Испанский сосуд для вина

Из чего пьют в Каталонии – да из всего! Из всего  того, из чего пьют обычные люди в разных уголках земного шара.

В Каталонии, благословенном краю вина и кавы, потреблять
веселящее зелье велел сам Господь Бог – вот каталонцы и потребляют, умудряясь при этом соблюдать разумную меру. Попутно отмечу, что, несмотря на винное изобилие, каталонцы являются едва ли не
главными в мире потребителями пива – но это тема для отдельного разговора. 

Здесь мы ведем речь о национальных особенностях каталонцев – и одной из таких особенностей является изобретенный около 7-ми веков назад именно в Каталонии питьевой сосуд под названием “поррон”
(кат. “porro”). 

Поррон – традиционный каталонский сосуд для вина, представляющий собой графин с вытянутым искривленным горлышком и носиком, который, будучи широким у основания, сильно сужается к кончику. 

Подобная форма, чем-то очень близкая к медицинским колбам, продиктована, прежде всего назначением сосуда и особенностями питья из него. Вино из поррона пьют следующим образом – сосуд поднимают
вверх и, держа его правой, согнутой в локте рукой, наклоняют так, чтобы струйка вина попала в рот, причем носик сосуда с нашими губами ни в коем случае соприкасаться не должен.

Весь процесс винопития осуществляется на расстоянии, и в этом идея и суть: использование поррона дает возможность пить вино без каких-либо дополнительных
присопособлений в виде стаканов и, при этом, соблюдать высокий гигиенический стандарт. 

Стандарт стандартом, но применение этого забавного сосуда требует немалого опыта вкупе с регулярными упорными тренировками.  

Интересно, что для каждого иностранного туриста, прибывшего в Каталонию и желающего приобщиться к местной  традиции, первый опыт использования поррона всегда бывает печальным – это правило,
не знающее исключений. 

Строптивая струйка вина, вылетающая из перфорированного носика, почему-то бьет куда угодно, но только не в ваш широко распахнутый, ждущий чуда рот. Вино изливается вам на щеки, подбородок, шею,
рубашку – да куда угодно, и лишь мизерная часть в результате неимоверных усилий прибывает по назначению.  

Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Нет, никогда и ничуть! Просто, если предполагается пить вино именно из поррона, рекомендуем не использовать новую брендовую
одежду от Гуччи, Армани или Версаче, а облачиться во что-нибудь попроще.

Попутно отметим, что в дорогих солидных ресторанах вместе с порроном вам обязательно предложат и устрашающих размеров салфетку-фартук, на случай ранообразных (и
неизбежных) эксцессов – так что и вовсе не о чем беспокоиться. 

А в остальном винопитие из поррона – это веселое, позитивное, невероятно сближающее даже не знакомых до того людей занятие в истинно каталонском духе. 

Кроме того, проходя через воздух, вино подвергается процессу аэрации, что существенно повышает его вкусовые качества – об этом тоже забывать не следует. И все
же в полной мере оценить все плюсы винопития из поррона способны не все. 

Вот как, например, описывает это действо знаменитый писатель Джордж Оруэлл, принимавший участие в Гражданской войне в Испании, и именно в Барселоне: 

“Пили мы из кошмарной штуки — поррона. Поррон — это что-то вроде стеклянной бутылки с узким горлышком, из которого сильной струйкой било вино,
когда его наклоняли. Из поррона можно пить на расстоянии, не поднося горлышка к губам, передавая его по кругу. Но впервые увидев поррон в действии, я забастовал и потребовал кружку. Уж слишком
напоминал он мне грелку с водой, особенно когда в него было налито белое вино.”

Но Оруэлл – как раз иностранец, к тому же – чопорный англичанин. Ему простительно. Мы-то не такие! И нас порроном не напугать!

Источник

Поррон: из чего пьют в Каталонии

Примерно 7 столетий назад в Каталонии был изобретен поррон – питьевой сосуд, который является одной из национальных особенностей региона.

На самом деле, Каталония не отличается строгими правилами по выбору питьевого сосуда. Здесь разрешается пить из того, что нравится.

Каталонская кава

Вино и кава – богатства Каталонии, обладающие чарующим вкусом. Жители любят скрасить вечер изысканными напитками, но не забывают о правилах меры. Любовь к вину в Каталонии можно понять после изучения истории этой территории, однако многих удивляет любовь местных жителей к пиву. Но об этом стоит рассказать в другой раз.

Поррон – признанный в Каталонии традиционный сосуд для вина

Поррон в плане формы является графином. Его особенность – вытянутое и искривленное горлышко, а также носик, который меняет свою форму от основания к кончику.

Поррон – признанный в Каталонии традиционный сосуд для вина

У многих при виде поррона в голове возникают ассоциации с медицинскими колбами. С этим также связаны нюансы использования сосуда. Для того, чтобы насладиться вкусом вина, необходимо поднять сосуд вверх, держа его в правой руке, и аккуратно наклонить для стекания жидкости в рот. Пить из поррона нужно при соблюдении одного правила: не допускать соприкосновения носика сосуда и губ.

Как пить вино из поррона

Вино пьется с соблюдением расстояния, что является главной идеей сосуда. При создании уделялось внимание вопросу гигиены: можно пить без использования дополнительных приспособлений.

Как пить вино из поррона

Этот сосуд из Каталонии радует тем, как создатели предусмотрели решение важного вопроса, но имеет недостатки. Для того, чтобы научиться правильно использовать поррон, нужно потратить немало времени.

Туристы Каталонии, решившие воспользоваться сосудом впервые, неизменно терпят неудачу. Здесь не бывает исключений, так что нужно быть готовым к тому, что далеко не все вино из поррона окажется во рту.

Небольшая струйка вина обязательно выберет путь, который исключает попадание распахнутый рот. Вином будет испачкана большая часть лица и даже одежда, но заветной цели при первом использовании поррона достигнуть не выйдет.

Является ли это поводом для расстройства? Ни в коем случае! Перед первым использованием поррона лучше надеть одежду поскромнее.

Порроны

Если отдыхающие решили заказать вина в одном из ресторанов Каталонии, то в комплекте с порроном подается огромная салфетка-фартук. Администраторы предусмотрели возможные проблемы заранее.

Несмотря на все трудности, пить вино из поррона – весело и позитивно. Процесс достаточно увлекателен и позволяет проникнуться особенностями Каталонии в быту.

Вино, проходящее через воздух, обладает лучшими вкусовыми качествами в связи с аэрацией. Следует помнить об этой особенности.

Джордж Оруэлл о порроне

Поррон – сосуд, прелести которого способны понять не все. Даже люди с мировым именем порой испытывали сложности в обращении с ним.

Знаменитый писатель Джордж Оруэлл описывает свой опыт знакомства с порроном так: «Пили мы из кошмарной штуки — поррона. Поррон — это что-то вроде стеклянной бутылки с узким горлышком, из которого сильной струйкой било вино, когда его наклоняли. Из поррона можно пить на расстоянии, не поднося горлышка к губам, передавая его по кругу. Но впервые увидев поррон в действии, я забастовал и потребовал кружку. Уж слишком напоминал он мне грелку с водой, особенно когда в него было налито белое вино».

Читайте также:  Сосуд сварной стальной гкк

Порроны – предмет гордости каталонцев

Английский нрав не принял использование этого сосуда. Но для жителей Каталонии он один из предметов гордости. Не стоит ругать себя за первую неудачную попытку использования поррона, сосуд покоряется только тем, кто проявляет целеустремленность.

Источник

    600 руб.

    Написать

    Поррон- традиционный для Испании сосуд для вина.
    Из него пьют не касаясь носика губами.
    Емкость 0,5 литра.
    Состояние идеальное. Уникальность данного поррона в том, что на нем гравировка статуи “Рабочий и Колхозница”.

    Тип: Кувшины

    Продавец: Андрей А.

    Похожие объявления

    • 300 руб.

      Сосуд для Святой воды (фарфор)

    • 450 руб.

      Новый сосуд для святой воды

    • 300 руб.

      Новый сосуд для святой воды

    • Бесплатно

      Кувшин, бутыль, сосуд для вина, пива, сидра

    • 100 руб.

      Сосуд для воды

    • 6 500 руб.

      сосуд для вина

    • 500 руб.

      Сосуд для святой воды

    • 300 руб.

      Сосуд для водки

    • 1 900 руб.

      Бочонок для вина “Виноград”

    • 5 000 руб.

      сосуд для вина

    • 500 руб.

      Сосуд для напитков

    • 600 руб.

      Глиняный сосуд/кувшин для вина (СССР)

    • 500 руб.

      Сосуд для вина

    • 1 000 руб.

      Сосуд и кружка для святой воды

    • 7 000 руб.

      Матэшница (сосуд для матэ) с бомбильей

    • 590 руб.

      Сосуд для вина,водки

    • 1 000 руб.

      Сосуд для напитков

    • 2 000 руб.

      Сосуд для напитков, Гжель

    • 350 руб.

      Гжель. Сосуд для святой воды /графин

    • 3 000 руб.

      Сосуд для напитков Гжель

    Источник

    Продам поррон привезён из Испании каталония. С пробочкой. Это сосуд для вина. Высота 17 см. Редкая вещь.

    Мы нашли это объявление 2 года назад

    Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений

    Вид товараТовары для кухни

    Адрес (Кликните по адресу для показа карты)

    Москва

    Продам мебельный поролон 2000х400х100мм., плотностью 30кг/м3.

    Ремонт и строительство

    Порвод СИП 4х35 25 метров

    Ремонт и строительство

    можно поменять шланг или можно на запчаст так-то рабочих плесос на фото видно шланг порвонный

    Бытовая техника

    Традиционный испанский сосуд для вина – Поррон. Выполнен из стекла и обтянут тесненной кожей с изображением корриды. Традиционно вино пьют из горлышка. Мастерство питья заключается в умении наклонить сосуд. Состояние отличное. Доставка возможна в любой регион

    Товары для кухни

    Размер 106*2000, 2 штуки.цена за одну штуку.

    Мебель и интерьер

    10 месяцев назад

    Источник

    Лист поралона 2000х1000х30 мм усиленной плотности для мягкой мебели. Не понадобился

    Ремонт и строительство

    Москва

    Пoрpoн (кат. Porró, исп. Роrrón) — традициoнный сoсуд для вина, распpocтpaнeнный в Kaтaлонии, а такжe ширoкo извeстный в других регионаx Испании.Оригинальный, привезeн из Испании, новый, высотa 25 см, oбъем cтaндapтный 0,75 л забирать в любой дeнь cт.Химки(в Mоcквe толькo пo пpeдваритeльнoй дoгoвopеннoсти, бываю peдко), и еще много чего в моем аккаунте, смотрите и выбирайте!

    Товары для кухни

    Москва, Северо-Западный административный округ, район Северное Тушино

    Пoррон (кaт. Pоrró, иcп. Роrrón) — традициoнный сoсуд для винa, распpocтрaнeнный в Kaтaлонии, а также шиpоко извeстный в дpугиx peгиoнах Испании.Оригинaльный, привезен из Иcпании, новый, выcота 25 cм, объем cтандаpтный 0,75 л зaбиpать в любой дeнь cт.Химки(в Mоcквe только по прeдвapительнoй договоpеннoсти, бываю pедко), и еще много чего в моем аккаунте, смотрите и выбирайте!

    Товары для кухни

    Москва, Северо-Западный административный округ, район Северное Тушино

    Поррон (кат. Porró, исп. Porrón) — традиционный сосуд для вина, распространенный в Каталонии, а также широко известный в других регионах Испании.Оригинальный, привезен из Испании, новый, высота 25 см, объем стандартный 0,75 л забирать в любой день ст.Химки(в Москве только по предварительной договоренности, бываю редко), и еще много чего в моем аккаунте, смотрите и выбирайте!

    Товары для кухни

    Москва, Северо-Западный административный округ, район Северное Тушино

    Продаю двухстворчатый шкаф и кресло не раскладное (не затерто, не порвоно) цена 1000 за все.

    Мебель и интерьер

    Ростовская область, Советский район

    Порpон (кaт. Роrró, исп. Роrrón) — традициoнный сoсуд для винa, pаспpoстрaнeнный в Kaтaлонии, а также шиpоко извeстный в дpугиx peгиoнах Испании.Оригинaльный, привезен из Испании, нoвый, выcотa 25 cм, oбъем cтандaртный 0,75 л зaбиpaть в любой дeнь ст.Химки(в Mоcквe только по прeдваpитeльнoй дoговореннocти, бывaю pедко), и еще много чего в моем аккаунте, смотрите и выбирайте!

    Товары для кухни

    Москва, Таганско-Краснопресненская линия, метро Планерная

    Поррон- традиционный для Испании сосуд для вина. Из него пьют не касаясь носика губами. Емкость 0,5 литра. Состояние идеальное. Уникальность данного поррона в том, что на нем гравировка статуи “Рабочий и Колхозница”.

    Товары для кухни

    Москва, Замоскворецкая линия, метро Речной вокзал

    Внимание! Festima.Ru является поисковиком по объявлениям с популярных площадок.
    Мы не производим реализацию товара, не храним изображения и персональные данные.
    Все изображения принадлежат их авторам
    Отказ от ответственности

    Продам новый поррон из Испании.

    Аудио и видео техника

    Екатеринбург, м. Геологическая

    Продам новый поррон из Испании.

    Аудио и видео техника

    Екатеринбург, м. Геологическая

    Продам новый поррон из Испании.

    Аудио и видео техника

    Сахалинская область, Поронайский городской округ, река Вся

    Продам новый поррон из Испании.

    Аудио и видео техника

    Россия, Свердловская область, городской округ Екатеринбург, Екатеринбург, Ленинский район, проспект Ленина

    Поpро́н (исп. Porrón, кaт. Роrró) — испанcкий стeклянный или глиняный сocуд для потpeбления винa в Kaтaлoнии, Apагоне и Вaлeнcии. Oбъём поррoна обычнo coставляет 0,95 литpа[1]. Порpoн выглядит кaк cлегка искpивлённaя колбa с длинным нoсиком сбoку, ширoким у оcновaния и cильно cужaющимся к кончику. Вино из него пьют, не кacаяcь ноcика губами, a направляя винную струю из него прямо в рот. Для этого высоко запрокидывают голову и поднимают поррон над головой, а затем слегка наклоняют, чтобы вино тонкой струйкой потекло из носика. Сложность состоит в том, чтобы не облившись ловко поймать струю ртом и затем глотать вино, не закрывая рта. Гигиеничность устройства поррона позволяет разделить удовольствие от вина между несколькими участниками застолья. * Забирать в центре. Отправлю почтой по России. * Прикольный подарок. Для девичника, мальчишника… Приобщайтесь к культуре пития…

    Товары для кухни

    Россия, Татарстан, городской округ Казань, Казань, Советский район, улица Латышских Стрелков, 19

    Омская область, Омск, ул. Ватутина, 1

    11 месяцев назад

    Источник

    Источник

    Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

    Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.

    «Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

    Читайте также:  Как сделать фонтан по физике 7 класс сообщающиеся сосуды

    VII-V тыс. до н. э.

    Из праха вышел

    Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.

    Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia

    IV-II тыс. до н. э., Древний Египет

    Откуда ни возьмись

    Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.

    II тыс. до н.э., Китай

    А в это время на Востоке

    В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».

    III-I тыс. до н. э., Древняя Греция

    Геометрия пития

    Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.

    V-I вв. до н. э., Древний Рим

    Сплав культур

    Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.

    «Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия

    I-IV вв., Древний Рим

    Победа стекла

    Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.

    V-VIII вв., Европа

    В когтях кризиса

    Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.

    VIII-XII вв., Византия

    Дефицит – двигатель прогресса

    Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.

    XII-XIV вв., Ближний Восток

    Не для питья, так для продажи

    Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.

    «Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

    XII в., Константинополь. Венеция

    Крестовый поход за бокалом

    Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.

    Секрет сплава не покидал острова Мурано.

    XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано

    Чудеса с острова

    В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.

    Читайте также:  Сосуды лопнули под грудью

    Начало XVII в., Богемия

    Лесной бокал

    В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.

    «Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам

    Середина XVII в., Англия

    Дефицит дров

    Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.

    Конец XVII в., Англия

    Крылышки и защипы

    В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.

    Начало XVIII в., Англия

    Очарование простоты

    Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.

    Грани мешали наслаждаться видом вина.

    Середина XVIII в., Англия

    Невесомость в цене

    В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.

    Конец XVIII в., Англия

    Почти алмаз

    В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.

    «Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон

    Конец XVIII – начало XIX вв., Франция

    Империя и размеры

    На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).

    XIX в., Европа

    Хор форм

    XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».

    Конец XIX – начало XX вв., Европа

    Жертвы ар-нуво

    Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.

    Баухаус передал бокалу функциональность.

    60-е гг. XX в., Австрия

    Бокальный баухаус

    Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.

    Настоящее время.

    Австрия и Германия

    Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.

    Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.

    Источник