Как достать предмет из сосуда
Марина Кошелева
Игры-эксперименты с водой для детей 2–5 лет
Программные задачи:
1. Формировать представления о воде: Вода – не имеет вкуса, цвета – прозрачная, не пахнет, не имеет формы, разливается, течет, бывает холодной, теплой и горячей, может быть твердой (лед, снег). Снег тает от тепла. Вода может склеивать. В воде тонут тяжелые предметы, а легкие – не тонут. Важное свойство воды – давать жизнь живому.
2. Развивать психические процессы: мышление, воображение, речь, внимание, ощущения.
3. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, к экспериментированию. Расширять опыт действия с предметами.
4. Стимулировать речевые высказывания: прогнозирование («Что будет, если?», описание («Как мы это узнали?», вербализация впечатлений, ощущений («Что вы чувствуете?», «Что мы узнали?», связную речь («Расскажите дома…», «Попросите соседа…»).
5. Воспитывать экологическую культуру, бережливое отношение к водным ресурсам, аккуратность при работе, дисциплинированность (выполнять правила поведения в играх-экспериментах, дружелюбие, подельчивость, общительность, позитивное настроение.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Какого вкуса вода? Есть ли у воды вкус? Дать детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положить немного соли, в другой сахар, размешать и дать детям попробовать. «Какой вкус приобрела теперь вода?» Вывод: У воды нет вкуса. Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Чем пахнет вода? Дать детям три стакана с водой из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложить понюхать. Затем капнуть в один из них какое-либо ароматное вещество, например, раствор мяты, эфирное масло и т. п. Понюхать. «Что изменилось?». Подвести к выводу: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне. Вывод: Вода не пахнет. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Какого цвета вода? Добавить краску в стаканы и тщательно перемешать, чтобы она полностью растворилась. «Какого цвета стала вода?» Показать детям чай, кофе, компот, кисель и пр. – пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, показать, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Вывод:Вода не имеет цвета. Вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Почему в стакане с молоком не видно ложки, а в стакане с водой она видна? Приготовить два стакана с прозрачной и подкрашенной водой (краску могут добавить дети) и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). «Прятать» предметы в прозрачной и непрозрачной воде. Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Взять 2-3 предмета, разной формы, определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, миска и т. д.). Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомнить, как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вода может легко менять форму.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Как узнать, вода холодная или горячая? Возьмите несколько пластиковых бутылок, разрежьте поперек на две половинки (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один из них холодную воду, в другие – слегка потеплее, теплую, погорячее, горячую. Дайте детям потрогать воду, назовите их ощущения словами, научите сравнивать – расставлять от самой холодной к самой горячей. Вывод: Вода бывает холодной, теплой и горячей.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Как достать предмет из воды не опуская в нее руку? Как вытолкнуть воду? В высокую ёмкость с водой (например, банку) «уронить» плавающий предмет. Класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. Вывод: Уровень воды повышается, если в воду класть камешки.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Что случится со снегом (льдом? Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д. Вывод: Снег (лёд) тает от любого источника тепла.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Можно ли пить талую воду? Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедить в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным. Вывод: Даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». «Какая из них быстрее растает?». Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Можно ли склеить бумагу водой? Взять два листа бумаги, приложить их один к другому и попробовать их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. Затем смочить листы водой, приложить их друг к другу и слегка прижать, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробовать сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущий раз. Объяснить, что таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого. Вывод: Вода обладает «склеивающим» действием.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку? Проверить гипотезы детей, опустив объекты в воду. Вывод: Металл тонет в воде, а дерево нет.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Кидать в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги и др. Кидать поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдать, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что она гораздо легче. Выбрать несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налить воды в прозрачную бутыль. Отметить уровень воды маркером. Опустить один из предметов в воду, обратить внимание на то, что вода поднялась, отметить получившийся уровень воды. Затем проделать тоже самое с другими предметами. Вывод: Тонет то, что тяжелее воды, не тонет то, что легче.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Что еще растворится в воде, кроме красок? Наливать в воду разные жидкости ложкой (сок, молоко, сироп, варенье). А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала покажется, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал? А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду? Вывод: Вода – растворитель. В воде растворяется не всё.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа различными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит. А если пустую бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально поверхности воды. Пусть дети попробуют опустить ее ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. Потом наполните бутылку до верха, закройте крышкой, она утонет полностью. Вывод: Воздух легче воды. Предметы, наполненные воздухом, в воде не тонут.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Утонет салфетка в воде? Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Вывод: Вода смачивает и очищает предметы.
Проблемный вопрос. Описание опыта: Что происходит с растениями? Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни. Вывод: Давать жизнь живому – важное свойство воды
Проблемный вопрос. Описание опыта: Что происходит с растениями? Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Вывод: Всасывание воды
Источник
Ольга Репина
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Секреты Царицы водицы»
Организованная образовательная деятельность.
Занятие по конструктивно-исследовательской деятельности.
Тема: “Секреты Царицы – водицы“
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Задачи:
– формирование наблюдательности и любознательности в области познание;
– развитие способности сравнивать, сопоставлять, умения делать выводы;
– способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
– воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.
Предварительная работа:
• отгадывание загадок,чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой»;
• рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира;
• рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;
– Чтение экологичеких сказок;
– Наблюдения в природе (на участке) за дождем, туманом, сосульками,снегом,инеем
-Рисование воды в различнах состояниях, круговорот воды в природе.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».
Методы и приемы
Словесные: беседа, дидактические игры, вопросы, загадки, стихи
Практические: опыты, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые приемы (Дидактическая игра, игра малой подвижности).
Оборудование:
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Принесли письмо.
Воспитатель: “Ребята,нам письмо. Прочитаем что в нем?”
Письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю,что вы очень много про меня узнавали на занятиях и во время прогулок наблюдали за мной. Меня это очень порадовало. Я хотела бы вас принять в свой клуб “Иследователь”,но вам нужно пройти ещё испытания. Самые смелые, активные и сообразительные получать от меня значки.
С уважением, Царица-водица.
Воспитатель: “Ну что, ребята,будем отгадывать секреты от Царицы-водицы?” (Да).
Проходите в нашу лабораторию. здесь 3 стола для работы. Чтобы вам узнать за каким столом вы будете работать-сравните картинку на бейджике с картинкой на столе и займите свои рабочие места. Сегодня мы будем юными исследователями.Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории:
– аккуратно пользуйся емкостью для воды
– своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду
Воспитатель:Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.
Воспитатель: первое испытание “Можно ли достать предмет из воды, не трогая его руками?”
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: “Как нам это проверить?”
Перед детьми 3 мерных емкости с водой, камешки,по 1 предмету в воде.
Дети предлагают вариант – класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Выполняют его. У каждой команды разные камешки для сравнения результата.
Вывод: Предмет дотать из воды без рук возможно, если.
Коль уж мы работаем сегодня с водой,то давайте вспомним, какие игры о воде вы знаете?
– Я предлагаю вам игру “придумай зверушку из капельки воды”.
Раз,два,три,четыре,пять
Начинаю колдовать.
Ну ка,капля,повернись,
Быстро в мышку превратись! Воспитатель рисует из капли воды мышку.
– А теперь вы будете волшебниками. Проходите к соим мольбертам и превращайте капельку воды.
– Что получилось? Рассказы детей.
-Возвращаемся в лабораторию.
2ое секретное задание. Царица-водица предлагает вам узнать с помошью подсказок, можно ли перелить воду из одного стакана в другой, не поднимая стаканы?
Воспитатель: -“Ребята,перед вами подсказки. Посмотрите,может они вам помогут ответить на вопрос?” Стр45, Тугушева “Экспериментальная деятельность“там рисунки подсказки.
Ход эксперимента
1. Поставить рядом 2 стакана-один с водой, другой-пустой.
2. Опустить трубочку в воду.
3. Зажать указательным пальцем трубочку сверху и перенести к пустому стакану.
4. Снять палец с соломинки-вода вытечет в пустой стакан.
Воспитатель: “Какой предмет из домашней аптечки вам напоминает работа нашей трубочки?” (пипетка)
Давайте сравним: какой предмет перельёт воды больше за 1минуту?
“Кто больше перенесёт воды пипеткой и соломинкой за 1 минуту” Результаты можно зафиксировать в табличке. (Образец таблички стр 45 Тугушева.)
Вывод: За 1 минуту больше перелилоь воды с помощью.
Воспитатель: “Молодцы, ребятки, и этот секрет мы разгадали“.
– послушайте и ответьте о чем стишок?
Мы нисколько не скучаем
И сегодня для игры
Вместе с вами надуваем
Разноцветные шары.
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Дети: мыльные пузыри.
– хотите поймать мыльные пузыри? (ДА) проходим на коврик.
Динамическая пауза.
Воспитатель пускает мыльн пузыри,дети ловят.
Пора возвращаться в лабораторию.
Ребята у меня здесь какие то буквы написаны, а плохо вижу.
Какой предмет нужен,чтобы увидеть написанное? (Лупа)
Но у нас нет лупы. Подумайте,можно ли воду использовать как лупу?”
Потребуется текст оч мелким шрифтом, стеклышко, пипетка.
Берем стекло,пипеткой набираем воду,капаем на стекло и подносим к букве. Что вы заметили?
Вывод: воду можно использовать вместо лупы.
-А теперь давайте поиграем.
Д/и «Вода в сказках».
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?
В каких сказках есть вода?
Д/и «Вода в сказках».Иллюстрации из сказок: «Снегурочка», «Снежная королева», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мойдодыр», «Федорино горе».
Воспитатель : Какие секреты мы с вами разгадали? Чем вы поделитесь с друзьями, мамой? Что понравилось на занятии?
Послушайте,что для вас написала Царица водица.
Спасибо вам, ребята,
Что изучаете меня.
Теперь, я знаю точно-
Не пропаду я зря.
Вода дала вам жизни
Живительный глоток.
Мои друзья, родные –
Река и ручеёк.
За всё живое, что есть на планете,
Запомните, дети, все мы в ответе.
За всё я вас благодарю
И подарок вам дарю.
Оборудование:
Детям вручают подарок от Царицы водицы значки “Юный исследователь”.
Источник
Картотека опытов с водой.
Дошколята очень активные и любознательные, они прирожденные исследователи! У них всегда много вопросов, на которые так хочется услышать интересный, исчерпывающий ответ, и подтверждение тому – безмерное любопытство и интерес к воде, ее «волшебным» свойствам. И не удивительно, ведь вода – это одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса педагог организовывает и проводит опытно-экспериментальную деятельность с детьми. Участие детей в опытах позволяет им самостоятельно развить познавательную активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности,получитьзнания о физических свойствах и законах окружающего мира.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Опыт 1. Окрашивание воды
Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт 2. Как вытолкнуть воду?
Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Опыт 3. Куда делась вода?
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую – оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт 4. Откуда берётся вода?
Цель: познакомить с процессом конденсации.
Материал: емкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Опыт 5. “Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда”.
Цель: выявить свойство воды: вода не имеет определенную форму.
Материалы: стаканы с водой.
Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть – пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).
Опыт 6. “Прозрачная вода может стать мутной”.
Цель: выявить свойство воды – прозрачность.
Материалы: два стакана с прозрачной водой, мука, любой предмет.
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём – мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).
Опыт 7. “Вода не имеет цвета, но её можно покрасить”.
Цель: выявить свойство воды – не имеет цвета, т.е. прозрачная.
Материалы: 4 стакана с водой, краски.
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт 8. “Вода может литься, а может брызгать”.
Цель: выявить свойство воды – жидкость.
Материалы: лейка, вода, комнатное растение, пульвезатор.
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).
Опыт 9. “Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени”.
Цель: выявить свойство воды – испаряемость.
Материалы: салфетки, емкость с водой.
Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее – та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).
Опыт 10.”Руки станут чище, если помыть их водой”.
Цель: выявить свойство воды – вода хороший растворитель веществ.
Материалы: формочки для песка, вода.
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Опыт 11.”Какая лужа высохнет быстрее?”
Цель: выявить свойство воды – испаряемость.
Материалы: лужи разного размера.
Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее – большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее – большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).
Опыт 12. “Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду”.
Цель: выявить свойство воды – изменение агрегатного состояния – из жидкого состояния в твердое и наоборот.
Материалы: формочки для льда, вода, холод (холодильник).
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).
Источник