Хоттабыч сидел в сосуде

Хоттабыч сидел в сосуде thumbnail

2. Таинственный сосуд

В конце концов Волька устроился неплохо.

Внутри машины царил таинственный и прохладный полумрак. Если зажмурить глаза, можно было вообразить, будто едешь не по Трёхпрудному переулку, в котором прожил всю свою жизнь, а где-то в далёких сибирских просторах, где тебе предстоит в суровых боях с природой возводить новый гигант советской индустрии. И, конечно, в первых рядах отличников этой стройки будет Волька Костыльков. Он первый соскочит с машины, когда караван грузовиков прибудет к месту назначения. Он первый раскинет свою палатку и предоставит её заболевшим в пути, а сам, перекидываясь шуточками с товарищами по стройке, останется греться у костра, который он же быстро и умело разведёт. А когда в трескучие морозы или свирепые бураны кое-кто вздумает сдавать темпы, ему будут говорить: «Стыдитесь, товарищ! Берите пример с показательной бригады Владимира Костылькова.»

За диваном возвышался ставший вдруг удивительно интересным и необычайным перевёрнутый вверх ногами обеденный стол. На столе дребезжало ведро, наполненное разными склянками. У боковой стенки кузова тускло поблёскивала никелированная кровать. Старая бочка, в которой бабушка квасила на зиму капусту, неожиданно приобрела столь таинственный и торжественный вид, что Волька нисколечко не удивился бы, если бы узнал, что именно в ней проживал когда-то философ Диоген, тот самый, который из древней греческой истории.

Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тоненькие столбики солнечных лучей. Волька прильнул к одной из них. Перед ним, словно на киноэкране, стремительно пробегали весёлые и шумные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырёх направлениях двигались в два ряда пешеходы. За пешеходами, поблёскивая просторными зеркальными витринами, возвышались неторопливо убегавшие назад магазины, наполненные товарами, продавцами и озабоченными покупателями; школы и дворы при школах, уже пестревшие белыми блузами и красными галстуками наиболее нетерпеливых школьников, которым не сиделось дома в день экзаменов; театры, клубы, заводы, красные громады строящихся зданий, ограждённые от прохожих высокими дощатыми заборами и узенькими, в три доски, деревянными тротуарами. Вот мимо Волькиного грузовика медленно проплыло приземистое, с круглым, кирпичного цвета куполом заветное здание цирка. На его стенах не было теперь обольстительных реклам с ярко-жёлтыми львами и красавицами, изящно стоящими на одной ножке на спинах неописуемо роскошных лошадей. По случаю летнего времени цирк перешёл в Парк культуры и отдыха, в огромный брезентовый шатёр цирка Шапито. Недалеко от опустевшего цирка грузовик обогнал голубой автобус с экскурсантами. Десятка три карапузов, держась по двое за руки, шли по тротуару и солидно пели звонким, но нестройным хором: «Не нужен нам берег турецкий!» Наверно, это детский сад шёл гулять на бульвар. И снова убегали от Вольки школы, булочные, магазины, клубы, заводы, кинотеатры, библиотеки, новостройки.

Но вот наконец грузовик, устало фырча и отдуваясь, остановился у нарядного подъезда нового Волькиного дома. Грузчики ловко и быстро перетащили вещи в квартиру и уехали.

Отец, кое-как распаковав ящики с самыми необходимыми вещами, сказал:

– Остальное доделаем после работы.

И ушёл на завод.

Мама с бабушкой принялись распаковывать кухонную и столовую посуду, а Волька решил сбегать тем временем на реку. Правда, отец предупредил, чтобы Волька не смел без него ходить купаться, потому что тут страшно глубоко, но Волька быстро нашёл для себя оправдание:

«Мне необходимо выкупаться, чтобы была свежая голова. Как это я могу явиться на экзамены с несвежей головой!»

Просто удивительно, как Волька умел всегда придумывать оправдание, когда собирался делать то, что ему запрещали!

Это большое удобство, когда река недалеко от дома. Волька сказал маме, что пойдёт на берег готовиться по географии. И он действительно собирался минут десять полистать учебник. Но, прибежав на реку, он, не медля ни минуты, разделся и бросился в воду. Шёл одиннадцатый час, и на берегу не было ни одного человека. Это было хорошо и плохо. Хорошо – потому, что никто не мог ему помешать всласть выкупаться. Плохо – потому, что некому было восторгаться, как красиво и легко Волька плавает и в особенности как он замечательно ныряет.

Волька наплавался и нанырялся до того, что буквально посинел. Тогда он понял, что хватит, совсем было вылез из воды, но передумал и решил напоследок ещё разок нырнуть в ласковую прозрачную воду, до дна пронизанную ярким полуденным солнцем.

И вот в тот самый миг, когда Волька уже собирался подняться на поверхность, его рука вдруг нащупала на дне реки какой-то продолговатый предмет. Волька схватил его и вынырнул у самого берега. В его руках был скользкий, замшелый глиняный сосуд необычной формы. Больше всего он походил, пожалуй, на древнюю амфору. Его горлышко было наглухо замазано зелёным смолистым веществом, на котором было выдавлено нечто, отдалённо напоминавшее печать.

Читайте также:  Восстановление сосудов после инфаркта

Волька прикинул сосуд на вес. Сосуд был тяжёлый, и Волька обмер.

Клад! Клад со старинными вещами, имеющими огромное научное значение! Вот это здорово!

Быстренько одевшись, он помчался домой, чтобы в укромном уголке распечатать сосуд.

Пока он добежал до дому, в его голове уже успела сложиться заметка, которая завтра обязательно появится во всех газетах. Он даже придумал для неё название: «Пионер помог науке».

«Вчера в Н-е отделение милиции явился пионер Костыльков Владимир и вручил дежурному клад из редких старинных золотых вещей, найденный им на дне реки, на очень глубоком месте. Клад передан милицией в Исторический музей. По сведениям из достоверных источников, Костыльков Владимир – прекрасный ныряльщик».

Проскользнув мимо кухни, где мама готовила обед, Волька юркнул в комнату с такой быстротой, что чуть не сломал себе ногу: он споткнулся о люстру, которую ещё не успели повесить. Это была знаменитая бабушкина люстра. Когда-то, ещё до революции, её собственноручно переделал покойный дедушка из висячей керосиновой лампы. Это была память о дедушке, и бабушка ни за что в жизни с ней бы не рассталась. А так как вешать её в столовой было не так уж красиво, то предполагалось повесить её как раз в той комнате, куда сейчас и забрался Волька. На сей предмет был уже вколочен в потолок большущий железный крюк.

Потирая ушибленную коленку, Волька запер за собой дверь, вытащил из кармана перочинный ножик и, дрожа от волнения, соскрёб печать с горлышка сосуда.

В то же мгновение вся комната наполнилась едким чёрным дымом и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за тот самый крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру.

Источник

Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб (араб. غَسَّان عَبْدُ ٱلرَّحْمَٰنِ أبْنُ ألْخَطَّابِ‎ Г̣асса̄н ‘Абду-р-Рах̣ма̄ни бну-ль-Х̱атта̄б), или Хоттабыч, – джинн, один из главных героев повести-сказки «Старик Хоттабыч» (1938), написанной Лазарем Лагиным.

Биография[править | править код]

Хоттабыч – «тощий и смуглый старичок с бородой по пояс». Очень добр, хотя и весьма вспыльчив и горд, любит иногда прихвастнуть. Способен на глубокую и искреннюю привязанность, обладает подвижным и лукавым умом, весьма эмоционален. Ко времени событий повести Хоттабычу было 3733 года (в фильме 1956 года указывается 3732 года и 5 месяцев).

Имеет брата, Омара Юсуфа, к которому очень привязан, несмотря на прескверный характер последнего. Судя по данным анкеты, которую он заполнял в эпилоге повести, круглый сирота и холост.

О жизни джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба до заточения в сосуде мало что известно. Но из его слов можно заключить, что он был из правоверных джиннов, служил Сулейману ибн Дауду (был рабом его кольца), то есть Соломону, был «владыкой телохранителей из джиннов», повелевающим неизмеримым войском джиннов, шайтанов и маридов. Вместе с братом, Омаром Юсуфом ибн Хоттабом, ослушался Сулеймана и был заточён в глиняном кувшине.

Во время событий повести (точная дата не указана) был найден пионером Волькой Костыльковым и выпущен на волю. Принял решение служить своему спасителю.

К концу описанных в повести событий увлекся радиотехникой. В фильме Хоттабыч становится цирковым иллюзионистом.

В кино[править | править код]

Роль Хоттабыча в фильме 1956 года «Старик Хоттабыч» исполняет Николай Волков. Сюжет фильма незначительно отличается от книжного, трактовка образа почти полностью совпадает с авторской.

Присказка Хоттабыча[править | править код]

Популярная «в народе» присказка Хоттабыча при колдовстве «Трах-тибидох» присутствует в радиоспектакле 1958 года (изданном также на грампластинке), но её нет ни в книге, ни в фильме. Практически единственное «озвученное» заклинание джинна присутствует в первом издании книги (1940 года) и её современных репринтах:

В более поздних советских изданиях этого слова нет, но написано:

Слова заклинания совпадают с первой строкой иудейского литургического гимна «Леха доди» в ашкеназском (восточноевропейском) произношении и означают «Иди, мой Возлюбленный, навстречу невесте».[2] В современном стандартном иврите (опирающемся на сефардское произношение) фраза звучит: «Леха доди ликрат кала…».[3]

Культурные аллюзии[править | править код]

Образ джинна Хоттабыча, исполняющего желания с помощью своей бороды, давно уже стал народным. Распространились анекдоты и шутки про Хоттабыча и Вольку, в которых обычно муссируются недетские темы.

Песня Высоцкого[править | править код]

Книга о Хоттабыче, а также некий джинн, появляющийся из бутылки, упоминаются в «Песне-сказке про джинна» (1967) Владимира Высоцкого. Её главный герой, выпивоха, жизненное кредо которого – «Ну, если я чего решил – я выпью-то обязательно» – открывает очередную бутылку, из которой, к его удивлению, появляется джинн и предлагает ему за своё спасение избить кого-нибудь, «можно даже двух».

Читайте также:  Какой доктор проверяет сосуды

Алкоголик «вспомнил детский детектив – «Старика Хоттабыча» и попросил у джинна вино, а потом «до небес дворец». Однако джинн заявил ему: «Мы таким делам вовсе не обучены, и кроме мордобитиев – никаких чудес!» На этой почве между ними произошла ссора, в процессе которой джинн ударил выпивоху. Тот «побежал, позвонил в милицию». Подъехавшие стражи порядка «вывели болезного, руки ему за спину, и с размаху бросили в «чёрный воронок». Дальнейшая судьба джинна его «освободителю» неизвестна:

…Что с ним стало? Может быть, он в тюряге мается?

Чем в бутылке –

Лучше уж в Бутырке

посидеть!

Ну а может, он теперь боксом занимается? –

Если будет выступать, я пойду смотреть![4]

В статье «О чём поёт Высоцкий» песня была почему-то названа «Сказкой о русском духе», «который вылился из винной бутылки, но, несмотря на свои способности, “супротив милиции ничего не смог”. Забрала “русского духа” милиция». Из этого делается неожиданный вывод: «сначала – вроде шутя о милиции, которая “заламывает руки” и “с размаху бросает болезного”, а потом возникает недовольство законом, правосудием».[5]

«Ну, погоди!»[править | править код]

В 16-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!» Волку, потерявшему сознание из-за солнечного удара, попадает в руки бутылка, из которой выходит дым и появляется Заяц с бородкой, одетый в чалму, халат и характерную обувь. На удивленный возглас Волка «Заяц?!» тот отвечает: «Заяц, Заяц! Абдуррахман ибн Хоттаб!» Волк угрожающе говорит Зайцу: «Ну, Заяц»… Тот вырывает из бороды волоски и произносит заклинание «Трах-тибидох-тибидох!», в результате чего Волк уменьшается в размерах и попадает в ту же бутылку. Бутылку вылавливает неводом старик, мечтающий поймать золотую рыбку. Увидев появившегося из бутылки Волка, старик опешивает, но тот, выдрав у старика из бороды волосок, произносит заклинание «Трах-тибидох-тибидох!», и на месте ветхой избушки появляются палаты. В самом конце фильма старик опять ловит Волка и просит его сменить старуху на симпатичную принцессу-блондинку. Тот вырывает у старика волосок, произносит заклинание, однако результат получился несколько неожиданным: на месте дворца вновь появилась ветхая избушка, а перед ней, естественно, разбитое корыто.

См. также[править | править код]

  • «Старик Хоттабыч», фильм 1956 года
  • «Старик Хоттабыч», повесть Лазаря Лагина
  • Хоттабыч, фильм 2006 года

Примечания[править | править код]

Источник

Оглавление

От автора (1938 г.)

I. Необыкновенное утро

II. Таинственный сосуд

III. Старик Хоттабыч

IV. Экзамен по географии

V. Вторая услуга Хоттабыча

VI. Необыкновенное происшествие в кино

VII. Беспокойный вечер

VIII. Глава, служащая прямым продолжением предыдущей

IX. Беспокойная ночь

X. Необыкновенные события в тридцать седьмой квартире

XI. Не менее беспокойное утро

XII. Почему С. С. Пивораки переменил фамилию

XIII. Интервью с лёгким водолазом

XIV. Намечается полёт

XV. В полёте

XVI. О том, что приключилось с Женей Богорадом далеко на Востоке

XVII. Тра-ля-ля, о ибн Алёша!

XVIII. Будьте знакомы!

XIX. Помилуй нас, о могущественный владыка!

XX. Волька Костыльков – племянник аллаха

XXI. Кто самый богатый

XXII. Один верблюд идёт…

XXIII. Таинственная история в отделении Госбанка

XXIV. Старик Хоттабыч и Сидорелли

XXV. Больница под кроватью

XXVI. Глава, в которой мы на некоторое время возвращаемся к лающему мальчику

XXVII. Старик Хоттабыч и мистер Гарри Вандендаллес

XXVIII. Рассказ Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба о том, что с ним произошло после выхода из магазина

XXIX. Те же и Гарри Вандендаллес

XXX. Долог путь до стадиона…

XXXI. Второе приключение в метро

XXXII. Третье приключение в метро

XXXIII. Лишние билетики

XXXIV. Опять эскимо

XXXV. Сколько надо мячей?

XXXVI. Хоттабыч вступает в игру

XXXVII. Обстановка накаляется

XXXVIII. Примирение

XXXIX. Чудо в милиции

XL. Где искать Омара?

XLI. «Давайте останемся»

XLII. Рассказ проводника международного вагона скорого поезда Москва – Одесса о том, что произошло на перегоне Нара – Малый Ярославец

XLIII. Неизвестный парусник

XLIV. На «Любезном Омаре»

XLV. Ковёр-гидросамолёт «ВК-1»

XLVI. Интервью с юным генуэзцем

XLVII. Потерянный и возвращённый Хоттабыч

XLVIII. Роковой чемодан

XLIX. Сосуд с Геркулесовых столбов[2]

L. «Вот он, этот старый синьор»

LI. Самая короткая глава

LII. Мечта о «Ладоге»

LIII. Переполох в Центральном экскурсионном бюро

LIV. Кто самый знатный?

LV. Глава, в которой сообщается об удивительной встрече, с которой началось путешествие на «Ладоге»

LVI. Что мешает спать?

LVII. Риф или не риф?

LVIII. Обида Хоттабыча

LIX. «Селям алейкум, Омарчик!»

LX. Омар Юсуф показывает свои коготки

LXI. К чему приводят иногда успехи оптики

LXII. Роковая страсть Хоттабыча

Читайте также:  Что делать если носовые сосуды слабые

LXIII. Новогодний визит Хоттабыча

LXIV. Эпилог

Примечания

От автора (1938 г.)

В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытя­нул рыбак из моря свои сети, а в них – мед­ный сосуд, а в сосуде – могу­чий чаро­дей, джинн. Он был зато­чён в нём без малого две тысячи лет. Этот джинн поклялся осчаст­ли­вить того, кто выпу­стит его на волю: обо­га­тить, открыть все сокро­вища земли, сде­лать могу­ще­ствен­ней­шим из сул­та­нов и, сверх всего, выпол­нить ещё три его желания.

Или, напри­мер, «Вол­шеб­ная лампа Алад­дина». Каза­лось бы, ничем не при­ме­ча­тель­ная ста­рая лампа, можно ска­зать – про­сто утиль. Но сто­ило только поте­реть её – и вдруг неве­домо откуда воз­ни­кал джинн и выпол­нял любые, самые неве­ро­ят­ные жела­ния её вла­дельца. Вам угодны ред­чай­шие яства и пития? Пожа­луй­ста. Сун­дуки, по самые края напол­нен­ные золо­том и дра­го­цен­ными кам­нями? Готово. Рос­кош­ный дво­рец? Сию же минуту. Пре­вра­тить вашего недруга в зверя или гада? С пре­ве­ли­ким удовольствием.

Предо­ставь такому чаро­дею по соб­ствен­ному вкусу ода­рить сво­его пове­ли­теля – и снова посы­па­лись бы всё те же дра­го­цен­ные сун­дуки, всё те же сул­тан­ские дворцы в лич­ное пользование.

По поня­тию джин­нов из ста­рин­ных вол­шеб­ных ска­зок и тех, чьи жела­ния они в этих сказ­ках выпол­няли, это и было самое пол­ное чело­ве­че­ское сча­стье, о кото­ром только и можно было мечтать.

Сотни и сотни лет про­шли с тех пор, как впер­вые были рас­ска­заны эти сказки, но пред­став­ле­ния о сча­стье долго ещё свя­зы­ва­лись, а в капи­та­ли­сти­че­ских стра­нах у мно­гих людей и по сей день ещё свя­зы­ва­ются с сун­ду­ками, бит­ком наби­тыми золо­том и бри­льян­тами, с вла­стью над дру­гими людьми.

Ах, как меч­тают те люди хоть о самом зава­ля­щем джинне из ста­рин­ной сказки, кото­рый явился бы к ним со сво­ими двор­цами, сокро­ви­щами! Конечно, думают они, любой джинн, про­вед­ший две тысячи лет в зато­че­нии, поне­воле несколько отстал бы от жизни. И воз­можно, что дво­рец, кото­рый он пре­под­не­сёт в пода­рок, будет не совсем бла­го­устроен с точки зре­ния совре­мен­ных дости­же­ний тех­ники. Ведь архи­тек­тура со вре­мён калифа Гарун аль Рашида так шаг­нула впе­рёд! Появи­лись ван­ные ком­наты, лифты, боль­шие, свет­лые окна, паро­вое отоп­ле­ние, элек­три­че­ское осве­ще­ние… Да ладно уж, стоит ли при­ди­раться! Пусть дарит такие дворцы, какие ему забла­го­рас­су­дится. Были бы только сун­дуки с золо­том и бри­льян­тами, а осталь­ное при­ло­жится: и почёт, и власть, и яства, и бла­жен­ная, празд­ная жизнь бога­того «циви­ли­зо­ван­ного» без­дель­ника, пре­зи­ра­ю­щего всех тех, кто живёт пло­дами своих тру­дов. От такого джинна можно и любое огор­че­ние стер­петь. И не беда, если он не знает мно­гих пра­вил совре­мен­ного обще­жи­тия и свет­ских манер и если он ино­гда и поста­вит тебя в скан­даль­ное поло­же­ние. Чаро­дею, швы­ря­ю­ще­муся сун­ду­ками с дра­го­цен­но­стями, эти люди всё простят.

Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну, где совсем дру­гие пред­став­ле­ния о сча­стье и спра­вед­ли­во­сти, где власть бога­чей давно и навсе­гда уни­что­жена и где только чест­ный труд при­но­сит чело­веку сча­стье, почёт и славу?

Я ста­рался вооб­ра­зить, что полу­чи­лось бы, если бы джинна спас из зато­че­ния в сосуде самый обык­но­вен­ный совет­ский маль­чик, такой, каких мил­ли­оны в нашей счаст­ли­вой соци­а­ли­сти­че­ской стране.

И вдруг я, пред­ставьте себе, узнаю, что Волька Костыль­ков, тот самый, кото­рый жил раньше у нас в Трёх­пруд­ном пере­улке, ну, тот самый Волька Костыль­ков, кото­рый в про­шлом году в лагере лучше всех нырял… Впро­чем, давайте я вам лучше всё рас­скажу по порядку.

I. Необыкновенное утро

В семь часов трид­цать две минуты утра весё­лый сол­неч­ный зай­чик про­скольз­нул сквозь дырку в шторе и устро­ился на носу уче­ника шестого класса Вольки Костыль­кова. Волька чих­нул и проснулся.

Как раз в это время из сосед­ней ком­наты донёсся голос матери:

– Нечего спе­шить, Алёша. Пусть ребё­нок ещё немножко поспит – сего­дня у него экзамены.

Волька досад­ливо поморщился.

Когда это мама пере­ста­нет нако­нец назы­вать его ребёнком!

– Ну что за чепуха! – отве­тил за пере­го­род­кой отец. – Парню скоро три­на­дцать лет. Пус­кай встаёт и помо­гает скла­ды­вать вещи… У него уже скоро борода расти нач­нёт, а ты всё: ребё­нок, ребёнок…

Скла­ды­вать вещи! Как он мог это забыть!

Волька сбро­сил с себя оде­яло и стал тороп­ливо натя­ги­вать штаны. Как он мог забыть! Такой день!

Семья Костыль­ко­вых пере­ез­жала сего­дня на новую квар­тиру в новень­ком шести­этаж­ном доме. Ещё нака­нуне вече­ром почти все вещи были запа­ко­ваны. Мама с бабуш­кой уло­жили посуду в ван­ночку, в кото­рой когда-то, дав­ным-давно, купали мла­денца Вольку. Отец, засу­чив рукава и по-сапож­ницки набрав пол­ный рот гвоз­дей, зако­ла­чи­вал ящики с книгами.

Источник