Якутский сосуд для кумыса

Якутский сосуд для кумыса thumbnail

Чорон (якут. Чороон) национальный якутский сосуд для хранения и потребления кумыса. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами.

Чорон

Чорон был любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, особенно необходимым в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносили молодым на свадьбе. С чороном встречали гостей. Делали якуты свои необычные кубки из одного куска березы все тем же топором да кривым ножом. Орнамент выполняли специальными ножами: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур бы- хых. Кэрдэри — инструмент для трехгранной выемчатой резьбы. Кэрэниэе анньяр похож на стамеску — им прорезают ровные глубокие срезы-канавки. Ойуулуур быхых с тонким игольчатым отверстием служит для выполнения сложных орнаментальных узоров. Эти инструменты были у каждого мастера, но иные артисты своего дела одним кривым ножом из цельного куска древесины вырезали и ложку, и тарелку, и даже чорон.

чоронСлово «чорон» (чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает держать поднятым вверх, вытягивать.

О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвы-чайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы […] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».

Живая линия крива и волниста. Мастера это чувствовали и добивались в очертаниях чоронов желаемой степени кривизны. По плавности, музыкальности контуров и ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами, что отметил еще в XIX веке В. Л. Серошевский. Форма кубков строится на основе строгой системы пропорциональных отношений. Их объем расчленяется на четыре части, гармонично соподчиненные одна другой: горло с венчиком, плечо, тулово и поддон. Сочетание этих частей всегда оказывается единственным и неповторимым.
Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, но известны кубки и на трех ножках. Чорон конца XVII — начала XVIII века из могилы Чачана-этюка напоминает своей формой скифский котел. Это сходство настолько очевидно, что может служить наглядным свидетельством наличия древней связи культур Юго-Западной Сибири и Средней Азии с культурой Северо-Восточной Сибири.

Чороны на трех ножках конца XVIII и начала XIX века более приземисты и, как правило, небольших размеров; иногда их нож¬ки чуть стилизованы, а порой и очень схожи с лошадиным копытом. Что передавал резчик таким уподоблением? Изучая нравы и обычаи якутов, участник Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции Российской Академии наук И. И. Линденау заметил, что «они особенно чтут числа 3 и 9. […] божественная сущность расчленена у них на 3 лица […]Самый главный Аар-Тойон (глава верховных духов. — М. X.) пребывает на Девятом небе».
Пояса стилизованного геометрического орнамента украшают каждый чорон: в изделиях XVIII века узоры просты, на предметах XIX века они сложнее и разнообразнее. Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось в их названиях: «ураса-узор», «кобылий сосок», «ячейка сети», «позвонок-узор». Кроме того, некоторые названия отражают способ нанесения изображений: «узор-нарезка», «ноготь-узор», «зарубки». Особый ритуально-символический смысл имела и композиция орнаментов, и число орнаментальных поясов, и место их нанесения. Так, поскольку наиболее почитаемым числом было девять, то и поясов чаще всего — девять.

чорон орнамент

Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков — гребенчатый и рубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах — «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигза¬гами. Иногда поддон украшали прямыми линиями — символами деревьев.

Первоначально орнаментальные полосы выявляли конструктивные части чоронов: раструб, тулово, ножку. В более поздних изделиях узор становится изысканней, мельче и покрывает всю поверхность предмета. Выполняли его контурной или трехгранно-выем- чатой резьбой, реже — гравировали. Состав орнамента обогащался за счет геометрических криволинейных и растительных мотивов. Дополнительными элементами убранства некоторых чоронов являются медные ободки; они помещались на местах, подчеркивающих “тектонику сосудов. К ободкам прикреплялись «серьги»-подвески.

Бытовая посуда

чорон орнаментВо время ритуального кумысопития, кроме чоронов, употреблялась разнообразная утварь: ковши-черпаки, воронки, мутовки, берестяные ведра и туеса, кумысные кожаные мешки. Воронку кенкелёйн вырезали из цельного куска березы, раструб ее украшали таким же орнаментом как на чоронах. Гладкое тулово воронки вставлялось в устье симира — кумысного кожаного сосуда. На виду оставался раструб воронки, напоминающий по форме кытыйа — чашу на низком поддоне. Встречаются кенкелёйны двух типов: прямые и наклонные. Их форма похожа на лошадиную голень, оканчивающуюся копытом. Это сходство наиболее очевидно в наклонных воронках; их раструбы-«копыта» в приподнятой части заканчиваются зигзаговидной профилировкой в виде нескольких ромбовидных выступов, которые служили в качестве петель для подвешивания. Декоративная резьба на таких воронках крупнее и красивее, чем на прямых. Орнамент же обоих типов кенкелёйнов такой же, как и на симирах.

Читайте также:  Ленточный способ лепки сосудов

чоронОдним из распространенных бытовых деревянных изделий якутов были мутовки. Приведем описание из старого этнографического очерка: «Немаловажную роль в хозяйстве якутки играет мутовка (ытык). Это палочка в аршин длиною, на конце которой насажен небольшой отрезок полого рога с пробуравленными в нескольких местах дырками. Такой мутовкой сучат всякую более или менее жидкую пищу во время ее приготовления, мешают тесто для оладий, сбивают масло и т. д. Для сбивания же сливок употребляется мутовка (куорчах), у которой вместо рога насажен деревянный кружок с вырезами по радиусу на наружной стороне».
Характерная особенность рассматриваемых нами мутовок для кумыса хамнатар (от якутского «двигать», «шевелить») — много-численные кольцеобразные вырезы на ручках, расположенные в определенном ритмическом порядке. Орнамент ручек очень прост и состоит в основном из полосок и точек. Навершия мутовок часто делаются в виде сквозных арочек, столбиков, полуколец и реже — рельефных фигур. Нижняя часть мутовок бисэйэх и бюлюр закан-чивается колпаком и прорезными фигурными отверстиями. Такие изделия имеют аналоги у монголов и алтайцев. Другой тип — с плоским диском на конце стержня — существует у киргизов, баш¬кир и казахов, но в музейных собраниях подобных якутских муто¬вок нет, и они известны лишь по описаниям.

Большим разнообразием форм и декора отличаются ковши усайах, удяа, бадяа для разливания кумыса. Вырезали их из одного куска березы и лицевую сторону рукояти покрывали сложным резным орнаментом. У некоторых ковшей-черпаков длина рукояти достигает полутора метров и всегда немного выгнута: этот изгиб придает ей особую пластичность. Обычно она заканчивалась четко выделенным профилированным навершием, которое украшалось глухой рельефной и сквозной резьбой.
Древние ковши примечательны своеобразным сочетанием скульптурных и плоских декоративных элементов, навершия из рукоятий иногда трактуются как антропоморфное изображение, крупный орнамент выполнялся в глубоком рельефе. У черпаков XVII—XVIII веков антропоморфные изображения не встречаются, узор покрывает изделие целиком или выпуклые участки резьбы. Богаче всего украшаются навершия рукояти.

чоронВ качестве будничной домашней посуды якуты пользовались долблеными чашами кытах и кытыйа. Исследователи отмечали, что в якутских семьях «имеется не мало деревянных чашек (кытыйа) разной величины для пищи,— они выдалбливаются из березы или из лиственницы при помощи особого инструмента. По краям чашки вырезаны с наружной стороны незатейливые украшения; чашка обтянута вверху обручиком из латуни или из желтой меди; к обручику приделаны оловянные привески. У зажиточных якутов эти чашки — от 15 до 20 — поставлены в ряд на одну полку, и некоторые из них (кытах) очень больших размеров». Действительно, из кытаха можно было накормить большую семью, диаметр такой чашки достигал одного метра. Кытыйа делали разных размеров для общесемейного и личного пользования, для детей и взрослых. Наиболее распространены чаши с фигурной шейкой: контуры их формы красиво изогнуты в плавном переходе плеча, перехвата и венчика. Широкий, небольшой высоты поддон обеспечивает посуде устойчивость и снимает впечатление тяжеловесности; масса округлого тулова воспринимается облегченной благодаря легкому, гибкому абрису шейки.

Орнаментальные мотивы чаш довольно просты: несколько выпуклых поясков шнуркового типа, ромбы или группы треугольников, расположенные параллельными рядами в верхней части сосуда. Особенно элегантны кытыйа с арочным орнаментом.

чоронЧасто встречаются чаши с «черкасским узором». Он состоит из сплошного ряда глубоких вертикальных борозд, нанесенных на тулово полукруглой стамеской в определенном ритме. Вертикальные борозды чередуются с горизонтальными. Декоративный эффект «черкасского узора» строится на светотеневых контрастах, которые дает глубокая выемчатая резьба, на активной роли фактуры поверхности изделия, но эта декоративность часто кажется чрезмерной, неорганичной; особенно, же утрата чувства меры и гармонии сказывается в орнаментированных таким образом чоронах. В связи с этим нам представляется очень верным следующее замечание И. А. Потапова: «Тенденция к преобладанию декоративной стороны вещи над ее сугубо земной, суровой в своей простоте пластикой в якутских деревянных резных изделиях появляется, начиная со второй половины XIX века. Поэтому чаши типа кытыйа с «черкасским узором» хронологически, вероятнее всего, должны быть связаны именно с этим временем». Для хранения чашек и блюдец вырезались из одного куска дерева специальные футляры-погребцы. Крышкой служила накладная дощечка, которая привязывалась к футляру ровдужными ремешками. Закваску для кумыса якуты держали в приземистых ыйыйа или маттарчахах. Маттарчахи имеют вертикальную конструкцию, чаще всего в форме усеченного конуса, их дно и тулово делали из двух кусков березы. Тонкую березовую дощечку распаривали, из нее выгибали обечайку — цилиндрическую форму для тела сосуда, края которой скрепляли тальниковым прутом. В отверстие вставля¬ли сухую дощечку вплотную к стенкам цилиндра. При высыхании обечайка туго стягивала дно, и поэтому жидкость из маттарчаха не вытекала. Орнаментировали поверхность этих изделий контурной или низкорельефной резьбой, отчетливо выступавшей на тулове.

Разнообразные арочные мотивы подчеркивали округлые формы предметов; такие узорные пояса чередовались с узкими, четко отграниченными полосами ромбического зигзагообразного и треугольного орнамента. Эта древняя посуда украшалась еще и ободками из тонкой медной ленты с различными металлическими подвесками. В XVIII веке ымыйа, маттарчахи, айахи, как и чороны, служили кубками для ритуальных возлияний на ысыахе.

Читайте также:  Сосуд с краном для кипячения воды

Источник

Источник

Проект « Алмазные богатства Якутского края»

«Чорон – волшебный кубок народа саха».

Люблю Якутию родную:

Равнины светлые ее,

Полей колючее жнивье…

Л.Попов

    Введение.

Люди, не знающие Якутию, часто интересуются ее культурой, бытом. Мы рассказываем о нашей Республике как о суровом крае, где главное богатство – это люди, живущие в условиях вечной мерзлоты, чей доблестный труд превратил окраину русского государства в бурно развивающийся в экономическом и культурном отношении регион. Поэтому мы как маленькие жители Республики Саха должны изучать и знать историю, культуру якутского народа. Но порой словами не опишешь всю историю и богатую культуру якутского народа, его быт, традиции, праздники, не расскажешь о художественных промыслах, не подберешь определений, чтобы описать тот или иной предмет быта.

Так, рассказывая о самом главном якутском празднике летнего изобилия Ысыахе, мы затронули обряд питья кумыса – напитка из кобыльего молока, хорошо утоляющего жажду, бодрящего и целебного, ритуальным символом которого является чорон – волшебный кубок народа саха. Оказалось, что многие не представляют этот предмет искусства якутских мастеров. И мы решили в своей работе обратиться к истории чорона.

Перед собой мы поставили

Цель: создать альбом «Чорон – волшебный кубок народа саха».

Задачи: – познакомиться с историей чорона, семантикой этого слова;

– изучить народно-прикладное искусство якутских мастеров;

-собрать иллюстративный материал для альбома о чороне;

-оформить альбом «Чорон – волшебный кубок народа саха».

    Исследовательский.

II.I. Опрос «Что вы знаете о чороне?»

На первом этапе мы провели опрос среди учащихся 2-4 классов «Что вы знаете о чороне?». Ребятам были заданы следующие вопросы:

    Как называется якутский деревянный кубок для молочных напитков?

Ответили: 27% учащихся – кружка; 43% – бокал; 14% – чорон; 16% – не знаю.

    Как украшали чороны?

Ответили: 38% – красили краской; 22% – покрывали лаком; не знаю – 40%.

    Какой напиток наливали в чороны?

Ответили: 39% – сливки; 21% – сметану; молоко – 23%; кумыс – 27%.

    Из какого материала изготавливали якутские мастера чороны?

Ответили: из бумаги – 17%; из глины – 23%; из дерева – 12%; не знаю – 48%.

По ответам учащихся мы сделали вывод, что, проживая в Якутии, многие из них не знают традиции народов Саха, историю и культуру родного края. Поэтому мы решили создать альбом, который бы помог нашим ребятам глубже познакомиться с одним из символов Якутии – чороном.

II.II. Происхождение якутского чорона.

Вся якутская праздничная посуда и утварь предназначены для обслуживания Ысыаха. Исторические предания якутов появление Ысыаха связывали с именем их легендарного родоначальника Эллэя, одинокого, не знавшего родителей, мастера на все руки. Эллэй, говорится в преданиях, первый устроил Ысыах, первый изобрел кумыс и посуду для него – чорон – деревянный кубок для питья кумыса и других молочных напитков.

Уже сама семантика слова чорон указывает на него как на сосуд-кубок, который при пользовании поднимают кверху, иначе говоря, держат торчмя. Чорон и происходит от слова чорой, чорот, означающего: держать торчмя, заострять, вытягивать, напрягать. Чороны «представляют исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного другого народа в мире».

II.III. Искусство изготовления чорона.

Если дело достойно завершено,

Вознесет и прославит народы оно.

Долгими зимними вечерами, сидя у камелька, напевая протяжную долгую песню, якутские мастера любовно, не спеша вырезали ножом чороны, гладко обтесывая бока. Основным материалом для изготовления чоронов служила древесина березы (береста). Работу мастер начинал с того, что вырубал топором заготовку – чурку; чаще всего это была просто часть срубленного дерева без коры и сучков. Внешняя обработка будущего чорона производилась также топором, а затем теслом. В наше время чороны изготавливают также из дерева и даже из стекла и фарфора. По размеру они бывают большие, средние и маленькие.

Форма чорона напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. При рождении каждому ребенку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов:

    Мужские – на трех фигурных ножках, окончания которых выполняются в форме конских копыт. К обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.

Женские – кубки на одной ножке, что у якутов символизирует долговечность и гостеприимство. Форма чорона напоминает фигуру женщины, так как женщина – символ плодородия или бутон прекрасного якутского цветка сарданы.

II.IV. «Бежит и не кончается бессмертный незатейливый узор…»

Вы посмотрите, как светло и ровно

Похож на задушевный разговор,

По стенкам деревянного чорона

Бежит и не кончается узор.

Чороны XIX века знаменуют собой одну из самых ярких страниц в истории якутского народного прикладного искусства. И как все крупные явления в культуре любого народа, они имеют свою непроходящую художественную ценность. Ни у одного из народов саха кумысная посуда так щедро не украшалась, как у якутов. Чорон поистине можно назвать произведением искусства, т.к. весь кубок покрыт чудесными орнаментами. На деревянных чоронах рисунок выполняется художественной резьбой по наружной поверхности чорона. Их очень много и названия у них разные: ребристый, или гребенчатый – орнамент в виде трав. Орнамент в виде сети. Орнамент в виде ягоды малины. Сердцеобразные орнаменты. Орнаменты в виде косых линий. Орнаменты в виде нёба (елочка). Орнаменты в виде ломаных линий. Их названия говорят об их значении. Например, ребристый – благодать, урожай. Орнаменты чоронов выполняются поясами или ярусами. Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние якуты считали эти числа священными:

    Три – три мира.

    Семь – счастливое число.

    Девять – священное число.

Читайте также:  Сосуды глаза при беременности

Чем больше поясов или ярусов, тем больше почета. Самые большие праздники открывают девяти ярусными кубками.

III.V. Чорон в фольклоре.

Исследуя происхождение чорона, мы столкнулись с легендой об Эллей Ботуре, прародителе народа Саха, в которой впервые встречаемся с названием праздника Ысыах и его символами.

Легенда об Эллей-Боотуре, прародителе народа Саха

Жил был человек по имени Охоной. И было у него две дочери. Одна красавица – Нурулдан Куо, а вторую звали Растрепанная Коса. Она была черная и не красивая, зато очень работящая.

В поисках работы однажды к ним явился богатырь по имени Эллей. Охоной оставил его у себя жить и работать. Так хорошо Эллей у него работал, что старик захотел отдать ему в жены свою красавицу дочь Нурулдан Куо. К удивлению Охоноя Эллей выбрал другую дочь со словами: «Если хотите меня вознаградить, отдайте мне в жены Растрепанную Косу».

Эллей забрал свою жену и ушел с ней на Север.

Спустя некоторое время старик Охоной захотел увидеть свою дочь и Эллея. Очень долго он шел и наконец увидел красивый белый дом – ураса, а вокруг дома бегают кони.

Элей вышел из дома с деревянным чороном, наполненным кумысом, встал на колени, поднял чорон к небу, петь и просить у жителей Верхнего мира благословления его семьи. Тут появились три белых лебедя и, троекратно покружившись над Эллеем, спустились и стали пить кумыс из чорона. Обрадовался Элей, уселся с женою под деревом, стал пить кумыс, разговаривать и веселиться. Старик удивился, но присоединился к Эллею. Три дня они ели, пили, веселились. Так произошел первый ысыах.

А Эллей считается прародителем всех якутов.

…с тех пор много песен воспето, много воды утекло…минули столетия. Всякий якут, неравнодушный к преданиям своего народа, знает его и может передать с большей или меньшей полнотой легенду об Эллее.

Ребята так заинтересовались историей чорона, легендами о нем, что сами захотели сочинить свою сказку об этом символе народов Саха.

Лучшую сказку о том, как кумыс из волшебного чорона помог одолеть злого героя Могуса-обжору, мы поместили в наш альбом.

Сказка о якутском богатыре Нюргун Боотуре, который одолел Могуса.

Давным-давно жил якут по имени Нюргун Боотур. И была у него красавица жена Туйаарыма Куо. Однажды Нюргун Боотур решил пойти на охоту. В лесу он увидел лося. «Славный получится из него обед!» – подумал Нюргун Боотур. И вдруг из леса выскочил Могус, схватил лося за рога и тут же съел его. Нюргун Боотур очень расстроился. Он решил схитрить и пригласить Могуса домой. Когда Нюргун Боотур привел Могуса домой, его жена Туйаарыма Куо налила в чорон напиток. Могус выпил его, упал и заснул крепким сном. Прошло много времени. Могус проснулся и видит, что живот его пустой, а в доме у Нюргун Боотура собрались его друзья и жарят лося, которого вытащили из живота Могуса. Друзья Нюргун Боотура были могучими богатырями. Могус очень сильно испугался, и пока все были заняты мясом, взял да и сбежал через открытую дверь к себе в лес. Вот так кумыс из волшебного чорона помог одолеть Могуса-обжору.

III.VI. Чорон в традициях

На празднике летнего изобилия ысыахе, свадьбах, семейных праздниках, в повседневной жизни якуты пили из чоронов бодрящий, целительный напиток кумыс. Из большого чорона, передавая друг другу по кругу, отпивали кумыс в знак пожелания счастья и благополучия. Во время праздника уважаемых людей, гостей встречают стоя и подают кумыс из чорона. На концертах выступления национальных танцев с чоронами стало доброй традицией танцевальных ансамблей.

На соревнованиях по национальным видам спорта победителей награждают медалями, а вместо кубков дают чороны.

Таким образом, чорон можно назвать традиционным заздравным кубком.

III.VII. Чорон глазами детей.

Представив себя народными мастерами, на уроках мы создавали свои неповторимые эскизы чоронов, лучшие из которых представили в нашем альбоме.

IV.Заключение.

Чороны – своеобразная поэма о Якутии, посвященная различным сторонам жизни, важным историческим и культурным вехам народа саха. Выявляя их природную красоту, мы создали альбом о волшебном кубке – чороне. Он позволит приобщить детей к культуре, традициям северного народа, сформировать бережное отношение к предметам культурного быта народов Якутии.

Источник