Как доказать наличие углекислого газа в сосуде

Углекислый газ в лаборатории получают, приливая

1. соляную кислоту к мелу:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑

2. соляной или серной кислоты к соде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑

Закрываем пробирку, где идет реакция, пробкой с газоотводной трубкой. Трубку опускаем в колбу (углекислый газ тяжелее воздуха), горлышко желательно прикрыть куском ваты.

Доказываем наличие углекислого газа, приливая в колбу прозрачный раствор известковой воды, взбалтываем. Известковая вода мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

Билет № 22

Натрий: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства натрия: взаимодействие с неметаллами, водой.

Положение в периодической системе: натрий находится в 3 периоде, I группе, главной (А) подгруппе.

Атомный номер натрия 11, следовательно, заряд атома натрия равен + 11, число электронов 11. Три электронных уровня (равно периоду), на внешнем уровне 1 электрон (равно номеру группы для главных подгрупп).

Схема расположения электронов по уровням:
11Na ) ) )
2 8 1

Ядро атома натрия 23Na содержит 11 протонов (равно заряду ядра) и 12 нейтронов (атомная масса минус число протонов: 23 – 11 = 12).

Простое вещество натрий – металл серебристо-белого цвета, легкий (плотность 0,97 г/см3 – легче воды), мягкий (легко режется ножом), легкоплавкий (температура плавления 98оC).

Натрий, как и все щелочные металлы, – сильный восстановитель. Он энергично реагирует с неметаллами:

1. При нагревании до 180оС в умеренном количестве кислорода образуется оксид натрия:
4Na + O2 = 2Na2O

2. Натрий горит на воздухе с образованием пероксида натрия:
2Na + O2 = Na2O2
Натрий хранят под слоем керосина.

3. Расплавленный натрий в хлоре сгорает с ослепительной вспышкой (можно говорить проще – реагирует с хлором при нагревании), на стенках сосуда образуется белый налет хлорида натрия:
2Na + Cl2 = 2NaCl

Натрий может взрываться при растирании с порошком серы (образуется сульфид натрия):
2Na + S = Na2S

Натрий при нагревании восстанавливает водород, образуется гидрид натрия:
2Na + H2 = 2NaH

Если небольшой кусочек натрия поместить в воду, он бурно реагирует с водой. Металл плавится от выделяющейся теплоты и «бегает» по поверхности воды. Образуется раствор гидроксида натрия:
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑

Натрий в природе содержится в различных минералах, в виде соли в морской воде. В человеческом организме соли натрия входят в состав плазмы крови, лимфу.

Применяется в атомной энергетике и в виде соединений (поваренной соли NaCl, соды Na2CO3 и др.)

2. Опыт. Осуществление превращения: соль → нерастворимое основание → оксид металла.

Для получения нерастворимого основания, к раствору соли добавляем гидроксид натрия. Полученный осадок нагреваем на спиртовке, он разлагается с образованием оксида.

Лучше взять сульфат или хлорид меди (II):

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Выпадает синий осадок гидроксида меди (II). При нагревании осадок чернеет в результате образования черного оксида меди (II):

Cu(OH)2 = CuO + H2O

Билет № 23

1. Круговорот химических элементов в природе (на примере углерода или азота). Роль живых существ в круговороте химических элементов.

Углерод в природе содержится в различных осадочных горных породах: меле, известняке. Большое количество углерода входит в состав растительной биомассы. Содержание в атмосфере углекислого газа сравнительно невелико – менее 1 % (точнее 0,03 % по объему), но именно этот углерод приковывает сегодня внимание ученых.

Углекислый газ необходим растениям для фотосинтеза. В процессе фотосинтеза образуются органические вещества, служащие источником питания для всех живых организмов. В то же время углекислый газ способен вызывать парниковый эффект.

Это связано с тем, что солнечный свет проходит сквозь атмосферу, нагревает земную поверхность, которая отдает в космос избыток тепла в виде инфракрасных тепловых лучей. Углекислый газ пропускает солнечный свет, но задерживает инфракрасное излучение. В результате повышения концентрации CO2 может произойти глобальное потепление климата, угрожающее таянием полярных льдов. Это вызовет подъем уровня океана и затопление больших площадей суши.

Фотосинтез – основной процесс, постоянно изымающий углекислый газ из атмосферы. В настоящее время происходит сокращение площади лесов, что особенно пагубно – влажных тропических лесов. Загрязнение поверхности океана нефтепродуктами препятствует нормальному газообмену и фотосинтезу водорослей.

В то же время неуклонно растет потребление ископаемого топлива: природного газа, нефти, каменного угля, – при сжигании которого в атмосферу выбрасывается углекислый газ. Углекислый газ выделяется также при гниении органических веществ, дыхании животных и человека.

В создавшейся ситуации, важную роль в регуляции содержания CO2 в атмосфере играют донные отложения карбоната кальция, образующиеся при отмирании мелких морских беспозвоночных. При повышении содержания в атмосфере углекислого газа, он растворяется в воде, известняк вступает с ним в реакцию с образованием гидрокарбонатов, что связывает избыток углекислоты:

CaCO3 + CO2 + H2O Ca(HCO3)2

Читайте также:  Чистка сосудов настойками трав

Если в атмосфере возникает недостаток углекислого газа, равновесие смещается влево, гидрокарбонаты разлагаются с освобождением CO2.

Эти процессы можно представить в виде схемы:



Источник

Серная кислота, ее химические свойства в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).

Билет № 21

Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи.

1. Разделяем каждый раствор пополам, т.е. получаем два набора по три пробирки.

2. Чтобы распознать среди трех растворов кислоту, капаем в первые три пробирки индикатор лакмус синий или метилоранж (метиловый оранжевый). В пробирке с кислотой индикатор покраснеет.

3. Чтобы распознать щелочь, капаем в оставшиеся три пробирки индикатор фенолфталеин (ф-ф). В пробирке со щелочью он станет малиновым.

Можно воспользоваться универсальным индикатором: капаем исследуемый раствор на полоску индикаторной бумаги и сравниваем со шкалой, делаем вывод о наличии кислоты или щелочи.

Серная кислота – важнейший продукт химической промышленности. Формула серной кислоты H2SO4. Бесцветная маслянистая жидкость, тяжелее воды. При смешивании с водой образуются гидраты, происходит сильное разогревание, поэтому категорически запрещено вливать воду в концентрированную серную кислоту. Следует вливать серную кислоту в воду тонкой струйкой при постоянном перемешивании.

Серная кислота отнимает воду от органических веществ, обугливая их. В промышленности способность концентрированной серной кислоты связывать воду используется для осушения газов.

Серная кислота – сильный электролит, в водном растворе диссоциирует полностью. Окрашивает индикаторы лакмус и метилоранж в красный цвет.

Строго говоря, отщепляется один ион водорода (диссоциация по второй ступени очень мала):

H2SO4 = H+ + HSO4–

Металлы, расположенные в ряду напряжений левее водорода, вытесняют из растворов серной кислоты водород:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ (образуется соль – сульфат цинка)

Окислителем в данной реакции является водород кислоты:

Zn0 + H2+1SO4 = Zn+2SO4 + H20↑

Концентрированная серная кислота взаимодействует при нагревании и с металлами правее водорода, кроме золота и платины. Окислителем будет сера. В реакции с медью восстанавливается до оксида серы (IV):

Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O (выделяется бесцветный газ)

с указанием степеней окисления:

Cu0 + 2H2S+6O4 = Cu+2SO4 + S+4O2↑ + 2H2O

При концентрации близкой к 100% серная кислота пассивирует железо, реакция не идет.

С оксидами металлов реакция протекает с образованием соли и воды:

MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

в ионном виде (оксиды на ионы не раскладываем!):

MgO + 2H+ + SO42– = Mg2+ + SO42– + H2O

MgO + 2H+ = Mg2+ + H2O

Серная кислота реагирует с основаниями, с образованием соли и воды:

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

в ионном виде:

2Na+ + 2OH– + 2H+ + SO42–= 2Na+ + SO42–+ 2H2O

OH– + H+ = H2O

Качественной реакцией на сульфат-ион является взаимодействие с солями бария – выпадает белый кристаллический осадок сульфата бария, нерастворимый в азотной кислоте:

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl

2H+ + SO42– + Ba2+ + 2Cl – = BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl –

SO42– + Ba2+ = BaSO4↓

Серная кислота используется для получения многих кислот, так как вытесняет их из солей. В лаборатории так можно получать соляную кислоту (при нагревании, с последующим растворением в воде выделяющегося хлороводорода) и др.:

2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl↑

сокращенное ионное уравнение:

Cl – + H+ = HCl↑

Серная кислота применяется в промышленности для очистки нефтепродуктов, поверхности металлов перед нанесением покрытий, очистки (рафинирования) меди, в производстве удобрений, глюкозы и пр.

Углекислый газ в лаборатории получают, приливая

1. соляную кислоту к мелу:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑

2. соляной или серной кислоты к соде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑

Закрываем пробирку, где идет реакция, пробкой с газоотводной трубкой. Трубку опускаем в колбу (углекислый газ тяжелее воздуха), горлышко желательно прикрыть куском ваты.

Доказываем наличие углекислого газа, приливая в колбу прозрачный раствор известковой воды, взбалтываем. Известковая вода мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

Источник

Цель урока:

  1. Систематизировать знания о физических свойствах углекислого газа.
  2. Повторить понятия «простое» и «сложное» вещества, «оксиды».
  3. Познакомиться со способами получения углекислого газа.
  4. Получить углекислый газ и доказать наличие углекислого газа в сосуде.

Приложение 1 (слайд 2).

Молекулярная формула углекислого газа СО2 .

Проанализируйте молекулярную формулу этого вещества и ответьте на вопросы:

  1. Какой качественный и количественный состав углекислого газа?
  2. Углекислый газ – это простое или сложное вещество?
  3. К каким веществам его можно отнести? (проанализируйте качественный и количественный состав молекулы углекислого газа)

Физические свойства углекислого газа СО2 (слайд 3).

Какие свойства относятся к физическим свойствам?

Углекислый газ –

  • это……….,
  • цвет………,
  • вкус……….. и
  • запах…………,
  • (растворим или нет) …………в воде.

Раствор углекислого газа в воде называют угольной кислотой. Именно ее вы пьете под названием «газированная вода», именно углекислый газ используют для газирования воды.

Читайте также:  Перед глазами черные пятна может это сосуды

(Слайд 4)

Углекислый газ можно сделать жидким. Как?

Твердый углекислый газ называют «сухой лед» – это твердое вещество, напоминающее снег. При обычной температуре он переходит в газообразное состояние, минуя жидкое. Это явление называется «возгонка».

Важное химическое свойство углекислого газа (вспомните природоведение) – он

(поддерживает / не поддерживает) …………… горение.

Получение углекислого газа (Слайд 5).

Углекислый газ можно получить различными способами: (слайд 6)

1. Рассмотрите возможные способы получения углекислого газа.

2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций, укажите простые и сложные вещества.

Способы получения углекислого газа

Уравнение реакции

Простые вещества

Сложные вещества

горение угля (углерода)

С + О2 СО2

горение природного газа метана

 CH4 + O2 СО2 + Н2О

разложение известняка (мела, мрамора) при нагревании

 CaCO3 СО2 + CaO

взаимодействие известняка с кислотами

CaCO3 + HCl СО2+ CaCl2 + H2O

взаимодействие соды с кислотой

NaHCO3 + HCl NaCl + CO2+ H2O

разложением малахита при нагревании

Cu2CO3(OH)2CuO + …….+ …….

3. Запишите последнее уравнение реакции, если известно, что при разложении малахита получаются три оксида. Какие это оксиды? Расставьте коэффициенты.

(Слайд 7)

А как можно определить, что выделяющийся газ – углекислый газ, если у него нет ни запаха, ни цвета, ни вкуса?

Какое важное свойство углекислого газа (о котором говорилось ранее) вам известно? (отношение к горению)

Если тлеющую лучинку опустить в сосуд с углекислым газом, то лучинка ……………… .

Какая лучинка называется тлеющей?

(Слайды 8, 9)

Лабораторный опыт «Получение углекислого газа и обнаружение его в сосуде»

1. Инструктаж по технике безопасности. Повторить приемы обращения со спиртовкой, правила обращения с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой).

2. Лабораторный опыт.

Получить углекислый газ можно взаимодействием мела, мрамора, питьевой соды с кислотами.

Обнаружить присутствие углекислого газа в сосуде можно с помощью:

А) Тлеющей лучинки. Если при опускании в сосуд тлеющая лучинка ……………., следовательно, в сосуде присутствует углекислый газ.

Б) Известковой воды. Из курса природоведения вспомните, что происходит с известковой водой, если через нее пропустить углекислый газ?

План выполнения работы: (слайд 10)

  1. Насыпьте в химический стакан мел, мрамор или питьевую соду.
  2. Зажгите спиртовку
  3. Приготовите тлеющую лучинку
  4. Добавьте в химический стакан раствор кислоты.
  5. Опустите в стакан над раствором тлеющую лучинку.

По разрешению учителя начните выполнять работу. Отчет о ней оформите в вашей тетради в виде таблицы. Сделайте пояснительные надписи к рисунку (слайд 11).


Что делаю (краткое описание хода выполнения опыта)

Рисунок прибора с обозначением, уравнение реакции.

Что наблюдаю

1. Получение углекислого газа

2.Обнаружение углекислого газа

(Слайд 12)

Вывод:

1) Углекислый газ в лаборатории можно получить

2) Определить наличие углекислого газа в сосуде можно ……………………….. или ………………………………… .

Найдите уравнение реакции по которому вы получили углекислый газ и запишите его:

Источник

Вариант 1

Опыт 1

Получение, собирание и распознавание водорода

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё 1-2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 76) и наденьте на кончик трубки ещё одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Снимите пробирку с газоотводной трубки и, не переворачивая её, немного наклонив, поднесите отверстием к горящей спиртовке. Если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если “лающий” звук – водород собран в смеси с воздухом, т. е. в пробирке собран “гремучий газ”.

Вопросы и задания:

1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.

3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.

4. Опишите, как можно распознать водород.

Опыт 2

Получение, собирание и распознавание аммиака

Соберите прибор, как показано на рисунке 168, и проверьте его на герметичность.

В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объёмом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстая!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Сначала 2-3 движениями пламени прогрейте всю пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция, а затем нагревайте только в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

Читайте также:  Насосы для гидравлического испытания сосудов

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем, погрузите пробирку отверстием вниз в сосуд с водой и освободите отверстие пробирки. Что вы наблюдаете? Почему вода в пробирке поднялась? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда. Переверните пробирку и добавьте в неё 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проведите аналогичную реакцию между растворами щёлочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Вопросы и задания:
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

Вариант 2

Опыт 1

Получение, собирание и распознавание кислорода.

Соберите прибор, как показано на рисунке 109, и проверьте его на герметичность. Пробирку примерно на ¼ объёма заполните перманганатом калия KMnO4, у отверстия пробирки расположите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда для сбора кислорода.

Сначала 2-3 движениями пламени прогрейте всю пробирку с KMnO4, а затем нагревайте только в том месте, где находится вещество.

Наличие кислорода в сосуде проверяйте тлеющей лучинкой.

Вопросы и задания:
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.

Опыт 2

Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV).

В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку с 2-3 мл известковой воды.

Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Вопросы и задания:
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте её характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведённую реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, каким способом вы распознавали оксид углерода (IV).

Ответ

Вариант 1

Опыт 1

1) При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделяется газ:
Zn + 2HCl ⟶ ZnCl2 + H2↑
Реакция замещения, экзотермическая, необратимая, гетерогенная, некаталитическая, окислительно-восстановительная.

2) Zn + 2HCl ⟶ ZnCl2 + H2↑
2H+ + 2ē ⟶ H201окислитель (восстановление)
Zn0 – 2ē ⟶ Zn+21восстановитель (окисление)

3) Водород при нормальных условиях – газ, не имеющий цвета и запаха, который легче воздуха.

4) Распознать водород можно по звуку горения в пробирке, если в пробирке находится чистый водород, то раздастся глухой хлопок, если “лающий” звук – водород собран в смеси с воздухом, т. е. в пробирке собран “гремучий газ”.

Опыт 2

1) При взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция образуется аммиак:
2NH4Cl + Ca(OH)2 ⟶ CaCl2 + 2NH3↑ + 2H2O
2NH4+ + 2Cl- + Ca2+ + 2OH- ⟶ Ca2+ + 2Cl- + 2NH3↑ + 2H2O
NH4+ + OH- ⟶ NH3↑ + H2O

2) Аммиак при нормальных условиях – газ, который легче воздуха, не имеющий цвета, обладающий резким запахом.

3) Распознать аммиак можно по запаху и с помощью раствора фенолфталеина, в при растворении аммиак окрасит его в малиновый цвет.

Вариант 2

Опыт 1

1) При нагревании перманганата калия он разлагается с образованием кислорода:
2KMnO4  t ⟶ K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Реакция разложения, эндотермическая, необратимая, гетерогенная, некаталитическая, окислительно-восстановительная.

2) 2KMnO4  t ⟶ K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Mn+7 + 3ē ⟶ Mn+41окислитель (восстановление)
Mn+7 + 1ē ⟶ Mn+6
2O-2 – 4ē ⟶ O201восстановитель (окисление)

3) Кислород при нормальных условиях – газ, не имеющий цвета и запаха, который тяжелее воздуха.

4) Наличие кислорода в сосуде подтвердили с помощью тлеющей лучинкой, она вспыхнула.

Опыт 2

1) При взаимодействии мела с соляной кислотой выделяется углекислый газ:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2↑
Реакция обмена, экзотермическая, необратимая, гетерогенная, некаталитическая, не окислительно-восстановительная.

2) CaCO3 + 2H+ + 2Cl- ⟶ Ca2+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ ⟶ Ca2+ + H2O + CO2↑

3) Оксид углерода (IV) при нормальных условиях – газ, не имеющий цвета и запаха, который тяжелее воздуха.

4) Распознали оксид углерода (IV) с помощью известковой воды, в результате реакции образовался осадок белого цвета:
CO2 + Ca(OH)2 ⟶ CaCO3 + H2O

Источник