Хрустальный или стеклянный сосуд
Хрусталь и стекло — это два материала, которые изготавливают по разным технологиям. Знать отличия необходимо, если вы планируете купить именно хрустальную посуду или, напротив, стеклянную. Редакция TAM.BY и стеклозавод «Неман» подскажут, на что обратить внимание, чтобы отличить один материал от другого.
Что такое природные хрусталь и стекло
И стекло, и хрусталь бывают природными и искусственными. Природное стекло образуется в результате глобальных катаклизмов. Например, стеклообразный зеленый молдавит, или бутылочный камень, появился, возможно, после падения метеорита. Горная порода в зоне взрыва расплавилась и разлетелась на ближайшие участки.
А когда действующий вулкан извергает на поверхность земли лаву, она остывает и превращается в вулканическое стекло (обсидиан, перлит).
Природный горный хрусталь — прозрачная разновидность кварца. Крупные однородные кристаллы встречаются редко и высоко ценятся.
Горный хрусталь и природное стекло могут использовать для изготовления украшений и декоративно-прикладных изделий. Но к привычной нам посуде материалы отношения не имеют.
Из чего делают искусственный хрусталь
Искусственное стекло изготавливают из кварцевого песка, который нагревают до температуры в 1600 градусов и выше. Частички сплавляются друг с другом, а при охлаждении не успевают вернуться в первоначальное состояние. Помимо песка, в состав стекла могут входить сода, известь, оксиды металлов.
Хрусталь — это разновидность стекла, содержащая большое количество оксида свинца. Благодаря добавке материал по-особенному преломляет свет и раскладывает его на световые лучи. Иными словами, появляется игра света. Но дело не только в эстетике. Благодаря оксиду свинца материал приобретает пластичность, поэтому хрусталь можно подвергать огранке и резьбе.
Как отличить хрусталь от стекла
Есть несколько вариантов проверки, для которых не нужны специальные приборы:
- Хрусталь и стекло обладают различной теплопроводностью. Возьмите изделие в руки. Стекло быстро нагреется от их тепла. Хрусталь, напротив, будет охлаждать кожу.
- Хрусталь издает характерный долгий и чистый звук. Проведите влажным пальцем по поверхности изделия и послушайте, как оно звучит. Если звонко, перед вами хрусталь. Глухо — стекло.
Существуют и другие отличия. Если посмотреть на какой-нибудь предмет через стекло, он покажется слегка увеличенным в размерах. Хрусталь не искажает изображение.
Помимо этого, хрусталь прочнее стекла. На нем никогда не появятся царапины и трещины, разбить его сложнее. Стеклянное изделие, разбиваясь, раскалывается на крупные куски. Хрусталь — на мелкие осколки.
Как выбрать качественный хрусталь
Хрусталем называют изделия, которые содержат от 6 до 30% оксида свинца. Но мировым стандартом является содержание не менее 24%.
Перед покупкой найдите бирку на изделии:
- Слово «кристалин» (crystalline) сообщает о содержании 1-15% оксида свинца.
- «Хрусталь» (crystal) — 16-23%.
- «Свинцовый хрусталь» (full lead crystal) — 24-30%.
Игра света на хрустальной посуде зависит от тонкости рисунка. Чем он изящнее, тем красивее переливаются грани. Края резных изделий должны быть острыми.
В качественном хрустале не бывает пузырьков воздуха, помутнений, посторонних включений. Его структура плотная и однородная.
Стеклозавод «Неман» предлагает более пяти тысяч изделий из стекла и хрусталя. У нас можно приобрести бокалы, фужеры, графины, кувшины и вазы, декоративные статуэтки, подсвечники и многое другое. Магазины завода работают по всей Беларуси. Специалисты проконсультируют вас и помогут выбрать посуду для себя или в подарок.
Источник
Автор:
08 декабря 2020 23:25
Взяв в руки стеклянное или хрустальное изделие, практически не ощущаешь разницы, кроме того, что хрусталь более красивый и вычурный. На самом деле разница колоссальная, что заметно по цене. Хрусталь и стекло отличаются не только внешне, а и по физико-химическим свойствам.
Свойства и виды стекла
Стекло – материал, который используется в разных целях с древних времен. Это неорганическое вещество встречается в природной форме (например, вулканическое стекло – обсидиан), но обычно его изготавливают по технологии стеклоделия.
Вулканическое стекло (обсидиан)
Стекло представляет собой вещество, относящееся к такому агрегатному состоянию, как тело-жидкость твердой аморфной структуры. Есть множество модификаций стекла, которые определяются физическими, химическими свойствами, структурой и составом.
Вещество способно переходить из стеклообразного в жидкое состояние и наоборот. При комнатной температуре стекло все еще остается вязким, но эта текучесть не заметна для нас.
Свойства стекла:
- Плотность. Зависит от химсостава. Минимальной плотностью обладает кварцевое стекло, максимальной – материал с содержанием оксидов тяжелых элементов (бария, свинца, тантала и висмута).
- Упругость. Также определяется химсоставом. Для повышения упругости стекла используются оксиды металлов.
- Твердость. Здесь все зависит от наличия примесей. Самое мягкое стекло – свинцовое. Наиболее твердое – малощелочное боросиликатное и кварцевое стекла.
- Прочность. Обычные стекла имеют предел прочности до 2000 Мпа. Закаливание делает материал прочнее в несколько раз.
- Теплопроводность. Очень низкая – максимальное значение составляет 1,339 Вт/(м-К). Коэффициент теплопроводности у обычного оконного стекла – 0,96 Вт/(м-К).
- Хрупкость. Стекло очень хрупкое и это свойство также регулируется химическими веществами.
- Температура плавления. Так как стекло является термопластичным веществом, то его можно размягчить нагревом. Температура стеклования составляет до 600 ℃. Нагрев выше этой температуры сделает его жидкостью.
К веществам, образующим стекло, относят диоксид кремния, оксид бора, пентаоксид фосфора, диоксид теллура, оксид германия, фторид алюминия и прочие. В зависимости от выбранного химического вещества, стекло может быть оксидным, сульфидным, фторидным и т.д.
Хрусталь и хрустальное стекло
Хрусталь является особенным стеклом. Он содержит в себе 24% и выше окиси свинца либо бария. Оксид свинца способствует увеличению световой дисперсии, преломления. Оксид бария повышает лишь преломление. Оксид свинца делает хрусталь пластичнее, что дает широкие возможности по его дальнейшей обработке. Например, огранка в полной мере раскрывает свойства хрусталя.
Хрустальное стекло отличается от хрусталя и имеет в составе до 17% оксида калия, 23% оксида свинца. Посуда, декоративные элементы из этого материала более прозрачные, имеют повышенный блеск, преломление лучей, плотность. Термостойкость гораздо ниже, чем у других стекол.
Отличия между стеклом и хрусталем
Обработанное хрустальное стекло имеет грани, которые дают изделиям яркую и многоцветную световую «игру», характерный звон. Чешское и венецианское стекло также являются хрустальными.
Интересный факт: оксид свинца добавляли к стеклу еще в Месопотамии и Древнем Египте, как только начало зарождаться стеклоделие.
Основное отличие хрусталя от обычного стекла – это прочность. Хрустальные изделия даже поцарапать довольно сложно. С течением времени стекла тускнеют, на них появляются потертости и небольшие царапины. Хрусталь сложно разбить, в отличие от стекла. Если это все же случилось, он разлетится на мелкие кусочки, а стекло – на крупные. Теплопроводность у обычного стекла гораздо выше.
Если добавить в материал примеси разных металлов, можно получить цветной хрусталь. Также добавки улучшают характеристики преломления света, создавая «игру цветов», чего не случается с обычным стеклом. Например, хрусталь зеленого цвета получают путем добавления меди, розового – кремния, красного – кадмия, синего – кобальта.
Хрусталь отличается от стекла, в первую очередь, более высоким содержанием оксидов свинца. Он становится прочнее и пластичнее, легко поддается дальнейшей обработке – огранке и шлифовке.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
В доме каждой хозяйки присутствует хрустальная посуда, которую достают только по праздникам и важным мероприятиям. Изысканные и роскошные предметы украсят каждое мероприятие, добавят лоск и изящность.
Однако сегодня встречается поддельный хрусталь, который, на самом деле, оказывается искусно обработанным стеклом. В этой статье мы узнаем, как распознать подделку.
В лабораторных условиях можно определить объем оксида свинца. В настоящем хрустале должно быть 4-10% этого вещества. Стекло же содержит не свыше четырех процентов оксида свинца. Однако проверить состав изделий вне лабораторных условий невозможно. Но можно использовать домашние способы, которые помогут определить, хрусталь или стекло перед вами.
Хрустальная посуда стоит гораздо дороже аналогичных материалов. Но высокая цена еще не гарантирует подлинность изделия. Поэтому внимательно изучите и осмотрите предметы перед покупкой. Предлагаем несколько легких методов, которые подскажут, как отличить хрусталь от стекла.
Девять способов отличить хрусталь от стекла
- Хрусталь всегда холоднее стекла при условии, что если оба предмета находятся в одинаковых условиях. При нагревании хрусталь тоже нагревается гораздо медленнее;
- Хрусталь труднее повредить, чем стекло. Этот материал сложнее поцарапать, но не забывайте, что хрустальные изделия все равно остаются хрупкими. Поэтому они требуют аккуратного обращения и бережного ухода;
- Присмотритесь в структуру изделия. У стекла заметны маленькие газовые пузырьки, на хрустале таких пузырьков нет;
- Поднесите изделие на свет и посмотрите через материал. На стеклянных предметах вы увидите свили или линии течения. На настоящем хрустале таких линий нет;
- Если смотреть через стекло на предметы, они слегка увеличиваются. Если смотреть на предметы через хрусталь, они раздваиваются;
- Приложите ладонь к стеклу, и оно быстро нагреется. Хрусталь же останется прохладным;
- При проведении мокрым пальцем по натуральному материалу появится чистый и слегка звенящий “хрустальный” звук. У искусственных изделий такого звучания нет;
- Если стукнуть по хрусталю пальцами, звук будет нарастающим и продолжительным, звонким и прозрачным, что не характерно для стеклянного материала. В последнем случае звук глухой и короткий;
- На стекле могут быть посторонние вкрапления и газообразные пузырьки, хрусталь максимум может содержать мелкие трещинки и незначительные помутнения.
Как отличить хрустальную люстру от подделки
Такие люстры выглядят изысканно и роскошно, они сделают интерьер богатым и аристократичным. Наиболее изящно подобные светильники смотрятся в зале, гостинных и столовых, в загородных домах. Но и в данном случае приборы нередко подделывают. Поэтому разберем отдельно, как отличить хрустальную люстру от стеклянной.
Внимательно осмотрите хрустальные подвески. Они должны быть ровными, прочными и крепкими без вмятин и сколов, царапин и пузырьков, пятнышек. Настоящий материал отличается идеально ровными и гладкими плоскостями и гранями.
Не забывайте, что хрусталь нагревается медленно, а стекло — быстро. Даже если долго держать настоящую подвеску в руках, она останется прохладной.
Отличить горный хрусталь от стекла можно, посмотрев через отдельную подвеску на свет или на предметы. Через настоящий материал предметы будут раздваиваться, а при попадании света он останется прозрачным.
Если это подделка, предметы увеличатся, а при попадании света появятся линии течения. Кроме того, настоящая хрустальная люстра обязательно имеет сертификат изготовителя.
Как ухаживать за хрусталем
После того, как вы выбрали и отличили хрусталь от подделки, важно надолго сохранить хрупкий материал. Для этого нужно соблюдать определенные правила по уходу за такими изделиями. Наибольшие проблемы создает хрустальная люстра, ведь почистить такой громоздкий и тяжелый предмет достаточно сложно.
Мыть хрустальную люстру с подвесками нужно не реже одного раза в год и несколько раз в год делать сухую чистку. Чтобы не снимать светильник, используйте прочную табуретку, приставную лестницу или раскладные ступеньки. Перед процедурой обязательно отключите электричество и выкрутите лампочки.
Для мытья люстры используйте прохладную или теплую воду, хлопчатобумажную ткань, перчатки и мягкие чистящие средства. Не берите мыло, иначе оно оставит жирные следы и налет.
Ни в коем случае не используйте абразивные и агрессивные составы, порошки и средства с хлором, классические средства для мытья посуды, так как они поцарапают хрупкий материал.
Не используйте горячую воду, иначе подвески потемнеют. Мойте люстру только в перчатках, чтобы не оставить следы пальцев. Кроме того, вы не уроните скользкие подвески. Забудьте о применении бумажных полотенцев и одноразовых салфеток для уборки пыли, так как они царапают материал.
Хрустальную посуду тоже моют в теплой или прохладной воде с использованием мягких моющих средств и тканевых тряпочек. Тогда на материал не потемнеет, а на изделиях не появятся трещины.
Ни в коем случае не мойте хрусталь в посудомоечной машине, так как материал не переносит высокие температуры. Подробнее, какую посуду можно и нельзя мыть в посудомоечной машине, смотрите по ссылке https://vsepodomu.ru/uborka/kakuyu-posudu-nelzya-myt-v-mashine/#i-2.
Источник
Хрустальный сервиз производства Чехословакии
Практически в каждой советской семье на самом видном месте стоял буфет или сервант, в котором заботливой рукой хозяйки было выставлено настоящее сокровище – хрусталь. Всевозможные вазы, вазочки, рюмки, бокалы, стопочки, салатники и, как символ зажиточности и достатка, в центре мог стоять большой сервиз на 6 или даже 12 персон.
В большинстве случаев это была толстостенная отечественная штамповка, только некоторые, по великому блату, могли себе позволить чешский или богемский хрусталь, отличавшийся большим изяществом и очень тонкими стенками.
Такими вещами или не пользовались совсем, или доставали в самых исключительных случаях – на дни рождения, приезд особо важных гостей, любимой родни, юбилеи хозяина или хозяйки.
И часто можно было видеть, как гордый хозяин дома, встав из-за стола, держал во время очередного тоста запотевшую хрустальную стопку, в которую были налиты чистейшие как слеза 50 грамм столичной.
Отечественный хрусталь
Как бы ни было дорого сердцу то время, он ушло, а залежи хрусталя во многих семьях остались. Что-то, конечно, разбилось, что-то пришло в негодность, пожелтело, облезла позолота, но на домашних застольях, в особо торжественных случаях, многие семьи всё также пользуются хрустальной посудой. Пользуются и не подозревают, что хрусталь может быть очень опасен для здоровья.
Причём, чем прозрачнее, дороже и “элитнее” хрусталь, тем больший вред здоровью человека от может причинить.
По стандарту качественный хрусталь состоит из обычного стекла и добавления оксида свинца. И чем больше в хрустале этого самого вещества, тем выше качество хрусталя.
Согласно ГОСТу, если в стекломассе менее 10% оксида свинца – это хрустальное стекло. Если свинца от 10% до 20% – это недорогой хрусталь, 24-30% – обычный хрусталь. Элитным считается хрусталь, который содержит более 30% оксида свинца. Оксид свинца достаточно токсичное вещество, которое официально признано канцерогеном, так как накапливается в организме и слабо из него выводится.
Обратите внимание как пожелтела посуда
Посуда из хрусталя очень не любит нагрева, солнечного света, иного теплового воздействия. При нагревании, даже кратковременном, содержащиеся в хрустальной посуде окислы свинца попадают в пищу, поэтому ни в коем случае нельзя класть в такую посуду горячую еду, нельзя наливать горячие напитки.
Хрусталь не должен ДЛИТЕЛЬНОЕ время соприкасаться с пищей, особенно с алкоголем!
Из-за процесса выщелачивания оксид свинца очень интенсивно попадает в алкоголь. Поэтому, если после праздника, например, после новогодней ночи на столе остались недопитые рюмки водки или вина – всё обязательно нужно вылить. В больших количествах окислы свинца влияют на печень и нервную систему.
Быстро портится хрусталь при мытье в посудомоечных машинах. Такую посуду нужно мыть мылом, только руками, в чуть тёплой воде, поскольку из-за сильного нагрева она становится мутной.
В последнее время многие производители заменяют оксид свинца барием или титаном, утверждая, что такой хрусталь практически безвреден да ещё и не бьётся.
Всем добра. Берегите себя!
Поскольку мои комментарии уважаемые эксперты не читают, вот ссылки на данные исследований:
В 2012 году Департамент здравоохранения США официально сообщил, что не рекомендуется использовать содержащий свинец хрусталь для детского питания, а также беременным женщинам:
https://www.cdph.ca.gov/Programs/CCDPHP/DEODC/CLPPB/Pages/Q-A-Lead-in-Tableware.aspx
В 2009 году были проведения клинические исследования в Канаде:
https://www.canada.ca/en/health-canada/services/healthy-living/your-health/products/lead-crystalware-your-health.html
В России действует ИСО 7086-2-82 “ДОПУСТИМЫЕ ПРЕДЕЛЫ ВЫДЕЛЕНИЯ СВИНЦА И КАДМИЯ ИЗ ПОСУДЫ СТЕКЛЯННОЙ И СТЕКЛОКЕРАМИЧЕСКОЙ ПРИ КОНТАКТЕ С ПИЩЕЙ” где сказано:
“Проблема выделения свинца и кадмия из стеклянных и стеклокерамических изделий требует эффективных средств контроля для обеспечения защиты здоровья населения от опасности при использовании неправильно составленных, нанесенных, примененных и обожженных глазурей в декоре, не вступающих в контакт с продуктами питания поверхностях керамической посуды, используемой для приготовления, сервирования и хранения продуктов питания и напитков”.
В этом документе даны показатели вредности для стекла и хрусталя. Ссылка:
https://docs.cntd.ru/document/gost-30407-96
Источник
Прочитав крайне интересную публикацию об истории стекла, тут же захотелось углубиться в такую специфическую тему, как история и производство предметов из стекла. Но не всех сразу, а тех, которые близки именно мне, и о которых я знаю что-то из личного общения с ними. Продолжу с момента, когда стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта. Случилось это в конце XIX века. Догадайтесь, о каких стеклянных предметах может написать Бутылочный Маньяк? 🙂
Ода Бутылке
1. О сосудах вообще.
Энциклопедия определяет бутылку как «сосуд для жидкостей с узким горлышком». По данным историков и археологов, первые бутылки начали производить в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VI веке. Они имели «ушки» под ремешки для удобства при переноске. До этого жидкости хранили и перевозили в глиняной посуде (амфорах), медных кувшинах, деревянной посуде и бурдюках, что было не очень удобно и практично. Поэтому как только человек научился лить стекло, едва ли не первыми предметами стекольного производства стали БУТЫЛКИ.
Первые опыты при производстве бутылок были разнообразными — сосуды получались кривыми, мутными, непонятного цвета и формы (надо сказать, и сейчас они такими получаются у не слишком опытных мастеров-стеклодувов, века мелькают — ничего не меняется), но уже легкими и удобными, что как раз и нужно было для производства и хранения напитков (удобными — возможно, а вот легкими — спорное утверждение, особенно, когда из мастерской приходит небольшая бутылочка весом 4 кг…. ээ.. ну да ладно).
Когда в Венеции развилось стекольное ремесло и слава венецианских изделий ушла далеко за границы Апеннинского полуострова, местные умельцы бутылки отливали в металлических формах и они стали художественными изделиями: причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные, украшенные выпуклыми рельефными рисунками с изображением не только цветов и плодов, но и жанровых сценок из мифологии. В таких бутылках на стол в богатых домах подавали напитки и приправы (благословенные времена были, эх!). Другие служили для хранения прочих жидких продуктов, но и они были в то время весьма дорогими.
В XVII — XVIII веках в стеклянных сосудах стали хранить медикаменты и парфюмерные изделия. А бутылка без пробки — это уже не бутылка, а просто сосуд для жидкости. Тогда же появились притертые пробки из стекла же или коры пробкового дуба, обеспечивающие герметичную укупорку; до этого использовались пробки из различных материалов (даже пучок лыка), а сверху, как правило, заливались воском, на котором владелец или изготовитель продукции ставил свою печать. Сургуч для этих целей стали применять значительно позже.
Заводское производство стекла в России началось в 1635 году. Примерно в то же время освоили и выпуск бутылок. Первая отечественная бутылка была выпущена на стекольном заводе, построенном в районе нынешней подмосковной станции Истра, и предназначалась только для аптекарских целей.
Чуть позже, при Петре I, появилась мера «бутылка».
Русская бутылка = 1/20 ведра = 1/2 штофа = 5 чарок = 0,6 литра (поллитровка появилась позже — в двадцатые годы XX века). Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 x 0,6 = 12 л), а в торговле счет шел на ведра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.
Или так:
После создания метрической системы в 1792 году винная бутылка стала служить мерой. Тем более что ее производство строго контролировалось. Емкость в 0.75 литра была утверждена в 1866 году. Это было выбрано не случайным образом: ящик из 6 бутылок (4.5 литра) был эквивалентен галлону согласно британской имперской системе. И практическая сторона: бутылку в 0.75 литра можно разлить на 6 фужеров (или 6 винных бокалов).
В конце XIX века, американский инженер Майкл Оуэнс изобрел автоматическую машину для производства бутылки. К 1920 году в Соединенных Штатах уже работало примерно 200 машин Оуэнса. Вскоре подобные машины получили широкое распространение во всем мире. C тех пор бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Они такие разные! По назначению, форме, цвету, вместимости — одно неизменно — они стеклянные (пластиковую тару я тут в расчет не беру — это тоже емкости, конечно, но мы говорим о настоящих бутылках).
В СССР количество видов бутылок, выпускаемых для пищевых жидкостей, было довольно ограничено, в соответствии с действующим стандартом, всего несколько десятков: для тихих вин, шампанского, коньяков, водки, ликеров, соков, пива, безалкогольных напитков, растительного масла и молочных продуктов, в отличие от парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности, где самой разнообразной стеклянной тары великое множество. Но мой экскурс в историю посвящен опять же не всем подряд сосудам, а только самым совершенным — бутылкам для вин и прочих алкогольных продуктов.
В Мадриде существует единственный в мире музей, где экспонируется более 10 тыс. экземпляров стеклянных сосудов со всего света (хочу жить в этом музее).
2. Биография бутылки.
Когда-то вино пили вместо воды (разводили, конечно, до цвета аметиста). До начала XVII столетия вино считалось единственным и неповторимым целебным, укрепляющим силы, долго хранящимся напитком. В городах сырую воду пить было опасно. Эль без содержания хмеля портился очень быстро. Кроме того, в те времена не существовало напитков, содержащих кофеин. Для хранения вина кроме глиняной и деревянной посуды еще использовали большие кожаные мешки из цельной шкуры коз или овец специальной выделки. Они вмещали до 60 литров напитка из забродившего винограда. Для больших бурдюков вместимостью 300 литров использовались шкуры быков и буйволов. Сшитую шкуру выворачивали мехом внутрь — шерсть с подшерстком служила дополнительным фильтром для вина. Снаружи кожу натирали солью, а изнутри пропитывали дегтем. Вкус вина в таком сосуде приобретал «дымный» оттенок. В XVII в. все изменилось: из Центральной Америки по миру отправился шоколад, из Аравии — кофе и, наконец, чай — из Китая.
В это же время в Дании развивалось искусство дистиллировать воду, на западе Франции изобретались перегонные аппараты для дешевого белого вина, добавки хмеля превратили эль в гораздо более «выносливое» пиво; в крупнейших городах побежала по трубам чистая вода, которой раньше так недоставало их жителям.
Над винной индустрией нависла угроза исчезновения — необходимы были новые замыслы и свежие проекты.
Поэтому не случайно создание самых прославленных марок вина, которые сегодня считаются классическими, относится ко второй половине XVII века. Их успеху способствовало изобретение стеклянных бутылок.
Бутылка, больше похожая на современную, была впервые произведена в 1630 году англичанином Кенелмом Дигби. Впрочем, это был скорее декантер, чем бутыль. Декантером называется специальный графин, в который любители все делать правильно наливают вино, прежде чем разлить его по бокалам. Произведение мистера Дигби, сделанное из тонкого и хрупкого стекла, и предназначалось для того, чтобы донести вино от бочки, стоящей в погребе, до стола.
Начали появляться бутыли круглой формы из толстого стекла темно-коричневого и зеленого цвета. Ведь, как известно, вино не любит свет, и должно храниться в максимальной темноте.
Примечательно, что в вопросе изготовления бутылок Россия практически не отстала от Запада. Производство стеклянных бутылок началось в нашей стране всего через 5 лет после изобретения мистера Дигби. Это при том, что примерно в это же время в России вообще узнали, что такое стекло и как его делать. С тех пор и повелось — жидкости (кроме нефти) — лучше в стекле.
3. Мое признание в любви Бутылке.
Посмотрите на бутылку раз в жизни не как на оболочку напитка, а как на самостоятельное произведение искусства! Её форма совершенна, как фигура женщины, она стройна и грациозна; она живая… Её так приятно держать в руках, она податлива и отзывчива (Фрейда оставим в покое), она на все готова, и совершенно несправедливо относиться к ней, как к обычному ничего не значащему предмету, или даже как к хламу, который не жалко выбросить.
Несколько фотографий старых гутных бутылок из моей домашней коллекции:
4-й сон Бутылочного Маньяка: пройдет какая-то сотня-другая лет, и бутылка станет очень редким антикварным предметом, дорогим подарком, стоящим только на столе истинных ценителей прекрасного. Теперь вина разливают в коробки и пластиковые пакеты, все реже увидишь на столе изящную бутылку или основательный штоф, даже посуда сменяется бумажными тарелками и пластиковыми стаканами — это же так удобно — раз! и выбросил… а где же фарфор и фаянс, столовое серебро, хрустальные бокалы? Нет их, что разбилось, что осело в коллекциях, что затерялось при переездах — жизнь стремительна и нам некогда задумываться о красоте…
Хрупкое стекло ждет та же участь, оно тяжелее картона, его не так удобно складировать, его сложнее перерабатывать, могу назвать еще кучу причин, почему бутылки скоро вытеснятся более совершенными материалами. А про стеклянные бутылки люди забудут, и только изредка, по большим праздникам в домах состоятельных людей будет появляться на столе такая редкость — стеклянная бутылка с вином, виски, коньяком… (проснулась — хороший был сон, часто снится)
Еще говорят, именно в красивых бутылках охотнее всего поселяются джинны, готовые исполнить любое желание владельца бутылки, так что будьте внимательны… Я искренне верю в то, что пишу. И не только я, у Рэя Бредбери есть чудесный рассказик «Синяя бутылка» — он короткий и очень философский, прочитайте на досуге, не пожалеете.
Очень уж я люблю этот предмет, его форму, его душу; надеюсь мне удалось передать словами то, что я чувствую, когда беру в руки БУТЫЛКУ.
Факты и некоторые фотографии найдены на просторах интренета, часть фотографий и мыслей — мои собственные. Статья не образовательная, в интернете полно информации о бутылках с самыми противоречивыми сведениями, если хочется — копайте, читайте, делитесь..
Автор статьи о стекле (ссылка в начале) обещал написать еще о лэмпворке, а я, если интересно, могу написать о гутной технике и выдувании крупных форматов — бутылок, конечно.
Спасибо за внимание, ваш Бутылочный Маньяк, Ольга Родионова
Источник