Как сравнивают сосуды по вместимости

Математика, 1 класс
Урок 42. Литр.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Вместимость – новая величина.
- Литр – единица измерения.
- Сравнение сосудов по вместимости.
- Упорядочивание сосудов, в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.
Глоссарий по теме
Литр.
Вместимость сосудов, как величина.
Сравнение сосудов по вместимости.
Ключевые слова
Вместимость; литр; вместимость сосудов в литрах; сравнение сосудовпо вместимости.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 38.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл.2 ч.– М.: Просвещение, – С. 22.
На уроке мы узнаем о новой величине – вместимости, и единице её измерения – литре. Научимся сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.
Основное содержание урока.
Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной.
Как вы думаете, почему так произошло?
Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз.
Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку.
Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.
Какой вывод мы можем сделать?
Чем больше мерка, тем … меньше число измерений.
Саша сбегал за водой 7 раз, а Наташа – 10.
Даша и её младшая сестрёнка Полина наливали воду в таз. Даша подставляла под кран кувшин, набирала воды и выливала в таз.
Полина набирала воду в бутылку и тоже выливала в таз.
Девочки наливали воду по очереди и возвращались с пустыми сосудами одинаковое количество раз. Через некоторое время таз с водой стал полным.
Как вы думаете, кто из девочек налил в таз больше воды, а кто меньше?
Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не знаем вместимость бутылки и кувшина.
Как нам это проверить?
Посмотрите, что получится, если Даша наполнит свой кувшин водой доверху и перельёт её в бутылку Полины.
Бутылка Полины оказалась полной, а кувшин пуст.
Можно сделать наоборот: из полной бутылки Полины переливаем воду в кувшин Даши. Что же мы видим?
Бутылка Полины пуста, а кувшин Даши наполнен водой доверху.
Какой можно сделать вывод?
Вместимость кувшина Даши и бутылки Полины имеют одинаковую мерку. Значит, Даша и Полина налили в таз одинаковое количество воды.
Чтобы правильно определять вместимость сосудов, надо иметь одинаковую мерку. Измеряют вместимость, или по-другому – ОБЪЁМ, сосудов в ЛИТРАХ.
Записывается это так:
Тема нашего урока: «Литр».
Разные ёмкости имеют разный объём:
Литр – это единая международная единица измерения объёма ёмкости, а ёмкость – это сосуд, в который помещена жидкость.
Посмотрите на изображение.
Объём жидкости в сосуде измеряется в литрах. В каждом кувшине 1 литр жидкости. Жидкость в кувшинах разная, а объём одинаковый – 1л.
Бутылка Полины и кувшин Даши имели одинаковый ОБЪЁМ, равный одному ЛИТРУ.
Каков был объём таза, в который девочки наливали воду, если известно, что каждая из них сходила за водой по 5 раз?
Ответ: 10 литров.
Разбор тренировочных заданий.
Объём ведра 9 литров. Сколько двухлитровых кувшинов можно заполнить водой из этого ведра?
Решите равенства:
Ответ:
Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какой сосуд вмещает 1л, 3л, 2л, 7л, 10л?
Ответ:
Наташа сравнивала объём воды в двух вёдрах. В одно ведро входит три бутылки воды, а в другое 3 кувшина. Выберите правильный ответ:
1. В вёдрах одинаковое количество воды.
2. В первом ведре воды меньше, чем во втором.
3. Это задание выполнить нельзя.
Прочитайте задачу, запишите решение.
В банке 3 л сока, а в кувшине на 1 л меньше. Сколько всего литров сока в банке и в кувшине?
Ответ:
Закрасьте уровень жидкости в банках так, чтобы в каждой следующей банке объём жидкости увеличивался.
Ответ:
В кружки налили чай. Сравните кружки по объёму. Выберите ту картинку, на которой точно можно сравнить объём жидкости.
Ответ: картинка № 3
Прочитайте условие задачи и рассмотрите таблицу.
На автозаправке папа купил две канистры с моторным маслом. Всего в двух канистрах было 9 литров масла. Укажите все возможные варианты объёма двух канистр с моторным маслом.
Ответ:
Заполните водой такое количество вёдер, чтобы наполнить бочку объёмом 12 литров. Объем каждого ведра составляет 3 литра.
Ответ:
Решите задачу.
В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Мама налила один стакан сока Андрею и один стакан сока Тане. Андрей попросил маму налить ему ещё один стакан сока. Сколько всего стаканов сока выпили дети? Сколько стаканов сока осталось в пакете?
Ответ:
Рассмотрите схему. Кто какой напиток выпил?
Заполните таблицу:
ИМЯ | НАПИТОК |
Наташа | |
Сергей | |
Татьяна | |
Миша | |
Юля |
Ответ:
ИМЯ | НАПИТОК |
Наташа | СОК |
Сергей | ЧАЙ |
Татьяна | КАКАО |
Миша | МОЛОКО |
Юля | СОК |
Сколько вёдер может получиться из этого количества воды?
Соберите пазлы в группы по 9л.
На каждой части пазл записано определённое количество воды, нужно собрать их в группы по 9 л.
Ответ:
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
муниципального образования город Краснодар
Студия раннего развития «Вундеркинд»
Открытое занятие
«Формирование навыков сравнения сосудов по объему»
по дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей)
программе«Любознательный Вундеркинд»
Предмет «Умники и умницы»
Раздел «Математические представления»
пдо Сильченко Т.А.
г. Краснодар 2015
Тема «Формирование навыков сравнения сосудов по объёму»
Цель: Закрепить умения сравнивать сосуды по объему разными способами.
Обучающие задачи:
Закрепить понятия о количественном и порядковом счете в пределах 10.
Закрепить представления о сравнении сосудов по объему (вместимости).
Закрепить представления о делении целого на две равные части; об отношении между частью и целым.
Продолжать формировать пространственные представления (слева, справа).
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Формировать интерес к познавательной деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Форма проведения занятия – игра-путешествие.
Методы: самостоятельный, практический, наглядный.
Демонстрационный материал:
Два зайчонка, изображение домиков на болоте, два прозрачных кувшина, стакан, два яблока.
Раздаточный материал:
Круг, разделенный на две равные половинки.
Предполагаемый результат:
Закрепляются:
правила порядкового счета;
навыки сравнения сосудов по объему;
взаимосвязь целого и частей;
Формируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Список используемой литературы:
Кангина Н.Н. Математика в детском саду.- Ярославль, Академия развития, 2011
А.А. Смоленцева, О.В. Суворова Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.- Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Ребята! Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла с зайчатами Пушистиком и Хвастой. Жила на лесной опушке мудрая сова. И вот однажды решила она открыть школу для лесных жителей. Болтливая сорока разнесла эту новость по всему лесу. Звери обрадовались и поспешили на опушку леса, где их ждала мудрая сова. И только два зайчонка Пушистик и Хваста никуда не спешили, и продолжали играть на полянке.
«Мудрая Совушка-сова приглашает всех на занятия в лесную школу»,- напомнила зайчатам сорока.
« А мы уже все знаем и все умеем»,- сказал зайчонок Хваста.
« А я даже считать умею»,- сказал Пушистик.
« Вот один грибок под елкой растет, другой под березой. А всего два грибка растет на полянке. Вот видишь, сорока, какие мы умные, мы уже все знаем, нам не нужно в школу!»,- сказали зайчата, и пошли гулять по лесу.
2.Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
История 1.
Цель: Сформировать у детей понимание того, что порядковый номер предмета зависит от направления счета, развивать мыслительные операции, речь.
Шли Пушистик и Хваста по лесу, пока не вышли к озеру, где жили цапля и лягушонок Кваки. У каждого из них была своя кочка -домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок Кваки— помнил только, что его домик находится на пятой кочке. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?
Наши друзья, Пушистик и Хваста, решили помощь лягушонку Кваки.
-Это очень просто!- сказал Хваста и нашел домик лягушонка, считая слева направо.
Педагог:
– Ребята! Как вы думаете, правильно ли Хваста нашел домик лягушонка Кваки?
Дети пересчитывают домики-кочки слева – направо, используя при счете порядковые числительные, находят пятый домик.
Педагог:
– Ребята! А кто помнит, в каком домике живет цапля? Давайте найдем её домик.
Дети вспоминают, что цапля живет между четверной и шестой кочками, считая слева. Они пересчитывают кочки слева – направо и находят домик цапли.
Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что лягушонок и цапля не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка.
Педагог:
– Ребята! Как же нам помощь лягушонку Кваке отыскать его домик?
Дети с помощью педагога приходят к выводу, что лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево. Они находят пятую кочку, считая справа,- там домик лягушонка Кваки. Дети убеждаются в том, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Педагог:
– Ребята! О чем всегда нужно помнить, когда вы определяете места предмета?
Дети:
– Если нужно узнать, на каком месте стоит предмет, нужно уточнить, с какой стороны вести счет.
Дети с помощью педагога делают вывод: место предмета зависит от порядка и направления счета.
Поняли наши зайчата, что не все еще они знают, но грустить не стали и пошли дальше.
История 2.
Цель: Формировать способность сравнивать сосуды по объему (вместимости), развивать речь, мыслительные операции.
Долго гуляли зайчата по лесу, время приближалось к обеду, когда они повстречали на своем пути козочку, которая шла за молоком для козлят.
-« Здравствуй, козочка! О чем ты задумалась? Что у тебя случилось?»- спросили зайчата.
« Мне нужно молока для козлят принести, а вот в какой кувшин больше войдет молока, я не знаю»- ответила задумчивая коза.
Педагог показывает два кувшина разной формы.
– « Конечно первый! Он высокий, поэтому туда молока войдет больше!» – сказал Хваста.
-«Нет. Второй кувшин пузатый. Там молока будет больше!»- ответил Пушистик.
И начали наши зайцы спорить, кто из них прав.
Педагог предлагает детям помочь зайчатам и козочке найти нужный кувшин.
Дети высказывают свои варианты решения проблемы:
В высоком кувшине молока будет больше.
В широком кувшине молока будет больше.
Молока в кувшинах поровну.
Педагог предлагает провести эксперимент и найти правильный ответ.
– Ребята! У меня есть вода и стакан. Может эти предметы помогут найти нам правильный ответ.
Дети предлагают различные способы доказательства решения проблемы.
Одни предлагают наполнить первый кувшин до краев водой, а потом перелить воду во второй кувшин.
Педагог на глазах у детей наполняет до краев первый кувшин водой и затем переливает воду во второй кувшин. Вся вода во второй кувшин не помещается.
– Ребята! Какой вывод мы сможем сделать по результату нашего эксперимента?
Дети приходят к выводу, что первый кувшин по объему больше второго.
– Ребята! У нас есть еще стакан. Сможем ли мы с помощью стакана подтвердить результат нашего эксперимента?
Дети предлагают использовать стакан, как условную мерку. Наполняем первый кувшин водой и считаем количество стаканов.
– Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов, шесть стаканов, семь стаканов. Всего семь стаканов!
Затем наполняем водой второй кувшин. Во второй кувшин поместилось шесть стаканов.
Дети приходят к выводу, что первый кувшин по объему больше второго.
Козочка благодарит ребят за помощь, а Пушистик и Хваста, молчаливые и грустные, продолжают свой путь.
– Ребята! Как вы думаете, почему зайчата загрустили?
Ответы детей.
История 3.
Цель: Сформировать у детей представление о делении целого на части, о зависимости между целым и его частью.
А Пушистик и Хваста пошли дальше. Час идут, другой идут. Устали. Вышли зайчата на опушку леса, и присели отдохнуть.
Физкультминутка: «Ёжик».
Утром по лесной дорожке-
Топ-топ-топ- топочут ножки.
Ходит, бродит, вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет яблочки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Мимо проходил ёж и угостил зайчиков двумя яблоками, причем одно яблоко было больше другого.
-« Разделите яблоки так, чтобы каждый получил поровну», – сказал ёж и ушел.
Пушистик и Хваста долго делили яблоки и никак не могли договориться.
– Как помочь Пушистику и Хвасте разделить два разных по размеру яблока поровну?
Дети вместе с педагогом обсуждают проблему, предлагают свои решения.
Педагог:
– Ребята! А если бы ёж угостил наших зайчиков одним яблоком, как можно разделить одно яблоко между двумя зайцами?
– Разделить яблоко пополам.
Педагог делит яблоко на две равные части.
-На сколько равных частей мы разделили яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина).
-Сколько половин получилось? Как можно назвать одну половину?
Педагог показывает две части яблока.
-« Что больше: целое или одна часть? Что меньше: одна часть или целое? Из скольких частей состоит целое?».
На столах у детей круг, разделенный на две половинки.
Педагог предлагает детям то соединить части вместе («Как будто остался целый предмет»), то разделить круг на части (отодвинуть части друг от друга).
( Устанавливаем связь между действием и его результатом: разделили предметы пополам – получились две равные части, соединили их вместе -получился целый предмет.)
Вспомнив правило деления предмета на две равные части (половинки), дети самостоятельно предлагают оригинальное решение проблемы: разделить каждое яблоко на две половинки и дать каждому по маленькой и большой половинке яблока.
– Ребята! Спасибо вам за то, что помогли нам выполнить задание ежа и разделить яблоки поровну, у нас с Пушистиком это не получилось. И лягушонку Кваке мы не смогли помочь и козочке,- сказал грустный Хваста.
Педагог:
– Ребята! Как вы думаете, что нужно сделать нашим зайчатам?
Дети высказывают свои предложения и предлагают зайчатам отправиться в лесную школу к мудрой сове.
Итог занятия.
Цель: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Педагог собирает детей около себя.
-Где мы сегодня побывали?
– Какие знания и умения помогли вам выполнить задания ежа?
-Какое задание вам больше всего понравилась?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
-Как вам удалось с ними справиться?
В завершение педагог хвалит детей за их внимание и сообразительность.
Источник
Фрагмент №1.
Цель: научить сравнивать жидкости и сыпучие вещества в одинаковых и разных по объёму сосудах.
Оборудование: вода или крупа, одинаковые банки, стаканы и другие сосуды различных объёмов.
Ход работы:
Упражнение 1.
В одинаковые стаканы насыпано (налито) разное количество крупы (воды).
Учитель предлагает «на глаз» определить в каком стакане крупы больше, меньше, одинаковое количество. Педагог помогает детям сделать вывод, указывая на уровни крупы (воды): «В этом стакане крупы столько, а в этом вот столько». Стаканы помещают рядом.
Упражнение 2.
В одинаковых стаканах находится равное количество воды. Детям предлагается сделать так, что бы стало поровну. Для этого они могут воду доливать, отливать, переливать из оного стакана в другой. (тоже самое можно проделать с крупой).
При выполнении этого задания детей просят проговаривать свои действия и результаты.
Упражнение 3.
Если дети хорошо справляются с предыдущим упражнением, им может быть предложено следующее задание: данное количество жидкости требуется разлить в два стакана поровну.
Это упражнение также как и предыдущее, нельзя выполнить с первого раза, поэтому необходимо определенное терпение, чтобы довести дело до конца. Педагог должен следить за выполнением упражнения и в случае необходимости помочь и поддержать ученика.
После этих упражнений следует приступать к сравнению жидких и сыпучих тел в разных по объёму сосудах.
Упражнение 4.
Учитель в широкую невысокую стеклянную банку и в высокую узкую наливает одинаковое количество воды. Ученики видят, что уровни воды в банках не совпадают, хотя они своими глазами видели, что учитель выливал воду из двух одинаковых стаканов. Учитель просит сказать, почему так произошло, помогает сделать вывод: «эта бака широкая, эта узкая, поэтому вода поднялась выше».
Упражнение 5.
Разная по емкости посуда заполняется одинаковым количеством жидкости (крупа). детям предлагается указать где жидкости больше, меньше. Затем из все сосудов жидкость переливается в одинаковые стаканы, и дети видят, что количество воды везде одинаково. Всё это должно детей подвести детей к убеждению, что окончательное суждение об объёме жидкости и сыпучего вещества можно вывести только тогда, когда они помещены в одинаковую посуду.
Фрагмент №2.
Цель.Учить измерять количество сыпучих и жидких веществ c помощью мерки.
Упражнение 1.
Цель.Знакомить c техникой отмеривания сыпучего продукта «по край».
Оборудование. Чашечки – мерки, крупа, кастрюльки.
Способ выполнения. Используется игровая ситуация.
– Маша, Незнайка и Буратино варили кашу (педагог выставляет три одинаковых кастрюльки c крупой, насыпанной заранее). Отмерили все они такой чашечкой (педагог показывает чашку) и насыпали по три чашки.
Педагог выставляет перед каждой непрозрачной кастрюлькой прозрачную наполненную чашку.
Одинаковое ли количество каши у них получится? (Нет.)Почему?
В результате обсуждения педагог подводит детей к правильной технике отмеривания: наполнять мерку надо «по край».
Упражнение 2.
Цель.Учить ребенка правильному отмериванию сыпучего продукта.
Оборудование. Полотняный мешочек или мисочка и мерка (удобно использовать чашечки кукольного набора) на каждого ребенка, крупа.
Задание.Насыпать в мешочек ровно три чашечки крупы.
Результаты можно проверить на чашечных весах, сравнивая c эталоном,
илииспользуется стеклянные стаканы. Упражнение 3.
Цель: учить оценке количества вещества визуально и с помощью мерки.
Оборудование: стеклянная банка, картонный пакет из-под сока, стакан, вода.
Ход работы:Педагог организует проблемную ситуацию:
– Кто может сказать, сколько стаканов воды в этой банке? (Педагог показывает пол-литровую банку c водой.) В этом пакете? (Педагог показывает картонный пакет из-под сока c водой.)
Затем желающие измеряют воду в обоих сосудах, используя стакан. Снова педагог обращает внимание на технику отмеривания: воду надо наливать одинаково «по край».
Примечание. C водой трудно работать «по край», поэтому следует договориться с детьми наливать чуть меньше, но при этом стараться наливать одинаково (в стакан удобно наливать «по ободок»).
Фрагмент №3.
Цель. Учить отмеривать больше (меньше) на заданное количество мер сыпучих или жидких веществ.
Упражнение 1
Цель. Подвести детей к пониманию зависимости между емкостью меры и количеством мер при отмеривании данного количества вещества.
Оборудование: Две кружки разных размеров.
Способ выполнения. Используется игровой сюжет:
– Незнайка и гунька измеряли воду в одной и той же кастрюле вот такими кружками:
У Незнайки получилось четыре кружки, а у гуньки три. Как такое могло получиться? Кто какой кружкой мерил? Почему вы так думаете?
Упражнение 2.
Цель.Учить отмеривать вещество в отношении «больше на…» по сравнению c данным количеством.
Оборудование:Два одинаковых прозрачных сосуда, чашечка – мерка, крупа.
Способ выполнения. Педагог показывает детям два одинаковых стеклянных или пластиковых сосуда (прозрачных). В один насыпана крупа (примерно 1/4 сосуда).
Как насыпать в другой сосуд на две чашки больше, чем в первый? B процессе обсуждения хода выполнения задания (все варианты, предлагаемые детьми, разбираются) делается вывод, что проще всего насыпать во вторую емкость «столько же», ориентируясь «по уровню» крупы (так как сосуды прозрачные, это возможно), а потом добавить в один еще две чашки.
Упражнение З.
Цель.Уметь сравнивать отмеренное в нужном отношении количество мер с данным количеством.
Оборудование. Две одинаковые банки: одна c водой (1/2 банки), другая без воды.
Задание. Налить во вторую банку на две чашки меньше, чем в первой. Опыт предыдущего задания поможет детям найти решение самостоятельно: налить «столько же» по уровню, а затем две чашки отмеришь и вылить. Если кто-то из детей предлагает сразу налить меньше «на глаз», следует провести работу по этому варианту, чтобы дети убедились, что способ неверный.
Иди, Ваня, сделай, как ты хочешь. Как же убедиться в том, что во второй банке действительно на две чашки меньше?
Фрагмент №4.
Цель. Учить детей измерению объема сыпучих тел c использованием мерки.
Упражнение 1.
Цель.Подвести детей к пониманию обратной зависимости между емкостью меры и количеством мер при отмеривании данного количества вещества.
Оборудование. Две одинаковые мисочки c крупой, чашечка и стакан.
Способ выполнения. Педагог ставит на стол мисочку c крупой (овсяной, например):
Сколько крупы в этой миске?
Обсуждаются разные предложения детей, можно даже начинать считать крупинки, чтобы дети убедились, что это длительный и очень трудоемкий процесс. Если кто-нибудь предлагает взвесить крупу, педагог говорит, что весов нет.
Если дети не вспоминают о мерке, педагог сам предлагает использовать стакан и кукольную чашечку.
Кто хочет измерить крупу стаканом? Кто хочет чашечкой? «экспериментаторам» выдаются две одинаковые мисочки c крупой. Дети, наблюдая за процессом измерения, отмечают: «УВани 1 стакан,
у Маши – три чашечки».
Дети часто говорят: «У Маши».
– У кого было крупы в миске больше? У Вани или у Маши?
Тогда нужно высыпать крупу из стакана в миску, а в стакан ссыпать ту крупу, что измерялась чашкой, – ее ровно стакан.
Вывод.Крупы было одинаково.
– Почему же у Вани один стакан, а у Маши целых три чашки, если крупы одинаково?
Вывод. Чашки маленькие, поэтому их надо больше.
Примечание. Этот факт довольно трудно осознается детьми данного возраста, поэтому опыт следует повторять несколько раз и в разных вариантах.
Упражнение 2.
Цель.Формировать представление о необходимости применения измерения для сравнения количественной характеристики вещества.
Способ выполнения. Педагог наполняет стаканчик крупой дважды и высыпает ее на блюдце. Затем предлагает детям пустое блюдце и просит насыпать столько же.
– Почему ты думаешь, что насыпал столько же? (У вас два стаканчика и уменя два стаканчика).
Педагог просит еще 2-3 детей насыпать на свободные блюдца столько же.
Отмеривание сопровождается пояснением: у вас – два и у меня два стаканчика, значит, столько же.
Упражнение З.
Цель.Формировать представление о необходимости применения измерения для оценки количественной характеристики вещества.
Способ выполнения.
-Вы видели, сколько стаканчиков я насыпал на блюдце, а теперь поиграем: я насыпаю крупу так, чтобы вы не видели, как я это делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же?
Дети часто говорят, что смогут. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела, и казалось, что ее меньше.
Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть, сколько они насыпали, каждый отмеренный стаканчик можно отличать одним кружком.
Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Скорее всего, оно окажется другим.
Вывод.Если не видишь, как крупу насыпали, то без измерения трудно точно узнать ее количество.
Фрагмент №5.
Цель.Учить детей измерению объема воды c помощью мерки.
Упражнение 1.
Цель. Формировать представление о необходимости применения измерения для сравнения количественных характеристик вещества.
Оборудование. Две прозрачные емкости: бутылка 0,5 л и пол-литровая банка, различные мерки, вода.
Способ выполнения. Педагог организует проблемную ситуацию:
На прошлом занятии мы c вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода.
Педагог показывает бутылку с водой и пол-литровую банку, в которые налито одинаковое количество воды. Сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше.
Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что надо использовать какую-то мерку, как в прошлый раз.
Педагог предлагает детям столовую ложку, чашку и стакан. Анализ этик предметов приводит к выводу, что удобнее использовать чашку или стакан.
Необходимо напомнить ситуацию прошлого занятия, когда у Вани получился один стакан, а у Маши – три чашечки крупы, хотя исходное количество было одинаковое.
– Почему так получилось? (Мерки были разные).
Если я дам Пете стакан, а Тане – чашечку, смогут они сравнить количество воды в бутылке и в банке?
Интересная ситуация получается, если дети говорят, что смогут. Эту ситуацию надо разработать полностью. Каждому из двух детей дается литровая банка. Один меряет стаканом из бутылки, другой чашечкой из пол-литровой банки. В результате получается: два стакана (по 250 г.) и пять чашечек (по 100 г.).
B банке воды больше?
Но визуальное сравнение результатов в литровых банках показывает, что воды поровну.
Вывод.Мерки были разные, поэтому результаты противоречат реальности, т.е. надо было обоим брать стаканы или чашечки. Вода из банки перемеряется стаканом, что доказывает: воды было в обоих сосудах поровну.
Вывод.Просто измерить воду можно любой меркой, но чтобы сравнить количество воды в двух сосудах, надо брать одну и ту же мерку.
Упражнение 2.
Цель. Учить замечать зависимость между емкостью меры и количеством продукта.
Оборудование: Два стакана разной емкости.
Способ выполнения. Педагог предлагает игровой сюжет:
Где в жизни вы видели, что продукты отмеряются стаканами? (Семечки, ягоды на рынке).
Буратино и Незнайка купили на базаре семечки:
Гуляют, щелкают, и вдруг Незнайка говорит: «уменя семечки кончились». A у Буратино еще много в кармане. Стал Незнайка просить семечек у Буратино, а тот говорит: «Ты их очень быстро щелкаешь, вот у тебя и кончились быстрее». «Ничего подобного, – обиделся Незнайка, – все знают, что ты ешь семечки быстрее меня». «А почему тогда у тебя быстрее кончились, – возражает Буратино, – мы же вместе покупали».
А вы, ребята, как думаете, в чем дело? (В большой стакан входит больше семечек).
Упражнение З.
Цель.Формировать измерительные навыки.
Способ выполнения. Педагог раздает детям плошки разного размера и предлагает налить в них столько же воды, сколько у него.
На глазах у детей он наливает два стаканчика воды в сосуд (любой). Затем предлагает каждому подойти к столу и выбрать мерку, c помощью которой ребенок будет отмеривать воду себе в плошку. На столе у педагога много разных мерок (больше, чем детей, на 5-6 шт.). Среди них есть такие же по емкости, но из разных материалов, большие и меньшие. Наблюдая за детьми в процессе выбора мерок, педагог видит, кто понял, как пользоваться меркой при сравнении объемов жидких и сыпучих тел.
На столе у детей есть кувшинчик c водой, из которого удобно наливать воду в мерку (удобны пластиковые бутылки, они легкие и не бьются).
Если кто-то из детей неправильно выбрал мерку, нужно пригласить этого ребенка для контрольной проверки после того, как он отмерил себе воду.
Его вода измеряется c помощью мерки педагога, а затем обсуждаются причины ошибочных результатов.
– Почему у Пети воды больше, чем у меня? (Петя взял стакан больше, чем у вас).
Вывод. Чтобы налить воды «столько же», надо взять такую же мерку.
Источник