Икона святой анастасии с сосудом

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском и древнерусском искусстве встречается достаточно редко и только у Анастасии Узорешительницы и прмц. Анастасии Римляныни.

Наименование «Фармаколитрия» имеется:

в Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

в Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI–XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;

в Минологии 1327–1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке — маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению некоторых исследователей, сосуд в руках присущ образу Анастасии Узорешительницы, почитавшейся как целительница.

Иногда св. Анастасия представлена:

в богатых одеяниях римской патриции в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.;

с венцом на голове в церкви вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.

Изображения св. Анастасии присутствуют:

в росписях каппадокийских церквей:

Трех крестов (№ 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.;

св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.;

св. Апостолов в Синасосе, 1-я четверть X в.;

в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я половина X в.;

Мазыкёй, около Ургюпа, сер. X в.;

в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.;

св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.;

Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.;


а также в мозаиках:  

нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.;

на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г.;

в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.;

в церкви Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.;

на фреске в северной апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г.

С сосудом в руке Анастасия Узорешительница представлена в церквах:

Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310–1113 гг.;

Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330–1337 гг.;

Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я половина XIV в.;

вмч. Георгия в Речани, 1360–1370 гг.;

Богоматери в Нова-Павлица,1381–1388 гг.;

на фреске параклессиона церкви святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.;

 на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ).

 Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерусском искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ).

Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV–XVII вв., особенно на новгородских и северных иконах среди избранных святых, как, например:

«Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

«Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ);

на псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ).

Полуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на северном склоне западной арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г.

Ее изображение с сосудом в руке имеется, например, на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер.— 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ).

Очевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь:

1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (ГРМ);

кон. XVI в. (ВГИАХМЗ);

а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны.

Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии: 

обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся;

иногда, как св. Параскева, в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ);

тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ));

существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК));

в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)).

В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 дек. образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]».

Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в сер.— 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии:

Читайте также:  Семя льна отвар лечение сосудов

на иконе северных писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ),

и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР).

На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ),

псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ),

иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток;

на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой.

Образ св. Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII — нач. XX в.

(эскиз М. В. Нестерова к росписи церкви во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899–1904 гг. (ГРМ)),

например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)).

На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда:

фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199 

и Сошествия во ад Капелла № 9 в Гёреме;

и мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130.

В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная церковь во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы);

в 1458 г.— в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793);

в память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г;

Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.).

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.

В книге Петра Чахотина «Святая Великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» отдельный раздел посвящен изображениям св вмц Анастасии.

Источники:

Текст в сокращении с сайта «Электронная версия Православной Энциклопедии».

Часть изображений с сайта «Православные мастерские. Русская икона» (www.ruicon.ru).

Источник

Жизнь лишенная радостей, полная разочарований, угнетений и страданий. Такой период бывал, есть, может еще и будет в жизни каждого человека. Так устроен мир и этого не избежать. Близкие вокруг нее были несчастны, они нуждались в помощи, она им ее дала. За все свои заслуги, щедрость и старания девушка вскоре была награждена. И поныне икона Анастасии Узорешительницы славится своим умением помогать молящимся, исполняя их просьбы.

День памяти: 4 января

Сложная жизнь Святой Анастасии

Икона Анастасии Узорешительницы

ІІІ век нашей эры. Жуткие темницы Рима, заключенные которых теряли любую надежду. Страх, боль. Времена яростных гонений на христиан. Именно так выглядела эпоха Анастасии. Ее мать была христианкой и именно от нее девочка научилась быть доброй и сострадающей, переняла веру и до конца своих дней не отреклась.

Наибольшее про жизнь и деятельность Анастасии известно в период ее замужества. Тогда Римской империей правил Диоклетиан и большинство христиан подвергались гонениям, заключению в тюрьмы, дабы отменить их права и заставить всю империю совершать языческие жертвоприношения. Жителей держали под стражей, мучили и девушка не могла просто наблюдать за их страданиями. Пока муж не видел, она пробиралась к заключенным, кормила их, ухаживала, перевязывала раны. Но однажды супруг прознал о ее деятельности и, жестоко избив, запер в комнате. Анастасия вытерпела. Даже муж-язычник не мог запятнать столь умное и благочестивое создание (девушка была настолько смышленой, что придумала смертельную болезнь, из-за чего стало невозможным выполнение супружеского долга). После случившегося Святая начала странствовать по миру и помогать осужденным. Всевышний даровал ей способность врачевания. Она давала помощь нуждающимся, избавляла от отчаяния, но за все свои поступки Анастасия получила лишь муки, будучи растянутой между четырьмя столбами и сожженной.

Значение иконы

Не смотря на все трудности жизни, девушка ни разу не переставала верить и помогать окружающим, в этом заключается сила образа. Символ мужества, непоколебимости и настойчивости несет в себе икона Анастасии Узорешительницы.

Значение всех поступков Анастасии неподвластно исчислению, так же как и количество ее добрых деяний, когда она спасала и поддерживала отчаявшихся заключенных. По искренней просьбе перед Узорешительницей поддержка придет ко всем испытывающим страх, боль и унижение.

В чем помогает икона Анастасии Узорешительницы

Икона Анастасия Узорешительница

Икона святой Анастасии содействует каждому истинно просящему. Как за годы земной жизни, так и сейчас она никого не забудет и обязательно поможет. Просьба перед иконой особенно благодетельствует тем, чьи близкие, родственники заключены под стражу. Также Святая Анастасия подает руку непосредственно самим заключенным, которые осуждены, прибывают в местах лишения свободы. Известна также ее способность вселять уверенность и веру в лучшее, поэтому во времена отчаяния и волнения в сложных жизненных ситуациях или перед судовым процессом икона Узорешительницы придаст сил и поможет избежать несправедливости.

Читайте также:  Большой сосуд с крышкой

Как молиться перед иконой

Молитва – вот что имеет силу, поэтому не стоит забывать, что важна не только икона. Анастасия прославилась своей честностью и великодушием, вот почему стоит в первую очередь искренне и с чистыми помыслами призывать к ее щедрому сердцу:

О, многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты́ душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же да́нною тебе́ благода́тию разли́чная соверша́еши исцеле́ния; при́зри у́бо ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди и моля́щияся пред ико́ною твое́ю, прося́щия твоея́ по́мощи, простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы о на́с и испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний на́ших, по́мощи в труда́х милосе́рдых, укрепле́ния ду́ха в служе́нии, кро́тости, смире́ния и послуша́ния, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и во у́зах су́щим ско́рую по́мощь и заступле́ние, умоли́ Го́спода, да пода́ст все́м на́м христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, да сподо́бимся и мы́ ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Однако стоит помнить и про простую истину: не желай другим зла, в противном случае все может обернуться не в лучшую сторону и за плохие слова придется платить.

Икона для Анастасии

В последнее время особой популярностью стали пользоваться иконы, подобранные в соответствие с именем ребенка, поэтому хорошим подарком для крестницы может стать именная икона.

Анастасия с древнегреческого переводится как «воскресенье», то есть возвращенная к жизни. Это сильная девушка, уверенная, справиться со всеми трудностями, но и ей нужен покровитель. Подаренная икона будет охранять ребенка от всевозможных бед в настоящем, будущем и нужно с ответственностью подойти к выбору иконы. У Анастасий есть несколько защитниц. И одна из них великодушная мученица, покровитель Святая Узорешительница.

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

Источник

Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Современная икона. Фото с сайта liveinternet.ru
Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Современная икона. Фото с сайта liveinternet.ru

    

Замуж против воли

Святая Анастасия (+304) росла во времена императора
Диоклетиана, известного всем, знакомым с историей,
жестокими гонениями на христиан. В ее семье исполнились
слова Христа, когда самых близких людей разделят их
взгляды: восстанет сын на отца и брат на брата. У святой
Анастасии была нежная мать, воспитавшая дочь в
христианской вере. И отец – властный и гордый
сенатор-язычник, слышать не хотевший ни о каких
христианах, тем более что их странная вера не одобрялась
государственной властью. Не одобрялась вплоть до смертной
казни через поедание львами.

Когда мать-защитница умерла, отец отдал свою красивую дочь
в жены богачу Помплию. Но Анастасию не привлекал брак с
человеком, которому враждебно то, что так дорого ей. Она
хотела хранить девство. И это ей удавалось: при каждой
попытке мужа подступиться к ней она говорила, что болеет
неизлечимым заболеванием и избегала его.

Сильнее страха

Все тюрьмы Рима того времени были полны христианами.
Узников почти не навещали – сочувствовать и словом,
тем более делом было опасно. Многие христиане после
жестоких побоев заживо гнили, умирая от ран в нестерпимой
боли, другие, не дождавшись казни, умирали от болезней и
истощения.

Анастасия знает об этом и находит способ помочь.
Переодевшись в нищенку и подкупив стражников (деньги
были), она передает в тюрьму еду, воду, лекарства, одежду,
и сама приходит и перевязывает раны мучеников.

Такое бесстрашие совсем юной девушки, посреди всеобщих
ужасов, для людей в шаге от гибели становится
свидетельством: да, любовь, о которой говорил Христос,
есть, и она и вправду такая: утешающая, всепобеждающая,
все терпящая любовь, и она сильнее страха.

Тьма перед светом

Иллюстрация Н. Климовой с сайта blogs.pravostok.ru
Иллюстрация Н. Климовой с сайта blogs.pravostok.ru

    

Вскоре муж Помплий узнал о том, куда так часто уходит
жена. Он избил ее и запер в покоях, приставив стражу. В
это время умирает отец Анастасии и к ней переходит все его
состояние. Помплий начинает избивать Анастасию регулярно,
надеясь, что та умрет и деньги перейдут к нему.

Единственным утешением для Анастасии оставалась тайная
переписка с духовным наставником Хрисогоном, которую ей
удалось продолжить с помощью преданных слуг. В одном из
писем святая писала: «Муж мой… томит меня как
противницу его языческой веры в столь тяжком заключении,
что мне ничего не остается, как только, предав дух
Господу, упасть мертвою».

Читайте также:  Травы для сужения сосудов

Ответные слова учителя укрепляли в терпении: «Свету
всегда предшествует тьма, и после болезни часто
возвращается здоровье, и после смерти обещана нам
жизнь». Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия
освободится от власти своего жестокого мужа. Предсказание
сбылось: Помплий как посол был отправлен в Персию, но
корабль, на котором он плыл, попал в бурю и затонул.

Узорешительница

Став свободной, Анастасия сразу же продолжила свое дело.
Богатое наследство позволяло не ограничиваться в
средствах. Вскоре ее учитель Хрисогон был отправлен на суд
под председательством самого Диоклетиана. Святая пошла за
наставником. Святой Хрисогон был мученически убит. А по
прошествии месяца явился Анастасии в видении и сказал, что
скоро мученически погибнут три молодых христианки —
Агапия, Хиония и Ирина, и Анастасия должна их укрепить
перед казнью. Анастасия отыскала в тюрьме будущих мучениц
и как могла укрепляла их веру. Девушки были убиты на ее
глазах, Анастасия сама похоронила их.

Теперь Анастасия стала обходить не только тюрьмы Рима, но
и других мест. Господь при жизни дал ей дар исцелений и
утешения, и даже безнадежно больные выздоравливали, а
унывающие могли преодолеть смертный ужас.

Ее стали называть Узорешительницей: не потому, что она
избавляла от тюрьмы, но потому, что она освобождала от
душевной гибели и помогала увидеть смысл в своих
страданиях и сохранить верность Богу.

Радость дружбы

У святой Анастасии было много друзей, разделявших ее
жизнь. Одной из них была вдова Феодотия. Дружба,
объединенная стремлением помочь, не объясняя друг другу
– зачем, зачем так рисковать и вообще все это
делать, — приносила в их жизнь взаимное утешение.

Тем больнее было терять друзей, гибнувших от пыток и
казней гонителей. Святой Анастасии не раз приходилось быть
свидетельницей мучений и казней дорогих людей. Пришлось
увидеть и смерть Феодотии и трех ее сыновей. Только вера
во встречу на Небе укрепляла в те минуты.

Святые великомученицы Анастасия и Василиса. Фото с сайта wikiwand.com
Святые великомученицы Анастасия и Василиса. Фото с сайта wikiwand.com

    

В застенке

А вскоре взяли и Анастасию. Император Диоклетиан, которому
донесли, что богатая вдова тратит свое имение на помощь
«презренным христианам», пришел в ярость.
Особенно его возмутил факт, что она переплавляла на деньги
домашних языческих идолов, сделанных из драгоценных
металлов, и тратила деньги «на преступников».

Учитывая знатное происхождение Анастасии, император
оставил ей возможность сохранить жизнь: верховный жрец
Ульпиан должен был убедить Анастасию
«одуматься» и принести жертву языческим богам.
В противном случае святую ждали муки и смерть.

Ульпиан уговаривал Анастасию, прибегал к разным хитростям,
но не преуспел. Тогда так разъярился, что хотел напоследок
надругаться над хранившей девство Анастасией прежде, чем
отдать ее на пытки. Но как только его рука коснулась
святой, жреца ослеп. В ужасе кинувшись к языческим идолам
за помощью, он упал замертво.

Друзья познаются в беде

Два месяца той, которая кормила голодных, не давали даже
хлеба. Это испытание Бог попустил, чтобы утешившую не один
десяток мучеников утешили друзья.

По ночам к Анастасии приходила ее подруга, святая мученица
Феодотия, казненная на ее глазах, и укрепляла святую
чудесным образом. И Анастасия пережила двухмесячный голод.

Тогда Анастасию вместе с другими осужденными попытались
утопить на корабле, которому пробили дно, когда он был на
большом расстоянии от берега. Как только судно начало
утопать, узникам опять явилась святая Феодотия и помогла
добраться кораблю до пристани. 120 чудом выживших
осужденных поверили в Бога христиан и тут же, на спасенном
корабле, были крещены Анастасией.

Все новокрещеные вскоре были казнены, и приняли смерть как
мученики. Великомученицу Анастасию привязали к четырем
столбам и разожгли под ней огонь: но пламя не коснулось ее
тела, а дух вознесся к Богу. Великомученицу похоронила
христианка Аполлинария, а позже построила храм над местом
ее погребения.

Святой великомученице Анастасии христиане молятся в самых
разных тяжелых обстоятельствах, внешних или внутренних, с
просьбой о терпении и понимании смысла переносимых
страданий, об утешении и избавлении от них.

Источник