Игры переливание в сосуды

Игры переливание в сосуды thumbnail

Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную “подготовительную среду”. Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен.

Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, – считала Монтессори, – тем больше у него освобожденных творческих сил.

Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его – так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.

1. Игры с водой

Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).

2. Игра “Аквариум”

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве “сачка”, причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

3. Переливание воды

Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: “Где равные количества воды?”, “Где воды больше?” Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.

4. Игры с водой и губкой

Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

5. Игра “Ходьба по линии”

Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

6. Игры с бисером

Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока.
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

7. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра “Больше и меньше”

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

Читайте также:  Стресс влияет на сосуды

9. Игра “Чистка посуды”

Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

10. Игра “Уборка”

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками

Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-“липучки”. Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см в диаметре с 4 или 6 большими дырками – они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. “Пришивать” такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.

12. Игра “В тишине”

Игрушки: любые предметы в комнате.
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори – просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.

Источник

Многие дети любят купаться в ванной, а эта подборка игр поможет ребёнку с большим удовольствием и главное с пользой провести время. Игры в воде развивают: аккуратность, любознательность, мелкую моторику, фантазию, мышление, меткость, речевое дыхание, оказывает общеукрепляющее действие на организм и т.д.

Не забывайте о техники безопасности:

  • используйте противоскользящий коврик;
  • не оставляйте малыша одного;
  • объясняйте ребёнку правила безопасности.

Развивающие игры в ванной для дошкольников

1. Переливание воды из стаканчика в стаканчик.

Желательно, чтобы стаканчики были разного размера. Так малыш знакомится с понятиями: пустой, полный, объем; учится аккуратно переливать воду из одного сосуда в другой.

Еще вариант: один из стаканчиков нужно продырявить на дне. Налить в него воду и наблюдать, как он перельется в другой.

2. Выжимаем губку.

Наблюдаем, как ведет себя в воде губка, пробуем собрать капли с кафеля, переносим воду в ёмкость с её помощью.

3. Брызгаемся и создаем волны в ванне.

Игра отлично поднимает настроение, но будьте готовы, что вода может попасть и на пол.

4.Игры со струей воды.

Для игры нужен душ с функцией переключения воды. Пусть малыш попытается поймать водичку, набрать в ладошки.

5. Водоносы

Предложите малышу перенести воду с помощью ложечки из одного конца ванны в другую. Задача как можно меньше пролить воды.

Как вариант наполняем какой-нибудь сосуд (ковшик или маленький тазик, например), можно усложнить задачу, делая все на время.

6. Наливаем воду в сито

7. Игры с пеной.

Пена для ванны отличный материал для игр. С помощью нее можно создавать башни и сооружения, делать смешные прически, рисовать на стене, дуть на ладошку с пеной, прятать игрушки в пене и потом искать их.

8. Игры со специальными наклейками на стену.

Игры зависят от содержания этих стикеров. Например: найди пару, сортируем по цветам и т.д.

9. Эксперименты

Изучаем различные свойства предметов: тонет, не тонет (с игрушками из различных материалов), растворимость веществ (морская соль), свойства бумаги, губки, льда.

Морскую соль лучше взять цветную, и проделываем опыт в небольшом стаканчике, чтобы посмотреть окрасится ли вода после ее растворения.

Предварительно заморозьте в формочках для льда чай или отвар например, ромашки, чтобы льдинка получилась цветной.Предложите малышу подержать в ручках лед, опустить в воду, пусть понаблюдает.

10. Как увидеть воздух?

Берем пустую бутылку, опускаем ее в воду и наблюдаем, как пузырьки воздуха выходят из нее.

11. Гонки

Для этой игры понадобятся заводные игрушки. Все просто, заводим и устраиваем гонки.

12 Стрелок

С помощью пальчиковых красок, фломастеров на водной основе или специальных карандашей рисуем на кафеле мишень. Пусть малыш, помощью водного пистолета (можно использовать обычную спринцовку) стреляет в них.

13. Художник

С помощью все тех же пальчиковых красок (зубной пасты, фломастеров или специальных карандашей) предложите ребенку порисовать на кафеле.

14. Баскетбол

Читайте также:  Как поддерживать сосуды глаз

Небольшой мячик кидаем в плавающую пластиковую тарелочку.

15. Кладоискатель

Предложите ребенку достать со дна фасоль, пуговицы, камушки, небольшие игрушки. Кстати, можно доставать не только при помощи рук, но и ног. Так даже веселей и интересней.

16. Театр

С игрушками устройте малышу театральное представление. Или просто поиграйте, придумав, интересный сюжет.

17.Купаем куклу и изучаем разные части тела.

18. Приучаемся к порядку

Предложите постирать кукольную одежду, а для малышей постарше свою (естественно небольшое и не очень грязное).

19 Автомойка

Устройте автомойку, игра понравится не только мальчикам, но и девочкам.

20. Переправа

С помощью пластикового контейнера перевозим игрушки с одного берега на другой (с одного бортика ванной на другой).

21. С помощью сачка вылавливаем плавающие игрушки.

22. Мыльные пузыри.

Просто дуем или в коктейльную трубочку – наблюдаем, как вырастают пузыри.

Еще вариант просто дуем коктейльную трубочку и наблюдаем бульки.

23. Рыбалка

Необходим специальный набор, но можно сделать и самим

24. Кораблекрушение

Делаем большие волны, помощью душа шторм, устраиваем кораблекрушение игрушек, которые плывут в корабле (пластиковом контейнере). А затем спасаем их.

25.Животные

С помощью игрушек рыб, птиц, покажите, как они ведут себя в воде: чайка ловит рыбу, утка плывет, выпрыгивает дельфин и т.д.

26. Ныряльщики

Проверяем, какая из игрушек выпрыгнет выше из воды.

27. Специальные игрушки

Для организации игр в ванне продаются множество игрушек.

Например: водная мельница, ситечко, брызгалки и т.д.

28. Варим зелье.

Смешивать содержимое различных баночек и тюбиков в одной емкости нравится всем детям без исключения. Ваша задача контролировать дозировку. А то, увлекшись, малыши могут вылить и все.

То что, нам взрослым, кажется обычным и обыденным, для ребенка может оказаться целым открытием!

Еще больше о играх с водой и в воде читайте здесь.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Колосковская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                   Подготовила: Никонова Светлана Георгиевна,

                                                                                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                                                                 «Колосковская средняя общеобразовательная школа»

                                                                              Валуйского района Белгородской области

с. Колосково

Виды деятель-
ности на этапе

Планируемые
результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивационный этап

Организация учащихся, мотивация
к освоению нового.

Актуализация предыдущих знаний. Формирование практического
навыка

Обеспечение мотивации к учению, принятие учащимися целей занятия. Создание благоприятного психологического настроя на работу

Игра «Карета» (на взаимодействие группы, выявление лидера, сплочение).

Формирование практического навыка.

– Начертите окружность радиусом 2 см. Выполните одно за другим следующие построения:

Игры переливание в сосуды

Не забывайте о технике безопасности при работе с циркулем.

Выполняют задание с помощью циркуля.

Этап учебно-познавательной деятельности

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изученной темы «Решение задач на переливания»

Изучение нового материала.

        Задачи на переливание – один из видов старинных логических задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях для 5–6-х классов. Суть этих задач сводится к следующему: с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости за наименьшее число переливаний.
Все задачи на переливание можно разделить на два типа:

1 тип . Назовем его «Переливайка». Это задачи, в которых в одном сосуде есть определенное количество жидкости и несколько пустых сосудов. Необходимо с помощью переливания добиться того, чтобы в одном из сосудов было заданное количество жидкости. Жидкость можно только переливать из одного сосуда в другой. Выливать нельзя.

2 тип. «Водолейка». Здесь вода находится в кране, реке или любом источнике. При решении такого типа задач воду можно выливать обратно в источник и набирать оттуда.
        В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что все сосуды без делений и нельзя переливать жидкости «на глаз». Чаще всего используются словесный способ решения (т.е. описание последовательности действий) и способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем – результат очередного.

        Предлагаю вам решить самую простую задачу на переливания.

Задача 1. Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна – литровая, другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?

Решение.

Шаг 1. Наливаем в литровую банку 1 л сока.

Шаг. 2. Переливаем из литровой банки в двухлитровую 1 л.

Шаг 3. Наливаем из 3-х литровой банки 1 л в литровую банку.

Получаем в литровой банке – 1 л, в 2-х литровой – 1 л, в 3-х литровой – 1 л.

Читайте также:  Настойка софоры для чистки сосудов

Оформим решение в виде таблицы.

Шаги

3 л

2 л

1 л

3

1

2

1

2

2

1

3

1

1

1

Задача 2. Как, имея девятилитровое ведро и пятилитровый кувшин, набрать из реки ровно 3 л? Сколько нужно сделать переливаний?

Шаги

1

9

2

4

5

3

4

4

4

5

9

4

6

8

5

7

8

8

3

5

Формулируют цели занятия, решают простейшие задачи на переливания.

Этап закрепления практических навыков

Работа по решению задач на переливания.

Установление правильности и осознанности изучения темы, выявление про-белов

Практическая работа. Немного усложним предыдущую задачу.

Есть два кувшина емкостью 5 л и 9 л. Нужно набрать из источника 7 л воды, если можно пользоваться только кувшинами.

Шаги

1

9

2

4

5

3

4

4

4

5

9

4

6

8

5

7

8

8

3

5

9

3

10

3

11

9

3

12

7

5

Решают задачи на доске и в тетрадях.

Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости у учащихся

Упражнение «Колокольчики» (для пальцев и кистей рук).

В прятки пальчики играют и головки убирают,

Словно синие цветки, распускают лепестки.

На ветру качаются, низко наклоняются.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы, а вы?

Гимнастика для глаз.

Выполнить 15 движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.

Выполнить 15 движений глазами по вертикали: снизу вверх, сверху вниз

Выполняют упражнения.

Контроль и оценка результатов деятельности

Осуществление обратной связи через выполнение групповой работы

Формирование практических навыков, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи

Следующие задачи будем решать по группам. Каждой группе предлагается решить по три задачи. Первая и вторая группы могут решить 1 и 2 задачи, третья – все.  Задачи сложные, но ведь и вы ученики 21 века, проявите смекалку. Может быть, для решения какой-то задачи вы предложите свое решение. Третьей группе предлагается задача из ЕГЭ. Вы ученики 6 класса, но на экзамене в 11 классе есть такие задачи. Попробуйте сразиться силами с выпускниками.

  1.  Имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов набрать из водопроводного крана 4 л воды?
  2. Имеются три бочонка кваса, вместимостью 6 вёдер, 3 ведра и 7 вёдер. В первом и третьем содержится соответственно 4 и 6 вёдер кваса. Требуется только тремя бочонками, разделить квас поровну.
  3. У Вити нет источника воды, но есть три ведра различных объемов, в двух из которых есть вода. За один шаг Витя переливает воду из ведра, в котором она есть, в другое ведро. Переливание заканчивается в тот момент, когда или первое ведро опустеет, или второе ведро заполняется. Выливать воду из ведра запрещается. Мог ли Витя через несколько шагов получить в одном из ведер ровно 5 л воды, если сначала у него были ведра объемами 3 л и 6 л, полные воды, а также пустое ведро объемом 7 л?

Работают по группам.

Игровой этап

Актуализация знаний в игровой форме

Развитие творческих способностей, логики и сообразительности

Устные логические задачи.

  1. Как не производя никакой записи, увеличить число 86 на 12?
  2. Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.
  3. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
  4. Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: )

Задачи на сообразительность.

1) Сразу не понятно, о чем идет речь, но если подумать…

– Черная?

– Нет, красная.

– А почему она белая?

– А потому что зеленая.

– Ну как, догадались, что это?

2) Что за костер, который один весь свет согревает? Без него мы плачем, а как появится – глаз от него прячем?

3) Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть отец, есть и мать, да только я им не сын». Жалко малютку. Но может ли быть такое?

Решают задачи.

Ответы:

  1. Перевернуть число и получить 98.
  2. 2 + 2 : 2 = 1
  3. Сумма: т.к. 0123456789 =0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45
  1. Красная смородина.
  2. Солнце.
  3. Да, такое бывает – это дочь

Подведение итогов занятия (рефлексия)

Рефлексия деятельности и итог урока

Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач. Воспитание уважения к мнению по оценке своей деятельности со стороны сверстников

Давайте подведём итог нашего занятия.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Интересно ли решать задачи на переливания?

Хотели бы вы сами найти такие задачи и попробовать их решить?

А сейчас последнее задание.

Из поговорок, которые вы видите, выберите ту, которая больше всего соответствует вашему настроению.

Поговорки – зеркало настроения

1. Смелость города берет

2. Если я хочу осушить болото, то мне не стоит спрашивать лягушек о их согласии на это;

3. Через тернии к звездам;

4. Человек предполагает, а бог располагает;

5. Перепрыгивающему пропасть – не следует делать два шага

6. О монах, ты идешь трудной дорогой;

7. Ах, как я устал от этой суеты:

8. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Подводят итог занятия, оценивают себя.

Отвечают на вопросы учителя, выбирают поговорку, соответствующую своему настроению.

Домашнее задание

Найти задачу на переливания и решить её. На следующем занятии рассказать её решение.

Записывают домашнее задание

№ п/п

Текст задачи

Решение задачи

Ответ

Шаги

8 л

5 л

3 л

8

1

3

5

2

3

2

3

3

6

2

4

6

2

5

1

5

2

6

1

4

3

1

1. В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеются еще 2 пустых сосуда емкостью 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 4 л?

2

2.Имеются три бочонка кваса, вместимостью 6 вёдер, 3 ведра и 7 вёдер. В первом и третьем содержится соответственно 4 и 6 вёдер кваса. Требуется только тремя бочонками, разделить квас поровну.

Шаги

3 ведра

6 ведер

7 ведер

4

6

1

3

1

6

2

2

1

7

3

2

6

2

4

3

5

2

5

5

5

3

У Вити нет источника воды, но есть три ведра различных объемов, в двух из которых есть вода. За один шаг Витя переливает воду из ведра, в котором она есть, в другое ведро. Переливание заканчивается в тот момент, когда или первое ведро опустеет, или второе ведро заполняется. Выливать воду из ведра запрещается. Мог ли Витя через несколько шагов получить в одном из ведер ровно 5 л воды, если сначала у него были ведра объемами 3 л и 6 л, полные воды, а также пустое ведро объемом 7 л?

.

Шаги

3 л

6 л

7 л

3

6

1

3

6

2

2

7

3

2

7

4

3

2

4

5

5

4

Источник