И сосуд и ящик

Словарь Ушакова
урна
урна, урны, жен. (лат. urna).
1. Сосуд, обычно в виде вазы, для хранения праха умершего, подвергнутого сожжению, кремации. Погребальная урна.
2. Украшение в виде такой вазы на намогильном памятнике. «Ворами со столбов отвинченные урны, могилы склизкие.» Пушкин (из описания кладбища).
| Вообще сосуд, ваза (поэт.). «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.» Пушкин.
3. Ящик с узким отверстием, в который опускаются избирательные бюллетени при системе тайного голосования, закрытой подаче голосов. Избирательная урна.
4. Металлический сосуд или деревянный ящик для окурков и другого мусора, устанавливаемый на улицах, в общественных помещениях.
Словарь Ожегова
урна
УРНА, ы, ж.
1. Сосуд, ваза (устар.). Цветочная у.
2. Сосуд для захоронения, хранения в колумбарии праха умерших после кремации. Погребальная у.
3. Ящик с узким отверстием для опускания бюллетеней при тайном голосовании.
4. Вместилище для мусора, окурков. Урны на улице, на платформах.
Словарь Ефремовой
урна
- ж.
- Сосуд – обычно в виде вазы – для хранения праха умершего, подвергшегося кремации.
- Ящик с узким отверстием для опускания избирательных бюллетеней при тайном голосовании.
- Сосуд или иное вместилище для окурков и мусора, устанавливаемый на улицах, в общественных помещениях.
- устар. Сосуд, ваза.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
урна
ж. ваза, кувшин, в котором древние хранили прах умерших; ныне украшение могильных памятников.
Энциклопедический словарь
урна
(лат. urna),..
- Урна погребальная – глиняный (реже каменный или металлический) сосуд (бытовой или ритуальный) для захоронения или хранения праха сожженного покойника. Распространена у многих народов с энеолита…
- Ящик с узким отверстием для опускания избирательных бюллетеней…
- Емкость для мусора.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
урна
(urna, χάλπις) – у древних римлян и греков глиняный, металлический или стеклянный сосуд круглой формы, с основанием небольшого диаметра и вздутыми боками, быстро суживающимися при переходе к не особенно широкому горлышку. В нем носили воду из реки или источника, держа его на голове или на плече, как еще и теперь итальянки и египтянки носят кувшины с водою; для удобства, при таком употреблении, урна обыкновенно снабжалась тремя небольшими ручками: двумя, приделанными с боков и облегчавшими ее поднимание, и одною у горлышка, при помощи которой можно было поддерживать ее на плече или наклонять для выливания ее содержимого. Это употребление У. дало поэтам и художникам повод сделать ее атрибутом богов и богинь рек и источников: в скульптуре и живописи водяное божество изображалось в виде человеческой фигуры, сидящей или полулежащей среди тростника и облокотившейся на лежащую боком У., из которой льется вода. Во-вторых, У. служила для собирания в нее пепла и костей, оставшихся от трупа покойника после его сожжения (urna cineraria) и для хранения их в погребальном склепе. Кроме таких сосудов, в местах погребения умерших ставились особые У., в которые собирались проливаемые о них слезы (urnae lacrimatoriae). У. употреблялись в судах и других коллегиальных заседаниях для собирания записок с голосами. В новейшее время каменные, терракотовые и бронзовые У. изготовляются для украшения садов, террас и различных частей зданий.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
урна
, ы, ж.
1. Ваза, сосуд вообще.
* ► Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. // Пушкин. Стихотворения // *
2. Сосуд для хранения праха умерших после их сожжения; надгробный памятник в виде такого сосуда.
* ► Придёшь ли, дева красоты, Слезу пролить над ранней урной. // Пушкин. Евгений Онегин //; Рассматривая могилы на кладбище, наткнулся я на почерневшую четырехугольную урну… // Тургенев. Записки охотника // *
Античный мир. Словарь-справочник
урна
(лат. urna).
1. Сосуд из дерева, глины или мрамора, предназначенный для праха умершего. Формы его были разными: ящички, модели домов, антропоморфные сосуды и пр.
2. Ящичек, в который в Древней Греции опускались вопросы для оракула.
3. Посуда для воды, похожая на греческую гидрию, преимущественно из глины или серебра.
4. Единица объема, равная примерно 13 л.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. – 3-е изд. – Мн: Беларусь, 2001)
Политическая наука: Словарь-справочник
урна
(лат. urna)
1) ящик с узким отверстием для опускания избирательных бюллетеней;
2) погребальная – глиняный (реже каменный или металлический) сосуд (бытовой или ритуальный) для захоронения или хранения праха сожженного покойника. Распространена у многих народов с энеолита;
3) емкость для мусора.
Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету
урна
(санскр.) – “третий глаз”, символ духовной сущности и духовного видения, изображаемый на лбу богов ранга будд или принадлежащих к их семействам (эманациям, женским проявлениям и т. п.).
Н. Л. Жуковская
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову урна
Цитаты со словом урна
- Наша память избирательна, как урна.. Сергей Довлатов, “Наши”
- Наша память избирательна, как урна.. Сергей Довлатов, “Наши”
- Наша память избирательна, как урна.. Сергей Довлатов, “Наши”
Синонимы к слову урна
- аквариум
- бассейн
- бутоньерка
- ваз
- ваза
- вместилище
- водоем
- графин
- емкость
- касса
- контейнер
- лоток
- резервуар
- сосуд
- цветочница
Источник
(urna, χάλπις) – у древних римлян и греков глиняный, металлический или стеклянный сосуд круглой формы, с основанием небольшого диаметра и вздутыми боками, быстро суживающимися при переходе к не особенно широкому горлышку. В нем носили воду из реки или источника, держа его на голове или на плече, как еще и теперь итальянки и египтянки носят кувшины с водою; для удобства, при таком употреблении, урна обыкновенно снабжалась тремя небольшими ручками: двумя, приделанными с боков и облегчавшими ее поднимание, и одною у горлышка, при помощи которой можно было поддерживать ее на плече или наклонять для выливания ее содержимого. Это употребление У. дало поэтам и художникам повод сделать ее атрибутом богов и богинь рек и источников: в скульптуре и живописи водяное божество изображалось в виде человеческой фигуры, сидящей или полулежащей среди тростника и облокотившейся на лежащую боком У., из которой льется вода. Во-вторых, У. служила для собирания в нее пепла и костей, оставшихся от трупа покойника после его сожжения (urna cineraria) и для хранения их в погребальном склепе. Кроме таких сосудов, в местах погребения умерших ставились особые У., в которые собирались проливаемые о них слезы (urnae lacrimatoriae). У. употреблялись в судах и других коллегиальных заседаниях для собирания записок с голосами. В новейшее время каменные, терракотовые и бронзовые У. изготовляются для украшения садов, террас и различных частей зданий.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
Синонимы:
Смотреть что такое “Урна” в других словарях:
урна – урна, ы … Русский орфографический словарь
Урна – Урна небольшая ёмкость для различных целей: «Урна Дракона» изящных фарфоровый сосуд для содержания золотых рыбок и петушков в Китае и Японии. Мусорная урна устанавливаемая на улицах города, в парках и на пляжах. Избирательная… … Википедия
УРНА – (лат. urna). 1) сосуд, род вазы, в которой древние хранили прах мертвых, после их сожжения. 2) сосуд для баллотирования, голосования. 3) мера жидких тел в Тироле = 3,6 ведра и Триесте = 5,35 ведра, а также у др. Греков, содержавшая половину… … Словарь иностранных слов русского языка
урна – ы, ж. urne f., лат. urna. 1. устар. Сосуд, ваза. БАС 1. Посреди всего оного великолепный балкон украшенный трофеями, фестонами и двумя урнами такой же величины, посредине ниш в которой группа в виде великолепной женщины с тремя гениями. 1765. МАХ … Исторический словарь галлицизмов русского языка
УРНА – УРНА, урны, жен. (лат. urna). 1. Сосуд, обычно в виде вазы, для хранения праха умершего, подвергнутого сожжению, кремации. Погребальная урна. 2. Украшение в виде такой вазы на намогильном памятнике. «Ворами со столбов отвинченные урны, могилы… … Толковый словарь Ушакова
УРНА – (лат. urna) ..1) Урна погребальная глиняный (реже каменный или металлический) сосуд (бытовой или ритуальный) для захоронения или хранения праха сожженного покойника. Распространена у многих народов с энеолита2)] Ящик с узким отверстием для… … Большой Энциклопедический словарь
урна – сосуд, ваза, емкость, вместилище, ящик Словарь русских синонимов. урна сущ., кол во синонимов: 8 • ваза (9) • вм … Словарь синонимов
УРНА – УРНА, ы, жен. 1. Сосуд, ваза (устар.). Цветочная у. 2. Сосуд для захоронения, хранения в колумбарии праха умерших после кремации. Погребальная у. 3. Ящик с узким отверстием для опускания бюллетеней при тайном голосовании. 4. Вместилище для мусора … Толковый словарь Ожегова
УРНА – жен. ваза, кувшин, в котором древние хранили прах умерших; ныне украшение могильных памятников. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Урна – (лат. urna) 1) ящик с узким отверстием для опускания избирательных бюллетеней; 2) погребальная глиняный (реже каменный или металлический) сосуд (бытовой или ритуальный) для захоронения или хранения праха сожженного покойника. Распространена у… … Политология. Словарь.
урна – УРНА, ы, ж. 1. Рот. 2. Проститутка … Словарь русского арго
Книги
- Игра настольная “Двинутая урна” (Т 13560), . Попробуй закинуть мусор в урну, но учти, что урна будет закрывать крышку и убегать от тебя! Количество игроков: 2-4. Работает от 4-х элементов питания типа АА (не входятв комплект). Содержит:… Подробнее Купить за 1822 руб
- Игра “Номинация” Лучший Певец” (L-173), . Настольная игра “Лучший певец” из серии” Номинация”, представленная производителем PlayLand, позволит ребенку весело провести время в компании друзей. Игра предназначена для детей, достигших… Подробнее Купить за 1019 руб
- Игра “Номинация” Лучший Художник” (L-171), . Настольная игра “Номинация: Лучший художник” от Playland подойдет как для детей, так и для взрослых. В наборе представлены 56 карточек с заданиями, 54 жетона для голосования, кубик и урна для… Подробнее Купить за 1019 руб
Другие книги по запросу «Урна» >>
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2021; проверки требует 1 правка.
Ящик Пандоры – артефакт в древнегреческой мифологии, связанный с мифом о Пандоре, увековеченным в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода[1]. Ёмкость, упомянутая в первоначальной версии мифа, на самом деле была большим сосудом для хранения, но впоследствии она была неправильно переведена как «ящик».
В современную эпоху он стал играть роль идиомы, означающей «любой источник больших и неожиданных неприятностей»[2], или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием»[3]. Более поздние описания роковой ёмкости были разнообразны, в то время как некоторые литературные и художественные переработки мифа фокусировались больше на содержании идиоматического ящика, чем на самой Пандоре.
В мифологии[править | править код]
Согласно Гесиоду, когда Прометей похитил огонь с Олимпа, Зевс, царь богов, отомстил, подарив созданную им Пандору брату Прометея, Эпиметею. Пандора открыла оставленный на его попечение сосуд с болезнями, смертью и многими другими неуказанными напастями, которые в результате этого были выпущены в мир[4]. Хотя она поспешила закрыть сосуд, в нём осталась только одна сущность, обычно переводимая как «надежда», хотя она также могла иметь негативное значение как «обманчивое ожидание»[5].
Этот миф породил идиому «открыть ящик Пандоры», означающую сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем[6].
Аттическая пиксида, 440-430 до н. э., Британский музей
Этимология «ящика»[править | править код]
«Ящик» первоначально в самом мифе представлял собой большой древнегреческий кувшин (пифос, πίθος)[7][8]. Он использовался для хранения вина, масла, зерна или другой провизии, или в ритуальных целях как сосуд для погребения человеческого праха, из которого, как считалось, души вырывались и обязательно возвращались[9]. Многие исследователи видят близкую аналогию между самой Пандорой, которая была создана из глины, и глиняным сосудом, который включал в себя пороки[10].
Неправильный перевод слова пифос обычно приписывают гуманисту XVI века Эразму Роттердамскому, который в своем латинском изложении истории Пандоры изменил греческое пифос на пиксис, обозначающий «ящик»[11]. Эта история появилась в его сборнике «Пословицы» (1508), иллюстрирующая латинское изречение «Malo accepto stultus sapit» (Глупый становится умнее после ущерба). В его версии ящик открыл Эпиметей, чьё имя переводится как «запоздалая мысль» – или, по Гесиоду, «тот, кого его ошибки сделали мудрым»[12].
Различные версии «ящика»[править | править код]
Статуя Пандоры в Петергофе, 1801
Статуя Джона Гибсона, 1899
Содержимое «ящика»[править | править код]
В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:
Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса,
Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.
Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион,
В жизни своей переменно и горесть находит и радость;
Тот же, кому он несчастных пошлёт,- поношению предан;
Нужда, грызущая сердце, везде пег земле его гонит;
Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен[13]
Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд
Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами[14]. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри[15].
В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта [Гесиода]»[16]. В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась»[17].
Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом[18].
Примечания[править | править код]
- ↑ Hesiod, Works and Days. 47ff.
- ↑ Chambers Dictionary, 1998
- ↑ Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
- ↑ Гесиод, Труды и дни, (90)
- ↑ Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77
- ↑ Longman Dictionary of Contemporary English
- ↑ Schlegel and Weinfield, «duction to Hesiod» p. 6
- ↑ Meagher 1995, p. 148
- ↑ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43
- ↑ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41
- ↑ Meagher 1995, p. 56
- ↑ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
- ↑ Iliad, 24:527ff
- ↑ Theognis, 1135ff.
- ↑ Aesopica
- ↑ In simulachrum spei
- ↑ Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216
- ↑ Metropolitan Museum
Литература[править | править код]
- Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, duction and ary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
- Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
- Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
- Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and ary (Cambridge 1983).
- Гесиод; Труды и дни, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
- Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96-103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
- Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
- Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
- Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis», in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37-45.
- Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
- Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
- Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
- Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «duction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
- Verdenius, Willem Jacob, A ary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth ion and synthesis of the various theories and speculations the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
- West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and ary (Oxford 1978)
Источник