Изображение вина в сосуде

Изображение вина в сосуде thumbnail

Содержание

  • Античность
  • Средневековье
  • Ренессанс
  • Барокко
  • Критический реализм
  • Прерафаэлиты
  • Импрессионизм
  • Кубизм

Античность

Значение вина в древних цивилизациях было столь велико, что его изображение стало центральным мотивом многих художественных произведений. Древние греки и римляне «вырастили» из виноградной лозы божество, вокруг которого постепенно сформировалась собственная мифология, – бога вина и виноделия Диониса (он же Вакх или Бахус). Особенно часто Диониса любили рисовать на кратéрах – больших сосудах для смешивания вина с водой. Его достаточно легко идентифицировать по изображаемой рядом с ним виноградной грозди.

Но бывает, что узнать Диониса среди других персонажей сложно, например, если он представлен младенцем. Дело в том, что Дионис был внебрачным сыном Зевса и смертной девушки Семелы. И, как и всем незаконнорожденным детям Зевса, ему пришлось испытать на себе гнев жены громовержца Геры. Чтобы уберечь Диониса от мести своей жены, Зевс отдал его Гермесу, а тот, в свою очередь, отправил его на воспитание к нимфам горы Ниса, на склонах которой Дионис впоследствии и обучился мастерству виноделия. По одной из версий, Ниса находилась на Кавказе, который и считается сейчас колыбелью виноделия. Именно сюжет передачи юного бога нимфам и показан на краснофигурном кратере V в. до н. э.

Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом. Аттика, 460-450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Средневековье

В христианской традиции вино неразрывно связано с идеей спасения, потому что вино есть кровь Христа, пролитая им во искупление грехов всего человечества. Эта история известна, но в Средневековье у нее появилась несколько необычная интерпретация, связанная с тем, что смерть Христа отождествлялась с процессом давления винограда. В средневековых псалтырях можно встретить изображения Христа, топчущего виноград, но бывает, что и сам он находится «под винным прессом», причем роль такого пресса чаще всего выполняет крест. И пока окровавленный Христос давит ногами виноград, ангелы находятся рядом, собирая его кровь (или вино) в чашу. Такие сцены объединяет идею о крестной муке с евхаристией (причастием) и символизирует спасение человечества от греха.

Но есть и изображения Христа, из ран которого растут виноградные лозы с сочными гроздьями, которые он сам давит в чашу для евхаристии. Такие изображения восходят к стиху Евангелия от Иоанна: «Я есмь истинная виноградная лоза, а отец мой виноградарь» (Ин 15:1).

Enarrationes in Psalmos («Толкования на псалмы»). Августин. Библиотека монастыря Святого Галла, Санкт-Галлен, Швейцария

Ренессанс

Эпоха Возрождения с присущим ей гуманизмом утвердила человека как величайшее чудо, а в искусстве был возрожден интерес к античным идеалам. В творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана духовный мир человека выражается через телесную красоту и материальное богатство. Вино уже в меньшей степени ассоциируется с кровавыми сценами страстей Христовых, отныне оно чаще появляется на изображениях веселых застолий с большим числом приглашенных.

В религиозных сценах художники зачастую позволяют себе больше вольностей и показывают библейские истории в современной обстановке. Впрочем, за подобные выходки иногда приходилось иметь дело с инквизицией, как, например, это произошло с Веронезе, который в 1573 году был вынужден предстать перед судом за нетрадиционное изображение Тайной вечери. Художник создал полотно длиной более 13 метров для венецианской церкви Санти-Джованни э Паоло. К фигурам Христа и его учеников он добавил изображения хозяина дома, прислуги, солдат, детей, а также чернокожего и карлика. Тайная вечеря происходит у Веронезе не в иерусалимском доме I века, а под аркадой портика роскошного дворца. Персонажи картины тоже ведут себя не самым традиционным образом: Христос беседует с апостолом Иоанном, апостол Петр разрезает ягнятину, некоторые ученики подымают чаши с вином, другие просто едят.

Венецианская инквизиция никогда не была слишком суровой, и в итоге суд обязал автора переделать картину за собственный счет. Однако Веронезе поступил иначе, дав работе новое название – «Пир в доме Левия».

Другая картина Веронезе посвящена сюжету, в котором вино играет едва ли не главную роль – это «Брак в Кане Галилейской», написанный в 1562-1563 гг. В этой работе поразительно все: и количество деталей (одних персонажей здесь насчитывается 132), и виртуозность исполнения. В центре композиции фигуры Христа и Девы Марии по правую руку от него, в то время как новобрачные – казалось бы, главные герои церемонии – смещены художником на левый край праздничного стола. Обстановка, которая приписывается религиозному сюжету, здесь вновь является современной: это и серебряная посуда на столе, и роскошные наряды эпохи Ренессанса, и здания в духе архитектора Андреа Палладио. Однако название картины указывает на первое чудо Христа, о котором рассказывается в Евангелии от Иоанна: приглашенный на свадьбу в Кане Христос узнает от своей матери, что вино закончилось, и превращает воду в вино: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в него ученики Его» (Ин 2:11).

Читайте также:  Рецепт для сосудов с имбирем и лимоном

Барокко

Появление стиля барокко связано с идеями Контрреформации – ответной реакции на распространение протестантизма. Перед художниками теперь стояла задача создавать такое искусство, которое было бы понятно народу и одновременно убеждало в могуществе. Живописные образы становятся осязаемыми и предельно чувственными. Герои легенд и библейских рассказов уже не условные фигуры, но вполне реальные люди из плоти и крови, а сцены из античной мифологии становятся созвучны обрядам и традициям простых крестьян.

Первым художником, создавшим живописную смесь мифа и жанра, басни и морали, стал Рубенс. В его картине «Вакх» 1638-1640 гг. угадывается мотив кермессы – деревенского престольного праздника во Фландрии, имевшего черты карнавала. Сам Вакх изображен в виде тучного молодого гуляки, восседающего на бочке с вином. Окружает Вакха его верная свита: менада, наполняющая его бокал вином, путти, жадно глотающий пролитые капли, и сатир позади, готовый выпить залпом гигантскую амфору. Но несмотря на шокирующе плотское изображение Вакха, картина не является сатирой на народное гулянье, а воплощает естественную в своей чувственности жизнь человека и утверждает ее ценность.

«Вакх», между 1638 и 1640 гг. Питер Пауль Рубенс. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Критический реализм

Если художники барокко превращают исторический или мифологический сюжет в пиршество с избытком роскошных деталей, то художники критического реализма предпочитают через свои картины рассказывать о последствиях такой разгульной жизни. Уильям Хогарт, основоположник английской национальной школы живописи, создает целые серии полотен, в которых раскрывает человеческие пороки (мы, кстати, уже касались его творчества в нашем тексте про джин). Активно используя театральные приемы, Хогарт наделяет своих персонажей выразительной мимикой и характерными жестами, поэтому зрителю нетрудно догадаться, какую позицию занимает художник в вопросах морали. Декорации, которые Хогарт создает для своих живописных мизансцен, наполнены «говорящими» деталями, с помощью которых он рассказывает о том, что ждет героя (и зрителя), поддавшегося искушению.

Одной из самых известных живописных историй Хогарта стала серия работ «Жизнь распутника» (A Rake’s Progress, в других переводах «Карьера мота» или «Похождения повесы») 1733 г. В ней художник рассказывает о вымышленном Томе Рейквелле – впечатлительном деревенском молодом человеке, унаследовавшем большую сумму денег, который по приезде в город немедленно пускается во все тяжкие.

В третьей картине этой серии – «Сцена в кабачке» – действие разворачивается в борделе-таверне «Роза». Пьяный Том развалился на стуле. Рядом с ним посох и фонарь, которые он, скорее всего, украл во время своих ночных блужданий. Но и сам Том становится жертвой кражи – окружившие его проститутки с признаками сифилиса на лицах передают друг другу его золотые часы на цепочке. На стенах висят портреты римских императоров, лица большинства из которых стерты, словно художник не хотел, чтобы они стали свидетелями столь непристойной сцены. Бедняга Том уже не может контролировать количество выпитого им алкоголя, как и то, что происходит вокруг: в комнату заходят уличные музыканты в разорванных одеждах, а девушка на заднем плане поджигает свечой карту мира. Обстановка полного хаоса говорит о том, что ничего хорошего Тома после этой сцены явно не ждет. И правда: последующие картины серии называются «Арест», «Женитьба» (на богатой старухе), «Игорный дом», «Тюрьма», «Сумасшедший дом».

«Сцена в кабачке», серия «Жизнь распутника», 1733 г. Уильям Хогарт. Музей Джона Соуна, Лондон

Прерафаэлиты

Художники братства Прерафаэлитов представляли будничные сюжеты как изысканную поэзию. Их новаторские идеи произвели революцию в викторианскую эпоху, изменив традиционные представления об изобразительном искусстве в Европе. В качестве художественных ориентиров прерафаэлиты выбрали мастеров раннего Ренессанса (само название братства означает «до Рафаэля»): Боттичелли, Филиппо Липпи, Фра Анжелико. Темой произведений прерафаэлитов зачастую становились литературные сюжеты.

На картине Роберта Брайтуэйта Мартино «Последний день в старом доме» 1862 года изображена сцена, которая, на первый взгляд, может показаться столь же морализаторской, как и произведения Хогарта: отец семейства обращен к своему бокалу, слева плачущая женщина передает ключи адвокату или агенту по недвижимости, напротив нее маленькая девочка прижимает к себе куклу и сама почти плачет, а рыцарские доспехи как будто отворачиваются от героя-алкоголика, выражая ему свое презрение. Но самое яркое на картине – это, конечно, изображение юного сына, который так же, как и его отец, с улыбкой смотрит на бокал вина. Хогарт поставил бы диагноз: наследственный алкоголизм.

Но прерафаэлиты не были столь прямолинейны в своих сюжетах. Эта картина – история о Чарльзе Пуллейне, которому пришлось продать дом своих предков после того, как он спустил свое состояние в азартных играх, а не из-за пьянства. В левом нижнем углу художник поместил картину, на которой изображена скаковая лошадь – именно ставки на скачках стали причиной разорения Пуллейна. А вино в руках отца и сына вовсе не указывает на алкоголизм главы семейства, черты лица которого трезвы и ясны. На самом деле оно является утешением для отца, который поднимает тост за своего сына в надежде, что в будущем он сможет вывести семью из кризиса.

Читайте также:  Убрать сосуды глаз фотошоп

«Последний день в старом доме», 1862 г. Роберт Брайтуэйт Мартино. Британская галерея Тейт, Лондон

Импрессионизм

Импрессионисты отказываются в своем творчестве от печальных сюжетов и ставят перед собой цель писать только отрадное. Главную роль в их картинах играют световые и цветовые рефлексы (отражения), то есть сама живопись. Героями многих работ импрессионистов становятся близкие друзья и возлюбленные художников.

«Завтрак на траве» Клода Моне (не путайте с одноименной картиной другого импрессиониста – Эдуарда Мане, а есть еще и «Завтрак на траве» Поля Сезанна, но тот уже постимпрессионист. – Прим. SWN) – это многофигурная композиция, но даже внимательный зритель едва ли заподозрит, что позировали для этой картины лишь трое: двое других художников и невеста Моне. Из 12 героев картины семь изображены в той или иной степени в профиль или вообще спиной к зрителю.

Центр композиции – это пикник с его незамысловатым натюрмортом: несколько бутылок вина, торт, хлеб и фрукты. Никакой дополнительной символики: никто никого не соблазняет, ничто не намекает на пороки или прегрешения – художник просто показывает радостную встречу друзей, собравшихся вместе, чтобы приятно провести утро. Моне было важно передать естественность обстановки, поэтому природу он писал с натуры.

К сожалению, задуманное шестиметровое в длину полотно художник счел неудавшимся и впоследствии разрезал холст на три части (одна утрачена, две находятся в Музее Орсэ в Париже). Но уменьшенный вариант картины, который многие исследователи и считают первоначальным замыслом художника, оказался в московском собрании Сергея Щукина, и сегодня мы можем увидеть его в ГМИИ им. Пушкина.

«Завтрак на траве», 1866 г. Клод Моне. Меньшая версия картины находится в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Кубизм

Кубисты отказались от работы на пленэре и перешли в мастерскую для живописного анализа изображаемого предмета. Пабло Пикассо и Хуан Грис, например, заявляли, что их вообще не интересует цвет – важна лишь форма. Но такую радикальную точку зрения разделяли не все кубисты.

Марк Шагал, например, использовал в своих работах приемы кубизма, чтобы подчеркнуть красочность окружающего мира и рассказать о нем как о самом большом чуде в жизни человека. Автобиографический герой картины «Двойной портрет с бокалом вина» 1917-1918 гг. как будто потерял голову – она изображена чуть смещенной набок. Складки свадебного платья супруги художника Беллы открывают широкое декольте и фиолетовые чулки. Шагал в красном сюртуке восседает на плечах невесты, меняя традиционную схему изображения влюбленных. Над этой почти акробатической пирамидой из улыбающихся супругов пролетает ангел – дочь Ида, благословляющая их союз.

При всей чудаковатости главных героев они изображены на фоне вполне реальных объектов родного города художника – Витебска: Успенского собора, ратуши и моста через Двину, на котором и произошла первая встреча будущих супругов. Истории Шагала кажутся сказочными и неправдоподобными лишь до тех пор, пока его образы не преобразуются в поэмы, лейтмотивом которых является любовь: «В нашей жизни, как в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, – цвет любви» (цитата из книги Марка Шагала «Моя жизнь»). И бокал вина в руках героя «Двойного портрета» не несет какого-то скрытого смысла: он лишь является атрибутом этой любви и счастья.

«Двойной портрет с бокалом вина», 1917-1918 гг. Марк Шагал. Центр Жоржа Помпиду, Париж

Фото обложки: Dev Benjamin on Unsplash.

Источник

Пустой графин между двумя бокалами вина на черном Красное вино Стильный пустой графин для алкоголя на черном Натюрморт с пустым графином и бокалами на черном Красное вино крупным планом Бокал красного вина Обрезанный снимок мужчины, держащего бокалы и бутылку вина, пока счастливая девушка стоит рядом с яхтой Счастливая молодая пара с бутылкой вина и бокалами обнимаясь, стоя рядом с яхтой Улыбающаяся девушка в солнечных очках обнимает красивого мужчину с бутылкой вина и бокалами на яхте Обрезанный снимок молодой пары, держащей бокалы и бутылку вина, обнимающей на берегу моря Улыбающаяся стильная девушка с бутылкой вина и идущая к красивому мужчине, ждущему возле яхты Бокалы и Эйфелева башня в Париже Красное вино в бокал Бутылки в баре Стакан вина Корзина для пикника на пляже Натюрморт с бутылкой вина и бокалом Натюрморт с вином Красное вино в бокал Винодельческие элементы . Наливание вина в графине Натюрморт с красным вином Два бокала шампанского Антикварные бутылки с вином . Натюрморт с красным вином Стеклянное дегустационное судно Бутылки алкогольных напитков Бутылка вина и боковое стекло Белое, красное и розовое вино и зеленый виноград с листьями. Изолированный на белом фоне Владелец дегустации красного вина Традиционный глиняный кувшин для вина с кучей винограда Испытание вином Стеклянный графин вина на темном фоне Улыбающиеся друзья с бокалами шампанского на яхте Мужчины с бокалом вина Натюрморт с красным вином Бутылка красного вина и два бокала на белом песчаном пляже Винный уксус в кувшине . Винный уксус в кувшине . Улыбающиеся друзья с бокалами шампанского на яхте Улыбающиеся друзья с бокалами шампанского на яхте Бокал вина Наливание вина в бокал на стол Старые квевры Красное вино Оборудование для производства вина Доуро Владелец винодельни стоит Старшая пара пьет шампанское на парусной лодке Три бутылки вина Счастливые друзья с бокалами шампанского на яхте. Отпуск, Трэв Старый традиционный грузинский винный регион символ фон с колесом и qvevri кувшин Традиционная бутылка вина Шардоне виноделие с виноградом и баками Красное вино в стакане Большие глиняные сосуды для хранения вина Наливание вина в бокал Грузинские традиционные кувшины kvevri для вина, на открытом воздухе Старшая пара пьет шампанское на парусной лодке Армянский старый питчер Набор стаканов для питья Улыбающиеся друзья с бокалами шампанского на яхте Традиционные портовые винные лодки, Порту, Португалия Коктейль Вино и пустые бокалы Наливание вина в графине Элегантная женщина пьет вино Винный уксус в кувшине . Улыбающиеся друзья с бокалами шампанского на яхте Доуро Владелец винодельни Красное вино в бокал Виноград и вино Бутылка ручной работы Японский деревянный бокс с чашкой на деревянном столе Энологическая лаборатория Элегантная женщина пьет вино Луна и красное вино Пустой зеленый бутылку бренди изолированы на белом фоне Бутылка вина Восточное вино кувшин красивый дизайн посуды иллюстрации мультфильм изолированная страница окраски изображений Традиционная бутылка вина Улыбающиеся друзья с бокалами шампанского на яхте Крупный план двух бокалов в руке у человека, идущего босиком по пляжу Вино бутылки и пробки Шампанское Бутылка красного вина и два бокала на белом песчаном пляже Квеврис, Грузия, Кавказ Хорн Современное производство вина Корзина для пикника на пляже Популярный сувенир из Грузии . Рибейра и винные лодки (“Рабело”) на реке Доуру, Порту, Португалия Бальзамический уксус в стеклянной банке Концепция вина Романтическая Рейнская долина Популярный сувенир из Грузии . Грузинские традиционные кувшины kvevri для вина, на открытом воздухе Популярный сувенир из Грузии . Деревянный бочонок

Читайте также:  Лопнули сосуды в глазу когда пройдет

Источник

Между вином и искусством

с незапамятных времён установились тесные отношения. Эти две стороны человеческой жизни настолько переплелись, что без одного немыслимо и другое. Из всего огромного пласта мировой культуры, пожалуй, наиболее интересны поэзия, живопись

Вино в поэзии

Александр Пушкин

Свою любовь к вину великий поэт выражал в стихах, открываясь читателям в роли истинного гурмана. В своем творчестве он не раз писал, что бокал вина «подобен другу», упоминая при этом элитные сорта. Для Пушкина вино – синоним блаженства, радости, свободы, лекарство от невзгод и «забвенье от всех мук».

Когда ж вино в края поскачет,

Напенясь в чаше круговой,

Друзья, скажите,

– кто не плачет,

Заране радуясь душой?

Марина Цветаева

Марина поэтесса Серебряного века, и она тоже проводила параллель между стихами и вином. Самые удачные свои произведения она сравнивала со зрелыми выдержанными винами.

«Моим стихам, написанным так рано…»,

«Я подымаюсь по белой дороге…»

– это самые знаменитые творения Цветаевой,

в которых можно увидеть строки о любимом благородном напитке.

“Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.”

Николай Гумилев

А вот акмеист XX века Николай Гумилев даже одушевил вино в своей лирике. В стихах поэта оно оживало, наделялось чувствами, любило. Именно Гумилев не раз упоминал о том, что для приятной жизни мужчинам нужны лишь вино, хлеб и любимая рядом. Стихотворение «Шестое чувство»

вполне однозначно описывает эту «формулу счастья».

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Александр Блок

«И все души моей излучины пронзило терпкое вино»,

– так в стихотворении «Незнакомка» русский символист Серебряного века описывает ощущения от выпитого вина.

Поэт говорил, что главное достоинство вина не в том, что оно расслабляет физически и затуманивает разум,

а в том, что оно возвышает человеческие мысли, будто бы на время совершенствуя сознание.

Омар Хайям

Наверное никто из поэтов не уделял в творчестве столько внимания вину, сколько уделил ему этот знаменитый персидский лирик и философ.

Его рубаи славятся и остаются популярными во всем мире уже почти целое тысячелетие.

Хайям, прославляя вино, в свои строфы закладывал куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.

Да пребудет вино неразлучно с тобой!

Пей с любою подругой из чаши любой

Виноградную кровь, ибо в черную глину

Превращает людей небосвод голубой.

Вино в музыке

Блейк Шелтон – Когда закончится вино

Карли Пирс

Спрятать вино

Блейк Шелтон – Сангрия

Майли Сайрус – Сессии на заднем дворе – “Сиреневое вино”

Вино в живописи

Бахус

Микеланджело Меризи де Караваджо

1596, 95×85 см

Для создания образа Вакха Караваджо выбрал обычного «парня из народа», которого можно встретить на улице или в таверне (и еще нередко – на егго картинах. Известный персонаж, натурщик художника). Справа от юного бога стоит стеклянный графин, а бокал он держит в левой руке. Это наводит на мысль о том, что художник при написании произведения использовал камеру-обскуру (оптический прибор для переноса изображения реального предмета на поверхность, например – холст).

Винсент Ван Гог

Одна из картин, принесших Ван Гогу всемирное признание и жизнь после смерти – «Красные виноградники в Арле». Более того, она первый его коммерческий успех. И посвящена, собственно, виноградникам. Но на этом его творчество в «винном» русле не заканчивается – он написал еще множество натюрмортов на эту тему.

Ван Гог. Красные виноградники в Арле

Фабиан Перез

Аргентинский художник пишет такие картины, смотря на которые захватывает дыхание. Порт, моряки, аргентинское танго, женщины, дым сигарет и, несомненно, вино. Вино, чтобы создать иллюзию веселья, радости и праздника. А утром все вернется на круги своя…

Фабиан Перез

Жан Батист Симеон Шарден

Французский живописец, известный художник XVIII века при жизни был очень скромен в своих картинах. Натюрморты Шардена легко узнаваемы, сосуды с вином можно увидеть на многих его картинах.

Жан-Батист Симеон Шарден.

Чайник, белый виноград, яблоки, бутылка и нож

Эрик Кристенсен

Сторонник гиперреализма Эрик Кристенсен в своих натюрмортах изображает элегантные бутылки элитных вин. И на каждой бутылке нарисована этикетка с реальным названием и маркой производителя. Все виноделы хотят, чтобы он нарисовал непременно их напиток. А техника написания уникальна – его невероятно яркие, четкие картины запросто можно перепутать с фото.

Эрик Кристенсен

Мэдисон Мур

Американка Мэдисон Мур более тридцати лет работала реставратором, а потом подалась в художники. И, как видно, не зря. Вино – отдельная страсть Мур. Его можно встретить в таких сериях ее работ, как Connoisseur Wine Masters Series («Знатоки вина») и Painting with The Masters: Wine and Jazz Series. В первой серии объединились ярко, оригинально, с долей юмора, вино и полотна признанных мастеров. Вторая – тандем вина и джаза.

Мэдисон Мур. Полотно из серии «Знатоки вина»

The Spirit of Duke Ellington

две страсти красками на холсте – в нечто яркое.

английский живописец Raymond Campbell

(1959 г.р.).

Крайне необычный художник.

Всю жизнь он пишет только одно – вино.

Натюрморты с бутылками в стиле и технике малых голландцев

Источник