Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды thumbnail

Посуда с росписью хохлома: особенности и виды

Хохломская роспись отличается особой притягательностью. В характерные красно-золотые затейливые завитки и чудесные природные мотивы можно вглядываться очень долго. Посуда с такой росписью завораживает своим видом, при этом она не только нарядна и колоритна, что делает ее прекрасным сувениром, но и очень практична.

Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды

Немного истории

Слово «хохлома» вошло в оборот благодаря названию населенного пункта, являвшегося к тому же значительным по масштабам торговым центром XVII столетия недалеко от Нижнего Новгорода. По одной версии хохломская роспись появилась благодаря влиянию старообрядцев, которые в результате гонений пришли в район Нижнего Новгорода, принеся с собой традиции иконописи и создания книжных миниатюр с набором своеобразной символики и расписных узоров. В то же время местные мастера создавали высококачественную посуду и кухонную утварь из дерева.

Применение особенной техники при украшении этих предметов и привело к появлению манеры росписи, которую теперь называют хохломской.

Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды

По другой версии золотые мотивы при оформлении кухонных вещей использовались еще до прихода в район Нижнего Новгорода старообрядцев. Столовые емкости и ложки в местных деревнях раскрашивали «под олово» – с применением оловянного порошка, придававшего вещам после обработки нарядный вид.

Расцвет росписи пришелся на XVIII век. Деревянная посуда, расписанная особым образом, пользовалась спросом на рынке. Она распространялась не только по России, но и отправлялась в страны Средней Азии, Индию и Персию. В Архангельске колоритные практичные вещи для столового использования охотно скупали немцы, англичане и французы.

Хохломская роспись на сосуды

Однако, спустя время, когда в России было налажено массовое посудное производство, предметы кухонного применения ручной работы даже с оригинальным рисунком оказались не в почете, поскольку фабричные вещи стоили заметно меньших денег по сравнению со штучным товаром.

Второе рождение хохломская роспись обрела в 20-е годы прошлого века. Тогда стали формировать специальные школы по обработке дерева и созданию неповторимой хохломской росписи. Мастера своего дела принимали участие в многочисленных международных конкурсах.

Со временем хохломская роспись стала чем-то вроде культурного бренда России, коим является и поныне.

Хохломская роспись на сосуды

Варианты росписи

Приметой стиля хохломы в украшении различных кухонных предметов является использование золотых, красных и черных цветов. Также активно применяются оранжевый и желтый. Куда реже встречается цвет лазури¸ дающий ощущение умиротворения. Иногда можно встретить посуду с преимущественно зеленым цветом. Для росписи используются масляные краски, способные выдержать температуру обжига.

Роспись наносится благодаря верховому или фоновому письму. Верховое означает нанесение узора черным или красным цветом по золотому фону.

Фоновое – когда вначале делают саму роспись, а затем закрашивают фон. Нередко при создании конкретного изделия одновременно используют фоновое и верховое письмо.

Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды

Хохломские орнаменты весьма характерны и узнаваемы как по мотивам, так и по манере рисования.

  • Трава. Травинки наносят витиеватыми линиями, причудливо сплетающимися между собой. Дополнениями служат изображения маленьких ягод и колосков.
  • Цветочный узор. Прорисовывается более широкими мазками, чем в предыдущем случае. Благодаря этому получаются лепестки. Они дополняются изображениями ягод, расположенных вокруг стеблей.
  • Узор типа «пряник». Орнамент вписывается в геометрическую фигуру – квадрат, ромб, круг.
  • Кудрина – орнамент из золотых завитков, во многом и определяющий стиль хохломы. Часто золотом изображают крупные ветки с листьями, выступающими, например, в роли каймы по краю изделия.

В традиционные хохломские росписи мастера также нередко включают изображения сказочных птиц, насекомых, рыб и зверей.

Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды

Роспись неотделима от других этапов создания посуды, поскольку важна основа для нанесения картинки, а также дальнейшая обработка предмета, позволяющая сохранить рисунок в процессе эксплуатации и придать ему художественную завершенность. Неслучайно перед нанесением изображения посуду покрывают водонепроницаемым раствором. Затем – маслом, например, льняным, благодаря чему достигаются гладкость и глянцевый блеск. После этого идет этап лужения, когда на поверхность наносится порошок алюминия, позволяющий добиться зеркального блеска.

Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды

На уже расписанную посуду не менее 5 раз наносят специальный лак, имеющий желтоватый отлив. После каждого этапа лакирования дается время на просушку.

В конце обработки предметы ставят в печь при температуре 150 градусов и выдерживают там 4 часа, чтобы на поверхности образовалась золотисто-бронзовая пленка – характерный признак хохломской росписи.

Хохломская роспись на сосуды

Виды посуды

Купить, заказать у мастера или расписать в стиле хохломы своими руками можно самую разнообразную по своему назначению посуду. Это может быть просто чайная пара или целый набор из многих предметов с характерными узорами:

  • пивной;
  • винный;
  • для десерта;
  • для специй;
  • для первых блюд.

Популярностью пользуются расписанные в духе хохломы:

  • тарелки и ложки;
  • подносы;
  • кувшины;
  • чашки;
  • конфетницы и фруктовницы;
  • сахарницы;
  • ковши;
  • чайники.

Некоторые люди из отдельных предметов формируют свои комплекты, ориентируясь на те или иные узоры, являющиеся центром композиции на конкретных экземплярах.

Можно, например, собрать свой «клубничный», «малиновый» или «смородиновый» комплект.

Хохломская роспись на сосуды

Хохломская роспись на сосуды

Материалы

  • Наиболее естественно выглядит посуда с хохломской росписью, выполненная из дерева. Само дерево очень легкое, но после обработки становится тяжелее и приобретает хохломские золотисто-медовые оттенки. Деревянная расписная тарелка или чайная пара с таким рисунком вполне практична.
  • Более привычными для посуды в нашем веке являются фарфор и керамика. По фарфору удобно рисовать, поскольку поверхность материала гладкая. Рисунок получается красивым и аккуратным. Из фарфора можно сделать даже совсем небольшие по размеру предметы.
  • Керамическая посуда хороша тем, что держит тепло как термос. При этом украшенная хохломой, она на любом столе смотрится празднично.
  • Хохломской росписью украшают также и стеклянную посуду – банки, стаканы, кувшины и прочие сосуды.
Читайте также:  Эффект адреналина на сосуды

Краски хохломы – это преимущественно осенние оттенки. Ценители соответствующей палитры найдут в посуде с характерными мотивами свежесть российского осеннего дня. Неслучайно многие стремятся обогатить дом предметами с такой росписью. Стол, уставленный посудой с хохломским рисунком, выглядит по-царски.

О росписе в стиле хохлома смотрите далее.

Источник

Хохломская роспись шкатулки

Хохлома́ – старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 год в составе Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии, с 1929 по 1936 год – Ковернинского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 по 1990 год – Горьковской области, ныне в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области)[1]. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону[2].

Роспись[править | править код]

Хохломская роспись на разделочной доске.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

  • Изделия с Ковернинской хохломской росписью

  • Набор изделий с хохломской росписью

  • Ларец, расписанный под Хохлому

История[править | править код]

Карта Костромской губернии

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи[источник не указан 1237 дней] Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия[источник не указан 1237 дней], оттуда и пошло название росписи[3][неавторитетный источник?].

Так как ближайшей железнодорожной станцией от Ковернино была станция Семёнов, то этот вид росписи в начале XX века приобрёл там значительное развитие[источник не указан 1237 дней]. Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино[источник не указан 1237 дней], что отражено в утверждённом гербе района.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев – живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Впрочем, есть документы, свидетельствующие об обратном. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества[4]. В крупных нижегородских ремесленных сёлах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов – один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда – братины, ковши, блюда для праздничного стола – окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла[4].

Хохломская роспись в декоре велосипеда

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги – главной торговой артерии Заволжья – также способствовало развитию промысла: гружённые «щепным» товаром, суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда – в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Читайте также:  Литератур по сосудам работающие под давлением

Современность[править | править код]

После распада СССР хохломская роспись пережила трудные времена – сокращение число мастеров. Если в советский период промыслом было занято 2,5 тыс. человек, то к 2008 году – 1,5 тыс., а в 2017 году лишь 650 мастеров[5]. Из этих цифр видно, что менее, чем за 10 лет (с 2008 по 2017 годы) количество мастеров хохломской росписи уменьшилось более, чем в два раза.

В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись»[6] и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник»[7], объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. «Хохломский художник» активно продвигает свою продукцию[8]. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.

Технология[править | править код]

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия – резные ковши и ложки, поставцы и чашки – основа для росписи, называются «бельё».

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» – когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль – основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и чёрным цветом и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» – обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура – квадрат или ромб – украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» – узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» – листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

См. также[править | править код]

  • Искусство
  • Народные промыслы
  • Декоративно-прикладное искусство

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Хохломские художественные изделия // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). – М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. – Т. IX. – Стб. 313-318

Ссылки[править | править код]

  • Хохлома

Источник

Хохломская роспись

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

Содержание:

  • История промысла
  • Цвета росписи
  • Элементы и мотивы
  • Техника выполнения
  • В чем отличие хохломской и городецкой росписей

История промысла

Хохломская роспись на сосуды

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Хохломская роспись на сосуды

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Читайте также:  Флеботромбоз сосудов нижних конечностей

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Хохломская роспись на сосуды

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

хохломская роспись на белом фоне

(Роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

хохломская роспись на черном фоне

(Роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

хохломская роспись на красном фоне

(Роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

  1. Черный (#000000);
  2. Красный (#FF0000);
  3. Белый (#FFFFFF);
  4. Оранжевый (#FF4F00);
  5. Отборный желтый (#FFBA00);
  6. Зеленый (#00FF00);
  7. Коричневый (#964B00);
  8. Изумрудный (#50C878);
  9. Голубой (#00BFFF).

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

хохломские ветки и кустики

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

хохломские ягодки и листочки

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

хохломские строчки и узоры

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

хохломские узоры

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

в цехе художественной росписи, СССР

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

хохломская роспись

(Хохломская роспись)

Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.

городецкая роспись

(Городецкая роспись)

В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы. Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением. Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.

Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.

Источник