Игра сосуды из глины

Игра сосуды из глины thumbnail

Занятие «Волшебная глина».

Возраст: 7-11 лет.

Время: 1 час. 30 минут.

Цель: познакомить с историей гончарного промысла.

Задачи, реализуемые в ходе занятия подразделяются на группы:

Задача образовательного плана:

Познакомить с процессом керамического производства.

Задача развивающего плана:

Развивать навыки гончарного дела.

Задача воспитательного плана:

Воспитывать чувство исторической памяти.

. Задача исследовательского плана:

Показать историческо-эволюционные процессы на примере гончарного промысла.

Задача творческого плана:

Создать благоприятные условия для протекания творческого процесса у детей с учетом их возрастных и интеллектуальных особенностей.

Оборудование:

пробники с разными сортами глины;

принесите на занятие разнообразные керамические изделия: фарфоровые чашки, старые крынки, осколки керамики (если имеется возможность, то имейте образцы древней керамики);

кисточки, краски, глина для лепки;

заготовки бусин, из которых можно сделать украшения (на этом этапе работы можно заменить глину гипсом);

видеоряд, который зрительно подкрепляет рассказ;

визитные карточки, в которые затем ребята впишут своё имя

Ход занятия.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мастерскую гончара. Скажите, кто такие гончары?

Учащиеся: Это люди, которые делают посуду.

Учитель: Правильно, но не только. Сегодня нам предстоит узнать много нового. Усаживайтесь поудобнее. И так, мы начинаем наше путешествие.

Первый этап занятия «Знакомство с древним производством».

Учитель: Подскажите, что такое керамика?

Учащиеся: Это изделия из обожженной глины.

Учитель: А Вы знаете, как древний человек «открыл» керамику?

Учащиеся: Он смешал глину с водой, слепил их нее сосуд.

Учитель: Существует легенда, что человек увидел след на дороге после дождя и поднял коричневое «тесто». Он заметил, что оно пластичное, стал мять его в руках, познавать его отношение с водой и огнем, человек стал гончаром и МАСТЕРОМ.

– Посмотрите на керамические изделия, которые стоят на нашем демонстрационном столе. Что из этого Вам знакомо?

Учащиеся: Тарелка, ложка, ваза, глиняные игрушки, кувшин-крынка.

Учитель: А что хранили, и сейчас хранят в крынке?

Учащиеся: Молоко.

Учитель: Благодаря особому свойству глины оно долго остается свежим. Ребята, но из глины можно делать не только посуду. В древнем мире существовала страна, которую иногда называют «страной глин». Там из глины делали и жернова, столы, скамьи, гвозди для соломенных циновок, писали на сырой глине острыми палочками, знали гончарный круг и умели обжигать кирпич. Называлось это государство Месопотамия (V в. До н.э). А что сейчас делают из глины?

Учащиеся: Посуду. Кирпич, керамическую плитку ..

Учитель: Ребята, посмотрите на наши фарфоровые чашки, как Вы думаете, из чего они сделаны?

Учащиеся: Из глины?!

Учитель: Да, фарфор – это плотный керамический материал, получаемые спеканием массы огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца. Цвета глины сложны и нечисты: желтовато-коричневый с краснотой; серовато – белые с пропадающей голубизной, зеленовато – бурые в черноту – целая гамма, бесконечная цветная игра!!! В глинах есть растворимые соединения железа, имеются красящие вещества, гумус и лигнит, есть смола, воск. На земле встречаются глины самые разные. Бывают и особенные, редкие, порой одно такое месторождение – на всю планету.

– У нас есть образцы разных пород глин. Помогите мне определить, где находится какая.

Учащиеся: Это глина белая, немного с желтоватым отливом.

Учитель: Правильно.

Учащиеся: Эту легко отличить – розовая глина!

Учитель: Правильно!

Учащиеся: А эта глина сероватая с голубым отливом. Возможно, серая или голубая.

Учитель: Это образец голубой глины.

– У меня в руке загадочный предмет, что это?

Учащиеся: Это кожаный мешок. В нем племена, которые живут в пустыни хранят питьевую воду.

Учитель: Назначение этого предмета Вы угадали! Но открою небольшой секрет, что даже при его изготовлении не обошлось без глины. Сначала горшечник формует глиняный горшок. Его сушат на жарком солнце, после чего он, готов. Потом горшок заворачивают в выскобленную верблюжью кожу – тонкую, мягкую, размоченную. Высохнув на сосуде, кожа, повторив, скопировав форму горшка, сама становится сосудом. Глиняную первооснову уничтожают, а кожаный горшок разрисовывают.

Второй практический этап «»

Учитель: Для дальнейшего путешествия нам необходимо разделится на 3 команды. Каждый из Вас достает из Волшебного горшочка номер той команды, в которой он будет работать. Команды к отправлению готовы?

Учащиеся: Да.

Учитель: Нам предстоит выполнить ряд сложных испытаний, которые для нас подготовил Мастер-гончар.

Гончар: Сейчас каждая команда получит по кусочку древней керамики. Ваша задача: с помощью опыта, интуиции и знаний описать его и рассказать его историю.

Команда № 1: У нас, наверное, очень древний осколок керамического изделия: он толстый, неровный и совсем не похож на современные изделия.

Гончар: Молодцы. Осколок действительно древний, он принадлежит племенам именьковской культуры, которые в древние времена проживали на территории нашей области (IV-VII н.э.). Толстый он, потому что его лепили вручную. Посмотрите повнимательнее, на внешней поверхности заметны небольшие вмятины, которые оставил древний мастер.

Команда №2: А у нас тоже древней осколок, он весь черный, но очень ровный и гладкий.

Гончар: Ваш осколок пришел к нам из средневековой страны Волжская Булгария. Это большое, мощное государство располагалось на территории Среднего Поволжья в X-XIII вв., основали его выходцы из Дунайской Болгарии, которые бежали от воинственных племен в степи Средней Волги. Если посмотрите повнимательнее, то на тыльной стороне можете заметить бороздки – это следы от гончарного круга. Благодаря ему можно было придать сосуду любую форму и сделать стенки ровными. А черный он, потому что его красили. Окрашивание керамики в черный цвет достигалось различными способами, при которых органическое вещество выгорало не полностью. Черную окраску поверхность сосуда приобретала также при погружении его в масло и нагревании до невысокой температуры. Близкий эффект получался при обжиге сосуда в среде с органическим веществом, например, в опилках или рубленой соломе.

Команда №3: Мы думаем, что у нас современный осколок. Я, например, видел похожие изделия у нас дома.

Гончар: В чем-то Вы правы, но не совсем. Осколок этого изделия действительно похож на современные керамические изделия только с виду. Достался от нам от крынки, которая была сделана в конце XIX в., стояла в мелочной лавке, упала, разбилась. А процесс производства передавался из поколения в поколение. Специалисты, характеризуя такие изделия, употребляют такой термин как «Русская керамика».

Учитель: Мы справились с испытанием?

Гончар: Успешно, поэтому приглашаю Вас в гости в свою мастерскую. Предлагаю постичь искусство керамического производства на практике.

Учитель: Возникновение гончарного производства разрешало важнейшие хозяйственные задачи: хранение жидкостей (воды, жиров, меда, молока) и сыпучих веществ (зерна, муки, красок, сухих ягод), приготовление пищи (механическая и химическая переработка – варка, тушение). Глиняная посуда лучше сберегала продукты питания от высыхания, испарения, загнивания, от поедания грызунами, муравьями, различными насекомыми и домашними животными. Она позволяла накапливать запасы, что делало жизнь более обеспеченной и устойчивой. Запасы, кроме того, предоставляли человеку досуг, благоприятствовали развитию ремесел и искусства, техническому прогрессу и духовной культуре. Был найден способ превращать рыхлую горную породу – глину, рассыпающуюся в руках или становящуюся от вязкой и пластичной, в камень по любой заданной форме.

Гончар: Перед Вами стоит глина уже готовая для лепки. Я добавил в неё отощитель, который позволит нам снизить липкость, ускорить испарение воды, сдержит излишнюю усадку для сушки. А первые горшки они начали лепить из той глины, которую находили вблизи жилья, пользуясь ею без добавлений отощителя. Нередко глина, особенно красная, уже содержит в себе известный процент песка, служащего естественным отощителем. Одной из технологических задач, которую древнейшим гончарам приходилось решать, было дозирование воды, определяющее степень влажности глиняного теста. Стоило влить воды чуть больше, чем следовало, глина сильно прилипала к рукам, затрудняла лепку, стенки сосудов оседали и расползались. Если воды было недостаточно, стенки сосудов отвердевали, трескались и крошились раньше, чем их успевали вылепить. Предварительное испытание сосудов, сделанных из глины с естественным отощителем, происходило в процессе их сушки. Если процент заключенного в глине песка был мал, но сосудах появлялись трещины, делавшие их негодными для обжига. Жирная глина в чистом виде мало пригодна для работы, поэтому мой прадед добавлял в неё измельченную солому, ракушки и навоз. Наша глина прошла специальную серию операций, которые сделали мои ученики: Вымораживание, выветривание, разделку, сушку, размочку, размол, растирку, просев, отмучивание и замешивание отощителя. А Вам осталось лишь сделать тесто, влив воду. Но помните: от того сколько жидкости в глине зависит судьба Вашего изделия.

Читайте также:  Картинка бляшки в сосудах

-Ваши руки должны научиться чувствовать глину, а душа – одухотворять сделанное вашими руками. Это может показаться кому-то слишком простым и необязательным, но поверьте, ваше изделие не затеплится никогда внутренним светом, если вы не передадите ему частичку своего душевного тепла, не наполните своей энергией. За несколько часов, нам придется освоить опыт, наработанный нашими предками за несколько тысяч лет. Возьмите в руки немного глины, всмотритесь в неё, попытайтесь несколькими движениями пальцев вылепить из вашего комочка глины волшебную птицу. Сейчас Вы свободны в своем творчестве.

Учитель: Теперь, когда тесто для работы готово, каждая команда будет осваивать ранние способы производства керамической посуды.

Гончар: Первая команда будет изготовлять свой сосуд наиболее ранним способом – выдавливанием из шарообразного кома влажной глины большими пальцами обеих рук необходимой формы. Таким способом делали или формовались, как говорят гончары чаши или кубки, так как величина их зависела от размера глиняного шара. Форму сосуда Вы можете выбрать сами. Хотя когда я постигал эти азы, рисовал сначала свой кубок на бумаге, а потом творил из глины.

Вторая команда будет знакомиться со способом, который позволял создавать более совершенные формы и не ограничивал масштабы изделий. Наращивание глиняных лент производилось по спирали или замкнутыми кольцами. Для выравнивания поверхности сосуда существовало много приемов. Мы с Вами будем выравнивать с помощью плоской гальки. Этот сосуд наращивается со дна и заканчивается венчиком. Остродонные сосуды обычно начинали с венчика и кончали дном. Лепка таким способом идет следующим образом: один сидит против другого, накладывает спирали глиняных лент и соединяет их края в соответствии с заданной формой. Третий – раскатывает руками комки глины. Он изготовляет жгуты и расплющивает их в ленты.

Третья команда познакомится с болваночным способом. Болванка – вязаный или шитый мешочек, туго наполненный песком. На такую болванку глина накладывалась нужным слоем, затем выравнивалась и выглаживалась шпателем. После подсыхания сосуда песок высыпали и мешочек вынимали.

Учитель: Как готовы наши изделия?

Учащиеся: Да.

Гончар: Для дальнейшей работы необходимо, чтобы сосуды подсохли, а Вы пока отгадайте очень сложную загадку.

В земле родился,

На кружале вертелся,

На огне пекся,

На базаре был,

Людей кормил

Как упал, так и пропал

Никто не прибрал.

Учащиеся: В земле родился, потому что глина находится в неё, Кружало – гончарный круг.

Гончар: Он ускорял формовку сосудов, придавал им более правильную форму, изделия были более изящные. А зачем он пекся на огне?

Учащиеся: Чтобы горшок стал более твердым и не пропускал воду.

Гончар: Обжигание на открытом огне(костровой обжиг) являлось начальным и самым простым способом. Топливом могли служить: хворост, трава, солома, тростник, торф, навоз, древесина, каменный уголь. Важным делом в практике обжига на открытом огне было достижение равномерного нагревания сосудов по всей их поверхности. При несоблюдении данного правила сосуды лопались еще до того, как успевали накалиться. При обжиге на костре или в неглубокой яме температура может быть достигать до 650-800 С в зависимости от топлива. Охлаждение обоженной посуды происходит постепенно. Практически оно продолжается вплоть до полного остывания всего обжигательного устройства. Попытки вынуть горячий сосуд из костра или ямы, как правило, кончаются растрескиванием продукции. Целый сосуд после остывания издает звенящий звук. Керамика, получаемая указанным путем, однотонная и пятнистая.

В V-IV тыс. до н.э. появляются ранние обжигательные печи (Египет, Месопотамия, Иран). В ней может быть достигнута высокая температура, а также обеспечено регулирование тяги, что дает равномерность обжига основной массы сосудов. Обжигательную печь стало целесообразно эксплуатировать непрерывно, а продукцию выпускать на рынок.

Древний человек не скоро достиг умения давать качественный обжиг. Наряду с полностью обожженными сосудами он пользовался и такими, которые были слабо обожжены. Опыты обжига на костре и в яме давали неравноценную продукцию. При испытании водой одни сосуды разваливались через несколько минут, другие сохраняли воду часами, хотя она пропитывала их поры, и распадались от прикосновения. Хорошо обожженные сосуды стояли до тех пор, пока вода не испарялась.

Гончар: Посмотрите на наши сосуды, что мы еще забыли сделать?

Учащиеся: Украсить!

Гончар: Между качеством формовочного теста и орнаментом существует определенная связь. Текстура и состав теста оказывают влияние на характер украшения сосуда. Тесто грубое, с большим % отощителя, плохо обработанное, очень трудно разглаживать и почти невозможно лощить. Зерна отощителя в таких случаях выступают на поверхность стенок. Линии рисунка не будут правильными в орнаменте. И такая поверхность непригодна для росписи.

Индийские и индонезийские гончары наносили узоры на влажную поверхность сформованных сосудов при помощи небольших дощечек с вырезанными на них рисунками. Для орнаментации дешевой посуды штампы вырезались из тыкв, моркови или репы.

Первая команда познакомится сегодня с веревочным орнаментом. Обрывок шнурка толщиной 3-4 мм, которым надавливали на наружную поверхность сосуда. Шнурок был сделан из двух прядей растительного волокна. Вторым типом шнурового штампа служил жгутик. Несколько плотнее скрученная прядь волокон была намотана на шнурок, в результате чего получался жгутик с семью витками. Зажимая жгутик пальцами, гончар надавливал им на сырую поверхность сосуда. Третьим типом веревочного штампа, является шнурок, намотанный на круглую в сечении палочку. Необходимые предметы лежат на Вашем рабочем месте. Вы можете использовать любой способ.

Вторая команда орнаментирует зубчатым штампом. Зубчатый инструмент представлял собой небольшую пластину, слегка желобчатую, на прямоугольной конец, которой были нанесены в ряд легкие пропилы, образующие мелкие и очень низкие зубчики. Материалом для этого инструмента служила трубчатая кость животного или кусок раковины.

Существовал еще и ямочный орнамент. Специальной заостренной палочкой на поверхности сосуда делались ямки.

Учитель: Теперь наши изделия готовы?

Гончар: Конечно, подсохнут немного на солнце, а вечером отправлю их в печь.

Третий этап – рефлексия-цветопись «Украшение».

Учитель: Ребята, наш мастер спешил, не успел попрощаться, вспомнил, что покупатель должен был прийти в мастерскую, но оставил нам сундучок, а в нем бусинки. В древние времена из глины делали еще и украшения. Я предлагаю Вам сегодня на память смастерить бусы, раскрасить их в цвета настроения, которое ассоциируется у Вас с нашим путешествием. Берите в руки кисточки, краски и творите. Теперь возьмем нитки, скрепим концы. И у нас получились бусы!!! Пусть они напоминают каждому о знакомстве с древнем мастерством.

Источник

Продолжение. Начало см. № 23/2004

Что можно, а что нельзя

Если разрешать детям то, что не требует запрещения, то потом гораздо проще убедить их в том, что нельзя делать действительно запретные вещи. Разрешай разрешаемое, и этим ты запретишь запретное.

На моих занятиях можно:

– лепить то, что хочешь;

Читайте также:  Лимфоузлы наружных подвздошных сосудов

– лепить так, как хочешь;

– ломать то, что сделал сам;

– иногда ломать то, что сделал учитель;

– раскрашивать поделки красками;

– пачкаться;

– разговаривать;

– ходить по классу;

– играть в слепленные игрушки;|

– играть в игрушки, слепленные учителем;

– самостоятельно брать глину и инструменты;

– заниматься любой другой конструктивной деятельностью: рисовать, вырезать из картона, рассказывать сказки, истории и так далее.

На моих занятиях нельзя:

– кидаться глиной;

– бросать глину на пол;

– пачкать других детей;

– ломать то, что сделали другие дети;

– откровенно бездельничать;

– громко кричать;

– явно мешать другим детям;

– отбирать у других детей игрушки и инструменты.

Глина учит

На моих занятиях главный учитель – глина, а я лишь ассистент. Я помогаю ей, настраиваю детей на общение с глиной.

В Древнем Китае была принята такая система оплаты труда деревенского врача. Доктор регулярно обходил всех своих клиентов и брал установленную плату в том случае, если человек был здоров. А если заболевал, то доктор начинал его лечить и не получал платы до тех пор, пока не вылечит.

Больше всего мне нравятся те занятия, когда глина и дети вовсю трудятся, а я сижу себе и рассказываю им всякие басни.

Агрессия

Шестилетний Андрей, мальчик интеллигентного вида с грустными глазами, уже полгода лепит у меня на занятиях только монстров. Монстров из фильмов, монстров из компьютерных игр, монстров из собственного воображения. Чем бы ни занимались другие дети, у Андрея на уме только они. Монстры у него получаются довольно схематичные: эдакие груды глины с торчащими в разные стороны рудиментарными руками и ногами, какими-то палками, саблями-зубочистками и другими ужасами. Делает он их довольно быстро и потом начинает с ними сражаться: рубить, резать, колоть, ломать и так далее.

Чем занимается Андрей, кроме нашей студии? Смотрит бесконечные фильмы-ужастики и учится в какой-то скучной группе подготовки к школе. Киноагрессия не переваривается в душе, она накапливается и требует выхода. Усталость от скучных занятий не находит себе оправдания, накапливается, превращается в беспредметную злость. Времени поиграть, побегать, разрядиться у Андрея практически нет.

Так что когда он убивает своего очередного монстра, я за него только радуюсь.

Шестилетний Даня врывается в класс и начинает наматывать круги по классу. Бросается на валюшку глины и начинает молотить ее скалкой. Отрезает кусок, швыряет на стол, начинает бить и мять. Никакие уговоры и предложения заняться делом на Даню не действуют. Другие дети смотрят на него с интересом, а новенькие еще и с удивлением.

К середине занятия Даня усаживается за стол, затихает и начинает думать. В какой-то момент он хватается за глину и последние десять минут занятия усердно лепит, а иногда даже остается доделать что-то после занятия. Но потом опять начинает бегать из конца в конец студии.

У Дани агрессия врожденная. Родители на него покрикивают, но в меру. Просто такой он моторный человек. Но учится сдерживаться. На занятиях по развитию речи, где урок более структурированный, у Дани уже почти получается быть дисциплинированным.

Трехлетний Ваня приходит на занятие и с ходу требует: «Сделайте мне динозавра. Нет, сделайте двух динозавров, они будут драться».

Я наспех леплю ему двух уродцев, Ваня берет их в руки и начинает с упоением бить одним по другому. Когда один из несчастных теряет голову, ноги и хвост, Ваня его бросает и ведет победителя драться с игрушками других детей и с самими детьми.

В основном это приобретенная агрессия. Дома с Ваней разговаривают не словами, а руками. Хватают, ведут, отбирают, шлепают, иногда, наверно, и всерьез поколачивают. При этом утверждают, что очень его любят. Мальчик привык, что телесный способ решения конфликтов – это норма. Чему он научится дальше – одному богу известно. Но Ваня умный парень, интеллект у него будь здоров. Может быть, научится и скрывать свои чувства.

Сколько можно заниматься?

Некоторые родители приходят и говорят: «Он (она) так любит лепить, дома сидит часами. Запишите сразу на два занятия подряд».

Одно занятие у нас длится полчаса, в соответствии с гигиенической нормой для детей дошкольного возраста. Между занятиями десятиминутная перемена. Два занятия плюс перемена – всего час десять. Идея родителей мне не нравится, но я соглашаюсь, чтобы попробовать, что получится.

Получается бардак. Дети начинают баловаться и бегать по классу даже раньше, чем заканчивается первое занятие. Я призываю их к порядку и работе, но слышу резонный ответ: «На втором занятии успею».

Тогда я отказываю родителям в двойных занятиях и прошу забирать детей сразу после окончания первого. Но некоторые дети, усердно проработав целое занятие, просят остаться и полепить еще.

Родители говорят: «Ну вот видите! Пусть ходят на два занятия». И тут я понимаю, что это как раз тот самый случай, когда один плюс один не равняется двум.

Наука совершенно справедливо утверждает, что дети пяти-шести лет способны концентрировать внимание в течение не более двадцати минут. Плюс пять-десять минут на раскачку и приборку – получается как раз получасовое занятие. Если ребенок знает, что у него на все про все полчаса, то в начале занятия он собирается с мыслями и работает с толком. Если дети начинают баловаться раньше конца занятия, я всегда могу их приструнить, напоминая, что занятие скоро кончится и они ничего не успеют. А если изначально ребенок идет на часовое занятие, то ни то ни другое не работает.

Разумеется, в охотку ребенок может просидеть за глиной и больше получаса. От меня, как от учителя, это не требует никаких усилий, в это время я могу заниматься со следующей группой. Спокойно занимающийся своим делом ребенок даже помогает мне – подает пример еще не настроившейся на работу новой группе. Но настроить дошкольников сразу на часовое занятие я не могу.

Тема и технология

Однажды я решил поиграть с детьми в Аладдина. Вот, думаю, творческая тема: джинны у нас будут лепить дворцы и другие вещи по желанию Аладдина. Но до этого дело не дошло. Когда я слепил Аладдина, а дети сделали ему по лампе, перед нами встала задача – вытащить из лампы джинна. Чтобы вначале он сидел внутри маленькой лампы, а потом вылез и стал огромным и ужасным. Как это сделать наглядно?

Очень просто: вырезать его из бумаги, свернуть в комочек, засунуть в лампу, а потом вытащить и развернуть. Вот и новая техника: сочетание глины и бумаги.

В другой раз я привез с дачи ветки и мох. Что-нибудь, думаю, из этого да выйдет. Дети, начиная с самых маленьких, трехлеток, сразу кинулись втыкать ветки в куски глины, лепить кусты, деревья, лес. Ну, слепили птичек, рассадили по веткам. А дальше? Надо населять лес людьми. А какие люди живут в лесу? Индейцы.

Так мы стали играть в индейцев. Слепили им из веточек шалаши, развели костры, потыкали самим индейцам в головы палочки-перья. На охоту ходили, свадьбу дочери вождя устроили…

Иногда технология вырастает из темы занятия. А иногда, наоборот, тема из технологии.

Пока растут идеи…

Среди моих студийцев есть еще один гений – Максим. Я это понял в прошлом году, когда он на первом или втором занятии слепил железную дорогу с паровозом и вагонами. В четыре с половиной года! Круговая дорога из лепешек была расчерчена на рельсы и шпалы, и на ней стояли четыре объекта, в очертаниях которых однозначно угадывались вагоны и паровоз.

Читайте также:  Бесовские сосуды это что

Максим вместе с более старшими детьми лепил дома, замки, гаражи и машины. Но меня удивляло, что все у него получалось очень низким, как бы плоским. Когда я предлагал ему достроить второй этаж, он вежливо уклонялся.

Я объяснял это себе тем, что он и сам маленький ростом, и это как-то связано с его мироощущением и творчеством. Однажды он поразил меня своей поделкой – рыбой-пилой. Это был скорее чертеж или скелет рыбы-пилы, собранный из тоненьких глиняных колбасок и разложенный на столе.

Чтобы заинтересовать мальчишек лепкой человеческой фигуры, я понаделал рыцарей с мечами из зубочисток, в выразительных боевых позах. Максим стал лепить лежащего человека и только потом вынужден был поставить его стоймя. В конце концов он стал лепить объемные вещи – разные и интересные. Да и сам немного подрос.

Многие дети рассказывают и объясняют, что они делают. Максим – не всегда. Начал что-то лепить, явно что-то уже сделал, но на вопрос «Что это будет?» отвечает неопределенно: «Не могу точно сказать», «Пока непонятно», «Еще не решил». И смотрит эдак с хитрецой. Поработает еще немного, доделает, и потом объясняет, что да как.

Воздушный шар

Часто дети приходят со своими собственными идеями и спрашивают, как это слепить. Иногда не спрашивают, а сразу берутся за дело. Иногда, если я вижу, что поделка не получается, то пытаюсь как-то оптимизировать технологию.

Но бывает, дети приходят с такими дикими идеями, что мне остается только руками развести. Даня пяти с половиной лет как-то заявил: «А знаете, что я сегодня буду делать? Воздушный шар из глины».

И сделал. Неважно, что корзина получилась больше самого шара. Детям важна суть вещи, как они ее понимают. В корзину могли садиться пассажиры, вверх из нее торчали четыре колбаски-веревки, а на них – шар.

Пространство игры

Поначалу я каждый раз после занятий убирал со столов все поделки, обломки, глину, инструменты, снимал листы оргалита, вытирал начисто столы. Чтобы был порядок. Но однажды поленился и бросил все как есть: мусор собрал, а глину и часть поделок оставил.

А на следующее утро понял, что так мне проще начинать новое занятие. Ведь дети не всегда сразу принимают идею. Расскажешь им что-нибудь, думаешь: вот сейчас они заинтересуются и будут это лепить. Но нет – они пришли со своими впечатлениями и лепят свое. Однако слово мое у них где-то отпечатывается, и на следующих занятиях кто-нибудь да спросит: когда, мол, будем лепить то, о чем вы говорили?

А если на столе осталось что-то с прошлого занятия, то им проще вспомнить и настроиться на работу.

Так что теперь у меня на середине стола всегда что-нибудь стоит: лес, горы, звери, дороги, дома. Дети приходят, смотрят, начинают думать и часто сами придумывают, что им хочется слепить.

Однажды я случайно оставил на столе три целых валюшки, и они подсохли так, что уже не годились в работу. И всю следующую неделю мы играли в горные острова: понастроили на них замков, мостов, дорог. В пещерах по бокам жили птицы и отшельники, от пристани наверх вел лифт, между островами плавали акулы и крокодилы. Пока острова наши совсем не высохли и к ним уже ничего не клеилось.

Что можно делать с глиной

Сейчас в широкой продаже нет глины для детского творчества. Где же ее достать? В Москве, в магазине для керамистов «Хорсс» по адресу: метро «Динамо», ул. Верхняя Масловка, д. 18, во дворе. Там она есть всегда: красная, белая, шамот… Летом на даче обычно можно найти глину, выкопав яму в три-четыре штыка глубиной. Правда, она более «тощая», чем керамическая. В ней много песка, и поэтому она не такая пластичная.

Что делать с глиной? Возьмите кусок глины величиной с кулак. Вытяните из него, не отрывая, четыре «колбасы» – это ноги. Вытяните еще одну «колбасу», потолще – это голова. Потом еще одну, потоньше – это хвост. Все! В зависимости от длины, толщины и направления ног, головы и хвоста вы получите всех возможных зверей.

Оторвите хвост, поверните задние ноги вниз, а передние в стороны – вот и человек.

Купите деревянную скалку, добудьте кусок твердого картона или оргалита. Положите картон на стол. Раскатайте скалкой глиняный блин толщиной в палец, подрежьте ножом края – это стена. Раскатайте так же пол и еще три стены, соедините, вырежьте ножом окна и двери – получится дом. Крышу или второй этаж добавьте по вкусу.

Вот и все. Закатайте вашему ребенку рукава и поиграйте с ним в то, что вы слепили. Успех обеспечен.

Что делать, когда ребенок наиграется и поломает все, что вы с ним налепили? Перемять всю глину, чтобы получился однородный ком, и герметично упаковать в полиэтиленовый пакет. Если глина чуть подсохла, то нужно сначала завернуть ее во влажную тряпку, а потом уже в пакет.

Если глина высохла совсем, то ее можно размочить в небольшом количестве воды, подсушить, перемять, и она опять будет готова к употреблению.

Главное: лепите не поделки, а игрушки.

Идеал красоты

Играя в глину, дети привыкают к тому, что игрушки, а значит и все вещи, можно делать самим. Это учит их самостоятельности. Они сами решают, что лепить, и привыкают мыслить независимо. Кроме того, мы постоянно разговариваем и играем в только что слепленные игрушки. Я практически не даю детям конкретных заданий, а конкретным приемам лепки учу по ходу дела, когда появляется в этом необходимость.

Большая часть моих собственных работ – это модели для детских игр. Они имеют намеренно упрощенную и грубую форму. Если показать ребенку точно и аккуратно сделанную вещь и предложить сделать такую же, он скорее всего скажет, что у него так не получится. Я стараюсь предлагать детям игрушки такой точности исполнения, которой они могут достичь сами.

Грубая поделка, передающая основную форму и идею вещи, не обремененная мелкими точными деталями, гораздо проще для восприятия и полезнее для развития ребенка, чем искусно сделанная вещь. В ней больше простора для воображения и сотворчества. Поэтому я лишь изредка леплю детям «красивые» игрушки – чтобы они помнили, что идеал красоты все же существует.

Что дальше?

Описанный здесь подход полезен для детей до 7-8 лет. Более старшим детям он будет, на мой взгляд, вреден. Для них это будет простое баловство. Они уже меньше доверяют взрослым, поэтому на одном только интересе и кураже дисциплину на занятии не удержать. На фантазию приходится полагаться гораздо меньше, потому что их уже начинают мучить комплексы, и бывает трудно раскрутить детей на самостоятельное мышление. Если у школьника фантазия развита (точнее, не задавлена), то он и без подсказки будет ее применять. Если же она задавлена, то ее раскрепощением и развитием нужно заниматься отдельно.

Кроме того, старшим детям важно, чтобы поделка была как можно больше похожа на оригинал. Им интересно лепить не столько игрушки, сколько украшения и «практичные» вещи. Но при этом терпения и технических способностей у них гораздо больше, чем у дошкольников. Так что, в отличие от дошкольников, они способны с пользой для себя выполнять долгие технические задания.

Ибо не зря сказано: «Всему свое время, и срок каждой вещи под небесами».

Алексей ЛЕЛЬЧУК

Рисунки Владимира Семеренко

Источник