Керамические сосуды эпохи бронзы

Керамические сосуды эпохи бронзы thumbnail

Наиболее важный момент, не только как и каким образом было открыто гончарство, но данная статья показывает , для чего собственно, и в каких целях, для решения каких насущных задач люди открыли технологию обжига керамики.

В современной российской науке существуют два известных и широко применяемых, но методологически и методически разных подхода к изучению древнего гончарства:

1) формально-классификационный, для которого характерно широкое привлечение методов естественных наук.

2) историко-культурный, основанный на методике А. А. Бобринского (Бобринский 1978, 1999; Цетлин 2012)

Термин «керамика» произошел от греческого слова «керамос», что означает глина. Изделия, полученные из глины с разными добавками и, обожженные до камнеподобного состояния, называют керамическими. В работе постоянно упоминается термин «ленточный способ лепки», «ленточный спиральный способ». что это такое? В гончарстве объективно существуют три способа наращивания строительных элементов: кольцевой, спиральный, бессистемный или комковатый (для лоскутного налепа). Строительные элементы — это ленты, жгуты, лоскуты (оторванные фрагменты от жгута) и комки. жгуты можно навивать по кольцу и спирали, ленты — в основном только по кольцу.

Существует два предположения о происхождении гончарства. Первое, что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из гибких веток, скорее плюща, и обмазанная для прочности и как считается водостойкости глиной. Эта гипотеза происхождения гончарства получила название «корзиночной» и долгое время была основной. Этому способствовали многочисленные примеры из жизни «примитивных» народов Африки, Азии, Южной Америки. Но в ходе специальных экспериментов было доказано, что плетеный сосуд, обмазанный глиной, при обжиге часто растрескивался и не держал форму, потому как обмазывать можно эффективно только изнутри.

Согласно другой гипотезе, первым пластическим сырьем для изготовления емкостей послужила не глина, а природные материалы органического происхождения, такие как навоз животных, птичий помет, в которых глина использовалась как связывающий компонент. Такие сосуды не обжигались, а лишь высушивались, так как были предназначены для хранения или переноса продуктов. Постепенно доля глины в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем. Когда такие сосуды попадали в огонь, его органические части сгорали, а глина приобретала особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя только глину, без плетения каркаса из веток или лыка. Только после обжига глина превращалась в новое, искусственное вещество — керамику. Вначале не удавалось идентифицировать пластичное сырье этой керамики, пока не была выдвинута гипотеза об использовании илов (Васильева 1994, 1999а). Что касается термической обработки изделий, то в рамках протогончарных производств происходит постепенное освоение гончарами новых и развитие старых технологических приемов. Это проявляется сначала в применении режимов низкотемпературного обжига изделий (то есть менее450–470°С) в условиях восстановительной или полу восстановительной среды с выдержкой при такой температуре от 30 минут и суток и более. Проведенные А.А. Бобринским специальные полевые эксперименты показали, что такой термический режим может создаваться в тех случаях, когда обжигаемые сосуды перекрыты достаточно толстым слоем золы . Дерево не будет гореть, если не будет нагрето до температуры воспламенения. Эта температура у каждого типа древесины своя. Для большинства же твердых материалов она колеблется около 300 °С.

Позднее И.Н. Васильевой эти опыты продолжены. Она использовала четыре мягкие корзины, сплетенные из стеблей рогоза. Первая была обмазана илом изнутри, вторая –глиной изнутри, третья – глиной снаружи и четвертая – глиной с обеих сторон. По мере высушивания на поверхности возникали трещины, наиболее значительные в четвертом случае, которые замазывались тем же материалом, из которого была сделана первоначальная обмазка.

После высыхания все корзины были обожжены в кострище под слоем сухого навоза примерно в течение двух часов. Первая и вторая корзины сохранились полностью, и совершенно не имели наружных и внутренних повреждений и при постукивании издавали звон. Третья корзина сохранилась полностью , но имела поверхностные, так и сквозные трещины, а четвертая – полностью разрушилась во время обжига. То есть возможным представляется способ нанесения материала именно изнутри, а не снаружи, тем более тело, теряющее при нагревании часть объема, за счет потери части воды (глина и ил) объем, а следовательно физические размеры уменьшаются, и как следствие, сосуд разрушается при соприкосновении с каркасом даже из гибких ветвей. То есть по опытам вероятнее всего изначально сосуды создавались путем обмазывания корзин именно изнутри. Но исследователи забывают важнейшую функцию данных сосудов, и как вероятно, произошел обжиг изнутри.

Важно отметить, что при горении эти материалы значительно повышают температуру, что способствует переходу процесса горения в автоматический режим. Так, например, древесина загорается при температуре примерно 300 °С, а температура пламени горящей древесины колеблется в пределах 600–1000 °С., в зависимости от типа древесины. Тополь горит при температуре около 500 градусов, а горящий граб и дуб дают температуру до 1000 градусов.

Керамика ленточной культуры

Читайте также:  Жизнь как сосуд наполненный

Все дело было в сохранении огня, особенно при миграции людей. Огонь, в виде древесного угля , укладывали в корзину, покрытую изнутри слоем негорючего ила, и ,очевидно, люди заметили, что хотя слой углей прилегающий к илу(глине) гаснет, но в центре сохраняются полноценные угли, из которых несложно раздуть огонь. А огонь, вне всякого сомнения в те времена был ценнейшим ресурсом, обладание которым гарантировала общине больший шанс на выживание. И такое устройство было удобно переносить, не обжигая рук и не рискуя сжечь скарб. Позднее, когда даже люди отошли от того, что такого рода посуда изготовлялась не только для ухода за огнем, но и в бытовых целях, огонь в таком многослойном сосуде было легко переносить, особенно при миграциях людей в начале бронзового века.

Сосуд Поздняковской культуры.ГИМ Москва

Сосуды покрывались специфическим узором, который сначала возникал спонтанно, как отпечаток материала плетения, особенно специфические крестообразные и свастичные рисунки на дне, а потом, согласно традиции, эти узоры наносили специально, даже при изготовлении на гончарном круге. До открытия железа, когда железо и кремень стали легким способом добычи огня, транспортировка углей в сосуде, оплетенном лозой, была легким способом сохранения огня в дороге, и с этим связаны и находки керамики с изображением свастики или крестообразных узоров на дне сосуда в захоронениях, то есть огонь давали умершим в дорогу. В Древней Греции остались следы этого культа в культе Диониса, где Зевс является Семеле в виде огня, а плющ (материал для оплетки сосуда) спасает юного бога, а в мифе о походе Диониса в Индию Гефест сопровождает Вакха, и по всей очевидности, это иносказание, то есть первоначально Гефест это сосуд с горящими углями, оплетенный лозой для удобства. Слово Гефест состоит из двух составляющих – Земля и светящийся, пылающий. То есть дословно , пылающая Земля. В Древнем Риме существовал культ Весты, как культ сохранения священного огня, и очевидно, это подобное верование. Культ Гефеста на Афинском Акрополе был частью культа Афины –Паллады, как и культ Диониса, где согласно Павсанию, был камень, посвященный этому божеству.

Ритуальная чаша с острова Рюген

Таким образом, керамический сосуд, а именно обожженный сосуд, первоначально сделанный путем обмазывания илом внутри корзины возник как средство сохранения огня, что нашло отражение в символах, покрывающих эти сосуды.

Сосуд с острова Крит, начало II тыс.до н.э. Видно плетение на сосуде.

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА, СДЕЛАННАЯ ПУТЕМ ОБМАЗЫВАНИЯ ИЛОМ (ГЛИНОЙ) ИЗНУТРИ КОРЗИНЫ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ОГНЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ
CERAMIC WARE MADE BY COVERING WITH SILT (CLAY) FROM INSIDE THE BASKET, WHICH AROSE FOR THE PRESERVATION AND TRANSPORTATION OF FIRE IN THE STONE AGE

https://synergy-journal.ru/archive/article4157

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход

https://www.litres.ru/sergey-urevich-solov/krito-mikenskaya-kultura-i-religiya-kak-chast-indoevr/chitat-onlayn/page-2/

Источник

13 июня, 2014 Эльвира

Античная бронза-сосуды

В Музее Археологии Вероны хранятся более двухсот экземпляров бронзовых сосудов этрусков и римлян из коллекций веронских собирателей XVIII — XIX веков. Большинство изделий из бронзы дошло до нас без указания места, где они были обнаружены, что затрудняет задачи археологов по определению цетров античного производства и распространению бронзовых сосудов на территории Римской империи. С большой вероятностью считают, что экспонаты веронского Музея найдены археологами на территории Италии, потому что веронские коллекционеры Музелли, Верита и Алессандри не обращались к зарубежным антикварам для пополнения своих коллекций. Таким образом, бронзовые сосуды характеризуют типичное производство на территории полуострова.

Бронзовый кувшин имперской эпохи I - III века, ручки приделаны в XVIII веке

Бронзовый кувшин имперской эпохи I — III века, ручки приделаны в XVIII веке

В античные времена бронзовые сосуды были дороже стеклянных и керамических, и обладание бронзовыми изделиями подчёркивало высокий социальный статус семьи так же, как и сосуды из серебра и золота (более редко встречающиеся).

В классической Греции сосуды из бронзы, часто больших размеров, были подношением богам в храмах и кубками победителей спортивных состязаний (в этом случае их наполняли ценным содержимым, например, оливковым маслом).

В Этрурии бронзовые вазы были в богатых домах, и часто ценные сосуды из бронзы сопровождали хозяина и в загробную жизнь. Такое же использование бронзовых изделий было и в Римской Империи, на фресках они встречаются в интерьерах богатых вилл и домусов.

Бронзовые сосуды этрусков использовали на банкетах в V - III веках ДО н.э.

Бронзовые сосуды этрусков использовали на банкетах в V — III веках ДО н.э.

Из-за ценности бронзовые сосуды были подарками, предметами обмена, дарами дипломатов и послов, объектами торговли и перевозки на большие расстояния, и даже предметами, которые прятали в клады и сокровища. В некрополях находят бронзовые сосуды намного древнее самого захоронения, и это позволяет сделать вывод, что эти бронзовые изделия передавали по наследству из поколения в поколение.

Эпоха поздней республики римлян - посуда для кухни и омовений

Эпоха поздней республики римлян — посуда для кухни и омовений II — I века ДО н.э.

Также в древние времена случались разграбления античных некрополей, и если там находили бронзовые вазы, то их снова использовали. Известны такие случаи, связанные с греческим городом Коринто. Этот город славился производством предметов обихода из особого сплава меди. В колониях, основанных Цезарем на этих территориях, систематически занимались разграблением некрополей Коринта и искали античные вазы из керамики и металла, которые даже получили название некрокоринтскиесосуды. Историк Светоний рассказывал, что император Август имел страсть к коллекционированию антиквариата, искал и приобретал античную бронзу из Коринта. Именно в эпоху Августа появилась мода на античные бронзовые сосуды, и ремесленники той эпохи подражали античным греческим моделям, когда работали с бронзой.

Сосуды из бронзы служили для разных целей: для кухни и столовой, обмываний в доме или в термах, как части систем отопления и для ритуальных обрядов. Разная форма сосудов предусматривалась в зависимости от назначения, но нам теперь не всегда понятно, для чего употребляли то или иное изделие. В Римской Империи фабрики по производству бронзовых изделий сначала возникли на территории Италии, а потом распространились в провинциях империи, например, в Галлии — современной Франции. Производство некоторых таких фабрик нам известно, потому что они клеймили свои изделия. Клеймо производителя — гарантия качества бронзового сосуда. Анализ распространения таких сосудов из бронзы определённых производителей помогает учёным определить пути распространения и торговли в Римской Империи.

Бронза имперской эпохи  I - III века

Бронза имперской эпохи I — III века

Бронзовые изделия в раскопках встречаются гораздо реже, чем керамические сосуды. В первую очередь, это вызвано тем, что раньше сломанные, деформированные и вышедшие из употребления бронзовые сосуды  переплавляли  и из этой ценной бронзы  делали новые  изделия.

В Археологическом Музее Вероны хранятся изделия из бронзы разных эпох и культур — этрусков, периода поздней республики римлян (I век до н.э.) и имперского периода (от Августа до III века н.э.). Некоторые бронзовые вазы реставрировали в XVIII — XIX веках, часто приделывая другие элементы, например, ручки от более ранних сосудов, смешивая возраст и стили изделий и внося неразбериху в аттрибуцию и датировку возраста изделий из бронзы.

Статьи на сайте об экспонатах веронских Музеев

Картины на меди                                        Медали в Музеях 1

Керамика 15-16 веков                               Фрески 14 века в Музеях

Гладиаторы-надгробия                             Светильники римлян

Древний клад в Музее                                 Гладиаторы — мозаика

Дароносица в Музее                                     Две амфоры из Музея

Римские амфоры                                           Городские рабы, часть 2

Надгробие Святой                                        Свинцовые гробы и камея

Городские рабы, часть 3                           Стекло римлян

Центурионы из Иллази                            Апулийская керамика

Картины на мраморе-парагоны            Римские плиты-украшения

Этруские урны в Музее

Источник

К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»

Методы математического анализа керамического материала в настоящее время получили широкое распространение. Их, можно сгруппировать в два больших блока: методы описательной статистики и методы структурного анализа. Описательная статистика широко применяется для характеристики наиболее распространенных элементов орнамента, мотивов — устойчивых сочетаний узоров, вычисления их удельного веса, количественной характеристики форм и т.д. Методы же структурного анализа орнамента с элементами теории информации, выявляющие структуру и внутренние взаимосвязи декоративных признаков, доминанты в орнаментальной композиции, типологическую значимость отдельных элементов декора, встречаются гораздо реже (Глушков, 1991, Молодин, Глушков, 1989; Степаненкова, 1992). Подобные методы используются, в основном, для исследования других категорий источника, таких, как бусы (Федоров- Давыдов, 1981), наборные пояса (Ковалевская, 1970).

Возможности различного вида источников при применении методов математической статистики зависят от различных факторов — большого или малого количества орнаментальных признаков, разнообразия узоров, отсутствия стабильности орнаментальной схемы и некоторых других.

Приведем пример структурного анализа орнамента керамических комплексов эпохи поздней бронзы таежной зоны (бассейн Конды, памятники Чилимка VII — гребенчато-ямочная традиция, Талья — лозьвинская культура). Керамика гребенчато-ямочной традиции отличается монотонностью узора, стабильностью орнаментальной схемы, устойчивым набором орнаментальных признаков. Схема характеризуется сочетанием рядов штампа (гребенчатого, крестового, типа “волны”, “сетки” и других) и орнаментальных поясов из ямочных вдавлений.

Весь орнамент на сосудах кодировался набором признаков, выделенных для каждого памятника. Определялись их частота, структура, качество и значимость связей. Количественное выражение связей элементов орнамента при отсутствии явной направленности вычислялось с использованием коэффициента сопряженности (Федоров-Давыдов, 1987). Группировка связей показывала пучки взаимосвязанных признаков, интерпретируемые как декоративные стандарты (типы) (“Структурная харак-

Читайте также:  Красота в сосуде заболотский что есть красота

keramika-kak-istoricheskiy-istochnik

теристика орнамента”, авторы Е.Ф.Сирота, И. Г. Глушков,
З.В.Степаненкова).

Чилимка VII. Керамический комплекс поселения Чилимка VII был закодирован 18 орнаментальными признаками (табл.1); выборка составила 75 сосудов.

Комплекс представлен сосудами, имеющими горшковндную форму со слегка отогнутым венчиком и плоским дном. Диаметр по венчику колеблется в пределах 20-35 см.

Орнамент отличается монотонностью. Орнаментальная схема представляет собой сочетание рядов штампа (гребенчатого, змейковидного и крестового) и разделительных поясов из ямок, креста и других элементов.
При анализе структуры взаимосвязей орнаментальных признаков было выделено несколько декоративных стандартов, которые характеризуются сильными положительными связями признаков, но описываются они, как правило, линейной направленностью связей, например на графе (табл.2) фиксируются линейные связи следующих признаков: 1 — ряд гребенчатого штампа; 6 — разделительный пояс из ямок; 9 — отпечатки крестового штампа; 10 — разделительный пояс из креста и другие. Более четко наличие орнаментальных стандартов демонстрирует граф отрицательных связей признаков (табл.2). Например, ямочно-луночного (признаки 4 и 5). Эти признаки характеризуются стойкой невстречаемостыю (более чем случайной) с остальными узорами — рядами гребенчатого, змейковидного, крестового штампов (1, 2, 3), при этом фиксируется ядро отрицательных связей, характеризующих эти элементы орнамента, что, вероятно, свидетельствует об одинаковой значимости этих признаков.

Отдельно следует остановиться на характеристике отрицательных связей признаков 3-7-6, которые представляют собой разделительные пояса из ямочных вдавлений. Они скорее всего являются однопорядковыми декоративными элементами, несущими одинаковую смысловую нагрузку, и поэтому вряд ли могут встретиться рядом на одном сосуде.

Поселение Сатыга. Орнаментальный комплекс сосудов поселения был закодирован 24 признаками (табл.З).

В керамическом комплексе выделяется несколько устойчивых сочетаний орнаментальных признаков, которые можно назвать декоративными стандартами (табл.4). Первый стандарт представлен сильными связями элементов 3 — рельефная сетка, 5 — ряд сдвоенных ямок, 13 — геометрический орнамент, 14 — ряд рамчатого штампа, 19 — ряд штампованного креста, 23 — линия прокатанного штампа типа “сетки”.
Второй орнаментальный стандарт состоит из таких элементов как: 2 — ряд рельефного креста, 6 — зигзаг из ямок, 8 — композиция из ямок и оттисков гребенки, 11, 18 — композиция из ямок и зигзага из гребенки и других. Однако, сильными постоянными связями характеризуются лишь элементы 2 и 22 (табл. 3, 4), остальные же образуются за счет малой встречаемости. В определенном смысле каждая сильная связь формируется за счет избирательности, своеобразного предпочтения одного признака другому.

Третий орнаментальный стандарт представлен следующими элементами: 1 — ряд рельефной волны, 4 — ряд косопоставленного гребенчатого и змейковидного штампов, 7 — ряд ямок, расположенных в шахматном порядке, 8 — композиция из ямок и оттисков гребенчатого штампа, 9 — ряд глубоких конических ямок, 11 — композиция из ямок и зигзага из оттисков гребенчатого штампа, 12 — ряда гладкого штампа и другие. Этот декоративный стандарт характеризует одну из групп керамики с орнаментом «рельефная волна”.

Для орнаментации керамического комплекса поселения Сатыга характерно наличие нескольких декоративных стандартов. Другими словами выделяется несколько групп керамики, различающихся орнаментацией: 1. Группа с сетчатым орнаментом: 2. Группа с орнаментом “рельефный крест”; 3. Группа с орнаментом “рельефная волна”. Это подтверждается не столько наличием сильных положительных связей между отдельными элементами, сколько структурой отрицательных связей (табл. 4). Признаки 1,2,3 очень редко или никогда не встречаются на одном сосуде. Это связано, вероятно, с тем, что эти орнаменты по их месту и значению в орнаментальной схеме являются однопорядковыми, несущими одинаковую информационную нагрузку. И именно по наличию этих основных элементов выделяются различные орнаментальные стандарты.

Таким образом, одной из особенностей структуры орнаментальных признаков керамических комплексов эпохи поздней бронзы Нижнего Прииртышья (гребенчато-ямочная традиция, лозьвинская культура) является однообразная декоративная схема, накладывающая отпечаток на механизм анализа связей. Особой интерпретационной значимостью обладали не признаки с сильной положительной связью, а наоборот — признаки с сильными отрицательными связями, показывающие неслучайный характер “роения“ декоративных мотивов. Такая специфика объясняется монотонностью гребенчато-ямочных узоров и отсутствием разнообразия в элементах орнамента.

Кроме того, отличительной чертой поздних гребенчато-ямочных орнаментов является и тот факт, что почти все выделенные признаки или большинство из них обладают типологической значимостью (высокая избыточность). Это так же может объясняться устойчивой орнаментальной схемой гребенчато-ямочной керамики и стандартным набором признаков.

В этот день:

Дни смерти1886 Умер Бернгард Васильевич Кёне — крупный нумизмат и геральдист Российской империи. Основатель и секретарь Русского археологического общества.1925 Умер Никодим Павлович Кондаков — русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Академик Петербургской АН.1978 Умер Артемий Владимирович Арциховский — советский археолог и историк, доктор исторических наук, член-корреспондент АН СССР, основатель и руководитель Новгородской Археологической экспедиции, известен как первооткрыватель, первый издатель и комментатор берестяных грамот.

Источник