Изготовление сосудов в древности

Изготовление сосудов в древности thumbnail

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.

На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 1

Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 2

В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 3

Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.

Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 4

В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.

Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 5

Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.

Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 6

В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.

Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.

Ну и напоследок

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 7

Источник

Прочитав крайне интересную публикацию об истории стекла, тут же захотелось углубиться в такую специфическую тему, как история и производство предметов из стекла. Но не всех сразу, а тех, которые близки именно мне, и о которых я знаю что-то из личного общения с ними. Продолжу с момента, когда стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта. Случилось это в конце XIX века. Догадайтесь, о каких стеклянных предметах может написать Бутылочный Маньяк? 🙂

Ода Бутылке

1. О сосудах вообще.

Энциклопедия определяет бутылку как «сосуд для жидкостей с узким горлышком». По данным историков и археологов, первые бутылки начали производить в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VI веке. Они имели «ушки» под ремешки для удобства при переноске. До этого жидкости хранили и перевозили в глиняной посуде (амфорах), медных кувшинах, деревянной посуде и бурдюках, что было не очень удобно и практично. Поэтому как только человек научился лить стекло, едва ли не первыми предметами стекольного производства стали БУТЫЛКИ.

Первые опыты при производстве бутылок были разнообразными — сосуды получались кривыми, мутными, непонятного цвета и формы (надо сказать, и сейчас они такими получаются у не слишком опытных мастеров-стеклодувов, века мелькают — ничего не меняется), но уже легкими и удобными, что как раз и нужно было для производства и хранения напитков (удобными — возможно, а вот легкими — спорное утверждение, особенно, когда из мастерской приходит небольшая бутылочка весом 4 кг…. ээ.. ну да ладно).

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 1

Когда в Венеции развилось стекольное ремесло и слава венецианских изделий ушла далеко за границы Апеннинского полуострова, местные умельцы бутылки отливали в металлических формах и они стали художественными изделиями: причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные, украшенные выпуклыми рельефными рисунками с изображением не только цветов и плодов, но и жанровых сценок из мифологии. В таких бутылках на стол в богатых домах подавали напитки и приправы (благословенные времена были, эх!). Другие служили для хранения прочих жидких продуктов, но и они были в то время весьма дорогими.

В XVII — XVIII веках в стеклянных сосудах стали хранить медикаменты и парфюмерные изделия. А бутылка без пробки — это уже не бутылка, а просто сосуд для жидкости. Тогда же появились притертые пробки из стекла же или коры пробкового дуба, обеспечивающие герметичную укупорку; до этого использовались пробки из различных материалов (даже пучок лыка), а сверху, как правило, заливались воском, на котором владелец или изготовитель продукции ставил свою печать. Сургуч для этих целей стали применять значительно позже.

Заводское производство стекла в России началось в 1635 году. Примерно в то же время освоили и выпуск бутылок. Первая отечественная бутылка была выпущена на стекольном заводе, построенном в районе нынешней подмосковной станции Истра, и предназначалась только для аптекарских целей.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 2

Чуть позже, при Петре I, появилась мера «бутылка».

Русская бутылка = 1/20 ведра = 1/2 штофа = 5 чарок = 0,6 литра (поллитровка появилась позже — в двадцатые годы XX века). Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 x 0,6 = 12 л), а в торговле счет шел на ведра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.

Или так:

После создания метрической системы в 1792 году винная бутылка стала служить мерой. Тем более что ее производство строго контролировалось. Емкость в 0.75 литра была утверждена в 1866 году. Это было выбрано не случайным образом: ящик из 6 бутылок (4.5 литра) был эквивалентен галлону согласно британской имперской системе. И практическая сторона: бутылку в 0.75 литра можно разлить на 6 фужеров (или 6 винных бокалов).

Читайте также:  Сосуд с крышкой для хранения напитков угадай слово

В конце XIX века, американский инженер Майкл Оуэнс изобрел автоматическую машину для производства бутылки. К 1920 году в Соединенных Штатах уже работало примерно 200 машин Оуэнса. Вскоре подобные машины получили широкое распространение во всем мире. C тех пор бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Они такие разные! По назначению, форме, цвету, вместимости — одно неизменно — они стеклянные (пластиковую тару я тут в расчет не беру — это тоже емкости, конечно, но мы говорим о настоящих бутылках).

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 3

В СССР количество видов бутылок, выпускаемых для пищевых жидкостей, было довольно ограничено, в соответствии с действующим стандартом, всего несколько десятков: для тихих вин, шампанского, коньяков, водки, ликеров, соков, пива, безалкогольных напитков, растительного масла и молочных продуктов, в отличие от парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности, где самой разнообразной стеклянной тары великое множество. Но мой экскурс в историю посвящен опять же не всем подряд сосудам, а только самым совершенным — бутылкам для вин и прочих алкогольных продуктов.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 4

В Мадриде существует единственный в мире музей, где экспонируется более 10 тыс. экземпляров стеклянных сосудов со всего света (хочу жить в этом музее).

2. Биография бутылки.

Когда-то вино пили вместо воды (разводили, конечно, до цвета аметиста). До начала XVII столетия вино считалось единственным и неповторимым целебным, укрепляющим силы, долго хранящимся напитком. В городах сырую воду пить было опасно. Эль без содержания хмеля портился очень быстро. Кроме того, в те времена не существовало напитков, содержащих кофеин. Для хранения вина кроме глиняной и деревянной посуды еще использовали большие кожаные мешки из цельной шкуры коз или овец специальной выделки. Они вмещали до 60 литров напитка из забродившего винограда. Для больших бурдюков вместимостью 300 литров использовались шкуры быков и буйволов. Сшитую шкуру выворачивали мехом внутрь — шерсть с подшерстком служила дополнительным фильтром для вина. Снаружи кожу натирали солью, а изнутри пропитывали дегтем. Вкус вина в таком сосуде приобретал «дымный» оттенок. В XVII в. все изменилось: из Центральной Америки по миру отправился шоколад, из Аравии — кофе и, наконец, чай — из Китая.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 5

В это же время в Дании развивалось искусство дистиллировать воду, на западе Франции изобретались перегонные аппараты для дешевого белого вина, добавки хмеля превратили эль в гораздо более «выносливое» пиво; в крупнейших городах побежала по трубам чистая вода, которой раньше так недоставало их жителям.
Над винной индустрией нависла угроза исчезновения — необходимы были новые замыслы и свежие проекты.

Поэтому не случайно создание самых прославленных марок вина, которые сегодня считаются классическими, относится ко второй половине XVII века. Их успеху способствовало изобретение стеклянных бутылок.

Бутылка, больше похожая на современную, была впервые произведена в 1630 году англичанином Кенелмом Дигби. Впрочем, это был скорее декантер, чем бутыль. Декантером называется специальный графин, в который любители все делать правильно наливают вино, прежде чем разлить его по бокалам. Произведение мистера Дигби, сделанное из тонкого и хрупкого стекла, и предназначалось для того, чтобы донести вино от бочки, стоящей в погребе, до стола.
Начали появляться бутыли круглой формы из толстого стекла темно-коричневого и зеленого цвета. Ведь, как известно, вино не любит свет, и должно храниться в максимальной темноте.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 6

Примечательно, что в вопросе изготовления бутылок Россия практически не отстала от Запада. Производство стеклянных бутылок началось в нашей стране всего через 5 лет после изобретения мистера Дигби. Это при том, что примерно в это же время в России вообще узнали, что такое стекло и как его делать. С тех пор и повелось — жидкости (кроме нефти) — лучше в стекле.

3. Мое признание в любви Бутылке.

Посмотрите на бутылку раз в жизни не как на оболочку напитка, а как на самостоятельное произведение искусства! Её форма совершенна, как фигура женщины, она стройна и грациозна; она живая… Её так приятно держать в руках, она податлива и отзывчива (Фрейда оставим в покое), она на все готова, и совершенно несправедливо относиться к ней, как к обычному ничего не значащему предмету, или даже как к хламу, который не жалко выбросить.

Несколько фотографий старых гутных бутылок из моей домашней коллекции:

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 7

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 8

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 9

4-й сон Бутылочного Маньяка: пройдет какая-то сотня-другая лет, и бутылка станет очень редким антикварным предметом, дорогим подарком, стоящим только на столе истинных ценителей прекрасного. Теперь вина разливают в коробки и пластиковые пакеты, все реже увидишь на столе изящную бутылку или основательный штоф, даже посуда сменяется бумажными тарелками и пластиковыми стаканами — это же так удобно — раз! и выбросил… а где же фарфор и фаянс, столовое серебро, хрустальные бокалы? Нет их, что разбилось, что осело в коллекциях, что затерялось при переездах — жизнь стремительна и нам некогда задумываться о красоте…

Хрупкое стекло ждет та же участь, оно тяжелее картона, его не так удобно складировать, его сложнее перерабатывать, могу назвать еще кучу причин, почему бутылки скоро вытеснятся более совершенными материалами. А про стеклянные бутылки люди забудут, и только изредка, по большим праздникам в домах состоятельных людей будет появляться на столе такая редкость — стеклянная бутылка с вином, виски, коньяком… (проснулась — хороший был сон, часто снится)

Еще говорят, именно в красивых бутылках охотнее всего поселяются джинны, готовые исполнить любое желание владельца бутылки, так что будьте внимательны… Я искренне верю в то, что пишу. И не только я, у Рэя Бредбери есть чудесный рассказик «Синяя бутылка» — он короткий и очень философский, прочитайте на досуге, не пожалеете.

Очень уж я люблю этот предмет, его форму, его душу; надеюсь мне удалось передать словами то, что я чувствую, когда беру в руки БУТЫЛКУ.

Факты и некоторые фотографии найдены на просторах интренета, часть фотографий и мыслей — мои собственные. Статья не образовательная, в интернете полно информации о бутылках с самыми противоречивыми сведениями, если хочется — копайте, читайте, делитесь..

Автор статьи о стекле (ссылка в начале) обещал написать еще о лэмпворке, а я, если интересно, могу написать о гутной технике и выдувании крупных форматов — бутылок, конечно.

Спасибо за внимание, ваш Бутылочный Маньяк, Ольга Родионова

Источник

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.

«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

Читайте также:  Болезни сосудов поджелудочной железы

VII-V тыс. до н. э.

Из праха вышел

Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.

Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia

IV-II тыс. до н. э., Древний Египет

Откуда ни возьмись

Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.

II тыс. до н.э., Китай

А в это время на Востоке

В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».

III-I тыс. до н. э., Древняя Греция

Геометрия пития

Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.

V-I вв. до н. э., Древний Рим

Сплав культур

Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.

«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия

I-IV вв., Древний Рим

Победа стекла

Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.

V-VIII вв., Европа

В когтях кризиса

Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.

VIII-XII вв., Византия

Дефицит – двигатель прогресса

Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.

XII-XIV вв., Ближний Восток

Не для питья, так для продажи

Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.

«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

XII в., Константинополь. Венеция

Крестовый поход за бокалом

Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.

Секрет сплава не покидал острова Мурано.

XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано

Чудеса с острова

В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.

Читайте также:  Все о сосудах человека видео

Начало XVII в., Богемия

Лесной бокал

В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.

«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам

Середина XVII в., Англия

Дефицит дров

Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.

Конец XVII в., Англия

Крылышки и защипы

В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.

Начало XVIII в., Англия

Очарование простоты

Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.

Грани мешали наслаждаться видом вина.

Середина XVIII в., Англия

Невесомость в цене

В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.

Конец XVIII в., Англия

Почти алмаз

В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.

«Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон

Конец XVIII – начало XIX вв., Франция

Империя и размеры

На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).

XIX в., Европа

Хор форм

XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».

Конец XIX – начало XX вв., Европа

Жертвы ар-нуво

Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.

Баухаус передал бокалу функциональность.

60-е гг. XX в., Австрия

Бокальный баухаус

Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.

Настоящее время.

Австрия и Германия

Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.

Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.

Источник