом появления первочеловека из праха (глины) располагался близ Кавказа, основано на информации из библейских текстов. И это не случайно, потому что Кавказ издревле является носителем традиций керамического промысла.
Кавказская керамика – это манускрипт мировой истории обработки глины. Армения сохранила традиции по изготовлению женской лепной керамики, которая относится к ранним стадиям гончарства. В Дагестане ведущее место по художественной керамике принадлежит лакскому аулу Балхар, лезгинскому аулу Испик, табасаранскому селению Джули и даргинскому аулу Сулевкент.
Балхар – «живой родник» гончарства
Живет и развивается современное гончарное ремесло в дагестанском селении Балхар. Поддерживают его коренные мастерицы, снискавшие признание со времен первого керамического сосуда из балхарской глины.
Непременный атрибут каждой экскурсии сюда – легенда о бедняке Калкуччи. Именно его считают первооткрывателем чудесных свойств местной глины. А идею подсказали ему местные детишки, которые лепили глиняные фигуры на берегу балхарского озера. По их примеру Калкуччи использовал местную глину и вылепил из нее кувшин. Когда научился сам – научил и жителей своей деревни. Но женщины, на то они и женщины, сумели сотворить более совершенные сосуды прекрасной формы. Это и стало в Балхаре отправной точкой для керамического ремесла.
Местные мастерицы сумели пронести через века самобытность изделий из керамики. Не только не утратили секретов мастерства, но и привнесли новые. Балхарсие кувшины снискали популярность за свои прекрасные качества:
- тонкостенность;
- легкость;
- прочность;
- ассортимент форм (для конкретного бытового использования);
- эстетичность.
Водоносные кувшины из селения Балхар тонкостенные, а значит и легковесные. При всем при этом еще и очень вместительные, их объем доходит до 15 литров. Такие характеристики важны для кавказских женщин, так как им самим ходить по воду. Примечательно для изделий балхарок сочетание цвета керамики. По розовому или черному полю сосуда тонкой паутинкой ложится белая роспись, уникальная по исполнению.
Творения женщин – мастериц рождается под их песни. Каждый мотив отзывается новым узором на кувшине или тарелке. Можно посмотреть на роспись изделия и услышать песню ваятельницы. Интересно, что природная красная глина служит ремесленникам, а глина кавказская изумрудная – способна решить многие косметические проблемы кожи лица.
Как вы думаете, много ли нужно времени, чтобы получить готовый сосуд из керамики, выполненный на высокохудожественном уровне? На это уйдет не один день. Прежде чем кусок глины превратится в уникальную вазу, форма пройдет около семнадцати этапов обработки. И в каждый мастер вложит свою фантазию и душу.
Выбрать изделия из керамики!
Источник