Горячая жидкость нагревалась в закрытом сосуде в таблице

Учитель физики: Вороненко Галина Викторовна
Урок в 10 классе «Влажность воздуха»
Эпиграф:
Цель урока:
Дидактическая цель – сформулировать понятие о влажности воздуха и способах ее измерения, научиться определять влажность воздуха с помощью приборов. Изучить строение и принципы работы приборов: психрометра, гигрометра конденсационного и волосного.
Воспитательная цель – умение переносить свой собственный мыслительный процесс на работу в коллективе, умение слушать товарища, воспринимать идеи коллектива, творчески обрабатывать полученную информацию
Задачи:
образовательные: направить исследовательскую деятельность учащихся по выяснению влажности воздуха;
развивающие: формировать экспериментальные умения и навыки школьников; активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения простейших экспериментальных задач; способствовать обучению физическим приемам мышления, способам и методам постижения истины; способствовать развитию самостоятельности школьников и умения анализировать факты, делать выводы.
воспитывающие: развивать коммуникативную культуру учащихся; способствовать их саморазвитию, самоорганизации.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карты, приборы (психрометр, гигрометр, термометры, электрометр), сборники задач по физике А.П. Рымкевич .
Тип урока: Изучение нового материала. (просто рабочий урок)
Этапы урока:
I. Организационный
II .Подготовка к восприятию нового материала. Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, закрепление пройденного материала с элементами ЕГЭ.
III. Целеполагание
IV.Объяснение пройденного материала
V. Закрепление, по ходу объяснения нового материала с элементам исследовательской работы
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
VII. Рефлексия
Ход урока:
I. Организационный этап
Урок начинается с создания проблемной ситуации. Демонстрация опыта: взять электрометр вместе с металлическим шаром, внутрь шара положить лед. Перед классом выдвигается проблема:
Что произойдет? Ответ: Конденсация водяного пара на поверхности шара.
Откуда взялась вода? Ответ: Водяной пар содержится в воздухе.
Откуда появляется вода в воздухе? Ответ: Земля покрыта морями, реками, океанами, озерами. С их поверхности происходит испарение и тогда воздух становится влажным.
Итак, какова же тема сегодняшнего урока? Ученики самостоятельно формулируют тему урока «Влажность воздуха»
II. Подготовка к восприятию нового материала. Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, закрепление пройденного материала с элементами ЕГЭ
Для изучения нового материала, вспомним, что мы с вами проходили на предыдущем уроке.
А) Индивидуальный опрос.
1-й учащийся: Дать определение процессам испарения и конденсации, объяснить их на основе МКТ
2-й учащиеся: Дать определение насыщенному пару, объяснить не зависимость давления насыщенного пара от объема и концентрации, и его зависимость от температуры.
3-й учащийся: Объяснить процесс кипения жидкости на основе МКТ.
Б) Фронтальный опрос.
А1. Жидкости могут испаряться….
1) только при низком давлении
2) только при нормальном атмосферном давлении
3) только при температуре, близкой к температуре ее кипения
4) при любых внешних условиях
А2 . Скорость испарения жидкости ЗАВИСИТ от
А. температуры жидкости
Б. площади поверхности жидкости
В. химического состава жидкости
Г. скорости движения воздуха над поверхностью жидкости
Д. скорости движения сосуда относительно поверхности Земли
Е. массы жидкости
Ж. материала сосуда
1) А, Б, В, Г 2) А, Б, В, Е
3) А, Б, В, Г, Е 4) все ответы верны
А3 .Отметьте факторы, которые либо НЕ ВЛЯЮТ на скорость испарения, либо ее УМЕНЬШАЮТ.
А. Увеличение площади масляного пятна на поверхности воды.
Б. Уменьшение площади поверхности жидкости.
В. Рост температуры жидкости.
Г. Возрастание объема воды в цилиндрическом стакане.
Д. Увеличение скорости ветра над поверхностью жидкости.
1) Г и Д 2) А, Б, В
3) все перечисленные 4) А, Б, Г
А4. Примером конденсации в природе может служить процесс
1) образования мелких капель воды при падении водопада
2) высыхания рек летом
3) падения капель дождя на землю 4) выпадения росы на траве
А5. Горячая жидкость нагревалась в закрытой емкости. В таблице приведены результаты измерений ее температуры с течением времени. Через 5 мин. после начала измерений в емкости находилось вещество
Время/мин.
5
10
15
20
25
30
35
Температура, °С
60
72
84
84
84
86
93
100
1) только в газообразном состоянии
2) только в жидком состоянии
3) и в жидком, и в твердом состоянии
4) и в жидком, и в газообразном стоянии
А6. В стеклянную колбу налили немного воды и закрыли её пробкой. Вода постепенно испарялась. В конце процесса на стенках колбы осталось лишь несколько капель воды. На рисунке показан график зависимости от времени концентрации n молекул водяного пара внутри колбы. Какое утверждение можно считать правильным?
1) на участке 1 пар насыщенный, а на участке 2 – ненасыщенный
2) на обоих участках пар ненасыщенный
3) на обоих участках пар насыщенный
4) на участке 1 пар ненасыщенный, а на участке 2 – насыщенный
Работа по таблице стр.165, Сборник задач по физике автор РымкевичА.П. (у каждого на столе, раздается заранее)
– При какой температуре вода будет кипеть при 19°С
-Давление водяного пара при 14°С было равно 1кПа. Был ли пар насыщенный?
– Какова плотность насыщенного пара при 10°С
В1. Водяной пар впускают в сосуд с холодной водой, в результате чего весь пар конденсируется. При этом физические величины, перечисленные в первом столбце, меняются следующим образом:
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) Внутренняя энергия пара 1) уменьшается
Б) Внутренняя энергия воды 2) увеличивается
В) Температура воды 3) не изменяется122
В2. В вертикальном сосуде под поршнем находятся азот и насыщенный водяной пар, на дне цилиндра имеется вода. Поршень сдвинули вниз, поддерживая температуру содержимого сосуда постоянной. Как в результате изменятся следующие физические величины: парциальное давление водяных паров, парциальное давление азота, концентрация молекул азота?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) Парциальное давление водяных паров 1) увеличится
Б) Парциальное давление азота 2) уменьшится
В) Концентрация молекул азота 3) не изменится311
III. Целеполагание (слайд№1)
IV.Объяснение нового материала(https://your-physics.ru/load)
Практическая работа:
Определите самостоятельно относительную влажность воздуха в кабинете, пользуясь термометром. Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз.
Для этого проделайте следующее:
1. Измерьте температуру воздуха в классе и запишите________
2. Смочите кусочек бинта и оберните им резервуар термометра. Следите за понижением температуры. Как только оно прекратится, запишите показания_________
3.Найдите разность температур сухого и влажного термометра и, пользуясь таблицей на странице 165 сборника задач ________
4.Определите относительную влажность воздуха в кабинете______
Используя таблицу, определите не достающие величины.
t°сух.С
t°влажн. С
Δt°С
φ%
18
20
?
15
?
?
?
?
6
?
44
56
Если останется время решить задачу:
А Относительная влажность воздуха в цилиндре под поршнем равна 70%. Воздух изотермически сжали, уменьшив его объем в два раза. Относительная влажность воздуха стала равна
1) 140% 2) 100%
3) 70% 4) 35%
В. В сосуде под поршнем находится вода и влажный воздух. Поршень сдвигают при постоянной температуре, постепенно увеличивая объем воздуха. Как при этом меняются абсолютная и относительная влажность воздуха? Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) Абсолютная влажность 1) увеличивается
Б) Относительная влажность 2) уменьшается
3) не изменяется
Сообщения учащихся( в приложении)
VI. Итог урока. Объявляет и комментирует оценки за урок
VII. Домашнее задание § 74; упр. №14(6). Дополнительное задание для изобретателей: Придумайте самодельный увлажнитель воздуха. Приведите примеры старинных примет и поговорок о погоде. Попробуйте объяснить их с точки зрения физики.
VII. Рефлексия
Что, где и когда из получиных знаний вам может пригодиться в жизне?
Литература
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев учебник «Физика» 10 кл. М.: «Просвещение» 2010, с 51 (сведения о значении влажности);
А. П. Рымкевич «Сборник задач по физике» М.: «Просвещение» 2010,
с.165(психрометрическая таблица).
3. Касаткина И.Л.Физика для старшеклассников и абитуриентов:
интенсивный курс подготовки к ЕГЭ / И.Л. Касаткина. – Москва : Омега-Л, 2012.
4.https://your-physics.ru/load
Приложения
Приложение №1
Таблица 1. «Проблемы при отклонениях от оптимальной влажности».
https://www.goodteplo.ru/uploads/diff/045_7_optim_urov_vlazhn.jpg
симптомы ухудшения здоровья при избыточной сухости: обветривание кожи и губ, раздражение носа, ангина, проблемы с дыханием.
симптомы ухудшения здоровья при избыточной влажности: аллергические реакции, проблемы с астмой, ринит.
Таблица оптимальной влажности демонстрирует, насколько недостаточен уровень в 15%:
– Человек 45-65%
– Компьютерная аппаратура и бытовая техника 45-65%
– Мебель и музыкальные инструменты 40-60%
– Библиотеки, экспонаты картинных галерей и музеев 40-60%
Гигиенические правила гласят: влажность воздуха в жилых помещениях должна составлять 30-60%, отклонения в ту или иную сторону вредны для здоровья.
Т. к. могут возникнуть следующие заболевания:
Сухой воздух и глаза
Люди, носящие контактные линзы, в условиях сухого воздуха часто жалуются на раздражение слизистой оболочки глаз. Даже те, кто не имеет проблем со зрением, могут испытывать неблагоприятное воздействие сухого воздуха на глаза. Это так называемый синдром “сухого глаза”. Им страдают до 12% больных, обращающихся к офтальмологам в возрасте до 40 лет, и свыше 65% пациентов старше 50 лет.
Причины “сухого глаза”
Сухой воздух способствует повышенной испаряемости слезы. Слезы же поддерживают постоянную влажность глазного яблока, обеспечивая гладкость и чистоту роговицы.
При скудном увлажнении труднее удаляются инородные частицы с поверхности глаза, ухудшается зрение. Кроме того, недостаток лизоцима, входящего в состав слезной жидкости и обладающего антибактериальным действием, делает орган зрения открытым для болезнетворных микробов и вирусов, которые способны вызвать воспалительный процесс. Работая “всухую”, наши глаза излишне напрягаются, быстрее утомляются. Можно увлажнять веки и глаза с помощью холодных примочек из настоя цветков ромашки аптечной. Смочите в настое ватные тампоны, слегка отожмите и наложите на закрытые глаза на 10-15 минут. Но чтобы эффективно работать находится в комфортных условиях постоянно, более эффективным является увлажнение воздуха во всем помещении.
Простуда
Следствием сухого воздуха является подверженность организма простудным инфекциям. Простуда и насморк распространяются воздушно-капельным путем или через телесный контакт с больным. Главная функция кожи – быть барьером для бактерий. Если кожа и слизистые оболочки носоглотки сухие (а они теряют влагу под воздействием сухого воздуха), то барьер становится менее эффективным. Вероятность заболеть после контакта с инфекцией значительно возрастает, если влажность воздуха меньше оптимальной.
Усталость
Сухой воздух приводит к ослаблению иммунной системы в целом. Холодный сухой воздух препятствует попаданию кислорода в систему кровообращения. Симптомы недостаточного потребления кислорода – истощение, плохая концентрация внимания, усталость.
Носовые кровотечения
Сухой воздух раздражает и высушивает слизистые оболочки носа, что вызывает кровотечения. Врачи рекомендуют увлажнять носовые полости соляным раствором или вазелиновым гелем, но еще лучше – предотвращать кровотечения установкой оптимальной влажности воздуха во всей комнате. Сделать это Вам позволят бытовые увлажнители воздуха.
Повышенная влажность воздуха в комнате – явление нечастое. Такое возможно в старых домах, на цокольных этажах с плохой вентиляцией и отоплением. Там, где влажность воздуха зашкаливает за 60%, легко поселяются плесень и грибки, в воздухе пахнет сыростью.
В таких помещениях приживаются микробы, сильнее чувствуется холод. Влажный воздух в квартире, особенно вреден больным с сердечно -сосудистой и легочной патологиями, а также склонным к частым простудам людям.
Источник
9067. Горячая жидкость медленно охлаждалась в стакане. В таблице приведены результаты измерений ее температуры с течением времени.
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенного экспериментального исследования, и укажите их номера.
1. Через 9 мин после начала измерений в стакане находилось вещество как в жидком, так и в твердом состоянии.2. Через 13 мин после начала измерений в стакане находилось вещество только в твердом состоянии.3. Температура кристаллизации жидкости в данных условиях равна 95 °С.4. Через 10 мин после начала измерений жидкость начала конденсироваться.5. Через 7 мин после начала измерений в стакане находилось вещество только в жидком состоянии.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9067.
9099. В сосуде неизменного объема при комнатной температуре находилась смесь водорода и гелия по 1 моль каждого. Половину содержимого сосуда выпустили, а затем добавили в сосуд 1 моль водорода. Считая газы идеальными, а их температуру постоянной, выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных исследований, и укажите их номера.
1. Концентрация гелия увеличилась.2. В начале опыта концентрации газов были одинаковые.3. Парциальное давление водорода уменьшилось.4. В начале опыта массы газов были одинаковые.5. Давление смеси газов в сосуде не изменилось.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9099.
9131. В сосуде неизменного объема при комнатной температуре находилась смесь водорода и гелия, по 1 моль каждого. Половину содержимого сосуда выпустили, а затем добавили в сосуд 1 моль гелия. Считая газы идеальными, а их температуру постоянной, выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных исследований, и укажите их номера.
1. Концентрация водорода увеличилась.2. В начале опыта концентрация водорода была больше, чем концентрация гелия.3. Парциальное давление водорода уменьшилось.4. В начале опыта масса гелия была больше, чем масса водорода.5. Давление смеси газов в сосуде уменьшилось.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9131.
9163. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде с поршнем равна 40%. Объем сосуда за счет движения поршня медленно уменьшают при постоянной температуре. В конечном состоянии объем сосуда в 3 раза меньше начального.
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных наблюдений, и укажите их номера.
1. В конечном и начальном состояниях масса пара в сосуде одинакова.2. При уменьшении объема в 2 раза относительная влажность воздуха в сосуде стала равна 80%.3. При уменьшении объема сосуда в 2,5 раза на стенках появляется роса.4. В конечном состоянии весь пар в сосуде сконденсировался.5. Давление пара в сосуде все время увеличивается.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9163.
9195. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде с поршнем равна 50%. Объем сосуда за счет движения поршня медленно уменьшают при постоянной температуре. В конечном состоянии объем сосуда в 4 раза меньше начального.
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных наблюдений, и укажите их номера.
1. В конечном состоянии весь пар в сосуде сконденсировался.2. После уменьшения объема в 3 раза относительная влажность воздуха в сосуде равна 150%.3. Плотность пара в сосуде все время увеличивается.4. В конечном состоянии масса пара в сосуде в 2 раза меньше начальной массы пара.5. Давление пара сначала увеличивается, а затем остается постоянным.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9195.
9227. В цилиндре под поршнем находится твердое вещество. Цилиндр поместили в раскаленную печь. На рисунке показан график изменения температуры (t ) вещества по мере поглощения им количества теплоты (Q ). Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных наблюдений, и укажите их номера.
1. Теплоемкость вещества в жидком состоянии меньше, чем в твердом.2. Для того чтобы полностью расплавить вещество, уже находящееся при температуре плавления, ему надо передать 40 Дж теплоты.3. Температура плавления вещества равна 80 °С.4. На участке 2-3 происходит переход вещества в газообразное состояние.5. В состоянии 2 вещество полностью расплавилось.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9227.
9259. В цилиндре под поршнем находится твердое вещество. Цилиндр поместили в раскаленную печь. На рисунке показан график изменения температуры (t ) вещества по мере поглощения им количества теплоты (Q ). Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных наблюдений, и укажите их номера.
1. Теплоемкость вещества в жидком состоянии больше, чем в твердом.2. Для того чтобы полностью расплавить вещество, уже находящееся при температуре плавления, ему надо передать 80 Дж теплоты.3. Температура кипения вещества равна 80 °С.4. На участке 2-3 происходит переход вещества в жидкое состояние.5. В состоянии 1 вещество полностью расплавилось.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9259.
9291. На рисунке приведены графики двух изотермических процессов, проводимых с одной и той же массой газа. На основании графиков выберите два верных утверждения о процессах, происходящих с газом.
1. Процесс 1 идет при более высокой температуре.2. Процесс 2 идет при более высокой температуре.3. Оба процесса идут при одной и той же температуре.4. В процессе 1 объем увеличивается.5. В процессе 1 внутренняя энергия газа увеличивается.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9291.
9323. На. рисунке приведены графики двух изотермических процессов, проводимых с одной и той же массой газа. На основании графиков выберите два верных утверждения о процессах, происходящих с газом.
1. Процесс 1 идет при более низкой температуре.2. Процесс 2 идет при более низкой температуре.3. Оба процесса идут при одной и той же температуре.4. В процессе 1 давление уменьшается.5. В процессе 2 внутренняя энергия газа уменьшалась.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9323.
9355. При изучении процессов, происходящих с газом, ученик занес в таблицу результаты измерения температуры и давления одного и того же количества газа в различных равновесных состояниях. Какие два из приведенных ниже утверждений соответствуют результатам этих опытов? Газ считать идеальным.
1. Внутренняя энергия газа в опыте № 6 в 3 раза больше, чем в опыте 5.2. При переходе от состояния 2 к состоянию 3 газ получал тепло.3. Объем газа в состоянии 4 в 2 раза меньше объема газа в состоянии 1.4. При переходе от состояния 5 к состоянию 6 газ совершал работу.5. В опытах № 4-7 объем газа был одинаковым.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 9355.
Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще
Источник