Используя весы разновески мензурку и сосуд с водой
Вар-т 2.
Задача 1 :Определить массу воздуха в комнате.
Задача 2 :Используя весы, разновески, мензурку и сосуд с водой, определить, однородно ли это тело.
Задача 3 :Как пользуясь весами и набором гирь, можно найти вместимость (т.е. внутренний объём) кастрюли.
Задача 4 :Необходимо как можно точнее узнать диаметр сравнительно тонкой проволоки располагая для этой цели только школьной тетрадью в клетку и карандашом. Как следует поступить?
Задача 5 :Стеклянная пробка имеет внутри полость. Можно ли с помощью весов, набора гирь и сосуда с водой определить объём полости, не разбивая пробки? Если можно, то как?
Задача 6 :Имеется алюминиевый шарик. Как с помощью весов и мензурки определить сплошной шарик или внутри него есть воздушная полость?
Задача 7 :Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью жёсткой линейки?
Задача 8 :Определить ёмкость данного флакона с водой, используя только весы и разновес.
Задача 9 :Определить длину проволоки в мотке, не разматывая его, имея весы, разновес и масштабную линейку.
Задача 10 :Как определить плотность канцелярской скребки.
Задача 11 :Железнодорожный состав двигался со скоростью v = 54 км/ч. Подъезжая к станции, он начал равномерно тормозить и, спустя время t = 3,5 мин, остановился. Определите количество вагонов в поезде, если его тормозной путь оказался в семь раз большим, чем длина всего состава. Длину электровоза и каждого вагона примите равными по l = 15 м.
Задача 12 : В сосуд с вертикальными стенками налили воду, ее масса m1 = 500 г. На сколько процентов изменится гидростатическое давление воды на дне сосуда, если в нее опустить алюминиевый шарик массой m2 = 300 г так, чтобы он полностью был в воде? Плотность воды ρ1 = 1,0 г/см3 плотность алюминия ρ2= 2,7 г/см3.
Задача 13 : Горизонтально расположенный шприц длиной l = 50 мм и площадью поперечного сечения S = 3,0 см2 полностью заполнен жидкостью. Определите силу, с которой надавливают на поршень шприца, если жидкость из его отверстия площадью S0 = 2,0 мм2 вытекает со скоростью v = 1,0 м/с? Сколько времени будет вытекать жидкость, если ее плотность ρ = 1,0 г/см3? Трение не учитывайте.
Задача 14 :График зависимости модулей скорости v авиамодели и силы F тяги ее моторчика от времени t представлены на рисунках 1 и 2 соответственно. Постройте график зависимости мощности моторчика P от времени t и определите, в какой момент времени tx мощность была наибольшей. Чему была равна эта мощность?
Задача 15 : Самый большой в 1989 г. самолет в СССР имел массу 508 т и мог поднять груз величиной 156,3 т на высоту 12,41 км.
Какова подъемная сила и потенциальная энергия системы на этой высоте?
Ответ: 6,5 МН; 80 873 МДж.
Задача 16 :Сверхлегкий самолет США в 1988 г. имел массу 111 кг и развивал скорость 305,8 км/ч.
Какой кинетической энергией он обладал в полете?
За какое время он мог бы преодолеть Тихий океан, ширина которого 7335 км?
Ответ: 401 кДж; 24 ч.
Задача 17 :Самый маленький реактивный самолет США имеет массу 196 кг и развивает скорость 450 км/ч.
На какое расстояние он перемещается, пересекая Атлантический океан, если полет длится 7 ч?
Какова его кинетическая энергия?
Ответ: 3150 км; 1,5 МДж.
Задача 18 :Самая мощная землечерпалка в Нидерландах может поднять 20 000 т песка за 1 ч с глубины 35 м.
Какова ее мощность?
Ответ: 1,9 МВт.
Задача 19 :Самый мощный буксир, построенный в 1989 г. в СССР, развивал мощность 24 480 л. с. при тяговом усилии 2500 кН.
Какова скорость его движения?
Ответ: 7,2 м/с.
Задача 20 :Погребальная камера японского императора, жившего в V в. н.э., имеет размеры 485 х 305 х 45 м.
Какая работа по извлечению грунта была совершена при ее строительстве, если средняя плотность грунта составляла 2 т/м3?
Ответ: 2,94 • 1013 Дж.
Вар-т 1 Вар-т 2 Вар-т 3 Задания с ответами
Источник
Вариант № 1.
Задача № 1 :
Сплав золота и серебра массой 400 г имеет плотность 14·10
3 кг/м3. Полагая объем сплава равным сумме объемов его составных частей, определите массу золота и процентное содержание его в сплаве. Плотность золота – 19 300 кг/м3, плотность серебра – 10 500 кг/м3. (3 балла)Задача № 2 :
Как определить плотность неизвестной жидкости, используя только стакан, воду и весы с разновесом? (3 балла)
Задача № 3 :
Поезд длиной 240 м, двигаясь равномерно, прошел мост за 2 мин. Какова скорость поезда, если длина моста 360 м? (2 балла)
Задача № 4 :
Коробок в форме куба заполнен водой. Определите давление воды на дно коробка, если масса воды в нем равна 64 г. Плотность воды 1000 кг/м
3. (2 балла)Задача № 5 :
Почему мокрая бумага рвется легче, чем сухая?
Задача № 6 :
Выяснить экспериментально, какая из сил больше и во сколько раз: вес бруска или сила тяги при равномерном его движении по поверхности стола?
Задача № 7 :
Необходимо как можно точнее узнать диаметр сравнительно тонкой проволоки располагая для этой цели только школьной тетрадью в клетку и карандашом. Как следует поступить?
Задача № 8 :
Используя динамометр и латунную гирю массой 200 г, определить плотность данной жидкости.
Задача № 9 :
Пуля, летящая со скоростью 650 м/c, имеет температуру 75 °C. Она попадает в сугроб и застревает в нем. Температура снега в сугробе 0 °C. При этом 6,5 г снега тает и обращается в воду с температурой 0 °C. Найдите массу пули. Удельную теплоту плавления снега считать равной 3,4·105 Дж/кг. А удельная теплоемкость свинца равна 130 Дж/(кг·°C).
Задача № 10 :
В сосуде со ртутью плавает стальной брусок. Как изменится глубина погружения бруска в ртуть, если в сосуд налить воды так, что брусок окажется под водой? Построить график изменения давления на дно сосуда.
Задача № 11 :
Предположим, что найдена жидкость, которая не меняет свой объем при нагревании. Как будет вести себя такая жидкость, если ее налить в кастрюлю и поставить на плиту?
Задача № 12 :
Что труднее: тянуть нагруженные санки за веревку по горизонтальной поверхности или толкать их перед собой палкой такой же длины, как веревка? Ответ обоснуйте и подтвердите рисунками действующих сил.
Задача № 13 :
Какие приборы Вам понадобятся, чтобы определить: является ли данный Вам алюминиевый шар сплошным или пустотелым и как это сделать? Как можно рассчитать объем возможной полости? Какой из предложенных Вами способов является наиболее точным, экономичным?
Задача № 14 :
Почему жареная пища вкуснее вареной? Ответ обосновать.
Задача № 15 :
Пригородный поезд, состоящий из 8 вагонов, проезжает 240 км за 5 часов. Коэффициент сопротивления движению в среднем к=0,01. Какое количество дизельного топлива с удельной теплотой сгорания 42МДж/кг расходует тепловоз за 1 рейс, если масса каждого вагона равна 60 тонн, а КПД его дизельных двигателей 40%? Какую среднюю механическую мощность развивает тепловоз?
Вариант № 2.
Задача № 1 :
Кусок стального рельса лежит на каменистом дне реки. Его поставили вертикально. Изменилась ли при этом выталкивающая сила? Изменится ли она (по сравнению с предылущим случаем), если при подъеме часть рельса окажется над водой? Ответ обоснуйте и укажите для каждого случая, уменьшится или увеличится выталкивающая сила.
Задача № 2 :
Резиновый крокодил Гена массой m = 10 кг и длиной L = 2 м лежит на горизонтальной поверхности земли. Чебурашка поднимает его за голову так, что ноги Гены упираются в землю (рис 2). Какую минимальную работу А необходимо совершить Чебурашке, чтобы установить Гену под углом а = 600 к горизонту? Какую минимальную силу F он должен прилагать, чтобы удерживать Гену в этом положении? Считайте, что масса крокодила равномерно рапределена по его длине. Ускорение свободного падения g = 9,8 м/с2 (Если кто-то не знает, чему равно g, то что ему делать на олимпиаде?).
Задача № 3 :
Поезд-экспресс Москва-Дубна прошел за время t1 = 9 c мимо встречной электрички, двигавшейся с такой же скоростью и имевшей в два раза большую длину. За какое время t2 экспрес пройдет мимо встречного пассажирского поезда, который в два раза длиннее электрички и едет в два раза быстрее?
Примечание.Время движения одного поезда мимо другого – это промежуток времени от момента, когда поровнялись их “головы”, до момента, когда поравнялись их “хвосты”.
Задача № 4Тело подвешено на пружине динамометра. При взвешивании тела в пустоте показания динамометра P. При взвешивании этого же тела в жидкости с плотностью r1 динамометр показывает P1. При взвешивании тела в жидкости с неизвестной плотностью r2 динамометр показывает P2. Какая плотность жидкости r2? При взвешивании тело целиком погружается в обоих жидкостях и не растворяется в них.Задача № 5В 1815 году был проведенный такой опыт. Две платиновых проволоки одинаковой длины, но разных диаметров, подключили к батарее Вольта первый раз последовательно, а второй – параллельно. В первом случае накалялась только тонкая проволока, а во втором – только толстая. Целых 25 лет ученые не могли объяснить результаты этого опыта. А вы сможете?Задача № 6Модель гусеничного трактора, высотой гусениц которого можно пренебречь (h=0), двигается по земле без проскальзывания с постоянной скоростью v . Длина L верхней части гусеницы равняется длине нижней ее части, которая соприкасается с землей.
Для точки A гусеницы, которая находится в начальный момент в положении, которое показанное на рисунке, построить относительно земли графики зависимости:
1) пути от времени S=S(t)
2) скорости от времени v=v(t) за 2 полных обороты точки A.
Задача № 7В закрытом теплоизолированном сосуде находится вода при температуре 0°C. В нее опускают небольшой моток провода, покрытый изоляционным слоем из некоторого “секретного” материала с высокой теплопроводностью. Моток охлажден до температуры -200°C. Через некоторое время он всплывает. Какая наибольшая средняя плотность мотка до погружения? Удельную теплоемкость мотка считать равной 2·103Дж/(кг·°C). Другие удельные характеристики приведены отдельно. Задача № 8В сосуд с маслом опущенная стеклянная трубка, наполненная керосином. Верхний конец трубки заткнут пробкой (см.рис).
Чему равняется давление в точке A (непосредственно под пробкой)? Высота трубки равняется H, глубина ее погружения в сосуд h, атмосферное давление Pa. Толщиной пробки можно пренебречь. Плотности масла и керосина считать известными
Вариант № 3.
Задача № 1 :
Двое рабочих решили выкопать цилиндрический колодец глубиной
H = 2 м. В ходе работы между рабочими возник вопрос, до какой глубины h следует копать первому рабочему, чтобы работа оказалась распределенной поровну? Рабочие решили проконсультироваться у специалиста, которым оказались Вы. Считайте, что грунт однородный и что рабочие поднимают его до поверхности Земли.
Задача № 2 :
Человек, стоящий на берегу реки шириной в
100 м, хочет переправиться на другой берег, в прямо противоположную ему точку. Он может это сделать двумя способами:
– плыть все время под углом к течению, так что результирующая скорость будет все время перпендикулярна берегу;
– плыть прямо к противоположному берегу, а расстояние, на которое его снесет течением, пройти затем по берегу пешком.
Какой способ позволит переправиться скорее? Плавает он со скоростью 4 км/ч, а идет со скоростью 6,4 км/ч, скорость течения 3 км/ч.
Задача № 3 :
Коля ездит в школу на автобусе, который всегда ходит точно по расписанию. Его дом стоит на обочине дороги между остановками A и B на расстоянии
l от остановки A. Расстояние между остановками равно L. Автобус едет в направлении от A к B с постоянной скоростью v. Найдите, за какой минимальный промежуток времени до прибытия автобуса на остановку B должен выходить из дома Коля, чтобы успеть на него, если Коля ходит со скоростью u, а время, в течение которого автобус стоит на остановке, пренебрежимо мало по сравнению с нахождением Коли в пути.
Задача № 4 :
Коля решил определить массу учебника физики с помощью рычага. В распоряжении Коли имеется неоднородный по плотности рычаг, груз массой m1 = 100 г с крючком, и, учебник по физике массой m2. Коля собрал экспериментальную установку (смотрите рисунок), и стал проводить измерения (смотрите таблицу). Определите массу учебника, пользуясь данными, полученными Колей. Можно ли по данным таблицы определить массу рычага?
Задача № 5 :
Пете учитель поручил экспериментально определить число витков намотанных на магнитофонную бобину. С помощью линейки Коля определил радиус магнитофонной бобины (с пленкой) он оказался равен
R, а радиус (без пленки) — r. От старшего брата он узнал скорость движения ленты v, а время полного проигрывания он и сам знал: t. Затем он задумался: пожалуй, хватит, и взялся за ручку. Определите и Вы число намотанных витков на бобину, воспользовавшись данными, которые получил Коля.
Источник
Стабильно высокие результаты школьников на городских и областных олимпиадах по физике за последние пять лет позволяют говорить о системе работы учителей физики МОУ СОШ с УИОП № 21 города Кирова по формированию познавательных интересов к изучению физики и других естественных наук. Школьная олимпиада по физике проводится в школе №21 города Кирова за две недели до городской олимпиады (в последней декаде ноября), обязательно в воскресенье. В выходной день можно использовать для проведения олимпиады как кабинеты физики (их в школе — два), так и другие кабинеты школы. Приходящим на олимпиаду ученикам предлагается ознакомиться с выставкой новинок книг по физике, астрономии, экологии; посмотреть фильмы познавательного характера, научно-популярные сюжеты телепередач, фрагменты фильмов — новинок.
Олимпиада включает в себя несколько туров: основной тур «Теоретический» проверки теоретических знаний и умения решать задачи повышенной сложности, а также туры познавательно-развлекательного характера для школьников 7–11-х классов, которые готовят и проводят учителя физики. Многих учеников «пугают» сложные задачи, даваемые на олимпиадах по математике, физике, химии, поэтому мы в школе проводим еще такие туры, как «Энциклопедический тур», «Задачи на смекалку», «Экспериментальный тур», дающие возможность попробовать свои силы и посостязаться ученикам, которые не всегда имеют по физике оценку «отлично», которым просто интересно отыскивать в научно-популярной литературе новое, необычное, интересно проводить опыты, объяснять таинственное, занимательное в таком интересном мире «Физика». Большую помощь в проведении олимпиады оказывают студенты-физики 4-го курса физико-математического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, которые в данный период проходят педагогическую практику. Данное мероприятие проходит интересно как для школьников, так и для будущих учителей физики. Дети показывают эрудицию и изобретательность, а студенты знакомятся с организацией и проведением школьной олимпиады по физике, учатся правильно подбирать задачи и эксперимент для учащихся разной ступени изучения физики, сталкиваются с необходимостью проявлять объективность при оценивании ответов и решений. Заканчивается школьная олимпиада по физике всегда выступлением учителей физики и студентов, которое является сюрпризом для школьников. Такие как «Физический калейдоскоп» (2001, 2004 годы), «Зимние забавы и новогодние опыты по физике» (2005 год), «Домашние новогодние фокусы» (2006 год), «Дуэль или приключения магистров»(2007 год) костюмированные, увлекательные, необычные показы занимательных опытов и фокусов, объяснения их запомнятся учащимся надолго!
Олимпиада оказывается очень показательной с точки зрения интересов школьников, т.к. в ней участвуют как одаренные «физики», так и дети, интересующиеся физикой, увлеченные другими предметами.
Школьная олимпиада по физике.
7 класс.
1. Трактор тянет широкозахватную сенокосилку со средней скоростью 6,28 км/ч. Какую площадь трав можно убрать за 8 часов работы, если тракторист обедал 30 минут, а ширина захвата сенокосилки 14,5 м?
2. В гонке участвуют 4 спортсмена, которые развивают разные скорости. Кто победит? Кто отстанет? Если первый спортсмен 165 м проходит 30 секунд, второй спортсмен 9,9 км за 30 мин., третий – 66 м за 2 мин., четвёртый 475.3 км за сутки.
3. У свинцовой пластинки определите толщину, её длина равна 40 см, ширина 2,5 см. Если пластинку опустить в стакан, до краёв наполненный водой, выльется 80 г воды.
4. Из двух сёл, расстояние между которыми 36 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? На сколько км/ч пешеходы сближаются друг с другом (эту величину называют скорость сближения)?
5. Определите толщину одной страницы выданной книги.
10 класс.
1. Каким способом можно закинуть льдинку дальше: бросив в воздух под углом 45º к горизонту или пустив ее скользить по льду? Коэффициент трения об лед принять равным 0,02. Сопротивлением воздуха пренебречь. Во сколько раз отличаются расстояния, на которых окажется льдинка, в этих случаях?
(Считать, что при бросании под углом к горизонту льдинка после приземления дальше не движется).
2. Аэростат поднимается вертикально вверх с ускорением 2 м/с2. Через 5 секунд с начала движения из него выпал предмет. Через сколько времени этот предмет упадет на землю?
(Считать g = 10 м/с2).
3. Вес тела в воде в три раза меньше, чем в воздухе. Чему равна плотность тела?
4. Тяжелый грузик на нити совершает гармонические колебания, при этом максимальная сила натяжения нити равна 1,01 Н, а минимальная сила натяжения нити 1 Н. Изменение высоты грузика в процессе колебаний 3,3 мм. Определите период колебаний грузика.
11 класс.
1. По наклонной плоскости скользят два тела одинаковой массы, связанные нитью. Сила натяжения нити Т = 2 Н. Трения между одним телом и наклонной плоскостью нет. Определите силу трения, действующую на другое тело.
2. В сосуде объемом 10 л находится сухой воздух при температуре 0º С и давлении 750 мм рт.ст. Каким будет давление в этом сосуде, если ввести туда 3 г воды и нагреть сосуд до 100º С
(Универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/моль·К).
3. Электрическая цепь состоит из последовательно соединенных источника постоянного напряжения, сопротивления R = 500 Ом и плоского воздушного конденсатора, у которого площадь пластин 4см2, а расстояние между пластинами можно изменять. Если пластины сдвинуть вплотную, то в цепи течет ток I = 0,2 А. Какой заряд накопится на пластинах, если их раздвинуть до расстояния 2 мм? Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.
(Электрическая постоянная ε = 8,85 · 10-12 Ф/м)
4. Источник тока с напряжением 3В замкнули на три проводника, соединенных параллельно. При этом на первом проводнике выделилось теплоты в 3 раза больше, а на втором – в 6 раз больше, чем на третьем. Какой ток протекает через каждый проводник, если сопротивление первого проводника R = 1 Ом?
Экспериментальный тур
7 класс
1. Определить массу воздуха в комнате.
2. Используя весы, разновески, мензурку и сосуд с водой, определить, однородно ли это тело.
3. Как пользуясь весами и набором гирь, можно найти вместимость (т.е. внутренний объём) кастрюли.
4. Необходимо как можно точнее узнать диаметр сравнительно тонкой проволоки располагая для этой цели только школьной тетрадью в клетку и карандашом. Как следует поступить?
5. Стеклянная пробка имеет внутри полость. Можно ли с помощью весов, набора гирь и сосуда с водой определить объём полости, не разбивая пробки? Если можно, то как?
6. Имеется алюминиевый шарик. Как с помощью весов и мензурки определить сплошной шарик или внутри него есть воздушная полость?
7. Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью жёсткой линейки?
8. Определить ёмкость данного флакона с водой, используя только весы и разновес.
9. Определить длину проволоки в мотке, не разматывая его, имея весы, разновес и масштабную линейку.
10. Как определить плотность канцелярской скребки.
11. Цилиндрическая кастрюля до верху заполнена водой. Как отлить ровно половину воды?
8 класс
1. Как с помощью весов, набора гирь и сосуда с водой определить плотность камня, если его объём невозможно измерить непосредственно.
2. Выяснить экспериментально, какая из сил больше и во сколько раз: вес бруска или сила тяги при равномерном его движении по поверхности стола?
3. Как с помощью закона Архимеда определить объём тела? Оборудование: тело массой 1 кг из набора грузов, динамометр, сосуд с водой.
4. Необходимо как можно точнее узнать диаметр сравнительно тонкой проволоки располагая для этой цели только школьной тетрадью в клетку и карандашом. Как следует поступить?
5. Стеклянная пробка имеет внутри полость. Можно ли с помощью весов, набора гирь и сосуда с водой определить объём полости, не разбивая пробки? Если можно, то как?
6. Имеется алюминиевый шарик. Как с помощью весов и мензурки определить, сплошной шарик или внутри него есть воздушная полость?
7. Как определить массу некоторого тела с помощью штатива, пружины, линейки и единственной гири известной массы.
8. В ящике стола лежали два одинаковых бруска. Один из них был изготовлен из мягкого железа и магнитными свойствами не обладал (точнее, не был магнитом), а второй – стальной и намагничен. Как пользуясь только этими двумя брусками отличить магнит от простого железа.
9. Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью жёсткой линейки?
10. Определить плотность неизвестной жидкости, имея линейку, деревянный брусок, сосуд и воду.
11. Определить давление бруска на поверхность стола при различных положениях бруска. При каком положении брусок оказывает наибольшее/наименьшее давление.
12. Возьмите кусок медной проволоки произвольной длины. Пользуясь только линейкой и таблицами, рассчитайте её сопротивление.
13. Используя динамометр и латунную гирю массой 200 г, определить плотность данной жидкости.
14. Как при помощи компаса определить, течёт ли ток в проводнике? В катушке с током.
15. Имея динамометр определить сколько выльется воды из отливного стакана, если в него опустить данный кусок пластилина (плотность 1,3 г/см”). Ответ проверить с помощью мензурки.
9 класс
1. Как положить находящийся на столе лёгкий деревянный шарик в банку, не прикасаясь к нему руками и не подкатывая его к краю стола.
2. Выяснить экспериментально, какая из сил больше и во сколько раз: вес бруска или сила тяги при равномерном его движении по поверхности стола?
3. Если вы хотите подтянуть к себе катушку с нитками за свободный конец нити, то как вам следует поступить? Всегда ли катушка будет двигаться за ниткой? Ответ обосновать.
4. Как с помощью резиновой трубки перелить воду в стакан? Ответ обосновать и подтвердить опытом.
5. Определить длину проволоки в мотке, не разматывая его, имея весы, разновес и масштабную линейку.
6. На столе лежит стеклянная пластинка прямоугольной формы, на ней – кусок свинца. Имеются мензурка и масштабная линейка. Определить среднее давление стеклянной пластинки на поверхность стола (Плотность стекла – 2,6 г/см).
7. Возьмите кусок медной проволоки произвольной длины. Пользуясь только линейкой и таблицами, рассчитайте её сопротивление.
8. Имеется 8 одинаковых по форме шариков один из которых полый. Как с помощью только двух взвешиваний определить какой из них полый?
9. В ящике стола лежали два одинаковых бруска. Один из них был изготовлен из мягкого железа и магнитными свойствами не обладал (точнее, не был магнитом), а второй – стальной и намагничен. Как пользуясь только этими двумя брусками отличить магнит от простого железа.
10. Необходимо как можно точнее узнать диаметр сравнительно тонкой проволоки располагая для этой цели только школьной тетрадью в клетку и карандашом. Как следует поступить?
11. Как определить массу некоторого тела с помощью штатива, пружины, линейки и единственной гири известной массы.
Разноуровневые задачи на смекалку для учащихся 7–9-х классов школьной олимпиады
1. Действует ли сила тяготения между космонавтом и Землёй, когда космонавт, как говорят, находится в состоянии невесомости?
2. Два поезда идут навстречу друг другу: один – ускоренно на север, а другой – замедленно на юг. Как направлены ускорения двух поездов?
3. Для отделения зёрен ржи от ядовитых зёрен спорыни смесь высыпают в воду, и зёрна ржи, и зёрна спорыни в ней тонут. А затем в воду добавляют соль и зёрна спорыни начинают всплывать, а ржаные остаются на дне. Объясните явление.
4. В одинаковых ли направлениях относительно друг друга движутся капли дождя, идущих над Невой и идущих над Днепром в безветренную погоду?
5. Если из винтовки выстрелить в варёное яйцо, в нём образуется отверстие. Если выстрелить в сырое, то оно разлетится. Как это объяснить?
6. Двигаясь по сыпучему песку или рыхлому снегу, мы затрачиваем больше энергии, чем при движении по твёрдой дороге. Почему?
7. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в тёмный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновение с белой тканью? Объясните происходящее явление?
8. Против течения моторная лодка плывёт медленнее, чем в стоячей воде, зато по течению – быстрее. Где удастся проплыть быстрее одно и то же расстояние туда и обратно – в реке или в озере.
9. Человек, стоя на платформе весов, быстро приседает и выпрямляется. Как изменяются показания весов во время этого движения?
10. За счёт чего увеличивается потенциальная энергия поднимающегося воздушного шара?
11. В стакане плавает кусок льда. Как изменится уровень воды, когда лёд растает? Изменится ли ответ, если во льду находится кусок пробки? Стальная гайка?
12. В небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросить в воду?
13. В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули ведро воды и вылили в бассейн. Где после этого выше уровень воды – в лодке или в бассейне? Как изменился уровень воды в бассейне?
14. Потонет ли в воде стеклянная бутылка, доверху наполненная водой? А бутылка с ртутью – в ртути?
15. Пластмассовый брусок плавает на поверхности воды. Как изменится глубина погружения бруска в воду, если поверх воды налить слой масла, полностью покрывающий брусок?
16. На рычажных весах уравновешен гирями сосуд с водой. Нарушится ли равновесие, если в воду погрузить подвешенный на нити стальной брусок так, чтобы он не касался дна?
17. В озере на некоторой глубине плавает полый шар, полностью погружённый в воду. Можно ли считать, что шар находится в состоянии невесомости, поскольку его вес в воде “полностью исчез”? Будет ли ощущать невесомость человек, находящийся внутри шара?
18. В воде на некоторой глубине плавает полый шар. Вернётся ли он на прежнюю глубину, если его погрузить ниже и отпустить?
19. Сплошные шары – алюминиевый и железный – уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи, когда шары имеют: а) одинаковую массу; б) одинаковый объём.
20. На дне сосуда с водой находится примёрзший шарик из льда. Как изменится уровень воды в сосуде, когда лёд растает?
21. В повести И.С.Соклова-Микитова “Весна в Чуне” есть такие строки: “Выследив стадо лосей, медведь старается отбить одного лося, потом гоняет его по глубокому снегу. Крепкий наст выдерживает тяжесть медведя. Провалившегося в снегу лося медведь преследует, пока тот не остановится от изнеможения”. Почему лось проваливается в снег, а медведь нет?
22. Для открывания стеклянного флакона с туго притёртой пробкой рекомендуется горлышко банки нагреть. Почему?
23. На тонких шёлковых нитях подвешены две одинаковые лёгкие бумажные гильзы, одна из них заряжена, другая – нет. Как определить, которая из них заряжена, не располагая какими-либо приборами и материалами?
24. Если у Вас имеется два непроградуированных термометра, как определить, который из них нагрет больше?
25. Нормальная температура человека приблизительно равна 37°С. Почему же человеку тепло при 25°С и очень жарко при 37°С?
26. Кому случалось наливать через воронку жидкость в бутылку, тот знает, что нужно время от времени воронку приподнимать, иначе жидкость из неё не выливается в бутылку. Почему? Предложите конструкцию воронки, свободной от этого недостатка.
27. Почему ручные часы рекомендуется заводить утром, а не вечером при снятии их с руки?
28. Из какого материала должны быть сделаны гири, чтобы при точном взвешивании можно было не вводить поправки на потерю веса а воздухе?
29. Почему самолёт при повороте наклоняется в сторону поворота, а корабль – в противоположную сторону?
Задачи на смекалку
Как с помощью длинной палки, трехлитровой банки и мотка веревки измерить массу улова?
В облачную или безоблачную погоду лучше виден след от самолета?
Почему температура кипения бензина в справочных таблицах указана интервалом (от 20 до 400 градусов)?
Как будут меняться показания термометра, если его обдувает ветер? Зимой, при резком потеплении, стены кирпичных домов покрываются инеем. Объясните это явление. Интересно и то, что налет инея получается неравномерный. Где слой инея толще?
Облака состоят из мелких капелек воды. Почему же они не падают под действием силы тяжести на землю?
Выдули мыльный пузырь. Некоторое время он поднимался, а потом стал опускаться. Почему?
Почему от кипятка стеклянная посуда может треснуть? Почему горячий компот в стакане охлаждается быстрее, чем густой кисель, который долгое время остается горячим?
Где будет дольше оседать пыль, поднятая космическим кораблем: на Земле или на Луне, если сила тяжести на Луне, меньше чем на Земле почти 6 раз?
Сложенные вместе оконные стекла практически невозможно отделить друг от друга, особенно, если они предварительно смочены. Почему? Предложи способ транспортировки нескольких стекол, чтобы они не “слиплись”.
Если на бумаге оказались жирные пятна (пусть даже незаметные глазу), то чернильная ручка «откажется» писать в этих местах. Почему?
Какова будет форма жидкости, если перелить её из стакана в круглую колбу, в коническую мензурку? Изменится ли при этом объём жидкости?
Цилиндрическая кастрюля доверху заполнена водой. Как отлить ровно половину воды?
Определите длину нитки в катушке.
Почему, если капнуть маленькую каплю масла на воду, она растекается, но не по всей поверхности воды, а только по определенной площади. Почему?
На каком свойстве воды основано удаление воды из белья после стирки (отжим)?
Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно увидеть, что плавающие в воде мелкие капельки жира непрерывно движутся. Объясните почему?
Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?
Как сделать так, чтобы стекло не смачивалось водой?
Длина столбика ртути в трубке медицинского термометра увеличилась Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Как изменился объем каждой молекулы ртути в термометре?
Какие молекулы движутся быстрее при 100°С: молекулы «пара» или «воды»?
Источник