Изготовление сосудов ленточным способом

Изготовление сосудов ленточным способом thumbnail

Интересны способы формовки сосудов и сравнение формовочных масс расписной керамики. Большая часть сосудов, украшенных росписью, выполнена из тщательно промытой отстоянной, лишенной каких-либо растительных и прочих примесей, так называемой отмученной массы. О. А. Кульская, исследовавшая фрагменты этой керамики, характеризует их как тонкостенные, отличающиеся плотностью, твердостью, мелко-зернистостью. Температура их обжига свыше 1100°С.

«Отмученная глина», «отмытая глина» — термины, широко употребляемые в трипольеведческой литературе, отражающие процесс очистки глины. Считают, что отсеивание не осуществимо технически. Процесс отмывания глины также трудоемкий. Необходимы большие емкости для образования суспензий, значительное количество воды, разминание и разбавление в воде глины. Не исключая возможности применения такого приема, предполагается, что массовая очистка глины могла производиться путем переработки ее руками в уже замешанном виде на плоской основе — деревянной доске, как делают сельские гончары в наши дни.

Вероятно, трипольцы искали источники хорошего сырья, не требующего сложных процессов его очистки. Во время весенних и летних паводков на берегу накапливались лессово-иловатые отложения. Их масса мелко-структурна, пластична. Изготовленные из них сосуды после обжига получают гладкую ярко-красную поверхность. Подтверждает это предположение этнографический пример. Индийский гончар устанавливал круг на берегу реки и из добытого ила формовал свои изделия.

В этом плане привлекает внимание трипольское поселение Шкаровка, расположенное в пойме реки Рось, где имеется богатое залегание илистых суглинков, являвшихся сырьем для производства керамики. В постройках поселения выявлено несколько гончарных печей и богатый ассортимент посуды. Можно предполагать, что керамическое производство было одной из основных отраслей хозяйства жителей этого поселка.

Посуда из мелкоструктурной массы получает распространение в период развитого Триполья, особенно в западном ареале. Постепенно она проникает и в восточную зону, вначале как импортная, а затем ее производство было освоено местными мастерами. Расписная керамика восточного ареала Трипольско-Кукутенской области вначале резко отличается по составу массы. Она более грубая, не так тщательно отмучена. В составе ее массы довольно большой процент мелкого песка. Как отощитель для расписной керамики Побужья использовались каменистые примеси. Технологию получения отмученной массы гончары поселений восточного региона осваивают со второй половины развитого Триполья (Клищев, В. Кут, Веремье), а на рубеже развитого и позднего Триполья керамика из этой массы преобладает.

В конце развитого и особенно на позднем этапе отмечается тенденция добавления в глиняную массу нескольких отощителей. В так называемую кухонную керамику кроме ракушки добавляют песок. Позднее в некоторых регионах он как отощитель полностью ее вытесняет. Керамика из глины с примесью шамота и песка встречена на многих памятниках позднего Триполья Поднестровья. В плане состава очень своеобразна и сложна масса керамики софиевской группы памятников Поднепровья, содержащая зерна кровавика, сильно измельченную ракушку, охру и выгорающие примеси, вероятно, растительного происхождения.

Во все периоды Триполья прослеживается связь некоторых форм керамики с определенными глинами и отощителями.

Следующий этап начинается с формовки изделия, превращения глиняной массы в полую форму. На раннем этапе, видимо, чаще применялся метод лепки сосудов разных форм из одного куска глины. Их поверхность, особенно внутренняя, обычно сохраняет четкие отпечатки пальцев. Сосуды небольших размеров, изготовленные способом лепки, найдены на многих поселениях раннего и начала развитого Триполья на всей территории распространения культуры. На более поздних этапах этот прием применялся для изготовления посуды малых форм.

Более распространен способ формовки трипольских сосудов из пластин глины. В этом случае прослеживается соединительный шов не только по горизонталям, но и по вертикали. Близкие способы лепки известны и из этнографических примеров. Указанным способом чаще всего формировались крупные сосуды типа зерновиков, получивших распространение в период развитого Триполья.

Высказали мнение о формовке больших биконических сосудов из двух половин. Ленточные слои и соединительный шов между половинками иногда прослеживаются как на внутренней, так и на внешней поверхности сосуда. Таким образом, формовались кувшины-амфоры. На заключительных фазах Триполья этот прием исчезает. Крупные сосуды чаще формовались из трех частей: нижней — усеченно-конической, верхней — близкой к полусферической и, наконец, венчика.

Существовал еще способ формовки сосудов с помощью насыпной болванки. Он осуществлялся с помощью болванки, представляющей собой мешочек, наполненный песком. На такую болванку накладывалась глина и выглаживалась шпателем. Насыпная болванка позволяла наносить глину в более влажном состоянии, чем при лепке ленточным способом, благодаря чему слипание глины происходило без применения щипков. Лепку на болванке можно производить и с помощью ручного гончарного станка, что значительно ускоряло работу. После подсыхания сосуда песок высыпали и мешочек вынимали. Сосуд выравнивался изнутри путем устранения случайных прогибов и легкого проглаживания. Способ лепки на насыпной болванке имел значительные преимущества: обеспечивал большую производительность, давал возможность без излишних предосторожностей изготовлять различные формы сосудов со сложным профилем, начиная лепку как снизу, так и сверху. Экспериментально этот способ был воспроизведен. Таким способом, вероятно, сформованы шаровидные сосуды развитого Триполья Буго-Днепровского междуречья и Поднепровья и поздне-трипольские реповидные сосуды. Зафиксирован этот технологический прием на энеолитических поселениях Ферганы, а также фатьяновской культуры. Но наиболее распространенным принципом формовки трипольской керамики была техника налепа. Основные его приемы кольцевой и спиральный (рис. 1-3).

Способы формовки сосудов

Первая лента тщательно соединялась с днищем путем вминания и заглаживания.

Способы формовки сосудов

По линии соединения лент прослеживаются отпечатки пальцев гончара, подготавливающего край для следующего наращивания стенки. Ширина лент в зависимости от размеров сосуда колеблется в пределах 1-5 см. Их края срезались и подравнивались костяным ножом. Стенки сырых сосудов доводились до нужной формы с помощью ножа и лощила-правила.

Читайте также:  Сепаратор газовый это сосуды

Способы формовки сосудов

Усовершенствование ленточной техники дало возможность изготовлять сосуды сложной профилировки.

Способы формовки сосудов

В период позднего Триполья применялся новый метод формовки, усиливающий прочность соединения лент между собой, — вытягивание пальцами глины от дна к венчику поперек лент. Такой же прием при формовке больших горшков из лент с подправкой на гончарном круге существовал вплоть до средневековья.

Таким образом, тулово трипольских сосудов в основном изготовлялось двумя способами: из отдельных пластин, что больше характерно для восточного ареала, или горизонтально кольцевыми налепами, получившими широкое распространение в западной зоне Трипольско-Кукутенской области.

Источник

Ручное формирование глиняных сосудов предшествовало формовке на гончарном круге. Продолжая развиваться параллельно с ней какое то время.

В наше время еще остались мастера, которые продолжают изготавливать посуду дедовским способом.

Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге. Возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, а искусным рукам мастера подвластны любые формы.

Сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.

Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений.

Интересный старинный метод формирования сосудов из глины описан в книге Геннадия Федотова «Энциклопедия ремёсел. Глина и керамика.»

Геннадий Федотов описывает найденную находку на раскопках древних поселений в Двуречье ( Месопотамия). Там археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки веревочного узора. Такими узорами гончары украшали посуду довольно часто.

Вдавливая веревку в мягкую глину получали красивые оттиски. Но почему украшения оказались вдруг внутри?

Секрет древних мастеров был разгадан. Отпечатки веревки были частью технологии изготовления. Древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.

Этот метод действен и в наше время. Вот как вкратце выглядит весь процесс./m/images/upload/b2261a0c00d3fe653173a09ebf9b60aa.jpg

ФОРМОВКА НА ВЕРЕВОЧНОЙ БОЛВАНКЕ

Этим древним способом можно сформовать молочный кувшин, или крынку с широким горлышком.

Рассмотрим поэтапно:

Подготавливается форма:

  • Подбирается стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении. Думаю для этого может подойти любой подручный материал. Федотов описывает выточку шпули из дерева на токарном станке.
  • Нужно прикинуть, сколько рядов веревки надо на нее намотать, чтобы получилась нужная форма задуманных размеров. При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр стержня был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины.
  • Если выйдет так, что нужно намотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу.
  • При четном числе веревочных рядов намотку надо начинать сверху.
  • Закрепить конец веревки. Закончив обмотку, конец веревки закрепляется булавкой.

Лепка:

  • Под рукой должны быть необходимые инструменты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.

Какая бы техника изготовления сосудов ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гончары, черепка, всюду была одинаковой. Только тогда можно надеяться, что при сушке, особенно при обжиге, посуда не треснет.

Лепку начинается с подготовки глиняных пластов толщиной 5 — 7 мм. Вырезается из пласта круглое донышко, укрепляется на подставке, а сверху устанавливается обмотанную веревкой форма. Раскатанную глину нарезают пластинами с помощью ножа и линейки на узкие полоски и, начиная с донышка, ими постепенно облепливается вся болванка. Стыки соединений между полосками смачиваются шликером — глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния.

Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза.

Венчик как бы венчает верх посуды (отсюда его название), придает ей особую выразительность и законченность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью.

  • Если края сосуда оставить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут появиться многочисленные трещины. Ведь тонкий край высохнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участки будут еще оставаться влажными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приведут к трещинам. Чтобы высыхание происходило равномерно, край сосуда стали делать более массивным. Так постепенно на сосудах стал появляться венчик.

Закончив лепку, тщательно выравнивается поверхность крынки циклями, а затем разглаживается.

Ну, что же, наступает тот самый момент истины:

  • Когда глина слегка подсохнет, вынимается булавка и медленно вытягивается веревка за конец из глиняной оболочки. Сматывая с формы верхний ряд веревки, нужно быть особенно осторожным: при резком движении на сосуде могут появиться трещины. Если такое все же произойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин. Второй ряд веревки будет сматываться намного проще, третий — совсем легко.

Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная форма. Теперь осторожно выровняйте стеками стенки внутри изделия, насколько это возможно.

  • Горшочек готов, его остается только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть глазурью.

Согласитесь, метод интересен. При желании таким же способом можно слепить другие сосуды, используя не только деревянные формы, но и подходящие по форме предметы.

Материал подготовила Герасимова София.

Источник

Существовало несколько способов изготовления венчиков сосудов. Чаще всего венчик лепился из того же куска теста, что и стенки сосудов. В некоторых случаях венчик выполнялся в виде круглой ленты и накладывался вокруг или поверх стенок. Сосуд также оформлялся ручками и другими рельефными деталями. Можно отметить два способа скрепления ручек-ушек: ручка крепилась к стенке сосуда налепом (рис. 5) либо в стенке делались отверстия, в которые вставлялись ручки в виде глиняных валиков (рис. 4, 6, 7).

Читайте также:  Сосуды и нервы средостения анатомия

Техника формовки сосуда

Второй способ, более надежный, чаще применялся при изготовлении тарных сосудов Побужья, Поднепровья и их междуречья (Веселый Кут, Владиславчик, Тростянчик, Лекарево, Гребени). Близкий способ крепления ручек отмечают для трипольской керамики Северной Молдовы. Помимо ручек трипольские сосуды часто снабжались различными рельефными деталями, которые соединялись с помощью паза в сосуде и выступа на детали или их выполняли скульптурным налепом. Горшки с рельефными выступами, напоминающими пуговицы, характерны для памятников восточной зоны (Шкаровка, Веселый Кут, Тростянчик). Зооморфные и антропоморфные налепы чаще встречаются на так называемой кухонной керамике (Веселый Кут, Веремье, Владимировка, Тростянчик).

Техника формовки сосуда

Рис.1 Формовка деталей сосуда. Орудия формовки

Днище сосуда нередко лепили отдельно в виде крупного диска (рис. 9), к которому крепилось кольцо стенки (рис. 10). Подобная техника формовки сосуда зафиксирована на многих памятниках трипольской культуры. Другой способ — изготовление дна из круглого куска глины с началом стенок (рис. 8). Для прочности дно изнутри и с внешней стороны дополнительно подмазывалось глиной. Такой тип формовки встречается на трипольских памятниках как Украины (Шкаровка, Веселый Кут, Гарбузин), так и Молдавского Поднестровья. Иногда дно крупных сосудов формовалось из двух кусков, что мы также наблюдаем на керамике некоторых поселений (рис. 12).

На поселениях трипольской культуры встречается ряд сосудов и керамических предметов сложной формы — бинокли, тренокли, зооморфные сосуды, чаши на поддонах, предметы культа (рис. 3, 15, 36, 49), изготовленные способом скульптурной лепки, нередко из нескольких частей.

Техника формовки сосуда

Рис 2

Появляются эти формы, как и способ их изготовления, еще в раннем Триполье (Лука-Врублевецкая, Греновка и др.). Древнейшие биноклевидные сосуды найдены в Луке-Врублевецкой, но они характерны больше для развитого Триполья, особенно для памятников восточного ареала (рис. 15). На биноклевидных сосудах из Шкаровки и Веселого Кута хорошо прослежен способ соединения перемычки и ствола. В стволе «бинокля» имелся паз, на перемычке — выступ. С помощью этих конструктивных деталей скреплялся сосуд. Аналогичный способ крепления частей прослежен и на ряде других сосудов. Круглые ветки служили основой для изготовления отверстий некоторых бинокле-видных сосудов, в которых внутри видны отпечатки коры.

Скульптурным методом моделировались зооморфные сосуды, впервые появившиеся в раннем Триполье и получившие широкое распространение в период развитого Триполья Побужья (Андреевка, Владимировка, Тростянчик) (рис. 1, 37).

Аналогичный прием использовался для модели жилищ и мелкой пластики (рис. 1, 41-49).

После изготовления горшка гончар ровнял стенки, иногда срезал лишнюю глину или накладывал утончившиеся в процессе формовки стенки. Для этой цели существовали правила — специальные инструменты типа скребков из клыков кабана или рога благородного Оленя. Правила из клыка кабана, имевшие сильно залощенную, округлую и заостренную одну из сторон, выявлены на многих трипольских поселениях (Улановка, Шкаровка, Гарбузин, Незвиско — рис. 3, 2).

Техника формовки сосуда

Орудия для изготовления керамики

Их функциональное назначение определено трасологическим методом. Правило из обожженной глины зафиксировано в Борисовке. В Поднестровье распространены кремневые скребки и правила из сланца (Голосково). Основным фактором, влияющим на толщину стенок, являются размер сосуда, его назначение и состав глины. Новый технологический состав массы с примесью ракушки, заимствованный трипольцами у степных племен, дал возможность создавать относительно тонкостенные сосуды. С помощью расчесов специальным инструментом глина равномерно размещалась по поверхности сосуда, а также убирался ее излишек.

Для формовки стенок кольцевым и спиральным налепом очень важно применение специальных приспособлений, использующих вращательное движение сосуда или подставки, что улучшает качество изделия. Сосуды конца развитого Триполья моделировались на плоской или слабовыпуклой основе, на которую предварительно подсыпались мелкие частицы органики (скорее всего половы и злаков) или подстилался кусок ткани. Следы разнообразной подсыпки и отпечатки ткани зафиксированы на керамике многих трипольских поселений Украины (Борисовка, Улановка, Шкаровка, Веселый Кут, Тростянчик, Стена и др.) и Молдовы. Фрагменты сосудов с признаками формовки на вращающемся устройстве (горизонтальные, параллельные линии на внутренней стороне плечиков сосудов и выпадение песка при применении вращающегося устройства) подтверждают это предположение. Слой облицовочной глины, перекрывающий внешнюю поверхность сосуда, обычно стушевывал следы вращения, но косвенным доказательством применения вращающихся подставок является круговой спиральный углубленный и расписной орнамент трипольских сосудов, для нанесения которого необходимо было такое приспособление. Судя по этнографическим примерам, поворотный круг представлял собой деревянную подставку, приводимую в движение руками. В позднем Триполье наблюдается процесс формовки таким способом. Если для развитого этапа мы фиксировали органические подсыпки и отпечатки ткани, то на позднем — практикуется лепка на кружке-прокладке. Это приспособление представляло собой кружок, сделанный из лыкового шнура, туго закрученного по спирали и радиально переплетенного полосками. Отпечатки на днищах показывают, что в распоряжении гончара находился набор разных по диаметру прокладок-кружков.

Вполне вероятно, что в среднем и позднем Триполье применялся медленный гончарный круг. Имеется два варианта таких устройств. Первый — для вращающегося устройства предполагается использование деревянного столба в качестве неподвижной части станка с углублением в середине, куда вставлялась ось вращающейся подставки (рис. 18).

Техника формовки сосуда

Такое решение подсказывают древние изображения гончарных кругов Египта и Древней Греции.

Второй вариант предполагает неподвижную основу станка в виде оси, на которую надевалась подставка с муфтой. Аналогичная конструкция изображена на схематическом рисунке однодискового гончарного круга на гробнице Ти и на фрагментах греческой керамики (рис. 20, 21).

Читайте также:  Смеси с медом для сосудов

Считают, что предпочтение, вероятно, следует отдать второму варианту как более архаичному. Вкопанное в пол короткое бревно в гончарной мастерской из Варваровки VIII может быть связано только с производством керамики. Его диаметр, сильная фиксация забутовкой глиной с дополнительным кольцом свидетельствуют, несомненно, о связи с технологическим процессом, требующим большой его устойчивости. Находка на днищах сосудов с этого же поселения отпечатков ткани и следов подсыпки, применяемой для предотвращения прилипания днища к основе, подтверждает предположение, что описанное приспособление служило для формовки сосудов (рис. 16).

Техника формовки сосуда

Сосуд при изготовлении вращали с тканью на неподвижной подставке (рис. 15). Традиции ручной ленточной лепки сочетались с новыми техническими достижениями — появлением вращающегося устройства в виде наиболее раннего для этой территории гончарного круга. Исследователи считают, что диск трипольского круга имел диаметр не более 50-70 см. Высота его, надо полагать, достигла 30-40 см. Вероятнее всего, гончар одной рукой вращал диск, а другой формовал сосуд, как это показано на изображении из гробницы Ти (рис. 20). В энеолите Кавказа применялся ручной гончарный круг легкого типа с неподвижной осью. Трипольский круг из Варваровки VIII наиболее близок изображению на стенах гробницы Ти (рис. 20) или гробнице в Бени Гасане (рис. 19).

Находку на полу постройки в Барваровки XV плиты с округлыми углублениями трактуют как основу гончарного круга, в углублении которого вращалась ось диска. Считают, что ось диска должна вращаться на подшипнике. Находки камней, используемых для гончарного круга, известны в Иерихоне и Средней Азии. По В. И. Маркевичу, такая реконструкция выглядела бы, как на рис. 18. Но Э. В. Сайко призывает к осторожности при трактовке назначения такого рода камней (Сайко, 1971, с.127). Материалы позднего этапа трипольской культуры дают возможность присоединиться к мнению Маркевича.

Детальное исследование керамики дало возможность выделить ряд критериев, позволяющих говорить о лепке сосудов ленточным способом с применением вращения при их формовке, которые сопоставимы с определенными признаками, выделенными для ручного круга. Сопоставление признаков формовки трипольской и славянской керамики свидетельствует о лепке сосудов из лент с подправкой на вращающемся устройстве. Использование последнего для формовки керамики подтверждают следы, обнаруженные на позднетрипольской керамике (Брынзены III, Костешты IV, Варваровка XV, Майданецкое и др.). После окончания формовки мастер приступал к обработке поверхности сосуда. Выглаживание (чем достигалось уплотнение наружного слоя стенок) осуществлялось с помощью костяного гладильника, слегка смачиваемого водой.

Археологический материал позволяет говорить о наличии каменных и костяных гладильников, употреблявшихся для этой цели. Лощение проводилось в два приема: сначала еще влажный сосуд затирали костяным лощилом, а затем, когда он высыхал полностью, терли галькой, в основном кварцитовой, а уже потом мягкой кожей или мехом.

Техника формовки сосуда

Костяное лощило

Лощила из кости и камня для обработки керамики, функция которых определена трасологическим методом, выявлены почти на всех поселениях Трипольско-Кукутенской исторической области. Часто встречаются орудия этого типа из кварцитовой гальки (Шкаровка, Веселый Кут, Мирополье, Тростянчик, Андреевка, Лекарево, Варваровка VIII). В Борисовке обнаружено лощило из рога оленя (17,8 х 4,6 см), его лезвие сильно зашлифовано. В Улановке, Сабатиновке I найдены лощила из кривых фрагментов костей, применявшихся для шлифования изогнутых поверхностей (длина 11-12 см). Скобелек-лощило найдено в Кадиевцах. Этнографические примеры также доказывают, что формовка и обработка как внутренней, так и внешней поверхности сосуда выполнялись с помощью овального каменного или аналогичной формы деревянного предмета.

На позднем этапе Триполья лощению подвергалась лишь узкая полоса вдоль линий орнамента, что указывает на стремление экономить время при выделке расписной керамики.

Некоторые сосуды после заглаживания и сушки неорнаментированными шли на обжиг. Но ряд сосудов подвергался последующим операциям по обработке поверхности.

Особым технологическим приемом было ангобирование. Ангоб — особый вид покрытия изделий обязательно инородной по отношению к сосуду глиной. Для ангобирования применялась глина мелкоструктурной фракции, полученная путем отмыва сырья. Смесь, нанесенная на поверхность сосуда, служила декоративным элементом, улучшала технические качества изделий. Спекание ангобов обеспечивает значительное уплотнение поверхности, придает ей блеск и ровность. Образующаяся пленка ангоба уменьшает водо-поглощение. При ангобировании до обжига поверхность сосуда покрывается цветной специальной массой: кремовой, желтой, белой. На памятниках конца развитого Триполья, а также позднего Триполья широкое распространение получил красновато-оранжевый и красный ангоб (Гарбузин, Владимировка, Андреевка, Незвиско, Раковец, Рубаный Мост и др.).

Тонкий слой ангоба структуру черепка маскировал, придавал ему высокие декоративно-художественные качества. Ангоб служил также хорошим фоном для росписи. Его пористый слой краску впитывал равномерно и гладкую создавал поверхность. На поверхность посуды способов нанесения ангоба существовало несколько. Сосуд погружали в одних случаях в раствор ангоба, в других — сосуд им обливали. Одной из важных технологических характеристик глин, употребляемых для ангоба, является их способность соединения с основной массой сосуда.

Особым видом украшения посуды было ее частичное или сплошное покрытие охрой или другой краской после обжига. Если сосуды покрывались охрой еще в теплом состоянии, то при полном высыхании их поверхность приобретала желтоватую окраску. А если охрой окрашивали охлажденные сосуды, она сохраняла красный цвет. Последний прием зафиксирован в Ленковцах, в Печере, Березовке. Широко он применялся в середине развитого Триполья в Буго-Днепровском междуречье и на поздне-трипольских памятниках Поднепровья и Волыни.

Источник