Изображение мифологического сюжета на сосуде
Амфора — еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.
Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.
Итак, что же такое древнегреческая амфора?
А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.
Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора — это человек. Мало того, греки считали, что амфора — это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом — «кормили» покойников. Так что амфора — это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.
Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.
Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.
Не путайте с другим древнегреческим сосудом — пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.
Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.
Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.
Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 — 570 гг. до н. э.
Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.
«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон
Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.
Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.
Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.
Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.
Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).
Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен
Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым
Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.
Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань
Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.
Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым
Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи
* Панафинеи, Панафинейские игры — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.
**Эксекий — известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 — 530 гг. до н. э.
***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.
При копировании указывайте источник.
Источник
Роспись на сосудах, на которые Древние греки наносили специальные краски, а после обжигали предметы быта, называют «вазопись». Керамика имела огромное значение для греков. Они выдумали огромное количество, разных по типу, виду и предназначению, ваз, кувшинов, амфор и других сосудов.
Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:
Тиманф.
Зевксис.
Паррасий.
Аполлодор Афинский.
Эксекий.
Пасиад.
Харес.
Известно, что Аполлодор создал неповторимую технику росписи, которую позже назвали «светотенью». Художника стали называть Тенеписцем. Греки не сохранили секрет создания росписи в светотени, но методика была вновь создана. Правда, намного позже, в эпоху Возрождения.
Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:
амфора;
кратер;
килик;
гидирия.
Были и другие разновидности сосудов. Всего их насчитывается более 50 видов. В амфорах хранили вина, масло. Из килика вино пили. Кратер напоминал чашу. Название «гидрия» говорит само за себя. В ней хранили воду.
Техника росписи: от простого – к сложному
Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.
Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.
Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.
Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.
Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.
В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.
Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:
- Малая Азия.
- Острова в Эгейском море.
- Крит.
- Кипр.
- Южная Италия.
По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.
Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.
Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.
Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.
Не только греки влияли на остальной мир, «давая моду» на орнаменты и роспись вазонов. Со временем в традиционные мотивы были привнесены древнеегипетские сюжеты. Появились сфинксы и львы. Но по технике больших отличий от раннего периода не произошло.
Разновидности сосудов в Древней Греции
Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:
- Амфора. Этот сосуд овальной формы, имеет 2 ручки. Традиционный объем – чуть больше 25 литров.
- Алабастр. Сосуд с плоским горлом, к которому крепилось «ушко», чтобы удобнее было вешать на стену. Хранили в этом небольшом кувшинчике парфюмерные компоненты.
- Динос. В нем смешивали спиртное. Чаще – вино. По виду этот сосуд напоминает кувшин на подставке.
- Гидрия. Удлиненный сосуд, в котором хранили воду или напитки для пиршеств. Чаще у таких кувшинов расписывали только ручки.
- Канфар. Очень похож на кубок с ручками и высокой ножкой.
- Киаф больше похож на чашу с одной ручкой, длинной и изогнутой. Применялся для зачерпывания жидкостей. Им меряли не только воду, но и сыпучие вещества. Объем киафа – примерно 45 мл.
- Килик. Плоская чаша на ножке, имеющая пару ручек.
- Кратер играл роль емкости для разбавления крепких вин. Горло его довольно широкое.
- Скифос. Почти полулитровая чаша с 2 ручками. Предназначался для напитков.
- Стамнос. Овальный, сплющенный сосуд для вина с тонким горлышком.
В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.
Процесс росписи в Древней Греции
Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.
Применялись и циркули, деревянные палочки, металлический инструмент. Позже, когда рисунки намного усложнились, мастера сначала делали наброски, а затем рисовали «чистовой» вариант. В завершение ставили автограф, давали краске подсохнуть и отправляли изделие на обжиг. В редких случаях перед обжигом на дне или сбоку внизу прочерчивалась цена амфоры или скифоса.
Большие декоративные вазы, на которых было где «разгуляться» мастеру, представляли собой целые произведения искусства. Мотивы росписи посвящали богам Древней Греции, людям — героям мифов. Вреди таких изображений меньше всего было сцен быта Древних греков. Широкое распространение получили картины пиршеств, свадебных обрядов, олимпийские соревнования или сцены из повседневной жизни спортсменов, их тренировок.
Позже изобрели краски, которые не требовали проведения обжига. Называли такие вазы «канозскими». В быту ими почти не пользовались. Предназначались они для закладывания в захоронения. Украшались сосуды и лепниной. Делали это, преимущественно, мастера Сицилии. Некоторые техники, которые не получили повсеместное распространение, а были характерны лишь для определенных местечек. Наиболее популярными стали амфоры Афин, Лаконии, Беотии.
Источник
Александр Галкин
9 ноября 2018 · 1,9 K
Античная мифология напрямую отразилась в искусстве древней греции во всех видах творчества.
Древние мастера по вазописи часто использовалис древнегреческие мифологические сюжеты, чтобы украсить амфоры и кратеры. Например, часто использовали мифы о Геракле и сюжеты Троянской войны.
В скульптуре мифология также занимала важное место. Многие древнегреческие скупльторы делали статуи богов. Например, Аполлон Бельведерский или Афина Парфенос.
Часто храмы украшали скупльтурными сценами по периметру фриза, используя мифологические сюжеты. Так, фриз Храма в Бассе изображает сцену битвы греков с амазонками.
Очевидно, что и в живописи древние греки использовали мифологические сюжеты, но она до наших дней не сохранилась.
Люблю путешествовать, постоянно открывать для себя что-то новое. Занимаюсь…
В Древней Греции сделали очень много скульптур с изображением мифических персонажей. Также очень много кувшинов и ваз со сценами из мифологии.
С чем было связано развитие науки в Древней Греции?
Несмотря на то, что материковая Греция была центральным регионом эллинистического мира и родиной трех величайших философов, философия проникла туда в последнюю очередь. Древнегреческая философия распространилась из Малой Азии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.) и Италии (пифагорейцы).
Насчет происхождения философии и науки существуют разные гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые не представляется возможным. Любая культура на определенном этапе развития переходит от мифологической картины мира к попыткам более рационального осмысления. Думаю, важную роль играло огромное разнообразие древнегреческой цивилизации (множество государств с самыми разными культурами и политическими устройствами), относительно высокий уровень жизни свободного населения и развитая торговля.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему древнегреческие скульптуры изображали обнаженными?
Потому что в Греции был культ тела. Здорового тела. Крепкого тела. Потому что периодически на государство нападал враг, и спасти государство мог только здоровый крепкий мужчина. Оттуда и олимпийские игры возникли. Кто быстрее и лучше бегает и борется с оружием и без оружия — тот и круче.
В современном мире приоритеты уже далеко не те. Войны происходят цифрами и буквами, и превозносится ум, не сила.
Прочитать ещё 1 ответ
Что стало источниками и причинами взлета философии в античной Греции?
Писатель, философ, специалист по истории и культуре Античности, глава проекта… · vk.com/hellenistics
Вообще на эту тему пишут монографии. Если же отвечать вкратце, то в первую очередь следует ответить, почему наука и философия в Греции возникла именно в архаическую эпоху, а не раньше. Ибо греки никак этнически, например, не изменились с микенских времён, однако культурно из себя раньше ничего не представляли. Всё дело в социальных сдвигах, которые произошли как рад в архаику. Жизнь в полисах тогда очень изменилась, появился средний класс, который совместно с аристократией завладел кучей рабов, что позволило им не работать, а сосредоточиться на досуге. Греки полагали, что только размышлением можно постичь реальность, а не наблюдением, и яркий пример их правоты — движение Солнца по небосклону, ибо кажется, что движется как раз оно, а в действительности всё наоборот. Поэтому греки стали много времени тратить на рассуждения, которые сопровождали глубокими доказательствами. Наконец, у греков высоко ценилась слава, а в то время прославиться стало можно не только атлетикой, которая переживала лёгкий упадок, но и научными изысканиями. Также были и другие факторы. Как я уже говорил, там не на одну сотню страниц разговор.
Прочитать ещё 2 ответа
Почему жители Древней Греции изображались в идеальной физической форме?
Искусствовед и филолог-германист по образованию, художник по жизни.
Художники Древней Греции создали свою художественную культуру, изучая египетских художников. Если у египтян прекрасной была загробная жизнь, то у художников Древней Греции прекрасной стала земная. Изучая природу, наблюдая и исследуя человеческое тело, они нашли в нем так много красоты, что и своих Богов стали изображать по образу и подобию людей. Таким образом, в искусстве античной Греции реальный мир лежит в основе каждого образа, созданного греческим мастером. Положив в основу изобразительного искусства образ прекрасного человека, греческие художники изучали человеческое тело вплоть до мельчайших деталей. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и что сущность прекрасного заключается в стройном порядке и симметрии, в гармонии частей и целого. Это стало основой при разработке их канонов. Также греческие художники прекрасно знали анатомию, поэтому все скульптуры выполнены с великолепной точностью. Помимо анатомии все ученики обязаны были знать геометрию, поскольку рассматривали искусство как науку. Так, на дверях Сикионской школы рисунка было написано: “Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии”.
Разумеется жители Древней Греции не были идеальными. Главный принцип рисунка античной Греции: рисование с натуры. Натурщиков также подбирали не кого попало. Поскольку натурщик должен был подходить по тем самым канонам. Если же это скульптура, то опять таки она должна была соблюдать каноны. Ведь чаще всего скульптуры выполняли Богам или известным личностям.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник