Как на юге россии называли низкие и широкие сосуды для питья

Как на юге россии называли низкие и широкие сосуды для питья thumbnail

1

1 ответ:

2 0

Как не удивительно, но в средневековье на Руси было много видов посуды для пития и хранения напитков. Это и братина и ковш, кубок, кубышка, чаша, чара… скляница. Пили из них мёд, квас, сбитень…

Часть посуды была “завезённой”: сулея, мушерма, фляга… А часть – исконне русского происхождения, например, чаша (само наименование известно, с ХI в.).

Для знати изготавливались изысканные сосуды. Им “служили” братины из золота и серебра, с нанесенными именными надписями. А простолюдины пользовались медными и деревянными братинами…

Некоторым сосудам придавалась особая форма. Так ковш часто имел вид ладьи или птицы.

В Вашем вопросе, скорее всего речь идёт либо о братине, напоминающей по виду низкий горшок, либо о плошке – низкой широкой посуде, из глины. Последняя как раз и была распространена больше на юге Руси.

Читайте также

Инструмент который вы имеете ввиду и судя по вашему описанию, может быть только один и это инструмент под оригинальным названием “ИДИОФОН” и со смешным/народным названием “ДРОВА”

Это русский народный ударный музыкальный инструмент состоит из небольших деревянных брусков, которые одинаковой толщины и полукруглой формы но разной длинны, они прочно/туго переплётом связаны верёвкой, инструмент покрытый лаком, играют/стучат по этому инструменту специальными “молоточками” которые изготавливают только с твёрдых пород деревьев.

Малорослым считали человека небольшого роста, с короткими, по отношению к туловищу ногами. Таких, физиологически непропорциональных телом людей на Руси называли ерпылями.Ерпыль -это скорее ругательное или обзывательное слово для маломерок. В одном из объяснений слово “ерпыль” трактовалось как больной рахитом человек.Что вполне может быть правдой.В старину больных рахитом детей было предостаточно. Выжившие и выросшие рахитичные дети превращались в ерпылей и имели не только короткие ножки, но специфическую походку из за повреждения позвоночника.

“Лазня” она и есть баня. А вообще как её не назови всё одно вещь ничем не испортишь.

Мы плохо знаем историю древней Руси во время демократического управления племенами росов. Возможно, тогда правили не цари, а избранные на народном вече управители, которых русские звали вождями и таких вождей было не в единственном числе, а их было как в древнем Риме несколько. То есть это были так называемые “русские консулы”. Есть ложная теория, что русских правителей звали “хаканами” или конунгами”, но это реально не доказано, в отличие от вождей…

Гранёный стакан появился в эпоху Петра Великого. Его особенность в том, что в отличии от обычного стакана у него больше шансов не разбиться, если его уронить на пол.

Дизайнером современного гранёного стакана является знаменитый советский скульптор Вера Мухина, автор скульптуры “Рабочий и Колхозница”, стакан был разработан в 1943 году.

Источник

Любуясь своеобразной русской посудой во всем своем многообразии, богатстве и красоте, невольно вспоминаешь строки пушкинских стихов:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана,

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая. Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов – дерева и глины. Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома, и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза “закатить пир на весь мир”.

все изображения кликабельны*

К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.

Ковш

Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.

Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века

Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: “Руси есть веселие питии, не может без того бытии”.Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Читайте также:  Васкулит сосудов на коже

Корчик

Корчик 17 век .Русская эмаль .Новгород XVII век.

Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.

Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков – коньяка и водки. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном – скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.

Чарка

Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.

Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год

Чарка 1704 г.

Чарка серебро 1700 г.

Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток – “государево винцо”, как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней – сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко.

Чарка меду.К.Е.Маковский

Чаша

Чаша позолоченная 17 век.

Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово “чаша” на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц – заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась “государева” чаша, за здоровье патриарха “патриаршья чаша”, в честь Богородицы – “Богородицына чаша” и т.д.В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.

Братина

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом “заздравной чаши”. В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название “чин чаши”.Для “чина чаши” выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название – братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и “ложками”, эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины – орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:”Братина добра человека питии из нея на здравие…”, “Безвинно вино, да проклято пьянство”.Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой – водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.

Ендова

К братине близок еще один тип посуды – ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными “ложками” и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки – пиво, брагу, мед – и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.

Читайте также:  Что нужно чтобы расширить кровеносные сосуды

Ставец

Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами. Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка “сколько старцев, столько ставцев” или “каждому старцу по ставцу”. Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: “Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца”.

Кубок

С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды – кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа – древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.

Стакан

Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.

К.Е.Маковский

Кружка

Русские мастера начали изготавливать кружки в конце XVII века, до этого времени в России пользовались только привозными европейскими кружками. Форма и оформленные кружек были заимствованы русскими мастерами у иностранных мастеров. Украшались кружки резными и рельефными чеканными изображениями сцен из античной и светской жизни, пейзажами, растительными мотивами. Для отделки в тулово кружки вставлялись монеты или пластинки из слоновой кости. Крышки кружек украшались чеканкой и литыми фигурками. По верхнему ободу располагался расписной венец.

К.Е.Маковский

Утащено отсюда, спасибо PKFNF

Источник

1 ответ:

0 0

Урочными летами на Руси называли срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Т.е. срок розыска беглых крестьян. Урочные лета были введены в конце 16 века. Соборное уложение 1649 года установило бессрочный сыск.

Читайте также

Не называли их так. Нет ни одного научного исследования, в котором фигурировало бы это слово. Медведь был тотемным животным у восточных славян. Его имя нельзя было упоминать всуе, как иудеи не могут упоминать имя Бога всуе. Именно поэтому появился описательны оборот “медведь”, то есть “тот, кто знает (где находится) мёд”.

О белорусском празднике “Комоедица”, посвящённом пробуждению медведя, известно из одного довольно позднего источника, а этимологи названия не имеет никакого отношения к медведям. Ликбез здесь.

О том, что пословица “первый блин комом” раньше звучала якобы как “первый блин комам” (то есть медведям) не выдерживает никакой критики. Такое “раньше” могло быть лишь в том случае, если бы начальная форма слова была бы “кома”, а не “ком”.

Древнерусская система склонений существительных предполагала окончание -амъ для дательного падежа множественного числа лишь для тех из них, что и в допотопные времена, и сегодня относятся к первому склонению. Распад системы склонений оформился к XIV, а аканье как норма произношения появилось не ранее XIV века. Именно благодаря ему произношение гласных [o] и [a] в безударных позициях стало нечётким. Поэтому по всей логике языка, если и был какой-то “комъ” в древнерусском языке, то не “издревле”, а именно c XIV он должен был бы изменить окончание, но не с -амъ на -омъ, а прямо в противоположном направлении. То есть всё, что происходило в языке за истекшие века, превратило бы “комомъ” или “комъмъ” в “комамъ”. Заниматься гаданием на кофейной гуще и фантазировать на тему, к какому типу склонения принадлежал мифический “комъ”: – к *-ŏ (-jŏ), к *-ŭ или к основе на согласный, не буду. Это пустая трата времени.

Читайте также:  Глиняный сосуд в хозяйстве русичей 7 букв

Если уж речь зашла о логике языка, то праздник “Комоедица” должен был бы обозначать “поедание медведей”, а вовсе не их кормление (блинами или чем-то ещё) по аналогии со словами “мясоед” и “мясопуст”, где первая половина обозначает то, что едят, а вторая – сам процесс поедания или разрешения.

В старину особое значение придавали источникам воды, которые били из земли. Родниковая вода обладала чудодейственными свойствами и употреблялась от многих хворей и болезней. Появление родников было таинством, его приписывали божественным силам.

Особо святыми считались на Руси родники, которые начинали бить из земли, когда на нее падал тяжелый колокол или после удара молнии в землю. Такие родники так и называли “грозовые”.

КОЛОКОЛ – верный ответ на этот вопрос.

Галицкий князь Ярослав Осмомысл появился на свет примерно в 1130 г. (верная дата произведения на свет неведома) в семействе Владимира Володаревича (в свою очередь именовавшегося в летописях как Владимирко). Матушкой мальчишки стала София, дочка государя Венгрии Кальмана I Книжника. Ярослав властвовал в неистовую пору политической разъединенности, когда систематические битвы между собой слыли обыкновенным делом. Получив славу от личной толковой и осторожной политики, он приобрел прозвание Осмомысл, что обозначало «с восемью умами».

Принципиальное влияние. Во всяком случае, когда славяне/русы/русские пришли на северные и северо-восточные земли. Пришли ведь земледельцы – но есть принципиальная разница между Причерноморьем/Подне­провьем и Средней Полосой.

Земли в основном плохие, земледельческий сезон при этом короткий в сравнении с югом Руси и Европой (кроме Северной Европы, конечно). Черноземы – разве что небольшой клин в районе Суздаля. Поволжье, нынешние Курские земли – все это попадает под Великую степь. Которую приходилось веками отвоевывать, постепенно продвигаясь к востоку и югу. Но это уже 15 – 16 века. И завершился этот процесс лишь в 18 веке, с присоединением Крыма и ликвидацией Крымского ханства.

До того – оснвоной земледельческий регион – Северо-Восток и Север. Где нормальные урожаи 1:4. Напомню, что современной агротехники нет, современных морозостойких сортов злаков нет. Привычная по югу пшеница растет плохо, рожь – более менее, но и она не идеально. Нередки аномальные морозы, засухи, дожди и пр. Все это впридачу к плохим почвам и короткому земледельческому сезону, в Европе он существенно больше при общем более мягком климате.

И это положение сохраняется до… вплоть до 20 века.

С другой стороны, огромные пространства и леса. Которых хватает и теперь, на Руси можно полноценно строить из леса, можно охотиться – напомню, что в Европах охоту в королевских и феодальных лесах запрещали со Средних веков.

Огромные луга. Пока людей немного – можно свободно перемещаться, переходя на неистощенные почвы. Чем и пользовались! Долгое время население легко мигрировало. Земель много – людей мало. Собственно, первоначально крепостное состояние и направлялось на удержание крестьян на землях, раздаваемых помещикам. Иначе получишь ты плату за службу землей – а обрабатывать кто ее будет?

Масса пушнины, меда, дерева- все на экспорт.

Много железа! Оно везде, болотное железо, пригодное для кустарной добычи. Но нет серебра. И на Руси до Петра I – дефицит собственного серебра. Проще: мало денежной массы, так что приходилось перечеканивать иностранную монету в русскую.

Вот как-то так.

В Древней Руси и допетровской России сентябрь был первым месяцем в году, так как считалось, что новый год начинается после уборки урожая и окончания основных сельскохозяйственных работ. В эту эпоху у большинства славянских народов сентябрь назывался “вересень”.Данное название происходит от названия растения вереска, который цвёл как раз на исходе лета и в самом начале осени. Вереск для славян имел очень важное значение, как самый продуктивный осенний медонос, из которого получался высококачественный мёд, обладающий многими полезными лекарственными и питательными свойствами. Древние славяне очень любили мёд и поэтому неудивительно, что в честь главного медоноса ими был назван целый месяц древнего календаря.

Источник