Искусство росписи керамических сосудов
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Древнегречекая вазопись
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Древнегречекая вазопись
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
Древнегречекая вазопись
– сцены военных походов и сражений;
Древнегречекая вазопись
– изображения музыкантов и танцоров;
Древнегречекая вазопись
– колесничих и моряков,
Древнегречекая вазопись
– пирующих и скорбящих,
Древнегречекая вазопись
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Данная работа актуальна так как направлена на исследование искусства вазописи – одной из самобытных античных художественных традиций. Осознание ее внутреннего содержания помогает нам в формировании общего верного понимания места и значения античного искусства.
Вазопись – искусство росписи различных керамических сосудов, разнообразное по применению средств художественной выразительности, – проявление художественной культуры античности. Среди всех народов античного мира искусство вазописи заняло свою нишу именно в древней Греции и древнем Египте. Вазы покрывали черным лаком, белой, пурпуровой, красной, желтой краской и позолотой.
Цель работы направлена на зучение древнеегипетской и древнегреческой вазописи.
Задачи:
Изучить историю появления древнеегипетской вазописи;
Ознакомиться с искусством древнегреческой вазописи.
Объект исследования. Древнеегипетские и древнегреческие глиняные расписные вазы.
Предметом исследования выступает художественное и морфологическое разнообразие древнеегипетских и древнегреческих глиняных ваз.
1 ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ВАЗОПИСЬ
История декоративно-прикладного искусства своими корнями уходит в глубокую древность.
Наиболее яркой и первой на сегодняшний день цивилизацией Древнего мира является Древний Египет.
Прикладное искусство Древнего мира имеет общие черты, такие как простота геометрических форм художественных изделий и орнаментальных мотивов, использование разнообразных, но тем не менее простых материалов: глины, камня, дерева.
После открытия археологами сокровищ гробниц фараонов можно говорить о древних ремесленниках как о талантливых ювелирах.
1.1 Керамика
Первоначально в Египте процветало производство каменных сосудов. В эпоху неолита появляется и распространяется обжиг гончарных изделий. Первые сосуды имели форму отличную от известных нам, были с острым или закругленным дном, такую посуду размещали между камнями очага. Позднее появляются сосуды которые имеют плоское дно. Украшением для изделий служили вылепленные орнаменты. Постепенно керамика разных местностей становится разнообразнее по форме и орнаменту.
В Древнем Египте начинают впервые покрывать керамические изделия глазурью, обжигая затем при высокой температуре.
1.2 Орнамент
Сложные формы ваз имели виртуозные художественные решения из множества знаков, которые делали каждый предмет легендарным. Орнамент делится на два направления. В одном в качестве главного мотива присутствует чередование полураспустившегося цветка и бутона, во втором же фигурируют некие «загадочные» элементы, часто чередующиеся с иероглифическими знаками. Эти две группы формируют линейный орнамент.
2 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ
Наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции является Греческая керамика.
Древнереческими вазописцами расписывались любые виды глиняной посуды, которые использовались для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Особо тщательно оформленные керамические сосуды, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения.
Благодаря сохранившимся надписям на вазах, можно узнать имена многих гончаров и вазописцев.
2.1 Форма
После приобретения глиной необходимой консистенции, её вымешивали ногами и разделяли на части. Полученную массу помещали на гончарный круг, где создавалось тулово будущего сосуда. В случае, когда высота будущего сосуда превышала определенную длину, его собирали из нескольких деталей. Уже готовые детали срезались с гончарного круга при помощи верёвки, следы от которой можно обнаружить на готовых вазах. Дополнительные детали, а именно ножки, ручки сосудов, а также накладные украшения, вылепливались отдельно и с помощью жидкой глины прикреплялись к тулову. Готовые сосуды для медленной сушки в естественных условиях помещали в сухое и тёмное место для избежания появления трещин. Когда глина немного затвердевала, мастер откручивал сосуд от гончарного круга. Далее срезались излишки глины и формировались острые канты.
2.2 Роспись
Расписывали керамику до обжига. Сначала сосуд протирали влажной тряпкой, а затем покрывали специальным раствором или минеральными красками для придания вазе после обжига красноватый оттенок.
На сосуды наносили различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, пояснение к изображениям и хвалебные надписи. Не редко на дне сосудов высекали обозначения цены готового изделия либо клеймо изготовителя.
2.3 Стили
Протогеометрический и геометрический стили
Изначально керамическая посуда расписывалась крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями служили также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги на керамических сосудах. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются стилизованные изображения предметов, животных и людей.
Ориентализирующий период
Данный период характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений для которых характерны грифоны, сфинксы и львы.
Чернофигурная вазопись
Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях появляются человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены. Вьющиеся растения, пальмовые листья, уоры украшали горлышко и дно сосудов. Основа после обжига становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе для отображения белизны кожи у женских фигур.
Краснофигурная вазопись
Краснофигурная вазопись впервые появилась около 530 г. до н. э. В отличие от чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры не закрашенными. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением данного стилистического направления в вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой – красными.
Вазопись по белому фону
Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на полученной информации можно увидеть сходство и различие древнеегипетской и древнегреческой вазописи, их художественное и морфологическое разнообразие, классификацию методов и стилей росписи.
Сходство заключается в технологии создания ваз и некоторые элементы росписи.
Отличия заключаются в сюжетах.
В орнаменте Древнего Египта преобладают геометрические мотивы: всевозможные зигзаги, спирали, линии, точки, круги и другие геометрические фигуры.
Основным источником вдохновения для египетских художников-вазописцев была природа. Основой орнамента выступают растительные мотивы-лотос, папирус, виноградная лоза, пальма, плодовые деревья, а также изображение животных: птиц, насекомых, рыб и др. Особенное значение имеет изображение священных животных: жука-скарабея, грифа и т.д. В Древней Греции вазы расписывались по мотивам жизни греческих богов и героев, так же прослеживаются сюжеты бытовых сцен. На сохранившихся вазах можно увидеть изображение свадебных пиршеств или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены.
Наиболее значимыми центрами гончарного искусства – и соответственно вазописи – в Древнем Египте являются Кенна и Беллас, а в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
https://studopedia.ru/6_51628_glava–dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-antichnogo-mira.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вазопись_Древней_Греции
Всеобщая история искусств. Том 1. 1956г.
История зарубежного искусства. 1980г. “Изобразительное искусство” Москва.
В.А. Малолетков. Керамика. М., Юный художник, 2001.
Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах. /Под ред. Полевого В.М., М., “Советская энциклопедия”, 1986.
История зарубежного искусства. / под ред. Кузьминой Т.М., Мальцевой, Н.Л., М., “Искусство”, 1971.
Терминологический словарь “Аполлон”. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. /Под общей редакцией Кантора А.М. М., “Эллис Лак”, 1997.
Памятники мирового искусства. Искусство Эгейского мира и древней Греции. М., “Искусство”, 1970.
Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Спб, “Икар”, 1993.
Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
Источник
– понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.
Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.
Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.
Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.
Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.
Периодизация древнегреческой вазописи
В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.
Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, за которой следует вазопись микенского или элладского периода, которые существовали отчасти одновременно.
В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.
Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.
Вазопись до Древней Греции
Крито-минойская вазопись, украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.
Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион
Микенский период, около 1600 г. до н. э.
С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.
Микенский кратер
Древнегреческая вазопись
Геометрика
С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.
Ориентализирующий период
Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.
Ольпа в ориентализирующем стиле
Чернофигурная вазопись
Чаша с глазами «Дионис» Эксекия
Чернофигурная аттическая амфора
Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.
Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».
Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.
Амфора-билингва: черно-фигурная сторона
Краснофигурная вазопись
Амфора-билингва: краснофигурная сторона
Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой – красными.
Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.
Вазопись по белому фону
Лекиф, выполненный в технике по белому фону. 440 г. до н. э.
Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.
Вазы-гнафии
Ойнохойя-гнафия. 300-290 гг. до н. э.
Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370-360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.
Вазы из Канозы
Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.
Вазы из Чентурипе
Чентурипская ваза, 280-220 гг. до н. э
Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.
Утащено отсюда, спасибо Kumiko
Продукция компании ADVANCE – это удивительная косметика, поддерживающая жизненную активность, всесторонне защищающая организм от негативных внешних воздействий, помогающая справиться с признаками естественного старения, оказывающая влияние на иммунитет, а также на иные жизненно важные функции организма.
Источник