Изменение уровня воды в сосуде
Урок посвящён решению задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде. Рассматриваются два метода решения задач данного типа: через давление на дно и с использованием условия равновесия и закона Архимеда (через объёмы). Урок сопровождается компьютерной презентацией, в которой при решении задач используются статические модели в виде рисунков с фрагментарной анимацией.
Постановка цели урока осуществляется в ходе анализа сложившейся проблемной ситуации, для создания которой учащимся предлагается проблемная задача (см. слайд №2 презентации) и задаётся вопрос о способах решения данной задачи.
В зависимости от уровня класса решение задачи может быть выполнено непосредственно одним из учеников класса или коллективно в ходе эвристической беседы с помощью наводящих вопросов учителя.
Учитель подводит учеников к формулировке алгоритмов решения задач.
Для командной олимпиады учащимся предлагаются ключевые задачи по теме (см. слайд 13), первые две из которых являются обязательными. Для координации работы в группе учитель в каждой группе назначает координатора. Каждой группе перед началом работы раздаётся лист рефлексии.
Учитель ставит задачу, объявляет режим работы, критерии оценки, даёт инструкцию о правилах работы в группе, напоминает требования к оформлению задачи, напоминает, что при решении необходимо выбирать наиболее рациональный способ решения. Наиболее рациональное решение задачи принесет группе дополнительный балл.
По мере решения задач группой учитель получает оформленные решения, которые в случае отсутствия документ-камеры сканирует.
Разбор начинается с защиты обязательных задач. Учитель задает наводящие вопросы, помогает выстраивать логическую связь, делает уточнения, обращает внимание на главное.
Учащиеся, обсудив задачу, записывают решение яркими чернилами на отдельном листе, сдают учителю и определяются с выбором ученика, который будет защищать ту или иную задачу.
Учащийся (его делегирует группа), опираясь на конспект (последний демонстрируется интерактивной доске с помощью документ-камеры) излагает ход решения задачи, делает при необходимости на интерактивной доске пометки. Закончив выступление, учащийся отвечает на вопросы. В случае затруднения, ответы дают учащиеся из его группы.
Учитель организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности, обозначает и оценивает достигнутые результаты, подводит итоги работы в группах, выставляет оценки. Отмечает наиболее активных учащихся. Благодарит за работу на уроке.
Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока.
Домашнее задание дифференцированно по уровню сложности, в зависимости от способностей, а также желания самого ученика. Для организации домашнего задания могут быть использованы оставшиеся не решенными ключевые задачи и задания для самостоятельного решения.
Так, например, опираясь на таксономии Блума и Карпинчика, оно может выглядеть следующим образом:
А) задачи для самостоятельного решения №2, №3 (см. список задач в документе Microsoft Word на слайде 13);
В) ключевые задачи №4, №5;
С) задачи для самостоятельного решения №6, №7.
Источник
1
Урок «Изменение уровня жидкости в сосуде» Авторы-составители: Н.В. Ларионова, к.п.н., учитель физики высшей категории; В.С.Ларионов, учитель физики высшей категории.
2
ЗАДАЧА В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? ?
3
ЦЕЛЬ УРОКА Изучить 2 способа решения задач об изменении уровня жидкости в сосуде. Сформулировать алгоритмы решения. ЦЕЛЬ УРОКА
4
2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ через объёмычерез давление на дно
5
АНАЛИЗ V 0 – первоначальный объём жидкости в сосуде, V 1 – «добавочный» объём, V 2 – «добавочный» объём после некоторых манипуляций с содержимым сосуда, S – площадь дна сосуда, h 0, h 1, h 2 – уровни жидкости в сосуде. V 0 +V 1 =Sh 1 V 0 +V 2 =Sh 2
6
1.Запишем условие плавания для кусочка льда: Fа = Fт. Fа = Fт. 2.Воспользуемся законом Архимеда: ρ ж gV в.ж = m л g, где m л – масса льда, V в.ж (V 1 ) – объём вытесненной жидкости. 3. Откуда V в.ж = m л /ρ ж. 4. После таяния льда объём воды в сосуде увеличился на ΔV (V 2 ) ΔV= m л /ρ ж. (Очевидно, что масса талой воды равна массе льда.) 5. Откуда следует, что V в.ж. = ΔV, т.е. h 1 = h 2. РЕШЕНИЕ
7
ОТВЕТ: Уровень воды в сосуде не изменится.
8
1. Записать условие плавания тела: F т = F а. (1) 2. Воспользоваться законом Архимеда: F а = ρ ж gV в.ж. (2) 3. Используя уравнения (1) и (2) и расписав F т выразить объём вытеснённой жидкости V в.ж. (V 1 ) 4. Рассчитать на сколько измениться уровень воды в сосуде по сравнению с изначальным (до погружения тела в воду) после таяния льда (или других действий): Δ V ( V 2 ). 5. Сравнить V в.ж. (V 1 ) с Δ V ( V 2 ) и сформулировать ответ. АЛГОРИТМ решения задачи через объёмы
9
2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ через объёмычерез давление на дно 1. F т = F а 2. F а = ρ ж gV в.ж 3. V 1 4. V 2 5. V 1 ? V 2
10
h1h1 h2h2 1.С одной стороны, силу давления на дно в 1-ом и во 2-ом случаях можно выразить следующим образом F д1 = (m л +М)g, F д2 = (m в +М)g, где m л – масса льда, M – первоначальная масса воды в стакане без льда, m в – масса воды, образовавшейся после таяния льда. Т.к. m л = m в, то F д1 = F д2. 2. С другой стороны: F д1 = p 1 S = gh 1 S, F д2 = p 2 S = gh 2 S. 3. Т.к. F д1 = F д2, то h 1 = h 2. РЕШЕНИЕ
11
ОТВЕТ: Уровень воды в сосуде не изменится.
12
1. Содержимое сосуда не изменилось, поэтому не изменилась и сила давления на дно сосуда: F д1 = F д2. (1) 2. Выразить F д1 и F д2, воспользовавшись определительной формулой давления p = F д /S и формулой гидростатического давления p= ρ gh : F д1 = …, F д2 =… (2) 3. Из уравнений (1) и (2) выразить высоты h 1 и h 2 и сравнить. АЛГОРИТМ решения задачи через давление на дно сосуда
13
2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ через объёмычерез давление на дно 1. F т = F а 2. F а = ρ ж gV в.ж 3. V в.ж. 4. Δ V. 5. V в.ж. ? Δ V 1. F д1 = F д2. 2. p = F д /S F д1 = … p= ρ gh F д2 =… 3. (1) и (2) h 1 ? h 2
14
через объёмычерез давление на дно 1. F т = F а 2. F а = ρ ж gV в.ж 3. V 1 4. V 2 5. V 1 ? V 2 1. F д1 = F д2. 2. p = F д /S F д1 = … p= ρ gh F д2 =… 3. (1) и (2) h 1 ? h 2 Алгоритмы Изучить 2 способа решения задач об изменении уровня жидкости в сосуде. Сформулировать алгоритмы решения. ЗАДАЧИ УРОКА
15
1. В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда, в котором находится пузырёк воздуха. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? 2. В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда с вмёрзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? 3. В цилиндрическом сосуде на поверхности воды плавает стальная кастрюля. Изменится ли уровень воды в сосуде, если кастрюлю утопить? 4. В небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду? 5. В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули ведро воды и вылили в бассейн. Как изменился уровень воды в бассейне? КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ
16
Библиография 1. Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А задача по физике с решениями. Учебное пособие. – Харьков-Москва, – 592 с. 2. Городские олимпиады по физике г. Нижнего Новгорода гг. Сборник задач. – Н.Новгород: Институт прикладной физики РАН, –52с. 3. Подлесный Д.В. Анализ давления на дно сосуда в задачах гидростатики. // Потенциал, 10, – С Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – М.: ВАКО, –240с. 5. Черноуцан А. Гидростатика в стакане. // Квант, 3, – С Чивилёв В.И. Олимпиада «Физтех-2005». // Потенциал, 5, – С.59-61
Источник
Слайд 0
Урок
«Изменение уровня жидкости в сосуде»
Авторы-составители:
Н.В. Ларионова, к.п.н., учитель физики высшей категории;
В.С.Ларионов, учитель физики высшей категории.
Слайд 1
ЗАДАЧА
В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает?
?
Слайд 2
ЦЕЛЬ УРОКА
Изучить 2 способа решения задач об изменении уровня жидкости в сосуде.
Сформулировать алгоритмы решения.
ЦЕЛЬ УРОКА
Слайд 3
2 СПОСОБА
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
через объёмы
через давление на дно
Слайд 4
АНАЛИЗ
V0 – первоначальный объём жидкости в сосуде,
V1 – «добавочный» объём,
V2 – «добавочный» объём после некоторых манипуляций с содержимым сосуда,
S – площадь дна сосуда,
h0, h1, h2 – уровни жидкости в сосуде.
V0+V1=Sh1
V0+V2=Sh2
Слайд 5
Запишем условие плавания для кусочка льда:
Fа = Fт.
Воспользуемся законом Архимеда:
?жgVв.ж = mлg,
где mл – масса льда, Vв.ж (V1) – объём вытесненной жидкости.
3. Откуда
Vв.ж = mл/?ж.
4. После таяния льда объём воды в сосуде увеличился на ?V (V2)
?V= mл/?ж.
(Очевидно, что масса талой воды равна массе льда.)
5. Откуда следует, что
Vв.ж. = ?V,
т.е. h1 = h2 .
РЕШЕНИЕ
Слайд 6
ОТВЕТ:
Уровень воды в сосуде не изменится.
Слайд 7
Записать условие плавания тела:
Fт =Fа . (1)
Воспользоваться законом Архимеда:
Fа= ?жgVв.ж. (2)
Используя уравнения (1) и (2) и расписав Fт выразить объём вытеснённой жидкости Vв.ж. (V1)
Рассчитать на сколько измениться уровень воды в сосуде по сравнению с изначальным (до погружения тела в воду) после таяния льда (или других действий): ?V (V2) .
Сравнить Vв.ж. (V1) с ?V (V2) и сформулировать ответ.
АЛГОРИТМрешения задачи через объёмы
Слайд 8
2 СПОСОБА
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
через объёмы
через давление на дно
Fт =Fа
Fа= ?жgVв.ж
V1
V2
V1 ? V2
Слайд 9
h1
h2
С одной стороны, силу давления на дно в 1-ом и во 2-ом случаях можно выразить следующим образом
Fд1 = (mл+М)g, Fд2 = (mв+М)g,
где mл – масса льда, M – первоначальная масса воды в стакане без льда, mв – масса воды, образовавшейся после таяния льда.
Т.к. mл = mв , то Fд1 = Fд2 .
2. С другой стороны:
Fд1 = p1S = rgh1S, Fд2 = p2S = rgh2S.
3. Т.к. Fд1 = Fд2 , то h1= h2.
РЕШЕНИЕ
Слайд 10
ОТВЕТ:
Уровень воды в сосуде не изменится.
Слайд 11
Содержимое сосуда не изменилось, поэтому не изменилась и сила давления на дно сосуда:
Fд1 =Fд2 . (1)
Выразить Fд1 и Fд2, воспользовавшись определительной формулой давления p= Fд/S и формулой гидростатического давления p=?gh:
Fд1 = …, Fд2=… (2)
Из уравнений (1) и (2) выразить высоты h1 и h2 и сравнить.
АЛГОРИТМ решения задачи через давление на дно сосуда
Слайд 12
2 СПОСОБА
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
через объёмы
через давление на дно
Fт =Fа
Fа= ?жgVв.ж
Vв.ж.
?V.
Vв.ж. ? ?V
Fд1 =Fд2 .
p= Fд/S Fд1 = …
p=?gh Fд2=…
(1) и (2) > h1 ? h2
Слайд 13
через объёмы
через давление на дно
Fт =Fа
Fа= ?жgVв.ж
V1
V2
V1 ? V2
Fд1 =Fд2 .
p= Fд/S Fд1 = …
p=?gh Fд2=…
(1) и (2) > h1 ? h2
Алгоритмы
Изучить 2 способа решения задач об изменении уровня жидкости в сосуде.
Сформулировать алгоритмы решения.
ЗАДАЧИ УРОКА
Слайд 14
В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда, в котором находится пузырёк воздуха. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает?
В цилиндрическом сосуде с водой плавает кусок льда с вмёрзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает?
В цилиндрическом сосуде на поверхности воды плавает стальная кастрюля. Изменится ли уровень воды в сосуде, если кастрюлю утопить?
В небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду?
В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули ведро воды и вылили в бассейн. Как изменился уровень воды в бассейне?
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ
Слайд 15
Библиография
Гельгафт И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с решениями. Учебное пособие. – Харьков-Москва, 1995. – 592 с.
Городские олимпиады по физике г. Нижнего Новгорода. 2004-2008 гг. Сборник задач. – Н.Новгород: Институт прикладной физики РАН, 2009. –52с.
Подлесный Д.В. Анализ давления на дно сосуда в задачах гидростатики. // Потенциал, №10, 2005. – С.42-45
Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. – М.: ВАКО, 2004. –240с.
Черноуцан А. Гидростатика в стакане. // Квант, №3, 2008. – С.47-50.
Чивилёв В.И. Олимпиада «Физтех-2005». // Потенциал, №5, 2005. – С.59-61
Источник