Иллюстрации сосудов из атласов

Иллюстрации сосудов из атласов thumbnail

Иллюстрация из Анатомического атласа Э. Пернкопфа

Жизнь человека, как и любого другого живого существа, состоит из двух главнейших и обязательных пунктов: его Рождения и Смерти.

И если процесс рождения практически не зависит от вмешательства, то на второе можно повлиять. Для того, чтобы лечить людей от недугов, надо знать анатомию человеческого тела. Знать её как можно лучше, тщательно изучить каждый нерв, каждый сосуд и каждый сантиметр организма.

иллюстрация из Анатомического атласа Э. Пернкопфа

Слово АНАТОМИЯ происходит от греческого Anatome – рассечение. Это наука о строении организма человека или животных. Люди начали интересоваться строением своих тел ещё на заре цивилизации, но первые целенаправленные и принесшие хорошие результаты изучения в области анатомии человека относятся к эпохе Возрождения в VI веке.

Конечно же все знают имя великого итальянского художник Леонардо да Винчи. Именно он создал самые первые подробные анатомические иллюстрации человеческого организма. Для своих исследования он препарировал трупы людей, женщин, мужчин, детей. Его успех породил целое направление в иллюстрации. На протяжении веков это искусство совершенствовалось, создавались способы сохранения органов и частей тела для их дальнейшего изучения.

Но дальше всех в изучении и способах получения “качественной натуры” для иллюстраций, зашёл немецкий учёный Эдуард Пернкопф. В XX веке ученые получили большую свободу в изучении тел усопших. Их перестали преследовать церковь, наука сохранения тел вышла на новый уровень..

Но Перкопф пошёл другим путём. Он не утруждал себя сохранением “натуры”.

иллюстрация из Анатомического атласа Э. Пернкопфа

Дело в том, что он был учёным-медиком, принадлежавшим к немецкой нацистской партии. И это помогло осуществить его давнюю мечту – создание медицинского анатомического атласа с подробными иллюстрациями человеческого тела и органов.

Помогали ему в создании этой книги, вошедшей в историю как самый подробный и самый зловещий анатомический атлас, лучшие художники-иллюстраторы Австрии и Германии. Это были Карл Эндтрессер, Эрих Лепир, Франц Батке и Людвиг Шротт. Выполнялись иллюстрации в особой акварельной технике, которая давала возможность передавать яркость изображаемым органам.

иллюстрация из Анатомического атласа Э, Пернкопфа

Но почему же этот атлас называют самым зловещим?

Всё дело в том, что “натурой” служили тела людей, которых приговорили к смерти в концлагерях: жертв геноцида. Существовало специальное распоряжение, по которому тела должны были поступать прямиком в лабораторию профессора. Так как “материала” было больше, чем достаточно, Пернкопф не утруждал себя сохранением натуры, ведь всегда были новые приговорённые..

Всего было издано четыре тома этой книги. После того, как в 90х годах была установлена и доказана вся правда о происхождении этого атласа, обсуждается вопрос об этичности использования данных иллюстраций в качестве медицинского пособия. Многие врачи, однако, используют его в своей практике. Ведь спасение Человеческой Жизни оправдывает это и как бы позволяет почтить память тех людей, органы которых изображены на иллюстрациях.

А как вы считаете, оправдано использование такого атласа в целях спасения жизней?

Весь материал в статье является авторским. При копировании просьба указывать первоисточник (ссылку на эту статью)

Друзья, если вам понравилось, помогите моему каналу развиваться! Ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь ссылкой со своими друзьями!

Источник

Лицо. Атлас клинической анатомии
Р.Дж. Радлански, К.Х. Вескер
Перевод с английского под ред. профессора И.Э. Хрусталевой
Издательство “Квинтэссенция”, 2014г.
Переплет, 348 стр, 380 иллюстраций
ISBN: 978-5-903567-21-8

Описание:

В данном атласе с помощью подробных трехмерных изображений впервые продемонстрированы сложные топографические соотношения различных анатомических структур лица. На иллюстрациях показаны все клинически значимые особенности костей и мягких тканей лица, а также топография нервов и кровеносных сосудов. Важно отметить, что по мере послойного препарирования точка обзора остается неизменной. Все рисунки сопровождаются пояснениями, однако основное внимание уделяется самому изображению.

Особенности атласа:
– Все топографические соотношения анатомических структур лица продемонстрированы с помощью подробных иллюстраций;
– Серия изображений, демонстрирующих возрастные изменения анатомических структур лица;
– Изображение клинически значимых анатомических деталей облегчает выполнение манипуляций и хирургических вмешательств в области лица.

Дополнительно:

См оглавление и примеры страниц

Представляем Вашему вниманию самый современный медицинский атлас, в котором максимально точно продемонстрированы все анатомические особенности лица.
Большая часть иллюстраций, представленных на страницах книги, была создана при помощи нативных препаратов. Имеются в издании и сложнейшие топографические соотношения разных анатомических структур области лица. Их изображения (в том числе, схематические диаграммы) были получены за счет послойного топографо-анатомического препарирования и использования магнитно-резонансной томографии.
Благодаря данным этих информативных исследований с мощной доказательной базой у читателей книги имеется возможность ознакомиться с клинически значимыми особенностями суставов, связок, мышц и мягких тканей лица, строением кровеносных и лимфатических сосудов, нервов и пр. Топография как метод получения изображений позволяет детально рассмотреть каждую анатомическую область (например, шея – вид спереди, шея – вид сбоку), увидеть детальные срезы носа и рта, определить, каким образом выполняется кровоснабжение глазницы и других органов.

В нашем интернет-магазине купить Лицо. Атлас клинической анатомии Радлански можно на самых выгодных условиях:

  • По минимальной цене от производителя, без накруток и переплат
  • С быстрой доставкой заказа в любой населенный пункт России (Москву, СПб и другие города), а также в Белоруссию, Армению и Казахстан
Читайте также:  Сосуды в организме человека

В книге наглядно представлена анатомия возрастных изменений кожи лица, а также показано как с возрастом меняются мышцы и другие структуры.
Изучая материалы атласа, читатель познакомится с многочисленными цветными схемами и фотографиями носа, рта и других органов. Сможет понять, какие особенности имеет анатомия лица спереди и сбоку, каким образом функционирует ротовая полость. Такие вопросы, как кровоснабжение и иннервация (обеспечение органов и тканей лица нервными клетками) также раскрыты в самых подробных нюансах и подкреплены трехмерными изображениями.

Пошаговая инструкция для тех, кто хочет заказать Радлански Р., Вескер К. Лицо атлас клинической анатомии:

  • Откройте карточку заинтересовавшей Вас книги
  • Переместите ее в виртуальную «корзину»
  • Перейдите в «корзину» и завершите заказ, указав свои контактные данные в предложенных системой полях

Сотрудники нашего интернет-магазина очень быстро обрабатывают все заявки – и в ближайшее время свяжутся с Вами по указанному номеру, чтобы уточнить условия доставки товара.
Все рисунки и фотографии (в том числе – изображения кровеносных и лимфатических сосудов) подкреплены подробными описаниями – однако в первую очередь данная книга является атласом. Поэтому основное внимание уделяется именно иллюстрациям, качество и реалистичность которых превосходят самые высокие ожидания.
На изображениях отмечены все клинически значимые структуры лица и срезы, например – клетчаточные пространства лица или поверхностная анатомия носа включая наружный нос. Иллюстрации представлены в разных плоскостях – и позволяют подробно ознакомиться не только с анатомическим строением рассматриваемой области, но и с особенностями функционирования органов и сосудов.

Книгу Лицо. Атлас клинической анатомии. Ральф Радлански, Карл Вескер в нашем интернет-магазине часто заказывают в качестве подарка:

  • Издание имеет твердый глянцевый переплет, четкий, достаточно крупный и удобный для прочтения шрифт, а также реалистичные красочные иллюстрации, дающие подробное представление об анатомии всех структур лица
  • Книга выглядит очень добротно и дорого, ее приятно держать в руках. Она станет отличным подарком как для студента медицинского колледжа или ВУЗа, так и для врача любой специальности. Это настоящий кладезь знаний для будущих или практикующих косметологов, дерматологов, отоларингологов, хирургов, нейрохирургов, стоматологов, вертебрологов, физиотерапевтов и мануальных терапевтов

Источник

Молодой человек учился в течение 9 лет и в 1912 году получил свою первую ученую степень доктора медицины. В 1933 году, будучи адъюнкт-профессором, Пернкопф примкнул к немецкой нацистской партии, обеспечив себе «хлебное» место декана медицинской школы.

Но это было только начало. В 1938 году Эдуард не только поклялся в верности Адольфу Гитлеру, но и начал работу в коллективе «ученых», которые занимались поиском доказательств преимущества арийской расы над другими. В своем партийном рвении он зашел настолько далеко, что не постыдился составить списки нелояльных Гитлеру коллег.

Иллюстрации сосудов из атласов

Профессор любил принимать в своем университете высшее руководство Рейха и с удовольствием демонстрировал гостям свое мастерство в анатомическом театре

Благодаря ловкому ходу подлеца, 77% профессорского состава Венского университета, в том числе 3 лауреата Нобелевской премии, оказались на улице. Кроме карьеры и партийной работы Пернкопфа занимала одна важная вещь. С тех пор, как его нога переступила порог медицинского факультета, он мечтал написать книгу. Это должен был быть медицинский атлас с полным комплектом схем и иллюстраций, но не простой, а самый подробный и реалистичный в мире.

Работу над книгой, замысел которой Эдуард хранил четверть столетия, ему удалось начать только в 1933 году. Работоспособности ученому было не занимать — Пернкопф просыпался в 5.00 утра и практически без перерывов работал на протяжении 16−18 часов. Все в его жизни было подчинено атласу — свои обязанности декана он ловко перекладывал на других, а в качестве помощников привлекал лучших студентов учебного заведения.

Иллюстрации сосудов из атласов

Рукописный текст Пернкопф передавал супруге, которая редактировала его и набирала на печатной машинке. Ассистировали доктору лучшие художники-оформители Германии и Австрии — Эрих Лепир, Людвиг Шротт, Карл Эндтрессер и Франц Батке. Для оформления иллюстраций была разработана особая акварельная техника, позволяющая максимально ярко изображать внутренние органы.

Иллюстрации сосудов из атласов

В 1937 году вышел первый том атласа, посвященный грудной клетке и верхним конечностям, а в 1941 — второй, с описанием органов таза и ног. В 1943 году профессор Пернкопф возглавил Венский медицинский университет и оставался на этой должности 2 года, до окончания войны. В 1945 году ученого, как активного члена нацистской партии арестовали американцы и следующие 2 года профессор рыл траншеи и разбирал разрушенные здания в лагерях военнопленных в разных местах Европы.

Иллюстрации сосудов из атласов

Выйдя на свободу, профессор продолжил дело своей жизни, издав в 1953 году третий том атласа, посвященный шее и голове человека. Последняя, четвертая книга, увидела свет в 1960 году, спустя 5 лет после смерти Пернкопфа. Стиль оформления послевоенных томов отличался от двух первых, изданных в 30-е и 40-е годы.

Иллюстрации сосудов из атласов

Многие связывали это со сменой иллюстраторов, но точный ответ на эту загадку удалось получить лишь в 1996 году. Интересное открытие сделал доктор Говард Исраэль из Колумбийского университета. Изучая первые издания книг, он обнаружил в них множество нацистских символов и мистических рун, которые оформители атласа искусно разместили на иллюстрациях. Доктора ждало еще одно откровение — достаточно жуткое.

Иллюстрации сосудов из атласов

Сопоставив иллюстрации, на которых вскрытые трупы были изображены с фотографической точностью со снимками из архивов гестапо, Исраэль определил, что практически все люди, увековеченные на иллюстрациях атласа, являлись узниками концентрационных лагерей и умерли очень схожей насильственной смертью — им отсекли головы. Дальнейшее расследование было уже делом техники. Говард обратился в Центр Визенталя, занимающийся расследованием нацистских преступлений, и лучшие эксперты взялись за это запутанное дело.

Читайте также:  Правила обеспечения промышленной безопасности сосудов

Иллюстрации сосудов из атласов

Итог расследования был ужасен. Как оказалось, в анатомические театры Венского медицинского университета в период с 1938 по 1945 год были доставлены 1 377 тел казненных из разных тюрем Австрии и Германии, а также из лагеря смерти Маутхаузен. Основным поставщиком тел для вскрытий стал Венский окружной суд, расположенный возле университета. В здании «дворца правосудия» проходили быстрые суды над врагами нацистского режима, итогом которых был один приговор — смерть.

Решение суда приводилось в исполнение немедленно, а возле черного хода здания в это время покуривали, сидя на каталках из морга, студенты Пернкопфа. Большинство казненных были обезглавлены при помощи гильотины, которую за быструю и точную работу нацисты полюбили больше, чем французы.

Иллюстрации сосудов из атласов

При осмотре архивов стало понятно, что во многих случаях казни проводились на заказ — в определенные дни гильотины работали без остановок, и трупы спешно отправлялись в анатомичку, не успев остынуть. Это жуткое открытие объяснило высокую точность атласов — в жертву своим амбициям Пернкопф принес сотни жизней. Вероятнее всего, люди, ставшие «натурщиками» у иллюстраторов смерти, так или иначе погибли бы, но этот факт не делает преступления Пернкопфа менее отвратительными.

Иллюстрации сосудов из атласов

Венский медицинский университет

После выяснения жутких деталей из томов атласа, который хранился практически в каждой медицинской библиотеке мира, решением международных судов было изъято более 800 иллюстраций, на которых были изображены казненные нацистами подпольщики, военнопленные и евреи. По медицинским университетам планеты прокатилась волна протестов, в ходе которых студенты отказывались брать в руки страшный многотомник и даже публично сжигали атласы.

Иллюстрации сосудов из атласов

Но, к сожалению, на этом история кровавой книги не завершилась. С 1996 по 1998 год среди учебно-научных пособий, использовавшихся не одним поколением венских студентов для изучения анатомии человека, были обнаружены останки нескольких человек и десятки отдельных органов, любовно препарированных и обработанных для нужд учащихся самим профессором Пернкопфом в период рассвета его научной карьеры. Разумеется, тела и органы тут же были изъяты и захоронены. Спустя полвека несчастные, погибшие в застенках гестапо и бараках Маутхаузена, наконец обрели покой.

Иллюстрации сосудов из атласов

Смотрите также: Как карликовый рост помог семье евреев-музыкантов Овиц пережить эксперименты в Освенциме

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник

Мы продолжаем рассказ о биомедицинской и анатомической иллюстрации, которая стала одним из первых методов познания человеком строения собственного тела несколько веков назад, а впоследствии превратилась в наиболее мощный инструмент передачи накопленных знаний. В ближайшие две недели мы будем рассказывать о разных периодах в истории анатомии через атласы, рисунки великих художников, восковые модели, фото бальзамированных тел, замороженных и нашинкованных на микронные слои, и вплоть до айпад приложений наших дней. Поехали, сегодня XV век и позднее Возрождение — труды Галена устаревают, ученые, философы и художники приходят к идеям гуманизма, а церковь пересматривает свои взгляды на вскрытие и изучение человеческих трупов.

Возрождение, анатомия и церковь

Предпосылки к развитию анатомии и анатомического рисунка в Европе и, прежде всего, в Италии, появились в конце эпохи Возрождения. До этого момента как изучение человеческого тела, так и набор тем, доступных художникам, были существенно ограничены властью церкви. Анатомия была в застое — врачи обычно не выходили за рамки догм, известных со времен Галена. Отдельные медики, например, Мондино де Луцци в Болонье, занимались исследованиями и описывали методы анатомирования человека, но это не было системой.

С эпохи Возрождения сильно изменились взгляды людей вообще на все. Акценты сместились в сторону всестороннего изучения человека, все божественное стало привлекать меньше внимания.

Развитию анатомической науки поспособствовало формальное распоряжение Папы Сикста IV от 1472 года, которое позволяло анатомам вскрывать в научных и учебных целях человеческие трупы, если они принадлежали, например, казненным преступникам. Росло понимание того, что анатомия важна для лечения болезней. С другой стороны, на рубеже XV и XVI веков живопись пришла к тому, что можно делать изображения более реалистичными, использовать перспективу и объемную композицию, отойдя от средневекового понимания портретов как чего-то символического. Художников стали интересовать гармоничные пропорции тела — их начали изучать многие живописцы, включая Микеланджело, расписывавшего Сикстинскую капеллу, названную как раз в честь Папы, Леонардо да Винчи или Альбрехта Дюрера, который даже создавал иллюстрированные научные труды на эту тему. Художников в меньшей степени интересовало внутреннее строение организма, однако ученые стали понимать, что изучение анатомии может существенно ускориться, если описание органов дополнять иллюстрациями и схемами. По некоторым данным, анатом Маркантонио делла Торре планировал создать один из первых анатомических атласов, пригласив в качестве иллюстратора Леонардо, однако ученый умер от чумы, не успев окончить труд. Только часть анатомических рисунков да Винчи дошла до нас.

Анатомический рисунок Леонардо. Череп человека с вырезанным фрагментом. Видно, что Леонардо был внимателен к деталям: показан шов между лобной и теменной костью, видна текстура губчатого вещества на срезе. Общие очертания переданы с большой аккуратностью.

Анатомический рисунок Микеланджело. Видно, как художник отмечал длины отдельных частей тела и их соотношения (источник)

Схема пропорций человека Альбрехта Дюрера (источник). По сревнению с итальянцами, реалистичность изображения ниже, но также видно, как отмечались пропорции конечностей и их частей.

XVI век: от господства Галена к переосмыслению анатомии

Шестнадцатый век стал революционным для анатомии и медицинской иллюстрации. Отчасти этому тоже посодействовал глава церкви — Папа Климент VII одобрил преподавание этого предмета. Но центральной фигурой “анатомической революции” стал Андреас Везалий (Andreas Vesalius) — ученый, родившийся в 1514 году в Брюсселе, который тогда принадлежал Нидерландам. После учебы в университете Нидерландов и в Сорбонне, Везалий оказывается в Падуе, где быстро становится профессором престижного местного университета. Везалий активно выступал за использование реальных человеческих тел в обучении анатомов и медиков, что до этого было не так принято, поскольку западная медицина того времени опиралась в основном на тексты и иллюстрации Галена, который жил тринадцатью веками ранее, а ограничения на работу с человеческими трупами были сняты не так давно. Во время вскрытий Андреас Везалий делал зарисовки, аккуратность и качество которых вскоре оценили студенты, и начали их тиражировать. Эта деятельность в 1543 году переросла в создание настоящего атласа под названием De humani corporis fabrica, в котором было 7 томов. Любопытно, что в ходе своей деятельности Везалий нашел множество ошибок в работах Галена (например, указал на то, что между желудочками сердца нет отверстий, а нижняя челюсть — это одна, а не две кости). Это легко объяснимо, поскольку Гален работал преимущественно с маготами — единственными обезьянами, обитавшими на территории Европы, анатомия которых все же существенно отличается от человеческой, несмотря на эволюционное родство.

Читайте также:  Как защитить сосуды ног

Некоторые историки убеждены, что в создании атласа и вырезанных по дереву анатомических гравюр (ксилографии) Везалию мог помогать Ян ван Калькар — один из учеников Тициана. Всего в атласе было 273 анатомических рисунка. Книгу Везалия напечатал Иоганн Опорин (Johannes Oporinus).

Иллюстрации из книги Везалия (источник). По ссылке можно найти еще много изображений. Видно, что тела на иллюстрациях представлены в “художественных” позах, но при этом цифрами и подписями показаны отдельные мышцы, кости или сосуды. Сама техника вскрытия, судя по всему, подразумевала отгибание тех или иных фрагментов тканей без полного удаления их.

Для сравнения — картина ван Калькара “Мельхиор фон Браувайлер”, написанная в 1540 году. Графика в атласах Везалия значительно скромнее в исполнении, однакого для тиражирования анатомических таблиц надо было вырезать рисунок на деревянной пластине, что, разумеется, сказывалось на качестве.

Помимо Везалия, XVI век отмечен работами Габриэле Фаллоппио (Falloppius) и Бартоломео Евстахи (Eustachius). Фаллопио был учеником и другом Везалия и также какое-то время был профессором университета Падуи. Евстахи, напротив, был апологетом анатомии Галена и поначалу во многом не соглашался с представителями школы Везалия. Чуть позже Везалия, в 1552 году, он вместе со своими помощниками Пьером Маттео Пини и Джулио де Мьюзи тоже закончил работу над Анатомическими таблицами, которые включали 47 печатных форм и были растиражированы только в 1714 году. Работы этих ученых отразились в анатомической номенклатуре фаллопиевыми и евстахиевыми трубами, однако их труды затрагивали анатомию всех органов и систем организма и сильно изменили представления о строении человеческого тела. Евстсахи, кстати, был первым, кто описал строение костей и мышц внутреннего уха.

Иллюстрации из атласа Евстахи. Стилистика напоминает работы из атласов Везалия, хотя выглядит несколько проще. Видно, что детализация еще не высока, а подписей не очень много. Терминология мышц, костей, сосудов, нервов и других органов еще на ранних стадиях развития. Не вполне соответствует действительности расположение сосудов почек.

Biblioteca Centrale Biomedica, Cagliari

Интересно, что среди анатомических и медицинских книг того времени уже попадались учебники по общей и даже пластической хирургии. Можно привести пример книг Иоханнеса де Виго или Гаспаре Тальякоцци. Однако иллюстраций в их работах почти не было.

Помимо Везалия и его уже упомянутых учеников и коллег можно вспомнить еще несколько имен и примеров анатомических иллюстраций XVI века. Часть можно найти по этой ссылке. Из других, менее известных анатомов того времени заслуживают внимания Волхер Койтер и Гуидо Гуиди. Оба они были последователями итальянской школы, однако Койтер большую часть жизни проработал врачом в Нюрнберге и был известен как исследователь сравнительной остеологии. Гуиди работал и преподавал во Франции. Одним из его заметных трудов стало руководство по хирургии. Именем этого исследователя названы видианов нерв (n. Vidii) и видиева артерия (arteria Vidiana).

На этом можно закончить с XVI веком, который подготовил отличную почву для дальнейшего развития анатомии и анатомической иллюстрации. В следующем посте мы продолжим говорить про анатомов из Падуи, затронем тему анатомических восковых моделей, а также дойдем до Петра Великого, его голландских друзей и их вклада в отечественную анатомию и медицину. А на следующей неделе дойдем до атласов патологий, анатомии Грея, удивительных и неоднозначных работ немецких иллюстраторов XX века и расскажем о том, какими мыслями о развитии этой области с нами поделились художники лучших современных современных атласов и интерактивных приложений.

This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at https://ift.tt/jcXqJW.

Источник