Изготовление сосуда из пластилина
Так как зверей я лепить умею, то как-то так по инерции я считала, что и посуду тоже могу. Раньше, при обучении лепке, я ограничивалась корзиной и парой чашек, после чего радостно возвращалась к теме «звери».
Отчасти меня можно понять – биофак я закончила потому, что душевно люблю всё живое, неодушевлённые предметы мне как-то далеко не так интересны. Однако, сейчас, решив отнестись к урокам лепки честно и беспристрастно, я решила – исходно предки лепили именно посуду, и нам надо осваивать ассортимент пошире. Например, кувшин. С одной стороны, кувшинов этих в продаже полно, значит, это не сверхсложные технологии, с другой – на деле как слепить кувшин я не…представляю. Наверно, по ходу догадаюсь?
(Сразу предупреждаю – эта статья -о том, как кувшин не очень-то и слепился. То есть о сложностях лепки из пластилина крупных пустотелых объектов. О том, как у меня всё же получилось слепить кувшин из пластилина-читайте продолжение этой статьи.)
Итак, взяла кусок пластилина с мой взрослый кулак, села за стол и стала усиленно думать: как конкретно действовать. В промышленности густой глиняный раствор заливают в формы. Ну, с пластилином это не прокатит.
Ручным способом глиняные крынки изготовляют на гончарном круге. А я хочу кувшин. Глина мягче пластилина и в целом иной консистенции. Круга у меня нет, да и непонятно как я стала бы углубляться в восковые тверди пластилина. Из одного куска явно не слепить – внутрь сосуда моя рука и не влезет, значит я не смогу контролировать толщину стенок и вообще внутри посуда будет необработанная. Негоже. Кувшин нужен для того,чтобы в нём что-то хранить, его вместимость-самая важная характеристика. И качество обработки этого вместилища. Если я сделаю непустотелую фигуру в форме кувшина, это будет курам на смех – дом без комнат, муляж! Никакой самый расчудесный узор на боках не скомпенсирует .
Дааа , пластилин-то это вам не глина.
Ладно, кувшин лепить надо. Задача была явно нерешаемая, и я из одной упёртости стала лепить по частям.
Разделила кусок на части: дно, бока , ручка(и ещё кусок для того,чего пока не знаю). Изделие должно получиться высоким, и мне придётся всячески удлинять.
Слепила дно в виде миски, бока- плоский прямоугольник, свернула трубкой и сделала бока слегка «пузатыми».
Уже на этой стадии стало ясно,что и по частям собранный кувшин не будет ни крепким, ни внутренне-качественным – рука у меня опять не входила в получавшуюся заготовку.
Хха!..Пластилина-то у меня полно, но,если идти по пути увеличения объёма посудины, мне надо исходить из того, что в горлышко должна беспрепятственно проходить кисть моей руки. Входить и выходить. В этом случае я на ощупь смогу загладить внутреннюю поверхность. Ну уж нет, слепить крокодила в четверть метра я могу – я его сфотографирую в назидание предками потомкам. Но слепить полутора или двухлитровый кувшин, разгладить и зачистить все его внутренние шероховатости только чтобы было -ведь мне из него не то что молока, воды пить не доведётся. Нет, такая работа безысходна. Я даже сфотографировать этот интер-ер не смогу. Впору задуматься-а возможно ли слепить кувшин из пластилина?
Вобщем, отбросив (анти)утопические прожекты насчёт увеличения размера изделия, возвращаюсь к тому ,что имеем -это напоминает бокал. Довольно кривой: пока я теоретизировала, он лежал на боку и – надо же!- успел вмяться. Как сумела вернула изделию «симметрию форм», лихо сделала широкую полосу для «горлышка»,свернула кольцом и примазала к верхней части «бокала».Ничё так, горлышко получилось, широконькое. Но рука всё равно не входит. Такие дела. Ручку скатать и прикрепить тоже казалось бы не трудно, однако…хотя я и сделала её весьма толстой, но-смотри ж ты-сам «кувшин»настолько тяжёл,что ручка не держит,гнётся.
Как слепить кувшин из пластилина?
Можно сказать,я потерпела фиаско с пластилиновым кувшином.С другой стороны-отрицательный результат , это тоже результат. Я довольна: рассеялись некоторые мои идеалистические представления. На практике я узнала, что у пластилина и глины ДЕЙСТВИТЕЛЬНО разные свойства и возможности использования.
Теперь я точно знаю почему не стану впредь делать ставку на высокие пустотелые пластилиновые изделия. Так вот,век живи,век учись. А у вас есть возможность поучиться на моих ошибках. Однако,если вам известен способ слепить хороший и качественный кувшин из пластилина, пожалуйста, напишите мне, и я поучусь у вас.
Кувшин из пластилина ваяли и конструировали Handykids.ru .
Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления нашего блога Handykids.ru l
Метки: лепка конструктивным способом
Google+
Марина Новикова
Источник
6 класс раздел ДПИ «Народное и современное декоративно – прикладное искусство»
2 урок
Тема: «Лепка декоративного сосуда»
Цели и задачи: обучение лепки декоративных изделий, развитие художественно – творческих способностей учащихся, понимание красоты, богатства, разнообразие глиняных изделий. Воспитание интереса к декоративной работе, предметам быта и их украшений.
Материалы: картон, стек, глина, салфетки, фактура, скалка.
Оборудование для учителя: мультимедиа, магнитофон, предметы быта (глиняная посуда). Использование классной доски, глина, салфетки, стек.
Ход урока:
Здравствуйте ребята!
-Ребята, скажите, чем мы занимались на прошлом уроке?
-На прошлом уроке мы выполнили эскизы декоративных ваз в карандаше (показ работ учащихся)
-А из чего можно выполнить данную работу? из глины, из пластилина
– А как можно выполнить этот эскиз?
– Можно выполнить из пласта глины, можно применить лепку из жгутов (ответы детей)
– Сегодня мы с вами должны закончить работу, чтобы все увидели результат. Мы выполним лепку декоративного сосуда из глины, украсив её внешний вид декорированием различной фактурой.
сл.слово Декор – придавать красивый вид, украшать.
– выпуклой (шарики, полоски)
– вдавленной – (оттиски различных предметов)
Ребята, готовясь к уроку задавалась вопросом, какой же должен быть состав готовой глины к применению? Может из вас кто – то знает? (ответ ребенка)
Для лепки декоративных изделий подходит глина средней жирности, в нее входит примерно 15% песка. Определить пригодность глины для лепки, можно довольно просто. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатать между ладонями жгут, затем медленно согнуть его пополам. Если на месте сгиба не образуются трещины, то глина пригодна для работы (показ)
Люди еще с незапамятных времен лепили из глины предметы быта, прежде всего посуду.
Может среди вас, кто-то знает историю появления глины? (ответ учащегося)
Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумело человека обжигать посуду на костре.
Ребята, а сейчас обратите свое внимание на экран, вашему вниманию будут представлены слайды, какие существуют способы формования глины:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4слайд
5 слайд
Ребята, а сейчас посмотрите на следующий слайд, какие виды формования глины здесь представлены?
– формование на гончарном круге
– глиняное литье
Сейчас ребята давайте подготовим наши руки для работы. Чтобы наши пальчики были гибкими, умелыми, подвижными. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной. Это вам пригодится в работе.
Физ.минутка:
Карандаш в руке катаю,
между пальчиков верчу,
непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
Ребята, сегодня мы продолжаем работу, которую начали на прошлом уроке. Прежде чем приступить к работе, зачитайте алгоритм выполнения работы по пунктам, который имеется у вас на партах.
Самостоятельная деятельность учащихся
Алгоритм выполнения декоративного сосуда
из пласта глины:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.
3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.
4. При помощи стека срезать лишнее.
5. Скатать дно вазы.
6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра
7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.
8. Декорирование изделия (фактурой)
Алгоритм выполнения декоративного сосуда, спиральная лепка
из жгутов:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать между ладонями
3. Из другого куска глины скатать жгут
4. Все делать последующие жгуты
5. Готовые жгуты приклеивают вдоль краев диска, наращивая стенки
6. Отдельно из коротких жгутов выполнить ручку, завитки
Перед тем как приступить к работе, нужны стеки, колющие и режущие предметы. Вспомним, как ими пользоваться (читают технику безопасности)
1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.
3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.
В работе используем стилизованные изображения (птиц, животных, растений)
сл. слово Стилизация- упрощение природных форм.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Ребята, сейчас мы проведем выставку работ. При просмотре работ на выставке, обратить внимание на аккуратность и правильность выполнении работы.
Ребята, у нас получилась незаконченная выставка работ. Почему эти работы незаконченные? Не в цвете, не прошли обжиг в печи, не покрыты лаком. Правильно, это мы сделаем на последующих уроках. Ребята, а какие чувства вы испытывали при выполнении данной работы? У вас у всех лежат на столе квадраты синий красный, оранжевый. Синий – безразличие, красный- радость , оранжевый- удовлетворение. Возьмите и поднимите тот квадрат, какой вы считаете нужный. Аргументируйте свои ответы.
Вопросы:
1. Где будет использована ваша работа?
2. Какие элементы стилизации вы использовали? Почему?
3. Понравилась ли вам работа?
Можно данную работу использовать для украшения интерьера
На этом наш урок закончен, всем спасибо, до свидания! А вам ребята , спасибо за проявленное творчество!
Алгоритм выполнения декоративного сосуда
из пласта глины:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.
3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.
4. При помощи стека срезать лишнее.
5. Скатать дно вазы.
6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра
7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.
8. Декорирование изделия (фактурой)
Техника безопасности:
1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.
3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.
Алгоритм выполнения декоративного сосуда
из пласта глины:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.
3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.
4. При помощи стека срезать лишнее.
5. Скатать дно вазы.
6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра
7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.
8. Декорирование изделия (фактурой)
Техника безопасности:
1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.
3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.
Источник
Вазы — это изящные сосуды для жидкостей, растений или сыпучих материалов. Их изготавливают из различных материалов: глины, фарфора или стекла, украшают резьбой или лепниной, расписывают красками. Для кукольного домика или подарка маме дети могут соорудить вазу из пластилина. Лепка из этого материала развивает у ребёнка мелкую моторику рук, а также творческое воображение и фантазию.
Исторические сведения о вазах
Первые вазы использовали для хранения сыпучих материалов и жидкостей. Эти сосуды изготавливали исключительно из глины. Готовые изделия для большей прочности обжигали в специальных печах или сушили под солнечными лучами.
Вазами украшали гробницы властителей и богатых жителей городов. В Древнем Египте погребальные амфоры наполняли плодами, золотом и драгоценными камнями. Египтяне верили в то, что фараоны в загробной жизни будут нуждаться в еде и привычных предметах роскоши. Греческие и египетские гончары уже в древние времена украшали свои амфоры бытовыми сценами, растительными орнаментами и изображениями животных. Археологи по подобным находкам воссоздают сцены повседневной жизни, военных сражений, праздничных обрядов.
Создание изделия для кукол
Интерьер кукольного домика можно украсить пластилиновой вазой с цветами. Для изделия понадобится:
- пластилин двух цветов;
- стек с острым кончиком;
- карандаш;
- доска для работы.
На доске раскатывают два разных по размеру шарика из материала одного цвета. Детали соединяют, тщательно растирая пальцами место стыка. Карандашом в меньшей части изделия делаю отверстие, руками формируют горловину вазы. Из пластилина другого цвета необходимо скрутить два тонких жгута. Меньшим оборачивают нижнюю часть вазочки, верхним — горловину. Стеком на изделии рисуют узор, дополняя его цветными геометрическими фигурами. В готовую вазу можно поставить маленький искусственный цветок.
Поделка из банки
На Международный женский день мамы, бабушки и сестры всегда получают открытки и цветы. Ребята из старшей группы детского сада или учащиеся первого-второго класса могут создать своими руками вазу из пластилина. Для изделия в технике пластилинографии необходимо подготовить:
- вытянутую банку с гладкой поверхностью;
- пластилин песочного или светло-коричневого цвета;
- шерстяную зелёную нить;
- крупы;
- стек или зубочистку.
Перед работой нужно размягчить пластилин, разогрев его в руках. Всю поверхность банки покрывают тонким слоем материала. Стеком или зубочисткой рисуют контуры рисунка — цветок с листиками. Зелёной нитью выкладывают веточки и листья растения, сами цветы делают из крупы. Горох — это сердцевина ромашки, а лепестками станут зёрнышки риса.
На обратной стороне изделия крупой можно выложить надпись «8 Марта». Подобную вазу из пластилина сделать можно к любому празднику.
Полосатая ваза из пластилина
Ещё один вариант пластилиновой игрушки — полосатый сосуд. Его можно использовать в кукольном доме, но если сделать вазу достаточно большой и создать дно из картона, то она подойдет в качестве подставки для ручек и карандашей.
Необходимо выбрать пластилин четырёх цветов: синего, сиреневого, жёлтого и красного. Материал разминают и скатывают в тонкие заготовки разной длины. Детали делят пополам. Из одной половины складывают кольцо, соединяя концы синей полоски. Заготовку большего диаметра делают из сиреневой половины. Третья деталь — из жёлтого пластилина. Самое большое кольцо лепят из красного материала. Аналогичным способом заготавливают ещё четыре таких же кольца.
Затем нужно собрать вазу. Если изделие предназначено для кукол, то дно — это пластилиновый блинчик. Для подставки дно вырезают из картона. На нижнюю деталь накладывают самое маленькое кольцо, затем крепят заготовки по нарастающей.
Когда изделие будет готово наполовину, необходимо крепить кольца в обратном порядке — от большего к меньшему. По форме ваза из пластилина для детей напоминает гранату.
Декор бутылки
Красиво выглядят бутылки, оформленные пластилином и росписью. Технология пластилинографии не считается лёгкой, поэтому с ней лучше справятся дети старшего возраста. Для декора бутылки пластилином необходимо:
- пластилин любого цвета (можно взять отработанный);
- стек;
- стеклянная бутылка с ровными гранями;
- зубная паста и щётка;
- кисти и гуашь;
- лак для волос или древесных поверхностей.
Бутылку полностью покрывают тонким слоем пластилина. К верхней части крепят жёлтый блинчик и тонкие полоски — солнце будущего пейзажа. Из полосок разной толщины вылепливают дерево и примазывают его к одной стороне бутылки. На другой грани будет ёлка — пластилиновые треугольники с бахромой, сделанной стеком.
Перед покраской нужно обезжирить изделие. Для этого на всю поверхность бутылки наносят тонкий слой зубной пасты и дают ему подсохнуть. Затем вазу окрашивают. На нижнюю часть наносят белую гуашь — снежный покров, остальное закрашивают голубым. Первый слой краски должен полностью высохнуть. После этого наносят следующий слой и прорисовывают детали: веточки деревьев, снегирей, иней на ели и стволе дерева.
Зубной щёткой рисуют падающие снежинки. Готовую вазу покрывают тонким слоем лака. Её можно использовать для сухих цветов или еловых веток.
Пошаговые мастер-классы позволяют быстро слепить вазу из пластилина. Детям понравится увлекательное занятие по созданию такого изделия, а родители смогут привить своему ребёнку усидчивость и любовь к кропотливой работе.
Источник
Дата: ___________ Предмет:трудовое обучение.
Тема: Способы изготовления кувшина из пластилина.
Цель: развивать художественно-творческие способности;
развивать глазомер;
воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда;
пробуждать фантазию детей.
Задачи: научить детей работать с пластилином;
научить лепить из пластилина кувшин;
развивать мелкую моторику рук;
приобщать к эстетической культуре;
обогащать словарный запас детей.
Оборудование: доска для лепки, стеки, пластилин, тряпочки для вытирания рук.
Орг.момент. Техника бесопасности.
Слайд № 3
Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
За работу, в добрый час!
Организация рабочего места.
-Сегодня мы будем работать с пластилином
Засучим рукава по локоть
На уроке нам необходимо иметь клеёнку, досточки, стеки, пластилин, тряпочки для вытирания рук.
Посмотрите всё ли у всех есть на столе.
Слайд № 4
Правила безопасной работы с пластилином.
Не бери пластилин в рот
Следи, чтобы куски пластилина не падали на пол, иначе они прилипнут к нему
Старайся не испачкать одежду
Используйте для работы специальную дощечку
После работы мой руки или вытирай влажной салфеткой.
2.Актуализация знаний
– Сегодня мы продолжим работу с пластилином .
3.Изучение нового материала
Звучит аудиозапись песни С. Никитина и Н. Матвеевой «Я леплю из пластилина».
– Что хотите сказать? Как вы думаете, ребята, почему наш урок начался с этой песенки?
– Вы правы, потому что сегодня на уроке мы будем учиться работать с пластилином. Как вы считаете, почему у девочки не получались игрушки?
– Какие качества надо проявлять, чтобы ваша поделка была красивой и аккуратной?
– А кто из вас, ребята, может сказать, что такое пластилин? (Ответы учащихся.)
– Пластилин – это специальный материал, который используется для… (лепки).
– Знаете ли вы другие материалы для лепки? (Глина.)
– Глина – это природный материал, а пластилин – материал, созданный человеком. Он также состоит из глины, но в него добавляют специальные вещества, которые делают его более мягким, пластичным. Поэтому из пластилина лепить несколько легче, чем из глины.
Тест .Отметить свойства пластилина и глины.
Проверка.
Слайд № 5
Свойства пластилина:
он мягкий, пластичный, быстро согревается в руках;
не крошится и не размазывается;
не прилипает к рукам, легко отмывается
от рук тёплой водой;
легко лепится к бумаге, картону;
может долго находиться в воде;
пластилин не токсичен
( если ребёнок его попробует,
то с ним ничего не случится);
срок годности не ограничен.
Слайд № 6
Свойства глины:
способность в смеси с водой образовывать тонкие «взвеси» (мутные лужи) и вязкое тесто;
способность набухать в воде;
пластичность глиняного теста, т. е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде;
способность сохранять эту форму и после “высыхания с уменьшением объема;
клейкость;
связующая способность;
водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.
И мы на уроках будем использовать пластилин. Как вы думаете, существуют ли специальные инструменты для работы с пластилином?
– Как называется инструмент для работы с пластилином? (Стека.)
– Откройте ваши коробочки с пластилином. Найдите в них стеки. Что заметили? Почему они имеют разную форму? Правильно, каждая из них играет свою роль.
Физкультминутка.
Слайд № 7.Записать на листочуках приёмы работы с пластилином.
Приемы работы с пластилином:
Скатывание
Придавливание
Раскатывание
Вытягивание
Отщипывание
Сплющивание
Разрезание
-Как вы думаете с каким материалом легче работать глиной или пластилином?
4. Практическая работа.
-Сегодня на уроке будем лепить кувшин.
-Открыли учебники трудового обучения стр 114.
-Какие способы изготовления вы видите?
Слайд № 14-15
1 этап. Сначала делим пластилин на кусочки.
2 этап .Затем из одного кусочка скатываем шарик, сплющиваем его превращая в донышко кувшина.
3 этап. Из других кусочков раскатываем жгутики, и из них, лепим кувшин, плотно прижимая жгутики друг к другу, расширяя к середине кувшин и сужая к верху горлышка.
Дети лепят кувшины под музыку.
Оказание индивидуальной помощи каждому ребенку при необходимости.
5.Итог урока. Рефлексия.
«Закончи предложение»
• Я узнал…
•
• Я теперь знаю…
•
• Мне было интересно…
•
• Я хочу еще узнать…
Ребята какие замечательные у нас получились кувшины, давайте поставим свои кувшины на дощечку сушиться. Чей кувшин вам понравилась больше? Почему? ( Ответы детей…) Славные из вас получились мастера.
6.Дом.задание.
Украсить кувшины.
Источник