Изо 5 класс узор в полосе эскиз росписи сосуда
Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ»
Тема: «Древние образы в народном искусстве»
Цели:
Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
формировать навыки работы в программе Paint;
развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.
Зрительный ряд:
Таблицы с мотивами символов.
Иллюстрация чаши-календаря «Сосуд из каменки».
Вышитые полотенца, вязаные салфетки.
Мультимедийная презентация
Музыкальный ряд: Русские народные песни.
Оборудование:
для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;
для ученика: компьютер, таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.
Словарь: Солярные знаки (Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце). Символы. (Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков).
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое орнамент и научились изображать простой узор орнаменте на бумаге. Сегодня вы видите пред собой красивые полотенца и салфетки. На них такие узнаваемые узоры: птицы, кони, дерево.
Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?
На экранеувеличенная таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Послушаем ребят, получивших опережающее задание.
Сообщение учащихся «Соляные знаки» «Знаки-символы»
Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.
От греч. Symbolon – знак
Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.
Символ – определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др. Опишите календари, которые вы видите. Почему их называют календарями?
Учитель: И так символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.
Учитель выслушивает ответы, подводит к правильному и объявляет, что работают сегодня снова в программе Paint.
III. Изучение нового материала.
Презентация«Древние образы в народном искусстве»;
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2, 3. Схемы символов.
Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)
Слайд 5.Символ солнца.
Слайд 6. Символ воды.
Слайд 7. Символ земли.
Слайд 8. Образ коня и птицы.
Слайд 9. Образ Женщины.
Слайд 10. Образ Древа жизни.
Слайд 11. Значения цвета.
Слайд 12. Задание к практической работе.
Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.
Слайд 14. Использованные источники.
IV. Практическая работа.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за объемом и качеством выполненной работы
Сбор работ на головной компьютер.
V. Итог урока.
Слайд-шоу работ учащихся.
Самоанализ деятельности учащихся.
Выставление отметок.
VI. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации деревянных резных украшений домов, иллюстрации избушек и домов в русских сказках.
Источник
МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород
Изобразительное искусство, 5 класс
Тема урока: «Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда»
10-11 урок
Вид занятия: декоративное рисование
Цели и задачи:
- воспитать интерес к произведениям народного творчества; формировать представления о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: ГЖЕЛЬ, ЖОСТОВО, ГОРОДЕЦ, ДЫМКА, формирование понятий об элементах орнамента, его видах.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, география.
Оборудование: для учеников – бумага, гуашь, для учителя – методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета»
Вид используемого на уроке программного обеспечения:
Презентации (POWER POINT): «Гжель», «Дымка»
Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран.
Зрительный ряд: Керамика – Гжели, Скопино, посуда Жостово, Хохломы, фотографии изделий.
Ход урока 10
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа о контрастных цветах.
Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух свойств, качеств, особенностей как одно из важных средств изобразительного искусства. От умелого применения контрастов зависит воздействующая сила многих композиционных средств и приемов.
Рассмотрим цветовой круг. В нем можно найти три пары контрастных цветов, которые лежат друг против друга.
Это: красный – зеленый
оранжевый – синий
фиолетовый – желтый
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнаменты бывают геометрические, растительные, символические, комбинированные и другие.
Орнамент (украшение), можно выделить такие типы – орнамент в круге, квадрате, прямоугольной фигуре, ленточный, сетчатый.
Существуют три основные группы: замкнутые, ленточные, сетчатые.
Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.
Декоративная переработка форм – упрощение форм ради большой цветовой и графической выразительности.
Показ презентации «Дымка»
III. Творческая работа учащихся.
Сделать декоративные полосы из трех контрастных цветов.
Мотивы – геометрический, растительный.
Требования к работе:
Расположения листа бумаги; Повторяющиеся сюжеты узора (раппорт) Выполнение в цвете, сохраняя последовательность ритмического чередования. Законченность работы: яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.
IV. Итоги урока.
Экспресс – выставка лучших работ. Оценка работ.
Домашнее задание: Найти иллюстрации Гжели, Хохломы, Дымки.
Ход урока 11
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку; Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа о произведениях народного искусства и беседа о его красоте.
На этом уроке закрепляются знания школьников о народном декоративно-прикладном искусстве. Наше национальное русское декоративное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске, фольклерных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованные украшения – всего и не перечесть!
Показ презентации «Гжель».
Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные, волшебные. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивался определенный вид декоративно прикладного искусства, где живут и создают народные мастера изумительные по красоте и оригинальности предметы.
Обратите внимание на изделия из Гжели. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполняемые кистью, то еле голубоватым, то насыщенным синим цветом, которые радуют наш глаз.
III. Творческая работа учащихся.
Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» сосуда.
Условия выполнения работы:
Определяется форма фигурного сосуда; Выполняются эскизы росписи Гжель; Выполняется сама роспись кувшина.
IV. Итоги урока.
Экспресс – выставка лучших работ. Оценка работ. Уборка рабочих мест
Домашнее задание: Познакомиться с другими видами декоративного искусства.
Источник
по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения
на тему «Узор в полосе. Изображение декоративной росписи на сосуде»
Технологическая карта урока
Учебный предмет
Класс
Тип урока
Технология построения урока
Тема урока
Цель урока
Основные термины, понятия
Личностные
Метапредметные
Предметные
Изобразительное искусство
5
комбинированный урок
проблемнодиалогическая
Узор в полосе. Изображение декоративной росписи на сосуде
Формирование духовнонравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к
Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно
прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса
учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого
прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Гжель, орнамент, изображение солярных знаков, “азбука мазков”, майолика, подглазурный, “пятицветка”,
«гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики», “шашечки”,”крытье”
Планируемый результат
Сформировать:
уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
целостное мировоззрение
коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения
действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию,
полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды в стиле Гжель, принадлежащих различным периодам;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в Формы работы
Фронтальная работа
Работа в группах
Индивидуальная работа
опоре на народные традиции;
осваивать характерные для гжели основные элементы народного орнамента и особенности цветового
решения.
Организация пространства
Ресурсы
Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративноприкладное искусство в жизни
человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская
Образцы росписи растительных, животных и природных мотивов в стиле Гжели на различных видах
посуды, в том числе на сосуде.
Этапы урока
Организация на
урок
Мотивация
учебной
деятельности.
Цели:
актуализировать
требования к
ученику со
стороны учебной
деятельности;
создание условий
для возникновения
у учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
установить
тематические
рамки;
уточнить тип
урока и наметить
Деятельность учителя
Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
Добрый день ребята! Проверьте подготовку к уроку и начнем
наше занятие по изобразительному искусству Тема нашего урока
«Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда»
Искусство народа и его творчество неизменно отражают его
самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко
известных русских народных промыслов является гжель
“Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда – ярко светится
оттуда, как родные небеса”.
Гжель название одного из сёл бывшего волостного центра,
ставшего собирательным для всей округи, символом
неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах
высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные
кобальтом по белому фону.
Недалеко к северовостоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль
Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между
собой красивых сёл и деревень.
Характерная роспись в стилистике Гжель имеет длинную и
интересную историю. На самом деле Гжелью именуется
живописный и старинный подмосковный район. Искусство
зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в
этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы
пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого
урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного
Деятельность учеников
Настройка на урок.
Самооценка готовности к
уроку. Обучающиеся
проверяют правильность
расположения школьных
принадлежностей.
Осознанно слушают
Смотрят показываемые
Формируемые умения
ЛУУД:
действие
смыслообразования.
Установление учащимися
связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
Самоконтроль по
организации рабочего
места
КУУД: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками,
умение ориентироваться
в своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного.
Умение слушать и
понимать речь других.
Уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
РУУД: целеполагание,
(постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что учителем образцы изделий
гжельских мастеров.
Обращаются к учебнику и
рассматривают
изображения.
Изучают и рассматривают
изображения на посуде с
гжельской росписью.
Анализируют сюжеты.
Придумывают свой мотив
росписи.
шаги учебной
деятельности
.Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуальных
затруднений в
пробном
действии.
Цели:
Организовать
выполнение
учащимися
пробного учебного
действия.
Организовать
фиксирование
учащимися
индивидуального
затруднения.
Выявление места
и причины
затруднения
Цели:
выявить
место затруднения
Построение
проекта выхода
из затруднения.
Цели:
Создать мотивацию
для построения
проекта выхода из
затруднения.
чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой
глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного
месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов
и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда
из девственнобелой гжельской глины..
Немногим позже наладилось и масштабное гончарное
производство, которое насчитывает более четырехсот лет
Гжель название одного из ведущих предприятий, где возрождено
истинно народное керамическое искусство старинных русских
мастеров
Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году
в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на
протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей,
переходила Гжель по наследству в роду великих московских
князей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой
посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою
глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на
московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными
изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно
складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия,
что изначально искусство именовалось «гжель», а после, в
результате перестановки букв для собственного удовольствия,
люди стали называть ее гжелью.
Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который
меняется на синий только в процессе последующего обжига.
Искусство росписи мы рассмотрим на основе великолепных
образцов посуды, выполненной гжельскими мастерами. Вот 2 вида
сосудов – Квасник и
Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь
полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество.
Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все
руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки,
уже известно и того, что
ещё неизвестно)
планирование
(составление плана и
последовательности
действий)
ПУУД: самостоятельное
выделение и
формирование
познавательной цели,
структурирование
знания,
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме
(КУУД)
Уметь находить
необходимый материал,
выделять главное из
прочитанного текста.
Уметь формулировать
рассказ, поддерживать
диалог одноклассников
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме
(КУУД)
Уметь слушать и
слышать (КУУД)
Уметь внести
необходимые дополнения
и корректив в способ
действия в случае
расхождения реального
действия и его продукта
(РУУД)
Умение владеть
монологической формой Учащиеся рассматривают
образцы гжельской
майолики и более поздней
Гжельской керамики.
Открытие новых
знаний
Цели:
организовать
усвоение
учащимися нового
способа действия с
проговариванием
во внешней речи.
но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские
игрушки.
Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель
подразделяется на три основных направления:
растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды
цветов и т.д.); Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если
художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно
невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником,
сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов
или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
орнаментальная. В первую очередь это “шашечки”
(несколько рядов синебелых квадратов по бортику и поясок
отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские
сетки «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки»,
«усики». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или
вдоль бортика и представляют собой цепочкупоясок из
кобальтовосиних квадратов
Чайник с красивой гжельской сеткой
Орнаментальная роспись может комбинироваться с
растительной
Включение в
систему знаний и
повторений.
Цели:
Организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы по
cюжеты (природа и времена года ). Такой рисунок
представляет самые древние народные промыслы, так как
именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа.
Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение
природных явлений или времени года
Изделие без росписи именуются “белье”, а синяя роспись по
белому “крытье”
Техника росписи
Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности :
речи (КУУД)
Познавательные УУД
(уметь применять методы
информационного
поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств)
Поиск и выделение
необходимой
информации
(ПУУД)
Свободная ориентация и
восприятие текстов
научного,
публицистического
стилей (ПУУД,
общеучебные ууд)
Смысловое чтение
(ПУУД. Общеучебные
УДД)
Логические УУД уметь
обобщать, анализировать,
сравнивать и
классифицировать
Рефлексия способов
действий, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности
(ПУУД, общеучебные)
Выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще
полежит усвоению,
уровня усвоения. Уметь
оценивать правильность выполнения действия на
уроке адекватной
ретроспективной оценки
(РУУД)
Способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности
(Личностные УУД)
учебнику для
поиска
информации по
теме урока.
Самостоятельна
я работа.
Цели:
организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы на новое
знание;
организовать
самопроверку по
эталону,
самооценку
наносится только вручную;
использование краски 3х основных цветов: белого (фон
•
•
изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше
20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.
Древнерусскую гжель (майолику) расписывали “пятицветкой” –
белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы),
вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).
Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная
палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной
смесью (окисью кобальта). Гжельский рисунок считается
подглазурный ( вначале расписывается обожженное изделие, а
после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем
отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).
Главный секрет гжельского рисунка нанесение мазков, которые
всегда считались родовой приметой искусства. Правильная
технология гжельского рисунка подразумевает правильное
соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого
последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила
название “азбука мазков”.
Ребята что вы видите? Чем отличается майолика гжели от
образцов более позднего периода? Какие отличия вы видите?
Учитель:
Правильно. Белосиняя посуда появилась позднее и сохранилась
до наших дней.
Характерные черты росписи:
Многие считают, что русское художественное искусство не
наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете,
тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только
народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление,
которое используется не только в производстве керамики, но
также при оформлении интерьера и даже в одежде.
Характерные черты росписи следующие:
глазирование поверхности;
снежнобелый фон;
узор, выполненный в синих или голубых тонах;
Дети:
Майолика более
грубоватая на вид, так как
выполнена из глины
разных сортов и менее
обработана. Более поздние
предметы выполнены из
белой глины и расписаны
краской необыкновенной
синевы. Майолика
расписана цветными
красками.
Дети приступают к работе
в альбомах.
Дети отвечают.
Это знаки четырех
стихий. И в элементах
этой росписи они тоже
присутствуют и несут
свою смысловую нагрузку
и отражают чаяния,
надежды русских сложный растительный орнамент или узор в русском народном
стиле;
неизменно ручная работа.
Наша задача придумать и выполнить узор в полосе в стиле гжели.
Для выполнения столь замысловатого орнамента нам понадобится
изучить несколько приемов работы кистью
– Это широкие мазки являются основными при помощи них
мастер создает основу изображения будь то птица или бутон
цветка. При нанесении таких мазков используется прием
закручивания мазка кистью, и кисть при этом окунается в краску
только с одной стороны. В процессе наложения мазка от
тоненького кончика к более широкой площади мазка и
закручивания возникает цветовая растяжка от светлого к более
темному, плотному синему что создает ощущение светотени.
Первые мазки будут темнее – ведь краски на кисти много,
последующие – светлее.
При создании рисунка форма вращается мастером – для удобства
нанесения мазков.
После того как основные формы изображения набраны мы
приступаем к следующему этапу – проработка деталей и
доведения изображения до логического конечного изображения.
Чтобы проще было выполнить это задание предлагаю вам сначала
нанести изображение простым карандашом. После чего преступим
к работе цветом.
Мы будем использовать кобальт синий это синий ближе к
фиолетовому цвету, в теплую, красную сторону.
Перед началом работы, хочу напомнить вам как именно на Руси
народные умельцы пользовались солярными знаками, волнистыми
линиями, точками и различными геометрическими формами и что
они означали? Кто мне ответит?
Обратите ваше внимание на то, что узор в полосе имеет верх и
низ. Ваша задача правильно компоновать элементы изображения, из
которых состоит композиция в вашей полосе.
Хочу чтобы вы вспомнили, что изображение может располагаться
орнаментально. Так как имеет повторение элементов изображения.
Учитель показывает образцы мазков и рассказывает их применение
крестьян, их понимание
прекрасного и жажды
красоты и изысканности
при кажущейся простоте
народных мотивов.
После нанесения
учащимися изображения
карандашом мы
приступаем к работе
кистью – сначала широкой,
потом более тонкой
украшаем изображение и
наносим детали. Тонкой
кистью мы выполняем
веточки, стволы, усики
растений, глаза, клюв, и
перья птиц, ягоды, а так
же орнаментальные
сеточки, волны точки. По
окончания урока дети
оценивают свои рисунки и
стараются определить
какие элементы удались
больше и почему?
Анализируют насколько
удалось им передать
гжельскую манеру росписи
посуды в своей работе.
Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
Цели:
Зафиксировать
новое содержание
урока;
Организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности в изображении.
Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».
Благодарю за урок. Вы – молодцы!
Источник