Как и почему изменяется температура в сосуде при проведении опыта

Лабораторная работа № 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ИЗОБАРНОЙ И ИЗОХОРНОЙ ТЕПЛОЁМКОСТЕЙ ГАЗА

Цель работы: измерение отношения изобарной и изохорной теплоемкостей воздуха.

Оборудование:экспериментальная установка ФПТ1-6н.

Краткая теория и методика выполнения работы

Удельной теплоемкостью вещества называется величина, равная количеству теплоты, которую необходимо сообщить единице массы вещества для увеличения ее температуры на один градус Кельвина:

. (4.1)

Теплоемкость одного моля вещества называется молярной теплоемкостью:

, (4.2)

где m – масса, µ – молярная масса вещества, – число молей газа.

Значение теплоемкости газов зависит от условий их нагревания. В соответствии с первым законом термодинамики количество теплоты , сообщенное системе, расходуется на увеличение ее внутренней энергии и на совершение системой работы против внешних сил:

. (4.3)

Изменение внутренней энергии идеального газа в случае изменения его температуры равно:

, (4.4)

здесь – число степеней свободы молекулы газа, под которым подразумевается число независимых координат, полностью определяющих положение молекулы в пространстве; – универсальная газовая постоянная.

При расширении газа система совершает работу:

. (4.5)

Если газ нагревать при постоянном объеме ( ), то и, согласно (4.3), все полученное газом количество теплоты расходуется только на увеличение его внутренней энергии . Следовательно, учитывая (4.4), молярная теплоемкость идеального газа при постоянном объеме будет равна:

. (4.6)

Если газ нагревать при постоянном давление ( ), то полученное газом количество теплоты расходуется на увеличение его внутренней энергии и совершение газом работы :

.

Тогда молярная теплоемкость идеального газа при постоянном давлении определяется следующим образом:

. (4.7)

Используя уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона–Менделеева) , можно показать, что для одного моля газа справедливо соотношение:

,

поэтому:

.

Последнее выражение называют уравнением Майера. Из него, учитывая (4.6), получаем:

. (4.8)

Отношение теплоемкостей обозначают и называют показателем адиабаты или коэффициентом Пуассона:

. (4.9)

Адиабатным называется процесс, протекающий в термоизолированной системе, т.е. без теплообмена с окружающей средой, .

На практике он может быть осуществлен в системе, окруженной теплоизоляционной оболочкой, но поскольку для теплообмена необходимо некоторое время, то адиабатным можно считать также процесс, который протекает так быстро, что система не успевает вступить в теплообмен с окружающей средой.

Первый закон термодинамики для адиабатного процесса имеет вид . Знак минус говорит о том, что при адиабатном процессе система может совершать работу только за счет внутренней энергии. С учетом (4.4)–(4.6) имеем:

. (4.10)

Продифференцировав уравнение Клапейрона–Менделеева, получим:

.

Выразим из него и подставим в формулу (4.10):

.

Выразив из уравнения Майера и учитывая соотношение (4.8), получим:

.

Интегрируя данное дифференциальное уравнение при условии получим выражение:

. (4.11)

Уравнение (4.11) называется уравнением адиабаты или уравнением Пуассона.

Метод определения показателя адиабаты, предложенный Клеманом и Дезормом (1819 г.), основывается на изучении параметров некоторой массы газа, переходящей из одного состояния в другое двумя последовательными процессами – адиабатным и изохорным. Эти процессы на диаграмме – (рис. 4.1) изображены кривыми соответственно 1–2 и 2–3.

Если в сосуд, соединенный с дифференциальным датчиком давления, накачать воздух и подождать до установления теплового равновесия с окружающей средой, то в этом начальном состоянии 1 газ имеет параметры , , , причем температура газа в сосуде равна температуре окружающей среды , а давление немного больше атмосферного.

Если теперь на короткое время соединить сосуд с атмосферой, то произойдет адиабатное расширение воздуха. При этом воздух в сосуде перейдет в состояние 2, его давление понизится до атмосферного . Масса воздуха, оставшегося в сосуде, которая в состоянии 1 занимала часть объема сосуда, расширяясь, займет весь объем . При этом температура воздуха, оставшегося в сосуде, понизится до . Поскольку процесс 1–2 – адиабатный, к нему можно применить уравнение Пуассона (4.11):

или .

Отсюда:

. (4.12)

После кратковременного соединения сосуда с атмосферой охлажденный из-за адиабатного расширения воздух в сосуде будет нагреваться (процесс 2–3) до температуры окружающей среды при постоянном объеме . При этом давление в сосуде поднимется до .

Поскольку процесс 2–3 – изохорный, к нему можно применить закон Шарля:

или . (4.13)

Из уравнений (4.12) и (4.13) получим:

.

Прологарифмируем это выражение:

.

Поскольку избыточные давления и очень малы по сравнению с атмосферным давлением , а также учитывая, что при , будем иметь:

.

Откуда:

. (4.14)

Избыточные давления и измеряют с помощью дифференциального датчика давления.

2. Описание экспериментальной установки

Для определения отношения теплоемкостей воздуха используется экспериментальная установка ФПТ1-6н, общий вид которой показан на рис. 4.2.

Установка состоит из металлического сосуда емкостью 3,5 литра, соединенного с компрессором, размещенным в блоке приборов 2. Компрессор включается переключателем «Компрессор», установленным на передней панели установки 5. Клапан соединения с атмосферой «Атмосфера» 6, расположенный в зоне управления 1, позволяет при повороте его по часовой стрелке до щелчка кратковременно соединить колбу с атмосферой. В информационной зоне 3 изображена принципиальная схема установки.

Давление в колбе измеряется дифференциальным датчиком давления 8. В установке также предусмотрен контроль температуры (измеритель температуры 7) как внутри колбы, так и снаружи. Подключение установки осуществляется выключателем 4.

3. Выполнение упражнений и обработка результатов измерений

1. Нарисовать таблицу 4.1.

Таблица 4.1

2. Включить установку тумблером «Сеть».

3. Открыть кран К1. Для подачи воздуха в сосуд включить переключатель «Компрессор».

4. С помощью измерительного прибора «Давление» контролировать давление в сосуде. Когда давление в сосуде достигнет , закрыть кран К1 и отключить подачу воздуха. Значение выбирается произвольно.

5. Подождать 2–3 мин., пока температура воздуха в сосуде сравняется с температурой окружающего воздуха , в сосуде при этом установится постоянное давление . С помощью измерителя давления снять показания давления , установившегося в сосуде. Полученное значение занести в таблицу 4.1.

6. На короткое время соединить сосуд с атмосферой, повернув пневмотумблер «Атмосфера» по часовой стрелке до щелчка.

7. Через 2–3 мин., когда в сосуде установится постоянное давление снять показания измерителя давления . Полученное значение занести в таблицу.

8. Повторить измерения по п.п. 2–6 не менее 10 раз при различных значениях величины .

9. После окончания работы выключить установку тумблером «Сеть».

10. Для каждого измерения по формуле (4.16) определить значение показателя адиабаты . Найти среднее значение .

11. Оценить погрешность результатов измерения .

12. Рассчитать число степеней свободы молекулы воздуха, используя формулу (4.9).

13. Сравнить полученные значения и с теоретическими значениями.

Контрольные вопросы

1. Какие процессы в термодинамических системах называют изопроцессами? Каким законам они подчиняются?

2. Представьте эти процессы графически в координатах , , .

3. Сформулируйте I закон термодинамики. Запишите этот закон для изобарного, изохорного, изотермического и адиабатного процессов.

4. Дайте определение удельной и молярной теплоемкости. В каких единицах в системе СИ они измеряются.

5. Выведите формулы для расчета молярных теплоемкостей и для идеального газа. Получите уравнение Майера.

6. Дайте определение числа степеней свободы молекулы . Чему равна величина для одно-, двух-, трех- и многоатомного идеальных газов?

Читайте также:  Обязанности персонала при обслуживании сосудов

7. Какой процесс называется адиабатным? Выведите уравнение Пуассона, связывающее величины и .

8. Рассчитайте значения показателя адиабаты для одно-, двух- и трехатомного идеальных газов.

9. В чем заключается метод Клемана и Дезорма для определения отношения ?

10. Опишите рабочий цикл экспериментальной установки с помощью – диаграммы.

11. Выведите расчетную формулу (4.16) для определения .

12. Как и почему изменяется температура газа в сосуде при проведении опыта?

Лабораторная работа № 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ДИФФУЗИИ

ПАРОВ ВОДЫ В ВОЗДУХЕ

Цель работы: определение коэффициента диффузии паров воды в воздухе.

Приборы и материалы: экспериментальная установка ФПТ1-4, термометр, секундомер, микроскоп МПБ-3, исследуемая жидкость (вода).

Источник

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

Автор: 

Бреусов Андрей, Скрипкин Михаил.

Исследовательско-эксперимантальная работа, целью которой проверка на опыте,  как зависит скорость остывания воды от наличия (отсутствия) на поверхности слоя масла.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Большекошинская средняя  общеобразовательная школа

Селижаровского района Тверской области

Исследовательская работа по теме:

Экспериментальная  проверка  изменения  скорости остывания воды в сосуде.

                               Выполнили: Бреусов Андрей, обучающийся 10 класса

Читайте также:  По лазареву причина сосуды

                                                     Скрипкин Михаил, обучающийся 10 класса

                                               Руководитель: Скрипкина Ирина Валерьевна,

                                                                         учитель физики

                                                       2013

План проведения эксперимента. 

1.      Сформулировать (уяснить) проблему исследования.

2.      Выяснить роль эксперимента в решении данной проблемы.

Определить его цель.

3.      Подобрать  необходимые  приборы  и  материалы.

4.      Определить порядок проведения эксперимента.

5.      Выбрать способ отслеживания  данных опыта (наблюдений, измерений).

6.      Провести эксперимент, выполнить необходимые наблюдения и измерения.

7.      Провести обработку результатов измерений, оценить их точность.

8.      Проанализировать и интерпретировать полученные результаты, сформулировать

вывод.

9.  Оформить отчет о проведении эксперимента.

Цель эксперимента: проверить на опыте,  как зависит скорость остывания воды от наличия (отсутствия) на поверхности слоя масла.

Приборы и материалы: одинаковые стеклянные сосуды (стаканы) – 2 шт.,  электронный термометр – 2 шт., измерительный цилиндр (мензурка), часы (секундомер), теплая вода, растительное масло.

Ход работы:

  1. Отмерить мензуркой 200мл теплой воды. Разлить её в одинаковом количестве (по 100 мл) в стаканы.
  2. Поместить в сосуды с водой термометры, измерить начальную температуру воды.
  3. Аккуратно влить в один из сосудов растительное масло.
  4. Снимать показания термометров через равные промежутки времени (5 минут).
  5. Результаты измерений занести в таблицу.

Время

t, мин.

Температура воды в сосуде с маслом,

t, ºС

Температура воды в сосуде без масла,

t, ºС

  1. Построить график зависимости температуры воды в обоих сосудах от времени.
  2. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты, сформулировать

вывод.

Отчет о проведении эксперимента.

  1. Таблица измерений

Время

t, мин.

Температура воды в сосуде с маслом,

t, ºС

Температура воды в сосуде без масла,

t, ºС

5

34,7

34,7

10

34,1

33,6

15

33,3

32,4

20

32,6

31,3

25

31,9

30,4

30

31,2

29,5

  1. График зависимости температуры воды от времени.

.

  1. Вывод: вода под слоем  масла остывает медленнее.
  2. Анализ результатов  и  их обоснование :Если лишить жидкость возможности испаряться, то охлаждение ее будет происходить гораздо медленнее.  Слой  масла  на  поверхности мешает выходу  «быстрых», т.е. обладающих большой кинетической энергией,  молекул воды.  Поэтому и внутренняя энергия  жидкости  почти не изменяется, и ее температура падает медленно.  Само  масло  испаряется крайне медленно, так как его  молекулы  большие  и  более сильно притягиваются  друг к другу, чем молекулы воды.

Источник

профессор

Лабораторная работа 2 – 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТЕЙ ВОЗДУХА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ И ОБЪЁМЕ МЕТОДОМ КЛЕМАНА-ДЕЗОРМА

Студент:_________________________________________________________________ группа:__________________

Допуск_________________________________Выполнение_______________________Защита__________________

Цель работы: определение отношения теплоемкостей методом Клемана-Дезорма.

Приборы и материалы: экспериментальная установка ФПТ1-6

Краткие теоретические сведения

1.  Термодинамика идеального газа.

Согласно первому закону термодинамики количество теплоты , сообщенное системе, расходуется на увеличение её внутренней энергии и на совершение системой работы против внешних сил

. (1)

Отличия в записи бесконечно малых величин теплоты , изменения внутренней энергии и работы имеют отнюдь не формальный характер, а выражают глубокие физические различия этих величин. Количество тепла и работа зависят не только от начального и конечного состояний тела, но и от процесса, в котором происходило изменение состояния тела. По этой причине никак нельзя говорить о «количестве тепла, заключенном в теле» и рассматривать тепловой эффект процесса как разность этих количеств в конечном и начальном состояниях. Бессмысленность такого понятия в особенности наглядно проявляется при круговом процессе, когда тело возвращается в исходное состояние, между тем как общее количество поглощенного (или выделенного) тепла отнюдь не равно нулю. Лишь внутренняя энергия является, как говорят, однозначной функцией состояния: в каждом определенном состоянии тело обладает определенной энергией. Поэтому и полное изменение энергии тела при процессе является величиной, зависящей лишь от конечного и начального состояния. Разделение же этого изменения на количество тепла и работу неоднозначно и зависит от способа перехода из начального в конечное состояние. В частности, при круговом процессе полное изменение энергии равно нулю, а поглощенное телом количество тепла Q и произведенная им работа А отличны от нуля и связаны друг с другом равенством Q=A. Математической записью этого вывода является тождество

,

которое является необходимым и достаточным условием для того, чтобы выражение представляло собой полный дифференциал. Ни работа, ни теплота не являются функциями состояния и поэтому и не являются полными дифференциалами.

Удельной теплоёмкостью вещества называется физическая величина, равная количеству теплоты, которую необходимо сообщить единице массы вещества для увеличения ее температуры на один Кельвин

(2)

Молярной теплоемкостью вещества называется физическая величина, равная количеству теплоты, которую необходимо сообщить одному молю вещества для увеличения его температуры на один Кельвин

(3)

где – масса, – молярная масса вещества

Значение теплоемкости газов зависит от условий их нагревания.

Увеличение внутренней энергии идеального газа в случае изменения его температуры на

(4)

здесь = 8,31 Дж/ (мольК) – универсальная газовая постоянная, – число степеней свободы молекулы, под которым подразумевается число независимых координат, определяющих положение молекулы в пространстве – оно равно

сумме числа поступательных, вращательных и удвоенного числа колебательных степеней свободы молекулы

Независимо от общего числа степеней свободы молекул три степени свободы всегда поступательные. Ни одна из поступательных степеней свободы не имеет преимущества перед другими, поэтому на каждую из них приходится в среднем одинаковая энергия, равная

В классической статистической физике выводится закон Больцмана о равномерном распределении энергии по степеням свободы молекул: для статистической системы, находящейся в состоянии термодинамического равновесия, на каждую поступательную и вращательную степени свободы приходится в среднем кинетическая энергия kT/2, а на каждую колебательную степень свободы — в среднем энергия kT. Колебательная степень обладает вдвое большей энергией потому, что на нее приходится не только кинетическая энергия (как в случае поступательного и вращательного движений), но и потенциальная энергия, причем средние значения кинетической и потенциальной энергий одинаковы.

При изменении объема на бесконечно малую величину система совершает работу

(5)

Если газ нагревать при постоянном объеме , то и согласно с (3) все полученное газом количество теплоты расходуется только на увеличение его внутренней энергии и, учитывая (4), молярная теплоемкость идеального газа при постоянном объеме определяется соотношением

Читайте также:  Как называется сужение сосудов в глазах

(6)

Если газ нагревать при постоянном давлении , то полученное газом количество теплоты расходуется на увеличение внутренней энергии и выполнение работы :

Тогда молярная теплоемкость идеального газа при постоянном давлении

(7)

Используя уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона-Менделеева)

после преобразований ; и

получим уравнение Майера

(8)

После подстановки в него (6) получим

Адиабатным называется процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой, . На практике он может быть осуществлен в системе, окруженной теплоизоляционной оболочкой. Адиабатным можно считать быстропротекающий процесс, при котором система не успевает вступить в теплообмен с окружающей средой. Первый закон термодинамики для адиабатного процесса имеет вид

или с учетом (4)-(6)

(9)

Продифференцировав уравнение Клапейрона – Менделеева

,

находим

Подставляя в формулу (9), получим

Учитывая соотношения (8) и (9), получим

где – показатель адиабаты определяется как

(10)

Решение написанного дифференциального уравнения имеет вид

(11)

Уравнение (11) называется уравнением адиабаты (или уравнением Пуассона). С помощью уравнения Клапейрона – Менделеева можно уравнение Пуассона записать в виде связи между другими параметрами состояния газа в адиабатном процессе:

(11´´)

(11´´)

2.  Метод определения показателя адиабаты.

Метод определения показателя адиабаты, предложенный Клеманом и Дезормом, основывается на изучении параметров газа, переходящего из одного состояния в другое двумя последовательными процессами – адиабатным и изохорным. Эти процессы на диаграмме (рис.1) изображены кривыми соответственно 1-2 и 2-3. Если в баллон, соединенный с открытым водяным манометром, накачать воздух и подождать до установления теплового равновесия с окружающей средой, то в этом начальном состоянии 1 газ имеет параметры , причем температура газа в баллоне равна температуре окружающей среды , а давление немного больше атмосферного.

Если теперь на короткое время соединить баллон с атмосферой, то произойдет адиабатное расширение воздуха. При этом воздух в баллоне перейдет в состояние 2 и его давление понизится до атмосферного . Обратите внимание, что на рис.1 состоянию 1 соответствует только та часть воздуха, которая в состоянии 2 осталась в баллоне, заняв объём . При этом его температура понизится до .

Поскольку процесс адиабатный, к нему можно применить уравнение Пуассона (11´):

Отсюда

В дальнейшем охлажденный из-за адиабатного расширения воздух в баллоне будет нагреваться (процесс 2-3) до температуры окружающей среды при постоянном объеме . При этом давление в баллоне возрастает до . Поскольку процесс 2-3 – изохорный, к нему можно применить закон Шарля:

отсюда

(13)

Из уравнений (12) и (13) получим:

Прологарифмируем:

Поскольку избыточные давления и очень малы по сравнению с атмосферным давлением и учитывая, что при , будем иметь:

откуда

(14)

Избыточные давления и измеряют с помощью U-образного манометра по разности уровней жидкости с плотностью :

(15)

Из (14) и (15) получим расчетную формулу для определения :

(16)

Экспериментальная установка

Как и почему изменяется температура в сосуде при проведении опыта

Рис. 2

Для определения отношения теплоемкостей воздуха предназначена экспериментальная установка ФПТ1-6, общий вид которой показан на рисунке 2.

Установка размещена на стойке 1 и состоит из стеклянной колбы, соединенной с открытым водяным манометром 2. Воздух нагнетается в колбу микрокомпрессором, размещенным в блоке рабочего элемента 3. Микрокомпрессор включается тумблером “Воздух”, установленным на передней панели блока приборов 4. Тумблер “Атмосфера” 5 , расположенный на панели блока рабочего элемента, в положении “Открыто” позволяет соединять колбу с атмосферой.

Порядок выполнения работы

1. Включите установку тумблером «Сеть». Включите тумблер «ВОЗДУХ» и накачайте в трубку воздух дo тех пор, пока разность уровней в столбах водяного манометра достигнет приблизительно мм и выключите тумблер «ВОЗДУХ». При этом воздух в трубке слегка нагреется (так как процесс происходил адиабатный). За счёт теплообмена с окружающей средой температура воздуха в трубке начнёт уменьшаться ( при этом разность уровней воды в манометре так же будет уменьшаться). Спустя 2-3 мин температура воздуха в трубке сравняется с комнатной (при этом разность уровней воды в манометре изменяться перестанет и избыточное давление станет равным ,то есть пропорциональным h1 ). Запишите величину h1 в таблицу 1.

2. Поверните до щелчка по часовой стрелке клапан «АТМОСФЕРА». При этом часть воздуха из трубки выйдет наружу и так как процесс расширения газа будет опять адиабатным, температура воздуха в трубке станет ниже температуры окружающей среды. Через некоторое время температура воздуха в трубке опять станет равной комнатной (при этом разность уровней воды в манометре изменяться перестанет), избыточное давление увеличится и станет равным , то есть пропорциональным h2). Запишите величину h2 в таблицу 1.

3. Опыт проделайте 5 раз, при этом величину h1 уменьшайте каждый раз приблизительно намм. Полученные результаты h1 и h2 занесите в таблицу 1.

Таблица 1

пп

мм. вод. ст.

мм. вод. ст.

1

2

3

4

5

Выключите установку тумблером «СЕТЬ».

Обработка результатов измерения

Показатель адиабаты определяется с помощью метода наименьших квадратов.

Из равенства (16) выразим

Введём следующие обозначения:

, , .

В результате получим линейную зависимость

,

где параметр определяется из условия минимума остаточной суммы наименьших квадратов (см. лабораторную работу 0-1) и равен

Дисперсия параметра вычисляется по формуле:

Затем рассчитайте величину среднего значения и дисперсию по формулам:

и .

Найдите среднеквадратичное отклонение по формуле .

Окончательный ответ запишите в виде: .

Сравните полученный результат с теоретическим, который рассчитайте по формуле:

,

где – число степеней свободы для воздуха (воздух состоит в основном из двухатомных газов и для него ) и сделайте соответствующий вывод.

Рассчитайте относительную погрешность измерения по формуле и сделайте соответствующий вывод

Контрольные вопросы

1.  Какие изопроцессы вы знаете и каким законам они подчиняются? Нарисуйте графики этих процессов.

2.  Сформулируйте и запишите первый закон термодинамики.

3.  Запишите первый закон термодинамики для различных изопроцессов идеального газа.

4.  Дайте определение удельной и молярной теплоемкости. В каких единицах СИ они измеряются?

5.  В чем особенности теплоемкости газа? Выведите формулу для молярных теплоемкостей и

идеального газа.

6.  Дайте определение числа степеней свободы молекулы. Чему равна величина для 1-, 2-, 3- и многоатомного

идеальных газов?

7.  Как связаны молярные теплоемкостей и идеального газа с числом степеней свободы.

8.  Какой процесс называется адиабатным? Выведите уравнение Пуассона.

9.  Рассчитайте теоретическое значение показателя адиабаты для 1-, 2- и 3-атомного идеального газа.

10.  В чем заключается метод Клемана и Дезорма для определения отношения ?

11.  Изобразите на диаграмме и объясните рабочий цикл экспериментальной установки, начиная не с

, а с .

12.  Выведите расчетную формулу для определения .

13.  Как и почему изменяется температура газа в колбе при проведении опыта?

Источник