Как ты думаешь откуда в сосуде с зерном могли появится мыши

Как ты думаешь откуда в сосуде с зерном могли появится мыши thumbnail

Евгения Абелюк Мыслитель (9423) 12 лет назад

Вот кусочек моей статьи, опубликованной когда-то в одной энциклопедии.

Кстати, интересно, что Ван Гельмонт впервые описал углекислый газ, да и само слово “газ” (оно стало интернациональным) сам придумал. То есть он был как бы наполовину ученым, наполовину алхимиком.

Итак, статья.

Откуда берутся мыши?

В древности люди не имели четкого представления о том, чем различаются живая природа и “мертвая” материя, а потому допускали произвольное зарождение жизни, если этого есть подходящие условий. Во времена Аристотеля полагали, например, что простейшие животные могут получаться при переходе влажных тел в сухие и наоборот. Так, роса, сгущаясь на листьях капусты, порождает гусениц, из которых впоследствии выходят бабочки-капустницы; из пыли образуется моль; при гниении мяса в нем заводятся черви и т. д. Подобные идеи господствовали на протяжении многих веков. Один из крупнейших ученых своего времени, голландский врач и алхимик Ян Баптист Ван Гельмонт (1577 – 1644) утверждал, что он лично наблюдал самопроизвольное зарождение мышей в горшке с грязными тряпками, пшеничной мукой и пылью. Но уже современник Ван Гельмонта, выдающийся английский врач Уильям Гарвей (1578 – 1657) высказал предположение, что каждое живое существо рождается только от себе подобного. Исключение он сделал лишь в отношении некоторых паразитических форм.

Итальянский зоолог Франческо Реди (1626 – 1697) доказал, что если гниющие остатки накрыть и не допускать туда мух, то никаких червей там не заведется. Он сформулировал знаменитый принцип: “Omne vivum ex vivo” – всё живое из живого. Некоторые сомнения оставались у ученых относительно паразитов и некоторых других форм жизни. Немецкий натуралист Петр-Симон Паллас (1741 – 1811), который длительное время работал в России, высказал предположение, что и внутренние паразиты, как все остальные животные, происходят от себе подобных и попадают в организм извне, хотя часто довольно сложным путем. К середине XIX века это положение было доказано благодаря трудам немецких зоологов Карла Теодора Эрнста фон Зибольда (1804 – 1885) и Рудольфа Лейкарта (1822 – 1898). Основоположник микробиологии знаменитый французский биолог Луи Пастер (1822 – 1895) показал, что и микроорганизмы не могут возникнуть “сами по себе”. Пастер брал питательную среду (например, куриный бульон) , предварительно прокипяченный, чтобы убить в нем всё живое, и помещал его в такие условия, которые препятствовали бы попаданию туда микроорганизмов из воздуха. Это могла быть запаянная колба, или сосуд, отверстие которого плотно заткнуто ватой, или бутыль, помещенная в глубокий подвал, где в воздухе совершенно нет пыли. Во всех случах никогда ни один живой организм в такой среде не “зарождался”. Эти эксперименты, а также собственные исследования позволили немецкому ученому Рудольфу Вирхову (1821 – 1902), одному из создателя клеточной теории животных и растительных организмов, провозгласить принцип “Omnis cellula ex cellula” – каждая клетка из клетки, т. е. вне клетки нет жизни.

Современный принцип генетики “Omnis molecula ex molecula”, т. е. каждая молекула (имеется в виду молекула наследственности) порождается другой молекулой, был впервые провозглашен советским генетиком и цитологом Николаем Константиновичем Кольцовым (1872 – 1940) в 1927 году на III Всесоюзном съезде зоологов, анатомов и гистологов в Ленинграде. Таким образом, Кольцов предвосхитил основные положения современной молекулярной биологии. Правда, носителем наследственной информации он считал белковые молекулы. Роль ДНК была доказана лишь спустя четверть века.

Parabellum Мыслитель (6340) 12 лет назад

Была в старинные года такая теория. Мыши появляются из серых тряпок, смешанных с зерном, а мухи из испорченного мяса. 🙂 Помню помню. В школе когда учился знакомили с ней. Была опровергнута с помощью накрывания испорченного мяса марлей. Когда мясо превратилось неизвестно во что, а мухи так и не появились, теория была опровергнута. 🙂

ДупаЗнаток (259) 12 лет назад

Хорошо, что меня рядом с мясом, превратившимся непонятно во что не было!!! Спасибо за ответ.

Источник

Если все живые организмы в исторически обозримый период развития человечества происходят только от других живых организмов, естественно возникает вопрос: когда и каким образом появились на Земле первые живые организмы?

«Вот кусочек моей статьи, опубликованной когда-то в одной энциклопедии. Кстати, интересно, что Ван Гельмонт впервые описал углекислый газ, да и само слово “газ” (оно стало интернациональным) сам придумал. То есть он был как бы наполовину ученым, наполовину алхимиком. Итак, статья. Откуда берутся мыши? В древности люди не имели четкого представления о том, чем различаются живая природа и “мертвая” материя, а потому допускали произвольное зарождение жизни, если этого есть подходящие условий. Во времена Аристотеля полагали, например, что простейшие животные могут получаться при переходе влажных тел в сухие и наоборот. Так, роса, сгущаясь на листьях капусты, порождает гусениц, из которых впоследствии выходят бабочки-капустницы; из пыли образуется моль; при гниении мяса в нем заводятся черви и т. д. Подобные идеи господствовали на протяжении многих веков. Один из крупнейших ученых своего времени, голландский врач и алхимик Ян Баптист Ван Гельмонт (1577 – 1644) утверждал, что он лично наблюдал самопроизвольное зарождение мышей в горшке с грязными тряпками, пшеничной мукой и пылью.

Но уже современник Ван Гельмонта, выдающийся английский врач Уильям Гарвей (1578 – 1657) высказал предположение, что каждое живое существо рождается только от себе подобного. Исключение он сделал лишь в отношении некоторых паразитических форм. Итальянский зоолог Франческо Реди (1626 – 1697) доказал, что если гниющие остатки накрыть и не допускать туда мух, то никаких червей там не заведется. Он сформулировал знаменитый принцип: “Omne vivum ex vivo” – всё живое из живого. Некоторые сомнения оставались у ученых относительно паразитов и некоторых других форм жизни. Немецкий натуралист Петр-Симон Паллас (1741 – 1811), который длительное время работал в России, высказал предположение, что и внутренние паразиты, как все остальные животные, происходят от себе подобных и попадают в организм извне, хотя часто довольно сложным путем. К середине XIX века это положение было доказано благодаря трудам немецких зоологов Карла Теодора Эрнста фон Зибольда (1804 – 1885) и Рудольфа Лейкарта (1822 – 1898). Основоположник микробиологии знаменитый французский биолог Луи Пастер (1822 – 1895) показал, что и микроорганизмы не могут возникнуть “сами по себе”. Пастер брал питательную среду (например, куриный бульон), предварительно прокипяченный, чтобы убить в нем всё живое, и помещал его в такие условия, которые препятствовали бы попаданию туда микроорганизмов из воздуха. Это могла быть запаянная колба, или сосуд, отверстие которого плотно заткнуто ватой, или бутыль, помещенная в глубокий подвал, где в воздухе совершенно нет пыли. Во всех случах, никогда ни один живой организм в такой среде не “зарождался”. Эти эксперименты, а также собственные исследования позволили немецкому ученому Рудольфу Вирхову (1821 – 1902), одному из создателя клеточной теории животных и растительных организмов, провозгласить принцип “Omnis cellula ex cellula” – каждая клетка из клетки, т. е. вне клетки нет жизни. Современный принцип генетики “Omnis molecula ex molecula”, т. е. каждая молекула (имеется в виду молекула наследственности) порождается другой молекулой, был впервые провозглашен советским генетиком и цитологом Николаем Константиновичем Кольцовым (1872 – 1940) в 1927 году на III Всесоюзном съезде зоологов, анатомов и гистологов в Ленинграде. Таким образом, Кольцов предвосхитил основные положения современной молекулярной биологии. Правда, носителем наследственной информации он считал белковые молекулы. Роль ДНК была доказана лишь спустя четверть века (сочинение Евгении Абелюк)».

«Эволюция (биол.), необратимое историческое развитие живой природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом»

Читайте также:  Капли для сосудов глаз эмоксипин

Итак, в переводе с латыни слово «эволюция» означает «развитие». Это понятие было введено уже в Новое Время, однако «сама идея эволюции стара как мир». «Тысячелетия назад в древней Индии и Греции выдвигалась и пропагандировалась идея эволюции». «Первые проблески эволюционных идей можно уловить во взглядах многих древних философов Индии, Китая, Месопотамии, Египта и Греции». Многие исследователи относят истоки эволюционного учения ко II тысячелетию до н. э. (когда была написана древнейшая из «Вед» – «Ригведа», а также «Аюрведа», впервые в истории человечества озвучившие идеи трансформации – превращения одних видов в другие).

Заметим, что если для восточных обществ было характерно теологическое (Божественное) объяснение происхождения жизни вообще и человека в частности, то в Древней Греции – прародине современной европейской цивилизации – налицо эмпиризм доэволюционных теорий «в обход» религии. Примитивные представления древних людей о происхождении Вселенной, жизни на Земле и самого человека объясняли все вопросы, которые могли возникнуть у любознательных. Однако параллельно с теологическим, мистическим началом познания параллельно возникло и стало развиваться начало эмпирического, верифицированного познания природы. В европейской истории первыми, кто подошёл к вопросам эволюции с точки зрения науки, были древнегреческие философы.

Древний мир

С древних времён человечество решало вопросы происхождения жизни довольно однозначно. В том, что живое или, по крайней мере, низшие его представители, способны зарождаться сами по себе буквально из ничего, не было никаких сомнений. Сведения о том, как различные живые существа появляются из воды, грязи и гниющих остатков, можно найти в древних китайских и индийских рукописях, об этом также рассказывают египетские иероглифы и клинописи Древнего Вавилона. К примеру, народ Древнего Египта верил в существовавшее тогда убеждение о том, что лягушки, жабы, змеи и даже более крупные животные, такие, как например крокодилы, рождаются не иначе как из слоя ила, остающегося на берегах Нила после его сезонных разливов. А в Древнем Китае люди полагали, что тля возникает сама по себе на молодых побегах бамбука. Причём немаловажное значение в этом процессе придавалось теплу, влаге и солнечному свету. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

Античность

Убеждения в спонтанном зарождении живых существ из неживых материалов было воспринято философами Древней Греции и Рима как нечто само собой разумеющееся. В какой-то момент под идею о самозарождении стали подводить определённую теоретическую основу, толкуя её с материалистических или идеалистических позиций. Нередко с позиций дня сегодняшнего многие теории древнегреческих учёных выглядят очень смешными и откровенно глупыми:

  1. К примеру, древнегреческий философ Фалес Милетский (конец VII-начало VI в. до н. э.), придерживавшийся стихийно-материалистических позиций, полагал, что жизнь есть свойство, присущее материи. Он полагал, что всё на свете состоит из множества мельчайших неделимых частиц – атомов, а жизнь зарождается за счёт взаимодействия между собой сил природы – к примеру, за счёт взаимодействия атомов огня и влажной земли;
  2. А древнегреческий философ-материалист Эмпедокл (485-425 гг. до н. э.) считал, что первые в мире живые организмы зародились в речном иле под влиянием внутреннего тепла Земли. Вслед за растениями появляются части животных, из соединения которых впоследствии появились первые животные организмы: «головы выходили без шей, двигались руки без ног, очи блуждали безо лбов». Само же соединение происходило так: «Влекомые силой Любви, эти части искали друг друга и слагались в целые живые существа, причём соединения частей происходили случайно, так что образовались чудовища в виде животных с человеческими головами, многоголовые создания и т. д. Но эти уродливые твари, по учению Эмпедокла, были неспособны к продолжительному существованию и волею Вражды должны были погибнуть, уступив место более гармонично устроенным организмам. С течением времени по законам Любви и Вражды получились формы, приспособленные к среде и способные к размножению. Примерно об этом же (только в форме художественного произведения) писал древнеримский поэт Лукреций Кар (ок. 98 – 55 гг. до н. э.) в поэме «О природе вещей»;
  3. Противоположного, идеалистического подхода к теории самозарождения жизни придерживался Платон (428-347 гг. до н. э.). Он полагал, что сама по себе животная и растительная материя ни в коем случае не является живой. Живой же она становится только после того, как до неё снисходит бессмертная душа, «психея». Эта идея Платона оказалась более чем жизнеспособной.
  4. В своих трудах Аристотель приводит бесчисленное множество «фактов» самозарождения живых существ. Под эти «факты» Аристотель даже подводил определённое теоретическое обоснование – он утверждал, что внезапное зарождение живых существ вызвано не чем иным, как воздействием некоего духовного начала на, до того, безжизненную материю. Но в, то, же время Аристотель выражает и вполне здравые мысли, близкие по своей сути к эволюционной теории: «Кроме того, возможно, что одни тела время от времени превращаются в другие, а те, в свою очередь, распадаясь, претерпевают новые превращения, и таким образом развитие и распад уравновешивают друг друга». Аристотель был первым учёным, высказавшим идею «лестницы существ». Камень стремится к жизни растения, растение – к жизни животного, животное – к жизни человека, а человек – к идеальной жизни божества, воплощающего высшее благо». Примитивная на сегодняшний взгляд схема в действительности была прорывом в науке – ведь Аристотель составил её за 2100 лет до Линнея – первого систематика животного мира! Авторитет Аристотеля в науке был столь велик, что даже его ошибочные взгляды о возможности самозарождения живых существ никто не смел, подвергать сомнению в течение долгих столетий после его смерти. «В научных трактатах, в политических выступлениях и в художественных произведениях того времени мы постоянно встречаемся с описанием различных случаев самозарождения. Вот как выглядела «лестница» Аристотеля:
  • Человек;
  • Животные;
  • Зоофиты;
  • Растения;
  • Неорганическая материя.
Читайте также:  Разрешение на изготовление сосудов работающих под давлением

Дополнение: Опыты средневековых учёных доказывающих

а также опровергающих теорию самозарождения

Опровержение теории самозарождения

Опыты Франческо Реди

Тосканский врач Франческо Реди (1626-1697) был первым человеком, экспериментально доказавшим ошибочность теории самозарождения. Он произвёл ряд опытов, доказывавших, что мухи, вопреки бытовавшему в ту пору мнению, не могут зарождаться сами по себе в гниющем мясе. Реди брал два куска мяса, раскладывал их в глиняные горшочки. Но один он накрывал кисеей, а другие – нет. Через какое-то время он снимал кисею, но, ни мух, ни их личинок в мясе не было, в, то время как в остальных они были. Из этого учёный сделал вполне закономерный вывод: мухи садятся на гниющее мясо и откладывают в него личинки, в результате чего рождаются новые мухи. Рождаются, а не появляются сами по себе.

Опыты Реди серьёзно поколебали господствовавшую идею о самозарождении жизни. Однако его выводы не были сразу приняты наукой и обществом. Это был только первый шаг на долгом и трудном пути опровержения теории самозарождения – ведь даже сам Реди «…в отношении других случаев вполне допускал возможность самозарождения; так, например, он считал, что кишечные и древесные черви возникают сами собой из гниющих материалов». На этом спор не закончился, ведь Реди только доказал один шаг, но теория им не была доказана.

Опыты Спалланцани

Итальянский учёный и священник Ладзаро Спалланцани (1729-1799 гг.) ещё в самом начале своей научной деятельности был убеждён в абсурдности теории самозарождения. Он полагал, что в рождении каждого живого существа должен быть определённый закон и порядок, определённая мера и смысл. Спалланцани тщательно изучил труды Реди и, придя в восторг от его опытов, вознамерился, во что бы то ни стало повторить их, но только не на примере личинок мух, а на примере микроскопических зверушек. И он приступил к воплощению в жизнь своего замысла.

Читайте также:  Сосуды по которым течет венозная кровь

А тем временем другой священник и натуралист, Дж. Нидхем, родом из Англии (1713-1781 гг.), был удостоен внимания Королевского общества за свои опыты с бараньей подливкой, в которой, как он утверждал, сами по себе могут зарождаться микроскопические организмы. Он кипятил баранью подливку, сливал её в бутылку, закрывал её пробкой и для верности нагревал ещё раз, выжидал несколько дней, а затем изучал подливку под микроскопом. К его величайшей радости, подливка кишела микробами. Значит, зарождение живой материи из неживой всё-таки возможно.

Спалланцани, узнав об этих опытах, пришёл в негодование и, в конце концов, пришёл к выводу, что тот просто недостаточно плотно закупоривает бутылку с подливкой и недостаточно долго её кипятит, таким образом, в подливке вполне могут сохраниться маленькие животные. Тогда Спалланцани провёл целый ряд опытов, доказывающих, что Нидхем был неправ. Он брал множество склянок с семенным отваром, некоторые из которых закрывал пробкой, другие же запаивал на огне горелки. Одни он кипятил по целому часу, другие же нагревал только несколько минут. По прошествии нескольких дней Спалланцани обнаружил, что в тех склянках, которые были плотно запаяны и хорошо нагреты, никаких маленьких животных нет – они появились только в тех бутылках, которые были неплотно закрыты и недостаточно долго прокипячены, причём, вероятнее всего, проникли туда из воздуха или же сохранились после кипячения, а вовсе не зародились сами по себе. Таким образом Спалланцани не только доказал несостоятельность концепции самозарождения, но также выявил существование мельчайших организмов, способных переносить непродолжительное – в течение нескольких минут – кипячение.

Между тем, Нидхем объединился с графом Бюффоном, и вместе они выдвинули гипотезу о Производящей силе – некоем животворящем элементе, который содержится в бараньем бульоне и семенном отваре и способен создать живые организмы из неживой материи. Спалланцани убивает Производящую силу, когда кипятит целыми часами свои склянки, утверждали они, и совершенно естественно, что маленькие зверюшки не могут возникнуть там, где нет этой силы. Научный мир вполне устроила эта новая концепция – ведь она помогла реабилитироваться пошатнувшейся, но такой близкой и знакомой теории самозарождения.

Но Спалланцани был в ярости – ведь Нидхем и Бюффон ничего не доказывали экспериментально, они вообще не предоставляли никаких доказательств в защиту своей теории, они попросту занимались словоблудием и бесполезными философскими рассуждениями. И, самое ужасное, что весь научный мир поддерживал их! Но Спалланцани не сдавался. Он решил оспорить гипотезу Нидхема и Бюффона. Взяв за основу своих экспериментов их идею о том, что Производящая сила содержится именно в семенах, он набрал в склянки побольше разных семян и, едва прикрыв пробками, прокипятил эти семена в течение нескольких часов. Согласно доводам Нидхема, эта процедура должна была убить Производящую силу, но Спалланцани, естественно, обнаружил в отваре великое множество микроорганизмов, проникших туда из воздуха. Для пущей верности он повторил эксперимент, предварительно обжарив свои семена. Результат повторился – следовательно, ни о какой Производящей силе не могло быть и речи! О результатах своих опытов Спалланцани заявил на всю Европу, и к нему стали серьёзно прислушиваться.

Но Нидхем и Бюффон не желали покидать поле боя. Они объявили, что Производящая сила способна сопротивляться высоким температурам, но ей необходим эластический воздух, которого лишает её Спалланцани при запаивании склянок. В ответ на это Спалланцани провёл ещё один блестящий эксперимент – он выплавил специальную склянку с очень узким горлышком – чтобы затрачиваемое на её запаивание тепло не «выгоняло» упругий воздух и давление внутри склянки и за её пределами оставалось одинаковым. Убедившись, что даже, несмотря на присутствие большого количества упругого воздуха, микроскопические животные всё же не появляются в отваре, Спалланцани праздновал победу. Но Спалланцани не желал останавливаться на достигнутом.

Спалланцани продолжал волновать вопрос о размножении микроорганизмов. Наблюдая за ними в микроскоп, он не раз видел маленьких зверушек, слипшихся между собой, но ему, ни разу не удалось разглядеть сам процесс деления. Чуть позже этот процесс открыл другой учёный и Спалланцани пришёл в восторг от этого открытия. В это же время англичанин Эллис выдвинул гипотезу о том, что микроорганизмы вовсе не делятся пополам, а размножаются как и всё живое – живорождением. Таким образом, Ладзаро Спалланцани совершил ряд важнейших открытий, послуживших крупной вехой на пути развенчания теории самозарождения и на пути развития микробиологии вообще.

Источник: https://www.sites.google.com/site/teoriigizni/teoria-samoproizvolnogo-spontannogo-zarozdenia; https://ru.wikipedia.org/wiki/Самозарождение; https://ss69100.livejournal.com/657886.html

Источник