Христодул агиорит избранный сосуд

Христодул агиорит избранный сосуд thumbnail

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим 2,20-21).

Христодул агиорит избранный сосудО том, является ли кто-либо “избранным сосудом Святого Духа”, никто из нас не в состоянии решить. То, что мы пишем о Старце, пишем не с целью показать его пред народом как добродетельного, т.к. Старец, ещё будучи живым, столкнулся с единственной неразрешимой проблемой – сотнями тысяч наших братьев стекавшихся к нему. Он сам всегда подчёркивал, что “величайший враг мой – имя моё”. Итак, то, что мы делаем, делаем потому, что “мы не можем не говорить того, что видели и слышали” (Деян.4,20).

О Старце первым сказал Своё слово Христос нам через святого Арсения Каппадокийского, память которого совершаем – как положила Святая наша Церковь – 10 ноября. Когда к нему привели маленького Старца крестить, тот отказался давать ребёнку имя, которое хотели родители. Но дал ему своё имя – Арсений, предсказывая в то же время, что дитя это выбрано Богом вместо него. Итак, первое свидетельство, что Старец является избранным сосудом, даёт Сам Бог, через великого Своего Святого. С этого момента начинается для нас процесс становления слова Божия. Маленький Арсений с очень раннего возраста начал желать монашеской жизни: чрезвычайно любил удаляться в лес, молиться там часами: “возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нём” (Лк.2,40).

Бог, видя чистоту его сердца, очень рано удостоил его Своего явления в пустынной церкви святой Варвары в Конице. И когда мечта и желание маленького Арсения стала действительностью и он стал монахом на Святой Горе, то показал великое смирение, формируя же в чистой своей душе смиренное разумение, считая себя за “нечистого, загрязняющего чистый воздух Святой Горы”. К тому же и покорность и совершенное послушание до смерти были у него неповторимыми. Итак, справедливо в нём действовал духовный закон, который веками нас уверял, что “всякий, смиряющий себя, возвысится”. Имея единственную жемчужину, которую ищет Бог, – смирение, дана была ему от Него Благодать. И мало-помалу начали обнаруживаться первые примеры этой переливающейся через край благодати, которую он всячески старался скрывать. Однако, поскольку “Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит её под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет” (Лк 8,16), Благодать Божия его выдавала людям.

Мы же, “входящие”, не делаем ничего другого, как только исповедуем всё то – выдавая его, – что Благодать устроила нам увидеть, услышать и опытно пережить.

Господь наш Иисус Христос, желая показать нам, как мы могли бы различать святых рабов Его, установил нам три чётких признака: перво-наперво сказал нам, что Благодать Свою Он даёт исключительно и только смиренному: “Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать” (Иак.4,6).

Второе, что Он нам чётко установил, есть: как бы мы узнавали, что какой-либо смиренный принял Благодать, – говоря: “потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин.13,35). От того узнали бы его, говорит Он нам, если он имеет любовь к людям.

И третий, последний критерий, есть следующий: тех, кто получили за смирение своё Благодать и нелицемерно любят человека, будут сопровождать различные чудесные знамения, в которых будет заключаться и небесное уверение и печать истинности верных рабов Его: “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат же руки на больных, и они будут здоровы” (Мк.16,17-18). Таким способом святые рабы Его шествуют везде: “Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знамениями” (Мк.16,20).

Смирение Старца 

Во всей своей монашеской жизни Старец отличался смиренномудрием. Ещё молодым он понял, что, для того чтобы не обеднеть духовно, нужно облечься одеждой смиренномудрия. И даже, не просто так накинуть её на себя, ноХристодул агиорит избранный сосуд хорошенько “пристегнуть”, согласно побуждению апостола Петра: “…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас” (1Петр.5,5-7). Нам, новоначальным в монашеской жизни, он постоянно подчёркивал, что нашей целью должно быть смирение самих себя (покорение ума Благодати). Естественным же результатом будет действие Божественной Благодати, которая дана нам в таинстве помазания во время крещения и которая совершит потом всё остальное. “Не старайтесь, – советовал он нам, – приобретать любовь, молитву, пост, бдение и добродетели. Напрасно будете трудиться, ибо вам не будет помогать Бог, поскольку отсутствует смирение. И это не по какой другой причине, но лишь потому, что, если Он поможет вам, повредитесь от гордости. Бог только смирения ищет в нас. Всё остальное – естественный плод доброго содействия, при посредстве смиренного расположения человека, виновника всех благ Божественной Благодати. “Плод же Духа: (когда человек позволит ему “возрасти”) любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость, вера, кротость, воздержание…” (Гал.5,22-23).

Читайте также:  Снижение тонуса стенок сосудов

Смотрите, как и Богородица исповедует, но и показывает нам, что Бог “…призрел на смирение рабы Своея” (Лк.1,48).

Все действия Старца истекали всегда из такого смирения. Имея полное Христодул агиорит избранный сосудощущение своей человеческой немощи, он чувствовал глубокую потребность прильнуть – через горячее желание и любовь – умом к единственной благой силе, к Господу нашему Иисусу Христу. От Него, абсолютно зависимый и покорный, он получал всякое движение и действие. Когда ум его находился в таком состоянии Благодати, совершались через него все чудесные знамения. Старец не попустил ни на мгновение уму заниматься чем-либо другим и прерывать умное единение с Божественной Благодатью, чтобы не замещать Божественную энергию человеческой. Притом ум его затруднялся даже читать священные писания последований, которые он чрезвычайно любил и которым удивлялся, и нас всех побуждал вникать в священный их смысл. (“Так люблю церковные книги, – говорил он нам, – что, когда молюсь, беру канонник и прижимаю его к сердцу”.)

Всё величие Старца мы почувствовали в неповторимом его смиренномудрии, которое говорило после всего этого: “Я чувствую себя, как консервная банка, брошенная в мусорный ящик, крышка которой, однако, – смотрением Божиим – обращена к Солнцу. Она принимает светлые Его лучи, так что всё Солнце отражается в ней и она становится но Благодати светлой!”

Мы удивлялись его смиренной мысли, которая считала самого себя выброшенной консервной банкой, так же как и всечистым его признанием причины, делавшей его светлым. Это признание, с одной стороны, – собственной немощи, а с другой – единственной благой силы -наполняло его совершённым смирением. Мы с удивлением видели, как он кланялся мирянам.

– Геронта, почему вы, монах, делаете поклон мирянам? – однажды я спросил его.

И тот, с выражением любви, ответил:

– Так как вижу в них Благодать Святого Духа, которую они получили при святом крещении, и её (Благодать) видит ум мой, и я кланяюсь братьям.

Христодул агиорит избранный сосудИсточник с изменениями и правкой редакции: https://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_13132/

(продолжение следует)

?if?>

Источник

ИЕРОМОНАХ ХРИСТОДУЛ АГИОРИТ

(Старец Паисий 1924-1994)

Иеромонах Христодул Агиорит “Избранный сосуд (Старец Паисий
1924-1994)”. Серия “Вселенское Православие”, Свято-Покровская монашеская
община, 2001

Том его бесед, 1999 (тут подробнее биография).

Ср. Афон.

Вступление
О Старце

Часть 1 / Смирение /
Любовь / Явление старца /
Не для всех то, что я говорю! / Эллины и европейцы
/ На глазах у всех /
Начало и конец с хорошим помыслом / Очистим от мусора
душу нашу / Земная и небесная торба /
Ревностный протестант / Геронта Паисие, не оставь
меня! / Гора стала равниной /
Бог сделает здоровым твоего ребёнка / Бранил благостно
/ Добрый способ делает и зло добром /
Не безрассудно / Кровотечение и чётки /
Подальше арбуз от тыквы / Монах по принуждению
/ Приходи к нам! Не забывай нас! /
Получи диплом свой! / Всякому добру предшествует
отказ от зла и отречение от страстей / Если вода
станет апельсиновым соком / Нужно нам войти в дух
Писаний / Один должен держать облака! /
Электронные карты контроля и абсолютное доверие к Богу /
Исцеление глухонемой / “Скажи церкви”
/ Не виновата плоть /
Будет у тебя ребёнок! / Поправится /
Перенос болезни / Только голоса Старца не было!
/ Маги (колдуны) /
Начал говорить! / Назначение с посредником
/ Келлия у моря / Царь
или одна селёдка на четверых? / Посмотрим, чего
хочет Бог? / Изгнал его плохим способом /
Знаю, что я не хочу ничего / Турки имеют коливо
в своих кушаках / Не будем забывать отшедших
/ Мы расплачиваемся за наши бесчинства /
О супругах / Сколько нужно иметь детей /
С добром / Душевнобольные и бесноватые /
Не испортить паркет! / Желание к монашеской жизни
должно быть прочным / Архантопулы! /
На автомобиле в рай! / Бог помогает действительно
благоговейным / Исцеление гайморита /

Часть 2 / Но и не пни! /
Корабли в тумане / Разряженные батарейки! /
Оглянись вокруг / Винный
дух / Не нужно бояться смерти /
Двойное исцеление / Снега Олимпа /
Старая сваха! / Сладкий выговор /
И ты жалуешься? / Засохнешь! /
Ну, чадо моё, что ты говоришь? Этот ребёнок не умер! /
Разве мы не монахи? Совершаем постриг. / Разве он
не сын Адама? / Многие из них похожи на отшельников
/ Смиренно, не как учитель! /
Не верь этому! / Испытываете и вы, что испытывает
курица! / Фотографии оказались пустыми! /
Будь внимательным, ибо не ходишь хорошо! / У меня
обычай, ни от кого не брать денег / Позади тебя
идут три студента! / Духовное сиротство! /
Буду молиться и вспоминать его /
Это святой Власий из Склавены! / Если бы очищалось
так сердце… / Однажды мне позвонил депутат…
/ Благодать Божия не приходит с соблюдением!
/ Во время проскомидии /
Требуется большой толчок вначале! / Похожи на часы,
которые постоянно делают тик-так / Знает Бог, что
делает! / Куда прихожу, и гвоздя не изменяю
/ Благодать чувствуется на том месте, где она есть
/ Нужно желание других, дабы тебя покрыл Христос
/ Мы дали очень много прав диаволу! /
Духовная жизнь требует точности! / Тогда мы – по
Богу / Мы, монахи, имеем помыслы /
Жизнь святого Паисия – пощёчина для логики / Православие
и другие религии / Смотрит на меня как немец
/ Избежала опасности в последний момент! /
Возьми и кондитера с собой! / Врач не должен заниматься
бинтами и повязками! / Святый Дух перенёс их во
глубину морскую! / Так “благородно” разделят
на части Турцию / Монах не тот, кто переменил одежду!
/ Рассуждение нужно везде и всегда /
Какое благородство! / Машина с замёрзшими маслами
разогреется и заведётся! / Всю тяжесть сбросим на
смирение! / Отеческая пощёчина /
Равнодушие наше не имеет границ! / Будешь здоров
/ Всё пойдёт хорошо! /
Сохрани нас Боже от городских зверей! / Если не
имеет “Жизни”, имеет “Спасителя” /
Не расстраивайся, чадо моё! / Языка у вас да не
будет!; / Совсем не осталось духовного благородства
/ Смиренным же даёт благодать /
Насколько душа смиряется, настолько приближается к Богу /
Всё пойдёт хорошо! / Была тяжело больна комой
/ Дивен Бог во Святых Своих! /
Должен состояться этот брак! / Я возьму только то,
что из твоего сада / Старец знал всё! /
Бабушка, желавшая мученичества / Бог хочет спасения
всех созданий Своих / Тебе хватит этого? /
Он видел всё хорошим /
Покров молитв / Прежде всего Бог /
Диагноз прежде изобретения осевой томографии / Помог
во всём издании / Имеете ли духовные корни?
/ Нужно довольствоваться малым /
Ты и хороший псаломщик! / Знай, что буду молиться
о тебе /

Читайте также:  Снизить атеросклеротические бляшки в сосудах

Часть 3 / Жил в состоянии, в котором пребывал
человек до своего падения / Святый Дух не бесчестит
/ Ушла любовь к Богу из сердца нашего /
Духовники должны иметь многое рассуждение / Бог будет
в затруднении, Его ли ты овца или нечто другое /
Бог в конце концов всегда воздаст по правде! / Сегодня
читать пророчества – как читать газету / Этнос
/ Маркс / Когда человек
сочувствует боли брата своего, намного облегчается его собственная боль /
Любовь чужда для демонов /
Бог слушал смиренную молитву Старца / Рассеянность
/ Человек создан Богом свободным /
Не бойтесь ящерицы! / Ты будь очень внимателен!
/ Возьмём ли Город (Константинополь) /
Христос нас известил! / Это число не случайное!
/ Будет “начертание”… /
Сделай прежде подогрев! / Он сам дал власть…
/ Всей душой возжелаем, да действует Бог /
Нужно передать “отвёртку” нашу Христу / К сожалению,
сегодня виден общий духовный упадок / Бог не даёт
ничего дешёвого / Что тяну! /
Болезни – преходящи, но многополезны / Это – действительное
равенство / Разбивают носы гордые, а не смиренные
/ Купи полное равнодушие /
Проявлял свою благодарность / Делает всё ради этой
любви / Нужно взять развод с логикой /
Иоаннидис и Пападопулос / Он – лев, но без зубов!
/ Помнишь, два года назад с тобой произошёл тот
случай… / Ты возьми ещё три лукума! /
Я с принуждением пойду! / Добро пожаловать депутату,
врачу и адвокату! / Ну, парни, что станет с вами
там? / Тебя схватит простуда! /
Полезность чёток / Благоговение /
Разница в приношении католических и православных монахов /
Возьми эту книгу, открой её здесь! / В момент, когда
Он будет судить, пошлёт милость Свою, покрывающую нас /
Запишите византийскую музыку / Смиренный помысел
привлекает благодать Божию / Эту кофту отдашь Михалису!
/ Станет здоровым твой глаз /
Будете жить и вы в то время! / Радость его о чудесах
святого Арсения была неописуема! / Нет! Дай мне
рубашку твоего отца / Это она делает наперекор
/ Хочешь, совершим сейчас прогулку отсюда до твоего дома
/ Не мог поверить, что видит перед собой Старца
/ Они – слова мира! /
Скажем, тридцать семь! / Приносят плоды в терпении
/ Ты не будешь монахом /
Найдите тех, кто приехал из Триполи! / Мученичество
для них было торжеством! / Таинственный свет!
/

Часть 4 / Старец не смотрел поверхностно
/ Каждый сперва начинает поливку от своего двора
/ Увидите, увидите! /
Что ты хочешь от Паисия? / Труба дымит! /
Будешь жить долго, потому что у тебя семья и дети! /
Братское “словопрение” / Отрастут снова волосы
/ Будет играть и в футбол! /
Я делаю свою работу! / “Бесноватый”! /
Бесы летают и танцуют / Я был рад, что представляется
случай скорее пойти ко Христу! / Обо мне заботится
Бог / В тот час, когда мы его крестили, я попросил
Христа нашего / Как будто мы тянем Её за платье
/ Я – карангйоз /
Помните 1992 год / Никогда не выставлял напоказ
действия божественной силы / Не волнуйтесь, я буду
молиться о вас / “Ставят на подсвечник” /
Из магнитофонной записи / Старец Порфирий – святой
образ / Попугай оказывает послушание /
День и ночь читает он / О молитве я не знаю
/ Вентилятор испорчен /
Десять проблем / Жизнь на другой планете не существует!
/ Будь внимателен, что ты делаешь! /
Лекарство против рака / Что вам сказать? /
Ели много воздуха! / Вы,
молодые, не имеете примера / Как бы находился на
Афоне / Не все освятились одинаковым способом!
/ Духовный спор / Терпи
и молчи / Видел, что есть под землёй! /
Только это нам требуется! / Берёт… /
Старец видел душевное расположение / Иду туда по
благодати Божией! / По Благодати Божией, чадо моё,
вижу все! / Будь очень внимательна, когда шоферишь
/ Имеет значение, что мы видим /
Проводник благодати без выключателя / Послание старца
Порфирия к своим духовным чадам / Мнения двух Старцев
/

Читайте также:  Сосуды горизонтальные и вертикальные

А в большом доме есть сосуды не только золотые
и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком
употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящённым
и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

2 Тим 2,20-21

О том, является ли кто-либо “избранным сосудом Святого
Духа”, никто из нас не в состоянии решить. То, что мы пишем о Старце, пишем
не с целью показать его пред народом как добродетельного, т.к. Старец, ещё будучи
живым, столкнулся с единственной неразрешимой проблемой – сотнями тысяч наших
братьев стекавшихся к нему. Он сам всегда подчёркивал, что “величайший враг
мой – имя моё”. Итак, то, что мы делаем, делаем потому, что “мы не
можем не говорить того, что видели и слышали
” (Деян.4,20).

О Старце первым сказал Своё слово Христос нам через святого Арсения Каппадокийского,
память которого совершаем – как положила Святая наша Церковь – 10 ноября. Когда
к нему привели маленького Старца крестить, тот отказался давать ребёнку имя, которое
хотели родители. Но дал ему своё имя – Арсений, предсказывая в то же время, что
дитя это выбрано Богом вместо него. Итак, первое свидетельство, что Старец является
избранным сосудом, даёт Сам Бог, через великого Своего Святого. С этого момента
начинается для нас процесс становления слова Божия. Маленький Арсений с очень
раннего возраста начал желать монашеской жизни: чрезвычайно любил удаляться в
лес, молиться там часами: “возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости,
и благодать Божия была на нём
” (Лк.2,40).

Бог, видя чистоту его сердца, очень рано удостоил его Своего явления в пустынной
церкви святой Варвары в Конице. И когда мечта и желание маленького Арсения стала
действительностью и он стал монахом на Святой Горе, то показал великое смирение,
формируя же в чистой своей душе смиренное разумение, считая себя за “нечистого,
загрязняющего чистый воздух Святой Горы”. К тому же и покорность и совершенное
послушание до смерти были у него неповторимыми. Итак, справедливо в нём действовал
духовный закон, который веками нас уверял, что “всякий, смиряющий себя, возвысится”.
Имея единственную жемчужину, которую ищет Бог, – смирение, дана была ему от Него
Благодать. И мало-помалу начали обнаруживаться первые примеры этой переливающейся
через край благодати, которую он всячески старался скрывать. Однако, поскольку
Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит её под кровать,
а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет
” (Лк 8,16), Благодать
Божия его выдавала людям.

Мы же, “входящие”, не делаем ничего другого, как только исповедуем
всё то – выдавая его, – что Благодать устроила нам увидеть, услышать и опытно
пережить.

Господь наш Иисус Христос, желая показать нам, как мы могли бы различать святых
рабов Его, установил нам три чётких признака: перво-наперво сказал нам, что Благодать
Свою Он даёт исключительно и только смиренному: “Бог гордым противится,
смиренным же даёт благодать
” (Иак.4,6).

Второе, что Он нам чётко установил, есть: как бы мы узнавали, что какой-либо
смиренный принял Благодать, – говоря: “потому узнают все, что вы Мои ученики,
если будете иметь любовь между собою
” (Ин.13,35). От того узнали бы его,
говорит Он нам, если он имеет любовь к людям.

И третий, последний критерий, есть следующий: тех, кто получили за смирение
своё Благодать и нелицемерно любят человека, будут сопровождать различные чудесные
знамения, в которых будет заключаться и небесное уверение и печать истинности
верных рабов Его: “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем
Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и
если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат же руки на больных, и они
будут здоровы
” (Мк.16,17-18). Таким способом святые рабы Его шествуют
везде: “Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знамениями
(Мк.16,20).

Источник