Грифиус кто ты о человек сосуд свирепой боли
Художественная культура барокко
Изменение мировосприятия в эпоху барокко
XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой
художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов
Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны,
происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой —
преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А.
А. Аникст,
«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни.
Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них
возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».
Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн
(1572—1631):
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Перевод О. Румера
Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь
мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и
писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная
личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга
Переменам в мировосприятии человека во многом
способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном,
изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также
сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других
наук.
Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и телескопа (Галилео Галилей, 1610)
позволило заглянуть в головокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек
обнаружил удивительное разнообразие… Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал
иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданными метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он измерял не месяцами и днями, а
часами, минутами и даже секундами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости временного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над
бренностью человеческого бытия.
Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие,
смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жизни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнениями и противоречиями, он далеко
не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:
Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,
Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?..
Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,
Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,
Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,
Он даже и не то, что именуют Богом,
Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,
О чём из всех из нас не ведает никто.
А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга
В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё отчетливее осознавал свою
беспомощность перед мирозданием, обращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичеством и страданиями. Реальная жизнь воспринималась как сплошной обман, кошмарный
сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)
Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало
искусство.
Эстетика барокко
Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии,
путаница в понятиях породили новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.
Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вычурный), которым португальские
моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и
неуклюжего. Возможно, эта излишняя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко.
Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённостью», «незнанием правил»,
проявлением «дурного вкуса», противоречащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, пластичность, стремление к красоте
и воспринимали его как логичное продолжение традиций Возрождения. Некоторые исследователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь
со средневековым искусством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстатических религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой
самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой художественной культуры.
В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они
касались основных задач искусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумление. Вот как об этом писал
английский поэт А. Поуп (1688— 1744):
Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота.
Цель мастера — контрастами играть,
Скрывать границы, взоры удивлять.
Перевод С. Антонова
Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в
искусстве. В произведениях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и
наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаянием, на каждом шагу его подстерегают
случайности и превратности судьбы, его героические поступки находятся на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит
понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удивительно точно выражено одним из героев У. Шекспира:
Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,
Неистово шумящий на подмостках
И через час забытый всеми; сказка
В устах глупца, богатая словами
И звоном фраз, но нищая значеньем.
Перевод Т. Щепкиной-Куперник
Человека, одержимого желанием выявить и понять главные законы развития жизни, уже не
могла устроить лишь констатация её сложности и противоречивости. Вот почему в произведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа
противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека,
мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для
произведений барокко характерны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная
пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор.
Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как искусство, не утратило связей с
эстетикой Возрождения и продолжало ренессансные традиции.
Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновременно с классицизмом, нередко
вступая с ним в борьбу. Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля
архитектурных сооружений XVII в.
В России отдельные черты барокко проявились во второй половине XVII
в., а его расцвет приходится на середину XVIII столетия. В большей мере влияние барокко испытала русская литература XVII в. (например, поэтическое творчество Симеона Полоцкого
(1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись).
Источник
В тоже время, барокко – художественная система, отражающая мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии барочного мышления проявляются во всем.
Антиномия “хаос (управляющий вселенной) – порядок (торжество рационализма)”. Система, к которой тяготеет научное и художественное мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация, система планировки Ленотра .) понимается не как выражение порядка, лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное, упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное открытие барокко – чувство безграничности мира (чему способствовали географические открытия), трагичной незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
Грифиус “Человеческая нищета”.
Т.о. личность человека “одновременно нечто и ничто” (Флеминг). Все зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы. Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать – до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад . Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца), и чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко).
Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя понимается как свет, утешение, покой, мысли о Христе.
Что смерть благочестивым?
Ключи от жизни вечной,
Времен граница лживых,
На поле битвы мир,
Идущий к солнцу путник,
Блаженства вечный пир,
В пути к отчизне спутник,
Пожатие десницы,
Пылающее пламя,
И райские зарницы,
Горящие над нами.
Хофмансвальдау “Смерть”.
Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма – с другой (гравюры Шенфельда).
Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения, пространства, времени .
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус “Подобье нашей жизни”.
Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.
Это интересно:
Евразийцы о путях развития России
Идея о евразийской, особой сущности России, присутствует в общественном сознании и в теоретических разработках давно, несколько столетий. П.Я. Чаадаев в первом философическом письме в 1836 г. писал: “Одна из самых печальных особеннос …
Пикассо – скульптор
Существует общая тенденция оценивать искусство Пикассо почти исключительно в свете его живописи, придавая его работе над скульптурой лишь второстепенное значение и рассматривая ее чуть ли не как хобби художника. Однако же по его скульптур …
Трансляция книжной культуры
А теперь перейдем ко второму типу трансляции культуры, который, согласно Маклюэну, связан с письменным и печатным текстами. Первые письмена возникли на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте и Месопотамии. В развалинах дворца …
Источник
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>
Учебник МХК для 11 класса
Мировая художественная культура
XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст:
«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».
Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
/Перевод О. Румера/
Прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
/А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга/
Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.
Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и телескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в головокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие… Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданными метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он измерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секундами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости временного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.
Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жизни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнениями и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:
Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,
Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?..
Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,
Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,
Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,
Он даже и не то, что именуют Богом,
Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,
О чём из всех из нас не ведает никто.
/А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга/
В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё отчетливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, обращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с мученичеством и страданиями. Реальная жизнь воспринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)
Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.
Источник