Как называется сосуд для мумификации

У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание[править | править код]
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебехсенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один – человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея[править | править код]
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания[править | править код]
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). – Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. – Left Coast Press, 2007. – С. 28-29, 22-23.
Ссылки[править | править код]
- Статья в БСЭ
Источник
Никакая другая древняя цивилизация не уделяла столько внимания умершему, как египетская. Все мы наслышаны про длительный процесс мумификации тел правителей и вельмож. Сохранение тела связано было с верой в загробное существование и привязанность души Ка к телесной оболочке. Считалось, что пока тлен не коснулся костей и плоти, духовная сущность скончавшегося всё ещё продолжает жить.
Мумификация трупов в Древнем Египте
Искусство бальзамирования появилось в Древнем Египте 4,5 тысячи лет назад. До этой поры тело умершего во времена баддарийской археологической культуры просто оборачивали в лоскуты льняной ткани и рогожи, пропитанные специальным составом. Получалось, что снаружи создавалась видимость телесной оболочки. Её даже раскрашивали, придавая схожесть с умершим. А внутри этой «скорлупы» мышцы и скелет со временем обращались в прах.
В качестве бальзамирующего вещества использовали:
Смолу. Тела таких мумий имеют зеленоватый оттенок и легко крошатся при касании. Только с помощью бинтов удаётся сохранить их настоящую форму.
Битум. Тела чёрные из-за его присутствия. Поскольку биту проникал глубоко в ткань, то порой учёные не могут определить, где плоть умершего, а где – бальзамирующее вещество.
Натровые соли. Внешне мумии схожи с мумифицированными останками средневековых монахов.
Мёд. Существует предание, что тело Александра Великого было мумифицировано именно таким образом.
Извлечение внутренних органов
Ещё в древности люди заметили, что внутренние органы разлагаются быстрее, чем мышцы и кости. Чтобы процесс мумификации прошёл должным образом, в первые же дни по смерти из трупа извлекали всё, что находилось в брюшине. Поскольку под телесной оболочкой воспринимались все органы, то и внутренние требовалось сохранять для существования духовой сущности. Их обрабатывали, помещали в отдельные сосуды и заливали бальзамирующим веществом. Только сердце, которое по поверьям должно было взвешиваться на Божественном Суде, вкладывалось обратно в брюшную полость.
Уложение в канопы
К какой бы эпохе не относились мумии, для внутренних органов всегда полагалось четыре ёмкости. Их по ошибке стали называть канопами с лёгкой руки антикваров Нового времени. Дело в том, что изначально сосуды с крышкой в форме головы были привезены из города Каноп близ Александрии. Там их производили как символы покровителя города – Канопа, одной из ипостасей верховного бога Осириса. Не разобравшись в чём разница между ёмкостями используемыми в бытовых целях и в погребальных, торговцы антиквариатом стали называть обе разновидности канопами.
Самыми старейшими канопами считаются принадлежавшие царице Хетепхерес I, сестра и жена фараона Снофру, мать фараона Хеопса. Пока не найдены более древние, считается, что именно с этих пор внутренние органы стали извлекать и располагать в отдельные четыре ёмкости при мумификации.
Разновидности каноп
Первые канопы представляли собой безымянные одинаковые сосуды с крышками. Вначале они были пузатыми, со скромной внешней отделкой. Уже к Новому царству они стали напоминать амфоры – вытянулись в высоту, основание стало зауженным, иногда у них даже появлялись ручки. В это же самое время на крышках стали изображать лик усопшего. Так, на всех канопах Тутанхамона можно увидеть четыре практически одинаковых скульптуры фараона.
В эпоху Рамессидов закрепилась традиция каждую канопу относить под покровительство одного из сыновей Гора, соответственно изображая их на крышках сосудов:
- Амсет (Имсет) с человеческой головой отвечал за печень,
- Хапи с головой павиана отвечал за лёгкие,
- Дуамутеф с головой шакала отвечал за желудок,
- Кебехсенуф с головой сокола отвечал за кишечник.
Позднее канопы стали заменяться на миниатюрные саркофаги, точь в точь такие же, как основной, где покоился умерший. Иногда органы после извлечения и мумификации просто укладывали в тканный мешочек и вновь размещали в брюшной полости скончавшегося. Примечательно, что и в этом случае использовались канопы, но они были пустыми и значительно мельче стандартных.
Размещение каноп
При погребении канопы могли быть размещены в погребальной камере двумя способами:
По углам четырёхугольной комнаты, с саркофагом по центру. Такое расположение предполагало поиск защиты у богов.
В специальном открытом сундучке на четыре канопы. Примечательно, что в этом случае на стенках сундучка изображали ещё и четырёх богинь египетского пантеона: Исиду и Мут, отвечавших за материнство, Нефтиду, покровительницу смерти, и Нейт, богиню войн и разрушений.
От каноп к урнам
Считается, что этруски переняли у египтян традицию складывать останки в канопы, только делали они это после обряда сожжения. То есть, современные урны для праха после кремации – это прототип древнеегипетских каноп.
4 января 2021
Возможно, вам будет интересно:
- Музей мумий в Гуанахуато
- Копченые мумии Ангу
- История бальзамирования: от египетских мумий до наших дней
Источник
Мумификация в Древнем Египте – искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения посредством пропитывания их противогнилостными веществами[1][2] ), известное с древнейших времён[3]. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водой, поэтому египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения[3]. У древних египтян все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию[4] . Египетский метод был описан Диодором. Существовало много способов бальзамирования трупов.[4]
Бальзамирование употреблялось по верованиям египтян с целью сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица бальзамировавшие, или врачи, считались священными лицами[3]. Они обитали в некрополях[2].
Самый совершенный метод состоял в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом (природным битумом)[4]. Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани[4]. Процесс бальзамирования продолжался от 30 до 70 дней, а по свидетельству Священного Писания (Быт. 50:3) врачи употребляли для бальзамирования 40 дней[3].
Набальзамированное тело обычно помещали в гробницу-саркофаг в виде человеческой фигуры[2] из сикоморового дерева (библейская смоковница; инжир) или из камня[3]. На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2-3 тысячи лет в состоянии полной сохранности.[3]
Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса, он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала; древние греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называли Анубиса богом с собачьей или волчьей головой.[5]
Исторические источники[править | править код]
К началу XX века главными источниками сведений о принятом у египтян бальзамировании являлись Геродот (II, 85) и Диодор (I, 91)[2].
Папирусы[править | править код]
ЕЭБЕ приводит выдержку из одного папируса: «Царь приказал отвезти Пташферха в хорошее жилище (некрополь) до 16-го дня, украшать его до 35-го дня, бальзамировать до 70-го дня; затем его похоронили в склепе»[2].
Способы мумификации[править | править код]
Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на три класса[2]:
- 1) парашисты, или парахиты, парасхиты[6] (делали надрезы на мягких частях трупа);
- 2) тарихевты (бальзамировали);
- 3) калхиты, или колхиты[7] (руководили религиозными церемониями при погребении),
причём каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, напр. столяры, ткачи бинтов, каменотёсы и др., которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту, бальзамировщики показывали родственникам три разные модели мумий из дерева, за изготовление которых они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе.[2]
Обычный способ (ценой в талант серебра)[править | править код]
Канопы в музее Хильдесхайма
Умершего обыкновенно вскрывали таким образом: острым крючком[2] извлекали мозг из головы через ноздри, а внутренности чрева извлекали через отверстие в левом боку, сделанное кремневым ножом[2]; потом очищенную внутренность вымывали пальмовым вином, наполняли благовонными веществами (миррой, касией и др.) и затем укладывали всё тело в селитру на 70 дней. По прошествии этого времени тело (иначе мумию) заворачивали в самые тонкие льняные ткани или в виссонные повязки, покрытые обычно аравийской камедью; наконец тело помещалось в деревянную форму и устанавливалось в вертикальном положении в погребальнице. По Геродоту, это был самый дорогой способ бальзамирования, стоивший около таланта (~54 мины) серебра.[3]
Внутренности знатных особ помещались в отдельный сосуд и бросались в реку или – в особом сосуде «канопа» – возлагались при трупе[3]. Крышки четырёх каноп представляли собой головы гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна)[2].
Утверждение Геродота, что мозг извлекался из черепа острым крючком через нос, подтвердилось исследованием профессора Чершона, нашедшего в пражских мумиях решётчатую кость совершенно разрушенной. На животе всех мумий с левой стороны так называемой белой линии ясно виден след разреза, о котором повествует Диодор.[2]
Другой способ (ценой в 20 мин)[править | править код]
При другом способе, стоившем около 20 мин, внутренности из тела умершего не вынимались, но в желудок вводилось значительное количество кедрового масла, и тело на определённое время клалось в селитру[3]. К внутренностям присоединяли фигурки гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна). В мумии христианского времени вместо этих фигур вкладывали медико-магические амулеты с именами архангелов.[2].
Дешёвый способ[править | править код]
Самый дешёвый способ бальзамирования, употребляемый исключительно бедными, состоял в том, что внутренности вымывались в настое александрийского листа (лат. Folium Sennae; кассия остролистная) и кассии (из коры коричника китайского?) затем тело укладывали на некоторое время в селитру[3]. Более чем 70 дней оставлять его там было запрещено[2]. По данным Диодора, выщелачивание продолжалось только 30 дней[2].
Сохранность[править | править код]
По надписям на мумиях можно почти с точностью определить, к какому времени они относятся; заметно, что мумии древнеегипетского мемфисского царства до эпохи вторжения гиксосов сохранились далеко не так хорошо, как мумии эпохи 18-й фивской династии[2]:
- первые – черны, как уголь, кожа и мышцы под ней совершенно высохли, и вся мумия плохо окутана бинтами;
- у мумий позднейшего происхождения кожа сохранила почти свой нормальный (желтовато-блестящий) цвет; черты лица не изменены, причем некоторые части тела покрыты позолотой, ногти окрашены особой краской, а весь труп обернут бинтами в десятки метров длины, и эти покрытые надписями бинты наложены с таким искусством, что приводили в удивление хирургов XIX века.[2]
От эпохи владычества гиксосов (XV династия) в Египте мумий вовсе не сохранилось[2].
В Библии[править | править код]
Библия рассказывает, что патриарх Иаков (Яков), равно как и его сын Иосиф, раньше чем быть погребёнными в Палестине, подверглись бальзамированию в Египте[2]. И авторы БЭАН заключают: «Евреи заимствовали бальзамирование от египтян»[3]:
- «И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт. 50:2, 3);
- «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:26).
Кроме этих двух случаев бальзамирования тел двух патриархов Иакова и Иосифа, из Священного Писания не видно, чтобы бальзамирование употреблялось у евреев когда-либо в том виде, как у египтян. Приготовляли умерших к погребению, употребляя благовония, искусственные масти (2Пар. 16:14), обвиваяи тело пеленами и умащая его ароматами (Иоан. 19:40).[3]
Авторы ЕЭБЕ уточняют: заимствовали ли евреи от египтян обычай бальзамировать покойников, прямых указаний в Библии не имеется. Известно лишь, что в I веке нашей эры у евреев был обычай окутывать знатных покойников длинными бинтами, пропитанными разными благовонными смолами (Иоан. 19:40). Известно также, что трупы особенно чтимых лиц евреи бальзамировали иногда таким образом, что клали их на продолжительное время в мёд.[2]
Критика[править | править код]
Египетский метод бальзамирования был описан Диодором, но его описание во многих частях страдает неясностью изложения[4].
Что при египетском способе бальзамирования трупы не предохранялись от разложения – это доказывается простым осмотром мумий. Все мягкие части оказываются совершенно изменившимися в своем строении, и даже наружные формы их еле сохранены. В общем, египтяне достигали лишь превращение гниения в продолжительное изменение и распадение тканей, что производилось частью при помощи применения антисептических веществ, частью путем устранения доступа воздуха, частью, наконец, условиями, способствовавшими высыханию трупа.[4]
Примечания[править | править код]
- ↑ Бальзамирование // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. – СПб., 1907-1909.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Бальзамирование // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1908-1913.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Бальзамирование // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. – М., 1891-1892.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Бальзамирование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
- ↑ Anubis // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. – СПб., 1885.
- ↑ Отечественные записки, т. 233; год издания 1877
- ↑ Отечественные записки, т. 233; год издания 1877
Источник
Мумия – сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Происхождение слова «мумия»
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском греческом византийском и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран.
Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё – название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.
Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw).
Древнейшие мумии: культура Чинчорро
Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела – это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 – 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 – 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов – Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:
«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)
Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание – 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.
Канопы
Канопы – схема: четыре сына Гора слева направо – это Имсет, Дуамутеф, Хапи и Кебексенуф
Канопы, фото Nina Aldin Thune
Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом – канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов – сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебексенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Различные виды мумий
В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается.
- Тела, заполненные смолой имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же как и у дублёной кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко рушатся и в прямом смысле слова сыпятся. Спасают их только бинты.
- Тела, которые мумифицировались с использованием битума имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань.
- Третий тип мумий – обработанные с помощью натровых солей (сульфаты, карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании.
- Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Великого было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял».
- Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, – тлело.
Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии 11-го царского дома обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующего, 12-го царского дома, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода – 13-17-го царских домов. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий 18-21-го царских домов конечности тела гнутся и не ломаются.
Мумии вне Египта
- Чинчорро
- Паракас (культура)
- Катакомбы капуцинов (Палермо)
- Катакомбы капуцинов (Савока)
- Киево-Печерская лавра
- Мощи
- Принцесса Укока
- Синь Чжуй
- Таримские мумии
- Эци
Мумии Инков
Впервые мумии инков обнаружил испанский чиновник в Перу Поло де Ондегардо в конце 1550 годов в городе Куско.
Интересные факты
- Мумия из Нижней Туры. В 2009 году в городе Нижняя Тура работники коммунальных служб нашли мумифицированное тело[1] мужчины, который умер в своей квартире почти 13 лет назад – в 1996 году. Так как родственников у него не осталось, а с соседями он не был в дружественных отношениях, то просто никто не придал значения его исчезновению, соседи решили, что он куда-то уехал. Сначала в 1999 году за неуплату отключили электричество, а в 2005 году суд заочно лишил мужчину права пользования жилым помещением и снял с регистрационного учета.
Мумии в кинофантастике
После находки гробницы Тутанхамона возник интерес к египетской тематике. 22 декабря 1932 года состоялась премьера фильма ужасов «Мумия». В дальнейшем на эту тему было снято много продолжений и римейков.
Мумии в компьютерных играх
- Castlevania
- Heroes of Might and Magic IV
Литература
- Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.
- Lupton C. «Mummymania» for the Masses – is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. – L., 2003.
- Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. – М., 2001.
- Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб., 1997.
- Шоу Я. Древний Египет. – М., 2006.
См. также
- Болотные люди
- Гунтер фон Хагенс
- Мощи
- Мумия (полезное ископаемое)
- Мумиё
- Мавзолей Ленина
Примечания
Ссылки
- Литературный перевод «Книги Мёртвых»
- Мумия древнеегипетской царицы Урт
- Питтсбургская мумия
Wiki Foundation. 2010.
Источник