Из обожженной глины сосуд
Амфоры медленно, но верно захватывают умы виноделов по всему миру. Глиняные сосуды можно обнаружить в погребах Фриули и Тосканы, Риохи и Дору, Паарля и Напы. Они появились даже в святая святых классического виноделия – в Шампани, Бордо и Бургундии. Разбираемся, в чем их смысл и какие вина из амфор стоит попробовать.
Привет из прошлого
Казалось бы, вот тебе и стальные чаны с контролем температуры, и пневматические прессы, и прочее современное оборудование. Но нет, виноделы активно ударяются в прошлое и упражняются с амфорами, глиняными сосудами, в которых делали вино еще 6000 лет назад. Об этом свидетельствуют найденные черепки амфор и следы культурного винограда на территории современной Грузии. Кроме того, осколки древних глиняных горшков находили на виноградниках Португалии, Испании, Франции и Италии.
Долгое время основным столпом амфорного виноделия была Грузия. Уже оттуда практика распространилась по всей Европе: Италии, Словении, Австрии, Франции, Испании и Португалии. Поклонников горшочков можно встретить как в развивающихся регионах, так и классических, вроде Бордо и Шампани.
Как называют глиняные сосуды в разных странах
- Amphora (амфора) – Италия
- Qvevri (квеври) – Грузия
- Tinaja (тинаха) – Испания
- Talha (талья) – Португалия
- Karas (карас) – Армения
В чем смысл амфор
Резонный вопрос – зачем вообще нужны горшочки виноделам? Для некоторых амфоры – целая философия. Философия минимального вмешательства в виноделие, использования исключительно натуральных материалов. Культовый винодел из Фриули Йошко Гравнер говорит, что «терракота оголяет все недостатки вина так же, как и подчеркивает его достоинства».
Для других виноделов – это исторический реверанс. Дескать, так делали предки, и я так буду делать. Особенно это работает, если выкапываешь на территории виноградника осколки древних сосудов. Для кого-то амфоры – любопытный энологический эксперимент, желание сделать что-то новое, раскрыть потенциал винограда. Не надо забывать и о тех, кто хотят держать нос по ветру или «выстрелить», пока амфоры в моде.
Хорошо, с целями все более-менее понятно. А в чем же смысл амфоры в практическом плане? Тут эксперты-теоретики объясняют, что сделанные из глины сосуды имеют поры, поэтому воздухопроницаемы и, вероятно, обеспечивают микрооксидацию вина, сравнимую с тем, что происходит при винификации и выдержке в дубовых бочках, но при этом без влияния дуба на вкус. Это весомый аргумент. Но достаточно часто, и в первую очередь в самой Грузии, амфоры изнутри обрабатывают пчелиным воском, так что «поры» в глине «не работают».
Виноделы-практики могут заметить, что амфора обеспечивает особый температурный режим сусла без внешнего термоконтроля, поскольку глина отличается высокой теплопроводностью. А эзотерики легко обоснуют, что вся соль – в форме амфоры, приближенной к яйцу, и споют оду ее плавным абрисам, в которых особенным образом заворачиваются потоки энергии.
Как амфоры применяются на практике
Вариантов производственной цепочки с использованием амфор несколько. Виноград, как с гребнями, так и без, может бродить в амфоре. В интерпретациях кахетинского метода белый виноград загружают в квеври целыми кистями, без гребнеотделения. Брожение и выдержка проходят со всей массой мезги. После окончания брожения вся масса оседает на дно сосуда, который тщательно закупоривают до весны, то есть на 4-6 месяцев. В современной интерпретации все чаще виноград загружают без гребней, чтобы избавиться от лишней терпкости. Такой винодельческий процесс – предмет гордости грузинов, тем более, что в 2013 году кахетинский метод был уже официально признан и включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Некоторые виноделы предпочитают выдерживать вино в амфорах без мезги и переливают его в другую глиняную емкость. Культовый винодел из Фриули Йошко Гравнер и его сосед Паоло Водопивец после выдержки вина в сосудах отправляют его в дубовые бочки. Иногда вино в амфорах только бродит, а как только успокаивается, отправляется в дуб, как на армянской винодельне Voskevaz. На винодельне Zorah, тоже в Армении, предпочитают ферментировать сусло в цементных яйцах, а уже после этого выдерживать вино в карасах. И наконец, особо хитрые могут сбраживать и выдерживать в терракоте лишь часть винограда, особенно, если речь идет о бленде нескольких сортов.
Амфорные вариации
Помимо сложных порой манипуляций винодел также выбирает свой тип амфоры. Заглянув только в один погреб Domaine de l`Ecu (Долина Луары) можно увидеть небольшие горшочки по 160 и 350 л или большие сосуды на 1000 л. Амфоры отличаются по форме, составу глины, толщине стенок. Все эти факторы, по мнению виноделов, существенно влияют на вино.
К тому же перед виноделами встает вопрос: закапывать горшок в землю или нет? Согласно кахетинскому методу, квеври глубоко запрятаны в землю – виднеется только горлышко. Таким образом создается этакий температурный контроль. Итальянка Элизабетта Форадори держит свои горшки в специальных сотах, у тосканцев Petrolo они спокойно стоят на «своих двоих». А в Zorah одни карасы немного выглядывают из земли, а другие располагаются на треножниках.
Чем отличается амфорное вино от оранжевого
Люди часто путают понятия амфорного и оранжевого вина, мол, «все равно одна фигня». На самом деле важно понимать, что амфорное вино не всегда оранжевое, а оранж – не всегда сделан в амфоре. Янтарный цвет вино приобретает из-за ферментации белых сортов на шкурке, а не из-за контакта с амфорой. Как вы знаете, обычно при производстве белых вин кожица не участвуют в процессе – ее почти сразу отбрасывают после прессования. Но как раз в шкурке, даже белого сорта, и находятся танины и красящие вещества.
Амфорное вино из белых сортов чаще всего будет оранжевым, но при этом в горшочках экспериментируют и с красными винами. Посмотрите, например, на Foradori и их вина из автохтонного сорта терольдего или Petrolo и их кюве из санджовезе.
8 амфорных вин, которые стоит попробовать
Слева направо: Besini Qvevri White 2017; Vodopivec Solo Venezia Giulia IGT 2014; COS Pithos Rosso Vittoria Rosso DOCG 2016; Лефкадия Амфорное 2016
Besini Qvevri White 2017, Грузия, Кахетия
Ркацители 100%. Ферментация на гребнях и выдержка 12 мес. в амфорах.
Хозяйство Besini привержено самым передовым винодельческим технологиям во всем, начиная от высадки виноградников по бордоским канонам и заканчивая суперсовременной винодельней, возведенной с нуля за последние несколько лет. Производство вин в квеври компания начала в 2015 году и каждый год наращивает парк сосудов.
Вина из квеври получаются сбалансированными, чистыми, без дефектов. В бокале вас ждет насыщенный вкус и обаятельный финиш с абрикосовым оттенком.
Vodopivec Solo Venezia Giulia IGT 2014, Фриули, Италия
Витовска 100%. Ферментация в амфорах, выдержка 23 мес. в славонском дубе.
Паоло Водопивец по следам своего великого соседа Йошко Гравнера побывал в Грузии, был очарован квеври и с 2005 года использует терракотовые амфоры для ферментации. Паоло говорит, что амфоры идеальны для ферментации, так как, в отличие от дуба, не агрессивны и дают винограду развить свой характер.
Естественный контроль температуры брожения в закопанной амфоре помогает вину становиться «зеркалом природы». Но дело не только в технических нюансах: «Мне важно сознавать, что вино бродит в сосуде, возникшем из самой земли, оно как ребенок в чреве матери. Терракота вынашивает в себе живой божественный напиток».
Богатое вино со сложным ароматом сладких фруктов, леса, благородных цветов, конфитюра из апельсинов, крыжовника, полевых травы. Освежающее и бодрое.
COS Pithos Rosso Vittoria Rosso DOCG 2016, Сицилия, Италия
Фраппато ди виттория 40%, неро д’авола 60%. Ферментация и выдержка в амфорах 10 мес.
COS – аббревиатура первых букв фамилий основателей (Cilia-Occhipinti-Strano) известной биодинамической винодельни на юго-востоке Сицилии в окрестностях городка Бастонака. Владельцы избавились от дубовых бочек и полностью перешли на амфоры. Сегодня на винодельне около 150 закопанных глиняных емкостей объемом 400 л.
Разноплановое вино с тонами красных спелых и сушеных ягод, дыма, хвои, укропа и рассола. Симпатичное био-шмио, которое идеально подойдет к тартару из говядины с перцем.
Лефкадия Амфорное 2016, Краснодарский край, Россия
Мерло, каберне совиньон. Ферментация с частью гребней в незакопанных и закопанных (300 л) амфорах, выдержка 9 мес. в незакопанных амфорах объемом 700 и 500 л.
Проект с амфорами – одна из любимых затей Михаила Николаева. С микровинификациями в амфорах в «Лефкадии» экспериментируют довольно давно, так что Михаил даже сделал вывод, что амфоры, купленные в Каталонии, сделаны из более пористой терракоты, чем грузинские квеври, а ему это и нужно.
Вино с фруктовым понятным ароматом вишни, граната, мягкими танинами, продолжительным послевкусием. Ровное, нареканий нет.
Слева направо: Petrolo Bòggina A Val d’Arno di Sopra DOC 2015; Gravner Ribolla 2010; Foradori Sgarzon 2017; Zorah Yeraz 2013
Petrolo Bòggina A Val d’Arno di Sopra DOC 2015, Тоскана, Италия
Санджовезе 100%. Ферментация в 300- и 500-литровых амфорах с регулярным пижажем. Выдержка без мезги в запечатанных амфорах 6 мес.
Линейка вин Boggina идет с одноименного крю в 5,5 га, засаженного в 1947 году исключительно санджовезе. С 2011 года в хозяйстве экспериментируют с амфорами – так владельцы отдают дань уважения истории земли, где жили и делали в терракоте вино этруски. Наряду с Boggina С –100% санджовезе с исторического виноградника теперь делают Boggina A – оно же, но с ферментацией и выдержкой в амфорах. Производство Boggina A ограничено, всего 1500 бутылок в год.
Женственное, элегантное вино с хорошей кислотностью. Ягодный, мягкий, сочный и чистый образец с тонами вишни, ежевики, карандашной стружки.
Gravner Ribolla 2010, Фриули, Италия
Риболла джалла 100%. Ферментация на мезге 6 мес. в закопанных амфорах. После снятия вина с осадка и прессования вино переливают назад в амфоры на 5-6 месяцев, а затем помещают в ботти на выдержку в течение 6 лет.
Винодел Йошко Гравнер – пионер амфорного виноделия в Италии. Тема глиняных сосудов захватила его в 2000 году после поездки в Грузию.
Вино медно-янтарного цвета с золотистым блеском. В сложном насыщенном аромате раскрываются тона орехов, миндаля, сушеных яблок, меда, карамели и апельсиновой цедры. Полнотелое, богатое, округлое во вкусе с длительным интенсивным послевкусием.
Foradori Sgarzon 2017, Альто-Адидже, Италия
Терольдего 100%. Ферментация с гребнями, выдержка в больших не вкопанных в землю глиняных амфорах 8 мес.
Элизабетта Форадори – культовый винодел Альто-Адидже, которая занимается возрождением сорта терольдего. Также она известна одними из самых известных амфорных кюве.
В бокале раскрываются ароматы черных ягод, апельсиновой цедры, сигарного дыма и копченостей. Среднетелое, элегантное и богатое во вкусе, с плотной текстурой, бархатистыми танинами и нотками молотого перца и чернослива в долгом послевкусии.
Zorah Yeraz 2013, Армения
Арени нуар 100%. Ферментация без гребней в цементных яйцах, выдержка 24 мес. в карасах, довыдержка в больших необожженных бочках из франц. дуба.
Топовое красное вино со 100-летних лоз. Урожай 2013 года Артур Саркисян, автор гида «Армянские вина», назвал лучшим в истории хозяйства, оценив в 93 балла.
Это свежее, текстурное, ягодное, сочное вино. В аромате фиалка, скотный двор, малина и голубика. Во вкусе освежающее, бодрое и очень дружественное, со слегка джемовой сладковатостью.
Фото на обложке: Андрей Ковалев.
Фото: архив SWN.
Источник
Алабастр
Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.
Амфора
Овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.
Арибалл
Небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей.
Аскос
Небольшой плоский ритуальный сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью.
Балакиръ
Кувшин, кринка, горлан, горшок для молока.
Блюдо
Большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.
Бо
Древнекитайская чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.
Братина
Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) — сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком;
большая деревянная чашка.
Бутылка
Узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин;
портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.
Бутыль
Большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.
Ваза
(по В.И. Далю) — сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху,
для украшения покоев и зданий.
Гидрия
Керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.
Глек
Глек, глечек — кринка, малый горлач.
Горлан
Горлан (по Далю) — кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.
Дискос
(по Далю) — церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену — дископокровец.
Ендова
(по Далю) — широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем.
Канфар
Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.
Киаф
Сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на
ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и
как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).
Килик
Керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.
Кратер
Сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.
Кринка
Кринка, криночка, (по Далю) малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.
Кубан
Кубан (по Далю) — большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.
Кубатка
то же, что и горлач.
Кувшин
Кувшин (по В.И. Далю) – – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.
Кумка
Кумка (по Далю) — чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.
Лебес
Лебес (греч. котел) — большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления
пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.
Лекиф
Лекиф — древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Лутрофор
Лутрофор — сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом,
широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным
украшением любых могил.
Миса
Миса, миска, мисочка (по Далю) — чаша, чашка; посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол.
Мисник
Мисник (по Далю) – – поставец, судница, полки или шкаф для посуды.
Ойнохоя
Ойнохоя — кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
Окрин
Окрин (по Далю) — церковный сосуд, чаша; кувшин, горлач; ваза.
Патера
Патера — глубокая или плоская чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.
Пелика
Пелика — расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.
Пиксида
Пиксида (греч. самшит) — круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.
Пин
Пин – – древнеяпонская бутыль с округлым горлышком
Посуда
Посуда (по В.И. Далю) — домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.
Псиктер
Псиктер — сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.
Ритон
Ритон (греч. рог для питья) – – керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.
Скифос
Скифос (или котила) — сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался рим-
лянами как мера жидкости (0,27 л).
Сосуд
Сосуд (по Далю) – – посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо,
особенно жидкости. Все содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.
Стамнос
Стамнос — сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.
Стопа
Стопа, коноб — кружка, большой бокал, который обходит в круговую.
Тарелка
Тарелка (по Далю — тарелъ стар, тале(и)рка) столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружек, на котором крошат
мясо.
Урна
Урна — древнеримские сосуды для сбора и захоронения праха умершего. Для особо знатных погребений изготовлялись лицевые и фигур-
ные урны, домашние ларцы для пепла. Часто изящно выполненную урну помещали в более грубо обработанную.
Фиала
Фиала — сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.
Фляга
Фляга, фляжка (по Далю) — бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.
Ху
Ху — древнекитайский высокогорлый кувшин с выпуклым туловом, обычно украшенный рисунками рыб.
Циста
Циста (лат. корзина) — цилиндрический ларец для хранения туалетных принадлежностей.
Чаша
Чаша (по Далю) — сосуд полушаром или около того; братина; миса.
Чашка
Чашка — небольшой округлый сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, мис(к)а, ставец.
Источник: Бугамаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-дону. .”Феникс”, 2000 г.
Источник