Голгофа чаша сосуд тайна ассоциации с этими словами

все ассоциации
мужские/женские
Со словом «чаша» ассоциируются слова
Слово «чаша»
ассоциируется со
словами
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подкатывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «чаша»
Предложения со словом «чаша»
- Тот факт, что внутри психотерапии существует непрекращающаяся борьба школ, ещё больше склоняет чашу весов в пользу идеи объективации методов оценки эффективности вида психотерапии.
- Ему суждено было испить полную чашу семейного счастья и семейного горя.
- Наверное, у неё был до вас сложный день, а вы себе позволили последней каплей переполнить чашу терпения.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «чаша»
- У Фридриха Фридриховича переход в свой дом совершился со всякой торжественностью: утром у него был приходский православный священник, пел в зале молебен и служил водосвятие; потом священник взял в одну руку крест, а в другую кропило, а Фридрих Фридрихович поднял новую суповую чашу с освященною водою, и они вместе обошли весь дом, утверждая здание во имя отца, и сына, и святого духа.
- — Чаша с кровию Христовой и надпись: «redemptio mundi!» — искупление мира! — продолжал Егор Егорыч, переходя в сопровождении своих спутников к южной стене. — А это агнец delet peccata — известный агнец, приявший на себя грехи мира и феноменирующий у всех почти народов в их религиях при заклании и сожжении — очищение зараженного грехами и злобою людского воздуха.
- Молодых водили в венцах вокруг аналоя с пением «Исаия ликуй: се дева име во чреве»; давали им испить вино из одной чаши, заставили поцеловаться и обменяться кольцами.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «чаша»
ЧА́ША, -и, ж. 1. Старинный большой сосуд в форме полушария, предназначенный для питья. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧАША
Источник
Викисловарь
ЧАША, существительное. Сосуд округлой формы для питья, характеризующийся широким верхом и узким низом
ЧАША, существительное. Любой сосуд, напоминающий по своей форме чашу [1]
ЧАША, существительное. Перен. участь, судьба, обычно тяжёлая, несчастная || мера чего-нибудь испытываемого, переживаемого
ЧАША, существительное. Мужское имя
Толковый словарь Ушакова
ЧАША, чаши, ж. 1. Старинный сосуд для питья в форме полушария (истор.). Не скоро ели предки наши, не скоро двигались кругом ковши, серебряные чаши с кипящим пивом и вином. Пушкин. || Пиршественный сосуд для вина (поэт. ритор.). Стукнем чашу с чашей дружно! Д. Давыдов. Вы чашу круговую наполните блистательным вином. Языков. Кто любит видеть в чашах дно, тот бодро ищет боя. Жуковский. Вчера был Вакха буйный пир, при кликах юности безумной, при громе чаш, при звуке лир. Пушкин. Всюду со мной: и ночью, и за дружеской беседой, за чашей пиршества, и в минуты глубокой думы! || перен. Вино, питье вина (шутл.). Явилась семья друзей и с ними неизбежная Гончаров. 3. перен., только ед., чего и какая. Символическое обозначение меры чего-н. испытываемого, переживаемого (поэт. ритор.). Едва касались мы до чаши наслаждений. Лермонтов. Чаша горести переполнилась. Салтыков-Щедрин. На губах блуждает улыбка: видно, что он только лишь отвел их от полной чаши счастья. Гончаров. Нам горька остылой жизни чаша. Лермонтов. Еще полна, друг милый мой, пред нами чаша жизни сладкой. Баратынский. 4. только ед. Один из способов рубки (ср. лапа в 5 знач. и чашка в 5 знач.; плотн.). Рубить в чашу. (как) полная чаша – перен. о домашнем, хозяйственном обилии, полном достатке. Дом Морозова был чаша полная. А. К. Толстой. Дом у вас будет как полная чаша, заживешь припеваючи… Пушкин.
Толковый словарь Даля
ЧАША, ж. сосуд полушаром или около того; братина; миса. Иже напоит единаго от малых сих чашею студеной воды, Матф. *Чаша заздравная, прощальная, стакан вина. *Пить горькую чашу, мыкать горе, бедовать. Чаша, море Соловецкое, пить здоровье молодецкое! Дом как полная чаша. Дом – чаша-чашей. Мы с ним из одной чаши кашу едим. Хороша кашка (бражка), да мала чашка. Какову чашу другу налил, такову и самому пить. Не твоя чаша, не тебе и пить. Эко счастье – на мосту с чашкой! Над двором, стоит чаша с молоком (месяц)? Чашка, то же, сосуд для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, миса (миска), ставец. Щаная чашка. Чайная чашка. Просим на чашку чаю! Выкушайте еще чашечку! Чашками постучали, а чаю не видали. | Чаша, горн. круглый вашгерд: ось вертится и чугунные лапы разминают землю. | Разные вещи, похожие на чашку: щиток или тарелка у конной шпаги и палаша; | наколенная, круглая кость, приросшая к тяжам бедра и берца; | у цветов: кружок посреди поддона, внутри венчика, с тычинками и плодником. | Округлая вырубка в бревне, при рубке углов сруба. | Лунки на конских зубах, по коим узнается возраст. Лошадь чашку свела, уж ей за девять годов. Чашный, чашечный, к чаше, чашке относящ. Чашник м. придворный виночерпий, у кого напитки в ведении и чарочники под рукою. В монастырях: монах, заведующий погребом, напитками. | Сиб. раскольник, который ест только из своей чашки. Чашница ж. растенье Cyathus. Чашничать, бражничать, пировать.
Современный толковый словарь
ЧАША (лат . Crater), созвездие Южного полушария, в средних широтах России видно зимой и весной.
Мудрые слова
Слова – оружие; заимствовать их из арсенала врага опасно как
в теории, так и в политике.
Джордж Сантаяна
Источник
все ассоциации
мужские/женские
Со словосочетанием «золотая чаша» ассоциируются слова
Словосочетание «золотая чаша»
ассоциируется со
словами
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова зернистый (прилагательное):
Синонимы к словосочетанию «золотая чаша»
Предложения со словосочетанием «золотая чаша»
- Всё-таки здорово, когда у тебя через стену, всего в каких-то нескольких шагах, стоит золотая чаша.
- Чудесные машины останавливались возле столов, и пирующие брали с них широкие золотые чаши, полные сладкой амврозии – пищи бессмертных.
- – Благородные дамы, если бы со всеми жёнами, с которыми происходит нечто подобное, поступали так же, я боюсь, что на месте золотых чаш у нас на столах не раз появлялись бы черепа.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «золотая чаша»
- Так было и с Сашею Погодиным, юношею красивым и чистым: избрала его жизнь на утоление страстей и мук своих, открыла ему сердце для вещих зовов, которых не слышат другие, и жертвенной кровью его до краев наполнила золотую чашу.
- “Ты мне даешь пить из золотой чаши, — воскликнул он, — но яд в твоем питье, и грязью осквернены твои белые крылья… Прочь! Оставаться здесь с тобою, после того как я… прогнал, прогнал мою невесту… бесчестное, бесчестное дело!”Он стиснул горестно руки, и другое лицо, с печатью страданья на неподвижных чертах, с безмолвным укором в прощальном взоре, возникло из глубины…
- Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «чаша»
ЧА́ША, -и, ж. 1. Старинный большой сосуд в форме полушария, предназначенный для питья. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧАША
Смотрите также
ЗОЛОТО́Й, –а́я, –о́е. 1. Прил. к золото. Золотой слиток.
Все значения слова «золотой»
ЧА́ША, -и, ж. 1. Старинный большой сосуд в форме полушария, предназначенный для питья.
Все значения слова «чаша»
Всё-таки здорово, когда у тебя через стену, всего в каких-то нескольких шагах, стоит золотая чаша.
Чудесные машины останавливались возле столов, и пирующие брали с них широкие золотые чаши, полные сладкой амврозии – пищи бессмертных.
– Благородные дамы, если бы со всеми жёнами, с которыми происходит нечто подобное, поступали так же, я боюсь, что на месте золотых чаш у нас на столах не раз появлялись бы черепа.
- (все предложения)
- золотые кубки
- золотые сосуды
- золотое блюдо
- чистое золото
- золотой венец
- (ещё синонимы…)
- Разбор по составу слова «золотой»
- Разбор по составу слова «чаша»
Источник
- Перевод
- Ассоциации
- Анаграммы
- Антонимы
- Синонимы
- Гиперонимы
- Морфологический разбор
- Склонения
- Спряжения
Перевод слова чаша
Мы предлагаем Вам перевод слова чаша на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»
- На английский
- На немецкий
- На французский
- bowl — миска, чашка, потир, чаша грааля
- форма чаши — bowl shape
- горькая чаша — bitter cup
- святая чаша — holy chalice
- большая чаша — big grail
- basin — тазик
- vial — флакон, стакан
- чаша гнева — vial of wrath
- Kelch — кубок
- горькая чаша — bitterer Kelch
- Schüssel — миска, чашка
- чаши из глины — Schüssel aus Ton
- плоская чаша — flache Schale
- Becher — кубок, чашка
- Bowle
- Becken
- Löffel
- Pfanne
- Humpen — кубок
- Korb
- Napf — миска
- Maß
- Kumm
- Kumme
- bol — миска
- дно чаши — fond du bol
- calice — чашечка, сосуд
- coupe — чашка
- горькая чаша — coupe amère
- полная чаша — tasse pleine
- godet — стаканчик, резервуар
Гипо-гиперонимические отношения
объект
вместилище
сосуд
чаша
Какой бывает чаша (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
золотой серебряной полной огромной большей деревянной каменной глиняной круглой медной стеклянной хрустальной горькой бронзовой небесной пустой зеленой металлической гигантской священной широкой плоской глубокой фарфоровой небольшой керамической царской маленькой перевернутой мраморной жертвенной другой опрокинутой второй голубой прозрачной громадной заздравной черной неглубокой нефритовой драгоценной резной белой нужной великой вогнутой волшебной тяжелой простой изящной мелкой круговой огненной смертельной пиршественной синей последней старинной массивной дымящейся церемониальной железной оловянной
Что может чаша? Что можно сделать с чашей (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
переполниться оказаться выпасть стоять наполниться опустеть пойти миновать лежать упасть исчезнуть казаться выскользнуть появиться разбиться подниматься иметь оставаться принять остаться висеть вернуться куриться находиться обойти полететь сидеть превратиться кипеть успокоиться удариться выплеснуться входить выглядеть сиять портить называться вспыхнуть интерпретироваться перейти вращаться разлететься политься символизировать треснуть бурлить подернуться сверкать опуститься представлять покатиться взять подняться собраться задрожать гореть идти цвести достаться ходить скатиться дрожать плескаться стукнуться
Ассоциации к слову чаша
вино вода рука дно пунш стол губа яд мед подаяние причастие кровь чаша омовение фрукт питье гравий вина кладовая пол голова пиво святой кумыс эль напиток сторона камень алтарь сбор еда вид череп конец край глинтвейн земля пожертвование место круг грудь столик цвет форма ревность золото честь молоко дар пир благовоние изображение песок цикута медь лед центр ниша ручка нога бульон остаток треножник масло
Синонимы слова чаша
фиал
Гиперонимы слова чаша
- сосуд
Сфера употребления слова чаша
Общая лексика
Техника
Металлургия
Токсикология
Строительство
Морфологический разбор (часть речи) слова чаша
Часть речи:
существительное
Одушевленность:
неодушевленное
Склонение существительного чаша
Падеж | Вопрос | Ед.число | Мн. число |
---|---|---|---|
Именительный | (кто, что?) | чаша | чаши |
Родительный | (кого, чего?) | чаши | чаш |
Дательный | (кому, чему?) | чаше | чашам |
Винительный | (кого, что?) | чашу | чаши |
Творительный | (кем, чем?) | чашей | чашами |
Предложный | (о ком, о чём?) | чашам | чашах |
Предложения со словом чаша
Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.
1. Четырехугольная чаша пьяно цвела на широкой клумбе
2. Бирюзовая чаша невозмутимо стояла в внутреннем вороте
3. Стеклянная чаша быстро поднималась на высокое крыльцо
Источник
Знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Об истории и символизме литургических предметов — архимандрит Алипий (Светличный).
Причащание из кувшина. Сербия. Грачаница. Фреска. XIII век
Иногда бывает досадно, что в Евангелии так мало описаний и уточнений, которые могли бы помочь воссоздать историческую обстановку времени пребывания Христа с людьми на земле. Праздный читатель хотел, чтобы все упоминаемые в Писании деяния точно совпадали с хронологической документацией и археологическими находками. Но Библия остается совершенно «закрытой» книгой для таких людей. И потому легче, махнув рукой на свою неспособность разобраться, объявить эту Книгу несостоятельной.
Меня же радует эта тихая и неумышленная загадочность о суетном, которая сохраняет Священное Писание, помогая узнавать со страниц Божественные глаголы, а не развлекаться излишними подробностями неполезных вещей.
Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?
С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.
Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».
Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.
Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.
Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?
Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.
Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.
Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.
Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.
А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.
При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.
Какими были литургические сосуды во время первых христиан?
У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.
Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век
Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.
Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).
Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.
Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.
Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.
Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?
Евхаристическая чаша. Конец V века
После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы. Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды. Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.
Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.
Дискос. VI век
С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.
Евхаристический кувшин. VIII век
Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.
Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди. Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.
Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.
В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.
Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу. Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое»… Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.
Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?
Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.
Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие. Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.
Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).
Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.
Лжица. XVII век
В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.
Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.
Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.
Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина
Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей.
Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.
Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.
О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?
Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.
А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри. Древнейшим упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.
На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой трапезе нож!
Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век
А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.
На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.
Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.
Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?
С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии.
Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа.
Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова.
Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века.
Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек.
Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя.
Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век
Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой.
Двуручный конусоидальный потир XI века
Двуручный потир X века
Не менее богатыми становились и другие литургические предметы.
Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.
И сегодня самым распространенными литургическими сосудами являются латунные вызолоченные чаши, дискосы, звездицы и лжицы.
Для Церкви осталось самым важным то, что эти сосуды вмещают. И хотя Церковь старается, ради почтения Евхаристической Тайны, украсить эти сосуды, но памятует, что никакими земными богатствами невозможно выразить величие Того, Кто Своими Телом и Кровью истинно освящает и литургические предметы, и верных рабов Своих, соединяясь с нами, как вечная Жертва за каждого и как любящий Собрат, отдающий в наши вены Свою Кровь жизни вечной.
Архимандрит Алипий Светличный
Источник