Имеются три сосуда в первый налили 4 кг
Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве
с ними вызывают у учащихся общеобразовательных
классов затруднения. Самостоятельно справиться
с ними могут немногие.
Задачи на смеси и сплавы, ранее встречающиеся
практически только на вступительных экзаменах в
ВУЗы и олимпиадах, сейчас включены в сборник для
подготовки и проведения экзамена по алгебре за
курс основной школы (9 класс) под редакцией С.А.
Шестакова. Эти задачи, имеющие практическое
значение, являются также хорошим средством
развития мышления учащихся.
Трудности при решении этих задач могут
возникать на различных этапах:
- составления математической модели (уравнения,
системы уравнений, неравенства и т. п.; - решения полученной модели;
- анализа математической модели (по причине
кажущейся ее неполноты:не хватает уравнения в
системе и пр.).
Все сложности преодолимы при тщательном
анализе задачи. Этому способствуют чертежи,
схемы, таблицы и пр. Каждый учащийся сам для себя
делает вывод об уровне сложности той или иной
задачи и месте, где эта сложность возникает.
Основными компонентами в этих задачах
являются:
- масса раствора (смеси, сплава);
- масса вещества;
- доля (% содержание) вещества.
При решении большинства задач этого вида, с
моей точки зрения, удобнее использовать таблицу,
которая нагляднее и короче обычной записи с
пояснениями. Зрительное восприятие
определенного расположения величин в таблице
дает дополнительную информацию, облегчающую
процесс решения задачи и её проверки.
Урок по решению этих задач целесообразно
провести в ходе обобщающего повторения по
алгебре в конце 9 класса.
Цель урока :обобщение, углубление,
систематизация знаний, умений, навыков учащихся,
развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока.
I ) Актуализация опорных знаний обучаемых.
С помощью таблицы повторить основные
теоретические сведения по данной теме. При этом
учащиеся составляют опорный конспект (или
используют “Приложение 1”,
где уже напечатаны основные теоретические
сведения, тексты задач и незаполненные таблицы к
задачам).
Теоретические сведения.
Пусть m г некоторого вещества
растворяется в М г воды, тогда
–
доля вещества в растворе;
–
доля воды в растворе;
· 100
% – концентрация раствора, или процентное
содержание вещества в растворе;
·
100% – процентное содержание воды в растворе;
При этом · 100 % + · 100% = 100%.
Примечание 1. Вместо воды можно брать любую
жидкость – основание, в которой можно растворить
то или иное вещество.
Примечание 2. С математической точки зрения
растворы, смеси, сплавы не отличаются друг от
друга. Поэтому доля или процентное содержание
одного вещества в растворе, смеси, сплаве
определяются по одному правилу.
Примечание 3. Вместо весовых мер веществ и
воды можно брать доли или части (mчи
Мч ).
II) Знакомство учащихся с текстом задач и
выделение основных компонентов в них.
Таблица для решения задач имеет следующий вид:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества (доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
III) Решение задач.
Рассмотрим решения задач с применением
таблицы.
Задача 1. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го
водного раствора уксуса добавили 3 кг воды.
Найдите концентрацию получившегося раствора
уксусной кислоты.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
Исходный раствор | 80 % = 0,8 | 2 | 0,8·2 |
Вода | – | 3 | – |
Новый раствор | х % = 0,01х | 5 | 0,01х·5 |
Масса уксусной кислоты не изменилась, тогда
получаем уравнение:
0,01х·5 = 0,8·2
0,05х = 1,6
х = 1,6:0,05
х = 32
Ответ:концентрация получившегося раствора
уксусной кислоты равна 32 %.
Очень часто в жизни приходится решать
следующую задачу.
Задача 2.Сколько нужно добавить воды в
сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной
кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной
кислоты?
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Исходный раствор | 70 % = 0,7 | 200 | 0,7·200 |
Вода | – | х | – |
Новый раствор | 8 % = 0,08 | 200 + х | 0,08(200 + х) |
Анализируя таблицу, составляем уравнение :
0,08(200 + х) = 0,7·200
16 + 0,08х = 140
0,08х = 124
х = 1550
Ответ :1,55 кг воды.
Задача 3. Смешали некоторое количество 12%
раствора соляной кислоты с таким же количеством
20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию
получившейся соляной кислоты.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
I раствор | 12 % = 0,12 | у | 0,12у |
II раствор | 20 % = 0,2 | у | 0,2у |
Смесь | х % = 0,01х | 2у | 0,01х·2у |
Анализируя таблицу, составляем уравнение :
0,12у + 0,2у = 0,01х·2у
Получили уравнение с двумя переменными,
учитывая, что , имеем
0,32 = 0,02х
х = 16
Ответ :концентрация раствора 16 %.
Задача 4. Смешали 8кг 18 % раствора некоторого
вещества с 12 кг 8 % раствора этого же вещества.
Найдите концентрацию получившегося раствора.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
I раствор | 18 % = 0,18 | 8 | 0,18·8 |
II раствор | 8 % = 0,08 | 12 | 0,08·12 |
Смесь | х % = 0,01х | 20 | 0,01х·20 |
Уравнение для решения задачи имеет вид:
0,01х·20 = 0,18·8 + 0,08·12
0,2х = 2,4
х = 12
Ответ:концентрация раствора 12 %.
Задача 5 Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты,
добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор
кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 %
раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый
раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 %
растворов кислоты было смешано?
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
I раствор | 40 % = 0,4 | х | 0,4х |
II раствор | 15 % = 0,15 | у | 0,15у |
Вода | – | 3 | – |
Смесь I | 20 % = 0,2 | х + у +3 | 0,2(х + у +3) |
Получаем уравнение:0,4х + 0,15у = 0,2(х + у +3)
Выполним вторую операцию:
I раствор | 40 % = 0,4 | х | 0,4х |
II раствор | 15 % = 0,15 | у | 0,15у |
Кислота | 80 % = 0,8 | 3 | 0,8·3 |
Смесь II | 50 % = 0,5 | х + у +3 | 0,5(х + у +3) |
Итак, 0,4х + 0,15у + 0,8·3 = 0,5(х + у +3).
Для решения задачи получаем систему уравнений:
Решаем систему уравнений:
Ответ:3,4 кг 40 % кислоты и 1,6 кг 15 % кислоты.
Задача 6. Имеется три сосуда. В первый сосуд
налили 4 кг 70 % сахарного сиропа, а во второй – 6 кг
40 % сахарного сиропа. Если содержимое первого
сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то
получим в смеси 55 % содержание сахара, а если
содержимое второго сосуда смешать с третьим, то
получим 35 % содержание сахара. Найдите массу
сахарного в третьем сосуде сиропа и концентрацию
сахара в нем.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
I сосуд | 70 % = 0,7 | 4 | 0,7·4=2,8 |
II сосуд | 40 % = 0,4 | 6 | 0,4·6 = 2,4 |
III сосуд | у % = 0,01у | х | 0,01ху |
I и III сосуды | 55 % = 0,55 | 4+х | 0,55(4+х) или 2,8+0,01ху |
II и III сосуды | 35 % = 0,35 | 6+х | 0,35(6+х) или 2,4+0,01ху |
Итак, получаем систему уравнений :
Решаем её:
Ответ :1,5 кг сахарного сиропа 15 % концентрации.
Задача 7. Имеются два сплава, состоящие из
золота и меди. В первом сплаве отношение масс
золота и меди равно 8 :3, а во втором – 12 :5. Сколько
килограммов золота и меди содержится в сплаве,
приготовленном из 121 кг первого сплава и 255 кг
второго сплава?
Решение.
Наименование веществ, смесей | Доля вещества | Масса сплава (кг) | Масса вещества (кг) | |||
золото | медь | всего | Золото Мз | медь Мм | ||
I сплав | 8 | 3 | 11 | 121 | ·121 | ·121 или 121- Мз |
II сплав | 12 | 5 | 17 | 255 | ·255 | 255- Мз |
III сплав | – | – | – | 376 | Сумма I и II сплавов | Сумма I и II сплавов |
·121
= 88 (кг) – масса золота в I сплаве
·255
= 180 (кг) масса золота в II сплаве
121+255=376 (кг) – масса III сплава
88+180=268 (кг) -масса золота в III сплаве
376-268=108 (кг) масса меди в III сплаве
Ответ :268 кг золота и 108 кг меди.
Задача 8. Одна смесь содержит вещества А и В
в отношении 4 :5, а другая смесь содержит те же
вещества, но в отношении 6 :7. Сколько частей
каждой смеси надо взять, чтобы получить третью
смесь, содержащую те же вещества в отношении 5 :6.
По условию задачи А :В = 5 :6, тогда
В данном случае получилось одно уравнение с
двумя переменными.
Решаем уравнение относительно .
Получим =.
Ответ : 9 частей первой смеси и 13 частей второй
смеси.
Задача 9.Из полного бака, содержащего 256 кг
кислоты, отлили п кг и долили бак водой.
После тщательного перемешивания отлили п
кг раствора и снова долили бак водой. После того
как такая процедура была проделана 8 раз, раствор
в баке стал содержать 1 кг кислоты. Найдите
величину п.
Решение.
В этой задаче важно правильно определить и
сохранить вид отдельных выражений – количество
кислоты и долю кислоты в растворах, чтобы выявить
закономерность.
Кроме того это должно тренировать и закреплять
соответствующие модели отдельных бытовых
действий.
Составляем уравнение для решения задачи :
=1
=
1
256-n= 27
n = 128
Ответ :n = 128.
IV) Домашнее задание: составить и решить не
менее двух задач на “растворы, смеси и сплавы”.
V ) Итоги урока.
Заключение.
Решение задач на “растворы, смеси и сплавы”
являются хорошим накоплением опыта решения
задач. В заключении очень полезно дать учащимся
составить свои задачи. При этом получаются
задачи и не имеющие решения, это позволяет им
моделировать реальные ситуации и процессы в
жизни. Такой вид работы делает мышление учащихся
оперативным, воспитывает творческое отношение к
тем задачам, которые ставит жизнь, учит учащихся
прогнозированию.
В задачах этого типа прослеживается системный
подход к решению задач. Происходит успешная
отработка и закрепление интеллектуальных умений
(анализ, синтез, аналогия, обобщение.
конкретизация и т.д.).
Опыт показал, что учащиеся не знавшие вначале,
как подойти к решению этих задач, в конце успешно
решали и составляли сами задачи.
Литература:
Крамор В.С., Лунгу К.Н. “Повторяем и
систематизируем школьный курс алгебры”, часть I.
– М.:Аркти, 2001.
Источник
Инфоурок
›
Алгебра
›Презентации›Решение задач на растворы, смеси и сплавы
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Задачи на растворы, смеси и сплавы Подготовила: Казанцева Елена 9 а класс МКОУ «Гончаровская СОШ»
2 слайд
Описание слайда:
Задача 1. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты. Решение : Масса уксусной кислоты не изменилась, тогда получаем уравнение:0,01х·5 = 0,8·2 0,05х = 1,6 х = 1,6:0,05 х = 32 Ответ:концентрация получившегося раствора уксусной кислоты равна 32 %. Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества Масса раствора (кг) Масса вещества (кг) Исходный раствор 80 % = 0,8 2 0,8·2 Вода – 3 – Новый раствор х% = 0,01х 5 0,01х·5
3 слайд
Описание слайда:
Задача 2.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты? Решение : Анализируя таблицу, составляем уравнение : 0,08(200 + х) = 0,7·200 16 + 0,08х = 140 0,08х = 124 х = 1550 Ответ :1,55 кг воды. Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества Масса раствора (г) Масса вещества (г) Исходный раствор 70 % = 0,7 200 0,7·200 Вода – х – Новый раствор 8 % = 0,08 200 +х 0,08(200 +х)
4 слайд
Описание слайда:
Задача 3. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты. Решение: Анализируя таблицу, составляем уравнение : 0,12у + 0,2у = 0,01х·2у Получили уравнение с двумя переменными, учитывая, что Y не равно 0, имеем 0,32 = 0,02х х = 16 Ответ :концентрация раствора 16 %. Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества Масса раствора(кг) Масса вещества (кг) Iраствор 12 % = 0,12 у 0,12у IIраствор 20 % = 0,2 у 0,2у Смесь х% = 0,01х 2у 0,01х·2у
5 слайд
Описание слайда:
Задача 4. Смешали 8кг 18 % раствора некоторого вещества с 12 кг 8 % раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора. Решение. Уравнение для решения задачи имеет вид: 0,01х·20 = 0,18·8 + 0,08·12 0,2х = 2,4 х = 12 Ответ:концентрация раствора 12 %. Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества Масса раствора (кг) Масса вещества (кг) Iраствор 18 % = 0,18 8 0,18·8 IIраствор 8 % = 0,08 12 0,08·12 Смесь х% = 0,01х 20 0,01х·20
6 слайд
Описание слайда:
Задача 5 Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 % раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 % растворов кислоты было смешано? Решение. Получаем уравнение:0,4х + 0,15у = 0,2(х + у +3) Выполним вторую операцию: Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества Масса раствора (кг) Масса вещества (кг) Iраствор 40 % = 0,4 х 0,4х IIраствор 15 % = 0,15 у 0,15у Вода – 3 – СмесьI 20 % = 0,2 х+ у +3 0,2(х+ у +3) Iраствор 40 % = 0,4 х 0,4х IIраствор 15 % = 0,15 у 0,15у Кислота 80 % = 0,8 3 0,8·3 СмесьII 50 % = 0,5 х+ у +3 0,5(х+ у +3)
7 слайд
Описание слайда:
Итак, 0,4х + 0,15у + 0,8·3 = 0,5(х + у +3). Для решения задачи получаем систему уравнений: Решаем систему уравнений: Ответ:3,4 кг 40 % кислоты и 1,6 кг 15 % кислоты.
8 слайд
Описание слайда:
Задача 6. Имеется три сосуда. В первый сосуд налили 4 кг 70 % сахарного сиропа, а во второй – 6 кг 40 % сахарного сиропа. Если содержимое первого сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то получим в смеси 55 % содержание сахара, а если содержимое второго сосуда смешать с третьим, то получим 35 % содержание сахара. Найдите массу сахарного в третьем сосуде сиропа и концентрацию сахара в нем. Решение. Наименование веществ, смесей % содержание (доля) вещества Масса раствора (кг) Масса вещества (кг) Iсосуд 70 % = 0,7 4 0,7·4=2,8 IIсосуд 40 % = 0,4 6 0,4·6 = 2,4 IIIсосуд у % = 0,01у x 0,01ху IиIIIсосуды 55 % = 0,55 4+х 0,55(4+х) или 2,8+0,01ху IIиIIIсосуды 35 % = 0,35 6+х 0,35(6+х) или 2,4+0,01ху
9 слайд
Описание слайда:
Итак, получаем систему уравнений : Решаем её: Ответ :1,5 кг сахарного сиропа 15 % концентрации.
10 слайд
Описание слайда:
Задача 7 Одна смесь содержит вещества А и В в отношении 4 :5, а другая смесь содержит те же вещества, но в отношении 6 :7. Сколько частей каждой смеси надо взять, чтобы получить третью смесь, содержащую те же вещества в отношении 5 :6. Решение. Наименование Доля вещества в смеси Масса Масса вещества (кг) веществ, смесей А В всего смеси (кг) А В Iсмесь 4 5 9 x x x IIсмесь 6 7 13 y y y IIIсмесь 5 6 x+y x+y x+ y
11 слайд
Описание слайда:
По условию задачи А :В = 5 :6, тогда В данном случае получилось одно уравнение с двумя переменными. Решаем уравнение относительно Получим = Ответ : 9 частей первой смеси и 13 частей второй смеси.
12 слайд
Описание слайда:
Задача 8. Имеются два сплава, состоящие из золота и меди. В первом сплаве отношение масс золота и меди равно 8 :3, а во втором – 12 :5. Сколько килограммов золота и меди содержится в сплаве, приготовленном из 121 кг первого сплава и 255 кг второго сплава? Решение : Наименование Доля вещества Масса Масса вещества (кг) веществ, смесей золото медь всего сплава (кг) Золото Мз медь Мм Iсплав 8 3 11 121 ·121 ·121 или 121-Мз IIсплав 12 5 7 255 ·255 255-Мз IIIсплав – – – 376 Сумма I и II сплавов Сумма I и II сплавов
13 слайд
Описание слайда:
·121 = 88 (кг) – масса золота в I сплаве ·255 = 180 (кг) масса золота в II сплаве 121+255=376 (кг) – масса III сплава 88+180=268 (кг) -масса золота в III сплаве 376-268=108 (кг) масса меди в III сплаве Ответ :268 кг золота и 108 кг меди.
14 слайд
Описание слайда:
Задача 9.Из полного бака, содержащего 256 кг кислоты, отлили n кг и долили бак водой. После тщательного перемешивания отлили n кг раствора и снова долили бак водой. После того как такая процедура была проделана 8 раз, раствор в баке стал содержать 1 кг кислоты. Найдите величину n. Решение. Доля кислоты Масса раствора (кг) Масса кислоты (кг) Вначале 1 256 256 После 1-го раза 256 256-n После 2-го раза 256 256-n- ·n= После 3-го раза 256 – n= После 8-го раза 256 Аналогично, По условию остался 1 кг.
15 слайд
Описание слайда:
Составляем уравнение для решения задачи : =1 =1 256-n= 27 n = 128 Ответ :n = 128.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-287705
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Задачи на смеси и сплавы. Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие.
Задачи на смеси и сплавы, ранее встречающиеся практически только на вступительных экзаменах в ВУЗы и олимпиадах, сейчас включены в сборники для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Эти задачи, имеющие практическое значение, являются также хорошим средством развития мышления учащихся.
Трудности при решении этих задач могут возникать на различных этапах:
составления математической модели (уравнения, системы уравнений, неравенства и т. п.;
решения полученной модели;
анализа математической модели (по причине кажущейся ее неполноты: не хватает уравнения в системе и пр.).
Все сложности преодолимы при тщательном анализе задачи. Этому способствуют чертежи, схемы, таблицы и пр. Каждый учащийся сам для себя делает вывод об уровне сложности той или иной задачи и месте, где эта сложность возникает.
Основными компонентами в этих задачах являются:
масса раствора (смеси, сплава);
масса вещества;
доля (% содержание) вещества.
Теоретические сведения.
m1 – масса первой смеси (сплава)
m2 – масса второй смеси (сплава)
р1 – концентрация некоторого вещества в первой смеси (сплаве)
р2 – концентрация этого вещества во второй смеси (сплаве)
р – концентрация этого вещества в новой смеси (сплаве)
m1+m2 масса новой смеси (сплава)
р1m1+р2m2=р(m1+m2)
Примечание
С математической точки зрения растворы, смеси, сплавы не отличаются друг от друга. Поэтому доля или процентное содержание одного вещества в растворе, смеси, сплаве определяются по одному правилу.
Выделение основных компонентов в задачах
При решении большинства задач этого вида, с моей точки зрения, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки.
Таблица для решения задач имеет следующий вид:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
% содержание вещества (доля содержания вещества)
Масса раствора (смеси, сплава)
Масса вещества
Рассмотрим решения задач с применением таблицы.
Задача 1.Смешали 4 л 15%-ного раствора соли с 5 л 20%-ного соли к смеси добавили 1 л чистой воды. Какова концентрация полученной смеси?
Решение.
Наименование веществ, смесей
% содержание (доля) вещества
Масса раствора (л)
Масса вещества (л)
I раствор
15 % = 0,15
4
0,15·4
II раствор
20 % = 0,2
5
0,2·5
вода
0%
1
Смесь
х % = 0,01х
10
0,01х·10
Уравнение для решения задачи имеет вид:
0,15·4 + 0,2·5=0,01х·10
0,1х = 1,6
х = 16
Ответ: концентрация смеси 16 %.
Задача 2. Смешав 40 % и 15 % растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20 % раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80 %раствора той же кислоты, то получили бы 50 %-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40 % -го и 15 %растворов кислоты было смешано?
Решение.
Наименование веществ, смесей
% содержание (доля) вещества
Масса раствора (кг)
Масса вещества (кг)
I раствор
40 % = 0,4
х
0,4х
II раствор
15 % = 0,15
у
0,15у
Вода
0%
3
0%
Смесь I
20 % = 0,2
х + у +3
0,2(х + у +3)
Получаем уравнение:0,4х + 0,15у = 0,2(х + у +3)
Выполним вторую операцию:
I раствор
40 % = 0,4
х
0,4х
II раствор
15 % = 0,15
у
0,15у
Кислота
80 % = 0,8
3
0,8·3
Смесь II
50 % = 0,5
х + у +3
0,5(х + у +3)
Итак, 0,4х + 0,15у + 0,8·3 = 0,5(х + у +3).
Для решения задачи получаем систему уравнений:
Решаем систему уравнений:
Ответ:3,4 кг 40 % кислоты и 1,6 кг 15 % кислоты.
Задача 3. Имеется три сосуда. В первый сосуд налили 4 кг 70 % сахарного сиропа, а во второй – 6 кг 40 % сахарного сиропа. Если содержимое первого сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то получим в смеси 55 % содержание сахара, а если содержимое второго сосуда смешать с третьим, то получим 35 % содержание сахара. Найдите массу сахарного сиропа в третьем сосуде сиропа и концентрацию сахара в нем.
Решение.
Наименование веществ, смесей
% содержание (доля) вещества
Масса раствора
(кг)
Масса вещества (кг)
I сосуд
70 % = 0,7
4
0,7·4=2,8
II сосуд
40 % = 0,4
6
0,4·6 = 2,4
III сосуд
у % = 0,01у
х
0,01ху
I и III сосуды
55 % = 0,55
4+х
0,55(4+х)
или
2,8+0,01ху
II и III сосуды
35 % = 0,35
6+х
0,35(6+х)
или
2,4+0,01ху
Итак, получаем систему уравнений :
Решаем её:
Ответ :1,5 кг сахарного сиропа 15 % концентрации.
Задача 4. Сплав меди и олова массой 10 кг содержит 70% олова. К этому сплаву добавили 8 кг меди. Сколько нужно добавить килограмм олова, чтобы его концентрация стала в 3 раза больше, чем концентрация меди?
Решение.
Наименование веществ, смесей
% содержание (доля) олова
Масса сплава (кг)
Масса олова (кг)
I сплав
70 % = 0,7
10
0,7·10=7
медь
0%
8
олово
100%=1
х
х
II сплав
75 % = 0,75
18+х
0,75(18+х)
Пусть концентрация меди равна t%, тогда концентрация олова 3t%, так как суммарная концентрация меди и олова должна быть равной 100% (других компонентов в сплаве нет), имеем уравнение t + 3t = 100, откуда концентрация меди равна 25%, а концентрация олова равна 75%.
7+х=0,75(18+х)
7+х=13,5+0,75х
0,25х = 6,5;
х = 26.
Ответ: 26 кг.
Задача 5. Первоначально влажность зерна составляла 25%. После того как 200 кг зерна просушили, оно потеряло в массе 30 кг. Вычислить влажность просушенного зерна.
Решение. В данной ситуации мы имеем дело не с раствором, а со смесью “твердого” зерна и воды. Запишем условие задачи в виде таблицы, учитывая тот факт, что сушка приводит к уменьшению массы воды в смеси и массу самой смеси.
Наименование веществ, смесей
% содержание (доля) олова
Масса сплава (кг)
Масса вещества (кг)
I смесь
25 % = 0,25
200
0,25·200=50
вода
100%=1
30
30
II смесь
х % = 0,01х
170
1,7х
Составляем уравнение:
50-30=1,7х
Ответ: 11,8%
Задача 6. Имеются два сплава, состоящие из золота и меди. В первом сплаве отношение масс золота и меди равно 8 :3, а во втором – 12 :5. Сколько килограммов золота и меди содержится в сплаве, приготовленном из 121 кг первого сплава и 255 кг второго сплава?
Решение.
Наименование веществ, смесей
Доля вещества
Масса сплава
(кг)
Масса вещества (кг)
золото
медь
всего
золото
Мз
медь
Мм
I сплав
8
3
11
121
·121
·121
или
121- Мз
II сплав
12
5
17
255
·255
255- Мз
III сплав
–
–
–
376
Сумма I и II сплавов
Сумма I и II сплавов
·121 = 88 (кг) – масса золота в I сплаве
·255 = 180 (кг) масса золота в II сплаве
121+255=376 (кг) – масса III сплава
88+180=268 (кг) -масса золота в III сплаве
376-268=108 (кг) масса меди в III сплаве
Ответ :268 кг золота и 108 кг меди.
Задача 7. Одна смесь содержит вещества А и В в отношении 4 :5, а другая смесь содержит те же вещества, но в отношении 6 :7. Сколько частей каждой смеси надо взять, чтобы получить третью смесь, содержащую те же вещества в отношении 5 :6.
Наименование веществ, смесей
Доля вещества в смеси
Масса смеси
(кг)
Масса вещества (кг)
А
В
всего
А
В
I смесь
4
5
9
х
х
х
II смесь
6
7
13
у
у
у
III смесь
5
6
х+ у
х + у
х + у
По условию задачи А :В = 5 :6, тогда
В данном случае получилось одно уравнение с двумя переменными.
Решаем уравнение относительно .Получим =.
Ответ : 9 частей первой смеси и 13 частей второй смеси.
Заключение.
Решение задач на “растворы, смеси и сплавы” являются хорошим накоплением опыта решения задач. В заключении очень полезно дать учащимся составить свои задачи. При этом получаются задачи и не имеющие решения, это позволяет им моделировать реальные ситуации и процессы в жизни. Такой вид работы делает мышление учащихся оперативным, воспитывает творческое отношение к тем задачам, которые ставит жизнь, учит учащихся прогнозированию.
В задачах этого типа прослеживается системный подход к решению задач. Происходит успешная отработка и закрепление интеллектуальных умений(анализ, синтез, аналогия, обобщение, конкретизация и т.д.).
Опыт показал, что учащиеся не знавшие вначале, как подойти к решению этих задач, в конце успешно их решали.
Источник