Глиняный сосуд с росписью
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Источник
Чернофигу́рная ва́зопись – один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII-IV века до н. э.
Технология изготовления[править | править код]
Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировалась со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами – в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски – красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и другого. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.
Общие особенности[править | править код]
Несмотря на то что на различных территориях Греции, а также в различные периоды развития мотивы чернофигурной росписи могли значительно различаться, существует ряд общих тенденций, отличавших эпоху чернофигурной вазописи от предшествовавших ей ориентализирующей и геометрической. В первую очередь, именно в это время стали господствовать сюжетные композиции, вытеснив собой абстрактные орнаментальные композиции и ковровые изображения одинаковых фигур животных. Кроме того, вазописцы практически полностью отказались от заполнения пустот отвлекавшим внимание смотрящего заполнительным узором, стараясь, напротив, сконцентрировать влияние зрителя на, чаще всего, мифологическом сюжете.
Изображаемые группы людей приобрели качественно иной характер. Это уже не были безликие фигуры одинаковой величины, напоминавшие орнамент. Теперь вазописцы рисовали конкретные сцены с конкретными героями, выделяя среди них главных. Кроме того, принципиально новым явлением стало изображение на вазах различных неодушевлённых предметов, прежде всего технических сооружений: кораблей, архитектурных элементов и др. Новинкой стало и обилие текста на вазах: мастера стали гораздо чаще добавлять различные надписи, каким-либо образом пояснявшие изображаемый сюжет.
Повсеместно распространились и некоторые правила прорисовки человеческих фигур. Так, мужчин всегда изображали с помощью чёрного лака, в то время как лица и иные открытые части тела женщин покрывались белой краской. Это напрямую было связано с реалиями жизни греков: мужчины-воины и в принципе представители мужского пола были гораздо более загорелыми, так как вели активную социальную и политическую жизнь, в то время как женщины гораздо больше времени проводили дома. Помимо этого, в чернофигурном стиле принципиально по-разному изображались глаза: женские имели подчёркнуто миндалевидную форму, в то время как мужские – овальную[1].
Коринфская вазопись[править | править код]
Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 года до н. э. Украшенная росписью керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII – начале VI веках до н. э. Большая часть изготовленных в Коринфе керамических сосудов были обнаружена в Этрурии, нижней Италии и на острове Сицилия. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок. Много изделий страдало от ошибок при обжиге.
В коринфской керамике различают несколько периодов: протокоринфский, переходный, ранний коринфский (620/615-595 гг. до н. э.), средний коринфский (595-570 гг. до н. э.), а также I поздний коринфский (570-550 гг. до н. э.) и II поздний коринфский (после 550 г. до н. э.). Установление возраста ваз связано с некоторыми трудностями и часто опирается на даты основания греческих поселений на территории Италии.
После обжига глянцевая глина на вазах становится матово-чёрной. Дополнительные краски – белая и красная – впервые стали применяться именно коринфскими вазописцами. Украшенные росписью сосуды обычно небольшого размера и редко превышают высоту в 30 сантиметров. Росписью преимущественно украшались сосуды для ароматических масел (алабастроны, арибаллы), пиксиды, кратеры, ойнохойи и чаши. Часто расписывалась и керамика более сложных фигурных форм. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев. Из немногих известных по именам коринфских вазописцев выделяются Харес и Тимонид (нем.)русск.. Для коринфской вазописи характерны изображения животных во фризах – тонких поясах, горизонтально разделяющих тулово ваз. Часто изображаются мифологические сцены: Геракл и персонажи легенд о Троянской войне. Боги встречаются в коринфской живописи сравнительно редко. Из повседневной жизни коринфские вазописцы часто изображали сражения, всадников и пиры. Спортивные состязания встречаются редко.
Проследить развитие стиля коринфской вазописи достаточно сложно, поскольку в отличие от аттической пропорции расписываемых сосудов в Коринфе менялись незначительно. В ранний период расписывались сосуды для ароматических масел и кратеры-колонетты (их также называют «коринфскими»). Повествовательные изображения чередуются с анималистическими фризами. По ассирийской традиции часто встречается изображение льва. В качестве орнаментального украшения на вазах высекались розетки. В среднем периоде льва сменила пантера. Изображения становятся более вытянутыми. Орнаменты отличаются большим разнообразием и наносятся как узор на обоях. В вазопись включаются новые формы сосудов: амфориски и выпуклые пиксиды. Наиболее известными мастерами этого времени являются упомянутый Тимонид, Мастер Додвелла (англ.)русск. и Мастер кавалькады (англ.)русск.. В I поздний период анималистические фризы сохраняются исключительно на пиксидах и сосудах для ароматических масел. Наиболее популярным заполняющим орнаментом является «горошек». В это время Коринф уступил лидирующее положение в вазописи Афинам. Если прежде аттические вазописцы копировали творческие находки коринфских мастеров, то теперь наоборот коринфские мастера получают творческие импульсы от аттических художников. Однако и в это время в Коринфе творили талантливые вазописцы, как, например Тидей (англ.)русск.. Выдающимися произведениями вазовой росписи этого периода стали кратеры Амфиарос и Астарита. Коринфяне позаимствовали у афинских гончаров новые формы сосудов: лекиф и ойнохойю. Господствующий аттический стиль вазописи повлиял и на изначально желтоватый оттенок коринфской керамики: её стали дополнительно покрывать красноватой краской. Для II позднего коринфского стиля характерно преобладание орнаментальной росписи и силуэтной техники изображения. В это время началось распространение краснофигурного стиля, в котором коринфские вазописцы не достигли каких-либо выдающихся результатов.
Аттическая вазопись[править | править код]
Аттическая чернофигурная вазопись развивалась несколько позже Коринфской. В росписях раннего этапа её развития новые приёмы, воспринятые во многом благодаря влиянию Коринфа, сочетаются с традициями ковровой, а иногда и геометрической росписи. Кроме того, на ранних этапах изображения людей всё ещё были схематичны, однако мастера уже стали пытаться передавать эмоции героев, изобразить какие-то действия.
Расцвет аттической чернофигурной вазописи начался в середине VI в. до н.э. Одними из известнейших вазописцев Аттики стали Клитий, Лидос, Эксекий, Амасис, а также ученики этих мастеров. Работы Клития относятся к началу расцвета чернофигурной аттической вазописи. На одном из самых знаменитых расписанных им сосудов – приземистой формы кратере – ещё заметна традиция предшествующих эпох. Так, насыщенность различными сюжетными линиями, внимательность к деталям, уникальность каждого героя сочетаются с ориентализирующей традицией помещения элементов росписи в горизонтальные фризы.
Помимо индивидуальных мастеров, в Аттике также работали целые мастерские, в которых вазы зачастую выпускались в относительно большом количестве, можно сказать, для более широкого потребления. Одной из таких мастерских является мастерская Никосфена. Здесь производились в основном амфоры, имевшие особую форму: тело вазы напоминало перевёрнутое яйцо, а горлышко, почти равное по высоте телу, плавно сужалось к верху, ручки же были большими и тонкими. Сюжеты росписей ваз, производившихся в этой мастерской, были основаны главным образом на мифологии. Часто изображались также вакхические сцены. При всём совершенстве техники росписей, они часто были похожими друг на друга, в них использовались схожие орнаментальные элементы, что объяснялось более массовым производством. Возможно, для нанесения одинаковых узоров, использовались и трафареты.
Для аттических вазописцев была важна целостность передаваемого сюжета, а потому они концентрировались непосредственно на изображаемом действии. Фигуры людей, написанные аттическими мастерами, отличались динамичностью, изображались в сложных ракурсах. Аттические мастера использовали специальный приём – роспись в клейме, для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на изображённом сюжете. Кроме того, их роспись отличалась гораздо большей свободой в вопросах выбора поз, вазописцы не боялись изображать группы фигур. По мере развития аттической вазописи сюжет в изображениях стал настолько важен, что в работах Эксекия порой невозможно найти главного героя композиции. Мастер придавал гораздо больше значения целостности изображаемого действия, соотношению фигур, их взаимосвязи. Позднее, другие мастера уже краснофигурной росписи, унаследуют ряд приёмов школы Эксекия[2].
Чёрный лак, который использовали аттические вазописцы, отличался глубиной цвета, достаточно интенсивно блестел. Мастерам удавалось придавать ему такую гладкость, что поверхность, покрытая им, могла даже отражать свет подобно зеркалу. Несмотря на насыщенный чёрный цвет, на некоторых вазах рисунки, нанесённые таким лаком, отливали оливковым оттенком[1].
Чернофигурная вазопись в других регионах[править | править код]
Аттика и Коринф были центрами гончарного мастерства в тот период, однако и в других частях Греции вазописцы восприняли новый стиль и воплощали его в своих росписях с отдельными особенностями.
Лаконская вазопись[править | править код]
На этой территории чернофигурная роспись имела свои существенные особенности. В первую очередь её отличали симпатии к предшествовавшему – ориентализирующему – стилю. Главным образом это выражалось в разделении сосудов на несколько горизонтальных рядов, которые часто всё так же заполнялись орнаментом. Не позволяет отнести к ориентализирующему стилю лаконскую чернофигурную вазопись то, что группы человеческих фигур всё же изображались в рамках определённого сюжета и играли главную роль в росписи. В качестве сюжетов для вазописи часто избирались сцены из жизни правителей, военных походов. Среди мифологических сюжетов лаконских мастеров в первую очередь привлекали жизнеописания героев и богов Олимпа.
Клазоменская вазопись[править | править код]
Мастера из Клазомен также пользовались приёмом расположения сюжетных композиций внутри фризов, деливших сосуд на несколько горизонтальных отсеков. В отличие от лаконцев, они изображали сцены из религиозных празднеств, часто использовали мотив хороводов танцовщиц, рисовали мифических существ. Помимо различных керамических изделий, клазоменские чернофигурные росписи встречаются также и на саркофагах, при этом там мастера явно сочетали несколько стилей росписи[1].
Халкидская вазопись[править | править код]
Свои особенности имела и чернофигурная вазопись Халкидик. Особенность росписи ваз здесь в первую очередь заключалась в том, что мастера часто помещали фигуры животных и людей не на самой выпуклой и большой по площади части сосуда, а по бокам. В центре изображалась мастерски прописанная розетта или иная цветочная композиция, а по бокам, обычно под ручками, помещались животные или люди. Тематики росписи, интересовавшие халкидских мастеров, были общими со многими другими центрами вазописи. Гораздо чаще стали изображаться сцены военных действий. В качестве нововведения по сравнению с предыдущей эпохой следует отметить стремление мастеров подписывать имена героев сюжета росписи[1].
См. также[править | править код]
- Панафинейские амфоры
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 В. Б. Блаватский. История античной расписной керамики. – Издательство Московского университета, 1953.
- ↑ Самар О.Ю. Развитие стиля аттической вазописи в позднеархаический период (530-490 гг. до н.э.).. – 2011.
Литература[править | править код]
- Мастера греческих расписных ваз: (Античный отдел Эрмитажа) / К. С. Горбунова, А. А. Передольская; Государственный Эрмитаж. – Л.: Изд-во ГЭ, 1961. – 120 с. – 3000 экз.
Источник