Как нарисовать сосуд древней греции
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
Меандр (греч. μαίανδρος) – популярный орнамент, дошедший до нашего времени из Древней Греции. Основа классического меандра— непрерывная линия, ломаная под прямым углом. Однако, существуют и более сложные виды меандра, образующие собой солярные символы, изгибающиеся под разными углами, и даже скругленные. Мы рассмотрим их в этой статье и представим схемы, которые помогут разобраться с рисованием греческих орнаментов.
История
Само слово «меандр» произошло от названия реки Большой Мендерес (с турецкого menderes — «излучина, изгиб»), расположенной в западной части Малой Азии. В древние времена река имела название Меандр, а примечательна она тем, что её русло имеет большое количество изгибов.
Однако, древние греки не были бы древними греками, если бы и на этот случай у них не нашёлся хороший миф 🙂
Опуская сложные родственные связи, эта история такова. Древнее пророчество гласило, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен был родиться сын, который обретет невиданную силу и свергнет отца. Но так случилось, что в эту прекрасную морскую нимфу влюбился царь Пилеас, простой смертный. Боги рассудили, что отдадут ему в жёны Фетиду, если он сможет удержать её в борьбе и тем самым победить. Пилеас подстерег богиню в гроте, бросился на неё и обхватил своими могучими руками с помощью хитроумного захвата. То львицей, то змеёй оборачивалась нимфа, но Пилеас не отпустил её, победил и она стала его женой.
В археологическом музее Берлина хранится древний сосуд, найденный при раскопках, на котором явно виден меандр в форме захвата рук греческого героя вокруг стана богини:
Символика, применение и виды орнамента
В Греции меандры украшали архитектурные сооружения, глиняные сосуды и чаши, элементы одежды и другие предметы быта. Этот популярный греческий орнамент переходами одного элемента в другой символизирует собой вечность, бесконечное течение жизни, смену поколений.
Самый простой меандр — это единая, бесконечная лента, изгибающаяся под прямыми углами.
Двойной меандр — усложнённый вид орнамента. В узоре, образованном из двойных меандров, наблюдается вплетение свастики, символа солнца. Это является отражением связи человеческого и божественного начал, влияния сверхъестественных сил на течение жизни.
Иногда орнамент усложняется ещё сильнее, когда между линиями меандра появляются другие декоративные элементы: прямоугольники или квадраты.
В конце XVIII —начале XIX века античные греческие узоры и орнаменты приобрели большую популярность в Западной Европе и оказали большое влияние на становление классицизма. В современное время устойчивая геометрическая конструкция меандра также навевает мысли о классике. Очень популярен этот орнамент в интерьерах, особенно в качестве окантовки и декоративного бордюра.
Встречаются меандры и в качестве интересных дизайнерских решений для предметов мебели.
Не обошла использование греческих орнаментов и мода: в ювелирных украшениях, одежде и обуви нередко можно встретить знакомые переплетения лент.
Схемы рисования меандров
1-7. Простейшие формы. Основой настоящего меандра является изменение направления. Линия поворачивает сперва внутрь, а затем выходит наружу. Но в самых примитивных виды меандра, в них ещё незамкнутые линии, формы «крючков».
8-13. Также виды «ложных» меандр, так как они только тоже ведут лишь в одну сторону.
14-16. Примеры истинных меандр с закрытыми извилинами.
17-18. Истинные меандры замкнутого типа.
С первого взгляда на этот греческий орнамент, кажется, что всё очень просто. Однако, при попытках нарисовать несколько элементов подряд без должной подготовки, можно легко сбиться. Рассмотрим отдельный элемент простого меандра.
1. Рисуем прямой угол, образованный двумя одинаковыми по длине линиями.
2. Спускаемся вниз. Следующая линия, образующая прямой угол по длине составляет 2/3 от предыдущей линии.
3. Следующие три линии, уводящие меандр внутрь, снова относятся к предыдущей как два к трём.
4. Линия, выводящая узор наружу, соответствует длине линии в пункте 2.
5. Последняя линия, завершающая элемент, равна по длине линии в пункте 1.
6. Затем повторяем элемент необходимое количество раз!
Попробуйте использовать античные орнаменты в своём творчестве! Будет ли это рисование, или роспись, повторяющиеся элементы могут выгодно подчеркнуть края изделия и придать изделию классический строгий вид. Начните с простых узоров, затем пробуйте усложнять декор.
Удачи вам в творчестве!
Автор — Чингиз Абашев.
Другие материалы по теме: Живопись и роспись | Декорирование предметов интерьера
Источник
Одним из достижений Античности в искусстве стал орнамент. Древнегреческий орнамент известен по археологическим находкам, иллюстрациям в энциклопедиях и книгах с мифами, по стилизованным под старину сувенирам и фильмам. Этот орнамент отличается явно выделенным ритмом: равные геометрические элементы чередуются между собой, создавая тем самым своеобразную музыку и визуальную метафору.
Меандр – самый известный древнегреческий орнамент. Существует множество видов меандра, но все они состоят из прямых углов, складывающихся в единый рисунок.
Схематическое изображение разных видов меандра // ru.wikipedia.org
Название меандра происходит от одноименной реки в Эгейском регионе западной части Малой Азии. Сейчас она называется Большой Мендерес. Упоминания о ней встречаются в «Илиаде» Гомера:
«Город Милет занимали они и лесистую гору // Фтирос, теченья Меандра, высокие главы Микалы».
Эта река имела важное стратегическое значение и отличалась сильной извилистостью. Орнамент был назван так из-за визуального сходства с рекой. Меандр часто встречается на монетах греческих колоний, которые проживали в бассейне именно этой реки (Приена, Магнисия, Антиохия, Апамея и прочие).
Кносские монеты V-IV веков до н. э // www.coins.msk.ru
По другой версии, извилистый и беспрерывный узор меандра воспринимался в Древней Греции не только как визуальный образ водной стихии. Узор меандра – метафора течения человеческого бытия, где прямые углы символизировали правильный образ жизни, добродетель. Исследователи предполагают, что впервые меандр появился в ткацком искусстве. В Древней Греции им украшали подол одежды – считалось, что подобный узор на одеянии подчеркивал праведность хозяина.
Меандр на одежде. Статуя Phrasikleia Kore, Аттика, 500-ые г. до н.э. // wikipedia.org
Впрочем, меандр встречается далеко не только в одеждах древних греков. Орнамент этот является неотъемлемым атрибутом этрусских ваз, фасадов и фризов архитектурных сооружений, а также украшений.
Амфора, Аттика, 725-700 г. до н.э. // wikipedia.org
(Этруски – народ, проживавший на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э.)
Один из самых известных видов меандра – алагрек. Уже в самом названии отражено греческое происхождение орнамента, однако выясняется, что меандр появился гораздо раньше.
Один из немногих исследователей истории орнамента, A.R. Hein, в своей книге «Mäander…ein Beitrag zur allgemeinen Ornamentgeschichte» выдвигает удивительную теорию. Автор утверждает, что этот орнамент возник в нескольких частях света одновременно. По его мнению, каждый народ обладает потребностью выразить себя – именно поэтому элементы примитивного орнамента, состоящего из прямых углов, завитков, точек, встречаются в технике почти каждого государства.
Хайн отмечает, что и у греков, и у предшествующих авторов меандра этот орнамент является не «математическим узором», а осознанной абстракцией.
Помимо того, что в разных частях света независимо друг от друга возникает идентичный рисунок, символическое значение этого орнамента в разных частях света тоже совпадает. В качестве доказательства Хайн приводит примеры использования орнамента у разных народов. Например, у мексиканцев меандр встречается в календаре и обозначает месяц дождей, а меандрические узоры украшают защищающую от разлива воды дамбу. В Китае и Японии меандр тоже оказывается связан с водой. В азиатской традиции меандр называют lei-wei – узор грозы. Орнамент в этом случае означает благодетель провидения, подарившего народу дождь и, как следствие, богатый урожай.
Изображение месяца дождей в мексиканском календаре // A.R. Hein
Меандр в такой роли встречается также в находках на территории Французской Гвинеи, Венесуэлы, Бразилии, Африки и многих других мест. Это парадоксальное свойство Хайн объясняет «законом причинности».
Орнамент на китайской вазе (слева) и на бразильской ткани (справа) // A.R. Hein
Меандр получил распространение за пространственно-временными пределами Древнего мира. Этот орнамент дошёл и до русского зодчества. Кирпичный декор в русской архитектуре XI века в виде меандра – пример переосмысления античной европейской цивилизации русскими и византийскими зодчими и отражение влияния «руки софийских мастеров».
На популярность данного орнамента среди русских зодчих указывают также фрагменты разрушенного Успенского собора Киево-Печерского монастыря и Софийский собор в Киеве.
Схемы поясов меандра в древнерусских храмах // Д.Д. Ёлшин
Подтверждает теорию Хайна и то, что некоторые археологические находки в Закавказье не вписываются в общую логику путешествий и преобразований античного орнамента. К примеру, меандр украшает фриз базилики Санагире в Кахетии и Пицундского собора. Исследователи относят эти памятники ко второй половине X века, в то время как византийский и русский меандр мы встречаем лишь на постройках XI века.
ЧЧто происходило с меандром позже?
Можно утверждать, что прежнее символическое значение этого орнамента с каждым веком нивелировалось. Меандр возвращается в жизнь человека лишь в эпоху классицизма, для которого характерно стремление к продолжению античных традиций. Именно поэтому в эпоху классицизма меандр воспринимается лишь как сугубо греческий, античный атрибут.
На рубеже XVIII и XIX веков меандр из архитектуры переходит в моду. Для так называемой «ампирной моды» были характерны “античные”, легкие силуэты без корсетов и псевдоантичные украшения. На многих эскизах того времени мы обнаруживаем греческий орнамент. Им стали вновь украшать подолы платьев и ювелирные изделия.
Ампирная мода. Катерина Талейран, начало XIX века П.П. Прюдон // fotki.yandex.ru
Два века спустя в мире моды происходит еще один переворот. В 1978 Джанни Версаче вместе с братом основывает одноименный модный дом.Логотипом бренда становится изображение головы Медузы Ронданини – копия горгоны, украшавшей щит статуи Афины Парфенос, заключенной в уже знакомый нам меандрический орнамент.
«Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики, как в искусстве, так и в философии. Она – синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Дж. Версаче
Логотип Versace // shutterstock.com
Модельеры Версаче нередко оперируют греческими мотивами в своих показах: осенняя коллекция ready-to-wear 2015 была полностью основана на меандрическом узоре.
В повседневной жизни современного человека господствует Визуальное. Оглянитесь по сторонам – вы обязательно обнаружите где-нибудь поблизости греческий орнамент. Впрочем, вряд ли он будет нести в себе тот смысл, о котором нам рассказывают экскурсоводы в музеях и немецкие историки на страницах старых книг.
1 из 2
Мы заставляем визуальные продукты прошлого и настоящего «работать на нас». Ими пользуются не только известные кутюрье, но и популярные музыканты и клипмейкеры.
Еле заметный меандрический узор на короне Билли Айлиш в клипе You should see me in a crown тоже «работает» на общий смысл. Песня Билли — своего рода инфернальное продолжение традиции «Памятника» Горация. Героиня утверждает, что она будет править миром и заставит других замолчать под воздействием своего голоса и, возможно, творчества. Корона на её голове включает в себя квинтэссенцию различных графических символов. Греческие, католические и монархические символы подчеркивают всеобъемлющий характер власти Билли над миром.
Билли Айлиш. Клип You Should See Me in a Crown // youtube.com
Те преобразования, которые происходят сейчас с древнейшим визуальным символом, полностью вписываются в постмодернистскую философскую концепцию.
«Означающее» отделилось от «означаемого», а ценности девальвировались. Меандр больше не ассоциируется ни с водой, как главной составляющей жизни, ни с её течением. Меандр сейчас – скорее понятная всем культурная отсылка, незамысловатая условность, которая лишь намекает на связь с античностью, которую каждый вправе использовать под свои визуальные нужды
Источник
Чернофигурная вазопись своими руками. Пошаговая инструкция с фото
Марахина Анастасия Борисовна. преподаватель изобразительного искусства, ЦРР “Летучий корабль”, г. Москва
Назначение: Мастер-класс предназначен для школьников, знакомых с пропорциями фигуры человека, педагогов дополнительного образования и любителей Античности. Работа может стать проектом по уроку истории или МХК, украшением интерьера.
Цель: создание качественной имитации чернофигурной вазописи.
Задачи:
1)Установить принцип интеграции с другими видами образовательной и художественно-эстетической деятельности ( История Античности, Античная литература,)
2)Установить принцип авторской свободы проектирования в зависимости от подготовленности учащегося
3) Развивать мелкую моторику рук
4) Учиться правильному построению композиции
5) Развивать чувство формы
6) Продолжить изучение пропорций человека
7) Обучиться технике маширования
8) Научиться обрабатывать изделие из папье-маше
9) Овладеть графическими приемами и средствами художественно – образной выразительности с учетом специфики чернофигурной вазописи
*Использовать мастер-класс для ассоциативного изучения исторических дисциплин
Необходимые инструменты и материалы:
Пластиковая бутылка
Воздушный шар
Скотч
Пластилин
Газеты и бумага
Ножницы
Клейстер
Клей типа «Момент»
Распечатки сцен из Античной мифологии и орнаментов
Мелкая наждачная бумага
Акриловые краски ( черная, терракота) и грунт
Зубочистка
Кисти синтетические (плоская 10 и круглая 3)
Лак декупажный или любой другой средней фиксации
Вступление:
Прежде, чем приступить к описанию мастер-класса, необходимо ознакомиться с особенностью чернофигурной вазописи в Античной Греции.
Для никого не секрет, что греки были мастерами в изящных искусствах. До нас дошли многочисленные руины храмов и дворцов, некогда возвышавшиеся на холмах, и поражавшие своим величием и совершенством. Скульптура разных периодов представлена в римских копиях, которые вы можете наблюдать в Российских музея ( ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж). С живописью все обстоит гораздо хуже. Можно сказать, что единственным хорошо представленным источником живописи могут служить расписные глиняные сосуды.Сегодня мы с вами поговорим о чернофигурной вазописи. Этот стиль является одним из наиболее значимых, наряду с краснофигурной. Расцвет приходится на VII—IV века до н. э. Технология изготовления была очень сложной и требовала многократного обжига, мы же, взяв за основу стилистические и художественные особенности, попытаемся создать лишь имитацию чернофигурной вазописи. Основными сюжетами росписи были сцены древнегреческой мифологии и мотивы Олимпийских игр.
Не будем забывать также и о самом сосуде ( вазе). В Древней Греции их существовало огромное множество. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Мы назовем лишь основные.
Сосудом для нашего мастер-класса станет амфора. Ее использовали для транспортировки и хранения продуктов, также в качестве приза в спортивных соревнованиях.
Шаг 1:
Отрезаем у бутылки донышко и горлышко. Донышко откладываем в копилку материалов для будущих мастер-классов, оно нам больше не понадобится. Надуваем шарик средних размеров.
Шаг 2:
С помощью скотча приклеиваем горлышко и цилиндр к шарику, как на фото. Вырезаем тонкие полоски- будущие ручки, их также – на скотч. Пластилином формируем венчик сосуда и дно по периметру.
Шаг 3:
Рвем (не режем) на мелкие и средние куски газету и обклеиваем, используя клейстер, нашу заготовку в 3 слоя. Через 12 часов после высыхания еще 2-3 слоя. Данная техника именуется «машированием».
Шаг 4:
Далее берем более плотную бумагу и продолжаем обклеивать тулово вазы. Накладываем 2 слоя-сушим, снова 2 слоя- сушим
Шаг 5:
Итого у нас получается около 7-8 слоев. Разрезаем амфору пополам вдоль и вытаскиваем все содержимое. Пазухи, оставленные после пластилина, заполняем комканой бумагой в клейстере.
Шаг 6
После полного высыхания, прокрашиваем внутреннюю часть амфоры черным цветом в один слой.
Шаг 7:
Склеиваем две половины клеем «Момент», и на месте стыков обклеиваем еще 2-3 слоями бумаги на клейстер. Ждем полного высыхания.
Шаг 8:
Грунтуем поверхность вазы белым цветом в один слой и шкурим. Затем снова грунтуем и шкурим.( до максимальной гладкости)
Шаг 9:
Если у вас все еще остаются неровности- не беда, все таки это археологический артефакт. Красим поверхность сосуда в терракотовый цвет, какие-то элементы – в черный.
Шаг 10:
Выбираем сюжет и орнаменты. У меня, с одной стороны сцена кентавромахии ( борьба с кентаврами), а с обратной – «Ахилл, убивающий Пентиселею. Орнаменты я выбрала геометрические типичные для греческих сосудов( меандр и подвески).
Шаг 11:
Делаем набросок графитным карандашом, учитывая каноны изображения человеческого тела в вазописи ( кстати, близкие к египетским, однако в композиции у греков преобладает динамика над статикой). Черной краской обводим контуры фигур, ждем высыхания.
Шаг 12.
Каждую фигуру очень быстро заливаем черной краской. Не дожидаясь высыхания, зубочисткой процарапываем детали (складки одежды, контуры лица и.т.д)
Шаг 13
Черным цветом наносим меандр сверху на шейку сосуда и подвески – снизу на перехват ножки. Ниже-схема рисования меандра
Шаг 14:
Закрепляем изображение лаком.
Трудоемкость: 6 часов + время на высыхание. Рекомендуется разбить на 5-6 занятий.
Спасибо, за уделенное внимание. Надеюсь, предоставленный материал будет полезен
Рекомендуем посмотреть:
Бочонок своими руками в технике папье-маше
Сова своими руками в технике папье маше. Мастер-класс с пошаговыми фото
Копилка Свинка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Матрёшки в технике папье-маше. Мастер-класс с пошаговыми фото
Источник