Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины thumbnail
История индийской керамикиГлиняная фигурка женщины в головном уборе, нач. III тысячелетия до н.э., Хараппа | photo from www.harappa.com

Как и многие другие ремесла, традиция изготовления керамики в Индии очень древняя. Керамика страны всегда говорит об уровне её материальной культуры, это одно из тех важных средств, с помощью которых люди передают знания следующим поколениям, создают объекты культа и выражают свои эмоции. На протяжении тысячелетий, гончарное искусство было наиболее красивой формой самовыражения. Глиняная посуда может рассказать нам не только о быте народа, но и о его духовной жизни.

Керамика, быть может, — самое незаменимое из всех искусств. В Индии традиция изготовления керамики прослеживается до очень глубокой древности. В аграрной стране горшки для хранения воды и зерна всегда были востребованы. Настоящая история индийской керамики началась с цивилизации в долине Инда, а искусство формовки и обжига глиняных изделий, от терракоты до фаянса и фарфора развивалось на протяжении веков. В то время как посуда из красной глины, больше подходит для бытовых целей, предметы из фарфора стали относиться к сфере искусства.

Производство керамики, как вручную, так и с помощью гончарного круга, происходило на всей территории Индии. Во времена существования доарийской цивилизации в долине реки Инд, Хараппской (по названию её главного города Хараппа), рассвет которой пришёлся на вторую половину III тысячелетия до н.э., гончарное дело уже занимало довольно важное место в жизни общества. Территория государства простиралась от Аравии до долины реки Ганг, оно занимало западную часть современной Индии, весь Пакистан и часть Афганистана. На пике развития цивилизации количество жителей приближалось к пяти миллионам, это примерно 10% населения земли на тот момент. Уникальное достижение Хараппской цивилизации — это строительство городов из кирпича, самые крупные центры Хараппа и Мохенджо-Даро занимали площадь в несколько десятков гектар, города имели улицы с правильной планировкой, Мохенджо-Даро состоял из цитадели и нижнего города, там были обнаружены специальные зернохранилища, а также небольшой бассейн, предназначенный, по-видимому, для омовения жрецов. В Хараппе найдены возможно первые в истории туалеты, а значит жители могли контролировать подачу воды в город, а также её отведение. Здесь были изобретены гири для торговли, каменные и керамические печати, мастера делали ожерелья из драгоценных камней. Местные металлурги уже умели работать с медью, свинцом и оловом. Сложное пиктографическое письмо жителей долины Инда до сих пор не расшифровано. Закат Хараппской цивилизации произошёл около 1700 г. до н.э., причиной тому послужила засуха вызванная изменением русла реки Инд. А остатки населения были ассимилированы пришедшими на эту территорию Ариями.

История индийской керамикиКерамика долины Инда, доарийский период | photo from www.harappa.com

Керамическое ремесло было хорошо развито в доарийский период. Для обжига изделий использовалась прямоугольная двухъярусная печь. Гончары обжигали глиняные таблички, печати, ёмкости для зерна и воды. Профессия гончара традиционно занимает уникальное положение среди ремёсел Индии, ведь от качества глиняных изделий зависит жизнеспособность народа. Сейчас в стране живет более миллиона гончаров, это не считая сезонных рабочих дополнительно привлекаемых к производству.

История индийской керамикиНа улицах Мохенджо-Даро, современный вид | photo from www.fieldstudyoftheworld.com

Ранний период (начало III тысячелетия до н.э.)

В третьем тысячелетии до н.э. в долине Инда гончарное производство было важнейшей отраслью, значение этих изделий трудно переоценить, хотя бы потому, что Хараппские пиктографические надписи были найдены в основном на табличках из глины. Религиозные мотивы в протоиндийской керамике прослеживаются из столетия в столетие, демонстрируя очень плавный переход от одних изобразительных приёмов, к другим. Это позволило нам понять эволюцию верований и обрядов, нашедших выражение в различных формах и стилях изделий.

Хараппские гончары делали замечательную посуду, в основном, используя колесо (хотя гончарные круги из дерева не сохранились), как окрашенную в один тон, так и полихромную. Посуда из красной глины с тонкой росписью встречается чаще, чем окрашенная целиком (красного и черного цветов). Украшения состоят из горизонтальных полос различной толщины выполненных в виде чешуек, ракушек, плодов и листьев. Кроме того, нередки изображения птиц, рыб и домашних животных. Среди глиняной посуды Хараппы есть несколько примечательных форм: небольшие постаменты, тарелки, бокалы, цилиндрические сосуды и различные виды чаш. Эти формы и манера росписи сохранялись и тиражировались по всему царству на протяжении веков. Существование единых гончарных традиций на такой большой территории трудно объяснить. Различные виды керамики, такие как глазурованная (кстати, самый ранний пример в древнем мире), резаная, полихромная расписанная вручную использовались хараппцами.

История индийской керамикиКерамика долины Инда, доарийский период | photo from www.bidsquare.com

Полихромная керамика (когда три и более цвета, красители на минеральной основе) была редкой и, в основном, представлена небольшими вазами украшенными геометрическими узорами, в красном, чёрном и зелёном цветах, реже в белом и жёлтом. Керамическая посуда Инда включает кубки, глубокие миски, фляги, цилиндрические бутылки, вазы с узким горлышком, плоские горшки, мерники для зерна и специальные подставки для подношений.

Зрелый период цивилизации долины Инда

В последующее время (конец III нач. II тысячелетия до н.э.), хараппская гончарная технология стала более массовой, так как большинство горшков уже изготавливалось на гончарном круге. Теперь не было необходимости экономить на материале и сосуды становились более массивными. Впитав в себя традиции предшествующих периодов (лаконичность форм, большой диапазон размеров самих изделий, растительные мотивы росписи), керамическое производство вышло на новую высоту. Большие кувшины для хранения с крупными изображениями животных и птиц стали характерны для зрелой фазы развития Хараппы. Горшки имеющие ярко-красную основу были превосходно окрашены в чёрный цвет, покрыты геометрическими узорами или растительным орнаментом, а иногда изображали сцены, рассказывали истории. Центр производства керамики в этот период сместился на запад долины Инда.

История индийской керамикиКерамика долины Инда, доарийский период | photo from www.harappa.com

Чёрная и красная глиняная посуда была найдена в Саураштре (к юго-востоку от долины Инда). Эксперты предполагают, что эти места, вероятно, избежали упадка, так как не были расположены на реке Инд, и население не испытало бедствия случившегося в западных поселениях. Следы хараппской глиняной посуды (2300-2000 гг. до н.э.) были также обнаружены при археологических раскопках в Бахрейне (остров в персидском заливе) и некоторых прибрежных местах залива. В дальнейшем, изображения животных на посуде выглядящей как типичная протоиндийская сменили корабли и лодки. Значит жители этого региона, как и многие соседи хараппцев восприняли часть их культуры. А в таких областях, как Гуджарат и Раджастхан (к юго-востоку от долины), наряду с хараппской керамикой стали производиться другие виды гончарных изделий.

Читайте также:  Дуплексное сканирование сосудов калининграде

История индийской керамикиКерамика долины Инда, доарийский период | photo from www.harappa.com

bc

Источник

фото Бисваруп Саркар 

Согласно индийской мифологии, первый глиняный горшок был в спешке слеплен самим Висвакармой, богом искусств и ремёсел, когда после пахтания океана срочно понадобился сосуд для нектара. И наверно с лёгкой руки Висвакармы, гончарное ремесло стало одним из самых распространённых в Индии и изделия из глины до сих пор являются неотемлемой частью жизни индусов. В горшках хранят воду и зерно, сбивают масло и готовят простоквашу. Глиняный горшок, наполненный водой, считается символом хорошего предзнаменования и поэтому часто используется в религиозных церемониях. Если так случилось, что под рукой нет изображения божества, глиняный кувшин может исполнить его роль. И конечно же, ни один Дивали не обходится без глиняных лампадок, дий, которые зажигают в этот праздник тысячами.

Глиняная фигура божества и её создатель. Фото Фергус Рэй Мюррэй 

Из глины же лепятся и многочисленные мурти – фигуры божеств, которых в Индии как известно, превеликое множество. Считается, что после церемонии и молитв, фигура утрачивает свои божественные свойства и поэтому для следующей церемонии уже понадобится новая фигура, а старая оставляется где-нибудь на природе, чтобы со временем вновь воссоединиться с ней, или выбрасывается в водоём, где позже растворится в воде.
Во многих церемониях и ритуалах используются глиняные фигурки животных: они приносятся в жертву вместо настоящих животных.

Терракотовая панель из храма Хадал Нарайянпур. Фото Азиз К. Чаттерджи 

Казалось бы, такой простой, “земной” материал – глина, но в Индии она идёт и на украшение многих храмов. Особенно в храмах Западной Бенгалии можно увидеть большое разнообразие терракотовых панелей, плиток и настенных панно с изображёнными на них сценками из древних эпосов и легенд.

Индийская декоративная керамика

Керамическая посуда Индии отличается простотой форм и рисунка. Каждому региону присущи какие-то свои отличительные особенности. Одни из самых красивых на мой взгляд – изделия из Дели и Джайпура. В обеих этих городах производится голубая керамика. Изделия из Дели – очень красивого ярко-бирюзово-голубого цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Джайпурская керамика -бело-голубая и уникальна тем, что фактически она сделана не из глины и на ней никогда не бывает трещин, что делает ее непроницаемой и более гигиеничной.

Делийская керамика. Фото отсюда

Джайпурская голубая керамика. Фото отсюда

В современном виде джайпурская керамика появилась во второй половине 19 в. во времена раджи Рам Сингха II и быстро нашла себе широкое применение, не только в быту, но и в дизайне: самый знаменитый пример ее использования в архитектуре – убранство дворца Рамбагх в Джайпуре, где бело-голубой плиткой выложены фонтан и гардеробная комната махарани – супруги правителя.

На рынках Джайпура можно найти большой выбор изделий из голубой керамики: вазы, шкатулки, подносы, блюда, пепельницы.

Джайпурская керамика. Фото отсюда

Если вы оказались в городе Алвар, то не пропустите местную керамику, она славится необычайной лёгкостью и хрупкостью, со стенками, тонкими как бумага. Она так и называется “кагзи” – бумажная.

Керамика. Кхурджа. Фото Радж Кумар 

Ваза из Кутча

Керамика Уттар Прадеша очень красива – изделия окрашены в цвета осени: различные оттенки красного, кирпичного, жёлто-коричневого гармонируют с простой, но элегантной формой изделий.
Керамика Кутча необычайна интересна – натурально-белые изделия, украшенные традиционными рисунками этого региона.

“Лошади Банкура”, Зап.Бенгалия. Фото отсюда

Если вы оказались в Южной Индии, то поинтересуйтесь керамикой из Каригири. Изделиям из этой местности присущи необычные цвета – зелёный, жёлтый, голубой. Помимо всякой кухонной утвари типа горшков, подносов и наборов для чая, здесь можно найти красивые сувенирные вещицы – пресс-папье в виде фигурок животных, курительные трубки и “волшебные горшки”, которые не пропускают воду, несмотря на отверстие в дне, через которое они заполняются водой.

Керамика Зап.Бенгалии. Фото Отсюда

Керамика Гоа. Фото отсюда

Вобщем, в каком бы регионе Индии вы не находились, всегда сможете найти интересные экземпляры керамики.

Похожее в блоге Непальская керамика
Разнообразие индийского текстиля

Источник

/ Главная / Индийская ваза

Вазы – неотъемлемый атрибут жилья человека, начиная с каменного века. Первые примитивные сосуды из глины применялись не только в бытовых и ритуальных целях, но и для украшения жилища.

По мере развития человечества, поиска природных материалов, приобретения навыков в изготовлении предметов домашнего обихода, ваза становится показателем богатства и высокого статуса ее владельца. Изысканные по форме, выполненные из дорогих металлов, украшенные драгоценными камнями и перламутром, они украшали дворцы и храмы в Древней Греции, Египте и Риме. Искусная чеканка, инкрустация и гравировка, выполненная руками рабов, притягивала взгляды к истинным произведениям искусства.

Ваза занимала важное место в украшении любого помещения, выполняя функции предмета декоративного и практического назначения. Вазы разной формы были приспособлены для хранения вина, благовоний и масел, драгоценных украшений и золотых монет. Многовековая традиция у большинства народов мира украшать храмы и жилые помещения цветами способствовало повышению популярности цветочных ваз и развитию художественного изготовления ваз всевозможных форм и отделок.

Металлические вазы

С середины 15 века большую популярность набирают металлические вазы, для изготовления которых применяется медь, латунь или бронза. Изготовленные в Китае методом клуазоне, они украшают дворцы и храмы. Украшения на вазу наносилось при помощи сетки, в ячейки которой заливалась расплавленная цветная смальта. Рисунки на поверхность наносились в виде животных птиц, растений и цветов. Каждый рисунок, выполненный на вазе, являлся определенным символом – любви, верности, власти, богатства.

Для изготовления храмовых чаш и различных ваз применялся блестящий желтый металл, внешне похожий на золото. Это была латунь – металл, известный еще со времен Древнего Рима. Соединяя медь и цинковую руду, они получали блестящий сплав, по цвету не уступающий цвету благородного золота.

Научное открытие цинка состоялось в средине 16 века, но его соединениями пользовались задолго до его официального признания. Желтая медь – латунь – известное соединение цинка и меди. В современные сплавы добавляются в разных пропорциях никель, олово или другие химические вещества, которые делают латунь прочной, придают ей антикоррозийные свойства и хорошие литейные качества. Различные добавки придают латуни желто- золотистый и зеленый цвет различных оттенков.

Латунь, содержащая в своем составе меди до 97 % способна сплавляться со сталью, образуя биметалл – томпак. Натуральный цвет золота, высокая степень пластичности, антикоррозийные свойства стали основными качествами, используемыми для производства художественно-декоративных изделий.

Читайте также:  Где можно сделать узи сосудов нижних конечностей в оренбурге

Индийские вазы

Индийские художественные народные ремесла и промыслы считаются одними из самых древних в мире. Великая страна всегда славилась ткачами, гончарами, ювелирами. Отдельной группой стоят мастера, работающие с металлом: гравировщики, чеканщики, резчики. Их великолепные работы, украшенные ажурной резьбой, инкрустацией, филигранью неповторимы и вызывают восхищение тонкостью работы. Индийские вазы из латуни известны на весь мир своим неповторимым изяществом и причудливым рисунком.

Ручное изготовление изделий распространено на территории Индии с древности, причем кустарные промыслы развивались не только в селах, но и в городских условиях. Для проведения религиозных ритуалов индийских церемоний применялась не глиняная утварь, металлическая посуда. Изготовленная из латуни, меди, бронзы, она имела разную форму и была богато украшена орнаментом снаружи.

Известная техника под названием «бидри» – один из самых распространенных и оригинальных видов, применяемых для изготовления индийских ваз. В латунь добавлялась земля, содержащая селитру, затем из этого состава выплавлялся сосуд. После обработки поверхность становилась черно- матовой. На нее наносился рисунок в виде углубленных бороздок, в которые набивалась тонкая серебряная нить. Контрастное сочетание серебряного рисунка на черном поле создавало невероятно красивый рисунок.

Современные индийские вазы

Сегодня индийские вазы купить можно в специализированном магазине сувениров и подарков. Индийские мастера в течение пяти тысяч лет вручную делают прекрасные и неповторимые изделия. В своих работах они применяют лучшие традиции древнего ремесла – металлолитья, выливая вазы причудливой формы. Для украшения используют, как в древности, весь арсенал ручной филигранной техники украшения: инкрустацию, цветную эмаль, чеканку, другие техники оформления.

Диковинные узоры, национальный орнамент, фигурки животных и птиц – любое изображение колоритно вписывается на поверхность вазы, показывая ее национальную принадлежность.

Латунная ваза из Индия – отличный эксклюзивный подарок, который
• Доставит удовольствие своим великолепием
• Поразит экзотическим рисунком и необычной формой
• Гармонично впишется в любой интерьер
• Долгие годы будет радовать глаз блеском и красотой

Наш магазин предлагает большой выбор индийских ваз из латуни, который удовлетворят вкус самого изысканного покупателя. Мы гарантируем доставку по всей территории России и стран СНГ.

Источник

Гончарное искусство Индии – это древняя форма ремесла, история которого начинается  с незапамятных времён. Об этом свидетельствует  культура черной и красной керамики (XII-IX вв. до н.э.) эпохи раннего железного века, процветавшая на севере полуострова Индостан. А так же культура серой расписной керамики,  распространённая в долине Ганга в 1100—350 гг. до н. э., и культура желтой керамики, развившаяся в восточной Индии во II в. до н.э.
Гончарное ремесло, связывающее современность и прошлое, и по сей день является неотъемлемой частью жизни индийцев. Множество древних форм, техник и декоративных стилей до сих пор применяются  в гончарном деле.
Согласно древнеиндийской традиции,  гончары считаются потомками самого Вишвакармана — зодчего богов. Проводящие всю жизнь у гончарного круга, создавая необходимые в обиходе вещи, ремесленники   вкладывают в  произведения частицу  своей души. Прикоснувшись к глиняному изделию, чувствуешь, что каждый кувшин, горшок или статуэтка наполнены историей и легендами древности.
Путешествие по Индии оставляет много ярких воспоминаний. Одним из них является посещение базаров, где можно найти все, что душе угодно. Обычным явлением для индийских базаров является огромное многообразие керамических изделий, которые, несомненно, станут отличными сувенирами из этой удивительной и загадочной страны. Каждый регион Индии знаменит своим особым стилем гончарных изделий, однако всех объединяет простота форм и незатейливость рисунка. Из глины здесь изготавливают горшки, кувшины, чашки, лампы, лампадки, игрушки, копилки, вазы для цветов, фигуры богов и богинь и множество других предметов.

Делийская и джайпурская голубая керамика
Это искусство, привнесенное из Персии, процветало во времена правления Великих моголов. Сегодня почти забытое ремесло производства голубой керамики в Дели продолжают лишь немногие ремесленники и молодые энтузиасты, берущие уроки у старых мастеров. Технология изготовления голубой керамики характерна лишь для этого региона Индии, а также Джайпура (Раджастан), куда это искусство было завезено во времена правления Раджи Рам Сингха  II.
Мудрый правитель привез из Агры искусных гончаров, которые прославили регион изумительной бело-голубой керамикой. Эти предметы хоть и называются керамикой, но сделаны они без использования глины. В их состав входит кварц, известь, бикарбонат соды и фуллерова земля (флоридин). Изделия включают тарелки, вазы, фруктовые чаши, кувшины, мыльницы, глазурованную плитку и многое другое. Главным центром производства голубой керамики в Раджастане является Джайпур (Jaipur). Санганер, Махалан и Неота (Sanganer, Mahalan, Neota.) несколько уступают Джайпуру, однако их изделия также популярны. От изумительно бело-голубых, а порой с бирюзовым оттенком керамических изделий веет духом старинной Индии.

Делийская керамика
Делийская голубая керамика

Индийские сосуды из глины
Джайпурская голубая керамика

Джайпурская голубая  керамика
Джайпурская керамическая плитка

Индийские сосуды из глины
Джайпурская лавка

Раджастан и Гуджарат
Будучи в Раджастане, несомненно, следует посетить Алвар (Alwar). Гончары из Алвара славятся производством  удивительных керамических изделий толщиной с лист бумаги, которые называются керамикой кагзи (Kagzi). Сегодня лишь горстка мастеров продолжает работать в этой технике, назначая  малую цену за изделия весьма высокого качества.
В Молеле (Molela), небольшом городке в 40 км к северу от Удайпура  издавна изготавливают терракотовые барельефные плитки  с изображениями богов или героев  традиционных местных легенд, а также сцен из повседневной жизни. Эти плитки чаще всего подвешивают на стены храмов и домов. Они могут быть естественного терракотового оттенка, либо раскрашены цветными красками. Называются они  муртикала (murtikala).  Производство муртикал также распространено и на территории Гуджарата.

Муртикала
Керамика муртикала

Муртикала
Муртикала

Основными центрами производства глиняных сосудов  в Раджастане являются Джайпур, Сикар, Аджмер и Бхаратпур (Jaipur, Sikar, Ajmer, Bharatpur).

Индийские сосуды из глины

Представители полукочевого племени  гарасия (Garasia), проживающего  в лесистых районах Раджастана и Гуджарата, лепят из глины необычных по форме лошадей, которых используют во время проведения своих религиозных обрядов, связанных с поклонением  божеству Бхавесингх (Bhavesingh). Фигурки терракотовых лошадей подносят Бхавесингху, размещая  под священным баньяновым деревом.

Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины

Округ Кач (Kutch) штата Гуджарат известен терракотовыми изделиями, а также расписной керамикой. Местные мастера высушивают глину на солнце, а затем расписывают изделия и обжигают их в печи. Многие изделия украшают зеркалами, ослепительно сверкающими на ярком гуджаратском солнце. Традиционными мотивами росписи являются листья, цветы, геометрические фигуры и линии. Гуджаратские базары всегда переполнены различными сувенирами из керамики: колокольчиками, свистками, куклами, фигурками животных, декоративными чашами и многим др.

Гуджаратская керамика

Гуджаратская керамика

Пенджаб
Основными центрами производства керамических изделий в Пенджабе являются округи Мохали (Mohali), Лудхияна (Ludhiana) и Хошиарпур (Hoshiarpur). Здесь специализируются на производстве горшков для хранения пищевых продуктов, а также лампад, миниатюрных алтарей, цветочных горшков и конечно же игрушек для детей, которые раскрашивают в яркие цвета, расписывают традиционными орнаментами и украшают маленькими зеркалами.

Читайте также:  Препараты для профилактики и лечения сосудов

Индийские сосуды из глины
Глиняные лампады

Джамму и Кашмир
В Кашмире местные ремесленники изготавливают прекрасную как разноцветную глазурованную, так и не покрытую глазурью керамику. Местная глазурованная керамика именуется  далгейт (Dal Gate pottery). В простоте форм и узоров, позаимствованных  у природы, кроется секрет совершенства и уникальности кашмирской керамики.

Далгейт керамика
Керамика далгейт

Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины

Основным центром производства керамических изделий в Кашмире является Шринагар (Srinagar). Территория Джамму известна своей довольно строгой (классической) керамикой. Здесь также изготавливают яркоокрашенные изваяния индуистских божеств, особенно востребованных во время проведения празднеств  и всевозможных фестивалей.
Традиционная керамика Ладакха — это, прежде всего, кухонная утварь, ритуальные светильники, большие изваяния Будды, а также маски, для изготовления которых используют помимо глины ткань, муку, бумагу и клей.

Химачал-Прадеш
Центры производства керамических изделий  Химачал-Прадеша  расположены в Кангре, Манди, Кулу, Чамбе и Шимле (Kangra, Mandi, Kulu, Chamba, Shimla). 
Химачальская керамика высоко ценится за прочность. Местные гончары, называемые  кумхары, делают всевозможные предметы домашнего обихода, а также прекрасные сувениры. Округ Кангра знаменит производством сосудов из тёмно-красной глины, которые традиционно расписываются черными и белыми красками. Там же в Кангре в деревне Андретта (Andretta), которую с 20-х годов прошлого столетия населяют преимущественно ремесленники-гончары, производят высокохудожественную керамику, которую можно приобрести во всех торговых точках Индии. В Андретте сообществом гончаров организованы трехмесячные  курсы обучения гончарному делу у известных мастеров керамики.

Индийские сосуды из глины
Керамика мастеров из Андретты

Уттар-Прадеш
В штате Уттар-Прадеш широко распространено производство блестящей черной керамики, славящейся своей прочностью, благодаря двойному обжигу. Основным центром производства черной керамики является Низамабад (Nizamabad) в округе Азамгарх (Azamgarh). Изделия приобретают характерный черный цвет из-за того, что их натирают горчичным маслом перед обжигом. После керамику полируют амольгамой олова, которая придает ей серебристость.

Индийские сосуды из глины

Большой интерес представляет глазурованная керамика из Чинхата (Сhinhat) и Кхурджи (Khurja). Керамика Чинхата включает широкий спектр изделий: блюдца, чашки, вазы, сахарницы, тарелки, кувшины, чайники и др. Посуду традиционно белого или кремового цвета украшают цветочным рисунком, используя оттенки синего и оранжевого.

Керамика Чинхата
Керамика Чинхата

Керамика из Кхурджи приводит в восторг невероятным многообразием цветов, фактур и узоров. Эти милые изделия способны украсить любую кухню или столовую и наполнить дом положительными эмоциями.

Индийские сосуды из глины
Керамика из Кхурджи

Особую популярность штату принесла керамика из Горакхпура (Gorakhpur). Причудливые лампы, сосуды для воды в виде лошадей и слонов, фигурки богинь и людей и другие сувениры пользуются спросом не только у местных жителей, но и у туристов.

Мадхья-Прадеш
В округе Сеони (Seoni) находится деревня Пачдхар (Pachdhar), где проживает община гончаров (kumhaar). Местные гончары,  чутко реагирующие на веяния моды и пожелания клиентов, производят  довольно заурядную керамическую посуду, цветочные горшки, лампадки, копилки и другую утварь. Каждую неделю грузовики, набитые горшками отправляются из Пачдхара во все районы штата, а также соседнюю Махараштру.

Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины

Округ Джхабуа (Jhabua) знаменит изготовлением полых фигур терракотовых лошадей, изваяний богинь Лакшми и Парвати, а также глиняными алтарями, известными как дхаба (dhaba). Местные ремесленники изготавливают игрушки для детей в виде фигур различных животных, птиц, свистки и другие безделицы.

Индийские сосуды из глины

Махараштра
Гончарный промысел в Махараштре сосредоточен в Варе, где проживает сообщество гончаров, а также в Бхадравати (Bhadravati) округ Чандрапур (Chandrapur) и в Мумбаи (Mumbai), где распространено изготовление черной керамики. Гончарным ремеслом в Махараштре не редко занимаются и женщины, так как основная масса мужского население занята работой  на многочисленных заводах  и  фабриках  штата.
Главным сезоном, приносящим неплохой доход в семьи гончаров, является зима, поскольку в феврале, во время празднования Шиваратри, существенно возрастает спрос на горшки различных размеров, используемых во время церемонии  подношения божествам.

  
Ассам
Северо-восточный штат Индии Ассам хранит старинные традиции гончарного искусства, передаваемые из поколения в поколение. Здесь в Ассаме проживают две общины гончаров: хира (hira) и кумар (kumar). Гончары из общины кумар используют в работе гончарный круг, а также лепят из глины кукол, изваяния богов и богинь.  Ремесленники же из общины хира  не пользуются гончарным кругом, а для изготовления керамических предметов домашнего обихода практикуют метод сжатия материала (тугого замешивания глины).  Хира проживают в районах Гоалпара (Goalpara), Камруп (Kamrup), Барпета (Barpeta). В отличие  от остальных  регионов Индии, изготовлением керамических изделий у хира традиционно занимаются женщины. Мужчины в свою очередь добывают сырье (глину) и продают готовые изделия на рынках. Наиболее распространёнными предметами, производимыми представителями этой общины, являются кувшины, горшки, тарелки, лампы, лампады. В Камрупе производят  кровельную черепицу. Деревня Ашарканди, что в районе Гоалпара славится своими изящными глиняными куклами.

Индийские сосуды из глины

Западная Бенгалия и Орисса
Прекрасные образцы традиционных терракотовых изделий можно найти в городах Западной Бенгалии Муршидабад, Бирбхам, Джайссор, Хугли и Дигха (Murshidabad, Birbhaum, Jessore, Hooghly, Digha). В  малоимущих семьях гончаров кумбкар (khumbkar) женщины часто помогают своим мужьям, выполняя не сложную работу. Изготавливая  маленькие горшочки, крышки для них, тарелки, кружки, кукол, а также фигурки божеств, они стараются пополнить семейный бюджет  дополнительными доходами.

Индийские сосуды из глины
Терракотовая керамика (Зап. Бенгалия)

Орисские гончары  изготавливают посуду, глиняные лампы, горшки для растений, статуэтки, игрушки, фрески и др. Ремесленники из региона Самбалпур (Sambalpur) специализируется на изготовлении кровельной черепицы.

Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины
Работы орисских мастеров

Тамил-Наду
Керамические изделия весьма популярны во всем Тамил-Наду. Тамильские мастера гончарного дела, известные здесь как куявар, кулалаар, велар (kuyavar, kulalaar, velar), трудясь изо дня в день, создают не только необходимые в обиходе вещи, но и ритуальные предметы, фигуры божеств, игрушки и сувениры.

Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины

Индийские сосуды из глины

Традиционно в качестве оберега у входа в каждую тамильскую деревню устанавливают огромные статуи терракотовых лошадей, которые согласно местной легенде, принадлежат Айянару (Ayyanaar) — тамильскому божеству, защитнику деревни. Культ Айянара распространен в поселениях всего Тамил-Наду, а также на Шри-Ланке. Его священнослужители не брахманы, а местные жрецы, принадлежащие к касте гончаров. Айянар с широко раскрытыми глазами, огромными усами и большими зубами восседает в окружении своих воинов и лошадей у входа в селение. Эти огромные, почти шести метровой высоты статуи, лепят из глины, песка и соломы.

Индийские сосуды из глины

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Источник