Гнездовские курганы смоленск сосуд

Гнездовские курганы смоленск сосуд thumbnail

    1. “Рис. 7. Сосуд с древнейшей русской надписью” // См. Первое отдельное издание о гнездовских курганах: Д.А. Авдусин, 1952 г. , стр.21.

.

    2. Е.А. Шмидт «Гороушна» – амфора с древнейшей русской надписью», Культурное наследие земли Смоленской, Музеи в городе Смоленске > Сокровища смоленских музеев, 13 December, 2009

.

.

….«“ГОРОУШНА” – древнейший памятник русской письменности: надпись на глиняном сосуде-амфоре.
    Обнаружена в 1949 г. во время раскопок языческих погребений в курганах у пос. Гнездово Смоленского района, произведенных археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Д.А. Авдусина.
    Среди остатков кремации купца-воина и вещей, сопровождавших умершего, найдена разбитая глиняная амфора (корчага), на верхней части которой была процарапана надпись, первоначально прочитанная как “гороухща”, но при дальнейшем детальном анализе надписи языковедами прочтение ее уточнено как “гороушна”, что означает горчица или горчичное семя.

    Однако в литературе предлагаются и др. прочтения и толкования надписи: “Гороух пса (л)”, или же при чтении “гороухща” сосуд де содержал горючую жидкость – нефть, но эти последние предположения недостаточно аргументированы. Надпись сделана владельцем амфоры при наполнении сосуда семенами горчицы, чтобы не путать амфоры, содержащие другие товары.
    По найденным в остатках погребения арабским монетам – диргемам и другим вещам установлено, что погребение совершено по языческим обрядам и курган насыпан около середины Х в.
….Таким образом, “гороушна” является самой древней русской надписью, известной к настоящему времени. Оно однозначно дает основание считать, что на Руси грамотность была еще до принятия христианской религии. …». 

Дополнено 16.08.2014 г.

    3. Емкости для хранения в Х в., Блог проекта «Один в прошлом», 13 марта 2014, Александр Фетисов, эксперт.
    «… Самая большая коллекция амфорной тары Х в. найдена в Гнездово. На сегодняшний день здесь известно более 50 фрагментов амфор, и помимо этого, — две целых. Самая известная из них — сосуд из кургана Л-13 с надписью «Горушна» или «Горуна». Это богатое скандинавское сожжение в ладье (мужчина, две женщины, конь), куда среди погребального инвентаря были помещены меч, гривна с молоточками Тора, белоглиняный византийский поливной кувшин, стеклянная лампа, костяные гребни, овальные фибулы, туалетный пинцет и многое другое. …».

    «Амфора из кургана Л-13. Гнездово. Вторая четверть — середина Х в».
    [Оригинал: 2533×3695 px, 2.1 MB].
 

    4. Краткий Проект музеефикации Гнездовского археологического комплекса и окрестностей, Смоленский историк и журналист Владимир Марков, личный блог, January 15th, 2011, 04:06 pm

    «Византийская амфора X в. c надписью гороухша или горуна. СМЗ».

См. также:
Академик РАН О.Н. Трубачев о надписи на гнездовской амфоре-корчаге.
П.Я. Черных, 1950 г.: “Слова “гороухща” не существовало в древнерусском языке …”
.А.А. Медынцева: Надписи на тарной амфорной керамике и находка из Гнездова.
Древнее Гнездово в “Православной энциклопедии”.
Чудинов В.А.: Надпись на гнездовской корчаге более содержательна, чем это видно на общеизвестных снимках.
Откуда известно, что «гнездовская надпись» – на древнерусском языке?

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой:

Источник

Гнёздово – это археологический заповедник в 12 км от Смоленска, место уникальное, загадочное, одно из самых значимых для Древнерусской истории, раздираемое спорами. Название «Гнёздово» упоминается только с 15 века, как называлось древнее городище неизвестно, есть предположение «Великоград». Но скорее всего древнее городище было первоначальным местом Смоленска, который, вероятно, в 10 веке был перенесен на современное место. Такой вывод можно сделать на основе археологических находок на месте смоленской крепости – ядра города, где самые ранние культурные слои датируются второй половиной 11 века, а в летописях, город упоминается в 9 веке.

Раскопки в археологическом заповеднике «Гнёздово»

В районе Гнёздова (Смоленска) располагался волок между Днепром и речкой Касплей (притоком Западной Двины), по которому проходил «путь из варяг в греки». Кстати, в кургане Гнёздовского комплекса была найдена кириллическая надпись, датируемая около середины 10 века, т.е. сделанная за полвека до крещения Руси.

Надпись читается по разному, гороухща: “горчица”, гороуща”горючая”, гороух ша “Горух ” и т.д. Но, ее славянское происхождениеникто не оспаривает.

По археологическим находкам можно сделать вывод – Гнёздово (Смоленск) в 9-10 веке был крупнейшим городом Древней Руси. Я даже предположу больше, именно Гнёздово (Смоленск) был столицей северо-восточной Руси, а не Новгород. В этом смысле приход в 882 году Олега именно в Смоленск (Гнёздово), а не в Новгород, или Ладогу, не случаен, он пришел в столицу и «принял власть», как написано в летописи, т.е. унаследовал ее, а не взял силой:

… и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе…

Почему, объединив русские земли, князь Олег перенес столицу в Киев это другой вопрос, но говорить надо, что перенес он ее не из Новгорода, а из Гнёздово (Смоленска).

Про находки в могильных курганах и «колонию скандинавов»

На территории археологического комплекса «Гнёздово» находится примерно 4,5 тыс. могильных курганов (такого в Европе нет ни где!), из которых до наших дней сохранилось около 1,5 тыс. Археологические раскопки начались в 1881 году под руководством секретаря Российского исторического музея В. И. Сизова и с нерегулярной периодичностью продолжаются по современное время. Усопших в основном кремировали, прах помещали в урны и вместе с различными предметами или оружием обсыпали курганом. В уцелевших курганах обнаружено большое количество различных предметов: оружие, предметы военной амуниции, керамика, женские украшения, предметы быта, большое количество арабских монет (дирхемов) и т.д.

Найденные предметы в курганах Гнёздовского комплекса

Из найденного археологи делают вывод о разношёрстности населения города, более того «секта норманистов» продвигает теорию о Гнёздове (Смоленске) как о некой колонии скандинавов, где они составляли правящую элиту, а славяне рядовое большинство. Логика проста, нашли предмет похожий на скандинавский, значит его владелец скандинав, вот и все. И не важно, что вещь скандинавского происхождения может быть одна или несколько в захоронении, факт, что есть, значит, курган скандинава. Я представляю себе, если через 1000 лет некто раскопает нашу цивилизацию, например, погосты с олигархами, интересно, к какому народу они отнесут всех нас, с учетом «версачей» и «брионий» которые они найдут в захоронениях…

Славянское височное кольцо из бронзы

Читайте также:  Как очистить сосуд с узким горлом

Разумеется, и отечественные археологи «подливают масло в огонь», вот типичный пример трактовки находок экспедиции 2012 года. В Гнёздовском кургане найден амулет, похожий найден в шведской Бирке – значит амулет скандинавский. А почему не может быть наоборот? А почему никто не предполагает происхождения амулета от балтийских славян? Бирка был единственный крупный торговый центр у свеев в 6-8 веках, скандинавов там было меньше чем всех остальных. На основании нескольких скандинавских мечей в богатых захоронениях был сделан вывод о скандинавской правящей верхушки в городе, почему? С каких это пор модные предметы стали этномаркерами?

Древнерусские мечи из захоронений Гнёздово

А теперь к цифрам и фактам. Из тысячи курганов, предположительно 40 могли иметь погребения скандинавов, в 17 найдены скандинавские предметы, и только один, вероятно, скандинавский. В целом 96% находок относятся к славянскому происхождению, остальные 4% к находкам этническую принадлежность которых определить сложно. Вот так потихоньку подменяется Древнерусская история.

Друзья! Понравилась статья, поделитесь в соц. сетях

Буду благодарен за ПОДПИСКУ и ЛАЙК

Источник

Для большинства смолян гнёздовские курганы стали чем-то привычным. Дескать, есть в районе Красного бора какие-то курганы, там ещё иногда разные фестивали проводят. Подробностями же мало кто интересуется и тем более — мало кто знает. А ведь на самом деле гнёздовские курганы — это очень интересно.

Реконструкция облика княжеского дружинника Х века из Гнёздова

Начнём с того, где они, собственно, находятся. Нет, у дороги, где стоит известный «масонский» памятник из пирамиды, циркуля и угольника, и где смоляне привыкли кутить во время исторических праздников, курганов практически нету. Это самый дальний северо-восточный угол комплекса.

А есть они дальше, возле железной дороги и у берега Днепра. Собственно, курганы изначально располагались по обе стороны реки, но на северном берегу — гораздо больше. Потому что именно там располагалось городище — центр древнего Гнёздова. Скорее всего он и ужаснул Аскольда и Дира, после чего они предпочли отжать у аборигенов менее укреплённый и опасный Киев.

Ныне эдакая фортеция вряд ли кого-то бы удивила. Размеры она имела примерно с современный центральный круг дорожек в саду Блонье. Более поздние армии взяли бы подобные «сараи с частоколом» без шума и пыли. Но IX век — времена дремучие, несколько десятков человек считались серьёзным войском, а вот такая вот постройка — грозной крепостью.

Вокруг «града великого» располагалось селище, «многое людьми». Обитало здесь просто огромное население числом до 800-1000 человек. Немногим меньше в наше время живёт в одной девятиэтажке с 4 подъездами. Судя по археологическим исследованиям, жили здесь славяне и скандинавы. Кого больше — сторонники норманизма и антинорманизма споряд до сих пор и норовят по этому поводу то и дело постучать друг другу по голове каким-нибудь найденным артефактом потяжелее.

Мечи каролингского типа — именно с их помощью выясняли отношения обитатели Гнёздова и проезжие купцы-викинги

Как бы то ни было, появилось поселение на этом месте отнюдь не в незапамятные времена охоты на мамонтов, и даже во времена набегов славянских рейдеров на византийские владения здесь ещё мирно шумел Красный бор, который ещё не был Красным бором. Вероятно, какое-нибудь племенное поселение древних балтов здесь и было — но вряд более пары сараюшек.

«Град велик и мног людьми», впечатливший Аскольда и Дира, выглядел примерно так.

Закипела в Гнёздове жизнь и торговля только с IX века, когда викинги и прочие варяги озаботились вопросом доставки награбленного в Европе на рынки Царьграда. Плыть на драккарах вокруг Европы через Гибралтар не было вариантом — к северу от Геркулесовых столпов скандинавам жаждали задать много вопросов про источники доходов корабли разных европейских государств, начиная с империи Карла Великого. А далее набитые золотом и мехами скандинавские корабли с не меньшим энтузиазмом готовились встретить первые берберские корсары — завоевавшие Северную Африку, Испанию и Сицилию мусульмане, которые уже тогда знали толк в морском разбое не хуже нордических викингов.

В какой-то момент варяги решили, что Вальгалла — это хорошо, но торговать награбленным лучше подальше от тех, кого ограбили. Так возник путь «из варяг в греки» — и вместе с ним Смоленск.

Вот и отправились конкретные ребята с берегов Балтики и Северного моря искать путь в Константинополь для сбыта честно награбленного через реки Восточной Европы. И нашли. А чуть ли не главным узлом, где пересекались бассейны Днепра, Волги, Западной Двины и Ловати, притока Волхова — оказался Смоленск.

Если Аскольд и Дир не рискнули штурмовать стены грозной крепостицы, то князь Олег был более суров и менее впечатлителен. То ли в 881, то ли в 882 году он пришёл с дружиной под стены Смоленска и популярно разъяснил местным вождям политику партии про укрепление вертикали власти и централизованное налогообложение. Ещё более подробно в Гнёздове вертикаль власти укрепили в 950-960-е годы при князе Святославе, да так, что увлеклись и попутно его немного сожгли. Впрочем, после этого его немедленно отстроили заново и при едином централизованном государстве князя Владимира он расцвёл как никогда прежде. Чтобы сойти с исторической арене с начала XI века, когда город зачем-то перенесли восточнее — основав современный Смоленск.

Реконструкция облика воина Х века из Гнёздова

За пару веков процветания и бурной торговли в Гнёздово накопились тысячи разнообразных погребений — это самый большой языческий некрополь во всей Восточной и Северной Европе. Только к началу ХХ века археологи нашли более 4500 тысяч курганов — от небольших до больших и роскошных захоронений, в которых покоились знатные вожди, которых почётно сжигали в символических ладьях.

Та самая корчага с надписью «Гороухча»

Читайте также:  Какое давление на стенки сосуда производит кислород если v 400

Увы, время, застройка, строительство дорог и чёрные копатели не пощадили гигантский некрополь. Даже через то самое городище насквозь прошла железная дорога, построенная в конце XIX века. За всё время раскопок в руки учёных попала лишь малая часть того, что когда-то уложили в курганы наши древние соплеменники. И хотя даже найденное — бесценно, включая самую древнюю надпись кириллицей, можно только догадываться, какие сокровища и артефакты остались нам неизвестны.

Если вам нравятся наши статьи – подписывайтесь на нашу группу: vk.com/forpost863

Источник

Федор Модестов

Археология рассказывает

Гнездовские курганы1868 год обещал для Смоленска многое – началось строительство Риго-Орловской железной дороги. Дорога была не только современным средством сообщения, она несла городу торговые выгоды. Сотни крестьян-грабарей, которыми славились некоторые смоленские уезды, строили полотно дороги. У сельца Гнёздова, расположенного в двенадцати верстах к западу от Смоленска, неподалеку от речки Свинки, работа шла как обычно, когда внезапно из-под лопаты одного из грабарей посыпались какие-то монеты и украшения.

Грабари поняли, что это серебро, и его много. Украшения имели форму браслетов, лунниц, гривен, подвесок с изображением странных зверей и людей, а на монетах были выбиты надписи, похожие на вязь. Находку утаить не удалось, и вскоре ею уже любовались собиратели в Москве и Санкт-Петербурге.

На время о кладе забыли, хотя жители Гнёздова любили рассказывать легенды о “золотом баране”, зарытом где-то в окрестностях сельца. Но в последующие два года находки еще нескольких кладов у Гнёздова заставили графа А. С. Уварова, одного из основателей Русского археологического общества, обратить внимание на это место. В 1874 году археолог М. Ф. Кусцинский по инициативе Уварова провел раскопки. Из первых четырнадцати курганов, он получил набор великолепных вещей – меч, наконечник копья, бронзовые украшения, горшки и совершенно чудесный бронзовый хоросанский светильник в форме женской головы с бирюзовой вставкой. Оказалось, что у Гнёздова раскинулись тысячи и тысячи курганов, больших и не очень, тянувшихся вдоль Днепра на несколько верст, а рядом с ними располагалось древнее городище. Находки из курганов и клады будоражили умы археологов.

С 1881 года большие раскопки Гнёздовских курганов стал проводить один из основателей Исторического музея в Москве В. И. Сизов. За 20 лет работы он раскопал более трехсот курганов, а Исторический музей получил великолепную коллекцию разнообразных предметов. Это было оружие (мечи, топоры, наконечники стрел и копий), украшения работы ближневосточных, скандинавских, византийских и славянских ремесленников, предметы быта. В письмах В. И. Сизова часто звучали нотки восхищения от сделанных находок: “Из вещей особенно интересна серебряная бляха, а главное, чарочка, которая привела меня в восторг византийским характером изображенной птицы” (из письма к П. С. Уваровой, 1885 г.).

Клад древних монетУ исследователей возник вопрос, что за место Гнёздово? Характер находок (предметы арабского, византийского, скандинавского импорта, византийские и арабские монеты, складные весы, гирьки) говорил о торговом характере поселения, а расположение напрямую связывало его со знаменитым торговым путем, описанным в летописи: “Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и в верховье Днепра волок до Ловати, и по Ловати можно войти в Ильмень озеро великое, из того же озера потечет Волхов, и втечет в озеро великое Нево, и устье того озера впадет в море Варяжское”. Так как топоним Гнёздово не упоминается в летописях и вообще известен только с XVII века, археологи склонились к мнению, что на этом месте в IX-X веках находился Смоленск, перенесенный в начале XI века вверх по Днепру на современное место.

Мертвый город у Гнёздова, как казалось, обрел свое историческое имя. Раскапывать Гнёздовские курганы стало делом модным, уж очень легко можно было получить значительные коллекции древностей с минимальными затратами. Из ярких личностей, изучавших, точнее сказать, копавших Гнёздовские курганы, наиболее известны княгиня М. К. Тенишева и Н. К. Рерих. Помощь княгине в раскопках оказывал профессор В. И. Сизов, и вскоре музей Тенишевой пополнился значительной коллекцией предметов из Гнёздова. Правда, на почве смоленских древностей они и поссорились. Сизов, по отзыву современника, являл собою “образец русской научной и художественной богемы”. Самозабвенно любя археологию, обижался, когда его лишали предмета страсти. Яблоком раздора двух выдающихся людей стала пряжка с эмалью из совместных раскопок.

Тенишева вспоминала: “…Мне по телефону сообщили, чтобы я была настороже, что в моих курганах была найдена византийская пряжка с эмалью, но что Сизов просил мне этого не говорить, так как сам в продолжении многих лет домогался найти такую вещь, как недостающую в его курганных коллекциях… Приехав с раскопок 15 июля… Сизов молчал о находке, но я не выдержала и попросила его показать ее. Мы сидели за обедом большой компанией. Он неохотно вынул ее из кармана и подал мне. Когда я взяла ее в руки, что-то дрогнуло в моем сердце, археологическая страсть охватила меня, и желание иметь эту пряжку поглотило все остальные чувства… Я объявила ему, что пряжки не отдам, так как она найдена на моих курганах. Сизов побледнел… Положение становилось страшно натянутым. Но, наконец, переломив себя, с болью в сердце, я рассталась с желанным предметом и передала его Сизову. Но с этой минуты… я его положительно возненавидела… Мы очень холодно простились… он уехал сконфуженный, но довольный, а я в продолжение двух лет избегала с ним встречи, но потом у меня отлегло на сердце, и мы с ним помирились”.

Раскопками Гнёздовских курганов занималась и другая неординарная женщина-смолянка, этнограф и археолог Е. Н. Клетнова, составившая интересное научное наследие. Ей, как и М. К. Тенишевой, пришлось покинуть Россию в послереволюционные годы.

Среди тех, кто причастен к раскопкам Гнёздовских курганов, хочется вспомнить и А. Р. Беляева, будущего известного писателя-фантаста. В юности, будучи членом “Общества изучения Смоленской губернии”, он раскопал несколько курганов и подарил находки из них Смоленскому историко-археологическому городскому музею.

Почти за сорок лет раскопок, проведенных М. Ф. Кусцинским, В. И. Сизовым, B.Д. Соколовым, В. А. Городцовым, А. С. Абрамовым, C.П. Писаревым, М. К. Тенишевой, Н.К. Рерихом, Е. Н. Клетновой, Г. К. Богуславским, Н. Бируковым и другими было раскопано свыше пятисот курганов. Основная часть находок поступила в московский Исторический музей, значительная коллекция была представлена в музее М. К. Тенишевой “Русская старина” и в Смоленском историко-археологическом музее. Многие находки были подлинными шедеврами декоративно-прикладного искусства IX-X веков.

Читайте также:  Сосуды и нервы лопатки

Сизов обобщил материалы своих раскопок в труде “Гнёздовский могильник близ Смоленска” (1902). Казалось, его труд решал многие загадки Гнёздовских памятников, но в 1909 году в первом выпуске “Смоленской старины” появилась статья Г. К. Богуславского “О результатах изучения Гнёздовского могильника”. В ней автор высказал мнение, что Гнёздовские курганы – это только языческое кладбище древнего Смоленска, на которое смоляне привозили по Днепру хоронить своих умерших граждан, и ни о каком поселении, тем более городе, в Гнёздове не может идти речь. На статью не обратили серьезного внимания. Но тогда никто и не мог подумать, что через сорок лет она станет одной из причин, затормозивших изучение Гнёздовских поселений.
{mospagebreak heading=Страница 1}

В начале 1920-х годов начался новый этап в изучении Гнёздовских памятников, связанный с именем археолога А. Н. Лявданского. Благодаря ему Гнёздовские памятники получили первое подробное описание и обогатились новыми открытиями. Оказалось, что центральную часть комплекса занимало городище. За ним и древним посадом площадью 17,5 га раскинулся огромный некрополь из более чем трех тысяч курганов. В нескольких километрах от Центрального городища в устье реки Олыпа находились Олыпанское городище, расположенные рядом селище и несколько других курганных групп. Между городищами, вдоль Днепра, тянулись многочисленные курганы. Всего в Гнёздове первоначально было, видимо, около пяти тысяч курганов. Почти на пять километров раскинулся этот комплекс. Стало ясно, что Гнёздово не имеет аналогов в мире.

Раскопки в ГнездовоВ 1920-30-х годах изучение Гнёздовских памятников велось не в столь больших масштабах, как ранее. Это было связано с тем, что раскопки были поставлены на новую научную базу и велись по более совершенной методике. Кроме того, разгром в 30-е годы краеведческого движения привел к значительному сокращению работ на таких сложных памятниках, как Гнёздово. Правда, раскопки 1940 года, казалось, должны были дать новый импульс изучению Гнёздовских древностей.

В том году при раскопках Центрального городища лопата землекопа выбросила на поверхность прекрасные золотые украшения. Подвески, украшенные зернью и сканью, ближневосточной работы, византийская монета, превращенная в подвеску, не менее прекрасные сканно-зерненые серебряные скандинавские украшения произвели сильное впечатление на исследователей. Но 1941 год перечеркнул все планы. Мертвый город опять погрузился в сон, но ненадолго. Недобрый стук лопат его разбудил. Рядом в толще земли строили ставку Гитлера -Медвежье логово. И к тысячам Гнёздовским курганам добавились могилы расстрелянных военнопленных, строителей подземной ставки. Место для ставки было выбрано Гитлером не случайно. Гнёздовские могильники и поселения западные историки и археологи считали чисто скандинавскими, то есть местом норманнского влияния. Таким образом, подоплека решения нацистов была мистическая. Но духи древних норманнов Гитлеру не помогли, а для нас к тайнам мертвого города добавилась еще одна – тайна Медвежьего логова.

С 1949 года начался новый этап в изучении Гнёздова: экспедиция Московского университета и Смоленского областного музея начала проводить под руководством Д. А. Авдусина исследования Гнёздовских курганов. Успех раскопок 1949 года был ошеломляющим. Самой значимой стала находка корчаги-амфоры середины X века с древнейшей русской надписью. Одно только слово – “гороухща” (или “гороушна”), а сколько толкований, мнений, статей! Тогда было бесспорно одно: это самая древняя славянская надпись, найденная в древнерусских землях.

К несчастью надпись использовали знаменем борьбы с норманской теорией создания русского государства. Во имя победы над которой пришлось пожертвовать древним городом. Вот тут-то и пригодилась дореволюционная статья Богуславского, обращаясь к которой, Д. А. Авдусин объявил, что Гнёздово – это языческое кладбище Смоленска, откуда привозили хоронить его жителей, а в самом Гнёздове нет никаких поселений и, кроме курганов, здесь изучать нечего. И вообще, здесь похоронены только славяне, а скандинавские захоронения единичны. Так древний город в Гнёздове как бы умер во второй раз. Но шло время. Шаг за шагом, усилиями археологов И. И. Ляпушкина, Е. А. Шмидта, В. А. Булкина и других возвращался на страницы научных изданий древний город и его загадки.

Пока шли ученые споры, раскопки курганов понемногу продолжались. В Смоленский краеведческий музей поступили новые уникальные находки из Гнёздовских курганов: фибулы, браслеты, бусы, изделия из кости, предметы вооружения, пряжки, подвески, украшения поясов, конской упряжи и многое другое. Это были изделия ремесленников Византии, Скандинавии, стран Ближнего Востока, Хазарии, Южнорусских земель. Несмотря на то, что многие из них были повреждены огнем погребальных костров и имели утраты, они до сих пор завораживают своими формами, удивительной техникой исполнения.

Наконец, начались крупномасштабные раскопки Центрального Гнёздовского городища и селища, и стало ясно, что это действительно огромное и уникальное поселение IX-X веков на пути “из варяг в греки”. Одни исследователи считают его первоначальным местом древнего Смоленска IX-X веков, другие – крупным торгово-ремесленным поселением. Автору ближе мнение, что это был перевалочный пункт на великом торговом пути и место сбора княжеской дани с подчиненных Киеву племен.

По древнескандинавским сагам можно попытаться и реконструировать его название. По мнению Т. К. Джаксон, оно звучало как Свинеческ (по-древнескандинавски – Сюрнес), то есть поселение на реке Свинке, на которой расположено Центральное городище и селище.

Теорий много. Гнёздово неохотно раскрывает свои тайны, хотя периодически отдает исследователям свои сокровища. В 1993 году на Гнёздовском селище экспедиция МГУ под руководством Т. А. Пушкиной нашла самый крупный клад за всю историю изучения комплекса.

На территории Гнёздова будет создан археологический заповедник, и былой мертвый город наполнится не только стуком лопат археологов, но и гомоном любознательных туристов.

Федор Модестов
Альманах “Памятники Отечества”, 2002 г.

Источник