Как влияет перелет на сосуды

Пора отпусков нередко омрачается проблемами, которые накатывают с совершенно неожиданной стороны. И сразу, как только вы отправитесь на отдых. То есть, в самолете.
ЧЕМ ПЕРЕЛЕТЫ ОПАСНЫ?
Уже на высоте 3000 метров атмосферное давление начинает падать, снижается концентрация кислорода. А если самолет набирает высоту до 11000 метров, то поступление кислорода в кровь вообще становится критически низким. Такие перепады неприятны даже совершенно здоровым людям, что уж говорить о тех, кто нездоров.
Кто в зоне риска: люди с проблемами сердца и сосудистыми заболеваниями,особенно гипертоники и кто недавно перенес операцию или инфаркт миокарда.
Плохо и то, что пассажиры во время длительных перелетов находятся в сидячем положении, это вызывает застой крови в венах, ведет к тромбозу. А у людей с серьезными проблемами от перепадов давления тромб может вовсе оторваться.
Кто в зоне риска: у кого в анамнезе значится тромбообразование.
И вдобавок ко всему, воздух в салоне самолета из-за постоянной работы систем кондиционирования становится очень сухим, это пагубно влияет на дыхательную систему. От обезвоживания страдает кожа.
Кто в зоне риска: люди с респираторными заболеваниями, болезнями органов дыхания. У страдающих астмой, бронхитом и заболеваниями глаз может серьезно ухудшиться состояние.
КОМУ ЕЩЕ ЛЕТАТЬ ОПАСНО?
Беременным. Особенно в первом триместре и на самых последних сроках. А также в первую неделю после родов. Оптимальное время для путешествия для беременных – это второй и начало третьего триместра беременности.
Младенцы в возрасте до 7 дней также не должны находиться в самолете.
Аквалангистам и вообще отдыхающим, любящим попрактиковать спуск на дно с аквалангом или маской – после этого нужно выждать как минимум сутки. Во время погружения организм испытывает сильный стресс из-за смены давления на глубине, и ему требуется время на восстановление.
Кому еще стоит быть осторожнее с перелетами? Людям с аневризмой аорты. Принимающим гормональные препараты (некоторые группы гормонов могут влиять на сердечно-сосудистую систему). Людям с нарушением циркуляции крови. У кого повышенное внутричерепное давление, легочная гипертензия.
И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ, СОВСЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТПУСКА?
Зачем же, просто ответственно отнеситесь к предстоящему полету: заранее приготовьте лекарства в дорогу, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и прочитайте советы ниже.
Людям с сердечно-сосудистыми проблемами стоит перед заказом билетов уточнить, есть ли в салоне самолета ингалятор кислорода или, проще, кислородная подушка. Если нет, то перед дорогой купите себе в аптеке кислородный коктейль и потягивайте его во время полета.
Перед взлетом положите таблетку валидола под язык и рассасывайте неспешно в пути. А когда стюардесса объявит о том, что самолет начинает снижение, примите еще одну валидолинку.
Страдающим приступами стенокардии рекомендуется принять 70 мг аспирина и 1 таблетку нитроглицерина, это предупредит возможный сердечный приступ.
Людям со страхом полета перед дорогой стоит выпить коктейль из 40 капель валерианы, пустырника или корвалола. Это уменьшит учащенное сердцебиение и успокоит нервишки.
Людям с сосудистыми проблемами и варикозом нужно стараться избегать пережима сосудов: не класть ногу на ногу, не держать их в согнутом состоянии длительное время, не подкладывать их под себя. Лучше почаще шевелите ими, сидите с вытянутыми ногами, старайтесь каждые полчаса пройтись по салону.
И по возможности выбирайте место у прохода. Так вы сможете вытянуть ноги и вставать, когда пожелаете, не беспокоя сидящих рядом людей.
Людям с проблемами сосудов и тромбов стоит во время пути пить больше жидкости, только не кофе, колу или алкоголь – в идеале чистую негазированную воду.
Чтобы избежать обезвоживания кожи, захватите в полет термальную воду и время от времени опрыскивайте лицо. Что касается крема, то перед дорогой отдайте лучше предпочтение увлажняющему, а не питательному (который сильно утяжелит кожу при летных нагрузках).
Тем, кто страдает проблемами дыхания, нужно взять в дорогу сосудосуживающие капли (нафазолин, галазолин и прочие).
Если в полете почувствуете головокружение, сфокусируйте взгляд на каком-нибудь неподвижном предмете, например, на откидном столике перед вами.
Если заложило уши, попробуйте сильно позевать. Или зажмите нос и несколько раз сглотните.
Постарайтесь в дороге обойтись без контактных линз, замените их очками. Это позволит устранить возможные неприятные ощущения.
Если чувствуете, что становится плохо, сразу позовите стюардессу, или скажите соседу, что вам нехорошо, назовите ему свое хроническое заболевание, чтобы окружающие знали, как действовать, если вы отключитесь.
КАК В ДОРОГЕ РАЗМЯТЬСЯ?
Инструктор йога-центра «Просветление» Виктория Бегунова рассказала «Комсомолке» об упражнениях для правильного дыхания, восстановления кровообращения и расслабления, которые можно выполнять в полете, не вставая с кресла. Распечатайте их и возьмите с собой в дорогу! Дальше…
КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛЕТ С МЛАДЕНЦЕМ?
До того, как ребенку исполнится год, полетов лучше вообще избегать. Но если все-таки возникла такая необходимость, готовьтесь основательно!
Заранее уточните, предоставляет ли авиакомпания детскую люльку, большинство перевозчиков имеют такой сервис.
То же касается детского питания для грудных младенцев. Только заказ специального питания нужно делать заранее, минимально за 36 часов до вылета.
Место выбирайте ближе к хвосту, там, как правило, подлокотники поднимаются, вам будет удобнее расположиться.
Просите, чтобы кресло дали у прохода – если ребенок будет плакать или потребуется поменять подгузник, вы сможете вставать без проблем, не мешая соседям.
Кстати, о подгузниках. Их нужно поменять прямо перед перелетом, а во время полета это можно сделать в туалете – почти во всех самолетах там есть специальный откидывающийся столик.
Во время взлета и снижения самолета у младенца может появиться боль в ушах и заложенность носа. Поэтому перед взлетом нужно обязательно удалить слизь с помощью ватных тампонов и закапать ему в нос сосудосуживающие капли.
Снизить заложенность детских ушек поможет питье из бутылочки через соску.
Не кормите ребенка слишком плотно перед полетом. Да и во время тоже. А вот давать пить – обязательно. Из-за очень сухого воздуха и для поддержания водного баланса организму требуется жидкость.
Во время полета на большой высоте ножки ребенка могут отекать, поэтому обувь в самолете лучше снять.
НА ЗАМЕТКУ
Думаете, что в отпуск летите с детьми и любимым мужчиной? Еще и с миллиардами микробов и бактерий! Вместо лишнего купальника и пары босоножек возьмите с собой на курорт двойной запас антибактериальных салфеток и геля. Потому как даже в самых хороших самолетах живут и отлично себя чувствуют микробы и бактерии. Ужас-ужас-ужас? Да вовсе нет. Просто надо знать самые грязные места.
Источник
Независимо от того, какого уровня самолет и насколько престижна авиакомпания, перелет представляет собой опасность. Риск разбиться намного меньше, чем вероятность заполучить инфаркт, инсульт или другую сердечно-сосудистую катастрофу. Отправляясь в путешествие на самолете особенно осторожными должны быть сахарные диабетики, курильщики, гипертонические больные, беременные, люди в постинфарктый, послеоперационный и постинсультный периоды. Удивительно, но даже те, кто принимают контрацептивы в таблетках, тоже должны быть настороже и знать о рисках связанных для них с перелетами.
Перелетные угрозы для здоровья
На пассажира в салоне действуют отрицательные факторы еще до взлета и продолжаются они до самого приземления. К ним относят:
– Переживания при сборах, прохождении таможенного контроля, посадке. Даже у здорового человека хлопоты перед поездкой способны подорвать нервную систему. О гипертониках и сердечниках и говорить не стоит. Скачки давления, тахикардия, приступы кардиалгии – все это может сопутствовать в сборах и при прохождении всех формальностей на пути к заветному самолету. Дополнительный стресс присутствует у аэрофобов, которые панически бояться летать. В данном случае уровень адреналина в крови зашкаливает и без приступа гипертонического криза или стенокардии будет достаточно сложно обойтись;
– Перегрузка повышенным давлением при взлете и посадке. Понятно, что при взлете и посадке организм получает нагрузку как на сосуды, так и на сердечную мышцу. Они вынуждены подстраиваться и достаточно быстро под изменения давления при разгоне, отрыве от земли и наборе высоты, а также возвращении на твердую землю аэропорта;
– Турбулентность, вибрационная нагрузка. При таких типах воздействия к переживаниям добавляется риск отрыва атеросклеротической бляшки, возникновение сбоев в ритме сердца;
– Снижение концентрации кислорода при наборе высоты. Казалось бы, ну все, летим по ровной линии в пункт назначения. На самом деле на высоте начинает сказываться на состоянии организма недостаток кислорода. Развивается гипоксия мозга и сердечной мышцы. Именно на этом этапе полета появляются головокружения, сонливость, одышка, перебои в работе сердца. Для людей с ишемической болезнью сердца и постинфарктных больных это может привести к обострению или даже повторному инфаркту. Для людей с астмой даже советуют брать с собой ингалятор, так как гипоксическая обстановка с большой долей вероятности приводит к приступу;
– Снижение атмосферного давления в салоне. На высоте регуляция артериального давления в организме может быть нарушена из-за непривычности внешнего атмосферного давления. Сосуды могут, как чрезмерно сужаться, так и расширяться;
– Нахождение в неподвижном неудобном положении длительное время. Это наиболее частая причина проблем в воздухе со здоровьем. Суть ее заключается, конечно, не в гиподинамии, а в нарушении полноценного кровообращения в конечностях из-за передавливания сосудов во время длительного сидения. Застой крови и неполноценное выведение продуктов обмена из клеток и сосудов ног провоцирует слипание тромбоцитов и формирование тромбов. Если тромболитическая система организма не сработает вовремя, то тромб вполне может оторваться и вызвать инфаркт, ишемический, инсульт, тромбоз глубоких вен, легочную эмболию. Доказано, что именно тромбоз в результате перелета стал причиной смерти трех человек в Японии и десятерых в Великобритании. Особенно опасно садиться в самолет, если перед этим накануне было погружение на глубину. Риски тромбозов в этом случае удваиваются.
Профилактика «самолетных» осложнений
Многие факторы исключить невозможно, но вооружиться необходимыми средствами защиты и знаниями просто необходимо. Во-первых, необходимо собрать аптечку самых важных лекарств. В нее входят валидол, седативные препараты, нитроглицерин, препараты от давления, таблетки от укачивания и т.д. Некоторым может быть прописан врачом дополнительный кислород во время перелета. Этот момент стоит согласовать с авиакомпанией и взять с их разрешения кислородную подушку на борт. Как профилактику накануне можно принять таблетку разжижающего кровь препарата (например, на основе ацетилсалициловой кислоты). Показано употреблять до и во время полета достаточное количество чистой воды, чтобы предотвратить обезвоживание. Алкоголь и кофе в качестве спасения от обезвоживания рассматривать не стоит. Они только усугубят проблему с сердечно-сосудистой системой и увеличат давление и могут даже спровоцировать сгущение крови. При длительных перелетах показано надевать компрессионное белье, периодически вставать и разминать ноги, прохаживаться по салону.
Противопоказания к перелетам
Не стоит забывать, что человеку с больным сердцем необходимо согласовать возможность полета на самолете с лечащим врачом. Полностью противопоказаны перелеты в течение 2 недель после перенесенного инфаркта, инсульта, при нестабильной стенокардии, неконтролируемых нарушениях ритма, в ранний постоперационный период после шунтирования, в случаях декомпенсации сердечной недостаточности.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Знаете ли вы, что для стюардессы «полетный» стаж, необходимый для выхода на пенсию, составляет всего 10 лет? И это не благотворительность и не жест доброй воли работодателя, а признание того печального факта, что любой, даже самый короткий перелет – это испытание для организма.
На минимуме
Что происходит в полете? По мере набора высоты падает атмосферное давление и содержание кислорода в воздухе.
На высоте 10000 метров (на которой в основном и летают пассажирские лайнеры) содержание кислорода в воздухе становится критически низким. Это серьезная нагрузка на сердце даже у молодых и здоровых людей, а для пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями – подавно. Сердечный приступ – главная причина, по которой так часто во время полета раздается призыв «если на борту есть врач, просьба сообщить об этом членам экипажа».
Крайне негативно перелет влияет на состоянии вен. В самолете человек вынужден долго сидеть, зачастую – в неудобном положении. Пребывание в некомфортной позе вызывает сильную нагрузку на ноги, в результате чего происходит застой крови и замедление кровотока. Это может привести к возникновению тромбоза. Если после продолжительного сидения человек резко встает, тромб может оторваться. В группе риска – люди с варикозным расширением вен или те, у кого хоть раз в жизни диагностировали тромбофлебит, тромбообразование и т.д.
Влажность воздуха в салоне самолета обычно не превышает 10-20% (при норме – 50-60%). Это негативно влияет на работу дыхательных путей. Поэтому такие заболевания как пневмония, обострение бронхиальной астмы, недавно перенесенные операции на грудной клетке, повышенное легочное давление, а пневмоторакс (скопление газов в плевральной полости) служат абсолютным противопоказанием для перелетов.
Бомба на борту
Еще одна жизнеугрожающая ситуация – наличие у человека аневризмы аорты (растягивание и истончение стенок сосудов). В обычных условиях болезнь может никак не проявлять себя, но по сути человек носит в себе бомбу с часовым механизмом – стенки сосудов напряжены, и могут лопнуть в любой момент. Вероятность такого варианта развития событий в полете резко возрастает. Спасти человека с разрывом аорты в 90% случаев не удается даже в условиях стационара, а в полете это равносильно неминуемой гибели. Кстати, аневризма аорты – не такая уж и редкая патология. При вскрытии она обнаруживается у 7% людей, умерших по другим причинам. Врачи убеждены, что если провести поголовное скрининговое исследование, число пациентов возрастет втрое.
Исследования показывают, что стюардессы в два раза чаще страдают от рака груди и от меланомы по сравнению с остальными женщинами. Среди возможных причин – воздействие ионизирующего космического излучения. Если замерить уровень радиации в самолете, вы обнаружите, что она превышает установленную норму почти в десять раз (при норме 0.20 мкЗв/час показатели на борту доходят до 3.00 мкЗв/час и более). Это связано с тем, что во время полета самолет поднимается в верхние слои атмосферы, которая служит естественным щитом от воздействия космической радиации. А чем меньше защитный слой – тем выше уровень радиации.
Онкологические заболевания провоцирует и джетлаг (десинхроз) – синдром, вызванный сменой часовых поясов и нарушением биоритмов. Его симптомы – усталость, головная боль, тошнота и общий дискомфорт. Физиологи считают, что при пересечении 3 часовых поясов организму для восстановления нужно около 4 дней при пересечении 6 часовых поясов – 6 дней, при пересечении 12 часовых поясов – около 9 дней.
Если у человека, отправляющегося в продолжительное путешествие, есть время для восстановления, то у тех, кто регулярно совершает марш- броски в разные части света, риски накапливаются и суммируются.
Как часто можно летать без вреда для здоровья?
Точную безопасную периодичность полета врачи пока не вычислили. Однако последнее исследование показало, что людям среднего возраста без вреда для на короткие расстояния можно летать не чаще двух раз в месяц (два перелета туда – обратно), и одного раза в месяц (в обе стороны) в том случае, если полет длится более 5-6 часов.
Что делать тем, кто вынужден летать чаще?
«Первое, что нужно сделать людям, которые часто летают – пройти полную диагностику организма, чтобы узнать свои слабые места и заблаговременно подготовится к перелету, – поясняет кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории Ольга Александрова, – Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нужно помнить, что в полете существует риск возникновения сердечного приступа. Поэтому накануне поездки необходимо проконсультироваться с врачом. Пациентам, состоящим на учете, в таких случаях назначают плановую медикаментозную терапию.
Пациентам с заболеваниями венозной системы в полете нужно регулярно выполнять специальные упражнения, цель которых – восстановить кровоснабжение в ногах, вставать с кресла и перемещаться по салону. Людям с варикозной болезнью в полете строго рекомендован компрессионный трикотаж.
Остальным путешественникам достаточно придерживаться общих правил безопасности – в полет надевать комфортную свободную одежду и обувь, больше пить воды, чаще вставать с кресла».
Источник
Почему люди не летают как птицы? Потому что произошли не от того класса животных. Впрочем, бог не зря дал нам разум, люди не смирились с аксиомой «рожденный ползать летать не может» и устремились в небо на разнообразных подручных средствах. И стремились долго и настойчиво, пока воздушный перелет не стал естественной, привычной частью бытия. Однако человеческий организм не чувствует себя в небесах как дома, как бы ему ни хотелось. Даже в салоне комфортабельного лайнера вы подвергаетесь вредному влиянию перегрузок и перепадов атмосферного давления. А если к тому же вы подсознательно боитесь летать, летите в сухом воздухе салона эконом – класса через океан, сидя несколько часов без возможности размять ноги – назвать такую дорогу легкой не получится.
Конечно, периодические перелеты не вредят здоровым людям – у нашего организма достаточный запас крепости, чтобы легко пережить несколько часов в небе раз в полгода. Однако, если вы страдаете определенными хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой систем, варикозным расширением, тромбофлебитом- летайте осторожно.
Многие испытывали после перелета или длительного путешествия дискомфорт, чувство тяжести и распирания в ногах, судороги, обнаруживали отек, возникало желание предать ногам возвышенное положение. Все это является следствием долгого и неудобного нахождения тела в кресле самолета. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. А долгое пребывание, сидя с малой подвижностью во время путешествий, приводит к замедлению кровотока в ногах, к венозному застою. Это в сочетании с другими факторами, в том числе и обезвоживанием, сопутствующими заболеваниями и проблемами, увеличивает риск развития тромбоза вен.
Также во время полета увеличивается риск развития осложнения варикозной болезни – тромбофлебита, нарастания явлений венозной недостаточности (это проявляется усилением ранее возникающих жалоб, появлением отека, зуда и судорог, может открыться трофическая язва).
При этом мало кто задумывается, что перелеты, особенно на длительные расстояния, могут быть очень опасны для нашего здоровья. По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может привести к тромбоэмболии легочной артерии и смерти.
К основным факторам, повышающим риск тромбоза вен, относят:
предшествующая история тромбоза вен, генетическая предрасположенность к тромбозам (тромбофилия);
онкологическое заболевание;
выраженная сердечная недостаточность;
недавняя хирургическая операция или травма;
ограничение движений ног (иммобилизация);
возраст (чем старше – тем выше риск);
прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);
беременность;
избыточный вес;
в случае путешествий, место у окна.Признаками тромбоза глубоких вен являются отек и боль в голени, кожа голени может приобретать синюшный оттенок. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди, возможна потеря сознания. В тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Есть вероятность возникновения такой ситуации и спустя несколько часов или дней после перелета.
Тромбофлебит варикозно измененной вены проявляется болью, покраснением, уплотнением по ходу выпирающей вены, как правило, по внутренней поверхности ноги. Если у вас появились вышеописанные жалобы, обязательно пройдите ультразвуковое сканирование вен, консультацию сосудистого хирурга – флеболога. Также поводом для ультразвукового обследования вен могут явиться сохраняющиеся в течение нескольких дней после прилета, казалось бы, привычные для вас жалобы в ногах.
Коварство тромбоза вен в том, что в 25% случаев он развивается бессимптомно – человек может сидеть и не знать, что у него развился тромбоз.
Существуют некоторые способы, помогающие предотвратить развитие застоя крови в венах ног.
Итак, общие рекомендации для летающих пассажиров:
На время перелета надевайте компрессионный трикотаж (чулки, гольфы);
Старайтесь периодически вставать и прохаживаться по салону;
Гуляйте по салону каждый час, если вы сидите у окна, не стесняйтесь побеспокоить соседа;
Если нет возможности вставать время от времени, двигайте ногами: совершайте круговые движения ступнями, шевелите пальцами, приподнимайте ноги с пятки на носок (педальные движения);
Ускорить ток крови по венам поможет и глубокое брюшное дыхание;
По возможности не сгибайте ноги под острым углом, чем больше вы их вытянете, тем лучше будет ток крови по сосудам;
Не сидите, закинув ногу на ногу;
Пейте достаточное количество жидкости, исключите алкоголь;
Выполняйте текущие рекомендации врача. Это могут быть препараты, разжижающие кровь (антикоагулянты), венотоники, если у вас уже были эпизоды тромбоза и пр.;
Если вечером в день прилета сохраняется дискомфорт в ногах, поможет охлаждающий душ на ноги, возвышенное положение ног в сочетании с упражнением: приведение стопы к себе – отведение от себя в течение 30 минут.Выполняйте все эти советы правильно, и это поможет уменьшить те неприятные ощущения, которые мы получаем после длительного полета. А можно подойти к вопросу защиты своих вен и здоровья более профессионально!
Если у вас варикозное расширение вен или вы уже ранее перенесли тромбоз вен, а предстоит длительный перелет или частые перелеты, пройдите ультразвуковое сканирование вен у флеболога. Не дожидайтесь осложнений, узнайте о необходимости лечения и правильной профилактике тромбоза.
Поднимаясь по трапу самолета, настраивайтесь на хороший полет, соблюдайте нехитрые правила безопасности и наслаждайтесь полетом!
Будьте здоровы!
Источник