Какой прием не используется при лепке сосудов в старшей группе
Нет КОРОНАВИРУСА
21 октября 2018 · 321
Свободный художник: люблю и умею готовить вкусную еду, растить цветы и отвечать…
Собственно, в старшей группе лепят по представлению или с натуры, и показ приемов не производится, важно самостоятельное творчество. Учат пластическому способу лепки из целого куска, ленточному – с дном-основой, простейшим способам декорирования.
С огромным удовольствием узнаю новое сама, с еще большим – хочу делиться…
Дети сначала наблюдают и рассматривают предмет, который будут лепить. Воспитатель может только направлять детей, показывать незначительные технические приемы лепки, оставляя всю свободу творчества детям, которые должны использовать все изученные ранее приемы самостоятельно.
Есть ли польза от крестиков на укусах комаров, делать которые нас учила бабушка?
Врач анестезиолог- реаниматолог, кулинар и просто хорошая девушка
Ох, чувствую полетят в меня минусы, но что не сделаешь ради правды!!!
После недолгого изучения форумов мне открылась истина:
“В летнее время, когда комары злые и кусаются, как собаки, то на теле от их укусов появляется страшный зуд и покраснения. Мне всегда от этого помогало, такой народный метод, как хорошенько послюнявить это укусанное место, и поставить ногтем, вырисовывая крестик по самой середине укуса, три раза. От такой процедуру ранка от укуса не чешется и быстро заживает. Я сама лечусь от комариных укусов таким методом и своему ребенку делаю так же. Ко мне даже дочка, специально подходит, чтобы я ей послюнявила ранку и сделала крестик на укусе комара.”
“Во первых надо знать, что комар кусает человека только в том месте, где у него образовался тромб. Поэтому, он наш лекарь, который помогает разбить тромбы и улучшить кровообращение. Ставить крестик на месте укуса, это просто старая традиция. Убрать зуд лучше всего поможет сера из уха своего. Вот её можно и крестиком, и ноликом, и как угодно намазать, поможет точно.”
А так, думаю крестик помогает немного отвлечься и ” разогнать” кровь в месте укуса. На фоне чего зуд быстрее проходит.
Прочитать ещё 2 ответа
Говорят, что каждый может восстановить зрение (-4) с помощью ежедневной гимнастики для глаз. Так ли это?
Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно понять, какие изменения в глазу вызывают близорукость и обратимы ли они.
Близорукость — это такое состояние глаза, когда изображение при взгляде вдаль формируется не на сетчатке, как должно быть, а перед ней, в результате чего далекие предметы видны размыто. Упрощённо говоря, возможны две причины близорукости, и лишь с одной из них могут справиться упражнения.
- Перенапряжение цилиарной мышцы — той самой, что изменяет кривизну хрусталика, позволяя нам фокусироваться на близких предметах. Это обратимые изменения. Возможно, вы слышали термин «ложная близорукость» — вот это она. В такой ситуации с помощью глазных упражнений и других физиотерапевтических процедур действительно можно привести мышцу в нормальное состояние и восстановить зрение.
- Рост глазного яблока в длину, то есть приобретение им вытянутой формы вместо шарообразной. Такое состояние ещё называют «истинной близорукостью». Это наиболее частая причина близорукости и, к сожалению, необратимая. Упражнения здесь не помогут.
## Как диагностировать
Если вы подросток или ребенок и заметили ухудшение зрения недавно (3-6 месяцев или меньше) — скорее всего, здесь имеет место перенапряжение цилиарной мышцы, обратимое. Если вы взрослый и зрение резко ухудшилось после длительной работы — тоже. Если же зрение постепенно ухудшалось в детстве или подростковом возрасте и уже долго сохраняется плохим, то это почти наверняка рост глазного яблока в длину, который не обратить.
Чтобы точно узнать, какая из причин имеет место в вашем случае, нужно посетить опытного врача. После этого будет понятно, помогут ли вам упражнения (а также нужно ли вам носить очки, когда это делать и так далее, но это уже не относится к теме вопроса :).
## Альтернативные теории
Обычно исцеление близорукости с помощью упражнений обещают адепты альтернативных теорий устройства глаза. Согласно им, точка зрения «официальной медицины», которую я изложил выше, неверна. «На самом деле» глаз работает по принципу фотоаппарата: якобы, чтобы сфокусироваться на близком предмете, внешние мышцы глаза вытягивают глазное яблоко в длину. А это значит, что необратимого роста глаза в длину не существует. Мышцы просто перенапрягаются и задерживают глаз в вытянутом положении, но благодаря упражнениям любой человек может расслабить их и восстановить зрение.
Звучит воодушевляюще, однако за сотню лет существования этой теории накопилось более чем достаточно информации, чтобы признать её несостоятельной. В настоящее время её эксплуатируют люди, чтобы внушить людям надежду, а затем устраивать платные семинары по восстановлению зрения и продавать БАДы. Некоторым это действительно помогает: например, тем, чья близорукость была вызвана перенапряжением цилиарной мышцы (см. выше), упражнения могут расслабить её и вернуть зрение. Но это не заслуга альтернативной медицины: таких людей вылечил бы и обычный врач.
Иногда сторонники альтернативной медицины также рассказывают, что все эти мышцы перенапрягаются из-за неправильных взглядов на мир, напряженного ума, проблем с психикой. Я встречал истории и даже книги от людей, которые с помощью работы над своим мировоззрением, различных «позитивных установок» и самовнушения якобы восстановили себе зрение, но это не согласуется с научными данными (как минимум тем, что не существует механизма, который бы позволил обратить рост глаза вспять), то есть является либо шарлатанством и мошенничеством, либо примером очень выраженного плацебо-эффекта. Не знаю, чем на самом деле — решайте сами 🙂
## Что делать
Итак, упражнения помогают восстановить зрение далеко не всем, однако важно понимать, что они в любом случае полезны по другим причинам: улучшают кровообращение, снимают напряжение, помогают глазу дольше функционировать без проблем, уменьшают риск осложнений близорукости, могут снизить скорость снижения зрения. Поэтому, если есть время, можно начать заниматься ими: даже если это не улучшит зрение, то всё равно будет полезным.
А если у вас совсем много времени и желание проверять всё на себе, можно попробовать провести эксперимент: попробуйте поверить в одну из альтернативных теорий (если это получится сделать после прочитанного сейчас), согласно которой возможно исцелить близорукость, найдите какую-нибудь тематическую книжку, начните заниматься упражнениями, всякими позитивными установками и прочими ненаучными вещами — есть вероятность, что плацебо-эффект тут работает и зрение действительно станет лучше. Но мне не особо верится 🙂
И не забывайте посещать врача хотя бы раз в год. При близорукости растянута сетчатка и ухудшено кровообращение, что может приводить к очень неприятным осложнениям вроде отслоения сетчатки и полной потери зрения. Не стоит этого пугаться, у вас средняя степень близорукости, при регулярной диагностике осложнений можно избежать. Просто не забывайте ходить ко врачу. И вот, кстати, ещё один плюс от упражнений: кровообращение улучшается —> обмен веществ в сетчатке улучшается —> риск осложнений снижается.
Прочитать ещё 4 ответа
Что можно сделать из куска глины для скульптуры, если никогда раньше лепкой не занимался?
Хозяйка не большого домашнего зоопарка))) Имею несколько высших образований…
Если у вас есть ребенок, то можно полепить с ним различные фигурки, может зверей, или фрукты, персонажей мультиков, например. Если ребенка нет, то можно в поисковых системах посмотреть обучающие видео по лепки, чего-нибудь простого, например, блюдца или декоративную доску для резки.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник
Светлана Ивановна Гаврилова
Развитие дошкольников в пластическом творчестве (лепка)
Специфика пластической деятельности детей
Говоря о лепке в детском саду, имеется в виду изобразительная деятельность, в процессе которой, дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать у детей умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества. На занятиях лепки развитие этих качеств имеет свои особенности. Так любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета сознание дошкольника формируется образ. Во время лепки исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Если не приходится прибегать к условному изображению. Кроме того, лепка в большей мере развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передачи формы. Поэтому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что ведет к интенсивному развитию творчества. Быстрое освоение детьми способов изображения, дает возможность раньше, чем в других видах изобразительной деятельности, перейти к сюжетной лепке из 2-3 фигур. Создание пластической композиции не требует от дошкольника учитывать законы перспективы,так как вылепленные фигуры располагаются в реально существующем пространстве: на доске или глиняной подставке. При соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, т. к. возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления глины.
Можно несколько раз переделывать формы, что невозможно сделать при рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует к игровым действиям с ней. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Специфику лепкиопределяют материалы: глина, окрашенная ангобом (жидкая глина, поддается обжигу в муфельной печи – получается настоящая керамика. В результате ребенок знакомится с приемами создания посуды и других керамических изделий, что расширяют его представления об окружающем.
В процессе лепки развиваютсятрудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в порядке. В лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменение формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.
В лепке дети работают обычно с объемным предметом, форма которого имеет в основе геометрическое тело. Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб; в средней – конус, овал, цилиндр.
Методы и приемы развития творчества
В младшей и средней группах дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепкии точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение. Иногда при лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приемов лепки одновременно.
Обучение данным техническим приемам может носить индивидуальный и групповой характер. Приемы обучения детей 2-3 лет направлены на освоение формы, предметов путем сенсорного обследования, на создание эмоционального настроя во время лепки, что связано с зарождением образного начала в лепке.
Приемы обучения творческим действиям в подготовительной группе имеют много общего с применяемыми к детям шестого года жизни, но часть приобретает иной характер.
Детей знакомят с произведениями искусства, со скульптурами малой формы В. Д. Горлова, Е. И. Чарушина, А. Г. Сотникова. Чтение сказок и рассказов делают несколько иначе, чем ранее. Например, перед чтением сказки «Приключение Буратино» детей предупреждают, что они будут лепить на тему этой сказки. Во время чтения воспитатель останавливает внимание на иллюстрациях, объясняет действия чародеев. Это поможет понять сюжет, повысит интерес к тексту и иллюстрациям, которые обогатят замыслы детей. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтения художественной литературы с целевой установкой. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства, картинки, не подсказывают скульптурных. Дети должны, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить изобразительные и технические приемы использования.
В младшем дошкольном возрасте дети, раскатывая глину пальцами не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы формировать чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, предлагается сначала раскатывать палочку, вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать тот или иной способ действия, но и производить движения его рукой, обращая внимание на действие и положение руки – это дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль,чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой. После освоения движения формообразующего движения по созданию цилиндра, учат детей преобразовывать его – сделать из палочки кольцо. Дети рассматривают готовое кольцо, затем показ воспитателя как надо лепить. Обратить внимание, что сначала надо найти концы у палочки, затем показать, как их соединить. Этот момент очень важен для воспитания способности контролировать свои действия. Воспитатель постоянно руководит процессом изображения предмета. Далее необходимо овладеть навыком формообразующим движением – сплющиванием. Затем обучение скатыванию кругообразными движениями, которым нужно научится при лепке шара – изображение неваляшки.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным, объяснением, действием. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность перейти к словесным инструкциям.
Во второй младшей группе объяснение задания не занимает более 3-4 минут, проходит эмоционально, после воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает обвести рукой его форму, четко называет ее. Показ способа изображения – наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Пояснения во время показа краткие, точные и выразительные.
В средней группе учат лепить человека. Это сложное задание, требующее умение требующее видеть пропорции, соотносить части фигуры. Объяснения четкие, немногословные, точные.Можно выделить 3 этапа:
1. Определение и называние цели лепки (используются игровые приемы, музыка, используется, прием напоминанием;
2. Рассматривание натуры, ее восприятие и обследование;
3. Объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие приемы использовать.
Частичный показ способа лепки может быть выполнен и ребенком, с его объяснением, как и что он делает. Каждый раз при выполнении того или иного приема воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, палацев. Если действие сложное его расчленяют на ряд простых и определяют термином. Иногда ребенку можно предложить повторить последовательность движений. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает совершить это движение с ним.
Повторенный показ тем, кто не понял, как его выполнить. Советами, вопросами помогать детям. Необходимо за 5 минут предупредить об окончании занятия. При анализе работ отличать не только положительные стороны, и указывать на ошибки.
В старшей группе можно давать лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, предлагают лепку по представлению.
В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный, декоративный характер. Дети лепят либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Воспитатель не должен мешать творчеству детей, он направляет. Во время лепки с натуры дети сравнивают свою работу с оригиналом, видят предмет со всех сторон, дети учатся зрительно делить объем куска, захватывать рукой столько глины, чтобы получилась нужная часть. От детей требуется изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения. При лепке животных жарких стран дети составляют фигуры из отдельных частей от общего куска глины.
При соединении частей фигурки, примазывают одну часть к другой, вставляют одну часть в углубление, предварительно сделанное. Дети добиваются большой устойчивости фигур на подставках с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основной фигурой. При лепки фигуры человека дети сравнивают части, устанавливают их соотношение. При лепке деталей головы дети от высокого или углубленного рельефа. При лепке посуды – новый способ лепки из колец, укладываемых одно на другое, места соединения смазываются с внешней и внутренней стороны. Другой способ – выбирание глины стекой из шарообразной и цилиндрической формы. Затем идет заглаживание поверхности водой. При изготовлении глиняных пластин, сначала создают эскиз в виде рисунка, затем по нему оформляют пластину углубленным и высоким рельефом.
Как и раньше перед лепкой дети наблюдают, рассматривают предметы. Детям задаются вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности. Чтобы дети поняли положение тека в движении предлагают им принять то или иное положение, затем анализируют положение частей тека. При объяснении действий расчленяются на основные части.
Детям с 7 лет дается в начале объяснение, воспитатель беседует с ними, уточняет основные выразительные средства, и показывает лишь то, что дети не умеют. Например, частично демонстрирует новый способ лепки сосудов и колец, т. е. показывает лишь незначительные технические приемы.
Литература.
1. З. А. Боброва «Лепка», Г. Г. Григорьва «Изо деятельность дошкольника»;
2. Е. Г. Макарова «В начале было детство: записки педагога»;
3. Г. Н. Пантелеев, Ю. В. Максимов, Л. В. Пантел «Декоративное искусство – детям»;
4. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду»;
5. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина «Лепка в детском саду»;
6. Н. Б. Халес «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»;
7. М. Ю. Черток «Повесть о глине».
Источник
1 тема. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование.
Виды и способы лепки.
Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)
Особенности пластического творчества.
Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.
Только занимаясь лепкой:
-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;
-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;
-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,
-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,
-глазомер, пространственное мышление;
-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;
-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;
-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;
-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна
-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности
Пластические материалы.
Глина. Это природный экологически чистый материал.Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.
Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведрона 1/ 3,затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.
Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.
Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.
Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.
Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.
Мукосоль, или соленое тесто.
Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)
Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.
Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.
Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся
в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.
Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.
Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.
Фольга
Вспомогательные материалы для лепки:
– дощечки для лепки
– станок с поворотным кругом
– стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)
-две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином; салфетки, тряпочки.
– каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.
– основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)
– бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.
– ножницы
Виды лепки
В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.
Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов),
Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.
Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).
Другие виды лепки:
Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)
Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков
Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки
Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности
По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.
1.Способы объемной лепки:
Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей ( как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.
Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.
Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.
Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).
Для лепки посуды используются способы:
Способ вдавливания ( в ср.гр.) =углубление в целом куске
Ленточный способ (ст.гр)
Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.
Выбирание стекой глины
Гончарный.
2.Рельефная лепка используется:
1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.
2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:
– барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;
– горельеф — сильновыпуклый рельеф,изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
– контррельеф —углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)
Способы оформления и декорирования
1. оттягивание с моделированием (клювик, ушки)
2. защипывание (лепестки)
3. загибание (край тарелочки)
4. использование приспособлений (валики, гребни, острые предметы)
5. дополнение другими материалами (налепы пластилином другого цвета, семена, крупы, ракушки)
Технические приемы лепки
(бывают ладонные и пальцевые)
Обучение с младшего возраста:
Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.
Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности.Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Обучение со среднего возраста:
Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.
Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.
Скручивание. Придание формы спираль.
Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.
Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Приступая к лепке, пластилин необходимо немного размять, но не очень сильно, иначе он становится липким и неприятным.
Лепку предмета начинают с основной, более крупной, части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют. Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие же детали лепят в последнюю очередь.
Для присоединения мелких деталей к крупным удобно пользоваться стекой. Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишний пластилин и заравнивать поверхности.
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.
Источник