Греческая керамика виды сосудов

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Основные формы[править | править код]
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды – награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название – каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | ||
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название – пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название – омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название – племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература[править | править код]
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Источник
” О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! “…….
Джон Китс “Ода греческой вазе” (Перевод Г Кружкова)
Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи https://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды – не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂
И, чтобы расставить точки над “и” и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.
(фотография взята отсюда https://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)
Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:
Вообще-то, если разобраться, вазы – это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты….А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.
Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.
Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.
Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:
Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз – амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» – сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.
Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь https://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm
Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .
Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах – это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции – невероятно интересное занятие, но это – материал для многих книг, а не для одного рассказа)
Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и – о, чудо! – вынырнуть с древней амфорой в руках :))
Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.
Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. – Kalpis) – сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.
Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.
Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.
Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.
Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.
А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника 🙂
Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться 🙂
Канфары – широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.
Канфар из Афинского археологического музея
Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.
Килик (греч. kylix, лат. calix – “круглый”) – ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu” (греч., “Радуйся и пей счастливо”). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)
Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Этот же килик изнутри
и он же снизу
КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi – “смешиваю”) – древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды – пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.
Примеры кратеров:
Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Продожение здесь (часть 2): https://liorasun55.livejournal.com/314944.html
Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно 🙂
Источник
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
2 271
1 210 132
493
✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер
✪ ЗАГАДОЧНЫЕ древние находки которые наука не может объяснить
✪ Идеокинезис в Алматы. Сосудистый скелет
С вами Брайан и Моника. Мы находимся в Метрополитен-музее. Сегодня вечером здесь очень людно. Перед нами одна из героических ваз, стоящих у входа в греческую галерею. Она обозначена как геометрический кратер, созданный в VIII в. до н.э. Почему геометрический? Потому что на нём, как и на других вазах, которые так принято называть, есть геометрический орнамент. Видите на верхней кромке? Ещё на нём есть узор, который называется меандр, и каждая часть росписи заключена в отдельную рамку – ряд колец, похожих на олимпийские. На внешней поверхности вазы размещены фигуры и орнаменты, множество геометрических узоров. На ней есть и фигуры людей и животных, но они упрощены до геометрических форм и узоров. Интересно, на этой вазе изображены фигуры людей и животных, а ранние геометрические вазы, как я уже говорил, расписаны только геометрическими узорами. Верно. На предметах искусства следующего века мы уже наблюдаем больше изображений разных занятий людей. Как использовалась эта ваза? Она очень большая, поэтому нельзя представить, что в ней хранили вино или оливки. Интересно, насколько же она велика? Поскольку она стоит у нас над головами, выглядит так, словно в ней несколько футов… Мы знаем об этих вазах, что их не держали в доме. Нет, с их помощью помечали могилы. Дно у таких ваз имеет отверстия. В них наливали вино, и оно медленно сочилось в землю в качестве своего рода подношения покойным. Сложная у них была форма. На них много трещин, да? Да. Их делали из терракоты – «жжёной земли», – поэтому они разбивались на крупные куски, а не на мелкие, как стекло. Точно. Многие из них собраны заново? Да. Перед нами геометрическая роспись на нижней части сосуда. На более высоких участках появляются фигуры в движении, и это – новая тенденция в геометрической росписи, верно? Да, показанная на вазе деятельность вполне соответствует её назначению. Перед нами сцена похорон. Перед нами усопший, лежащий на погребальной повозке. По обеим сторонам от него – плакальщики. Они рвут на себе волосы (это традиционный греческий траурный жест), собравшись по обе стороны центральной погребальной сцены. Интересно, что покойник изображён горизонтально лежащим на погребальной повозке, и только этим отличается от остальных персонажей росписи. Все фигуры совершенно одинаковы. Да, это верно. Жест, изображаемый живыми, отличает их от мёртвого, который просто лежит. Правильно. На примере египетского искусства мы видели, что покойников представляли через использование символов. Здесь у нас почти ничего, кроме самого тела. Это верно. И ещё, возможно, здесь семья покойного – люди по обе стороны от него. Видите, фигуры по бокам обмахивают его пальмовыми ветвями? Видимо, уже в этот ранний период греки гораздо больше интересовались жизнью, чем смертью. Видимо, так. В центре внимания здесь плакальщики, выражающие скорбь, а не сам покойник, его положение и социальный статус при жизни, как это было бы у египтян. Верно. Как вы уже отметили, тела изображены очень упрощённо. Но мы без труда читаем изображение на этой вазе, да? Совершенно верно. Например, на нижней секции росписи мы без труда различаем трёх лошадей, запряжённых в колесницу, на которой лежит покойник. Но мы видим, что художник попытался создать иллюзию глубины, наложив фигуры лошадей друг на друга. Это совсем не то, чего можно ожидать от греко-римского искусства, в котором была перспектива. Да, в последующие эпохи такие эффекты создавались с помощью более сложных иллюзий. Изображение очень плоское. Кажется, мы должны проходить мимо этих ваз в музее, потому что они словно отмечают вход в галерею, как геральдические львы. Конечно, в Древней Греции они смотрелись более привлекательно. Это не обычный предмет. Да, у этих ваз была совершенно особая функция. Такие горшки каждый день бить не будешь. Они были доступны только богатым грекам, которые могли себе позволить помечать ими могилы своих близких. Получается, что во множестве музейных залов есть вазы, которые служили для более утилитарных вещей: хранение вина, масла и так далее. А это что-то совершенно другое. Да, так и есть.
Основные формы
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон (Αλάβαστρον) | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | ![]() |
Амис | Погребальная урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды – награда в соревнованиях | ![]() |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | ![]() |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | ![]() |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ![]() | |
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ![]() | |
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ![]() | |
Динос | Для питья | Разновидность кратера | ![]() |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ![]() | |
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ![]() | |
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ![]() | |
Киаф | Черпак для вина и воды | ![]() | |
Килик | Для питья | Другое название – каликс. | ![]() |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | ![]() |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ![]() | |
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ![]() | |
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ![]() | |
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ![]() | |
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | ![]() |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ![]() | |
Лопас | Столовый сосуд | ![]() | |
Лутерион | Столовый сосуд | ![]() | |
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ![]() | |
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ![]() | |
Лампа | Для освещения | ![]() | |
Мастос | Для питья вина | ![]() | |
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | ![]() |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | 180px | |
Ольпа | Для разлива вина и воды | ![]() | |
Патера | Для культовых обрядов | ![]() | |
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ![]() | |
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ![]() | |
Пинака | Вотивный предмет | Другое название – пинакион (Πινάκιον) | ![]() |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | ![]() |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ![]() | |
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | ![]() |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ![]() | |
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ![]() | |
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | ![]() |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | ![]() |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название – омфальная чаша | ![]() |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | ![]() |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название – племохойя или клотон | ![]() |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | ![]() |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний | ![]() |
Литература
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Источник