История возникновения античных сосудов
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Древнегречекая вазопись.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Древнегречекая вазопись.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
Древнегречекая вазопись.
– сцены военных походов и сражений;
Древнегречекая вазопись.
– изображения музыкантов и танцоров;
Древнегречекая вазопись.
– колесничих и моряков,
Древнегречекая вазопись.
– пирующих и скорбящих,
Древнегречекая вазопись.
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
Существуют различные виды древнегреческих сосудов. Посуда в то время ценилась не меньше, чем золото. В Древней Греции каждый сосуд имел свое предназначение. Какие-то емкости использовались для воды, другие для масла, а третьи для вина. На данный момент известно около 20 основных видов древнегреческих сосудов.
Сосуд килик
Такой древнегреческий сосуд изготавливали не только из керамических материалов, но и из металла. В основном килик использовали для питья. Что касается формы сосуда, то она открытая. Внешне килик напоминал плоскую чашу, имеющую ножку. Чаще всего эту деталь сосуда делали вытянутой и достаточно тонкой. Помимо ножки, килик имел несколько ручек.
Кратер и псиктер
Кратер – это древнегреческий сосуд для вина. Изготавливали его с достаточно широким горлышком. Применялся кратер, как правило, для смешивания нескольких разновидностей крепких вин с водой. Такой кувшин для удобства оснащали двумя ручками, располагающимися по бокам.
Что касается псиктера, то этот сосуд имел высокую ножку цилиндрической формы. Благодаря такой конструкции, емкость помещалась в посуду с большим объемом. Чаще всего сосуд использовали для охлаждения напитков, наполнили его холодной водой или льдом.
Гидрия
Этот древнегреческий сосуд изготавливали только из керамических материалов. Однако существуют экземпляры, созданные из металла. По форме сосуд напоминал широкую емкость с широким горлышком. Гидрии, как правило, оснащалась двумя ручками, которые располагались по горизонтали между плечиками и венчиком. Но это необязательно. Существовали гидрии и с одной ручкой, расположенной вертикально.
На поверхность таких емкостей нередко наносили роспись. Использовался данный древнегреческий сосуд для воды, вина и прочих напитков.
Кальпида и ойнохойя
Кальпида – это сосуд, который использовался для воды. Однако нередко такая емкость служила в качестве урны, в которой хранился прах усопшего.
Что касается ойнохойя, то этот сосуд имел форму кувшина с носиком. Такая конструкция позволяла использовать емкость как посуду для разнообразных напитков. Чаще всего ойнохойя наполнялась вином. Возле горлышка имелось три стока. Это позволяло быстро наполнять бокалы напитками.
Амфора и пелика
Амфора – это древнегреческий сосуд для масла, который обладал овальной формой. Для удобства емкость оснащалась двумя ручками. Нередко такую посуду использовали и для вина. Однако амфора, как и кальпида, нередко использовалась для хранения праха усопшего. Также сосуд применялся во время голосования. Объем амфоры составлял 26,3 литра. С помощью такого сосуда проводили измерения количества жидкости. Изготавливали такую посуду из стекла, древесины, серебра или из бронзы.
В Древней Греции существовало множество разнообразной посуды. Для хранения напитков, масла и сыпучих продуктов использовался такой сосуд, как пелика. Он обладал расширенной формой от самого верха до низа. По бокам емкости располагались вертикально две ручки.
Панафинейская амфора и лутрофор
Существовал также древнегреческий сосуд, который вручался победителям Панафинейских состязаний. Это был очень ценный подарок. Такой сосуд назывался Панафинейской амфорой. Изготавливали емкость в Афинах. Первое упоминание о таком сосуде датируется 566 годом до нашей эры. Перед вручением емкость наполняли маслом.
Некоторые сосуды использовались для проведения свадебных ритуалов. Такая емкость называлась лутрофором. Сосуд обладал высоким туловом и узким длинным горлышком. Лутрофор украшали две ручки и широкий венчик. Водой, находящейся в этом сосуде, омывали невесту перед свадьбой. Этот ритуал выполнялся неукоснительно. После смерти девушки лутрофор клали вместе с усопшей в могилу. Спустя некоторое время такими сосудами стали украшать все места захоронений.
Стамнос и арибалл
Стамнос – это древнегреческий сосуд, который обладал короткой горловиной и широким отверстием в нем. По краям емкости располагались ручки, благодаря которым ее было удобно держать. Хранили в таких сосудах вино.
Арибалл – это небольшой сосуд, в котором спортсмены-гимнасты хранили масло. Носили емкость в мешочке на поясе. Помимо этого, арибалл использовали для хранения парфюмерных мазей.
Алабастр и пиксида
При проведении раскопок нередко находили древнегреческий сосуд в виде рога, чаши или конуса. Весьма необычайной формой обладал алабастр. Этот сосуд был продолговатым и имел плоское горлышко, на котором располагалось специальное ушко, позволяющее подвешивать емкость. Это была главная особенность алабастра. Дно сосуда было аккуратно закруглено. Изготавливалась такая посуда из алебастра, металла, стекла или обожженной глины. С наружной стороны сосуд украшался орнаментом. Применяли такую емкость для хранения ароматических составов.
Овальной или круглой формой обладала пиксида. Внутри такого сосуда хранили разнообразные украшения. Нередко емкость наполняли пряностями и мазями. Изготавливали пиксиду из слоновой кости, дерева или золота.
Лекиф и скифос
В основном сосуды в Древней Греции использовались для хранения вина, масла или мазей. Это было удобно и практично. Сосуд лекиф использовали для масла. Сначала такую посуду изготавливали конусообразной формы, а затем стали делать цилиндрическими. На одной стороне сосуда имелась ручка. Еще одна особенность емкости – узкое горлышко. Стоит отметить, что лекиф нередко использовали для проведения похоронного ритуала.
Скифос обычно использовали для питья. Эта емкость внешне напоминала чашу с несколькими горизонтальными ручками. Объем сосуда составлял 270 мл. Древние римляне и греки использовали скифос для измерения количества жидкости.
Канфар, ритон и киаф
Некоторые сосуды в Древней Греции внешне напоминали черпак. К такой посуде относится киаф. Сосуд имел достаточно длинную ручку изогнутой формы. Емкость внешне напоминала чашу, которую можно было поставить на ровную поверхность. Держалась она за счет небольших ножек на дне емкости. Объем сосуда составлял 450 мл. Применяли его для измерения количества сыпучих продуктов и жидкостей.
Канфар – это древнегреческий сосуд, напоминающий кубок. Он имел высокую ножку и несколько ручек. Применяли его в основном для питья. Легенды Древней Греции указывают на то, что канфар был атрибутом самого бога Диониса.
Среди сосудов встречались и весьма оригинальные экземпляры. Емкость под названием ритон имела воронкообразную форму. Нередко такой сосуд выполняли в форме головы человека, птицы или животного. Для изготовления ритона использовали металл или керамические материалы.
Это лишь небольшой список самых известных сосудов Древней Греции. Для каждого особого случая использовалась определенная посуда. Что касается материала, предназначенного для ее изготовления, и росписей, то все зависело от предпочтений и материального состояния человека.
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.