Иконы с сосудами в правой руке

Иконы с сосудами в правой руке thumbnail

Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.

За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.

Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.

Иконы с сосудами в правой руке

Иконы с сосудами в правой руке

Ладонь праведника . Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.

Иконы с сосудами в правой руке

С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.

Иконы с сосудами в правой руке

Две ладони, раскрытые на груди . Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.

Иконы с сосудами в правой руке

Иконы с сосудами в правой руке

Рука, приложенная к сердцу , – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.

Иконы с сосудами в правой руке

Руки, скрещенные на груди . С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

Иконы с сосудами в правой руке

Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.

Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.

Иконы с сосудами в правой руке

Иконы с сосудами в правой руке

Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).

Иконы с сосудами в правой руке

Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.

Иконы с сосудами в правой руке

Иконы с сосудами в правой руке

Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».

Иконы с сосудами в правой руке

Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

Иконы с сосудами в правой руке

По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.

Иконы с сосудами в правой руке

Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.

Иконы с сосудами в правой руке

Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.

Иконы с сосудами в правой руке

У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.

Читайте также:  От чего атеросклероз сосудов и как с ним бороться

Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.

Иконы с сосудами в правой руке

Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.

Иконы с сосудами в правой руке

Иконы с сосудами в правой руке

Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.

Иконы с сосудами в правой руке

Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.

В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Источник

  • Богоматерь Ярославская, с Деисусным чином и избранными святыми

    В среднике помещено изображение Богородицы с Младенцем, который словно поддерживает правой ручкой подбородок Богородицы, а в левой держит свернутый свиток. Последнее отличает икону от других изображений Богоматери Ярославской, в которых Младенец держится левой рукой за край ее мафория. На верхнем поле иконы – Деисус со Спасом Нерукотворным в центре, что является особенностью многих северных икон. Деисус включает изображения святителя Николая Чудотворца (вместо Богоматери), пророка Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила. На боковых полях внизу и на нижнем поле располагаются поясные фронтальные изображения святителя Иоанна Златоуста, апостола Иоанна Богослова, великомучениц Параскевы Пятницы и Варвары и великомученика Димитрия.

  • Варвара, Параскева Пятница и Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской

    В среднике иконы представлены три мученицы, пользовавшиеся в Пскове особым почитанием: в центре изображена Варвара, святая покровительница церкви, из которой происходит икона, а по сторонам от нее – Параскева Пятница и Ульяна. Произведение принадлежит к типу житийного образа с подробным циклом, сцены которого располагаются сплошным рядом, без четкого разделения на клейма, когда один сюжет может плавно перетекать в другой. Клейма посвящены житиям Варвары и Ульяны. В ходе раскрытия иконы сопроводительные надписи, частично утраченные, были прочтены и восстановлены А.Н. Овчинниковым в соответствии с текстами Жития святых.

  • Великомученица Параскева Пятница

    Фронтальное изображение Параскевы Пятницы в рост, с крестом и развернутым свитком в руках. В верхней части композиции изображены два ангела, коронующие святую.

  • Великомученица Параскева Пятница

    Фронтальное изображение Параскевы Пятницы в рост, с крестом и развернутым свитком в руках. В верхней части композиции изображены два ангела, коронующие святую.

  • Великомученица Параскева Пятница

    Параскева представлена фронтально, по пояс. Святая изображена в красном плаще мученицы, в белом плате на голове. Ангелы, держащие в руках кресты, венчают ее лучезарным мученическим венцом. В правой руке она держит восьмиконечный крест, в левой – свиток с начальными словами Символа Веры.

  • Великомученица Параскева Пятница

    Изображение Параскевы на иконе поясное; в правой руке ее – крест, а левой она поддерживает развернутый вверх свиток с начальными словами Символа веры. Любопытна пространная надпись по сторонам святой, где ее греческое имя «Параскева» воспринято как прозвище, а роль имени играет русский эквивалент: «С (вя)тая Пятница Христова м (у)ч(е)ница нарицаемая // Порасковея». Необычность образу придает контрастное цветовое решение – красно-оранжевый плащ, белый убрус и темно-синий, почти черный, хитон на темно-коричневом фоне. Черты лика святой – с круглыми бровями, глубокими глазами и тонким носом.

  • Великомученица Параскева Пятница

    Святая Параскева изображена в рост в красном плаще, белом убрусе и темно-зеленом хитоне с золотыми разделками; в поднятой правой руке она держит крест, в левой – развернутый свиток с начальными словами Символа Веры. Над Параскевой изображены парящие ангелы, которые очеыидно увенчивают ее мученическим венцом (живописное изображение закрыто серебряным гравированным венцом с короной). На верхнем поле иконы представлен образ Спаса Нерукотворного с двумя ангелами, поддерживающими плат.

    Икона покрыта серебряной позолоченной басмой с мелким узором: в среднике – вписанные в ромбы цветы, а по полям растительный орнамент. По сторонам от фигуры святой помещены серебряные пластины с надписями; мелким резным орнаментом украшены позолоченные венцы и цата.

  • Великомученица Параскева Пятница

    На иконе великомученица Параскева Пятница изображена фронтально, по пояс. В правой руке она держит восьмиконечный мученический крест, а в левой, скрытой под складками одежды, – алавастр (сосуд с миро). Этот сосуд, являющийся атрибутом целительницы, – достаточно редкая деталь для иконографии Параскевы, которая чаще всего представлена с крестом и свитком.

  • Великомученица Параскева Пятница, с клеймами жития

    Икона “Параскева Пятница” с 15-клеймами жития. В среднике – полуфигурное фронтальное изображение Параскевы Пятницы с крестом в правой руке и развернутым свитком в левой. На свитке текст Символа веры: Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя.

  • Деисус с мученицами Варварой и Параскевой Пятницей

    В центре изображен восседающий на престоле Христос, который благословляет правой рукой, а левой придерживает закрытое Евангелие, опирающееся на колено. По сторонам, молитвенно воздев руки, стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, а за ними, во втором ряду, изображены мученицы Варвара и Параскева.

  • Избранные святые: Параскева, Варвара и Ульяна

    Три мученицы представлены в рост. В центре фронтально – Варвара с черным восьмиконечным мученическим крестом в правой руке, левая поднята на уровне груди, ладонь раскрыта. Справа от нее Параскева – в трехчетвертном повороте к Варваре, слева Ульяна, ее голова повернута к Варваре. В правой руке у обеих мучениц белые восьмиконечные кресты. Вверху, над Варварой, в полукруге неба Христос Эммануил в красных одеждах, благословляющий обеими руками. Слева и справа от полукруга неба, между нимбами мучениц, два полуфигурных изображения архангелов Михаила и Гавриила.

  • Казанская Богоматерь. Параскева Пятница

    Икона выносная, двухсторонняя. Лицевая сторона – поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом. Поясное изображение святой Параскевы с развернутым свитком в руках.

  • Параскева Пятница

    Икона краснушка. Однофигурная композиция победренно, крупным планом, в фас. На голове белый плат, корона, в центре ее, в медальоне Спас Нерукотворный, в правой руке крест, левой поддерживает развернутый свиток с текстом.

  • Параскева Пятница

    Фронтальное изображение святой Параскевы Пятницы в рост со свитком и крестом в руках.

  • Святая Параскева

    В среднике иконы представлена фигура святой мученицы в рост, держащей в правой руке крест, а в левой развёрнутый свиток. Над ней изображён Нерукотворный Спас.

  • Святая Параскева Пятница

    На иконе изображена Параскева Пятница. Изображение дано в фас, чуть ниже пояса. В левой руке святая держит развернутый свиток с текстом, правая согнута в локте.

  • Святая Параскева Пятница с 12 клеймами.

    В среднике великомученица Параскева Пятница представлена в рост, с распростертыми в стороны руками. В правой руке она держит крест, а в левой – развернутый свиток с начальными словами Символа Веры. Вокруг средника расположены двенадцать клейм жития великомученицы.

  • Святитель Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми

    В среднике помещено поясное изображение святителя Николая. На верхнем поле иконы представлен Деисус с образом Спаса Нерукотворного в центре. По сторонам от Спаса представлены поясные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила. По сторонам от центрального образа Николая Чудотворца помещены полуфигуры великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, целителей Космы и Дамиана. В нижней части средника находятся изображения первомученика архидиакона Стефана, великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары, а также мученика Мины.

  • Святой Николай, с избранными святыми

    В среднике – оплечное изображение святого Николая на красном фоне. Он представлен фронтально, в святительском облачении, от которого частично видны темно-охристая фелонь с украшенной жемчугом каймой у ворота и омофора. На полях изображены Деисус и поясные фигуры избранных святых.

  • Четверо святых

    Богоматерь Знамение с избранными святыми (Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия).

Читайте также:  Петрушка сосудов на лице

Источник

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском и древнерусском искусстве встречается достаточно редко и только у Анастасии Узорешительницы и прмц. Анастасии Римляныни.

Наименование «Фармаколитрия» имеется:

в Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI-XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.;

в Минологии 1327-1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

в Минологии Василия II;

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI-XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.;

в Минологии 1327-1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;

в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;

в Минологии XI-XII вв.;

в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.;

в Минологии 1327-1340 гг.;

в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.;

в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;

в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке – маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению некоторых исследователей, сосуд в руках присущ образу Анастасии Узорешительницы, почитавшейся как целительница.

Иногда св. Анастасия представлена:

в богатых одеяниях римской патриции в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.;

с венцом на голове в церкви вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.

Изображения св. Анастасии присутствуют:

в росписях каппадокийских церквей:

Трех крестов (№ 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.;

св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.;

св. Апостолов в Синасосе, 1-я четверть X в.;

в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я половина X в.;

Мазыкёй, около Ургюпа, сер. X в.;

в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.;

св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.;

Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.;

а также в мозаиках:

нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.;

Читайте также:  К чему приводит сужение кровеносных сосудов

на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г.;

в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.;

в церкви Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.;

на фреске в северной апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г.

С сосудом в руке Анастасия Узорешительница представлена в церквах:

Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1113 гг.;

Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330-1337 гг.;

Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я половина XIV в.;

вмч. Георгия в Речани, 1360-1370 гг.;

Богоматери в Нова-Павлица,1381-1388 гг.;

на фреске параклессиона церкви святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.;

на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ).

Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерусском искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ).

Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и северных иконах среди избранных святых, как, например:

«Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

«Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);

на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ);

на псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ).

Полуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на северном склоне западной арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г.

Ее изображение с сосудом в руке имеется, например, на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер.- 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ).

Очевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь:

1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (ГРМ);

кон. XVI в. (ВГИАХМЗ);

а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны.

Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии:

обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся;

иногда, как св. Параскева, в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ);

тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ));

существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК));

в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)).

В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 дек. образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]».

Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в сер.- 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии:

на иконе северных писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ),

и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР).

На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ),

псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ),

иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток;

на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой.

Образ св. Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII – нач. XX в.

(эскиз М. В. Нестерова к росписи церкви во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899-1904 гг. (ГРМ)),

например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)).

На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда:

фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199

и Сошествия во ад Капелла № 9 в Гёреме;

и мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130.

В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная церковь во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы);

в 1458 г.- в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793);

в память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г;

Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.).

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.

В книге Петра Чахотина «Святая Великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» отдельный раздел посвящен изображениям св вмц Анастасии.

Источники:

Текст в сокращении с сайта «Электронная версия Православной Энциклопедии».

Часть изображений с сайта «Православные мастерские. Русская икона» (www.ruicon.ru).

Источник